Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА'

АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
405
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛИ / ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ЗАПРОСЫ / ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ / ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арамачева Людмила Викторовна, Дубовик Евгения Юрьевна, Вербианова Ольга Михайловна

Постановка проблемы и цель. Авторы изучают специфику затруднений современных родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, в вопросах воспитания, обучения и развития детей для своевременного оказания психолого-педагогической, методической и консультационной помощи. Цель статьи - проанализировать консультационные запросы современных родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста по вопросам детского развития, охарактеризовать типичные трудности родителей, связанные с развитием и воспитанием ребенка. Методологию исследования составляют положения научных исследований Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, рассматривающие закономерности психического развития ребенка, исследования Е.О. Смирновой, Р.В. Овчаровой, характеризующие отношения детей дошкольного возраста с близкими взрослыми как фактор детского развития; работы А.Я. Варги, А.С. Спиваковской, Ю.Б. Гиппенрейтер, обосновывающие важность сопровождения семьи в обеспечении психологического благополучия ребенка и преодолении имеющихся трудностей. Метод исследования: анкетирование, контент-анализ консультационных запросов родителей. В ходе анкетирования выявлялись запросы родителей к психологу по вопросам детского развития, их затруднения, связанные с обучением и воспитанием ребенка. Анализировались также представления родителей о своих детях (характере, потребностях, интересах, переживаниях и др.). Ответы родителей на вопросы анкеты, подвергались контент-анализу. Результаты исследования. Результаты проведенного исследования показали: представления родителей о детях связаны с их эмоционально положительным, ценностным отношением к ребенку. К типичным затруднениям родителей детей раннего возраста в процессе воспитания и обучения ребенка относятся вопросы, связанные с речевым развитием (недостаточный словарный запас, замедление темпов развития речи); с негативными поведенческими проявлениями (капризы, истерики, упрямство); с трудностями адаптации к детскому саду. Речевое развитие ребенка в качестве основной проблемной зоны детского развития отметили также большинство родителей детей дошкольного возраста (недостатки звукопроизношения, связной монологической речи). Вместе с тем родителям детей данной возрастной группы свойственны затруднения в воспитании и обучении ребенка, связанные с его нежелательным поведением (непослушание, истерики, капризы). Многие родители выделяют в качестве проблемной области развития ребенка эмоционально-волевую сферу (агрессивное поведение, тревожность, страхи). Заключение. В целом проведенное исследование показало, что родители детей раннего и дошкольного возраста осознанно относятся к процессу воспитания детей, готовы к взаимодействию со специалистами в области дошкольного образования, но недооценивают значимость собственного участия в обеспечении развития ребенка. Полученные результаты дают возможность обосновать направления и содержание оказания психолого-педагогической помощи современным родителям путем организации различных форм психологического консультирования и просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Арамачева Людмила Викторовна, Дубовик Евгения Юрьевна, Вербианова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DIFFICULTIES MODERN PARENTS FACE IN TERMS OF UPBRINGING, DEVELOPMENT AND EDUCATION OF CHILDREN OF EARLY AND PRESCHOOL AGE

Statement of the problem. The authors study the specifics of the difficulties of modern parents raising children of early and preschool age, in matters of upbringing, education and development of children, for the timely provision of psychological, pedagogical, methodological and consulting assistance. The purpose of the article is to analyze the consulting requests of modern parents raising children of early and preschool age on issues of child development, to characterize the typical difficulties of parents associated with the development and upbringing of a child. Research methodology. The methodology of the study consists of the provisions of scientific research by Vygotsky L.S., Leontiev A.N., considering the patterns of mental development of a child, research by Smirnova E.O., Ovcharova R.V., characterizing the relationship of preschool children with close adults as a factor of child development; works by Varga A.Ya., Spivakovskaya A.S., Gippenreiter Yu.B., substantiating the importance of support for families to ensure psychological well-being of a child and overcome existing difficulties. Research method: questionnaire, content analysis of parents’ consultation requests. Research results. The results of the study showed that parents’ ideas about children are associated with their emotionally positive, value-based attitude towards a child. Typical difficulties of parents of young children in the process of raising and educating a child include issues related to speech development (insufficient vocabulary, slow down in speech development); with negative behavioral manifestations (whims, tantrums, stubbornness); with difficulties adapting to kindergarten. The speech development of a child as the main problem area of child development was also noted by the majority of parents of preschool children (shortcomings of sound pronunciation, coherent monological speech). At the same time, parents of children of this age group are characterized by difficulties in upbringing and educating a child associated with his/her undesirable behavior (disobedience, tantrums, whims). Many parents single out the emotional-volitional sphere (aggressive behavior, anxiety, fears) as a problem area of a child’s development. Conclusion. In general, the study showed that parents of children of early and preschool age are consciously involved in the process of raising children, are ready to interact with specialists in the field of preschool education, but underestimate the importance of their own participation in ensuring the development of a child. The results obtained make it possible to substantiate the directions and content of psychological and pedagogical assistance to modern parents by organizing various forms of psychological counseling and education.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-61-3-358

УДК 159.9

АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ,

ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ

РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ,

РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА1

Л.В. Арамачева (Красноярск, Россия) Е.Ю. Дубовик (Красноярск, Россия) О.М. Вербианова (Красноярск, Россия)

1 Публикация подготовлена при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда науки по проекту № 2022031008473 «Разработка и апробация информационно-методического портала как средства психолого-педагогического сопровождения современных родителей на основе диагностики их потребностей и затруднений».

Аннотация

Постановка проблемы и цель. Авторы изучают специфику затруднений современных родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, в вопросах воспитания, обучения и развития детей для своевременного оказания психолого-педагогической, методической и консультационной помощи. <;

Цель статьи - проанализировать консультационные запросы современных родителей, воспитывающих ® детей раннего и дошкольного возраста по вопросам детского развития, охарактеризовать типичные трудно- ¡¡|| сти родителей, связанные с развитием и воспитанием ребенка. <|

Методологию исследования составляют положения научных исследований Л.С. Выготского, А.Н. Леонтье- о ва, рассматривающие закономерности психического развития ребенка, исследования Е.О. Смирновой, Р.В. Овча-ровой, характеризующие отношения детей дошкольного возраста с близкими взрослыми как фактор детского Ч развития; работы А.Я. Варги, А.С. Спиваковской, Ю.Б. Гиппенрейтер, обосновывающие важность сопровождения семьи в обеспечении психологического благополучия ребенка и преодолении имеющихся трудностей. О ®

Метод исследования: анкетирование, контент-анализ консультационных запросов родителей. В ходе ан- О ^ кетирования выявлялись запросы родителей к психологу по вопросам детского развития, их затруднения, свя- ® W занные с обучением и воспитанием ребенка. Анализировались также представления родителей о своих де- W g тях (характере, потребностях, интересах, переживаниях и др.). Ответы родителей на вопросы анкеты, подвер- Н ^ гались контент-анализу. р^ ^

Результаты исследования. Результаты проведенного исследования показали: представления родите- ^ К лей о детях связаны с их эмоционально положительным, ценностным отношением к ребенку. К типичным за- >> ® труднениям родителей детей раннего возраста в процессе воспитания и обучения ребенка относятся вопро- q q сы, связанные с речевым развитием (недостаточный словарный запас, замедление темпов развития речи); ^ ^ с негативными поведенческими проявлениями (капризы, истерики, упрямство); с трудностями адаптации к (_ ^ детскому саду. Речевое развитие ребенка в качестве основной проблемной зоны детского развития отметили также большинство родителей детей дошкольного возраста (недостатки звукопроизношения, связной монологической речи). Вместе с тем родителям детей данной возрастной группы свойственны затруднения в вос- W ^ питании и обучении ребенка, связанные с его нежелательным поведением (непослушание, истерики, капри- щ t-j зы). Многие родители выделяют в качестве проблемной области развития ребенка эмоционально-волевую ^ ^ сферу (агрессивное поведение, тревожность, страхи). gj ^

Заключение. В целом проведенное исследование показало, что родители детей раннего и дошкольного возраста осознанно относятся к процессу воспитания детей, готовы к взаимодействию со специалистами в области дошкольного образования, но недооценивают значимость собственного участия в обеспечении развития ребенка. Полученные результаты дают возможность обосновать направления и содержание оказания психолого-педагогической помощи современным родителям путем организации различных форм психологического консультирования и просвещения.

Ключевые слова: родители, дети раннего возраста, дети дошкольного возраста, консультационные запросы, затруднения в процессе воспитания, обучения ребенка.

S

к

н и

w

PQ

Арамачева Людмила Викторовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства института психолого-педагогического образования, КГПУ им. В.П. Астафьева; ORCID:0000-0001-8484-6545; e-mail: ludvik_76@mail.ru

Дубовик Евгения Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии института психолого-педагогического образования КГПУ им. В.П. Астафьева; ORCID: 0000-0001-6249-8383; e-mail: duevur2015@mail.ru Вербианова Ольга Михайловна - кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства института психолого-педагогического образования, КГПУ им. В.П. Астафьева; e-mail: verbianova@kspu.ru

Постановка проблемы и цель исследования. В современных исследованиях в области психологии актуализируются вопросы поиска и научного обоснования действенных способов оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей [Свадьбина, Денисова, 2017; Орлов, 2020; Немова, Свадьбина, 2013].

Известно, что каждый родитель встречается с разными трудными задачами и вопросами при воспитании детей. Воспитание ребенка - непростая задача для родителей, требующая их терпеливости, готовности преодолевать многие сложности, связанные с ростом и развитием ребенка [Возрастно-психологический..., 2007; Емано-ва, 2021]. Далеко не всегда родители имеют достаточный ресурс, чтобы самостоятельно найти правильное решение в воспитании. Поддерживающую помощь может оказать психолог-консультант в рамках консультативной работы.

Современные родители понимают значимость профессиональной психологической поддержки, обеспечивающей благополучие семьи [Арамачева, Дубовик, Захарова, 2021]. Для оказания адресной психологической помощи семьям с детьми необходимо выявить наиболее характерные для родителей проблемы и определить подходы к их решению. В то же время в имеющихся научных исследованиях вопросы систематизации родительских затруднений, обусловленных современной действительностью, практически не освещены, что актуализирует необходимость настоящего исследования.

Цель исследования - на основе анализа содержания родительских запросов на оказание консультационной помощи по вопросам воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста выявить наиболее характерные затруднения и определить направления

психологической работы в рамках психологического консультирования и просвещения.

Методологическую основу исследования составили научные концепции, отражающие общие и специфические закономерности психического развития детей раннего и дошкольного возраста, представленные в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.М. Печоры, С.В. Акса-риной, В.Н. Белкиной; исследования Е.О. Смирновой, Р.В. Овчаровой, характеризующие отношения детей раннего и дошкольного возраста с близкими взрослыми как фактор развития ребенка; работы А.Я. Варги, А.С. Спиваков-ской, Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Малкиной-Пых, В.Ю. Марцинковской, обосновывающие значимость психологического сопровождения семьи для обеспечения полноценного психического и личностного развития ребенка [Возрастно-психологический..., 2007].

Теоретический обзор. В настоящее время в психологических исследованиях отмечается возрастание интереса к проблеме поиска эффективных способов оказания психолого-педагогической помощи семьям с детьми [Возрастно-психологи-ческий..., 2007; Абульханова-Славская, Иваниц-кий, Мудрик, 2000].

Практика показывает, что специфика развития современного общества обусловливает возникновение большого количества социально-психологических проблем детства и родитель-ства. В настоящее время родителям приходится иметь дело с множеством трудностей, с которыми им не всегда удается справиться без посторонней помощи [Арамачева, Дубовик, 2021; Вербианова, 2016]. Специфику затруднений современных родителей в процессе воспитания и обучения ребенка можно рассмотреть в контексте возрастно-психологического подхода [Возрастно-психологический... , 2007].

Консультативная практика в настоящее время характеризуется различной частотой обращений родителей по вопросам воспитания детей разного возраста. Большую часть при этом составляют родители детей от одного года до семи лет. В этом возрастном диапазоне родители обращаются с наиболее широким спектром проблем. При этом практика показывает, что часто родители обращаются не столько с самой проблемой, сколько с ее отсроченным действием. Так, проблемы, с которыми приходят на консультацию родители четырех-, семилетних детей, часто являются отголоском особенностей развития ребенка в раннем детстве.

Возрастно-психологический подход в оказании консультативной помощи родителям детей раннего и дошкольного возраста связан прежде всего с прогнозированием особенностей и результатов психологического развития ребенка в том или ином возрасте, в тех или иных условиях и обстоятельствах жизни [Белкина, 2019; Еманова, 2021; Печора, Пантюхина, Голубева, 1996; Мухина, 1996].

Исторически психологическое консультирование родителей в психологии выступает как действенная форма повышения родительской компетентности в решении проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка [Гордон, 2010].

Различные теоретические концепции представляют специфические подходы к консультативной работе с родителями. Положения психоаналитического направления делают акцент на раннем опыте взаимодействия родителей с детьми и на необходимости анализа возможной психической травматизации в детском возрасте (С. Холл, А. Фрейд, К. Хорни). Гуманистическая концепция, где подчеркивается роль активной позиции личности, отдает преимущество овладению родителями способностью слушать, слышать и понимать детей. Данный способ общения рассматривается как эффективная модель взаимоотношений взрослого с ребенком [Гордон, 2010]. Основатели бихевиористской парадигмы (Б. Скиннер, Дж. Тибо, Г. Келли) подчеркивают значимость анализа и оптимизации поведения родителя в изменении детского поведения [Smith, 2010; Kaplan, 2013; Mayuri, Divya, Kiran, 2017]. В работах отечественных психологов А.Я. Варги, А.С. Спиваковской,

А.И. Захарова отдельное внимание уделяется организации родительского консультирования как необходимого условия повышения эффективности психокоррекционных мероприятий с детьми.

Анализ практики работы психологической службы в образовательных и социальных организациях показывает, что в настоящее время осуществляется трансформация способов оказания психологической помощи родителям с учетом современных вызовов [Арамачева, Дубовик, Захарова, 2021; Вербианова, 2016].

Материалы и методы исследования. Исследование осуществлялось на базах дошкольных образовательных организаций Красноярска. В выборку вошли родители детей раннего и дошкольного возраста (60 чел.). В рамках реализации эмпирической работы была разработана анкета для родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста. Вопросы анкеты предполагали формулировку родителями запросов к психологу по проблемам детского развития, а также фиксацию затруднений, связанных с развитием, обучением и воспитанием ребенка. Ряд вопросов анкеты был направлен также на изучение представлений родителей о своих детях (характере ребенка, его потребностях, интересах, переживаниях и др.). Данные вопросы позволили более глубоко исследовать взаимосвязи между изучаемыми явлениями. В анкете использовались вопросы открытого и закрытого характера. Развернутые ответы родителей на открытые вопросы анкеты подвергались контент-анализу.

Контент-анализ ответов родителей состоял из нескольких этапов обобщения: ответы ранжировались по частоте встречаемости, из них выделялись наиболее часто встречающиеся «неслучайные» (даны тремя или большим количеством испытуемых), затем ответы анализировались качественно. Частота (вес) представленных в группе ответов позволила использовать условную групповую «меру» выраженности изучаемого параметра описания.

Результаты исследования, обсуждение. Приведем результаты исследования, полученные в ходе диагностики родителей детей раннего возраста (табл. 1).

< И

я

а

4

с

PQ

5 s

ES

W H

S

и ^

д и s

0

1

к

W PQ H

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

s

1

>>

0

1

и w tr

s

Ь

1-й <

G

« S

к

H

и

W PQ

Таблица 1

Анализ ответов родителей детей раннего возраста, характеризующих их знания и представления о своих детях

Table 1

Analysis of responses from parents of young children characterizing their knowledge and ideas about their children

Вопрос анкеты Количество ответов родителей (J 243) Мера «Неслучайные» ответы

Чем интересуется ребенок? В какие игры, игрушки любит играть? 43 0,17 Любит играть в машинки 8 (0,18) Любит, когда ему читают книги 5 (0,11) Играет в ролевые игры с игрушками (виды профессией) 5 (0,11) Подвижные игры на улице 5 (0,11) Рисование 3 (0,06) Игры с песком 3 (0,06)

Ребенок чувствует себя счастливым, когда... 36 0,14 Гуляет в парке с родителями 8 (0,22) Играет с родителями 6(0,16) Когда находится рядом с мамой 5(0,14) Когда ему дают сладости 4 (0,11)

Ребенок переживает, когда. 31 0,12 Прием у врача 4 (0,12) Незнакомая обстановка 3 (0,09) Если мамы нет рядом 3 (0,09) Когда ругают 3 (0,09) Когда родитель не дает реакцию на капризы 3 (0,09) Громкий шум 3 (0,09)

По характеру мой ребенок. 97 0,39 Веселая 10 (0,1) Любопытный, любознательный 10 (0,1) Активный 8 (0,08) Добрый 6 (0,06) Ласковый 5 (0,05) Упрямый 4 (0,04)

Анализ результатов анкетирования позволяет сделать выводы

1. Родители детей раннего возраста проявляют заинтересованность в развитии и воспитании своих детей. Об этом свидетельствует общее количество консультационных запросов (доля родителей, которые отметили, что не испытывают никаких затруднений, связанных с развитием и воспитанием детей, незначительна - 4,8 %).

2. Среди общего числа запросов превалируют запросы (28,6 %), связанные с речевым развитием ребенка (респонденты отмечают, что обеспокоены запаздыванием появления активной речи у ребенка). Преобладание такого рода обращений родителей согласуется с современными данными в области детской психологии, свидетельствующими, что уровень развития речи современных детей дошкольного возраста можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Обеспокоенность родителей в данной ситуации (именно на этапе раннего детства, когда активная

речь только формируется) имеет положительное значение, т.к. означает готовность к более глубокому анализу особенностей развития ребенка, направленность на сотрудничество со специалистами при решении данной проблемы.

3. Значительная доля родительских запросов связана:

- с негативными поведенческими проявлениями ребенка (капризы, истерики, упрямство)» - 23,8 %;

- с трудности адаптации к детскому саду» -23,8 %.

Данные ответы мы связываем с особенностями социальной ситуации развития детей («кризис 3 лет»). Поведение ребенка в этот период, как правило, сопровождается нежелательными для родителей проявлениями. Кроме того, многие дети проходят в настоящее время адаптационный период, что также связано с определенными особенностями поведения детей, иногда трудного для родителей.

4. Анализ представлений родителей о своих детях, их характере и увлечениях методом контент-анализа показал:

- родители понимают важность организации игровой деятельности развития ребенка, взаимодействуют с детьми в игровой деятельности (ответы на вопрос «Чем увлекается ребенок?»: «любит, когда ему читают», «любит подвижные игры, игры с ролью»);

- на вопрос «В каких ситуациях ребенок чувствует себя счастливым?» абсолютное большинство родителей ответили: «когда находится рядом с близкими», «когда играет (гуляет) с родителями», - что означает осознание родителями значимости своего общения и взаимодействия с ребенком для его эмоционального благополучия. Данный вывод подтверждают ответы родителей на вопрос «В каких ситуациях ребенок переживает?». Самые популярные ответы: «когда рядом нет мамы», «когда в разлуке с родителями», «когда мама ругает».

На вопрос «Каковы особенности характера ребенка? (Напишите пять прилагательных, характеризующих ребенка в большей степени.)» преобладают ответы: веселый, добрый, любознательный, активный. Все 100 % ответов содержат положительные характеристики ребенка.

5. В целом результаты проведенного исследования показали включенность родителей в процесс воспитания своих детей, желание участвовать в жизни ребенка, что дает возможность специалистам дошкольного образования вовлекать их в образовательный процесс и предлагать различные формы психологического консультирования и просвещения: очные (групповые и индивидуальные), дистанционные (онлайн-консультации, вебинары), демонстрация наглядной информации (постеры, буклеты) и др.

Приведем результаты исследования, полученные в ходе диагностики родителей детей дошкольного возраста (табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ ответов родителей детей дошкольного возраста, характеризующих их знания и представления о своих детях

Analysis of the responses from parents of preschool children characterizing their knowledge and ideas about their children

Таблица 2

Table 2

Вопрос (стимульная фраза) Количество ответов (ассоциаций) (7 285) Мера «Неслучайные» ответы (ассоциации)

Ребенок интересуется (увлекается)... 35 0,12 Рисованием 8 (0,22) Конструи-рова-нием 7(0,2) Любит играть в игры, игрушки 6 (0,17) Любит заниматься спортом (каратэ, футбол) 4 (0,11) Любит петь (танцевать) 4 (0,11) Любит смотреть мультфильмы 3 (0,08)

Ребенок чувствует себя счастливым, когда. 34 0,11 Проводит время с родителями 12 (0,35) Получает подарки 7 (0,2) Когда ему покупают сладости 5 (0,14) Когда идет гулять 4 (0,11) Когда развлекается 3 (0,08) -

Ребенок переживает, когда. 40 0,14 Что-то не получается 7(0,17) Когда ругают 5 (0,1) Когда что-то не так, как он хочет 4(0,12) Когда рядом нет родителей 3 (0,07) Когда родители ссорятся 3 (0,07) Когда ему приходится ждать, проявлять терпение 3 (0,07)

В какие игры любит играть ребенок? 36 0,12 Подвижные игры 12 (0,33) Конструктор 11 (0,3) С разными игрушками 5 (0,13) В машинки 3 (0,08) - -

Ребенку присущи особенности характера. 140 0,49 Добрый 27 (0,19) Активный 15 (0,1) Любознательный 8 (0,05) Умный 8 (0,05) Вредный / Агрессивный 5 (0,03) Целеустремленный 3 (0,02)

<

PQ £ a

4

с

PQ

S к

EÜ W H К

и ^

д

PQ ■К

о

ü к

w

PQ H

и

ft <

и о

l-ч

0

ё и ft

s

1

и

>>

0

1

и w V

к

ь

l-ч <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

Резюмируя полученные результаты, констатируем следующее.

- Представления родителей о детях связаны с их эмоционально положительным, ценностным отношением к ребенку (ребенок в большинстве ответов характеризуется как: «добрый», «активный», «умный»). Родители осознают значимость детско-родительских отношений в обеспечении эмоционального благополучия ребенка (на вопрос «В каких ситуациях ребенок чувствует себя счастливым?» самый частый ответ: «Когда проводит время с родителями»; на вопрос «В каких ситуациях ребенок переживает?» значительная часть родителей ответила: «Когда родители ссорятся, ругаются»).

- В ответах родителей на вопросы анкеты практически не прослеживается их стремление к взаимодействию с детьми на фоне основного вида детской деятельности - игры. Из-за высокой занятости родители пытаются заменить личное участие в жизни ребенка различными подарками, игрушками и сладостями, тем самым неосознанно компенсируя недостаток общения.

- Приоритетными для родителей областями развития ребенка являются: речевое развитие (70 %); эмоционально-волевое (60 %); физическое (60 %) и познавательное (53 %). Следует отметить, что родители акцентируют внимание на сферах речевого и эмоционально-волевого развития ребенка, которое связывают с имеющимися трудностями развития и поведения детей.

- Так, речевое развитие ребенка в качестве проблемной зоны детского развития отметили 43 % испытуемых («ребенок «плохо» говорит»; «не выговаривает звуки»; «не умеет пересказывать пережитые события» и др.). Значительная доля родителей (33 %) отмечают затруднения в воспитании и обучении ребенка, связанные с его нежелательным поведением (непослушание, истерики, капризы). Многие родители выделяют в качестве проблемной области развития ребенка - эмоционально-волевую сферу (агрессивное поведение, тревожность, страхи).

Таким образом, большинство родителей осознанно относятся к процессу воспитания детей, готовы к взаимодействию со специалистами в области дошкольного образования, но недооценивают значимость собственного участия в обеспечении развития ребенка.

Полученные результаты позволяют определить направления оказания психолого-педагогической помощи родителям путем организации психологического консультирования и просвещения. При этом направлениями работы будут: информирование родителей о возрастно-психологических особенностях ребенка; о значимости детско-родительских отношений в обеспечении психологического благополучия ребенка дошкольного возраста; обучение действенным способам общения и взаимодействия с ребенком на основе совместной игровой деятельности.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А., Иваницкий А.М., Мудрик А.В. Проблемы комплексного изучения человека, психологии и педагогики в грантах РГНФ // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2000. № 2. С. 43-50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41316267

2. Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю., Захарова А.А. Изучение представлений детей старшего дошкольного возраста о родителях // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2021. № 3 (57). С. 77-89. DOI: https://doi.Org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-292

3. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для академического бакалавриата. 2-е изд. М.: Юрайт, 2019. 170 с.

4. Вербианова О.М. К вопросу о воспитании ребенка в молодой семье // Психолого-педагогические и социальные условия развития и воспитания ребенка / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. С. 16-24. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_26052818_95805642.pdf

5. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, Н.Н. Лебедева, А.Г. Лидерс. Изд. 2-е, расширенное. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2007. 480 с. DOI: http://psychlib.ru/inc/absid. php?absid=49838

6. Гордон Т. Курс эффективного родителя. Как воспитать в детях чувство ответственности / пер. с англ. Н. Усовой. М.: Ломоносовъ, 2010. 510 с. URL: https://www.chitalkino.ru/gordon-t/kurs-effektivnogo-roditelya

7. Еманова С.В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. 142 с.

8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 1999. 456 с.

9. Немова О.А., Свадьбина Т.В. Семейное воспитание в условиях общества потребления // Социология. 2013. № 3. С. 35-42.

10. Орлов М.О. Общество потребления как источник социальных и духовных рисков // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 43-46. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-43-461

11. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: кн. для воспитателя детсада. М., 1996. 144 с.

12. Свадьбина Т.В., Денисова Н.А. Духовно-нравственное самочувствие семьи в условиях роста <;

PQ

прекариатизации российского общества // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). и

Н

С. 21-26. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/viewFile/339/340 5

13. Kaplan E.A. Motherhood and representation: The mother in popular culture and melodrama. Rout- о ledge, 2013. 268 p. ^

14. Mayuri K., Divya V., Kiran K. Parenting styles as perceived by parents and children // International W Journal of Science and Research (IJSR). 2017. Is. 8, vol. 6. P. 978-982. URL: https://www.researchgate. P ÜÜ net/publication/324522257_Parenting_Styles_as_Perceived_ by_Parents_and_Children § H

15. Smith R. Total parenting // Educational Theory. 2010. Vol. 60, No. 3. P. 357-369. DOI: 10.1111/j.1741- щ g 5446.2010.00363 H U

У w

[ 145 ]

5 U

§ a

П F

si

« w « с

s к

H

и

Ш

PQ

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-61-3-358

ANALYSIS OF DIFFICULTIES MODERN PARENTS FACE IN TERMS OF UPBRINGING, DEVELOPMENT AND EDUCATION OF CHILDREN OF EARLY AND PRESCHOOL AGE

L.V. Aramacheva (Krasnoyarsk, Russia) E.Yu. Dubovik (Krasnoyarsk, Russia) O.M. Verbianova (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Statement of the problem. The authors study the specifics of the difficulties of modern parents raising children of early and preschool age, in matters of upbringing, education and development of children, for the timely provision of psychological, pedagogical, methodological and consulting assistance.

The purpose of the article is to analyze the consulting requests of modern parents raising children of early and preschool age on issues of child development, to characterize the typical difficulties of parents associated with the development and upbringing of a child.

Research methodology. The methodology of the study consists of the provisions of scientific research by Vygotsky L.S., Leontiev A.N., considering the patterns of mental development of a child, research by Smirnova E.O., Ovcharova R.V., characterizing the relationship of preschool children with close adults as a factor of child development; works by Varga A.Ya., Spivakovskaya A.S., Gippenreiter Yu.B., substantiating the importance of support for families to ensure psychological well-being of a child and overcome existing difficulties.

Research method: questionnaire, content analysis of parents' consultation requests.

Research results. The results of the study showed that parents' ideas about children are associated with their emotionally positive, value-based attitude towards a child. Typical difficulties of parents of young children in the process of raising and educating a child include issues related to speech development (insufficient vocabulary, slow down in speech development); with negative behavioral manifestations (whims, tantrums, stubbornness); with difficulties adapting to kindergarten. The speech development of a child as the main problem area of child development was also noted by the majority of parents of preschool children (shortcomings of sound pronunciation, coherent monological speech). At the same time, parents of children of this age group are characterized by difficulties in upbringing and educating a child associated with his/her undesirable behavior (disobedience, tantrums, whims). Many parents single out the emotional-volitional sphere (aggressive behavior, anxiety, fears) as a problem area of a child's development.

Conclusion. In general, the study showed that parents of children of early and preschool age are consciously involved in the process of raising children, are ready to interact with specialists in the field of preschool education, but underestimate the importance of their own participation in ensuring the development of a child. The results obtained make it possible to substantiate the directions and content of psychological and pedagogical assistance to modern parents by organizing various forms of psychological counseling and education.

Keywords: parents, young children, preschool children, consulting requests, difficulties in the process of upbringing, teaching a child.

Aramacheva Lyudmila V. - PhD (Psychology), Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Institute of Psychological and Pedagogical education, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); ORCID: 0000-0001-8484-6545; e-mail: ludvik_76@mail.ru

Dubovik Evgeniya Y. - PhD (Psychology), Associate Professor, Department of Psychology, Institute of Psychological and Pedagogical Education, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); ORCID: 0000-0001-6249-8383; e-mail: duevur2015@mail.ru

Verbianova Olga M. - PhD (Biology), Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Institute of Psychological and Pedagogical Education, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); e-mail: verbianova@kspu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Abulkhanova-Slavskaya K.A., Ivanitsky A.M., Mudrik A.V. Problems of complex study of man, psychology and pedagogy in grants of Russian Humanitarian Scientific Doundation // Vestnik Rossiyskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda (Bulletin of the Russian Humanitarian Scientific Foundation). 2000. No. 2. P. 43-50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41316267

2. Aramacheva L.V., Dubovik E.Yu., Zakharova A.A. Studying the ideas of older preschool children about parents // Vestnik KGPU im. V.P. Astafyeva (Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev). 2021. No. 3 (57). P. 77-89. DOI: https://doi.org/https://doi. org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-292

3. Belkina V.N. Psychology of early and preschool childhood: textbook. 2nd ed. Moscow: Izdatelstvo Yurayt, 2019. 170 p.

4. Verbianova O.M. On the question of raising a child in a young family. In: Psychological, pedagogical and social conditions for the development and upbringing of a child. Krasnoyarsk: KGPU im. V.P. Astafyeva, 2016. P. 16-24. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26052818_95805642.pdf

5. Age-psychological approach in counseling children and adolescents: Textbook / G.V. Burmenskaya, E.I. Zakharova, O.A. Karabanova, N.N. Lebedeva, A.G. Leaders. 2nd edition. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute, 2007. 480 p. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=49838

6. Gordon T. The effective parent course. How to foster a sense of responsibility in children. Translated

from English by N. Usovoy. Moscow: Lomonosov, 2010. 510 p. URL: https://www.chitalkino.ru/gor- <;

pq

don-t/kurs-effektivnogo-roditelya W

H

7. Emanova S.V. Pedagogy and psychology of early and preschool age: textbook. Kurgan: Kurgan State ^

University, 2021. 142 p. U

<J

8. Mukhina V.S. Age psychology: phenomenology of development, childhood, adolescence: Textbook for g University students. 4th Edition. Moscow: Izdatelsky Tsentr Akademia, 1999. 456 p. W

9. Nemova O.A., Svadbina T.V. Family education in a consumer society // Sotsiologiya (Sociology). 2013. O s No. 3. P. 35-42. S

HH W

10. Orlov M.O. Consumer society as a source of social and spiritual risks // Izvestiya Saratovskogo uni- pq g versiteta. Ser.: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika (News of Saratov University. Series: Philosophy. H ^ Psychology. Pedagogy). 2020. Vol. 20, is. 1. P. 43-46. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020- ^ | 20-1-43-461

11. Pechora K.L., Pantyukhina G.V., Golubeva L.G. Young children in preschool institutions: Book for kin- o O

(-H tn

dergarten teachers. Moscow: Prosveshchenie, 1996. 144 p. o 8

y n

12. Svadbina T.V., Denisova N.A. The spiritual and moral well-being of a family in the context of growing g pq

precariatization of Russian society // Vestnik Mininskogo universiteta (Bulletin of Mininsky Univer- sr s

s? I—i

sity). 2017. No. 1 (18). P. 21-26. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/viewFile/339/340 O P

13. Kaplan E.A. Motherhood and representation: The mother in popular culture and melodrama. Rout- ^ ^ ledge, 2013. 268 p. g g

14. Mayuri K., Divya V., Kiran K. Parenting styles as perceived by parents and children // International Journal of Science and Research (IJSR). 2017. Is. 8, vol. 6. P. 978-982. URL:https://www.researchgate. net/publication/324522257_Parenting_Styles_as_Perceived_ by_Parents_and_Children

15. Smith R. Total parenting // Educational Theory. 2010. Vol. 60, No. 3. P. 357-369. DOI: 10.1111/j.1741-5446.2010.00363

[ 147 ]

s к

H

и

Ш

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.