Научная статья на тему 'ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / музейная педагогика / образование / воспитание / компетентностный подход / технология / поликультурная компетентность / проект / culture / museum pedagogy / education / upbringing / competence approach / technology / multicultural competence / project

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Виницкая, Е.П. Шабалина

Статья посвящена анализу значимости музейной педагогики в изучении и популяризации среди подрастающего поколения знаний истории и культурного наследия региона в рамках образовательного процесса. Авторы связывают возможности использования музейных технологий в образовании и воспитании с освоением принципа поликультурного подхода и освоения принципа диалога в широком культурном контексте. На примере проекта «Мои земляки» рассматривается широкий круг возможностей для студентов, а также использование опыта музейной технологии в период педагогической и производственной (летней педагогической) практик. На региональном материале проанализированы возможности музея в развитии культурной жизни города, описаны возможности использования проектной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в вопросе сохранения, изучения и популяризации культурного наследия малой родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.В. Виницкая, Е.П. Шабалина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN USING MUSEUM LEARNING TECHNOLOGY AS A MEANS OF DEVELOPING STUDENTS’ MULTICULTURAL COMPETENCE

The article presents results of an analysis of the significance of museum pedagogy in the study and popularization among the younger generation of knowledge of the history and cultural heritage of the region within the framework of the educational process. The authors connect the possibilities of using museum technologies in education and upbringing with the development of the principle of a multicultural approach and the development of the principle of dialogue in a broad cultural context. Using the example of the “My Countrymen” project, a wide range of opportunities for students is considered, as well as the use of museum technology experience during teaching and industrial (summer teaching) internships. Based on regional material, the potential of the use of a museum in the development of the cultural life of the city is analyzed, the ways of using project research activities of students of a pedagogical university in the matter of preserving, studying and popularizing the cultural heritage of the Lesser Motherland are described.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ»

3. Starikov A.M. Primenenie tehnologii raznourovnevogo obucheniya inostrannomu yazyku: sposoby povysheniya 'effektivnosti i individual'nye obrazovatel'nye treki uchenikov. Molodoj uchenyj. 2018; № 48 (234): 321-323.

4. Ryapina N.E. Osobennosti obucheniya inostrannomu yazyku v raznourovnevyh gruppah. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2018; № 12-2 (78). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-raznourovnevyh-gruppah

5. Vavilova Yu.A. Interaktivnye tehnologii kak sredstvo motivacii v processe obucheniya inostrannomu yazyku na nachal'nom 'etape. Teoriya i metodika prepodavaniya inostrannyh yazykov v usloviyah polikul'turnogo obschestva: materialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Krasnoyarsk, 2017: 57-62.

6. Global scale - Table 1 (CEFR 3.3): Common Reference levels. COUNCIL OF EUROPE. Available at: https://www.coe.int/en/web/common-european-framework-reference-languages/table-1-cefr-3.3-common-reference-levels-global-scale

7. Dialang. Lancaster University. Available at: https://dialangweb.lancaster.ac.uk/

8. Apal'kov V.G. Anglijskij yazyk. Rabochieprogrammy. Predmetnaya liniya uchebnikov «Anglijskij v fokuse». 10-11 klassy: posobie dlya uchitelej obscheobrazovatel'nyh organizacij: bazovyj uroven'. Moskva: Prosveschenie, 2014.

9. Chalahyan A.L. Razvitie angloyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov tehnicheskih napravlenij v raznourovnevoj gruppe. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2023; № 2 (157): 135-142.

10. Afanas'eva O.V., Duli D., Miheeva I.V. i dr. Anglijskij yazyk. 10 klass: uchebnik. Moskva: Express Publishing: Prosveschenie, 2012.

11. Zare P., Moomala O. Classroom debate as a systematic teaching/learning approach. World Applied Sciences Journal. 2013; № 28 (11): 1506-1513 Available at: https://www. researchgate.net/publication/288655341_Classroom_debate_as_a_systematic_teachinglearning_approach

Статья поступила в редакцию 11.01.24

УДК 14.35.01

Vinitskaya N.V., Cand. of Sciences (Arts Studies), senior lecturer, Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy (Biysk, Russia),

E-mail: Natigor007@yandex.ru

Shabalina E.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy (Biysk, Russia),

E-mail: shabalinaep@mail.ru

EXPERIENCE IN USING MUSEUM LEARNING TECHNOLOGY AS A MEANS OF DEVELOPING STUDENTS' MULTICULTURAL COMPETENCE. The article presents results of an analysis of the significance of museum pedagogy in the study and popularization among the younger generation of knowledge of the history and cultural heritage of the region within the framework of the educational process. The authors connect the possibilities of using museum technologies in education and upbringing with the development of the principle of a multicultural approach and the development of the principle of dialogue in a broad cultural context. Using the example of the "My Countrymen" project, a wide range of opportunities for students is considered, as well as the use of museum technology experience during teaching and industrial (summer teaching) internships. Based on regional material, the potential of the use of a museum in the development of the cultural life of the city is analyzed, the ways of using project research activities of students of a pedagogical university in the matter of preserving, studying and popularizing the cultural heritage of the Lesser Motherland are described.

Key words: culture, museum pedagogy, education, upbringing, competence approach, technology, multicultural competence, project

Н.В. Виницкая, канд. искусствоведения, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет

имени В.М. Шукшина», г. Бийск, E-mail: Natigor007@yandex.ru

Е.П. Шабалина, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина»,

г. Бийск), E-mail: shabalinaep@mail.ru

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Статья посвящена анализу значимости музейной педагогики в изучении и популяризации среди подрастающего поколения знаний истории и культурного наследия региона в рамках образовательного процесса. Авторы связывают возможности использования музейных технологий в образовании и воспитании с освоением принципа поликультурного подхода и освоения принципа диалога в широком культурном контексте. На примере проекта «Мои земляки» рассматривается широкий круг возможностей для студентов, а также использование опыта музейной технологии в период педагогической и производственной (летней педагогической) практик. На региональном материале проанализированы возможности музея в развитии культурной жизни города, описаны возможности использования проектной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в вопросе сохранения, изучения и популяризации культурного наследия малой родины.

Ключевые слова: культура, музейная педагогика, образование, воспитание, компетентностный подход, технология, поликультурная компетентность, проект

В современных условиях образование и культура вновь становятся приоритетами в развитии современного общества. Большое внимание уделяется процессу воспитания. Воспитание и образование охватывают различные области, в том числе историю, культуру. Знание и понимание современной культуры - это не только осведомленность о существовании лучших образов мировой культуры, но знание региональных традиций, понимание специфики культуры малой родины, умение соотносить особенности истории народа и культурного развития с аналогичными процессами в рамках страны. Это одна из причин повышения интереса к региональной истории, к развитию музейного дела не только в крупных, но и провинциальных городах. В современном мире поликультурность и ее освоение становятся не одним из компонентов процесса освоения культуры, а одним из важнейших условий ее восприятия. Способность воспринимать «иную» культуру, «другого» человека с позиций уважения и способности осуществлять конструктивный диалог должна формироваться с раннего детства. Осознание этой необходимости обусловливает потребность в обращении к этнокультурным корням и их востребованность в воспитании подрастающего поколения.

В современном образовательном процессе могут быть обнаружены и задействованы самые различные способы и технологии, удовлетворяющие требованиям реалий нашей жизни. Технологии современного образовательного процесса гибки и многочисленны. Однако некоторые из них заслуживают особого внимания, учитывая поставленные нами цели и задачи исследования.

Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий развития поликультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики.

Объект исследования: процесс развития поликультурной компетентности студентов в вузе.

В соответствии с целью исследования нами были поставлены и решались следующие задачи: провести теоретический анализ состояния проблемы музейной педагогики и поликультурного образования; представить проект профиля развития поликультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики; определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие поликультурной компетентности студентов вуза средствами музейной педагогики.

Методы исследования: теоретический (анализ научной литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение, анкетирование, анализ продуктов проектной деятельности обучающихся).

Научная новизна исследования заключается в выявлении педагогических условий эффективности музейной технологии, которая развивается одновременно с туристическим развитием регионов в рамках нашей страны. Популярными являются Алтайский край, Республика Алтай. Алтай все более активно развивается в сфере туризма и с каждым годом привлекает большее количество отдыхающих и туристов. Несмотря на то, что на сегодняшний день это различные административные единицы, это по-прежнему «большой Алтай», объединяющий эти регионы. И дорога в этот «большой Алтай» начинается с одного из старейших городов Сибири - города Бийска.

Теоретическая и практическая значимость исследования раскрывается в изменениях в процессе подготовки будущего учителя. В связи с этим разработан и реализуется процесс подготовки учителя в рамках «Ядра высшего педагоги-

ческого образования» - методических рекомендаций и основных требований к содержанию и структуре образовательных программ. Большой акцент в данном направлении сделан на практическую подготовку студентов. Основная цель нововведения - внедрение единых стандартов подготовки учителя во всех педагогических вузах страны.

Увеличение числа учебных и производственных практик способно и должно наполниться новым содержательным подходом. Подготовка учителя нового поколения - это не только подготовка профессионально грамотного предметника, но и специалиста, способного вести воспитательную работу с учетом требований современной школы. В большинстве школ открываются или пополняются музейные экспозиции, призванные воспитать поколение, хорошо знающее историю своей семьи, региона, историю родной страны. Пространство современного музея - и большого, и маленького - способно вмещать не только привычные еще в недалеком прошлом «материальные» экспозиции, но и «виртуальные». И в составлении таких «виртуальных» экспозиций и экскурсий значительную роль играют музейные технологии при подготовке учителя гуманитарного профиля.

В Алтайском регионе большое внимание уделяется сохранению культурных традиций. Доказательством этому служит функционирование сети культурно-просветительских центров и музеев. Только на территории Алтайского края действует десять государственных и пятьдесят муниципальных музеев. Появляются и новые общественные организации и фонды, поддерживающие национальные традиции. Одним из таких проектов стал фонд «Русский путь», учрежденный в 2003 году томским предпринимателем ПМ. Павловым. Фонд представляет собой самостоятельную общественную организацию с культурными и просветительскими целями. В рамках фонда был создан первый музей славянской мифологии. Действует «Общество возрождения истории литературы Сибири» в г Барнауле Алтайского края.

Понимание глубинной связи содержания музейной педагогики с социокультурным контекстом является определяющим моментом для мировоззренческой интерпретации музейных экспонатов. Понимание глубинной связи содержания музейной педагогики с социокультурным контекстом является определяющим моментом для мировоззренческой интерпретации музейных экспонатов. Осуществляемый в музее процесс передачи культурных знаний и смыслов, целью которого является восприятие информации как музейной коммуникации, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных предметов, в целом отражает реализацию образовательно-воспитательной функции музея. В арсенале музея используются различные формы работы, среди которых отмечают базовые формы: лекция, учебная экскурсия, консультация, научные чтения, встречи с творческими людьми Алтая, конкурсы, квизы, музейные проекты и т. д.

Т. И. Агишина рассматривает основы музейно-педагогической программы через:

1. Информирование (освоение музейной информации с помощью традиционных форм, таких как лекции, консультации).

2. Обучение (внедрение музейно-педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов-подлинников).

3. Развитие творческих компетенций (поиск музейной информации в различных источниках и разработка творческих проектов, направленных на изучение достопримечательностей региона).

4. Коммуникативное общение (общение с целью неформального межличностного общения). Различные нетрадиционные формы способствуют общению с музейной информацией, а именно - с содержательной и тематической частями.

5. Досуг, с учетом разновозрастной аудитории, носит комплексный характер [1].

Эффективность данной работы зависит и от взаимодействия музея с образовательными учреждениями, интеграции школьной и музейной педагогики вуза. Обязательным психологическим условием успешного решения региональных образовательных задач является создание у студентов заинтересованности в создании и реализации проектов, формирующих углубленное изучение музейных экспозиций.

В настоящее время культурно-образовательная деятельность - одно из ведущих направлений, способствующая выявлению новых методик в культурно-образовательных программах, проектах образовательных учреждений Алтая.

Сохранению культурных традиций в регионе уделяется большое внимание. В настоящее время полиэтническая культура является составной частью общей культуры [2]. Культурно-образовательная деятельность - одно из ведущих направлений музейной работы. Полиэтническая культура является составной частью общей культуры [3]. По мнению Б.А. Столярова, образование в музее осуществляется через ценностное отношение личности и расширение чувственного опыта в процессе общения с памятником культуры [4].

Обязательным психолого-педагогическим условием успешного решения задач исследования, а также региональных образовательных задач является создание у обучающихся заинтересованности в изучении музейной педагогики, посещении музеев с углубленным изучением музейных экспозиций, что способствует выявлению новой проблематики, разработке новых методик культурно-образовательных программ, проектов.

В рамках освоения культурного опыта своего народа и иных народов и культур не как набора различных моделей освоения мира, разбросанного во вре-

менном и географическом пространстве, но как способа осуществления связи поколений, представляется уместным использование музейной технологии.

Серьезная краеведческая деятельность ведется и в АПППУ им. В.М. Шукшина - вузе наукограда Бийска. Так, в АПППУ им. В.М. Шукшина имеется положительный опыт совмещения в рамках учебной проектно-технологической практики освоения компетенций, направленных на овладение навыками работы в цифровой среде и профессиональными навыками, связанными с профилем подготовки. Студенты гуманитарного направления получают навык создания медиапродуктов, которые помогают лучше узнать историю и культуру региона. Проект получил название «Мои земляки». Он дает широкий круг возможностей для студентов-первокурсников проявить себя в роли журналиста, исследователя, оператора, режиссера, лектора. Лучшие работы используются студентами старших курсов в период педагогической и производственной (летней педагогической) практик.

Кроме того, в период педагогической практики студенты и начинающие педагоги (в вузе успешно реализуется институт наставничества) проводят конкурс исследовательских работ «Мои земляки» уже среди обучающихся школ. Благодаря данному проекту пополнен фонд музейных единиц в современных школах города и края, собраны интересные фото и видеоматериалы. Обучающимся предоставляется прекрасная возможность принять участие в проекте, призванном рассказать историю села, семьи, семейной династии. Данный проект очень символично стартовал в год педагога и наставника, рассказав истории открытия школ в Алтайском крае, формировании их истории и собственных традиций. В рамках проекта были освещены педагогические династии, приблизив еще начинающих свой жизненный путь школьников и студентов к педагогической профессии.

С другой стороны, проект «Мои земляки» - это способ познакомиться и узнать культурные традиции народов, населяющих регион. Это способ понять, как формировалась современная картина мира нашего земляка, нашего соотечественника, складываясь из разных обычаев и традиций. А для некоторых это способ познать себя и лучше узнать историю своего рода, так как достаточно большое количество семей в нашем современном обществе имеет многонациональный колорит. И поэтому проект будет продолжен и в новом году, объявленном Подом семьи. Именно в семье начинается формирование культуры общения. Позднее этот навык будет укреплён не только в школе, вузе, повседневном общении, но и во всем многогранном процессе духовного развития молодого человека. Суть духовности и ее специфику как ценности культуры в русле ее национальной самобытности нельзя понять без анализа того ментального основания (традиционной культуры), на котором держится культура в целом. Являясь целью культурного прогресса как процесса самосовершенствования, духовность как итог духовной деятельности опредмечивается в артефактах, ценностях культуры и распредмечивается в процессе их интерпретации, констатируя смысловые пласты, лежащие между «здравым смыслом» и глубинным, непроявленным содержанием, порождаемым диалектикой взаимодействия идеала и действительности.

На сегодняшний день могут быть выделены различные социальные инициативы и проекты, поддерживающие развитие музейной педагогики в регионах. Так, например, программа «Здравствуй, музей!» реализуется с применением самых современных информационных технологий. Она существует во многих регионах России, став базовым элементом ряда концепций и основой системы эстетического воспитания Русского музея, удостоенной Посударствен-ной премии Российской Федерации в области литературы и искусства в 2003 году. Значительное число музеев поддерживает проект «Пушкинская карта», что делает их посещение более доступным для обучающейся молодежи. Пушкинская карта позволяет молодежи знакомиться с историческими местами, ее особенностями, посещать ряд музеев в нашей многонациональной стране и очень актуальна в эстетическом, патриотическом, духовно-нравственном воспитании. Именно потенциал музеев способствует возрождению и сохранению культуры народов, так как они являются центром просвещения и образования, оказывают значительную помощь в изучении этноса и культуры, их исторического прошлого.

Во многом проекты реализуются по губернаторской инициативе - программе «Люби свой край», благодаря которой открываются новые музеи, и получают новое техническое оснащение уже имеющиеся.

Около четырех млн рублей выделено на оснащение Бийского краеведческого музея в рамках национального проекта «Культура». Благодаря участию в национальном проекте сотрудникам музея удалось создать новую экспозицию в историческом отделе музея «Уездный город Бийск конца XIX - начала XX вв.». Это и знакомство обучающихся, иностранных гостей города с архитектурными стилями. Если брать пример города Бийска, то, прежде всего, со стилем модерн, популярным в начале ХХ века и самим по себе являющимся сложным образованием. Это и знакомство с отражением повседневных запросов и интересов горожан первой половины ХХ века, входящих в эпоху автомобилей, кинематографа, роста образовательной потребности населения, снижения религиозности, что привело к нецелевому использованию ряда религиозных сооружений. Живописный «островок» старины, сохранившийся в старой части города Бийска, где прослеживается архитектура бывших купеческих особняков и торговых домов, а также один из крупных храмов - Успенский кафедральный собор, рассматри-

вается в проектах обучающихся. Город Бийск был не только центром торговли с Горным Алтаем и Монголией, но и центром религиозной жизни [5; 6].

Особенность использования музейной технологии в ходе подготовки обучающихся к профессиональной деятельности определит не только освоение базовых и профессиональных компетенций, но и развитие поликультурной компетентности обучающихся, которая выявляет ориентиры их познания и осознания ценностей культурного наследия, и использование полученных знаний, умений создавать объекты действительности в процессе непрерывного личностного самосовершенствования.

Процесс освоения, понимания, способности оценивания окружающей действительности с точки зрения музейной технологии способствует недопустимости фальсификации исторической правды и искажения культурных идеалов - те ориентиры современного образования, которые, расширив собственные границы, впустили в себя пространство музея, сделав его ближе и понятнее.

Уровень развития поликультурной компетентности студентов зависит от сформированности умений и навыков, то есть практического применения знаний музейной педагогики в период прохождения различных видов практик с учетом графика учебного плана гуманитарного профиля подготовки, а также совершенствования профессиональных умений и навыков в своей профессиональной деятельности.

Для этого обучающимся необходимо научиться разбираться и интерпретировать исторические эпохи и прикоснуться к историко-культурному наследию, сохранять и приумножать через использование в образовательном процессе современных педагогических технологий.

Библиографический список

Приобщение студентов через музейную педагогику к региональной культуре необходимо. Проведенный опрос показал, что 30% студентов гуманитарного профиля глубоко знают культуру своего народа; 35% знают частично; 25% -плохо, а 10% - ее не знают. На сегодняшний день выпускнику для профессионального успеха необходимо постоянное самосовершенствование себя, в любой ситуации неясности принимать творческие решения, обладать коммуникативными способностями. Все эти качества включаются в состав профессиональных и общекультурных компетенций, сформированность которых является результатом высшего образования.

Констатируя вышеизложенное, следует отметить, что в современных условиях качество образования определяется содержанием в нем культурного наследия региона, его народа. Музейные экскурсии могут использоваться не только как объект туристической привлекательности региона, но и с целью обновления содержания образовательного процесса. Анализ результатов исследования показал, что компетентностный подход формирует общекультурные компетенции обучающихся в условиях взаимодействия образовательных организаций с музеями. Музейная среда с использованием различных форм, методов и средств, педагогических технологий (музейной) в учебной и внеучебной деятельности развивает у обучающихся гуманитарного профиля личностные качества, творческие способности, что столь необходимо для современного креативного и компетентного педагога. Следует отметить, что проблема развития профессиональной компетентности средствами музейной педагогики многогранна: вопрос поиска образовательных музейных форм, технологий не однозначен, но интерес к нему несомненен.

1. Агишина Т.И. Программа начального музейного образования «Мир музея». Елабуга, 1999.

2. Болотина Т.В. Формирование поликультурных компетенций педагогов средствами межкультурного диалога в поликультурной образовательной среде Управление образованием: теория и практика. 2014; № 2 (14): 11б-129.

3. Казакеева Е.А., Шабалина Е.П. Музейно-образовательная деятельность как основа воспитания современного поколения. Всероссийские педагогические чтения «Педагогическое наследие Степана Павловича Титова». Барнаул, 2010: 143-144.

4. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. Москва. 2004.

5. Виницкая Н.В., Шабалина Е.П. Формирование общекультурных компетенций студентов на основе историко-культурного наследия Алтайского региона. Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2015; № 5 (54): 48-50.

6. Виницкая Н.В., Шабалина Е.П. Этнокультурные традиции как фактор формирования эстетических представлений в современной культуре. Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2023; № 1 (98): 124-12б.

References

1. Agishina T.I. Programma nachal'nogo muzejnogo obrazovaniya «Mir muzeya». Elabuga, 1999.

2. Bolotina T.V. Formirovanie polikul'turnyh kompetencij pedagogov sredstvami mezhkul'turnogo dialoga v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2014; № 2 (14): 11б-129.

3. Kazakeeva E.A., Shabalina E.P. Muzejno-obrazovatel'naya deyatel'nost' kak osnova vospitaniya sovremennogo pokoleniya. Vserossijskie pedagogicheskie chteniya «Pedagogicheskoe nasledie Stepana Pavlovicha Titova». Barnaul, 2010: 143-144.

4. Stolyarov B.A. Muzejnaya pedagogika. Istoriya, teoriya, praktika. Moskva. 2004.

5. Vinickaya N.V., Shabalina E.P. Formirovanie obschekul'turnyh kompetencij studentov na osnove istoriko-kul'turnogo naslediya Altajskogo regiona. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2015; № 5 (54): 48-50.

6. Vinickaya N.V., Shabalina E.P. 'Etnokul'turnye tradicii kak faktor formirovaniya 'esteticheskih predstavlenij v sovremennoj kul'ture. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2023; № 1 (98): 124-12б.

Статья поступила в редакцию 10.01.24

УДК 378

Grudninskaya T.V., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia); Head, Department of Vocational Education

(College), Korolev Branch of International Law Institute (Korolev, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

DESIGNING TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL COMPETENCE OF A TEACHER OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION. The most characteristic features for the secondary vocational education organization teacher methodological competence development technology design are studied. First of all, the term "methodological competence" is interpreted taking into account the specifics of the professional duties implementation by a teacher engaged in the relevant field. Next, this phenomenon structure is investigated. The article also reveals a set of organizational and pedagogical conditions, the observance of which with a certain probability will optimize the methodological competence developing process. After studying them, the directions in which work should be carried out to improve it are determined. Specific forms of work are demonstrated, which, in the author's opinion, will contribute to this teaching staff professional portrait feature development.

Key words: secondary vocational education, improvement of secondary vocational education system, improvement of educational results of teachers of vocational education system, methodological competence of vocational education teacher, development of methodological competence of teachers of vocational education system

Т.В. Груднинская, аспирант, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, зав. отделением

СПО (Колледж) Королевского филиала ОЧУ ВО «Международный юридический институт», г. Королёв, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучены наиболее характерные черты проектирования технологии развития методической компетентности педагога организации среднего профессионального образования. Прежде всего, термину «методическая компетентность» даётся толкование, учитывающее специфику реализации профессиональных обязанностей преподавателем, занятым в соответствующей сфере. Далее исследуется структура указанного феномена. Говорится о комплексе организационно-педагогических условий, соблюдение которых с определённой вероятностью позволит оптимизировать процесс развития методической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.