ты в воздухе составляет 0,07—0,09%. Примерно столько же содержится ее и в цехах выращивания птииы. Распределение углекислоты в воздухе помещений более или менее равномерно. Источником повышенного содержания углекислоты в воздухе служат сами куры, с выдыхаемым воздухом которых при живом весе птицы в 1,5—2 кг выделяется 1.5—2 л/час углекислоты (Н. М. Комаров).
Пыль, обнаруживаемая в воздухе птичников, состоит из мельчайших частиц корма, пера, пуха и помета. Наибольшее копичество ее выявлено в рабочей зоне цеха выращивания птицы при очистке противней от помета (от 24,2 до 51 мг/м3). Еще больше пыли содержится в воздухе цеха боенской обработки птиц, в рабочей зоне перо-щипальных машин. В цехе выращивания преобладают пылевые частицы размером 5—12 мк\ в цехах боенской обработки птиц более 65% составляют пылинки крупного размера (25—30 мк). Попадая в органы дыхания рабочих, пыль вызывает неприятные ощущения, покашливание и отхаркивание.
По литературным данным (И. С. Безденежных, Н. Е. Дмитриев; Н. Н. Басова, Ю. Г Сучкова и др.), частииы пера, пуха и помета служат переносчиками ряда заболеваний и особенно вируса орнитоза. Возбудитель болезни из организма пгипы выделяется огранами дыхания и пищеварения. Бактериальная загрязненность воздуха р цехах Братцевской птицефабрики (аппаратом Кротова) довольно значительна. Преобладающей микрофлорой при росте на мясо-пептонном агаре являются кокки (бесцветные и пигментарные колонии; они встречаются в воздухе всех без исключения це хов птицефабрик. В цехах выращивания птиц, несушек и машинного откорма обнаружено много плесени. Споровые культуры найдены только в помещении цеха выращивания.
В цехах клеточного содержания птиц царит птичий гомон. Интенсивность шума в цехе выращивания птиц и цехе несушек колеблется в пределах 55—80 дб, а в цехах боенской обработки водоплавающей птииы она достигает 93 дб.
Таким образом, неблагоприятными факторами среды на птицефабриках являются повышенная температура воздуха, повышенная, а часто и высокая влажность воздуха, наличие в нем углекислоты, аммиака, сероводорода и пыли, а также шум (птичий гомон). Следует также отметить, что приготовление корма и питья, а также уборка помещения производятся вручную, часто с приложением значительных физических усилий.
У работниц цехов выращивания в отдельных случаях наблюдается повышение температуры тела до 37,4° и учащение пульса до 87—90 ударов в минуту, отмечается снижение максимального и повышение минимального артериального давления, снижение мышечной выносливости на 65—75%; большинство рабочих (75% случаев) жаловалось на то, что им «жарко». Физиологические сдвиги наиболее выражены у работниц с малым производственным стажем.
У работниц цеха несушек не обнаружено заметных отклонений процессов терморегуляции и деятельности сердечно-сосудистой системы Вместе с тем у этих работниц отмечено снижение мышечной выносливости на 50—60%.
Наши исследования послужили основанием для разработки ряда оздоровительных мероприятий, осуществляемых в настоящее время.
ЛИТЕРАТУРА
е • % 4 » * * ф *
I
Басова Н. Н., Сучков Ю. Г. и др. Ж- микробиол., 1960, № 9, стр. 3.— Безденежных И. С. Гиг. и сан., 1960, № 7, стр. 101—Он же. Ж. микробиол., 1962. X* 1, стр. 127.—Б езденежных И. С Орнитозы. М., 1959—Д м и т р и е в Н. Е. Казанск. мед. ж., 1961, № 3, стр. 70.—К о м а р о в Н. М. Вентиляция животноводческих помещений. М., 1960, стр. 10.
Поступила 4/Х 1963 г
УДК 613.28-099-02 : 576.851.55
ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ОБСЕМЕНЕННОСТИ CL. PERFRINGENS
ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
дч^ ¿ß* I шщ г* 1 н * я
# • f 1
Ю. П. Пивоваров
%
Кафедра общей гигиены II Московского медицинского института им. Н. И. Пирогова
Среди возбудителей пищевых отравлений на одно из первых мест благодаря работам последних десятилетий вытвинут CI. perfrinprens (Ф. А. Черткова и Л. Бланк; Н. А. Табаков; McClung; Б. Д. Быченко и Т. И. Булатова; Willis; Kemp и соавторы, и др.). При решении вопроса о возможной частоте пищевых отравлений, вызываемых . CI. perfringens, очень важно изучить обсемененность различных продуктов этим мик-
роорганизмом в естественных условиях, особенно штаммами с высокой термоустойчивостью (Г. И Сидоренко).
В настоящей работе приведены результаты исследования 4 партии продуктов: двух партий, отобранных осенью и весной в одной из областей Казахской ССР, и двух партий, отобранных в те же сроки в одном из городов РСФСР. В Казахстане были отобраны пробы в^ех продуктов, составляющих рацион питания чабанов и их семей (сыроэ свежее и соленое мясо, мясные готовые блюда, овечий сыр, кумыс, хлеб собственной выпечки, мука, крупа), а также пробы мяса и мясопродуктов на предприятиях общественного питания. Пробы продуктов питания, взятые в одном из городов РСФСР, отбирали в магазинах и на предприятиях общественного питания. Отбору подлежали главным образом пробы мяса и мясопродуктов как наиболее частых (судя по литературным данным) источников Cl. perfrinrrens при пищевых отравлениях. Все пробы отбирали из продуктов, не измененных органолептически.
Отбор и обработку проб проводили согласно Инструкции о порядке расследования и учета пищевых отравлении с методикой бактериологических исследовании при пищевых отравлениях, утвержденной Министерством здравоохранения СССР (1962). Выделенные штаммы типировали при помощи реакции нейтрализации в опыте на белых мышах с использованием моновалентных антитоксических сывороток противоперф-рингенс, полученных в Научно-исследовательском институте микробиологии и эпидемиологии АМН СССР им. Н. Ф. Гамалеи.
Всего было отобрано и обработано 808 проб различных продуктов питания, в том числе 184 пробы мяса сырого свежего, 133 пробы мяса соленого, 109 проб мясных полуфабрикатов, 92 пробы мясных готовых блюд, 39 проб колбас разных и 29 проб кур. Было исследовано также 43 пробы молока и молокопродуктов, 72 пробы овощей и овощных готовых блюд, 51 проба муки и хлеба и £6 проб консервов (тушеная говядина, рыба в томате, рыба в масле, кабачковая икра и др.).
Из 808 проб Cl. perfringens был выделен в 231 пробе (28,5%). Больше всего было выделено Cl. perfringens из мяса и мясопродуктов (33,9%), а также из муки и хлеба (33,3%). Токсигенные и слаботоксигенные штаммы оказались главным образом в мясе и мясопродуктах, а нетоксигенные — в муке и хлебе. Мука содержала CÍ perfringens почти в 1 СО % проб, из хлеба же он был выделен значительно реже, причем только в казахстанских пробах: чабаны и их семьи на отгонных пастбищах употребляют хлеб собственной выпечки, обычно заготовляемый впрок и хранящийся зачастую в неудовлетворительных санитарных условиях.
Мясо на разных стадиях обработки бы то обсеменено неодинаково. Обсеменен-ность Cl. perfringens увеличивалась по мере обработки мяса, что связано, вероятно, с загрязнением его пылью, поступающей из воздуха, грязными руками и т. д. Кроме того, по мере измельчения кусков мяса создавались более благоприятные условия для развития микроорганизмов, чем, по-видимому, можно объяснить исключительно боль-шо выделение Cl. perfringens из фарша, приготовленного в магазине (80%). Выделение этого микроорганизма из казахстанских проб оказалось в среднем выше, чем из проб, взятых в одном из городов РСФСР (40,4% против 33,2%). Это может быть связано с различными условиями хранения, а также с тем, что в Казахстане в период отбора проб наблюдали энтеротоксемию овец — заболевание, вызываемое типом D cl perfringens.
Результаты типирования выделенных штаммов представлены в табл. 1.
Таблица I
Характеристика штаммов Cl. perfringens, выделенных из продуктов питания
• Район отбора проб Исследовано проб Выделены штаммы
общее число слаботокс и-генные токсигенные
всего в том числе типа
А в • с D F
Казахская ССР .... РСФСР ........ 383 425 211 96 58 27 82 43 73 41 1 1 2 5 2
Всего. . . 808 307 85 125 114 1 3 5 2
Тип Е не индентифицировали из-за отсутствия моновалентной антитоксической сыворотки к этому типу С1. регГгтгтеп5. В пробах продуктов питания, полученных из Казахской ССР, удалось обнаружить все указанные типы С1. peгfringens, в то время как из проб, взятых в РСФСР, выделены только штаммы типов А и С. Все штаммы типов В, С, О и И были выделены из мяса, причем В, С и О из баранины и С и Р из говядины. Мясо различных животных бьпо обсеменено также неодинаково. Можно отметить большее выделение С1. реИг^епз, из баранины и говядины (соответственно 52,5
и 50,5%); конина была обсеменена в 31,9% проб, куры — в 20,7%; из свинины же С1. perfringens не был выделен, что, возможно, связано с малым количеством (19) исследованных проб свиного мяса. Из мяса были выделены разнообразные по токсигенности штаммы — от нетоксигенных до высокотоксигенных (25 Dim). Исключение составляли токсигенные штаммы типа А, выделенные из куриного мяса (от 10 до 25 Dim).
Из 199 штаммов типа А, выделенных при исследовании различных продуктов питания, 85 были слаботоксигенные (гемолизирующие штаммы токсигенностью менее 2 Dim), 87 имели токсигенность от 2 до 4 Dim, 25 — до 10 Dim и только 2 штамма— до 25 Dim. Штаммы типов В, С и F имели токсигенность от 10 до 50 Dim. Штаммы типа D имели до активации токсигенность от 0 до 5 Dim, а после активации— от 2С0 до Ю00 Dim. Индекс активации составлял от 40 до 1000.
Таблица 2
Термоустойчивость выделенных штаммов CI. perfringens
Терчо/сго1чивосгь (в мин.)
Тип штаммов Количество наследо- Я
ванных штаммов ДО 10 30 60 90 120
д / 851 80 3 _ 2
А \ 114* 97 6 8 3 —
в 1 1 — - — -
с • • 3 3 — - — —
D 5 5 —— - N — —
F 2 — — 1 — 1
• Всего. « # 210 186 • 9 • • • 9 5 1 •
1 Слаботоксигенный штамм.
2 Токсигенный штамм.
Все токсигенные и слаботоксигенные штаммы были исследованы на термоустойчивость. Исследование проводили следующим образом. К 16-часовой культуре С1. рег-Гпг^епэ в пробирках на среде Китт—Тароцци добавлялся 10% раствор ЫаОН до рН 8,2—8,5, после чего пробирки с культурой вновь помещали в термостат (температура 39°). В среднем на 3—4-е сутки, когда количество спор в мазке достигало 50% вегетативных форм, споры отделяли от среды при троекратном центрифугировании при 5000 оС/мин с отмыванием физиологическим раствором; взвесь, содержащую 10 млрд. микробных тел в I мл, вносили по 1 мл в 8 пробирок со средой Китт—Тароцци.
Пробирки помешали в кипящую водяную баню; там они выдерживались по следующей схеме: 1-я пробирка — 5 мин., 4-я пробирка — 30 мин., 6-я пробирка — 60 мин., 7-я пробирка — 90 мин., 8-я пробирка — 120 мин.
После этого в каждую пробирку вносили по 2—3 капли 40% раствора глюкозы и помещали в термостат (температура 39°). Результат отмечали через 24, 48 и 72 часа (табл. 2).
Выводы
1. Среди различных продуктов питания наиболее обсеменены штаммами С1. рег-[пг^епБ мясопродукты (33,9%), причем обсеменение колеблется в довольно широких пределах в зависимости от вида мяса (баранина 52,5%, говядина 50,5%, конина 31,9%, куриное мясо 20,7%), от его обработки (мясо сырое 34,2%, мясо соленое 48,9%, мясные полуфабрикаты 47,7%, мясные готовые блюда 15,3%). Наибольшее выделение С1. регГпг^ег.э из фарша, приготовленного в магазине (80%).
2. Подавляющее большинство токснгенных штаммов, выделенных из продуктов питания, относится к типу А С1. ре^пг^егБ (91,2%). Другие типы С1. регЫгщепБ встречаются значительно реже (В — 0,8%, С — 2,4%, О — 4% и Р — 1,6%).
3. Термоустойчивые штаммы С1. регГгтгтепБ выделяются из продуктов питания сравнительно часто: 15 из 210 изученных штаммов (7,2%) выдерживали кипячение в течение 1 часа и дольше.
4. Выделение С1. регГпг^епэ из проб продуктов питания, отобранных в Казахской ССР, значительно выше, чем из проб, взятых в РСФСР (55,3% против 22,6%). Это объясняется, вероятно, неблагоприятными условиями хранения продуктов, а также наличием в районе отбора проб случаев заболеваний у животных, в частности инфекционной энтеротоксемии овец, вызываемой С1. реМпг^епэ.
5. Обнаружение в пробах большого количества токсигенных штаммов С1. рег-[г^епэ позволяет предполагать, что пищевые отравления, вызываемые этим микро- ^ организмом, могут наблюдаться в случае нарушений санитарных правил хранения и 4 обработки мясных продуктов.
ЛИТЕРАТУРА
Быченко Б. Д., Б у Л а т о в а Т. И. Ж. микробиол., 1959, JST? 1, стр. 85.— Табаков Н. A., Bacillus perfringens как возбудитель отравлений. Лабораторная практика, 1939. Сборник, стр. 27—30 —Ч е р т к о в а Ф. А., Бланк Л. Ж. микробиол., 193/, № 6, стр. 881.—Kemp G. Е., Proctor R., Browne A. S., Publ. Hlth. Rep. (Wash.), 1962, v. 77, p. 910.—McClung L. S., J. Bact., 1945, v. 50, p. 229.
Поступила 28/111 1964 г
УДК 616.981.4»
ПИЩЕВАЯ ТОКСИКОИНФЕКЦИЯ, ВЫЗВАННАЯ S. ТУРН1
MURIUM (BRESLAU)
Санитарный врач А. Б. Блохин
%
i
Халтуринская санэпидстанция, Кировской области
« *
I
9 ^^ f
В середине июля 1963 г. в Халтуринском районе Кировской области произошла вспышка пищевой интоксикации. Случаи отравления регистрировались в течение 3 дней; в последующие дня проводилось активное выявление пострадавших, которые не обращались за медицинской помощью.
Отравление было вызвано главным образом употреблением в пищу мясных блюд, приготовленных из телятины (холодца, пельменей, котлет, окрошки). Три случая заболевания возникли от употребления мясных блюд из свинины.
В процессе расследования было установлено, что в тот период в районе не было зарегистрировано инфекционных заболеваний среди животных. Однако обращал на себя внимание тот факт, что среди телят, одного из которых вынуждены бьпи отправить на убой, наблюдался падеж. Причины же заболевания и падежа телят ветеринарная служба не выявляла и официально нигде не отражала.
Мясо убитого теленка, минуя мясо-контрольную станцию, с клеймом, поставленным посторонним лицом, поступило в магазин. В течение 2 дней оно было распродано. Одновременно с тех же весов продавалась и свинина, которую хранили вместе с телятиной.
Инкубационный период у пострадавших продолжался в среднем от 8 до 40 часов. Короткий инкубационный период длительностью от 5 до 8 часов наблюдался у 2 лиц, которые пробовали на вкус готовность сырого фарша из телятины, и у 3 лиц, евших свиней холодец. Первые случаи отравления бьпи диагностированы как гастроэнтерит Массовой обращаемости за медицинской помощью не было. И топько после одномоментного обращения к врачам нескольких пострадавших санэпидстанция начала активно выявлять больных и выяснять причины заболевания. Интоксикация развиватась бурно: все наблюдавшиеся жаловались на головные боли, головокружение, озноб, боли в эпигастральной области, суставах и мышцах, частый и жидкий стул со слизью. Тошнота и рвота установлены у незначительного числа пострадавших. Обращало на себя внимание то обстоятельство, что больные отмечали резкие боли в суставах и мышцах. Наиболее тяжело отравление протекало у лиц среднего и старшего возраста. имевших сопутствующие заболевания. В картине крови выявлялся незначительный лейкоцитоз. Кусочки мяса телятины и свинины, изъятые у населения, дали рост S. typhi murium (Breslau).
Всех больных обследовали лабораторно. Проведены анализы ката и мочи, дуоденального содержимого и крови на гемокультуру и на реакцию Видаля В результате исследования из фекальных масс, мочи и желчи у 39,1% пострадавших бьпа высеяна S. typhi murium (Breslau). Реакция агглютинации, поставленная с диагностикумом S. typhi murium (Breslau) и с культурой, выделенной из мяса, дала нарастание титра
агглютинации на 8—12-й день заболевания.
Таким образом, эпидемиологический анализ, клиническая картина и лабораторные исследования позвонили отнести заболевание к токсикоинфекции, вызванной
S. typhi murium (Breslau).
Постудила 12/X 1963 г.