Вестник «Орлеу^-kst
Ш
Дильдибекова Г.А.,
старший преподаватель кафедры ДНОВЛ ФАО «НЦПК «брлеу» «ИПК ПР по Костанайской области»
Нег1зг1 сездер: бала, отба-сы, тэрбие, отбасы функция-сы, отбасылъщ тэрбие, мек-тепке дешнгг мекеме.
Ключевые слова: ребенок, семья, воспитание, функции семьи, семейное воспитание, дошкольное учреждение.
Keywords: child, family, education, family function, family education, preschool institution.
ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЕМЬИ
Ацдатпа
Макалада заманауи кезецдеп отбасы мен мектепке дешнп мекеменщ езара эрекеттесу мэселелерi карасты-рылган. Отбасылардьщ кызыгушылыктары, сураныста-ры мен к^ндылыктарын, бiлiмдiлiк-мэдени децгейлерш, элеуметпк жэне материалдык жагдайларын есепке ала отыра, отбасылык тэрбиенщ басымдылыгын сактау Yшiн, отбасылык жэне когамдык мектепке дешнп тэр-биенi тыгыз юршт1ру кажет.
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения на современном этапе. Необходимо теснее интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранять провозглашение приоритета семейного воспитания, учитывая интересы, запросы и ценности, образовательно-культурный уровень, социальное и материальное положение семей.
Annotation
The article deals with the problem of interaction between §
HH
family and preschool institutions at the current stage. It w
is necessary to closely integrate the family and the public g
pre-school education, to keep the declaration of priority of О
family education, taking into account the interests, needs and о
values, educational and cultural level, the social and material &
situation of families. о
За многовековую историю человечества сложились две
ветви воспитания подрастающего поколения: семейное §
и общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, что S
важнее в становлении личности: семья или общественное 5
воспитание (детский сад, школа, другие образовательные £
учреждения). Современная наука единодушна в том, что ^
без ущерба для развития личности ребенка, невозможно §
отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и 3
действенность несравнимы ни с каким, даже очень квали- ^
фицированным воспитанием. g
Сегодня семья становится все более независимой и ав- ^
тономной ячейкой общества, претерпевает серьезные из- Й
менения, где среди основных - изменение и упрощение К
функции семьи, изменение типа главенства. Одновре- ^
менно существенно меняется и роль, и функция семьи: с н
одной стороны семья воспринимается как единственное <i прибежище, а дети рассматриваются как важнейшая цен-
пш
Вестник «Oрлеу»-kst
I
ш
I
О С о
и
2
*
о с
х
3
о о
т
из О
Ё
ш
X
н <с
ность, а с другой - человек стремится к собственному благополучию, поскольку сегодня все большее значение для него приобретает развитие собственных способностей. В обществе все более утверждается девиз «сначала-я, все остальное потом». Это идет процесс формирования семьи нового типа, где ценность детей значительно падает. Складывается общество супружеских пар с другими ценностями и нормами, а именно: подобная установка приводит к сокращению рождаемости и изменению отношения к детям [5].
Все воспитательные институты призваны содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый из них обладает теми или иными преимуществами. Так, детский сад более квалифицированно, чем семья, осуществляет обучение, развитие творческих способностей детей, подготовку к школе и др. В какой-то степени и семья может ввести ребенка в мир тех знаний и умений, о которых говорилось выше. Но важно, насколько это будет педагогически грамотно. Ведь неправильной методикой воспитания и обучения развитию ребенка легко нанести больше вреда, чем пользы.
В настоящее время необходимо теснее интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранять провозглашение приоритета семейного воспитания, учитывая интересы, запросы и ценности, образовательно-культурный уровень, социальное и материальное положение семей. С этой целью работа дошкольных учреждений должно направляться на активное привлечение семьи к участию в педагогическом процессе, на гуманизацию отношений между членами семьи и работниками дошкольного учебного заведения, на свободу выбора родителями учебного заведения, группы, воспитателей. Гармоничное взаимодействие дошкольного учреждения с семьей является залогом полноценности бытия ребенка, раскрытия и реализации ее потенциала, выхода на новые орбиты социальной реальности.
Известно, что процесс вхождения ребенка в социальную среду под руководством
взрослого называется воспитанием. В основном отец и мать осознают ответственность, которую несут после рождения ребенка, передают ей те моральные ценности и нормы поведения, отвечающие потребностям общества. Но, прививая эти ценности в семье, родители мало задумываются об обществе -они просто учат, воспитывают, как считают нужным, так, как их научили родители. И часто в воспитании руководствуются, во-первых, такими физическими потребностями, как еда, сон, чувство безопасности, защищенности. Во-вторых, тем, что ребенок должен быть принят ближайшим окружением, должен быть признан другими, чтобы самоактуализироваться в жизни.
О необходимости создания крепкого союза образовательного учреждения и семьи писал в свое время В. А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества» [6].
Приоритетность детства абсолютна. Дети - не только особый социальный строй, но и социокультурный аспект общества, означающий, что степень образованности и социа-лизированности подрастающего поколения, уровень культуры, здоровье детей материализуются завтра в здоровье нации, в качестве жизни народа, в авторитет страны в мире [5].
В Государственном Общеобязательном Стандарте Образования дошкольного воспитания и обучения в Республике Казахстан в 15 параграфе определены основные направления сотрудничества организации дошкольного воспитания и обучения с семьей:
• обеспечение единого образовательного пространства с едиными требованиями к ребенку в семье и организациях дошкольного образования на основе партнерства и сотрудничества;
• обеспечение психо-физического здоровья ребенка в семье и организациях дошкольного образования;
• учет склонностей ребенка и потребности семьи в построении образовательной
Вестник «Oрлеу»-kst
ПП7
траектории для индивидуального развития ребенка;
• обучение подготовке детей к школе;
• обеспечение обмена опытом по вопросам формирования, развития и воспитания личности в условиях семьи;
• участие в совместных с детьми творческих видах деятельности;
• повышение педагогической и психологической грамотности родителей на основе тесного взаимодействия с дошкольной организацией и освоения предоставленных программ для обучения родителей [1].
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждая дошкольная организация не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДО и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения — не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д. Здесь могут оказать профессиональную помощь специалисты-педагоги дошкольных учреждений.
В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых це-
лей, задач и результатов.
Формирование сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи будет наиболее эффективно при выполнении следующих организационно-педагогических условий:
• технологическом подходе к обеспечению взаимодействия между педагогами и родителями;
• оказании методической помощи педагогам в установлении контакта с родителями, состоящей из нескольких этапов: диагностика, планирование, консультирование и контроль;
• планомерном и активном распространении педагогических знаний среди родителей;
• вовлечении родителей в деятельность ДО с использованием целесообразного сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.
Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а, следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании.
Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей [6].
Практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы
ш §
О С о
и
Н
1 О
с
о о
т
из О
Й -а X
н <с
ШИН
Вестник «Орлеу^-kst
педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм. В дошкольных учреждениях проблемами взаимодействия с семьей занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заведующая, методист, психолог, воспитатели. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания и обучения детей и многое другое. На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого ДО должен стремиться к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и, прежде всего, с семьей. Ак-S туальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и § дошкольных образовательных учреждений в О интересах развития личности ребенка. q Так, в системе дошкольного образования ш взаимодействие педагогов и родителей осу-g ществляется в основном через: <i • приобщение родителей к педагогиче-^ скому процессу;
Ê5 • неограниченное (по времени) пребыва-§ ние родителей в дошкольном образователь-§ ном учреждении в период адаптации ребенка; ® • информационно-педагогические мате-w риалы, выставки детских работ, которые по-о зволяют родителям ближе познакомиться со § спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей Щ средой;
g • объединение усилий педагога и родите-^ ля в совместной деятельности по воспитанию Й и развитию ребенка: эти взаимоотношения ® следует рассматривать как искусство диалога ^ взрослых с конкретным ребенком на основе н знания психических особенностей его возрас-< та, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
• проявление понимания, терпимости и такта в воспитании, обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
• уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения [4].
По образному и очень меткому выражению философа Н.Я.Соловьева, «семья - воспитательная колыбель человека» [3]. Да, именно человека на всех его возрастных этапах, потому что в семье воспитываются и взрослые, и дети. Воспитание - очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделенными дарами [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080. Егемен Казахстан" 2012.10.20., № 689693 (27765)
2. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]/Т. А.Куликова. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. -212с.
3. Кравцов, Г.Г. Личность формируется в семье [Текст]/Т.Т. Кравцов// Дошкольное воспитание. - 1991. - № 2. - 123с.
4. Виноградова, Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей [Текст]: Пособие для воспитателя дет.сада / Н.Ф.Виноградова. - М., 1989. - 123с.
5. Песняева, Н.А. Образование старших дошкольников в преемственности с начальной школой как стратегическое направление развитие образования России [Текст]: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции/ Н.А.Песняева, 4-5 июня 2008 года, - М.: АПКиППРО, 2008. -296с.
6. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания [Текст]/А.В. Петровский. - М., 1981.- С. 186