УДК 373.2
Е.Н. Илларионова
магистрант,
кафедра «Дошкольная педагогика и психология», ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный
университет»
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается роль экспериментирования в формировании основ естественнонаучных знаний у дошкольников в процессе изучения неживой природы. Определены принципы организации педагогического процесса. Даны рекомендации по организации предметно-развивающей среды.
Ключевые слова: экспериментирование, познавательная деятельность, проблемная ситуация.
E.N. Illarionava, Togliatti State University
FORMING THE BASIS OF PRESCHOOLERS' SCIENTIFIC KNOWLEDGE WHILE LEARNING INANIMATE
NATURE BY MEANS OF EXPERIMENTING
Abstract. The article studies the role of experimenting in the formation the basis of preschoolers' scientific knowledge while learning inanimate nature. Principles of the organizing a pedagogical process were defined. Recommendations for the subject-developing environment organizing were given.
Keywords: experimenting, cognitive activity, problem situation.
У детей XXI века есть возможность получать информацию об окружающем мире из разных источников: это и телевидение, и Интернет, и реже книги. Эти знания - зачастую готовы и не требуют от ребенка размышлений, а значит и нет места для рассуждений, выводов и доказательств.
Многие психологи (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков) отмечали, что информация лучше усваивается и запоминается, если она не только понятна, но еще и наглядна. На практике мы знаем, что если информация и знания получены в процессе непосредственного взаимодействия с ней, то она остается в памяти надолго, можно сказать навсегда. Ведь детская память как губка впитывает все, что ей предлагают. И поэтому необходимо тщательно следить за тем, какие знания получают дети [6].
Многие личностные качества и психологические свойства в детском возрасте формируются в процессе целенаправленного и организованного обучения. Обучение мы рассматриваем как целостную форму педагогической деятельности, направленную на разностороннее развитие ребенка. Оно включает в себя совокупность разных видов деятельности, и одной из значимых выступает познавательно-экспериментальная. Познавательная деятельность предполагает совместную работу педагога и детей, нацеленную на решение интеллектуальных задач проблемного характера, возникающих в учебной деятельности, повседневной жизни, игре, труде, в процессе ознакомления с окружающим. Она предполагает «открытие» детьми новых знаний и способов деятельности.
Поисковая деятельность детей имеет следующую структуру:
- принятие детьми познавательной задачи;
- анализ задачи и выдвижение предположений о возможном течении явления и его причинах;
- отбор способов проверки;
- проверка предположения;
- формулирование выводов.
Познавательные задачи могут ставиться перед детьми педагогом или же выдвигаться самими детьми. Важным условием постановки познавательной задачи является создание про-
блемной ситуации. Проблемная ситуация возникает у детей, когда задача поставлена, осмыслена детьми, но сразу решить ее они не могут. Необходимо определенное усилие мысли, сопоставление известных факторов, формулировка предварительных выводов. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. Поэтому одной из главных задач педагогов по формированию естественнонаучных знаний при ознакомлении с неживой природой является построение своей работы таким образом, чтобы ребенок сам смог овладевать нужными знаниями и отвечать на возникшие у него вопросы. Для реализации данной задачи мы используем такую форму работы с детьми, как экспериментирование.
Что же такое экспериментирование? Экспериментирование - это творческий процесс и эффективный прием развития ребенка. Наибольшего развивающего эффекта этот прием достигает при косвенном руководстве взрослым опытно-экспериментальной деятельностью дошкольников. Путем проб и ошибок и при поддержке педагога опытно-экспериментальная деятельность развивается в русле более глубокого и точного осмысления детьми фактов и явлений неживой природы.
Экспериментирование понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Этапы детского экспериментирования:
- собственное обследование предметов и явлений природы;
- планирование действий экспериментального опыта;
- выявление общих, существенных связей и закономерностей между предметами и явлениями;
- обобщенные формы рассуждений;
- решение практических задач, обогащающих личный опыт ребенка и развивающих такие их качества, как активность, познавательный интерес, самостоятельность, самоконтроль и творческие способности.
Важно, чтобы в работе по формированию естественнонаучных знаний при ознакомлении с неживой природой у дошкольников использовались следующие принципы.
• Принцип научности. Информация, которую дети получают в детском саду, должна быть точной, достоверной, обоснованной. Данный принцип выдвигает необходимость формирования у дошкольников системы научно достоверных знаний, фактов и явлений в области естествознания (элементарных экологических, биологических, географических представлений), а также отражение разнообразных фактов и явлений в развитии, во взаимосвязях и существенных проявлениях. Реализация этого принципа формирует у ребёнка точные представления об окружающем мире, дает научно достоверную информацию о неживой природе в процессе специфических дошкольных видов деятельности.
• Принцип учета возрастных особенностей детей. Знания, которые усваивают дошкольники, должны соответствовать возрасту, быть просты и понятны ребятам. В этом залог высоких результатов усвоения полученных знаний при изучении неживой природы. Исследователи считают, что уже в младшем дошкольном возрасте важно знакомить детей на конкретных примерах с элементарными взаимосвязями и взаимозависимостями, существующими в природе. По отношению к старшему дошкольному возрасту, по мнению А.В. Запорожца, при ознакомлении с природой необходимо проникать в суть вещей, подводить детей к пониманию связи явлений. В старшем дошкольном возрасте становится возможным формирование у детей представлений и элементарных понятий, которые могут быть ядром системы знаний.
• Принцип доступности. Он осуществляется в таких видах деятельности, как игра и экспериментирование, предполагая привлекательность для ребенка получаемых знаний и их эмоциональную окрашенность.
• Принцип наглядности. Соответствует основным формам мышления детей дошкольного возраста (наглядно-действенному и наглядно-образному). Известно, что реальные предметы и наглядные образы способствуют организации мыслительной деятельности ребёнка, обеспечивают понимание и прочное запоминание материала. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке материала. В процессе обучения дошкольники имеют возможность наблюдать, проводить опыты и экспериментировать, выполняя разнообразные практические упражнения. При этом в работе с детьми широко используются такие виды наглядности, которые способствуют формированию познавательной активности и стимулируют переход от наглядных форм мышления к словесно-логическим [5, с. 6-8].
С самого рождения ребенка окружают различные явления неживой природы: яркое солнце, теплый ветер, мороз зимним днем и многое другое. Дошкольники с удовольствием собирают различные камни, рисуют мелом на асфальте, играют с песком и водой. Предметы и явления неживой природы входят в их жизнь, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое ознакомление детей с явлениями неживой природы.
Малыш познает мир на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, в первую очередь усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Он не всегда видит причинно-следственные и закономерные связи между явлениями природы. Поэтому так важно дать детям возможность поэкспериментировать с природным материалом. Основными темами, с которыми знакомятся и экспериментируют дошкольники, являются «Вода», «Земля», «Воздух», «Звук», «Солнце» (свет), «Строение веществ». Данная система знаний раскрывает многообразие окружающего мира неживой природы, формирует в сознании ребенка собственную картину мира, помогающую ему ориентироваться в различных жизненных ситуациях [4].
Основные задачи при организации экспериментальной деятельности дошкольников таковы:
1. расширение мировоззренческих сторон детского сознания на основе усвоения естественнонаучных знаний о природе;
2. формирование эмоционально-ценностного отношения ребенка к природе;
3. организация развивающей среды, способствующей формированию познавательных, творческих способностей и предоставляющей детям простор для самостоятельного экспериментирования;
4. пробуждение у дошкольников исследовательского интереса, любознательности и стремления к преобразованию окружающего мира;
5. воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Организация опытов требует специально созданной развивающей среды, что предполагает наличие в дошкольном учреждении оборудованной физической лаборатории - «научного центра». Кроме того, в младших возрастных группах необходимы центры «Воды и песка», а в старших группах - мини-лаборатории. Их задача заключается в проведении более длительной экспериментально-опытнической работы детьми в течение дня.
Педагог планирует деятельность дошкольников по формированию основ естественнонаучных знаний таким образом, чтобы ребята после непосредственной организованной деятельности могли самостоятельно или совместно с воспитателем применить полученные знания в мини-лабораториях. Таким образом, дошкольники закрепляют полученные знания о неживой природе на практике.
С точки зрения экологического образования, по мнению педагога-исследователя Н.А. Рыжовой, предметно-развивающая среда физической лаборатории должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка (создавать условия для познавательной деятельности и экспериментирования с природным материалом, систематическим наблюдениям за объектами неживой природы, формированию интереса к явлениям природы, поиску ответов на
интересующие ребенка вопросы и постановке новых проблем);
- формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования, экологически грамотного поведения в природе);
- эколого-эстетическому развитию (привлечению внимания ребенка к окружающим природным объектам, формированию умения видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектов природы их имитации - искусственным объектам) [7].
Ознакомление дошкольников с неживой природой проводится планомерно и системно в течение всего года. Для этого используются наиболее эффективные формы работы с детьми:
- наблюдение на прогулке;
- проведение игр-экспериментирований, опытов и экспериментов в физической лаборатории и мини-лабораториях в группах;
- организация интегрированных занятий познавательного цикла.
Все организованные формы работы имеют свой алгоритм:
1. выявление знаний детей по данной теме и проблеме;
2. организация и проведение опытов воспитателем и наблюдение детей за процессом изменения объекта;
3. организация самостоятельной исследовательской деятельности детей;
4. коллективное обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы;
5. решение поисково-проблемных задач;
6. составление схем, моделей, чертежей (обобщение знаний).
Такой алгоритм действий позволяет педагогу формировать у детей знания по многообразию окружающего мира, способность ориентироваться в различных жизненных ситуациях, формировать собственную картину мира. В целом поисковая деятельность позволяет ребенку не только легко ориентироваться в окружающем мире, но и путем сравнения, сопоставления, рассуждения осознавать причинно-следственные связи, существующие в природе, самостоятельно открывать, познавать свойства и отношения, отыскивать закономерности [2].
Таким образом, планомерная работа по формированию основ естественнонаучных знаний при изучении неживой природы позволят воспитателям формировать следующие необходимые ключевые компетентности дошкольника.
1) Технологические. У детей формируются умения:
- понимать и выполнять поставленную задачу;
- планировать этапы своей деятельности;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- умение пользоваться ранее полученными знаниями,
- использовать наглядные модели, символы, схемы, планы.
- принимать решение и применять знания в жизненных ситуациях;
- ориентироваться в новой нестандартной ситуации.
- организовывать рабочее место;
- доводить начатое дело до конца и добиваться результата.
2) Информационные компетентности:
- ориентироваться в источниках информации, получать информацию, используя различные источники;
- делать выводы из полученной информации;
- понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности;
- задавать вопросы на интересующую тему;
- оценивать социальные привычки, связанные с окружающей средой.
3) Социально-коммуникативные компетентности. Происходит формирование таких навыков, как умение:
- получать информацию в общении;
- вести диалог с взрослыми и сверстниками;
- принимать участие в коллективных делах;
- принимать и оказывать помощь;
- не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Таким образом, с помощью экспериментирования дошкольник не только обогащает свои знания о неживой природе, но и развивается как личность, которая формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, а также происходит процесс социализации -овладение социальными нормами и ценностями.
Список литературы:
1. Еник, О.А. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы / О.А. Еник, Е.Н. Илларионова // Молодой ученый. - 2014. - № 20 (79). - С. 581-583.
2. Куликова, И.Э. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст / И.Э. Куликова, Н.Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 80 с.
3. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011. - 256 с.
4. Николаева, С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду: методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2003. -80 с.
5. Николаева, Э.Ф. Мир вокруг нас: ознакомление дошкольников с неживой природой / Э.Ф. Николаева, О.В. Илларионова, Р.В. Блохина. - Тольятти, 2003. - 132 с.
6. Поддьяков, Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков - М., 1996. - 380 с.
7. Рыжова, Н.А. Наш дом - природа / Н.А. Рыжова. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. -
280 с.
8. Битютская, Н.А. Формирование у детей знаний о неживой природе в процессе экспериментирования в лаборатории природы [Электронный ресурс] / Н.А. Битютская. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/03/22/formirovanie-u-detey-znaniy-o-nezhivoy-prirode-v.
9. Полежаева, Ю.А. Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой [Электронный ресурс] / Ю.А. Полежаева. - Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/cons/5260-eksperimentirovanie-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnogo-interesa-u-detej.html.