Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ «НАУРАША» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ «НАУРАША» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «НАУРАША»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Марина Викторовна

Описываются особенности использования цифровой лаборатории «Наураша» в работе с детьми с ОВЗ. Автор называет этапы работы, показывает значение и возможности использования данной лаборатории в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Описываются возможности организации новой среды, которая во многом определяет изменение образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ «НАУРАША» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Р а з д е л III

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

УДК 376:004

М.В. Алексеева

Использование цифровой лаборатории «Наураша» в работе с детьми с ОВЗ

Описываются особенности использования цифровой лаборатории «Наураша» в работе с детьми с ОВЗ. Автор называет этапы работы, показывает значение и возможности использования данной лаборатории в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Описываются возможности организации новой среды, которая во многом определяет изменение образовательного пространства.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, познавательная активность, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), цифровые технологии, цифровая лаборатория ««Наураша».

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечается необходимость формирования у детей познавательной активности и исследовательских навыков [6]. Эта задача еще большую актуальность приобретает в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Нынешняя система образования уходит от обучения детей путем прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации всевозможными методами [4; 6; 7]. Педагог дошкольной образовательной организации (ДОО) пробуждает в ребенке интерес к нахождению ответов на возникающие вопросы, одобряет любознательность, создает условия для познания окружающего мира. Важным в процессе решения данных задач является создание условий, специальной среды, чтобы процесс ознакомления ребенка с окружающим миром протекал успешно.

Огромное значение в работе с детьми по ознакомлению с окружающим миром имеет грамотная организация их исследовательской деятельности. Значение, особенности организации исследовательской деятельности детей с целью их успешного ознакомления с окружающим миром изуча-

Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра.

Джон Дьюи

лись психологами и педагогами. Теоретические основы детской исследовательской деятельности отражены в работах Н.Н. Под-дьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой [3]. Исследователями доказано, что детское экспериментирование способствует формированию представлений о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимосвязях с другими объектами (Ж. Пиаже), подчеркивается активный, целенаправленный характер данной деятельности (Н.Н. Под-дъяков), описываются особенности исследовательской активности детей и определяется ее значение для психического развития (А.И. Савенков) [3]. Одним из условий формирования умений исследовательского поиска и интереса у детей является правильно организованная предметно-развивающая среда. Этот вопрос особенно актуальным становится в отношении детей с ОВЗ [3].

В процессе реализации образовательной программы дошкольного образования педагогу необходимо учитывать пункты ФГОС ДО, где указано, что педагог обязан принимать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяю-

щие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ОВЗ, обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей [6]. Предметно-развивающая среда и организация работы в ней должна учитывать возможности и особенности ребенка, способствовать его развитию. Она включает в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности, где каждый предмет и каждый объект в свою очередь несут знания об окружающем мире, становятся средством передачи социального опыта [4; 5; 7].

Цифровые технологии являются важным элементом развивающей среды и эффективным средством для решения задач коррекционно-развивающего обучения [1; 2]. В настоящее время в образовательных организациях используются компьютерные технологии, специальные компьютерные устройства, создается специальная среда. Так, например, педагог имеет возможность активно использовать ресурсы планшетов, 8та|1-доски, различных компьютерных приставок, предлагать детям различные игры, в процессе которых ребенок знакомится с явлениями, предметами окружающего мира, учится выстраивать связи, познает причины того или иного явления.

Сегодня в образование вошли такие особые комплексы, которые могут повысить эффективность работы по ознакомлению детей, в том числе детей с ОВЗ, с окружающим миром, - цифровые лаборатории. Оборудование лабораторий представляет собой комплекты, которые могут быть использованы для организации и проведения экспериментов и исследовательской работы. Их основная цель - способствовать появлению и поддержанию у детей интереса, желания узнать как можно больше о предметах и явлениях окружающего мира, разобраться в уже знакомых, даже привычных явлениях, чтобы понять их суть, значение, определить особенности, оценить значение для людей. Использование цифровых лабо-

раторий в работе с детьми дает возможность в игровой форме формировать у детей представления не только о самих явлениях, но и о тех изменениях, которые происходят в окружающем нас мире. Организация педагогом работы детей в лабораториях способствует формированию, уточнению представлений детей о физических свойствах веществ, знакомству с такими феноменами, как свет, давление, сила, температура, звук, магнитное поле, пульс, кислотность, уточнению представлений детей о значении воды и воздуха для человека и всего живого на Земле. Работа в таких лабораториях способствует также формированию опыта самостоятельной исследовательской деятельности, развитию творческих способностей, а также таких качеств, как самостоятельность, целеустремленность.

Изучив все преимущества цифровых лабораторий (Relab Kids, Наураша, EasySense Vu, PROLog) и возможности каждой, специалисты нашей образовательной организации -МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 161» пришли к выводу, что использование цифровой лаборатории «Наураша» позволит детям дошкольного возраста с ОВЗ в игровой форме познать азы окружающего мира. «Наураша в стране Науран-дии» - это детская цифровая лаборатория для дошкольников, позволяющая работать одновременно со всеми основными каналами восприятия ребенка: аудиальным, визуальным и кинестетическим. Одна из главных целей данной лаборатории - пробудить в ребенке интерес к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям. Данная лаборатория была выбрана нашим коллективом для работы с детьми с ОВЗ.

Коллективом нашей ДОО был разработан проект «Применение цифровой лаборатории «Наураша» в детском саду». В проекте приняли участие педагоги (воспитатели) и дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ, а именно задержкой психического развития). Реализация данного проекта -работа по подготовке к использованию и непосредственно по использованию данной лаборатории в нашей ДОО - проводилась поэтапно. На первом этапе осуществлялась подготовка к использованию данной

Раздел III. Организация инновационной деятельности по воспитанию и обучению детей с овз и их родителями

лаборатории. Нами был проведен анализ результатов мониторинга познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста за три года, проделана работа по оценке развивающей предметно-пространственной среды. Следующим шагом в реализации первого этапа стал анализ методической литературы по организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду с детьми с ОВЗ, опыта педагогов по применению цифровой лаборатории «Наураша» в образовательной деятельности, а также кадровой базы детского сада. С учетом полученных результатов были определены цели, задачи, выбран инструментарий, спланированы мероприятия, продуманы особенности использования данной лаборатории в рамках нашей образовательной организации. Второй этап нашей деятельности был направлен на создание и опробование первого варианта мобильного образовательного центра «Цифровая лаборатория «Наураша» по следующим направлениям: познавательное развитие детей, социально-коммуникативное развитие детей, речевое развитие детей; решение проблем взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых. Использование данного комплекта предполагает работу с восьмью малыми комплектами (лотками), каждый из которых посвящен отдельной теме: температура, магнитное поле, свет, электричество, звук, вкус (кислотность), сила, пульс. Используются также датчики в виде ярких божьих коровок, которые подключаются к компьютеру через USB-порт. Главный герой сюжета - мальчик Наураша - маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир. Наураша знакомит игроков с удивительной страной Наурандией - цифровой лабораторией, где с помощью датчика «божья коровка» дети проводят исследования множества природных явлений и имеют возможность «почувствовать» то, что нельзя увидеть глазами (магнитное поле и т. д.) [5].

Для поддержания интереса детей к опытам нами использовались разнообразные формы и методы организации образовательной деятельности: познавательная беседа, эксперимент, игра и др. Важным моментом в работе мы считаем соблюдение

четкой структуры занятий. Каждое занятие было представлено пятью этапами: постановка проблемы, актуализация занятий, выдвижение гипотез-предложений, проверка решения, введение в систему знаний. Проводя свои «опыты» под руководством педагога, дети убеждались, что мир не всегда является комфортным. Он бывает слишком горячим или холодным, очень громким или незаметно тихим. Определив особенности того или иного объекта, явления окружающего мира, ребенок вместе с педагогом выбирали доступные способы влияния на окружающий мир (как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее), обосновывали и демонстрировали эти способы. Дети использовали лего-конструкто-ры, с помощью которых строили корабли, станции. Они фантазировали, воображали страну Наурандию, размышляли о том, как она выглядит, рисовали окружающий мир, составляли рассказы о нем. Затем дети переходили в саму лабораторию и выполняли различные виды работ. Они знакомились сначала с тем, что окружает нас в повседневной жизни: светом, звуком, затем переходили к более сложным явлениям - изучали кислотность, магнитное поле и т. д. Важно, что в процессе данной работы ребенок с ОВЗ получает бесценный опыт, учится ставить перед собой цель и достигать ее, совершать при этом ошибки, замечать и анализировать их, находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Заключительный этап предусматривал подведение итогов работы, внесение изменений в содержание проекта, разработку рекомендаций, а также диссеминацию опыта по применению цифровой лаборатории «Наураша» в детском саду.

В настоящее время коллектив МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 161» проводит работу по созданию с помощью цифровой лаборатории «Наураша» в дошкольном учреждении мобильного образовательного центра, на базе которого будет организована в интересной, познавательной форме, с использованием новейших интерактивных технологий экспериментаторская и исследовательская деятельность детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М. : Академия, 2010.

2. Васильева И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - № 3.

3. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекци-онной работы с дошкольниками. - М. : Изд-во Ин-та практ. психологии, 1998.

4. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 21 декабря 2012 г. № 273-Ф3. - М. : Сфера, 2013. - 192 с.

5. Программа дополнительного образования и учебно-методический комплекс для обучения дошкольников с использованием ИКТ-технологий для детей старшего дошкольного возраста «Пермячок.ги. Обучение с увлечением». - Пермь, 2013.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Письма и приказы Минобрнауки. - М. : Сфера, 2014. - 96 с.

7. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование» : постановление Правительства РФ от 31 октября 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.