УДК 37
Воронина О.С.
заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, ассистент кафедры педагогики начального и дошкольного образования института психологии и педагогики Бурятский государственный университет Детский сад № 173 «Росинка» (г. Улан-Удэ, Россия)
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 173 «РОСИНКА» Г. УЛАН-УДЭ
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы цифровой трансформации. МАДОУ "Детский сад № 173 "Росинка" служит ярким примером успешной интеграции цифровых технологий в воспитание и обучение дошкольников. Так же рассмотрены разнообразное цифровое оборудование — интерактивные доски, образовательные планшеты, интерактивные песочницы и виртуальные экскурсии, что отвечает современным требованиям образовательных стандартов и способствует всестороннему развитию детей.
Ключевые слова: цифровые технологии, трансформация, дошкольное образование, воспитание.
Опыт использования цифровых технологий в дошкольном образовании МАДОУ "Детский сад № 173 "Росинка" г. Улан-Удэ.
На современном этапе развития общества цифровая трансформация охватывает все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование. Особой значимостью в этой связи обладает внедрение цифровых технологий в дошкольное образование. В период, когда формируются базовые когнитивные (комплекс навыков, которые отвечают за интеллект) и социальные навыки,
использование цифровых инструментов может существенно обогатить образовательный процесс и сформировать у детей интерес к обучению уже в раннем возрасте. МАДОУ "Детский сад № 173 "Росинка" является ярким примером успешной реализации цифровых технологий в деле воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Использование цифрового оборудования в ДОО как условие обеспечения современного дошкольного образования.
Современное дошкольное образование требует интеграции инновационных подходов, которые способны удовлетворить образовательные потребности детей, обеспечивать взаимодействие с родителями, повышать компетенции педагогов и соответствовать вызовам времени. [2].
Цифровые технологии помогают поддерживать интерес детей к обучению, делая его более интерактивным и захватывающим. Кроме того, они способствуют развитию у детей навыков работы с новейшими технологиями и устройств, что имеет большое значение в условиях стремительно цифровизирующегося общества.
Использование цифрового оборудования в дошкольных образовательных организациях (ДОО) для взаимодействия с родителями может значительно улучшить коммуникацию и содействовать более активному участию родителей в образовательном процессе [1].
Применение цифрового оборудования в дошкольных образовательных организациях также играет важную роль в повышении компетенций педагогов. Внедрение технологий в образовательный процесс может способствовать улучшению образовательной среды и повышению эффективности обучения.
Использование цифрового оборудования и технологий как административного ресурса в дошкольных образовательных организациях может значительно улучшить качество управления.
Важно, чтобы внедрение цифровых технологий осуществлялось с соблюдением всех необходимых норм и стандартов, и чтобы в центре внимания всегда оставались интересы и безопасность детей [3].
Цифровые технологии в дошкольных образовательных организациях (ДОО) включают такие средства, как интерактивные доски, образовательные планшеты, интерактивные песочницы и скалодромы, виртуальные экскурсии, платформы для ВКС и многое другое. Эти инструменты совокупно соответствуют актуальным требованиям образовательных стандартов.
Интерактивное оборудование в детском саду "Росинка".
Детский сад "Росинка" активно использует разнообразное цифровое оборудование для всестороннего развития детей. Среди внедренных технологий можно выделить следующие:
Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии». Эта интерактивная платформа позволяет детям в игровой форме изучать основы естественнонаучных дисциплин, способствуя развитию логического мышления и познавательной активности. Цифровая лаборатория предназначена для проведения лабораторных экспериментов с различными природными явлениями и изучения простейших понятий об окружающем мире.
Интерактивные доски и интерактивные панели. Эти устройства позволяют педагогам разнообразить структуру занятия, предоставляя возможность добавления визуальных и аудиоматериалов, что делает обучение более доступным и увлекательным.
Интерактивная песочница. Новый инструмент в арсенале воспитателя, помогает детям развивать тактильные ощущения и креативное мышление через создание песчаных фигур и взаимодействие с виртуальными объектами.
Интерактивный скалодром. Это оборудование способствует физическому развитию детей, улучшает их координацию и ловкость, делая процесс обучения физической активности более интересным и увлекательным.
Интерактивный проектор - Мобильный проектор 2 в 1.
"Интерактивная проекция" Одной из инновационных идей МАДОУ "Детский сад № 173 "Росинка" стало использование интерактивного мобильного проектора в музыкальном зале и в других помещениях ДОО для создания динамичных и творческих занятий. Интерактивный проектор
позволяет проецировать изображения и анимации на любую поверхность (пол, стена, стол и тд), которые реагируют на движение, таким образом дети могут взаимодействовать с проектируемыми элементами, что создает уникальные возможности для изучения различных навыков, например ритмики и координации движений. Такие занятия помогают не только развивать музыкальные и двигательные способности детей, но и усиливают их эмоциональное и социальное взаимодействие.
Умная система "Алиса". Внедрение умной системы "Алиса" в педагогический процесс МАДОУ "Детский сада № 173 "Росинка" открывает новые горизонты для автоматизации и улучшения образовательной среды. Благодаря умной системе, управление освещением, климат-контролем и другими параметрами осуществляется на основе актуальных данных, что создает комфортные условия для воспитанников. Помимо этого, система "Алиса" может быть использована в образовательных целях: она отвечает на вопросы детей, проводит обучающие игры и викторины, способствуя развитию у дошкольников навыков общения и познавательных интересов.
Водопад. Используется в качестве объекта для релаксации, изучения окружающего мира, обучение природе и экологии, водопад может быть частью уроков, посвящённых изучению природы, экосистем, круговорота воды и значимости водных ресурсов, творческое развитие: водопад может вдохновить на создание рисунков, поделок, стихов или историй, связанных с водой и природой и многое другое.
Консультации для родителей с помощью QR-кодов. Использование рЯ-кодов для консультаций родителей может быть эффективным и удобным способом предоставить доступ к важной информации и ресурсам. Вот несколько идей, как это можно организовать:
- Образовательные материалы: Используйте QR-коды, чтобы предоставить родителям доступ к видеоурокам, учебным пособиям и статьям о воспитании детей. Это может включать советы по развитию детей, психологии, образовательным методикам и т.д.
- Онлайн-встречи и вебинары: С помощью QR-кодов родители могут получить ссылку на участие в онлайн-вебинарах или встречах с педагогами, психологами и другими специалистами.
- Расписание событий: рЯ-коды могут вести к календарю школьных или дошкольных мероприятий, таких как собрания, открытые уроки, праздники.
- Обратная связь: Разместите QR-код, который направляет на форму обратной связи или опрос, чтобы родители могли делиться своими мнениями и задавать вопросы.
- Контактная информация: рЯ-коды могут содержать контакты учителей, школьных консультантов или психологов, чтобы родители могли быстро и легко связаться с нужным специалистом.
- Полезные ссылки: Это могут быть ссылки на онлайн-ресурсы, книги, статьи и видео, которые помогут в решении специфических вопросов воспитания и обучения.
- Инструкция по использованию: Для родителей, которые могут не знать, как использовать QR-коды, можно разместить краткую инструкцию рядом с кодом.
Внедрение QR-кодов поможет сделать процесс получения информации более доступным и оперативным для родителей.
Использование цифрового оборудования в дошкольных образовательных организациях играет важную роль в повышении компетенций педагогов. Внедрение технологий в образовательный процесс может способствовать улучшению образовательной среды и повышению эффективности обучения. Вот несколько ключевых аспектов того, как цифровое оборудование может повлиять на компетенции педагогов:
Актуализация знаний и навыков: Педагоги, используя цифровое оборудование, имеют доступ к современным образовательным ресурсам и методикам. Это позволяет им постоянно обновлять свои знания и навыки,
следить за новыми тенденциями в образовании и интегрировать их в свою практику.
Развитие цифровой грамотности: Работа с технологией помогает педагогам развивать свою цифровую компетентность. Это включает в себя навыки работы с различными приложениями и программным обеспечением, которые могут быть полезны не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Повышение эффективности обучения: Цифровые инструменты позволяют сделать обучение более интерактивным и интересным для детей. Использование мультимедиа, интерактивных досок, планшетов и других устройств может разнообразить образовательные подходы и сделать обучение более увлекательным и доступным.
Открытый доступ к ресурсам и сетевое взаимодействие: Педагоги могут пользоваться онлайн-библиотеками, учебными платформами и участвовать в профессиональных сообществах, обмениваясь опытом и лучшими практиками. Это способствует постоянному саморазвитию и профессиональному росту.
Анализ и оценка: Цифровое оборудование облегчает процесс оценки и анализа образовательных результатов. Системы управления обучением и аналитические инструменты позволяют легче отслеживать прогресс детей и корректировать образовательные программы.
Таким образом, интеграция цифровых технологий в дошкольное образование требует от педагогов готовности и желания адаптироваться к новым реалиям, что в свою очередь способствует повышению их профессиональной компетентности и улучшению качества образования в целом.
Результаты использования интерактивного оборудования.
Использование интерактивного оборудования в дошкольных организациях может существенно повлиять на образовательный процесс. Вот несколько потенциальных результатов:
Повышение заинтересованности и мотивации детей: Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, проекторы или планшеты, делает учебный процесс более привлекательным и увлекательным. Дети с удовольствием участвуют в деятельностях, связанных с использованием современных технологий.
Развитие когнитивных навыков: Игры и образовательные программы, используемые на интерактивных устройствах, помогают развивать у дошкольников память, внимание, логическое мышление и другие когнитивные способности.
Стимуляция развития коммуникативных навыков: Коллективные занятия с использованием интерактивного оборудования способствует развитию коммуникативных умений, умению работать в команде и обмениваться информацией.
Индивидуализация процесса обучения: Благодаря интерактивным технологиям педагоги могут адаптировать образовательный материал под индивидуальные потребности и уровень развития каждого ребёнка, что способствует более эффективному усвоению новых знаний.
Повышение технической грамотности: Раннее знакомство с технологиями способствует развитию навыков цифровой грамотности, которые будут необходимы детям в будущем.
Улучшение моторных навыков и координации: Использование сенсорных экранов и других устройств может помочь улучшить мелкую моторику и координацию движения рук.
Для достижения наилучших результатов важно, чтобы педагоги были обучены эффективному использованию интерактивного оборудования и умели интегрировать его в комплексный образовательный процесс.
Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе детских образовательных организаций (ДОО) приносит множество преимуществ не только для детей, но и для воспитателей:
Повышение интерактивности обучения: Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски и планшеты, делает уроки более живыми и увлекательными, что способствует лучшему восприятию материала детьми.
Облегчение подготовки и проведения занятий: Технологии упрощают процесс планирования и проведения занятий, предоставляя легкий доступ к разнообразным ресурсам и материалам.
Повышение качества образовательного процесса: Технологии позволяют внедрять современные методики и подходы в образовательный процесс, делая его более эффективным и соответствующим современным реалиям.
Следование современным тенденциям общества, саморазвитие, повышение квалификации.
Практический опыт использования интерактивного оборудования в МАДОУ "Детский сад № 173 "Росинка" свидетельствует о его положительном влиянии на качество усвоения дошкольниками учебного материала. Интеграция подобных технологий в образовательный процесс представляет собой мощный инструмент для повышения его эффективности и привлекательности. Благодаря таким решениям создаются условия для формирования у всех участников образовательного процесса ключевых навыков XXI века. Использование интерактивного оборудования может значительно обогатить образовательный процесс в ДОО, делая его более современным, гибким и результативным [4].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М., 2017;
2. Комарова И. И, Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016-192 с;
3. Новоселова С.Л, Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. - М., 2016;
4. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2017
Voronina O.S.
Buryat State University (Ulan-Ude, Russia)
EXPERIENCE OF USING DIGITAL TECHNOLOGIES IN PRESCHOOL EDUCATION OF KINDERGARTEN No. 173 ROSINKA OF ULAN-UDE
Abstract: the article considers the issues of digital transformation. MADOU "Kindergarten No. 173 "Rosinka" serves as a vivid example of the successful integration of digital technologies into the upbringing and education of preschoolers. Also considered are various digital equipment - interactive boards, educational tablets, interactive sandboxes and virtual excursions, which meets modern requirements of educational standards and contributes to the comprehensive development of children.
Keywords: digital technologies, transformation, preschool education, upbringing.