УДК 371.72
Мартюшева Юлия Владимировна Martyusheva Yulia Vladimirovna
Студент Student
Нижневартовск, Нижневартовский государственный университет Истомина Ирина Павловна кандидат психологических наук, доцент Istomina Irina Pavlovna Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Нижневартовск, Нижневартовский государственный университет
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ СТУДИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
NATURAL SCIENCE STUDIO, AS A MEANS OF FORMING THE FOUNDATIONS OF THE SCIENTIFIC WORLDVIEW OF PRESCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION
Аннотация: Статья посвящена теоретическим основам формирования основ естественнонаучной картины мира у дошкольников в условиях дополнительного образования. В материале рассматриваются теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, а также возможности формирования основ естественнонаучной картины мира у дошкольников в условиях дополнительного образования.
Abstract: The article is devoted to the theoretical foundations of the formation of the foundations of the natural science picture of the world in preschool children in the conditions of additional education. The article deals with the theoretical analysis of psychological and pedagogical literature in the aspect of the problem under study, as well as the possibility of forming the foundations of the natural science picture of the world in preschool children in the conditions of additional education.
Ключевые слова: экологическое сознание; познавательное развитие; естественнонаучная картина мира; проблема экологического воспитания дошкольников; дополнительное образование.
Key words: ecological consciousness; cognitive development; natural-scientific picture of the world; problem of ecological education of preschool children; additional education.
Дошкольный возраст является важным этапом в развитии личности. Это период первичной социализации ребенка, его приобщения к миру культуры и общечеловеческим ценностям, период первичных отношений с ведущими сферами жизни: миром человека и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, которое служит основой для приобретения любых специальных навыков и развития различных видов деятельности.
Одной из центральных задач дошкольного образования является не только усвоение определенного объема знаний, но и формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему обучению, самообразованию. Особенно актуальным является формирование естественнонаучных представлений, так как они закладывают основу для дошкольного
"понимания мира". Гуманитарная роль естественных наук неизмеримо больше, чем принято считать. Естествознание обладает огромным потенциалом для формирования научного, творческого мировоззрения. Интегрирующей основой естествознания и экологии является универсальный эволюционизм, базирующийся на системном подходе и современном понимании процессов эволюции открытых систем. Знание законов природы, понимание фундаментального единства законов неживой, живой природы и социальных процессов объективно побуждает нас к их учету во всех сферах человеческой деятельности. Без новой системы взглядов на мир и место человека в нем будущие поколения обречены на физическое уничтожение.
Преподаватели учебных заведений считают, что задача подготовки ребенка к школе не ограничивается приобретением знаний и навыков обучения. Гораздо важнее развивать у дошкольника внимание, мышление, речь, вызвать интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
С рождения детей окружают различные явления неодушевленной природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неодушевленной природы включены в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игр. Это обстоятельство позволяет систематически и целенаправленно знакомить детей с явлениями окружающего мира.
Психологи доказали, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Поэтому процесс обучения и воспитания в детском саду должен, в основном, основываться на наглядных и практических методах. Этот принцип особенно важно соблюдать при формировании естественнонаучного и экологического сознания основ естественнонаучной картины мира.
Многие исследователи показали, что большинство людей усваивают определенные убеждения с детства, когда ребенок знакомится с миром общечеловеческих ценностей, устанавливаются первые отношения с миром природы, людьми. С явлениями окружающего мира, в частности с живой и неживой природой, ребенок сталкивается очень рано и стремится их познать. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют, чтобы дети, взаимодействуя со взрослыми, учились устанавливать простейшие законы, связи и взаимоотношения в окружающем мире. [5]. Как отметил Н.Н. Поддяков в своей работе "Развитие мышления и умственного воспитания детей дошкольного возраста", знакомство с явлениями неживой природы должно отличаться по содержанию и методике от школьного образования. Прежде всего, детей необходимо знакомить с теми фактами действительности, которые, так или иначе, попадают в поле зрения в повседневной жизни. Ознакомление должно основываться на живом интересе ребенка и вестись в увлекательной манере. Ознакомление с миром неживой природы должно происходить без передачи каких-либо законов в
формализованной форме, без заучивания, запоминания и повторения каких-либо правил. В то же время необходимо, чтобы действия ребенка с реальными компонентами явления лежали в процессе ознакомления. Важно, чтобы ребенок начал подходить к пониманию явлений с правильных, научных позиций.
Что касается Федерального государственного образовательного стандарта, то стоит отметить, что именно он определяет раздел в работе с дошкольниками по формированию элементарных естественно научных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности.
В практике дошкольного образования, часто в ходе образовательной деятельности, дети практически лишены возможности задавать вопросы. Весь материал преподносится в готовом виде, часто без учета интересов детей. Поэтому для детей особенно актуально изучение законов окружающего мира посредством элементарных экспериментов и исследовательской деятельности.
В условиях стремительно меняющейся жизни человеку необходимо не только владеть знаниями, но и, прежде всего, уметь извлекать эти знания самостоятельно и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что использование дополнительного образования становится очень перспективным. Если обратиться к трудам Н.Н. Поддьякова, то одной из центральных проблем развития мышления у детей дошкольного возраста является проблема формирования познавательных потребностей, потребности в новых знаниях, в новых способах психической деятельности. Решение этой проблемы возможно теоретически и практически через создание и применение таких методов воспитания и обучения, которые направлены на развитие самостоятельной деятельности детей, их собственной сознательной работы и деятельности. В этой связи дополнительное образование играет огромную роль. В настоящее время накапливается все больше фактов, свидетельствующих о том, что некоторые формы такого обучения могут применяться и в детских садах. Необходимо отдавать предпочтение игровым, практическим, наглядным методам, так как мышление детей явно наглядно-действенное, а в дальнейшем и наглядно-образное. В детском саду используются наиболее эффективные методы и приемы для дошкольного возраста. Все, что может быть наглядно продемонстрировано детям в ходе наблюдений, экспериментов и опытов.
Дополнительное образование, в виде кружков, является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени воспитанников. Время, отводимое на дополнительную деятельность, должно использоваться по желанию обучающихся и быть направлено на реализацию различных форм ее организации Дополнительные занятия должны направлять свою деятельность на каждого воспитанника, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность [11].
Ребенок познает мир в ходе любой деятельности, самостоятельно или в партнерстве со взрослым. Вместе с тем, для детей старшего дошкольного возраста целесообразно различать в образовательном процессе познавательную и исследовательскую деятельность, непосредственно направленную на понимание структуры мира (вещей, явлений, которые находятся в определенных отношениях и связях), упорядочение, систематизацию представлений об окружающей среде.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами познания - средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, познавательно-исследовательская деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.
Ю.А Акимова отмечает следующие задачи познавательно-исследовательской деятельности:
■ использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержнеобразующую для познавательного развития ребенка;
■ обеспечить освоение дошкольниками основополагающих форм упорядочения опыта (причинно-следственные, пространственные и временные отношения) и переход от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами окружающего мира);
■ стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению;
■ развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым;
■ расширять кругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу.
Стоит отметить, что дошкольная образовательная организация разрабатывает программы дополнительного образования старших дошкольников по эколого-биологической направленности. Программы реализуются педагогами в разных видах деятельности в рамках кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Методика экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста предполагает проведение организованных образовательных мероприятий (раз в неделю) и другие формы совместной деятельности всех участников образовательных отношений. Задачи, включенные в программу, реализуются в ходе организованных воспитательных
мероприятий, поисковых и исследовательских работ, дидактических игр, бесед на основе дружеских, спокойных отношений.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод об актуальности использования студии, основанной на информационных компьютерных технологиях, которая будет служить средством формирования у дошкольников основы естественно-научной картины мира, в процессе которой будут решаться задачи, направленные на развитие познавательной исследовательской деятельности у старших дошкольников. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В современных условиях развития общества, когда ребенок уже с раннего возраста знакомится с различными видами электронных устройств, формируется новая среда, которая во многом определяет изменение образовательного пространства. Поэтому мы ставим перед собой задачу найти оптимальные условия для развития познавательных интересов у дошкольников: умения узнавать новое, исследовать, думать.
В настоящее время в дошкольных учреждениях очень актуально такое средство по формированию естественно-научной картине мира как, цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия», автором которой является Шутяева Елена Анатольевна. Лаборатория включает 124 лабораторных работы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, позволяющие сформировать у них такие естественнонаучные понятия как «температура», «освещенность», «электричество», «кислотность», «магнитное поле», «сила», «звук», «пульс».
С помощью цифровой лаборатории «Наураша» создается в дошкольном учреждении мобильный образовательный центр, на базе которого можно в интересной, познавательной форме с использованием новейших интерактивных технологий проводить экспериментальную и исследовательскую деятельность детей.
В состав лаборатории входит:
8 комплектов (лотков), каждый из которых посвящен отдельной теме: температура, магнитное поле, свет, электричество, звук, вкус (кислотность), сила, пульс.
Датчики выполнены в виде ярких божьих коровок, которые подключаются к компьютеру через иББ-порт.
При ознакомлении с разделами данной лаборатории через игровую деятельность дошкольники следующий опыт: научатся ставить перед собой цель и достигать её, совершая ошибки и находя верное решение, взаимодействовать друг с другом, педагогами и родителями (законными представителями).
Дошкольников знакомят с явлениями неодушевленной природы, доступными для этого возраста, учат самостоятельно рассматривать различные явления и совершать с ними простые трансформации. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточно полное и правильное представление о внешних свойствах явлений неодушевленной природы, а также внешних связях и взаимоотношениях. Способность уделять внимание не только видимым и воспринимаемым связям и отношениям, но и скрытым причинам от прямого восприятия станет основной для формирования у детей полноценных физических знаний в процессе дальнейшего обучения в школе. Важно, чтобы
ребенок начал подходить к пониманию явлений, свойств с правильных, научных позиций. При этом будут формироваться даже неполные, но достоверные представления о явлениях и принципах их протекания.
В детском саду развивающаяся среда, способствующая когнитивному развитию детей, может быть представлена «исследовательскими центрами» для всех возрастов, которые позволяют создавать оптимальные условия для групп для развития познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских навыков.
Таким образом, различные методы и формы работы помогают педагогам воспитывать у ребенка представления о естественно-научной картине мира по средствам естественно-научной студии, но нельзя забывать, что формирование представлений должно происходить комплексно, на протяжении всего дошкольного возраста, иначе представления никогда не перейдут в разряд знаний. Только благодаря комплексному формированию представлений, взаимодействию взрослого и ребенка, а также, благодаря информационным компьютерным технологиям, которые играют огромное значение в развитии детей в XXI веке, и созданию гармонично развитой предметно-пространственной среды, можно говорить о комплексном формировании представлений о естественно-научной картине мира, что играет огромную роль в познавательном развитии детей.
Библиографический список:
1. Ашиков, В.И. Семицветик: программа воспитания и развития детей от одного до семи лет [Текст] / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 192с.
2. Бабаева, Т.И. Педагогическое сопровождение исследовательской активности старших дошкольников в детском саду [Текст] / Т.И. Бабаева //Детский сад.- 2015. - №9 (57). - С.24-35.
3. Бобылева, Л.О. Программа экологического воспитания старших дошкольников [Текст] / Л.О. Бобылева // Дошкольное воспитание. -2005.- №7. -С.36-39.
4. Венгер, Л.А. Психологические особенности шестилетних детей [Текст] / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. - М.: Просвещение, 1985. - 159с.
5. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет [Текст] / Н.Е. Веракса, Галимов. -М.: Мозайка - Синтез, 2014. - 80с.
6. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. пособие [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. - М.: Айрис - пресс, 2009. - 192с.
7. Волохова, Н.Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО [Текст] / Н.Н. Волохова. М.: Учитель,2016 -154с.
8. Громилина, Л. В. Создание условий для развития естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста[Текст]/ Громилина Л. В., Камызина Л. В., Морозова М. А. // Инновационные педагогические технологии:
материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 198-200
9. Дыбина, О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов факультета дошкольного воспитания [Текст] / О.В. Дыбина - Москва - Тольятти: Издво Фонда «Развитие через образование», 2002. - 131с.
10. Еник О. А. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы / О. А. Еник, Е. Н. Илларионова // Молодой ученый. — 2014. — №20. 11.Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественнонаучных представлений и экологической культуры детей. Обзор программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2013. - 154 с
11. Еник, О.А. Современный подход к вопросу о формирование
12. Игровая деятельность как метод экологического воспитания дошкольников [Текст] / Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2005. -78с.
13. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2009. - №3. - С. 4-12.
14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 14.11.2013) [Текст] // Российская газета. - 2013. - 25 нояб. - N 6241.
УДК 355.23
Музыкантов Алексей Николаевич Musicantov Alexey Nikolaevich
Заместитель начальника ВУЦ при СПбГУТ Deputy Head of the Military Training Center at SPbSUT Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.
А. Бонч-Бруевича
St. Petersburg State University of Telecommunications prof. M.A. Bonch-Bruevich
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
FOREIGN EXPERIENCE OF FORMATION OF PEDAGOGICAL
READINESS OF MILITARY
Аннотация. В данной статье рассмотрены формы обучения военнослужащих трех государств: Соединенных Штатов Америки, Германии и Великобритании. Знание системы военно-профессионального образования ведущих стран блока НАТО и ее особенностей имеет большое значение для оценки возможностей вооруженных сил по выполнению боевых задач,