Вестник «Орлеу^-kst
Дильдибекова Г.А.,
старший преподаватель кафедры ДНОВЛ филиала АО «НЦПК «брлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
s
к <
m О
го £
« О
w «
О
О!
С
w
U
W
¡Г1
S
[-4
о
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
Нег1зг1 свздер: зерттеу эргкетг, таным ц^зыреттшгг, шыгар-машылыц орталыгы, балалрды мектепке даярлау, функционалдыц сауаттылыц.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, познавательная компетентность, творческая среда, подготовка детей к обучению в школе, функциональная грамотность.
Keywords: research, cognitive competence, creative environment to prepare children for school, functional literacy.
ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ацдатпа
Аталган макалада мектепке дешнп тэрбие мен окытуда этнопедагогикалык багыт карастыры-лады. Мектепке дешнп жаста балаларда элемдi тану YPДiсi калыптасады жэне баланыц осы кез-де бойына ащргеш оньщ eмiрлiк устанымы жэне когамдагы тэртсбш аныктайды, осы уакыт-та элеуметпк карым-катынасалгашкы дагдылары алынады, ултаралык катынас этикасыныц негiзi сщршед^ адамныц езшщ жэне eзiн коршаган-дарга катынасы болып аныкталады.
Аннотация
Исследование окружающей действительности обеспечивает ребенку удовлетворение потребности в новой информации, ощущениях, опыте.
Annotation
This article discusses Ethnopedagogical orientation of pre-school education. At younger age ideological picture of the child is formed and all that he absorbs, will determine its life position and behaviors in society in future, the initial social skills are acquired, basis ethics of international communication, the relationship of man to himself and to their surroundings are assimilated.
Проблема организации исследовательской деятельности детей на любом этапе образования - дошкольного, начального, школьного, среднего звена - является сегодня актуальной, так как именно опыт исследовательской деятельности отвечает требованиям, предъявляемым к выпускникам: владеть компетентностями на уровне применения, а также самостоятельный поиск знаний. Главой государства Н. А.Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников [3].
Вестник «Oрлеу»-kst
Данная задача актуализируется в процессе вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы [2].
Бытует мнение, что дошкольники не способны к исследовательской деятельности, однако это мнение не соответствует действительности. Исследовательская деятельность является для дошкольников естественной, в ее основе лежит поисковый рефлекс, о котором писал еще И.П. Павлов. Исследование окружающей действительности обеспечивает ребенку удовлетворение потребности в новой информации, ощущениях, опыте. Данная функция выполняет важную функцию -функцию развития.
Исследовательская деятельность дошкольников - это активная познавательная деятельность, направленная на развитие познавательной компетентности - это выявление новых для ребенка сведений об окружающем мире. В Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения 2012 года отмечено, что воспитание и обучение детей ведется в рамках пяти образовательных областей и не последнее место в нем отводится образовательной области «Познание» [1].
В программах «Зерек бала» и <Жз мек-тепке барамыз» ГОСО 2012 г. определены цели и задачи исследовательской деятельности дошкольников:
- изучение данных об изучаемом объекте на основе широкого круга информации, предоставленного педагогом, родителями и т.д.
- установление взаимосвязей объекта исследования с окружающей действительностью, другими объектами, событиями;
- выявление возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных детьми) и др. [5].
Структуру исследовательской деятельности дошкольников можно представить следующим образом:
1. Объекты исследовательской деятельности дошкольников:
- объекты и явления неживой природы (почва, вода, камни и т.д.);
- искусственные объекты (игрушки, материалы для поделок и др.);
- объекты живой природы (животные и растения);
- человек, группы людей, человеческие сообщества (строение человека, интересы людей);
-фантастические объекты,
2. Субъекты исследовательской деятельности в детском саду: вся группа, подгруппа, ребенок-родитель, ребенок-педагог.
3. Мотивы детской исследовательской деятельности. Детское исследование может быть спонтанным (разбор игрушек, случайное наблюдение за животным), основанным на естественных мотивах, связанных с познанием. Если же это специально организованная педагогам деятельность, то может быть организована конкретная работа, направленная на пробуждение мотивов исследования данного объекта. Объект не может быть слишком сложен для детского восприятия, но и простые предметы и явления, особенно для дошкольников старшего возраста, могут быть интересны. Исходной точкой возникновения мотива исследовательской деятельности служит проблема, с которой сталкивается ребенок в процессе ОУД, игры, беседы и др.
4. Средства исследовательской деятельности дошкольников:
-внутренние средства: познавательные
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и м
¡г1
[-4
О Ч
О «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
и
Вестник «Oрлеу»-kst
способности (восприятие, мышление, воображение) и приобретенные доступные умения исследовательской деятельности;
-внешние средства (источники информации, оборудование - лупа, лопатка и т.д).
5. Этапы исследовательской деятельности детей могут различаться в зависимости от выбранного объекта изучения. А.Н. Поддьяков указывает, что исследование может строиться на различных основаниях: только на познании при помощи органов чувств; на вербальном исследовании (построенном на вопросах); на смешанном, когда используются оба данных подхода; на собственном исследовании, когда дети используют доступные средства и методы для реализации исследования. А.И. Савенковым определены следующие этапы исследования, осуществляемые дошкольниками:
1) выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
2) выработка гипотез;
3) поиск и выражение возможных вариантов решения, сбор материала;
§ 4) анализ и обобщение полученных
Рн
< данных;
° 5) подготовка и защита готового про-
дукта.
Он отмечает, что именно такие этапы,
л
согласующиеся с этапами исследователь-^ ской деятельности взрослых, успешно ре-§ ализуются и в практике организации ис-
С о.
м следований дошкольников [7].
§ 6. Результаты исследовательской де-
м ятельности дошкольников: субъективно новое для них знание; новый способ де-
§ ятельности; исследовательские умения,
« которые приобретаются детьми в ходе
н осуществления исследования; познава-
^ тельные мотивы.
м Специально организованная исследо-
^ вательская деятельность детей должна
© соответствовать определенным условиям.
Среди них можно назвать следующие:
^ - включение детей в активную, мно-
гообразную, творческую деятельность. Это такие естественные для ребенка виды деятельности: организованная учебная деятельность, как рисование, лепка, экспериментирование на ОУД по ознакомлению с окружающим миром, различные игры, работа с конструктором - все эти виды деятельности способствуют проявлению поискового интереса, пробуждают познавательные мотивы, сталкивают детей с различного характера проблемами. Как следствие запускается механизм исследовательского поведения, когда ребенок ставит перед собой вопросы: «Как это работает?», «Что еще можно с этим сделать?», «А что будет, если..?» и др. Важно, по возможности меньше противодействовать подобной активности детей, а способствовать ее правильному проявлению. А.Н. Подъяков обращал внимание на факторы противодействия детскому исследовательскому поведению, которые он объединил в две группы:1) обеспечение безопасности, то есть ограничения ребенка в деятельности, которая тем или иным способом может быть опасна для него или окружающих; 2) повышение эффективности деятельности ребенка, то есть выполнение какой-либо деятельности запланированной взрослым, без проб и ошибок [6].
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки функциональной грамотности.
- Создание особой, творческой среды, способствующей проявлению исследовательского поведения. Это условие подразумевает и создание соответствующей
Вестник «Орлеу^-kst
предметно-развивающей среды включающее широкое поле для сенсорных и других ощущений и впечатлений, наличие игр и игрушек, подталкивающих к решению конструкторских и творческих задач, и присутствие доступной для дошкольников информационной базы. Кроме того, как подчеркивают многие ученые, творческому развитию способствуют продуктивные методы полученные детьми знаний под руководством педагога, в частности, исследовательский метод, подразумевающий «открытие» знания детьми.
- Введение в занятие с дошкольниками специальных игровых упражнений, направленных на формирование исследовательских умений. Как и любой другой деятельности, исследовательской деятельности необходимо учиться. Формированию исследовательских умений в полной мере могут способствовать специальные задания на формирование умений видеть и выделять проблемы, выдвигать множественные гипотезы, вычленять существенные признаки исследуемых объектов, умения, связанные с формулированием понятий, упражнения на классификацию, анализа, исключения лишнего, умения наблюдать, экспериментировать. Вооружив детей подобными умениями, педагог позволит им наиболее полно удовлетворить исследовательскую потребность, проявить себя в активном поиске, достичь желаемого результата
Согласитесь, каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Поэтому исследовательская деятельность в дошкольных организациях станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе. Создание условий для детского экспериментирования позволит
педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
Основы функциональной грамотности школьника закладывается в дошкольном детстве. Исследование окружающей действительности обеспечивает ребенку удовлетворение потребностей в новой информации, ощущениях, опыте. Данная функция выполняет важную функцию -функцию развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения Егемен Казахстан. 2012. 10.20. №689-693.
2. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 - 2016 годы (Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года № 832), Zakon.kz.
3. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» 27.01.2012г. http:// kaznmu.kz
4. Программа «Зерек бала» воспитания и обучения для детей 3-5 лет. Коста-най, 2013. - 181с.
5. Программа <Жз мектепке барамыз» воспитания и обучения для детей 5-6 лет. Костанай, 2013. - 181с.
6. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис. ...д-ра психол. наук. М,. 2001. - 350 с.
7. Савенков А.И. Путь одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. СПб: Питер, 2004.-272с.
s
к <
m О
го £
« О
w «
О
О!
С
w
U
W
¡г1 S
[-4
о
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©