стен уложены шлако-алебастровые плиты, а щели прикрыты штампованными .регулирующими решетками. Для лучшей регулировки всей системы воздуховоды разбиты по длине на ряд секций. Далее наши исследования выявили возможность не только отказаться от холо- , дильной установки, но и от механического притока. Существующие окна на вертикальных осях заменены многостворчатыми фрамугами на горизонтальных осях со средней подвеской и индивидуальным закреплением створок. Это дало возможность направлять поток приточного воздуха в желаемом направлении, так, чтобы он не задувал пламени и не был неприятен для рабочих. Здесь подтвердился принцип настильности потока, выявленный еще Кучеруком также в исследованиях на моделях.
Таким образом, мы нашли рациональное решение для сложного случая вентиляции горячих цехов, расположенных в многоэтажном здании. Значение этого вопроса выходит за пределы рассмотренного случая. Так, при применении открытого горения природного газа мы выставляем следующие положения по вентиляции помещений.
1. Применение открытого горения газа при отсутствии вентиляции недопустимо, независимо от расхода газа.
2. Расчет вентиляции должен производиться на тепловыделение и удаление окиси углерода.
3. Неприменимо устройство воздушного душирования.
4. Недопустима рециркуляция воздуха.
5. При расходах газа свыше указанных в п. 10 должна применяться аэрация. При этом особое значение приобретают устройства для предотвращения дезорганизации потоков воздуха (незадуваемый фонарь Батурина, ветроотбойные щиты, многостворчатые фрамуги на горизонтальных осях для притока воздуха и др.).
6. При плоских перекрытиях рекомендуется применение системы сплошного щелевого отсоса с соответствующим расположением оборудования. * ■
Ввиду большого количества водяных паров (2,14 м3 на' 1 м3 газа) рекомендуется двойное остекление окон.
При применении открытого горения природного газа на промышленные предприятия должны распространяться санитарные правила и нормы, разработанные для горячих цехов.
Е. КРАСНИЦКАЯ и Л. РОГАЧЕВСКАЯ
Пищевые отравления в РСФСР за 1946 г.-
. Из Главной госсанинспекции Министерства здравоохранения РСФСР
По сравнению с военными годами 1946 г. дал значительное снижение числа случаев пищевых отравлений-
Учет пищевых отравлений по РСФСР показывает относительное благополучие в этом отношении основных промышленных областей Восточносибирской части федерации, в то время как в ряде сельскохозяйственных областей (Владимирская, Ярославская, Орловская) наблюдался некоторый рост пищевых отравлений.
Удельный вес пищевых отравлений, зарегистрированных в предприятиях общественного питания, остался высоким. Но все же он значительно ниже, чем в предыдущие военные годы. Наряду с этим, необходимо, отметить рост числа пищевых отравлений за счет летних детских оздоровительных учреждений, школ ФЗО, ремесленных училищ.
По основным этиологическим группам пищевые отравления в сравнении с 1945 г. распределяются следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
1 • . Этиология пищевых отравлений ч 1945 г. _ 1945 г.
(в % к общему количеству
Бактериальная ......... 73,7 67,0
Небактериальная ......... 20,2 29,5
Невыясненная ......... 6,1 3,5
Отравления бактериальной этиологии
Из общего числа пострадавших дети составляли 11% против 4,6% в 1945 г.
Среди продуктов, употребление которых послужило главной причиной токсикоинфекций, первое место принадлежит мясным: ими вызван 71% вспышек. При этом больйге половины токсикоинфекций, обусловленных употреблением мясных, продуктов, возникли от раз- х личных изделий из субпродуктов. Из субпродуктов наибольшее число токсикоинфекций связано с употреблением в пищу студня (40%); на втором месте стьит гуляш. Ливерная (мюнхенская) колбаса в отличие от прошлых лет как источник отравления встречается значительно реже (21,5% против 39,3% в 1945 г.). С употреблением рыбных продуктов связано 13,2% отравлений бактериального происхождений.
Третье место занимают молочные продукты (молоко, молочный кисель, брынза). Как источник возникновения отравлений нужно отметить также омлет.
Бактериологическому обследованию было подвергнуто 75,4% зарегистрированных токсикоинфекций с положительным результатом в 61,4% случаев. При обследовании выделялись следующие возбудители: В. botulinus, условнопатогенные бактерии, салмонеллы, стафилококк и в одном случае палочка дизентерии Зонне. Наиболее часто выделялись микробы условнопатогенной группы.
Ботулизм. Для последних лет характерно отсутствие массовых вспышек ботулизма. В 1946 г. все случаи ботулизма возникли от употребления рыбы преимущественно собственного улова и носили индивидуальный характер.
Салмонеллезы. Обращает на себя вннмание тот факт, что количество случаев, при которых выделяются микробы группы сал-монелл, увеличивается с каждым годом.
Количество положительных находок микробов этой группы в процентах к общему количеству бактериальных отравлений за последние три года и связь их -с неорганизованным убоем жиботных представлены в табл. 2. v
Это обстоятельство можно поставить в прямую зависимость с ростом токсикоинфекций, вызванных мясом неорганизованно убитых животных.
Общее количество пострадавших при салмонеллезных вспышках составляет 31,4% от числа пострадавших при отравлениях бактериальной этиологии.
При бактериологических исследованиях почти в половине случаев были найдены Salmonella enteritldis Gärtneri. В равном количестве
"1941 г. 1945 г. 1946 г.
Положительные находки салмонелл 5,9 13,0 22,0
Связь отравлений с неорганизованным убоем 7,7 12,0 17,8
случаев были выделены Salmonella typhi murium и В. paratyphi В.. При одной вспышке была обнаружена Salmonella cholerae suis.
В единичных случаях вид паратифозного микроба не был установлен, так как выделенные штаммы давали групповую агглютинацию с различными представителями указанной группы микробов. Параллельно с салмонеллами сравнительно часто выделялись микробы услов-"нопатогенной группы.
Причиной подавляющего большинства салмонеллезов, разумеется, послужило употребление мясных продуктов.
Более чем в половине случа[ев бактериологические исследования сопровождались постановкой серологической реакции. Иногда это являлось единственным доказательством виновности того или иного микроба.
Особенно показательным является случай, когда была проверена динамика нарастания титра агглютинации. В первый раз реакций агглютинации крови переболевших с выделенным штаммом оказалась положительной у 4 больных в разведении 1:100; 1:200; 1:400. Кровь больных, проверенная повторно, дала положительный результат уже' у 13 больных и в более высоком титре.
Стафилококковая флора выделена в 5% случаев. Но не во всех случаях представилось возможным с достоверностью судить об этиологической4 роли стафилококка, так как обычно токсигенные свойства выделенных штаммов не изучались и, кроме того, в трех случаях, наряду со стафилококком, выделялись другие микробы (кишечная палочка, стрептококки и др.).
О стафилококковой этиологии указанных заболеваний можно было судить косвенным путем по довольно типичным клиническим симптомам. - - / - •
Условнопатогенные бактерии. Как уже упоминалось, наиболее часто при ^отравлениях бактериального характера выделялись микробы условнопатогеняой группы. Почти в половине случаев выделялся! протей. Значительную группу составляли Случаи, при которых была найдена кишечна.я палочка, иногда вместе с протеем.
В подавляющем, большинстве случаев эти микробы выделялись только из продукта, послужившего причиной отравления, что является совершенно недостаточным для доказательства этиологической роли этих микробов, если учесть их убиквитарность.
Все же по сравнению с прошлым годом выросло количество заболеваний (50%), при которых протей одновременно выделялся и из других объектов, причастных к отравлению (выделения больных, смывы с инвентаря и т. п.). Но всё еще незначительным остается количество заболеваний, расследование причин которых сопровождалось постановкой реакции агглютинации, положительный -результат которой с наибольшей .вероятностью подтвердил бы этиологическую роль выделенных микробов^
Эпидемиологические связи бактериальных пищевых отравлений. Материалы расследования случаев бактериальных пищевых отравлений последних лет дают возможность признать, что ведущее место среди ближайших эпидемиологических связей,.
■приводящих к возникновению токсикоинфекций, занимает нарушение правил технологической обработки и сроков хранения скоропортящихся продуктов. Можно считать, что йни послужили причиной 74% заболеваний бактериальной этиологии.
Детализируя нарушения технологической обработки и хранения скоропортящихся продуктов, можно отметить, что, повторяясь из года в год, они сводятся к следующему: длительное хранение готовой продукции и употребление ее без повторной термической обработки; недостаточная термическая обработка скоропортящихся продуктов или ее отсутствие; нарушение правил вымачивания соленых продуктов (рыбы, мяса); обработка сырой и вареной продукции на одном и том же столе или разделочных досках. Как правило, имеет место не одно из указанных нарушений, а'их комплекс.
Судя по материалам расследования, доля участия мясокомбинатов в эпидемиологических связях бактериальных пищевых отравлений остается Значительной. Отмечалось антисанитарное состояние некоторых мясокомбинатов, нарушения технологического процесса изготовления мясопродуктов, нарушения правил хранения и реализации их (отпуск скоропортящихся продуктов без сертификатов и указаний о сроке изготовления), реализация через ларьки при мясокомбинатах (Алтайский край, Смоленская, Владимирская, Московская область).
При изучении материалов расследования токсикоинфекций обращает внимание отсутствие эффективного источника холода в местах производства, хранения и реализации ' скоропортящихся/-.продуктов, что ведет к массивному бактериальному обсеменению продукции, которое не всегда может быть устранено термической обработкой.
Одно из видных мест в эпидемиологии токсикоинфекций в 1946 г. занимает употребление мяса неорганизованно убитого скота, чему в значительной мере способствовал слабый ветеринарный надзор на местах, в частности, в некоторых подсобных хозяйствах промышленных предприятий, а также в совхозах.
Отравления небактериальной этиологии
В 1946 г. удельный вес отравлений небактериальной этиологии среди всех пищевых отравлений оказался больше, чем в 1945 г. (29,5% против 20,2%) и несколько ниже, чем в 1944 г. (30,5%).
Рост их в основном обусловлен увеличением отравлений ядовитыми грибами, фальсификатами растительных масел* и мучными изделиями. Количество пострадавших от небактериальных отравлений возросло против 1945 г. более чем* в два раза, что," объясняется значительным количеством пострадавших от употребления мучных изделий и минеральных масел. Некоторый рост смертельных исходов произошел за счет количества отравлений ядовитыми грибами, дающих обычно высокую летальность. Больше половины этих отравлений были I индивидуального характера.
33,5% небактериальных пищевых отравлений были вызваны мучными изделиями. Почти равное место (32%) заняли ядовитые грибы. Сравнительно большое количество отравлений (16,5%) дали фальсификаты растительных масел. Единичные случаи отравлений вызвали фальсификаты соли, корни ядовитых растений, дульцин и др.
'Среди этиологических факторов, обусловивших отравления небактериального характера, первое место принадлежит мышьяковистым препаратам. 40,6% случаев связаны с употреблением хлеба, мучных и других изделий, содержавших мышьяк. Пути попадания мышьяка не во всех случаях удалось выяснить. Но все же доказано, что в подавляющем большинстве случаев отравления возникли от употребления изделий из протравленного зерна, а также из зерна, загрязнен-
ного мышьяковистыми препаратами в результате совместного хранения.
Неправильная обработка строчков послужила основной причиной возникновения грибных отравлений.
Отравления корнями ядовитых растений, занимавшие видное место в военные годы, в 1946 г. имели место лишь в единичных случаях, преимущественно среди детей. На долю отравлений, источниками которых явились ядовитые семена сорных трав (горчак, дурман и др.) и грибковые заболевания хлеба (спорынья), приходится незначительное число случаев.
Отравления растительными маслами этиологически были связаны с загрязнением их минеральными маслами, а в отдельных случаях употреблением в пищу последних в чистом виде. Масло, как правило, приобреталось на рынке у частных лиц.
Нарушение правил транспортировки те-траэтилсвинца привело к возникновению единичных случаев бытовых отравлений, вследствие загрязнения им пищевых продуктов. Указанные заболевания протекали тяжело, вследствие высокой токсичности тетраэтилсвинца, который вызывает своеобразные заболевания с преобладающим поражением центральной нервной системы.
Кривая отравлений за 1946 г.'характеризуется двумя подъемами — в весенний и летне-осенний период года. Первый подъем обусловлен ростом отравлений небактериальной этиологии (грибы и т. п.), второй — в основном отравлениями бактериального характера.
Выводы
1. В 1©46 г. отмечается значительное снижение количества пищевых отравлений по српвнению с военными годами и некоторое снижение числа пострадавших по сравнению с 1945 г.
2. Удельный вес пищевых отравлений в предприятиях общественного питания снизился.
3. Основные причины, обусловившие возникновение токсикоинфекций, сводятся к нарушениям правил технологической обработки и хранения скоропортящихся продуктов.
4. Рост удельного веса пищевых салмонеллезов среди всех пищевых отравлений обусловлен главным образом увеличением случаев неорганизованного убоя скота (следует учесть также некоторое улучшение качества бактериологических исследований).
5. Нарастающее эпидемиологическое значение фактов неорганизованного убоя скота свидетельствует о неудовлетворительном сани-тарно-ветеринарном надзоре, в частности, в подсобных хозяйствах промышленных предприятий, совхозах.
6. Высока-еще роль мясокомбинатов, боен и убойных пунктов в возникновении бактериальных пищевых отравлений.
7. Рост удельного веса небактериальных пищевых отравлений явился результатом увеличения количества отравлений грибами, фальсификатами растительных масел и мучными изделиями, содержавшими мышьяк.
8. По сравнению с предыдущими годами качество санитарно-эпидемиологического обследования пищевых отравлений улучшилось.