Психологическое консультирование семьи как фактор успешной реабилитации
ребенка с инвалидностью
Львова Н.В. (Москва) Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Минтруда России» [email protected]
Аннотация. В статье раскрывается важность роли семьи в воспитании и развитии ребенка с инвалидностью. Показана значимость психологического консультирования как одного из направлений помощи семье, имеющей ребенка с инвалидностью, для гармоничного развития и успешной реабилитации ребенка. Рассмотрены особенности работы с такими семьями на разных этапах консультирования с учетом специфики родительских позиций, их мотивации, эмоционального состояния и личной заинтересованности.
Ключевые слова: семья, ребенок с инвалидностью, психологическое консультирование, реабилитация.
Psychological counseling for families as a factor of successful rehabilitation
of a child with disabilities
N. V. Lvova (Moscow)
Federal state budgetary institution Federal Bureau of medical and social expertise of the Ministry
of labor of Russia
Abstract. The article reveals the importance of the role of the family in the upbringing and development of a child with disabilities. The importance of psychological counseling as one of the areas of assistance to a family with a child with disabilities for the harmonious development and successful rehabilitation of the child is shown. The features of working with such families at different stages of counseling are considered, taking into account the specifics of parental positions, their motivation, emotional state and personal interest.
Keywords: family, child with disabilities, psychological counseling, rehabilitation.
Семья для ребенка является первым и главным социальным институтом, осуществляющим процесс воспитания и развития, становления личности и дальнейшей социализации. Внутрисемейные отношения, представляя для ребенка первый специфический образец общественных отношений, создают необходимые условия для формирования его характера, ценностных ориентаций, установок, эмоциональных отношений, образа «Я», самооценки. От стиля семейного воспитания, особенностей детско-родительских отношений во многом зависит успех ребенка в будущем. Для ребенка с инвалидностью семья приобретает еще большую значимость, поскольку зачастую, в условиях ограниченных возможностей здоровья, именно она становится основным источником, определяющим развитие, воспитание, психологическое благополучие и адаптацию ребенка в социуме.
Семья, имеющая ребенка с инвалидностью, представляет собой специфическую социальную категорию с особым статусом. Жизнедеятельность такой семьи обуславливается не только личностными особенностями ее членов, характером взаимоотношений между ними, но и большой зависимостью от проблем ребенка и необходимостью постоянного ухода за ним. Морально-психологические ресурсы родителей (родственников) и психологический климат в семье во многом решают дальнейшую судьбу ребенка.
Рождение в семье ребенка с инвалидизирующим заболеванием - тяжелое испытание для всех ее членов. Зачастую - это трагедия, приводящая к серьезной дестабилизации семейных отношений, непримиримым разногласиям между родственниками, значительному психологическому дисбалансу и дискомфорту внутри семьи. Забота о больном ребенке требует от семьи огромной сплоченности, взаимопонимания, поддержки, физической и психологической выносливости. Появление в семье «особого» ребенка, по мнению Я.О. Фурмузал (2017), может сопровождаться следующими типами родительских реакций:
• пассивная реакция (связна с недопониманием проблемы);
• гиперактивная реакция (проявляется в чрезмерной заботе о ребенке с инвалидностью);
• средняя рациональная позиция (отражает последовательное выполнение всех инструкций и рекомендаций специалистов, связанных с уходом за ребенком с инвалидностью и его лечением).
В отличие от семей, в которых отсутствуют серьезные проблемы со здоровьем детей, на семью с ребенком, имеющим инвалидность, возлагается ряд дополнительных функций -корригирующая, компенсирующая и реабилитационная, направленных на решение задач развития, восстановления психофизического, социального статуса ребенка, достижение им максимальной независимости и социальной адаптации [4; 7]. Реализация этих функций зачастую затрудняет выполнение родственниками основных семейных ролей и обязанностей, приводит к неудовлетворенности сложившейся ситуацией и жизнью, деформации, искажению внутрисемейных взаимоотношений [3].
Повседневная забота о больном ребенке, требующая от родителей (родственников) серьезных психологических и физических затрат, нередко порождает у них нарушения психоэмоционального состояния, приводит к упадку жизненных сил, обвинениям себя и других в случившемся, сужению круга общения. Семьи, имеющие ребенка с инвалидностью, зачастую характеризуются закрытостью, ограничением контактов с окружающими, нарушением супружеских взаимоотношений. Погружение в проблемы ребенка, отсутствие навыков эффективной коммуникации лишают супругов истинных потребностей друг в друге, порождают отчужденность, непонимание, истощение, одиночество, страх, ощущение вины, обиды. Такая внутрисемейная деструкция с нескончаемым, замкнутым кругом проблем нередко приводит не только к семейным конфликтам, но и к полному разрушению семьи. Проблема неполной семьи в семьях, имеющих ребенка с инвалидностью, является довольно часто встречающейся [8].
Что касается взаимовлияния родителей на ребенка с инвалидностью, и, наоборот, влияния такого ребенка на родителей, Душка А.Л. (2013) подчеркивает их равенство: с одной стороны, родительское отношение (например, по типу «охранительного» или «равнодушного» воспитания) может вызывать у ребенка вторичные нарушения, а с другой - особенности развития ребенка с инвалидностью также могут приводить к различным искажениям родительского отношения. И, к сожалению, зачастую именно родительское поведение становится искажающим фактором в развитии ребенка.
В зависимости от стиля воспитания, семьи, имеющие ребенка с инвалидностью, О.А. Федосеева (2013) разделяет на 4 основные группы:
• семьи с гиперопекой (сверхзаботливое отношение к ребенку; чаще присуще семьям с матерями-одиночками);
• семьи с гипопротекцией (холодный стиль общения, снижение эмоциональных контактов родителей с ребенком, его отвержение);
• семьи с сотрудничеством (конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка, вера родителей в возможности и успех ребенка, развитие и поддержка его самостоятельности);
• семьи с репрессивным стилем воспитания (авторитарная лидирующая позиция родителей с пессимистической установкой на будущее ребенка, ограничением его прав, жесткими требованиями, наказаниями).
Предупредить негативно влияющие факторы семейного воспитания на становление, развитие и благополучную социализацию ребенка с инвалидностью, по мнению Бубчиковой Н.В. (2018), возможно только при планомерном подключении взрослого в процесс развития ребенка с адекватным пониманием его специфических особенностей и возможностей.
Отмеченные выше особенности семей, имеющих ребенка с инвалидностью, отражают важность своевременного выявления психологических проблем у таких семей и возможность оказания им психологической помощи на любых этапах реабилитации. Одним из основных
направлений такой помощи является психологическое консультирование семьи, реализуемое в рамках психолого-педагогического и семейного консультирования.
Практика показывает, что круг запросов для психологического консультирования у родителей, имеющих ребенка с инвалидностью, чаще бывают связаны с такими проблемами как: трудности в обучении и воспитании ребенка, неадекватность его поведенческих реакций, наличие дисгармоничных отношений у ребенка со сверстниками, родственниками, нарушение супружеских отношений между родителями, имеющими «особого» ребенка и др. [5].
Диагностический процесс и психотерапевтическая работа в консультировании семей, имеющих ребенка с инвалидностью, предполагают решение следующих задач:
• психологическая поддержка родителей и родственников;
• развитие пропаганды психологических знаний среди членов семьи;
• оказание содействия гармоничному воспитанию и развитию личности ребенка с инвалидностью;
• информирование по вопросам индивидуально-физиологических особенностей ребенка с инвалидностью;
• разработка рекомендаций по поддержанию благоприятного психологического климата в семье;
• обучение навыкам и организация эффективной коррекционно-воспитательной работы с ребенком, имеющим инвалидность, в семье.
Начало консультирования строится на создании доверительных, откровенных отношений с обсуждением проблем семьи и планированием дальнейших встреч. Качество будущей работы во многом определяется степенью готовности родителей (родственников) к сотрудничеству, возможностями обратной связи от них. Соблюдение базовых психологических принципов (добровольности, беспристрастности, обеспечения равноправия и равенства сторон, ответственности, открытости и прозрачности, конфиденциальности) обеспечивает значительную долю успеха в работе.
Практика показывает, что большая часть родителей, имеющих ребенка с инвалидностью, позитивно, по-деловому относятся к консультированию и часто проявляют личную заинтересованность к данному процессу [4]. Сложности в работе могут представлять родители с низким уровнем мотивации, серьезными эмоционально-волевыми нарушениями, полным эмоциональным неприятием консультирования как такового. Сознательное (или неосознанное) сокрытие неблагоприятных факторов в развитии ребенка, его специфических особенностей могут затруднять диагностику, снижать качество консультативного процесса. В целях соблюдения интересов ребенка важно не допускать преждевременного отказа родителей от консультирования, его прерывания, и по возможности сконцентрировать усилия на смягчении их эмоционального дискомфорта, развитии адекватного, рационального понимания проблемы и путей ее решения, сформировать интерес к продуктивному взаимодействию. Самой эффективной в этом случае является индивидуальная форма работы.
Консультирование семей, имеющих ребенка с инвалидностью, строится по следующей
схеме:
1) анализ жалоб родителей и внутрисемейной ситуации;
2) психологическая диагностика;
3) консультирование всех или отдельных членов семьи [6].
Для оказания эффективной консультативной помощи важна организация взаимодействия специалиста и семьи на ранних этапах возникновения проблемы. Задача психолога - раскрыть родителям секреты, приемы, способы гармоничного развития и воспитания ребенка с инвалидностью, помочь в создании оптимальных условий и адекватных способов взаимодействия его с окружением. Наряду со значимостью заботы родителей о ребенке, важна работа, направленная на «воскрешение», возврат родителей к себе, к собственным интересам, увлечениям, работе [2]. Учет психологических факторов, родительских установок семьи, условий ее жизни, состава, культурного уровня,
материальных, жилищных и других возможностей позволит дать родителям и родственникам вполне выполнимые рекомендации по дальнейшему развитию, воспитанию, реабилитации ребенка, поддержанию благополучных семейных отношений.
В ходе консультирования не всегда возможно разрешение всех проблем семьи. Подчас данный процесс лишь определяет круг проблем, а их решение требует более длительного времени (2-3 встречи и более), совместных усилий членов семьи, необходимости посещения специальных дополнительных психокоррекционных занятий взрослыми и ребенком. В особо сложных ситуациях консультирование постепенно переводится в стадию психологического сопровождения семьи. Привлечение, при необходимости, смежных специалистов для решения семейных вопросов способствует успеху консультативной работы. Семьям, находящимся на пороге развода, но заинтересованным в сохранении союза, может быть рекомендован медиативный подход.
Таким образом, своевременная психологическая помощь семье, имеющей ребенка с инвалидностью, в виде психологического консультирования дает возможность формирования у родителей адекватного отношения к происходящему, раскрывает для них понимание возможностей гармоничного развития, воспитания и успешной реабилитации ребенка, помогает развивать умения оптимального семейного взаимодействия, поддержания благоприятного психологического климата, сохранения теплых отношений для успешной и счастливой жизни всех членов семьи, в том числе ребенка с инвалидизирующим заболеванием.
Литература
1. Бубчикова, Н.В. Особенности психологического консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.В. Бубчикова // Перспективные научные исследования: материалы Междунар. (заоч.) науч.-практ. конф., 2018 / Под общей ред. А.И. Вострецова. - Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич). - С. 80-83.
2. Душка, А.Л. Психологическое консультирование родителей ребенка с психофизическими отклонениями в развитии / А.Л. Душка // Вестник Чувашского университета, 2013. - № 2. - С. 93-97.
3. Лизунова, Г.Ю. Психологическое консультирование семей с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ с использованием медиативного подхода / Г.Ю. Лизунова, И.А. Таскина // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: материалы Межрег. науч. конф., 2018 / Под ред. Г.Ю. Лизуновой. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет. - С. 465-471.
4. Петрова, Е. В. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, как один из видов реабилитационной помощи / Е.В. Петрова, Н.И. Воронина // Вопросы медицинской реабилитации при оказании психиатрической помощи: Сб. науч. трудов / Под общ. ред. Е.В. Руженской. - Иваново, 2016. - С. 168-173.
5. Психологическое консультирование семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ // Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ». - М.: НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт», 2014. - 18 с.
6. Семаго, М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: метод. пособие / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. - М.: АРКТИ, 2005. - 335 с.
7. Федосеева, О. А. Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье / О.А. Федосеева // Молодой ученый, 2013. - № 9 (56). - С. 346-349.
8. Фурмузал, Я. О. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ / Я.О. Фурмузал, Т.А. Ярая // Научные достижения и открытия современной молодежи: Сб. статей победителей междунар. науч.-практ. конф.: в 2 частях, 2017. - Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.). - С. 1078-1080.