Научная статья на тему 'Исследование эмоционального компонента родительского отношения к детям с задержкой психического развития'

Исследование эмоционального компонента родительского отношения к детям с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
917
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / ПРИНЯТИЕ РЕБЕНКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП РОДИТЕЛЯ / РЕБЕНОК С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / EMOTIONAL ATTITUDE OF PARENTS / ACCEPTANCE OF A CHILD / PSYCHOLOGICAL TYPE OF PARENT / CHILD WITH MENTAL DELAY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кисова Вероника Вячеславовна, Малахова Татьяна Владимировна

В статье приведены результаты экспериментального исследования особенностей эмоционального отношения родителей к дошкольникам с задержкой психического развития. Представлена авторская программа изучения эмоционального компонента родительского отношения, приводятся экспериментальные результаты исследования эмоционального отношения родителей, воспитывающих дошкольников с задержкой и нормой психического развития. Анализируются эмоциональные проявления родительского отношения к дошкольникам в контексте психологического типа родителей и характера взаимоотношений между членами семей, воспитывающих дошкольников с задержкой и нормой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кисова Вероника Вячеславовна, Малахова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE EMOTIONAL COMPONENT OF A PARENTAL RELATIONSHIP FOR CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The article presents the results of an experimental study of the characteristics of the emotional relationship of parents to preschool children with mental retardation. The author presents the program of studying the emotional component of the parental relationship, presents the experimental results of the study of the emotional relationship of parents raising preschoolers with delay and the norm of mental development. The emotional manifestations of parental attitudes towards preschool children are analyzed in the context of the psychological type of parents and the nature of the relationship between members of families raising preschool children with delay and the rate of mental development.

Текст научной работы на тему «Исследование эмоционального компонента родительского отношения к детям с задержкой психического развития»

2. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. Семаго Н. Я. Семаго М. М. - М: Айрис-пресс, 2005 - 46

3. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика.: Пособие для психолого-педагогических комиссий - М.: Владос, 2003 - 32 с.

4. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Новые подходы к аттестации студентов в условиях модернизации высшего образования // Вестник Мининского университета, 2016 - №2.

5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

6. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / А. В. Семенович. - М.: Академия, 2002. - 232 с.

7. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа / Т. А. Ткаченко. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. - 32 с.

Психология

УДК: 159.922.762.

кандидат психологических наук, доцент Кисова Вероника Вячеславовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант факультета психологии и педагогики Малахова Татьяна Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье приведены результаты экспериментального исследования особенностей эмоционального отношения родителей к дошкольникам с задержкой психического развития. Представлена авторская программа изучения эмоционального компонента родительского отношения, приводятся экспериментальные результаты исследования эмоционального отношения родителей, воспитывающих дошкольников с задержкой и нормой психического развития. Анализируются эмоциональные проявления родительского отношения к дошкольникам в контексте психологического типа родителей и характера взаимоотношений между членами семей, воспитывающих дошкольников с задержкой и нормой психического развития.

Ключевые слова: эмоциональное отношение родителей, принятие ребенка, психологический тип родителя, ребенок с задержкой психического развития.

Annotation. The article presents the results of an experimental study of the characteristics of the emotional relationship of parents to preschool children with mental retardation. The author presents the program of studying the emotional component of the parental relationship, presents the experimental results of the study of the emotional relationship of parents raising preschoolers with delay and the norm of mental development. The emotional manifestations of parental attitudes towards preschool children are analyzed in the context of the psychological type of parents and the nature of the relationship between members of families raising preschool children with delay and the rate of mental development.

Keywords: emotional attitude of parents, acceptance of a child, psychological type of parent, child with mental delay.

Введение. Эмоциональный компонент родительского отношения характеризуется интегральным принятием или отвержением ребенка родителем. Принятие и любовь родителей развивают у ребенка чувство безопасности, уверенности и способствуют полноценному развитию личности.

В отечественной психологии вопросы семейного воспитания рассматривались в работах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, О. А. Карабановой, А. Г. Лидерс, А. С. Спиваковской и др. [1, 3, 7]. Интерес к проблеме отношений детей и родителей объясняется тем, что для детского развития особую значимость представляет взрослый. На отношения между детьми и родителями существенно влияют тип семьи, стили отношений, позиция взрослых и та роль, которую занимает ребенок в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка [2].

Исследователи не раз обращали внимание на важность изучения семей, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР). Современными исследователями выявлено, что в семьях, которые воспитывают детей с ЗПР, проявляется взаимная связь между стилями родительского воспитания и показателями степени развития эмоционально-личностной сферы детей, а также уровнем эмоциональной привязанности ребенка к родителю [4].

Анализ научной литературы позволяет говорить о наличии эмоционального отвержения или амбивалентного отношения родителя к дошкольнику с ЗПР. Прослеживается односторонняя, щадящая оценка ребенка с ЗПР, его потенциальных возможностей, тенденции к инфантилизации и ограничению контактов ребенка вне семьи [6].

Нарушение детско-родительских взаимоотношений в семье влечёт замедление и отставание темпов развития ребёнка, способствует усугублению уже имеющегося нарушения развития [5]. В настоящее время в системе оказания психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ЗПР, больше внимания уделяется работе с ребёнком. Однако понимание семьи как системы подразумевает, что необходима специальная работа с родителями, как основными воспитателями ребёнка [6].

Изложение основного материала статьи. Нами было предпринято экспериментальное исследование особенностей эмоционального отношения родителей к старшим дошкольникам с ЗПР в сравнении с родителями нормально развивающихся дошкольников. Мы предположили, что родители дошкольников с ЗПР демонстрируют по отношению к ним амбивалентное и индифферентное эмоциональное отношение, тогда как родители нормально развивающихся дошкольников в большей степени склонны к безусловному или условному эмоциональному принятию.

Задачи исследования были сформулированы следующим образом:

1. Выявить самоценность личности ребенка для родителей;

2. Определить степень эмоциональной близости и эмоциональной значимости ребенка для родителей;

3. Выявить особенности родительского понимания дошкольника и степень дифференциации личности ребенка и его поведения.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения « Детский сад № 436 «Петушок» города Нижнего Новгорода. В исследовании принимали участие 40 родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальную группу составили 20 родителей, воспитывающих детей с ЗПР, в контрольную группу вошли 20 родителей, воспитывающих детей с нормой развития.

Диагностика родительского отношения проводилась с помощью авторской модификации следующих методик: анкета «Психологический тип родителя» (В.В. Ткачёва), социограмма «Моя семья» (В.В. Ткачёва), опросник родительского отношения — ОРО (А.Я. Варга, В.В. Столин) [8].

Эмоциональный компонент родительского отношения к дошкольникам оценивался по следующим критериям:

1. Эмоциональная близость;

2. Понимание ребенка;

3. Степень дифференциации личности ребенка и его поведения;

4. Эмоциональная значимость ребенка для родителей;

5. Самоценность личности ребенка для родителей.

Выделенные критерии были соотнесены с типами эмоционального отношения О.А. Карабановой [1]:

•Безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязанность «несмотря ни на что»). Безусловное принятие предполагает дифференциацию родителем личности ребенка и его поведения. Отрицательная оценка и осуждение родителем конкретных поступков и действий ребенка не влечет за собой отрицания его эмоциональной значимости и снижения самоценности его личности для родителя. Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви, заботе и в аффилиации в отношениях с родителями.

•Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка). В этом случае любовь родителя ребенок должен заслужить своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь выступает как благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и старания. Лишение родительской любви — достаточно часто используемый вид наказания в подобных случаях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенка возникновение тревоги и неуверенности.

•Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств матери и отца, враждебности и любви к своему ребенку). Данный стиль предполагает определенного рода нарушения в детско-родительских отношениях. Здесь дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию», в случае сопротивления могут наказать. Безграничная нежность к собственному ребенку может соединятся с раздражением, вызванным непомерной усталостью.

•Индифферентное отношение (равнодушие, безучастность, низкая эмпатия родителей по отношению к своему ребенку). В основе такой позиции лежит несформированность родительской позиции, безответственность, инфантильность и личностная незрелость самих родителей. При индифферентном стиле наблюдается недостаточная вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональная холодностью и некоторая дистантностью в отношениях с ребенком, низкий уровень контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка.

•Скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально - негативное отношение к ребенку). Родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство, не признаются в нем даже себе. Силами разума и воли родители подавляют в себе эмоциональное отвержение к детям как недостойное и обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного внимания. Однако, ребенок чувствует искусственную вымученность таких забот и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла. Такое скрытое эмоциональное отвержение может выражаться в безразличии родителей к дошкольнику, малом внимании к его внутренней жизни. А вот как раз те родительские заботы (контроль, внимание, заинтересованность), недостаток которых мог бы открыть окружающим такую нелюбовь, оказываются внешне преувеличенными, подчеркнутыми (демонстративным). Но, несмотря на все ухищрения взрослого, ребенок безошибочно угадывает искусственность этой заботы. Такое показное, внешнее внимание действует на него даже хуже, чем откровенное безразличие.

•Открытое эмоциональное отвержение ребенка. Такие родители не ощущают в своем сердце тепла и любви к ребенку. Признаться, что все вызвано неприязнью к ребенку, родители разумеется не могут, поэтому такие отношение характеризуются холодностью. Встречается чаще всего в неблагополучных, асоциальных семьях. Родители, испытывающие трудности в общении со своими детьми, беспощадностью тона и обилием перечисляемых провинностей. Стараются не замечать присутствия ребенка, становятся отстраненными, когда ребенок нуждается в их поддержке и помощи. При явном отвержении родитель демонстрирует, что он не любит и не принимает своего ребенка, испытывает раздражение по его поводу.

По результатам анкеты «Психологический тип родителя» были получены следующие результаты, по которым у родителей экспериментальной группы в одинаковом количестве был выявлен психосоматический и авторитарный психологический тип родителя, что составило - 40%. Представленная категория является преобладающей частью родителей, подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенка возникновении тревоги и неуверенности, показывая условное эмоциональное принятие и амбивалентное эмоциональное отношение к дошкольнику. В два раза меньше был выявлен невротический тип родителя у экспериментальной группы. В основе такой позиции лежит индифферентное эмоциональное отношение. Таким образом, не было выявлено безусловного эмоционального принятия родителями ребенка с ЗПР и эмоциональной реакции родителей на нарушения развития у ребенка, который лежал бы в плоскости нормативного отношения к проблеме.

В контрольной группе у 30% психологический тип родителя не выделяется, это значит, что эмоциональная реакция родителя на ребенка лежит в плоскости нормативного отношения к возникающей или

возможной проблеме в развитии. Данный результат показывает безусловное эмоциональное принятие ребенка и обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви и заботе. Авторитарный психологический тип родителей был выявлен у 40% испытуемых контрольной группы. В данной ситуации прослеживается условное эмоциональное принятие и в этом случае любовь родителя дошкольник заслуживает своими достижениями и поведением. Это также является неблагоприятным вариантом родительского отношения, хотя и в меньшей степени оказывает негативное влияние на развитие ребенка.

Контрольная группа родителей значительно меньше показала психосоматический (20%) и невротичный (10%) психологический тип по сравнению с экспериментальной группой. В основе такой родительской позиции лежит амбивалентное и индифферентное эмоциональное отношение родителя к дошкольнику. Присутствует двойственность позиции родительских чувств, одновременное принятие ребенка и враждебность к нему.

Результаты исследования по методике «Моя семья» позволяют констатировать следующее. Большинство родителей детей с ЗПР (80%) указали в линейном порядке членов своей семьи, что говорит об отсутствии теплых отношений в семье Скорее всего это связано с непринятием или индифферентным отношением родителей к детям, которое проявляется в недостатке или отсутствии эмоционального контакта родителя и ребенка, нечувствительности родителя к потребностям ребенка. Оно может быть явным и неявным, скрытым. Таким образом, непринятие характеризуется: ограничением в общении, игнорировании и дистантности.

Изображение семейных взаимоотношений в виде матрешки или круга в круге было продемонстрировано 20% родителей, воспитывающих дошкольников с ЗПР. Такое положение выражает тенденцию к симбиотическим связям между членами семьи, говорит об амбивалентном эмоциональном отношении оправданием которого называется нарушение развития ребенка. Свободного расположения фигур выявлено не было, что говорит об эмоциональной дистантности между членами семьи и отсутствии безусловного или условного эмоционального принятия ребенка в семье.

У 60% родителей нормально развивающихся детей продемонстрировано при выполнении задания методики свободное расположение кружков в различной удаленности друг от друга, что свидетельствует о безусловном или условном принятии ребенка, определенной степени близости между членами семьи, симпатией, уважением его прав и потребностей, готовностью прийти ему на помощь. Изображение родителями контрольной группы отношений в семье в линейном порядке и круг в круге (по 20%) говорит о единичных случаях амбивалентного эмоционального отношения родителей к нормально развивающимся дошкольникам.

По результатам диагностики по методике «Опросник родительского отношения» были получены следующие результаты. У родителей экспериментальной группы высокие результаты (45%) по шкале симбиоза. Эта шкала отражает размер межличностной дистанции в общении с ребенком и амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку. 30% родителей, воспитывающих детей с ЗПР, продемонстрировали высокие показатели по шкале инфантилизация. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении таких родителей имеются холодность и непонимание дошкольника, что может свидетельствовать о скрытом или открытом эмоциональном отвержении ребенка в семье. Наименьшее показатели в экспериментальной группе по шкалам кооперации и гиперсоциализации, что составило по 5%. Это может говорить о небольшом количестве родителей, которые принимают, безусловно, или условно своего ребенка, понимают его, сочувствуют и заинтересованы. Другая ситуация выявлена в исследовании родителей нормально развивающихся детей. Невысокие показатели по шкале инфантилизация свидетельствуют о понимании и доверии к своему ребенку. Такое безусловное принятие предполагает дифференциацию родителем личности ребенка и его поведения. Невысокие показатели выявлены по шкалам гиперсоциализация и симбиоз 15% и 10% соответственно. Данные показатели свидетельствуют об амбивалентном эмоциональном отношении родителей и не полном понимании своего ребенка. Высокие показатели были выявлены по шкалам кооперации (40%) и принятие - отвержение (35%) говорят о высоком оценивании родителями интеллектуальных и творческих способностей ребенка, его принятии.

Выводы. На основе проведенного исследования выявлено, что эмоциональный компонент родительского отношения, воспитывающих детей с ЗПР характеризуется следующим:

Родители, воспитывающие детей с ЗПР, в большинстве случаев показали психосоматический и авторитарный психологические типы, т.е. условное эмоциональное принятие и амбивалентное эмоциональное отношение к дошкольнику. Невротический тип родителя, в основе которого лежит индифферентное эмоциональное отношение к ребенку был представлен в экспериментальной выборке незначительно.

У родителей, воспитывающих детей с НПР, преобладающим психологическим типом был авторитарный тип, которому соответствует условное эмоциональное принятие. У меньшей части родителей психологический тип родителя не выделяется, данный результат показывает безусловное эмоциональное принятие.

В семьях, воспитывающих дошкольников с ЗПР, в 80 % случаев отсутствуют теплые отношения между членами семьи, что может объясняться эмоциональным непринятием или индифферентным отношением к детям в семье. Также следует отметить некоторую тенденцию к симбиотическим связям между членами семьи. Как правило, это соответствует амбивалентному эмоциональному отношению, определенной дистантности между членами семьи.

У родителей, воспитывающих детей с ЗПР в отличие от родителей, воспитывающих детей с НПР, присутствовала значительная степень межличностной дистанции в общении и амбивалентное эмоциональное отношение к своему ребенку. Треть числа родителей инфантилизируют отношения со своим ребенком, в родительском отношении прослеживается скрытое или открытое эмоциональное отвержение ребенка в семье, холодность и непонимание дошкольника. Эмоциональное принятие родителями ребенка с ЗПР выявлено в незначительном количестве случаев.

В семьях, воспитывающих детей с нормальным развитием, как правило, присутствует понимание и доверие к своему ребенку. Такое безусловное принятие предполагает дифференциацию родителем личности ребенка и его поведения.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает необходимость своевременной психологической коррекции эмоционального отношения родителей к дошкольникам с задержкой

психического развития, которая будет способствовать повышению родительской компетентности и оптимизации детско-родительских отношений, что составляет важнейшее условие эффективной социализации детей изучаемой группы.

Литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. М.: Гардарики, 2004. - 320 с.

2. Крушная Н. А. Социально-психологическая специфика отношения родителей к детям старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / автореф. дис. канд. психол. наук / Н.А. Крушная. Ярославль, 2010.

3. Лидерс А.Г. Типология методик психологического обследования родительско-детских отношений в семье / А.Г. Лидерс // Материалы конференции. «Психологические проблемы современной российской семьи» / под ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерс. в 2-х ч. - М.: МГУ-РГГУ, 2003. - Ч. 2.1. C. 154-157.

4. Малахова Т.В., Кисова В.В. Особенности эмоционального отношения родителей к дошкольникам с задержкой психического развития // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 2.

5. Маркина А.Ю., Герасимова О.Ю., Семченко Л.Н. / Детско - родительские отношения в семьях детей с задержкой психического развития // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2015. № 3 (10). С. 19-22.

6. Психологическое сопровождение родителей детей с нарушениями в психическом развитии в условиях образовательного учреждения / Мамайчук И.И. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 3. № 3. С. 37-47.

7. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / А.С. Спиваковская. - М.: Просвещение, 2010. - 205 с.

8. Ткачёва В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачёва. — М., 2006. — 320 с.

Психология

УДК 376. 42

кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Бобкова Дарья Станиславовна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье представлена авторская разработка программы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития. Предложенная программа базируется на результатах ранее проведенного констатирующего исследования особенностей дошкольников с задержкой психического развития. Коррекционная программа направлена на психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую поддержку позитивной абилитации и социализации, развитие личности ребенка дошкольного возраста с ЗПР и его сопровождение на базе реабилитационного центра.

Ключевые слова: социализация, реабилитация, дошкольный возраст, задержка психического развития, речевое развитие, физическое развитие.

Annotation. The article presents the author's development of the program of psychological and pedagogical support of preschoolers with mental retardation. The proposed program is based on the results of a previously conducted ascertaining study of the characteristics of preschoolers with mental retardation. The correctional program is aimed at psychological-pedagogical and correctional-developmental support for positive habilitation and socialization, development of the personality of a preschool child with CRA at the basis of a rehabilitation center.

Keywords: socialization, rehabilitation, preschool age, mental retardation, speech development, physical development.

Введение. Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с задержкой психического развития, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности. Задержка психического развития - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений [3].

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Особое внимание уделяется организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, с целью раннего выявления недостатков развития и оказания комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-психологической помощи [1].

Важнейшую роль в данном процессе играют специализированные реабилитационные центры. В процессе реализации психолого-педагогического сопровождения определяются конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с особыми возможностями здоровья как компонента адаптированной образовательной программы. Каждое из этих направлений деятельности специалистов и педагогов включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.