СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПСИХОЛОГИИ
УДК 159.9
Лизунова Галина Юрьевна
канд. филос. наук, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-3937-227Х e-mail: [email protected]
Таскина Ирина Анатольевна
канд. психол. наук, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-2388-3868 e-mail: [email protected]
Lizunova Galina
Candidate of Philosophical Sciences, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia
ORCID: 0000-0002-3937-227X e-mail: [email protected]
Taskina Irina
Candidate of Psychological Sciences, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia
ORCID: 0000-0002-2388-3868 e-mail: [email protected]
DOI 10.26425/1816-4277-2020-3-178-185
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ С МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Рассмотрен актуальный вопрос современного образования - вопрос психолого-педагогической поддержки семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Указано, что именно специально-организованная работа может помочь родителям и членам семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья справляться с трудностями воспитания ребенка, осуществлять его социализацию. В частности, представлены результаты исследования личности родителей ребенка младшего школьного возраста с задержкой психического развития, выбранного ими стиля воспитания ребенка, характера взаимодействия с ребенком. Кроме того, проанализирована эффективность составленной и апробированной программы психолого-педагогической поддержки семьи с ребенком с задержкой психического развития, изменения в поведении родителей и детей до и после апробации программы.
Ключевые слова: психолого-педагогическая поддержка семьи, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, задержка психического развития, родительско-детские отношения, психологический тип родителя, стиль воспитания, коррекционно-развивающая работа, инклюзивное образование.
Цитирование: Лизунова Г.Ю., Таскина И.А. Психолого-педагогическая поддержка семьи с младшим школьником с задержкой психического развития//Вестник университета. 2020. № 3. С. 178-185.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FAMILY WITH YOUNGER SCHOOLBOY WITH MENTAL RETARDATION
Abstract. An urgent issue of modern education - the issue ofpsychological and pedagogical support for the family with a child with health disabilities has been considered. It has been specified, that particularly specially organized work can help parents and members of family with a child with health disabilities to cope with the difficulties of raising child and carry out his socialization. In particular, the results of a study of the personality of the parents of a child of primary school age with a mental retardation, their chosen style of child upbringing, the nature of interaction with the child have been presented. In addition, the effectiveness of the compiled and tested program of psychological and pedagogical support for the family with a child with a mental retardation, changes in the behavior of parents and children before and after testing the program have been analysed.
Keywords: psychological and pedagogical support for the family, child with health disabilities, mental retardation, parent-child relationship, psychological type of parent, parenting style, correctional and developmental work, inclusive education.
For citation: Lizunova G.Yu., Taskina I.A. (2020) Psychological and pedagogical support for the family with younger schoolboy with mental retardation. Vestnik universiteta. I. 3, pp. 178-185. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-3-178-185
© Лизунова Г.Ю., Таскина И.А., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Перед современным обществом с каждым годом все острее становится вопрос равных возможностей получения полноценного всестороннего образования. Одним из приоритетов российской государственной политики в сфере образования на сегодняшний день, стало инклюзивное образование. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (далее - ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также национальному проекту «Образование» и федеральному проекту «Поддержка семей, имеющих детей», перед обществом и образованием стоят задачи воспитания «гармонично развитой и социально ответственной личности», «оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей» [1; 2; 8].
В связи с этим была сформулирована тема нашего исследования. Цель исследования: организация психолого-педагогической поддержки семьи с ребенком с задержкой психического развития (далее - ЗПР). Задачи исследования: теоретический анализ проблемы по теме исследования; исследование родительско-детских отношений и типа воспитания в семьях с ребенком с ЗПР; составление и апробация программы психолого-педагогической поддержки семье с ребенком с ЗПР.
Задержка психического развития - одно из наиболее распространенных нарушений развития, которое в настоящее время является не столько медицинским диагнозом, сколько результатом взаимодействия ребенка с социумом. Дети с ЗПР составляют примерно 50 % неуспевающих школьников в нашей стране. Появление ребенка с нарушениями развития ведет к изменениям уклада семьи, образа ее жизни на трех уровнях: психологическом, социальном и соматическом. Родители оказываются в состоянии неуверенности, страха, растерянности, в так называемом «психологическом тупике». Выполнение задач, поставленных национальными и федеральными проектами, невозможно без организации систематической, хорошо отлаженной психолого-педагогической поддержки семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. И. Ю. Левченко писала: «под концепцией психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, мы понимаем системный подход, позволяющий оказать этим семьям комплексную всестороннюю психокоррекционную помощь, включающую их психологическое изучение, консультирование и психокоррекцию» [3, с. 32]. По мнению И. И. Мамайчук, психолого-педагогическая поддержка семьи с особым ребенком - это система мер, принимаемых в следующих целях:
- снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;
- поддержание уверенности родителей в возможностях ребенка;
- формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка;
- сохранение адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания [6, с. 139].
Изучением вопросов нарушения в развитии и организации психолого-педагогической поддержки семьям занимались как отечественные ученые (Г. Е. Сухарева, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединский, И. Ф. Марковская, Н. Ф. Добрынин, И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева и др.), так и зарубежные специалисты (А. Штраус, Л. Лейтинен, Р. Пейн, А. Гезел, Р. Заззо и др.). Современные молодые исследователи также выбирают тематику инклюзивного образования и поддержки семей с детьми с ОВЗ объектом своего научного интереса, в том числе и Горно-Алтайского университета [5].
Согласно И. Ю. Левченко психолого-педагогическая поддержка семей должна осуществляться в двух основных направлениях: организация психолого-педагогической поддержки родителей и других родственников детей с нарушениями в развитии; психолого-педагогическая поддержка самих детей [3]. В результате оказания психолого-педагогической поддержки у родителей важно повышать уровень информированности об особенностях развития их ребенка, о специалистах и службах-участниках в совместной работе, формировать умения взаимодействия с ребенком, развивать чувство уверенности.
В соответствии с целями и задачами нашего исследования запланированы и осуществлены 3 этапа исследования:
Констатирующий этап - сбор данных при помощи методик: анкета «Психологический тип родителя» (В. В. Ткачёва), «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга и В. В. Столин), тест «Семейная социог-рамма» (Э. Г. Эйдемиллер и О. В. Черемисин), проективная методика «Рисунок семьи» [4, с. 11, с. 14, с. 114; 7, с. 123]. Формирующий этап - составление и апробация «Программы психолого-педагогической поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР в условиях инклюзивного образования «Моя семья». Контрольный этап -повторная диагностика с помощью методики «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга и В. В. Столин).
В эмпирическом исследовании принимали участие учащиеся одного из общеобразовательных учреждений Горно-Алтайска. В исследовании приняли участие 4 семьи с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. Участники исследования представлены следующим образом: родители: 4 мамы и 2 отца; дети с ЗПР: 6 человек. Из этих семей 2 полные и 2 неполные семьи. 1 семья с опекаемыми детьми, в ней 2 ребенка младшего школьного возраста с ЗПР. Данная выборка репрезентативна, то есть соответствует требованиям эмпирического исследования.
В начале экспериментальной работы родители были напряжены, выказывали беспокойство, неуверенность по поводу своего ребенка, его возможностей развития. Они контролировали практически все поведение детей, общение с другими участниками. Часто задавали уточняющие вопросы, показывали имеющуюся осведомленность и компетентность. Заботу о ребенке воспринимали как долженствование, воспринимая ребенка часто как «маленького неудачника». Такое поведение подтвердилось выявлением психологического типа родителя и доминирующего стиля воспитания с помощью подобранных диагностических методик. Дети выказывали стеснение на первых порах, ориентировались на своих родителей. У всех наблюдалась зависимость от взгляда и слова родителей.
Для того чтобы определить психологический тип родителям было предложено заполнить Анкету «Психологический тип родителя», составленный В. В. Ткачевой. Респонденту необходимо было согласиться или не согласиться с 21 поставленными утверждениями. Согласно ключу все ответы разносятся на три части: психологические типы родителя: невротичный, авторитарный, психосоматичный. Результаты подсчетов анкеты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты Анкеты «Психологический тип родителя»
Родитель Психологический тип родителя
М1 психосоматичный
М2 психосоматичный
М3 авторитарный
М4 авторитарный
О1 психосоматичный
О2 психосоматичный
Примечание: М - мать, О - отец.
Cоставлено авторами по материалам исследования
Таким образом, мы видим, что среди наших родителей: 66,6 % (4 человека) психосоматичного типа, 33,4 % (2 человека) авторитарного типа.
Родители психосоматичного типа - что матери, что отцы - были спокойны, отзывчивы на призывы к работе, проведение мероприятий, индивидуальные консультации, предоставление информации по характеристике психологических особенностей детей и построению взаимодействия с ними. Задавали уточняющие вопросы, показывали имеющуюся осведомленность и компетентность. Демонстрировали позитивный настрой на работу. «Давайте будем пробовать!» - такие выражения можно было услышать от них.
Родители авторитарного типа, обе мамы, воспитывающие в одиночку детей с ЗПР, демонстрировали уверенность в своих силах, информированность, даже большую осведомленность в вопросах воспитания и обучения детей с ЗПР. Контролировали практически все движения детей и их общение с другими участниками.
Родителей невротичного типа не оказалось вовсе.
Для определения эмоционального фона в семье и предпочитаемого стиля воспитания родителям было предложено выполнение опросника родительского отношения А. Я. Варги и В. В. Столина. Респондентам предлагалось выразить свое согласие или несогласие с 61 приведенными утверждениями с помощью ответов «да» или «нет».
Результаты ответов были разнесены по шкалам. По шкале «Принятие-отвержение» показатели представлены от 8 (12,2 %) до 16 (92,40 %). Средний 59,29 % - высокий балл. Согласно авторской интерпретации можем констатировать наличие отвержения. Родители огорчены настоящим положением ребенка. Иногда их охватывает чувство стыда, они часто думают о том, чего может добиться их ребенок, что его ждет в будущем. И не всегда это положительные картинки.
По шкале «Кооперация» показатели варьируются от 7 (31,91 %) до 8 (48,82 %) баллов. Средний высокий балл составляет 37,54 %. Несмотря ни на что, родители намерены помогать своему ребенку, пытаться развивать его и готовить к будущей жизни. Это их долг. Только они могут помочь своему ребенку.
По шкале «Симбиоз» показатели представлены от 3 (57,36 %) до 6 (92,93 %) баллов. Средний высокий балл составляет 63,68 %. Воспринимая ребенка как своего, родители настроены вместе нести все тяготы его жизни. Помогать в коррекционно-развивающей работе и добиваться успеха. «Кто, если не я?» - девиз наших родителей.
По шкале «Авторитарная гиперсоциализация» показатели представлены от 4 (69,30 %) до 5 (83,79 %) баллов. Средний балл высокий - 76,54 %. Высокий балл по этой шкале говорит о том, что родители достаточно авторитарны. Они имеют план, настрой на будущее и работу вместе с ребенком. На самотек не собираются спускать развитие ребенка.
По шкале «Маленький неудачник» показатели представлены 3 (84,19 %) и 4 (93,04 %) баллами. Средний балл маленький 29,54 %, так как только двое матерей набрали баллы по этой шкале - высокие. У них отмечается проявление неуверенности в возможностях своих детей, неуверенность.
Дополняет представление о родительском отношении наших респондентов к своим детям выполненные ими семейные социограммы. Все родители показали, что дети с ЗПР занимают центральное место в межличностных отношениях в системе коммуникаций их семьи. В тех семьях, где есть еще другие дети, дети с ЗПР находятся под патронажем старших детей. Однако к ним нет отношения как к изгоям, они члены одной семьи. Таким образом, мы видим общую картину родительско-детских отношений, эмоциональной атмосферы в семьях.
Родителей не очень радует состояние их ребенка, иногда раздражает. Они отдают себе отчет в том, что их ребенок особенный и необходимо систематически и упорно заниматься его развитием, часто думают о его будущем, которое не всегда в радужных красках. К заботе о ребенке относятся как к долгу, считая, что никто им не поможет кроме их родителей. Нет доверия и к специалистам. Добывание знаний самостоятельно -одно из залогов успеха. Родители достаточно авторитарны. У них есть цель, к которой они идут сами и ведут за собой свои семьи. Привлекают к совместным занятиям всех детей своих семей. Как с нарушениями в развитии, так и в норме. Им важно попробовать если не все, то многое, что поможет ребенку социализироваться. Кроме того отмечается у некоторых матерей неуверенность в возможностях своих детей. В целом можно говорить о положительной атмосфере в семьях, о готовности к работе по развитию детей с ЗПР, коррекции их психологического состояния и работы над собой. Эти показатели подтверждают и результаты определения психологического типа родителей.
Дети выказывали стеснение на первых порах, ориентировались на своих родителей. У всех наблюдалась зависимость от взгляда и слова родителей. Это было показано и в рисунках своих семей. Дети рисовали в первую очередь родителей, рядом себя с ними. В тех, семьях, где есть еще дети, рисовали и их, но не в первую очередь.
После 2-3 встреч все дети были расположены к работе. Спрашивали, «Что будем сегодня делать?».
Чтобы провести систематическую работу с семьями с детьми с ЗПР была составлена и апробирована Программа психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях инклюзивного образования.
Целью Программы психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающим детей с ЗПР, является: повышение личных ресурсов семьи, улучшение условий развития и социализации ребенка с ЗПР.
Задачами программы являются: улучшение семейного микроклимата; формирование хороших отношений в семье; повышение психолого-педагогических знаний и умений родителей.
Этапы работы по программе:
- диагностический (Анкета «Психологический тип родителя» (В. В. Ткачёва); методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варги и В. В. Столина; методика «Семейная социограмма» (Э. Г. Эй-демиллер и О. В. Черемисин); проективная методика «Рисунок семьи»);
- коррекционно-развивающий (проведение занятий по составленной программе);
- оценка эффективности программы (методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варги и В. В. Столина, математический Т-критерий Вилкоксона). Занятия рассчитаны на 35-45 минут.
Структура занятий:
- ритуал приветствия и разминка. Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительного настроя у участников на работу;
- основная часть. Цель: решение задач данной программы;
- заключительная часть. Цель: подведение итогов, получение обратной связи. Ритуал прощания.
При необходимости структура занятия может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть
более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.
Ожидаемые результаты программы:
Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на общем состоянии родителей, повышении положительного эмоционального фона в общении с детьми и другими взрослыми; во-вторых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, в-третьих, повысится психолого-педагогическая компетентность, уверенность родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ЗПР.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Встречи, занятия проходили в разной форме, в зависимости от задач, которые необходимо было решить. Это были групповые занятия (лекции, беседы, групповые дискуссии, игры и др.). Занятия проводились с использованием разных материалов (терапии): песок, краски, вода, грим (косметика), камни, музыкальное сопровождение и др. Участники таких занятий тоже по- разному комбинировались: только дети (игры, терапевтические занятия); дети и родители, - только родители (мини-лекции, форма: вопрос-ответ). Кроме того, проводились индивидуальные консультации.
Особенность наших занятий состояла еще и в том, что в них принимали участие и другие дети семей (другой возраст с нормой развития, другой возраст с ЗПР). Это давало возможность всем детям и родителям и родителям быть одной семьей, почувствовать и оказать поддержку друг другу.
Кроме того, задать вопрос или получить консультацию можно было дистанционно. Были и выездные занятия (встреча с животными, выезд на природу).
Занятия проходили круглый год два раза в месяц, в летний и каникулярный периоды. Родителям давались домашние задания, о которых нужно было отчитаться.
Интересными, на наш взгляд, были следующие занятия. Здесь представлено краткое их описание.
1. Занятие «Знакомство. Рисование своего имени». Цель: знакомство, самопрезентация, установление позитивной, доверительной атмосферы, развитие эмоциональной сферы ребенка.
Участники: родители и дети. Оборудование, материалы: бумага, карандаши цветные, краски, фломастеры, кисти, стаканчики под воду, вода, салфетки.
Ведущий: «Уважаемые участники, друзья! Нам нужно познакомиться. Предлагаю представиться через рисование своего имени». Далее нужно рассказать о том, что нарисовано на рисунке.
2. Занятие «Человек настроения». Цель: установление позитивной, доверительной атмосферы, развитие эмоциональной сферы ребенка, умение анализировать свое настроение.
Участники: родители и дети. Оборудование, материалы: вырезанный человечек из белой бумаги 8-10 см, контуры человека на ватмане А2 формата, карандаши цветные, фломастеры, салфетки.
Ведущий: «Друзья, закройте глаза, «посмотрите на себя изнутри». Отметьте, какого цвета каждая часть вашего тела и отразите это на человечке». Далее человечки наклеиваются на ватман внутри контура большого человека и получается Человек настроения.
3. Занятие «Сенсорная коробочка». Цель: установление позитивной, доверительной атмосферы, развитие эмоциональной сферы ребенка, сенсорики.
Участники: родители и дети. Оборудование, материалы: песок, коробочки, камешки цветные (натуральные, стеклянные), салфетки.
Ведущий: «Друзья, сегодня мы с вами будем фантазировать и создадим каждый сад своей мечты». Сначала происходит знакомство с материалом (песком, камешками), далее каждый в коробочке создает свой Сад мечты. Презентация работы.
4. Занятие «Я и все, все, все...». Цель: установление позитивной, доверительной атмосферы, развитие эмоциональной сферы ребенка, анализ собственного поведения, демонстрация знания и понимания норм общения и взаимодействия, умения ориентироваться в человеческих отношениях, в том «что такое хорошо и что такое плохо».
Участники: дети. Оборудование, материалы: метафорические ассоциативные карты «Я и все, все, все...».
Ведущий: «Друзья, сегодня мы с вами будем работать с картинками, будем фантазировать и сочинять истории». Работа происходит в соответствии с заданиями по инструкции карт (на выбор ведущего).
5. Занятие «Кукла - не только игрушка, но и ...». Цель: установление позитивной, доверительной атмосферы, развитие эмоциональной сферы ребенка, диагностика и коррекция общения и взаимодействия в паре родитель-ребенок.
Участники: родители и дети. Оборудование, материалы: образец куклы, нитки, ножницы, бумага.
Ведущий: «Друзья, сегодня мы с вами будем творить, сами сделаем куклу». Работа происходит в соответствии с заданиями по инструкции ведущего. Ведущий-психолог внимательно отслеживает работу в парах, отмечает особенности взаимодействия родителей и детей, предложение и принятие или отвержение помощи.
6. Занятие с использованием элементов платочной (тканевой) терапии. Цель: установление позитивной, доверительной атмосферы, развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие чувствования музыки, саморазрядка, релаксия. В этом занятии развивается «чувствование» своего тела, осознание возможностей адекватной передачи своих чувств и переживаний через выразительные движения под музыку.
Участники: родители и дети. Оборудование, материалы: аудиоаппаратура, платки, кусочки ткани разного размера, цвета, качества.
Ведущий: «Друзья, сегодня мы с вами будем опять волшебниками». Далее работа проходит по инструкции ведущего. Аудитория выполняет задания по манипуляции с платками под музыку. Итогом должна стать общая картина из платков. Это показатель ориентации друг на друга в группе, доверия и уверенности в поддержке.
В октябре-ноябре 2019 г. были подведены итоги работы Программы. Проведено повторное определение ведущего стиля воспитания у родителей. Это позволило нам посмотреть насколько родители стали увереннее в своих воспитательных умениях, повысили свою информированность о нарушении развития собственного ребенка, прогнозируют свое и его будущее.
На рисунке 1 представлено сравнительное распределение средних показателей по шкалам Теста-опросника родительского отношения до и после формирующего этапа эксперимента.
Маленький неудачник
Авторитетная гиперсоциализация
Симбиоз
Кооперация
Присоединение-отвержение
20
40
60
80
0
Контрольный этап Щ Констатирующий этап
Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 1. Сравнительное распределение средних показателей по шкалам Теста-опросника родительского отношения
до и после формирующего этапа эксперимента
Согласно Т-критерию Вилкоксона улучшение показателей достоверно. У родителей был отмечен повышенный положительный эмоциональный фон. Детям предоставлялось больше самостоятельности, реже «навязывали» свою помощь. Матери, замечая успехи своих детей, как в поведении, так и в учебе, стали спокойнее и с большим оптимизмом смотреть в будущее. Есть надежда по окончании начальной школы снятия диагноза. Дети выказывали стеснение на первых порах, ориентировались на своих родителей. У всех наблюдалась зависимость от взгляда и слова родителей. Это было показано и в рисунках своих семей. Дети рисовали в первую очередь родителей, рядом себя с ними. В тех семьях, где есть еще дети, рисовали и их.
На основе проделанной работы разработаны рекомендации специалистам для оказания психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающим детей с ЗПР и родителям по особенностям организации взаимодействия со своими детьми.
Таким образом, проведенное исследование и анализ полученных результатов подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что психолого-педагогическая поддержка семьи с ребенком с задержкой психического развития должна осуществляться через специально-организованные мероприятия, например, через программу. Программа «Моя семья» показала свою эффективность и значимость, а также влияние на психолого-педагогические особенности участников исследования. В результате ее апробации произошло значительное улучшение микроклимата в семьях, формирование хороших отношений в семье, повышение информационной компетентности умений родителей.
Библиографический список
1. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» // СПС «Консуль-тантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175495/ (дата обращения: 13.01.2020).
2. Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/ national-project/ (дата обращения: 13.01.2020).
3. Левченко, И. Ю., Ткачёва, В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. -М.: АСТ, 2007. - 322 с.
4. Лизунова, Г. Ю. Практикум по психологии семьи и семейному консультированию. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014. -166 с.
5. Лизунова, Г. Ю., Таскина, И. А., Кудирмекова, Н. И., Чертолыс, В. Н., Кащеева, Н. В. Инклюзивное образование в России: историко-педагогические основы развития // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 2 (75). - С. 125-127.
6. Мамайчук, И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с.
7. Ткачёва, В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. - М.: АСТ, 2007. - 318 с.
8. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16)) // Официальный сайт Правительства России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqd LsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 13.01.2020).
References
1. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 19.12.2014 № 1598 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1598 dated on December 19, 2014 "On approval of the Federal State Educational Standard of Primary General Education for Students with Health Disabilities"]. SPS "KonsuFtantPlyus". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175495/ (accessed 13.01.2020).
2. Federal'nyi proekt "Poddergzka semei, vospityvayushchikh detei" [Federal Project " Support for Families Raising Children"]. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/ (accessed 13.01.2020).
3. Levchenko I. Yu., Tkacheva V V Psikhologicheskaya pomoshch sem'e, vospityvayushchei rebenka s otkloneniyami v razvitii [Psychological assistance to the family, raising a child with developmental disabilities]. Moscow, AST, 2007. 322 p.
4. Lizunova G. Yu. Praktikum po psikhologii sem'i i semeinomu konsul'tirovaniyu [Practicum on family psychology andfamily counseling]. Gorno-Altaisk, RIO GAGU, 2014. 166 p.
5. Lizunova G. Yu., Taskina I. A., Kudirmekova N. I., Chertolys V. N., Kashcheeva N. V. Inklyuzivnoe obrazovanie v Rossii: istoriko-pedagogicheskie osnovy razvitiya [Inclusive education in Russia: historical and pedagogical foundations of development]. Mir nauki, kultury i obrazovaniya, 2019, no. 2 (75), pp. 125-127.
6. Mamaichuk I. I. Pomoshch psikhologa detyam s autizmom [Psychologists help for children with autism]. St.-Petersburg, Rech, 2007. 288 p.
7. Tkacheva V. V. Tekhnologii psikhologicheskoi pomoshchi sem'yam detei s otkloneniyami v razvitii [Technologies ofpsychological assistance for families of children with developmental disabilities]. Moscow, AST, 2007. 318 p.
8. Pasport natsional'nogo proekta "Obrazovanie" (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam (protokol ot 24.12.2018 № 16)) [Passport of the national project "Education " (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects (Report No 16 of December 24, 2018)]. Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Rossii [Official website of the Government of Russia]. Available at: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (accessed 13.01.2020).