Научная статья на тему 'Государственный лесной реестр как информационная основа устойчивого управления лесным фондом страны'

Государственный лесной реестр как информационная основа устойчивого управления лесным фондом страны Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
1096
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ РЕЕСТР / ЛЕСНОЙ ФОНД / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STATE FOREST REGISTER / FOREST RESOURCES / RATIONAL USE / SUSTAINABLE DIRECTION / SEED TREES PLANTATIONS / OBJECTS OF HIGH GENETIC VALUE / SCIENTIFIC AND PRODUCTION PROGRAMS FOR BREEDING SEED FARMING DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Шимов Сергей Васильевич, Бочарова Анастасия Александровна

Одной из основных задач, стоящих перед органами государственной власти в области лесных отношений, является устойчивое управление лесами, обеспечение их многоцелевого, рационального и неистощительного использования. Осуществить это невозможно без владения актуальной и достоверной информацией о лесном фонде. В настоящее время главным источником сведений о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках является государственный лесной реестр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Шимов Сергей Васильевич, Бочарова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE FOREST REGISTER AS INFORMATION BASE FOR SUSTAINABLE COUNTRY FOREST RESOURCES MANAGEMENT

One of the main problems, facing the governmental departments of nature management, is sustainable development of forest resources, which is to ensure their multipurpose, rational and non-consumptive utilization. It cannot be realized without actual reliable information on the resources. At present the basic source of information, concerning forests, their utilization, conservation, reproduction, forestries, and woodland parks is the state forest register.

Текст научной работы на тему «Государственный лесной реестр как информационная основа устойчивого управления лесным фондом страны»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ РЕЕСТР КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ СТРАНЫ

Сергей Васильевич Шимов

Западно-Сибирский филиал ФГУП «Рослесинфорг», 630048, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 137/1; первый заместитель директора, тел. (383)314-55-17, e-mail: chimovsv@mail.ru

Анастасия Александровна Бочарова

Западно-Сибирский филиал ФГУП «Рослесинфорг», 630048, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 137/1; инженер, тел. (383) 314-28-08, e-mail: b-anetsan@yandex.ru

Одной из основных задач, стоящих перед органами государственной власти в области лесных отношений, является устойчивое управление лесами, обеспечение их многоцелевого, рационального и неистощительного использования. Осуществить это невозможно без владения актуальной и достоверной информацией о лесном фонде. В настоящее время главным источником сведений о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках является государственный лесной реестр.

Ключевые слова: государственный лесной реестр, лесной фонд, рациональное использование, устойчивое управление.

STATE FOREST REGISTER AS INFORMATION BASE FOR SUSTAINABLE COUNTRY FOREST RESOURCES MANAGEMENT

Sergey V. Shimov

first deputy director of «Roslesinforg» West Siberian department , 137/1 Nemirovich-Danchenko st., 630048 Novosibirsk, phone: (383) 314-55-17, chimovsv@mail.ru

Anastasia A. Bocharova

еngineer, Branch of the Federal State Unitary Enterprise «Roslesinforg» «Zapsiblesproject», 137/1 Nemirovich-Danchenko st., 630048 Novosibirsk, phone: (383) 314-28-08

One of the main problems, facing the governmental departments of nature management, is sustainable development of forest resources, which is to ensure their multipurpose, rational and non-consumptive utilization. It cannot be realized without actual reliable information on the resources. At present the basic source of information, concerning forests, their utilization, conservation, reproduction, forestries, and woodland parks is the state forest register.

Key words: state forest register, forest resources, rational use, sustainable direction, seed trees plantations, objects of high genetic value, scientific and production programs for breeding seed farming development.

Тенденции современного лесопользования в мире привели к катастрофическим последствиям: обезлесиванию, ухудшению состояния

лесных ресурсов, вырождению естественных лесов, уменьшению запасов древесины и т.д. В связи с этим каждое государство стремится решить задачи, направленные на создание эффективной системы управления лесами,

организацию рационального многоцелевого лесопользования, оказание государственной поддержки лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности. Важным при этом является сбалансированность лесного хозяйства в технологическом, экономическом, организационном, нормативноправовом и информационном отношении. Подобный подход способен обеспечить устойчивое управление лесами. В соответствии с Резолюцией Ш Хельсинской второй конференции министров по сохранению лесов Европы устойчивое управление лесами - это пользование лесами на таком уровне и с такой интенсивностью, которое позволит сохранить их биоразнообразие, продуктивность, возобновление, жизнеспособность и потенциал выполнять сейчас и в будущем соответствующие экологические, экономические и социальные функции на местном, национальном и глобальном уровнях, не нарушая другие природные экосистемы. Это, в свою очередь, позволит осуществлять лесопользование для удовлетворения жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений. Для достижения этой цели на конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 году в Рио-де-Жанейро, выработаны основные идеи и принципы, на основании которых формируются современные требования к использованию природных ресурсов, обеспечивающие устойчивое развитие всех стран в последующем столетии. Руководствуясь принципами и идеями, изложенными в документах Саммита, в Российской Федерации ведется работа по совершенствованию правовой и нормативной базы, обеспечивающей устойчивое развитие экономики, и системы государственного управления использованием, воспроизводством, охраной и защитой природных ресурсов. Только за последние два десятилетия, в нашей стране трижды радикально менялось лесное законодательство, неоднократно реформировались структура и функции государственного управления лесами.

С целью учета лесных ресурсов создан государственный лесной реестр (далее - ГЛР). Он ведется органами государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений и включает данные:

- О составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;

- О лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;

- О защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах;

- Об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий;

- О лесных участках;

- О количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;

- Об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве;

- О предоставлении лесов физическим и юридическим лицам. Структура и его содержание представлены на рис. 1.

Рис. 1. Структура и содержание ГЛР

В настоящее время государственный лесной реестр является основной информационной системой о лесах и динамических процессах в лесных экосистемах, данные которой применяются для обеспечения устойчивого управления лесным фондом. Без получения необходимой информации о лесах, подверженных изменениям под воздействием природной среды и климата, проблематично осуществить изучение процессов разрушения и гибели лесных экосистем от лесных пожаров, вредных организмов, анализ лесообразовательных процессов на вырубках и других категориях, не покрытых лесом земель, а также процессов естественной сукцессий насаждений основных лесообразующих пород. В свою очередь, учет влияния указанных процессов в лесных экосистемах на состояние и динамику лесного фонда необходим для существенного повышения точности и надежности оценки параметров ресурсной базы и экологического потенциала лесов. ГЛР, созданный, в первую очередь, для систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесов, решает данную задачу. Способствует организации экологического и экономического неистощительного многоцелевого лесопользования (устойчивому управлению лесами).

С применением сведений государственного лесного реестра выполняются лесоустроительные, землеустроительные, кадастровые и топографогеодезические работы, государственная инвентаризация лесов (далее - ГИЛ), разрабатываются лесные планы, в которых определяются цели и задачи лесного планирования, и лесохозяйственные регламенты, являющиеся основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, подготавливаются документы для предоставления лесных участков в аренду и

т.д. На рис. 2 показаны основные сферы деятельности, в которых используется предоставляемая из ГЛР информация.

Рис. 2. Использование данных ГЛР

Его значение для лесоуправления, лесного планирования, обеспечения взаимоотношения между арендаторами и органами государственной власти очевидно. Тем не менее, в настоящее время государственный лесной реестр -свод документированной информации, не позволяющий в полном объеме осуществить поставленные перед ним задачи. При его ведении возникает ряд проблем (рис. 3). Для эффективного функционирования как отдельно взятого лесничества, так и лесной отрасли в целом органами государственной власти в области лесных отношений активно ведутся работы по автоматизации подготовки и обработки документов ГЛ , совершенствованию процедуры сбора, хранения и передачи сведений о землях лесного фонда, лесных ресурсах, состоянии лесов и динамике лесного фонд. В связи с этим государственный лесной реестр постепенно преобразуется в информационный ресурс, позволяющий осуществлять решение определенной части задач устойчивого управления лесным фондом.

Продолжающ ееся увеличение срока давности лесоустройств а Отсутствие материалов лесоустройства на часть лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций Отсутствие в большинстве лесничеств совмещенных повыделенных лесотаксационных и картографических баз данных Отсутствие единого программного обеспечения по ведению государственного лесного реестра и внесению в него изменений

Отсутствие указаний по заполнению форм государственного лесного реестра и внесению в него изменений

Недостаточная точность и низкая оперативность определения в межревизионный период площадей гарей, поврежденных и погибших лесных насаждений

Неурегулированность вопроса о городских лесах Недостаточный уровень взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ с Минприроды России и Минобороны при ведении ГЛР Недостаточный уровень обеспеченности органов государственной власти субъектов РФ компьютерной техникой и квалифицированными кадрами Отсутствие системы подготовки и переподготовки по ведению государственного лесного реестра

Рис. 3. Проблемы ведения ГЛР

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 года № 220-ФЗ. Электронный ресурс: http://base.garant.ru/12150845.

2. Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 30 мая 2011 г. N 194 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра». Электронный ресурс: http://base.garant.ru/12188461.

3. Курбанов Э.А., Яковлев И.А. Лесоустройство. Международные аспекты устойчивого управления лесами: Учебное пособие. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2001. - 180 с.

© С.В. Шимов, А.А. Бочарова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.