ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONSULTATION OF PARENTS OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH SPECIAL HEALTH
POSSIBILITIES
УДК 376
DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10056
Демина Милана Александровна, студентка, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мичуринский государственный аграрный университет» Кафедра педагогики и психологии, г. Мичуринск, Тамбовская область Научный руководитель : Кирпичева Е.В.
Demina Milana Alexandrovna e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Особое внимание уделяется теоретическим основам изучения психологических особенностей детей с ОВЗ.
Одним из основных нарушений у детей с ОВЗ является своеобразие развития мышления. Детям трудно устанавливать причинно-следственные связи и развитие ситуации во времени. Также детям этой категории испытывают трудности в символизации и переносе навыков из одной ситуации в другую.
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ является одной из базовых составляющей социальной адаптации ребенка, которая не возможна без развития познавательной сферы.
Annotation
The article discusses the organization of psychological and pedagogical counseling for families with children with disabilities. Particular attention is paid to the theoretical foundations of the study of the psychological characteristics of children with disabilities.
One of the main disorders in children with disabilities is the peculiarity of the development of thinking. It is difficult for children to establish causal relationships
and the development of the situation over time. Also, children in this category have difficulty symbolizing and transferring skills from one situation to another.
Correctional work with children with disabilities is one of the basic components of the child's social adaptation, which is not possible without the development of thinking.
Ключевые слова: Семья, дети, взаимоотношение, консультирование, коррекция.
Keywords: Family, children, relationship, counseling, correction.
Теоретические основы изучения психологических особенностей
детей с ОВЗ
1. Умственно отсталые дети
У умственно отсталых детей нарушение психического здоровья характеризуется инертностью психических процессов, недоразвитием высших корковых функций, тотальным недоразвитием познавательной деятельности при выраженном стойком дефиците процессов обобщения, абстрактного мышления и отвлечения. [2]
Для родителей осознание дефицитарности интеллектуального развития их детей является психотравмирующим. По данным В.В.Ткачевой "Именно ведущий дефект считается для родителей и близких умственно отсталых детей психотравмирующим моментом, потому что эта аномалия, невзирая на имеющийся потенциал к развитию положительной динамики в общем, исключает вероятность полного излечения ребенка, успешной социально-трудовой адаптации и самостоятельной полноценной жизни в социуме. Такое может приводить к актуализации специфичной психической защиты, проявляющейся в чувственной отчужденности, дистанцированности от ребенка. Ребенок начинает приниматься, как носитель других, не характерных для этой семьи свойств(«Он другой, не как все», «Он не похож на нас, это означает, что он чужой»)». [1]
Отметим, что родители умственно отсталых детей очень боятся и стесняются диагноза, поставленного их ребенку. Они используют все возможности для его конфигурации на иной, по их мнению, наиболее приемлемый и «щадящий» диагноз (ранний детский аутизм, детский церебральный паралич и др.).
В поведении родителей, воспитывающих детей раннего возраста с особенностями, выделяют ряд отличительных черт:
• неумение создавать ситуацию совместной работы,
• неэмоциональный характер совместной работы,
• неадекватность родительской позиции относительно ребенка,
• неадекватный стиль воспитания,
• недостаточная потребность в разговоре с ребенком,
• невысокая социальная активность. [3]
В этой связи акцентирируется внимание на необходимость включения родителей умственно отсталых детей в коррекционно-воспитательный процесс, разрабатывают приемы и способы психокоррекционной поддержки (В. В. Ткачева). Необходимо подчеркнуть, что среди родителей детей с умственной отсталостью высок процент лиц, имеющих интеллектуальные нарушения. Это существенно понижает способности семьи по созданию реабилитационных условий, обеспечивающих наилучшее развитие умственно отсталого ребенка.
2. Дети с детским церебральным параличом
Детский церебральный паралич (ДЦП) проявляется прежде всего в двигательных расстройствах. В одном случае более страдают руки, в другом -ноги. Нарушения движения могут носить односторонний характер. Может обнаруживаться недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук. У некоторых детей при достаточном объеме движений, при обычном мышечном тонусе отмечаются нарушения, которые носят название апраксии (неумение выполнять целенаправленные практические действия, движения). Проблемой развития детей с детским церебральным параличом занимались такие исследователи как БатышеваТ.Т., Быкова О.В. , Виноградов А.В. [6]
Дети с данными особенностями тяжело осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, завязывании ботинок, затрудняются в конструировании из кубиков, палочек и так далее. В ряде всевозможных случаев двигательная недостаточность проявляется в нарушениях равновесия и координации движений. При некоторых формах болезни затруднено выполнение всех случайных движений преимущественно в следствии насильственных, непроизвольных движений - гиперкинезов.
Вне зависимости от степени двигательных дефектов у ребенка с церебральным параличом встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта. Эмоционально-волевые нарушения появляются в повышенной возбудимости ребенка, лишней чувствительности ко всем внешним раздражителям и трусости. У одних детей отмечается озабоченность, суетливость, расторможенность, у иных - вялость, пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность.
Умственное становление нередко неравномерно задержано: одни психологические функции развиваются соответственно возрасту, иные -существенно отстают. У 10-15% ребят с церебральным параличом обнаруживаются нарушения слуха, в особенности они свойственны для больных с гиперкинезами. Принципиальное значение для становления речи у ребенок имеет овладение ходьбой и манипулятивной деятельностью. Неправильное либо позднее развитие этих функций в большой мере обусловливает отставание в развитии речи. [5]
В связи с ограниченной двигательной способностью мышц языка и губ, насильственными движениями в дыхательной и артикуляционной мускулатуре (в мышцах лица, языка) нередко нарушается звукопроизношение.
Преобладающим стилем воспитания в семьях, в которых растут дети и подростки с детским церебральным параличом, считаетсягиперопека. Данный вид взаимоотношений проявляется в лишней родительской заботе о ребенке, в необыкновенной ему преданности. Это отношение к ребенку сопровождается появлением у родителей эмоционально-волевых проблем (тревожности, фрустрированности), мамы фиксируются на физической и психологической слабости их детей. Понятно, что эта модель воспитания приводит к психопатическому развитию личности больного ребенка, формирует в нем эгоцентрические установки, негативно сказывается на становлении чувств ответственности и долга. Обычно, родители, проявляющие данный стиль воспитания, понижают собственную трудовую и социальную активность. Среди семей, воспитывающих детей с двигательной патологией, есть и такие, в которых имеет место чувственное отвержение больного ребенка, проявляющееся в безжалостном обращении (пример: ребенок, закрепленный цепью к собачьей будке). При этом модель домашнего воспитания нередко находится в зависимости от психических отличительных черт самих родителей, их ценностного отношения к ребенку и культурного уровня развития.
3. Дети аутисты
Изучением детей страдающих расстройством аутистического спектра занимались многие ученые. Швейцарский психиатр Л. Каннер в 1943 г. впервые дал целостное описание синдрома, наблюдаемого в детской психиатрической практике, который он определил как ранний детский аутизм (РДА). Главным нарушением в описанных им клинических случаях он находил неспособность детей с самого рождения устанавливать отношения с окружающими людьми и верно обращать внимание на внешние ситуации. Поначалу данное расстройство Каннер относил к детской форме шизофрении,
но потом принял его самостоятельность, а предпосылки искал то в аффективной сфере, то в кругу органических нарушений. С того времени не утихают споры сравнительно этиологии, патогенеза, клиники, лечения, мониторинга данного психологического расстройства. Холодность и апатия аутичных детей в том числе и к родственникам нередко смешиваются с завышенной ранимостью и чувственной хрупкостью. Дети пугаются внезапных звуков, громкого голоса, мельчайших замечаний в свою строну, что наиболее затрудняет их взаимодействие с родителями и требует немедленного создания особых условий для их жизнедеятельности.
4. Дети с задержкой психического развития, осложненной выраженными нарушениями поведения.
ЗПР (задержка психического развития) - это не болезнь,а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность стрктурно-функционально мозговых систем, приобретенная в результате повреждения головной мозга. Выражается в дефицитности совокупного запаса знаний, невсеобъемлемости представлений, незрелости мышления, невысокой интеллектуальной целенаправленности, доминировании игровых интересов, быстрой пресыщаемости умственной работой. Ребенок с ЗПР отличается от олигофрена сообразительностью в пределах имеющихся знаний. Дети с задержкой психологического развития относятся к аномалии, имеющей наиболее благоприятное будущее, нежели иные дети с проблемами в развитии. Вероятная «обратимость» появившихся нарушений в случае проведения соответственных коррекционных мероприятий предопределяет кратковременный характер трудностей и делает этих детей одной из перспективных для сознания родителей категорий. Но сопутствующие нарушения, образующиеся в ряде всевозможных случаев у детей с психогенной и органической задержкой, вызывают у родителей особенные трудности социального характера. К этим трудностям относятся выраженные и стойкие психопатоподобные расстройства поведения, осложняющие процесс становления ребенка с ЗПР. Эти нарушения говорят о наличии направленности к замедленному развитию личности по принципу психологической неустойчивости. Они наблюдаются в первую очередь при психогенной задержке, которая появляется в следствии патологического воздействия социального окружения на ребенка с первых дней его жизни. Несомненно, родительское отношение и внутрисемейная атмосфера играют при всем этом главную роль. Как правило, психогенная задержка появляется как результат социальной депривации ребенка, когда-либо отсутствует по
некоторым первопричинам домашняя среда, или использование родителями неадекватных моделей воспитания оказывает разрушающее воздействие на детскую личность.
К группе детей с ЗПР относят и детей, имеющих особенности в развитии в связи сложных длительных соматических болезней (пороки внутренних органов, рак, ВИЧ-инфекция и др.). Их родителям тяжело дается осознание состояния здоровья детей. Соматическая инвалидизация ребенка требует от родителей особенных усилий по уходу за ним, соблюдению особенностей режима, профилактике инфекционных болезней. Особую группу представляют собой дети с синдромом ДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), которые в следствие явных нарушений претерпевают большие трудности в плане социального устройства с раннего возраста. Трудности коммуникативного поведения, высочайшая возбудимость и гиперактивность детей требуют от родителей особенного внимания и напряжения. Отличительные черты ребенка «съедают» внутренний энергетический потенциал родителей, истощают их психическое состояние. Семье, воспитывающей ребенка с ЗПР нужно интересоваться его мнением, внимательно выслушать его, прежде чем критиковать. Дать ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается. Быть готовым принять точку зрения ребёнка и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба авторитету взрослого, зато укрепит в ребёнке чувство самоуважения.
5. Дети с недостатками речевого развития
Специфики становления детей с алалией, афазией, дизартрией, анартрией, заиканием и прочими тяжелыми речевыми нарушениями являются отягощающими для психики родителей. Нарушение речи либо ее абсолютное отсутствие считается предпосылкой к появлению коммуникативного барьера, отчужденности и отгороженности в родительско- детских отношениях. [2]
Нарушение речевого развития ребенка выступает как психотравмирующий момент, снижающий возможность успешной адаптации ребенка как в группе сверстников, так и во взаимоотношениях с важными взрослыми (преподавателями, воспитателями). Мысли и переживания, связанные с затруднениями в общении, сформировывают у детей с нарушениями речевого развития чувство неполноценности. Главная поддержка тут может быть оказана ему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребенка, какие дают ему установки, считается главным формирующим компонентом отношения его к собственному речевому недостатку.
6. Дети с сенсорными нарушениями
Психологические особенности детей с сенсорными нарушениями изучены практиками и представлены в научной литературе наиболее полно ниже перечисленными авторами Т. А. Басилова, Р. М. Боскис, Л. П. Григорьева, В. 3. Денискина, М. В. Жигорева, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева, С. В. Сташевский, Л. И. Тигранова и многими другими. [4]
В группе родителей детей с нарушениями слуха возможно выделить 2 группы: родители с обычным слухом и родители, также страдающие нарушением слуховой функции. Вторая категория родителей, сообразно исследованию Н. В. Мазуровой (1997), не испытывает особенных переживаний в следствие идентификации нарушений ребенка с их собственными. Родители 1 категории нарушение слуха у ребенка находят фрустрирующим препятствием к установлению естественного социального контакта и межличностных взаимосвязей. Это выливается в искажение внутрисемейных взаимоотношений и родительских (сначала отцовских) позиций, провоцирует негативное отношение глухих детей к родителям и родственикам и оказывает деформирующее воздействие на становление личности глухих детей. [5]
Предметом особого беспокойства для родителей детей с нарушениями зрения становятся проблемы их пространственной ориентировки на местности, из-за этого транспортный вопрос становится одним из главнейших. Родители часто задумываются о том, как их ребенок сможет преодолевать эту проблему самостоятельно. Если взглянуть под другим углом, у детей с нарушениями зрения нередко формируются инфантильные и эгоистические черты, личностная незрелость, имеет место быть «эмоциональная глухота» к необходимостям родных. Вот поэтому родительско-детские отношения в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения, помимо всего прочего нередко характеризуются как неадекватные. [8]
Специфические особенности психологии воспитания детей с патологией зрения отражены в пособиях «Психология воспитания детей с нарушениями зрения» (под редакцией Л. И. Солнцевой и В. 3. Денискиной, 2004) и «Воспитание и обучение слепого дошкольника» (под редакцией Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной, 2005), Авторы рассматривают родительские позиции и приводят практические приемы корректировки недостатков психологического развития детей с нарушениями зрения в ходе их социализации и вхождении в жизнь. Учитывая мнение практиков, в сознании не каждого слышащего и зрячего родителя формируется необходимость к усвоению особых форм взаимодействия (дактилологии и жестовой речи) с ребенком, имеющим бисенсорный дефект. В некоторых вариантах (к примеру,
при синдроме Ушера) недоступность таковых способностей сможет ограничивать как контакты самого ребенка с миром вокруг нас, так и вероятные формы взаимодействия с ним родителей. Это помимо прочего обусловливает появление коммуникативного барьера между ребенком и его родителями.
Выраженные нарушения сенсорных функций, отягощенные умственными расстройствами, вызывают наиболее трудные переживания родителей. У детей с серьезным недостатком как оказалось серьезно нарушена возможность взаимодействия с миром вокруг нас и, таким образом, возможность развития. В большинстве случаев эти дети учатся в особых учреждениях интернатного вида (г. Сергиев Посад) или в учреждениях социальной защиты. Принять подобное решение некоторые семьи продолжительно не решаются, оставляя ребенка дома. Хотя отдельные родители, разрешив почти все, как внутренние, так и внешние, преграды, устраиваются на работу по месту обучения и проживания ребенка. Наконец, анализ претензий родителей, включающих переживания насчет главного недостатка ребенка, открывает характер и глубину травматизации их личности. Для детей с нарушением зрения характерна меньшая познавательная активность. Проблема социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей с недостатками зрения считается определяющей в их абилитации. Именно отсутствие этих свойств, как самодостаточность в передвижении и самообслуживании, несформированность способностей общения с детьми и взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми, неумение воспользоваться современной домашней техникой, приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе, затрудняет интеграцию в массовые учебные заведения.
В последнее время в детских садах для детей с нарушениями зрения больше всего внимания уделялось развитию познавательных процессов, что привело к значимым успехам умственного развития детей, хотя ослабило их социальную адаптацию. Зависимость от взрослых и товарищей, опасение новейших условий и изменений, отстранение от общества - вот то, что складывается при неимении должного внимания к социализации детей с нарушениями зрения с раннего возраст.
Список литературы 1. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Учебник.
Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». Москва, 2020. - 158 с.
2. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с отклонениями в развитии. Пособие для педагога-дефектолога и родителей. Издательство: ПАРАДИГМА. Москва, 2014. -37 с.
3. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. методическое пособие. Издательство: Просвещение. Москва, 2008.-52 с.
4. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М.: Гардарики, 2019. - 188 с.
5. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев: Здоровья, 1998. - 328 с.
6. Баенская, Е.Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. [Текст] Методическое пособие для педагогов, психологов, врачей / Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - М. : Экзамен, 2015. - 128 с.
7. Башина, В.М. Ранний детский аутизм.[Текст] / В.М. Башина.- М.: Медицина,1999. - 236 с.
8. Башина, В.М., Подходы к проблеме обучения детей с ранним аутизмом. [Текст] / В.М. Башина, Н.В. Симашкова.-М.:Альманах«Исцеление»,1993.- 228 с.
Bibliography
1. Strebeleva EA, Mishina G.A. Psychological and pedagogical support for the family of a child with disabilities. Textbook. Publisher: INFRA-M Scientific and Publishing Center Limited Liability Company. Moscow, 2020 .-- 158 p.
2. Strebeleva EA, Mishina G.A. The pedagogical support of the family raising a young child with developmental disabilities. A manual for a teacher-defectologist and parents. Publisher: PARADIGMA. Moscow, 2014. -37 p.
3. LevchenkoI.Yu., Tkacheva V.V. Psychological assistance to a family raising a child with developmental disabilities. Toolkit. Publisher: Enlightenment. Moscow, 2008. -52 p.
4. Arkhipova E.F. Correctional work with children with cerebral palsy. - M .: Gardariki, 2019 .-- 188 p.
5. Badalyan L.O., Zhurba L.T., Timonina O.V. Cerebral Palsy - Kiev: Health, 1998 .-- 328 p.
6. Baenskaya, E.R. Psychological assistance for disorders of early emotional
development. [Text] A methodical guide for teachers, psychologists, and doctors / E. R. Baenskaya, M. M. Libling. - M.: Exam, 2015 .-- 128 p.
7. Bashin, V.M. Early childhood autism. [Text] / V.M. Bashina.- M .: Medicine, 1999. - 236 p.
8. Bashina, VM, Approaches to the problem of teaching children with early autism. [Text] / V.M. Bashina, N.V. Simashkova.- M.: Almanac "Healing", 1993.- 228 p.