УДК 630
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ В ЛЕСОПАРКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Александр Иванович Федоров
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры геоматики и инфраструктуры недвижимости, тел. (383)361-07-09, е-mail: [email protected]
Наталья Васильевна Федорова
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры геоматики и инфраструктуры недвижимости, тел. (383)361-07-09, е-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы создания государственного лесного реестра в рамках Лесного кодекса Российской Федерации.
Ключевые слова: Лесной кодекс, лесной реестр, лесные ресурсы, лесное законодательство.
EXPERIENCE OF USING, PROTECTION AND REPRODUCTION OF FORESTS IN FOREST PARK RUSSIAN FEDERATION
Alexander I. Fedorov
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, Plahotnogo, 10, assistant professor of geomatics infrastructure and real estate, tel. (383)361-07-09, е-mail [email protected]
Natalia V. Fedorova
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, Plahotnogo, 10, assistant professor of geomatics infrastructure and real estate, tel. (383)361-07-09, е-mail [email protected]
The article discusses the creation of the state forest registry as part of the Forest Code of the Russian Federation.
Key words: Forest Code, forest registry, forest resources and forest legislation.
Новым Лесным кодексом Р.Ф. предусматривается создание государственного лесного реестра. Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите и воспроизводстве. В разделе «Использование лесов» содержится информация о видах разрешенного и видах фактического использования лесов (о правах пользования, видах, сроках разрешенного и фактического использования лесов, об их государственной экспертизе). Информация о предусмотренных и выполненных мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, а также подлежащих в установленном порядке лицами, использующими леса, о мероприятиях, выполняемых на основании государственных или муниципальных контрактов, включается в раздел «Охрана, защита и воспроизводство лесов». Лица, осуществляющие использование, охрану, защиту лесов, а также органы государственной
власти в обязательном порядке должны представлять документированную информацию, включаемую
в государственный лесной реестр. В соответствии с утвержденным Положением документированная информация, внесенная в реестр, относится к общедоступной, за исключением информации, отнесенной законодательством к категории ограниченного доступа. В государственном лесном реестре содержится информация:
- о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;
- о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;
- о защитных, эксплуатационных и резервных лесах;
- об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территории:
- о лесных участках;
- о количественных, качественных об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;
- об использовании, охране, о защите, воспроизводстве, в том числе о лесном семеноводстве;
- о представлении лесов гражданам и юридическим лицам.
Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляется органами местного самоуправления в соответствии со статьями Кодекса. Уполномоченный федеральный орган осуществляет обобщение информации.
Каждый квартал леспромхоза относится к какой либо группе лесов. В целом весь лесной массив поделен на три группы:
1 группа - запретные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ; защитные полосы вдоль железнодорожных магистралей и автодорог; ленточные боры; государственные защитные лесополосы; леса национальных парков; к лесам 2 группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения; леса, выполняющие рекреационные функции; леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования; остальные леса относятся к 3 группе.
Наличие многих юридических дефектов актуализирует необходимость дальнейшего регулирования отношений посредством оптимизации законотворческой и правоприменительной деятельности. Для России как страны, большая часть территории которой покрыта лесом, законодательно установленные нормы и правила лесопользования имеют особое значение. Российское лесное законодательство имеет глубокие исторические традиции. Правовые основы использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов претерпели ряд существенных изменений, но в целом исходили из необходимости обеспечения, сохранения и возобновления экологического и экономического потенциала леса, создания условий для функционирования лесопромышленного комплекса, удовлетворения потребностей общества в
разнообразных лесных ресурсах.
С 1 января 2013 года государственный лесной реестр формируется при помощи единой информационной системы, которая объединяет всю вертикаль лесоуправления. На уровне руководства страны принято принципиальное решение повысить уровень управления через информатизацию всех звеньев власти. Закладывается фундамент совершенно нового уровня управления отраслью.
Первичные документы, которые фиксируют события в лесах (лесные пожары, посадки, мероприятия ухода за лесом, профилактические противопожарные и иные мероприятия), будут регистрироваться и загружаться в систему Государственного реестра. Эта загрузка состоит из двух частей. Во-первых, как
в делопроизводстве делается отметка, что появился документ. А во-вторых, из этого документа уже непосредственно в сам Государственный лесной реестр (ГЛР) вводятся все существенные цифры. Затем все сводные показатели будут автоматически формироваться на основании информации из этих документов. Система ГЛР позволяет сделать все это единообразно в масштабе всей страны.
Поддержание лесного законодательства в состоянии, соответствующем меняющимся социально-экономическим и экологическим условиям, является одной из задач государства в сфере природопользования. Вопрос организации эффективного управления лесами очень важен. Важность исследования данного вопроса объясняется тем, что многочисленные свидетельства о росте правонарушений в данной сфере указывают на несовершенство системы мер административно-правового управления и охраны лесных ресурсов. В этой связи необходимо дальнейшее формирование законодательной базы и рационального использования природных ресурсов.
Важно, чтобы законы в этой области были прямого действия и основывались на основных направлениях государственной политики, обеспечивающих устойчивое природопользование.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006№200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006)
2. Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ (ред. от 08.05.2009) «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»
3. Васильев М. И. Правовое регулирование лесных отношений в новом Лесном кодексе Российской Федерации// Журнал российского права. - №1. - 2007.
© А. И. Федоров, Н. В. Федорова, 2014