Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / УМЕНИЯ В ОБЛАСТИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ / ЭКСКУРСИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабалаева Мария Викторовна, Шульгин Павел Константинович

В статье рассматривается вопрос использования музейного пространства образовательной организации системы среднего профессионального образования в целях совершенствования профессионально-личностной компетентности будущего педагогического работника. Авторы подчеркивают, что сегодня музей выступает в качестве культурно-образовательной среды для всех возрастных категорий, причем дошкольный и младший школьный возраст рассматривается в приоритете, поскольку в этот период закладываются основы духовно-нравственных, культурных, социальных, патриотических ценностей. Актуальность патриотического и гражданского воспитания молодого поколения диктуется самой жизнью и подчеркивается в основополагающих государственных документах, таких как Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Она находит свое подтверждение в федеральных государственных образовательных стандартах, определяющих одной из ведущих задач становление личностных компетенций обучающихся, таких как любовь к Родине, знание и уважение культуры, народных и духовных традиций своего народа, целенаправленное познание мира, осознание ценности образования и науки, труда и творчества. Авторы статьи предлагают познакомиться с опытом работы музейного пространства Педагогического колледжа № 18 Митино (далее - ПК № 18) по подготовке будущих педагогических работников, приобретающих умения в области музейной педагогики. Делается вывод о востребованности в образовательных организациях специалистов, умеющих организовать учебную и воспитательно-образовательную работу с применением практик музейной педагогики. Цель статьи заключается в теоретическом и практическом обосновании совершенствования профессионально-личностной компетентности будущего педагогического работника как проблемы взаимодействия преподавателя и студента системы среднего профессионального образования. Методология и методы. Методология исследования включает в себя применение компетентностного, системного и личностно-деятельностного подхода. Исследовательские методы: анализ научно-педагогической литературы, описание, обобщение, проектирование. Основные результаты исследования. Авторами проведен анализ проблемы совершенствования профессионально-личностной компетентности будущего педагогического работника. На примере освоения студентами базовых навыков в области музейной педагогики рассмотрен опыт подготовки педагогов, умеющих создавать экскурсионные программы с применением игровых и информационно-коммуникативных технологий. Показана взаимосвязь приобретения и совершенствования навыков организации процесса активизации познавательной деятельности с активной социализацией детей дошкольного и школьного возраста. Научная новизна. Изучены современные подходы по активизации познавательной деятельности детей дошкольного и школьного возраста средствами совершенствования профессионально-личностной компетентности будущего педагогического работника. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки педагогических работников в системе среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабалаева Мария Викторовна, Шульгин Павел Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE MUSEUM SPACE OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE TRAINING OF TEACHING STAFF

The article deals with the issue of using the museum space of an educational organization of the system of secondary vocational education to improve the professional and personal competence of a future teacher. The authors emphasize that today the museum acts as a cultural and educational environment for all age categories, while preschool and primary school age is considered a priority, since at this age the foundations of spiritual, moral, cultural, social, patriotic values are laid. The relevance of the patriotic and civic education of the younger generation is dictated by life itself and is emphasized in fundamental state documents, such as the «Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the period up to 2025». The relevance of education is also emphasized in the Federal Educational Standards, which define one of the leading tasks for the formation of personal competencies of students, such as love for their homeland, knowledge and respect for culture, folk and spiritual traditions of their people, purposeful knowledge of the world, awareness of the value of education and science, labor and creativity. The authors of the article propose to get acquainted with the experience of the museum space of the Pedagogical College No. 18 Mitino (hereinafter referred to as PC No. 18) in training future teachers who acquire skills in the field of museum pedagogy. The conclusion is made about the demand in educational organizations for specialists who are able to organize educational and educational work using the practices of museum pedagogy. The purpose of the article is to theoretically and practically substantiate the improvement of the professional and personal competence of a future teacher as a problem of interaction between a teacher and a student of the vocational education system. Methodology and methods. The research methodology includes the use of a competence-based, systemic and personalactivity approach. Research methods: analysis of scientiic and pedagogical literature, description, generalization, design. The main results of the study. The author analyzed the problem of improving the professional and personal competence of the future teacher. On the example of mastering basic skills in the field of museum pedagogy by students, the experience of training teachers who are able to create and manage excursion programs using gaming and information and communication technologies is considered. The relationship with the acquisition and improvement of the skills of organizing the process of activation of cognitive activity and the active socialization of children of preschool and school age is shown. Scientific novelty. The modern possibilities of personal and professional development of the future teacher as a strategy of interaction between the teacher and the student at the level of secondary vocational education are studied. Practical significance. The results of the study can be used in secondary vocational education, in the development of future teachers, as well as the activities of all specialists who are associated with pedagogy and who are interested in the current model of personal and professional development.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

Современные технологии подготовки кадров

Modern Technologies of Personnel Training

УДК 377.8

DOI: 10.25688/2782-6597.2023.5.3

М. В. Бабалаева«, П. К. Шульгин

(2)

(1, 2)

(1)

(2)

Педагогический колледж № 18 Митино, Москва, Российская Федерация

E-mail: babalaeva.mariya@mpc18.ru, ORCID: 0000-0001-5145-9741 E-mail: shulgin.pavel@mpc18.ru, ORCID: 0000-0002-4269-8561

Использование музейного пространства образовательной организации при подготовке педагогических работников

Аннотация. В статье рассматривается вопрос использования музейного пространства образовательной организации системы среднего профессионального образования в целях совершенствования профессионально-личностной компетентности будущего педагогического работника. Авторы подчеркивают, что сегодня музей выступает в качестве культурно-образовательной среды для всех возрастных категорий, причем дошкольный и младший школьный возраст рассматривается в приоритете, поскольку в этот период закладываются основы духовно-нравственных, культурных, социальных, патриотических ценностей. Актуальность патриотического и гражданского воспитания молодого поколения диктуется самой жизнью и подчеркивается в основополагающих государственных документах, таких как Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Она находит свое подтверждение в федеральных государственных образовательных стандартах, определяющих одной из ведущих задач становление личностных компетенций обучающихся, таких как любовь к Родине, знание и уважение культуры, народных и духовных традиций своего народа, целенаправленное познание мира, осознание ценности образования и науки, труда и творчества. Авторы статьи предлагают познакомиться с опытом работы музейного пространства Педагогического колледжа № 18 Митино (далее —

© Бабалаева М. В., Шульгин П. К., 2023

ПК № 18) по подготовке будущих педагогических работников, приобретающих умения в области музейной педагогики. Делается вывод о востребованности в образовательных организациях специалистов, умеющих организовать учебную и воспитательно-образовательную работу с применением практик музейной педагогики.

Цель статьи заключается в теоретическом и практическом обосновании совершенствования профессионально-личностной компетентности будущего педагогического работника как проблемы взаимодействия преподавателя и студента системы среднего профессионального образования.

Методология и методы. Методология исследования включает в себя применение компетентностного, системного и личностно-деятельностного подхода. Исследовательские методы: анализ научно-педагогической литературы, описание, обобщение, проектирование.

Основные результаты исследования. Авторами проведен анализ проблемы совершенствования профессионально-личностной компетентности будущего педагогического работника. На примере освоения студентами базовых навыков в области музейной педагогики рассмотрен опыт подготовки педагогов, умеющих создавать экскурсионные программы с применением игровых и информационно-коммуникативных технологий. Показана взаимосвязь приобретения и совершенствования навыков организации процесса активизации познавательной деятельности с активной социализацией детей дошкольного и школьного возраста.

Научная новизна. Изучены современные подходы по активизации познавательной деятельности детей дошкольного и школьного возраста средствами совершенствования профессионально-личностной компетентности будущего педагогического работника.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки педагогических работников в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: музей в образовательной организации; патриотическое воспитание; культурно-просветительская деятельность; музейная педагогика; музейное пространство; умения в области музейной педагогики; экскурсии.

M. V. Babalayeva(1), P. K. Shulgin(2)

(1, 2) Pedagogical College No. 18 Mitino, Moscow, Russian Federation

(1) E-mail: babalaeva.mariya@mpc18.ru, ORCID: 0000-0001-5145-9741

(2) E-mail: shulgin.pavel@mpc18.ru, ORCID: 0000-0002-4269-8561

The use of the museum space of an educational organization in the training of teaching staff

Abstract. The article deals with the issue of using the museum space of an educational organization of the system of secondary vocational education to improve the professional and personal competence of a future teacher. The authors emphasize that today the museum acts as a cultural and educational environment for all age categories, while preschool

and primary school age is considered a priority, since at this age the foundations of spiritual, moral, cultural, social, patriotic values are laid. The relevance of the patriotic and civic education of the younger generation is dictated by life itself and is emphasized in fundamental state documents, such as the «Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the period up to 2025». The relevance of education is also emphasized in the Federal Educational Standards, which define one of the leading tasks for the formation of personal competencies of students, such as love for their homeland, knowledge and respect for culture, folk and spiritual traditions of their people, purposeful knowledge of the world, awareness of the value of education and science, labor and creativity. The authors of the article propose to get acquainted with the experience of the museum space of the Pedagogical College No. 18 Mitino (hereinafter referred to as PC No. 18) in training future teachers who acquire skills in the field of museum pedagogy. The conclusion is made about the demand in educational organizations for specialists who are able to organize educational and educational work using the practices of museum pedagogy.

The purpose of the article is to theoretically and practically substantiate the improvement of the professional and personal competence of a future teacher as a problem of interaction between a teacher and a student of the vocational education system.

Methodology and methods. The research methodology includes the use of a competence-based, systemic and personal-activity approach. Research methods: analysis of scientific and pedagogical literature, description, generalization, design.

The main results of the study. The author analyzed the problem of improving the professional and personal competence of the future teacher. On the example of mastering basic skills in the field of museum pedagogy by students, the experience of training teachers who are able to create and manage excursion programs using gaming and information and communication technologies is considered. The relationship with the acquisition and improvement of the skills of organizing the process of activation of cognitive activity and the active socialization of children of preschool and school age is shown.

Scientific novelty. The modern possibilities of personal and professional development of the future teacher as a strategy of interaction between the teacher and the student at the level of secondary vocational education are studied.

Practical significance. The results of the study can be used in secondary vocational education, in the development of future teachers, as well as the activities of all specialists who are associated with pedagogy and who are interested in the current model of personal and professional development.

Keywords: museum in an educational organization; patriotic education; cultural and educational activities; museum pedagogy; museum space; skills in the field of museum pedagogy; excursions.

Воспитание выступает неотъемлемой частью образования, оно непосредственно связано с процессом обучения и направлено на развитие личности обучающегося, создание благоприятных условий для социализации и благоприятного развития детей на основе духовно-нравственных, культурных, социальных ценностей. Музей как социальный институт представляет собой средоточие этих ценностей. Музей, выступающий структурной единицей образовательной организации или являющийся компонентом ее предметно-пространственной среды, способствует формированию

гармонично развитой личности, психологически и нравственно укорененной в уважении к своему Отечеству.

Актуальность патриотического и гражданского воспитания диктуется самой жизнью, подчеркивается в главных правительственных документах, таких как Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва; далее — Стратегия). В качестве одной из задач Стратегии указывается «формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскур-сионно-туристических и других организаций»1. Приоритетным направлением Стратегии является «развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка»2 [4, 5, 7].

Актуальность воспитания подчеркивается также и в федеральных государственных образовательных стандартах, определяющих одной из ведущих задач становление личностных компетенций обучающихся, таких как любовь к Родине, знание и уважение культуры, народных и духовных традиций своего народа, целенаправленное познание мира, осознание ценности образования и науки, труда и творчества.

Одним из важнейших социальных институтов является музей, поскольку он обладает в силу своей особой природы огромным потенциалом для воспитания, развития и социализации личности. Музей, располагающийся в образовательной организации, впитывает в себя культуру и дух определенного края, сохраняет образцы культуры конкретного региона, особенно значимые для местного сообщества. Поэтому на базе таких музеев успешно может осуществляться культурно-образовательная деятельность, в теоретической основе которой лежат принципы музейной педагогики.

В основе обозначенных выше принципов лежит гуманистический подход, нашедший подтверждение в педагогических трудах Л. И. Новиковой [8], Ш. А. Амонашвили3, Е. В. Бондаревской [2]. Музейная педагогика рассматривает образование как базовый процесс, дающий возможность учащемуся выявить природу своей уникальности, тех личностных качеств, которые позволят ему

1 Из: Российская газета. 2015. 8 июня. URL: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospita-nie-dok.html (дата обращения: 13.12.2022).

2 Там же.

3 Богуславский М. Б. Гуманно-личностная педагогика Ш. А. Амонашвили [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Российско-американский форум образования». URL: http://www.ms-ameedufomm.com/content/m/?task=art&artide=1000857&iid=10 (дата обращения: 12.12.2022).

в дальнейшем осуществить осознанный выбор своего жизненного пути. Рассматривая отдельную личность в качестве структурной единицы целого (коллектива, сообщества, группы и т. д.) и уделяя внимание проблематике развития как коллектива, так и личности учащегося, педагоги придают большое значение таким актуальным аспектам, как самосознание, самоутверждение, общительность, индивидуальные интересы, творчество. Сформированность этих качеств позволит ребенку стать психологически и нравственно готовым к дальнейшей активной жизни в социуме. Углубление взаимодействия социальных институтов, а именно музея, культуры и образования, отражает общую тенденцию интеграции различных сфер знания и деятельности, как утверждает профессор А. Б. Столяров [10].

Таким образом, работа музея опирается в своей основе на передачу опыта духовного и материального характера и обращена на информирование и обучение своей аудитории, развитие их творческих проявлений, формирование желания проводить свой досуг в пространстве культуры и искусства. Музей способствует формированию интересов детей и молодежи, влияет на становление детского и молодежного сообщества, выступает инструментом самореализации сообщества. Традиционно музей реализует детские программы для самых юных посетителей, поскольку приобщение к культуре родного края, прививание вкуса к культурному досугу необходимо начинать как можно раньше. В данном смысле деятельность музея осуществляется поэтапно и имеет долговременный характер. С этой целью определяется необходимость налаживания постоянных и развернутых контактов с такими институтами, как детский сад, школа, с образовательными учреждениями систем среднего профессионального и высшего образования, другими образовательными организациями. Фундаментом данной деятельности выступает подход, заложенный музейной педагогикой как наукой в 70-80-е годы ХХ века.

Идеи осознания музея как структуры образования восходят к идеям немецкого математика и педагога Ганса Фройденталя, создавшего методику работы музея со школами, которая предусматривала три этапы: подготовку учащихся к материалу экскурсии, проведение экскурсии и закрепление знаний в музее [11].

Культурологом и основателем музейной педагогики в России Еленой Вансловой [3] был разработан системный подход, получивший название «музейный всеобуч», который включал в себя специальные программы по работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в музее. Данные программы предусматривали циклы занятий, направленных на развитие творческих способностей ребенка, его активизацию в музейном пространстве. Целью программ было развитие разносторонней личности, обладающей ценностно-эмоциональным отношением к культурному и историческому наследию своей малой родины. Посредством реализации данных программ происходило воспитание музейной культуры у младшего школьника, обучение его общению на языке музея, умению «слышать» музейные экспонаты, устанавливать

и улавливать многообразные связи культуры и искусства своего региона. Нацеливание программ на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста объясняется тем, что именно в этот период происходит закладка и становление человеческой личности, усвоение до 80 % знаний, которые человек использует в своей дальнейшей жизни.

В современных реалиях в музеях России находят широкое применение комплексные (интегрированные) формы работы с посетителями — обучающимися образовательных организаций. Это проекты, различного типа программы, праздники, фестивали, мастер-классы, музейные театры и спектакли, другие творческие формы. Музеевед и исследователь в области музейной педагогики Татьяна Галкина [6] утверждает, что данные предложенные формы обусловлены интегративным характером предметно-пространственной среды музея и внемузейным информационным пространством.

Большое значение на современном этапе имеет приобщение студентов педагогических колледжей к музейной педагогике, которая как направление зародилась более ста лет назад. Существует множество форм музейной работы, среди которых наиболее важными для будущих педагогических работников нам представляются экскурсии, концерты, встречи с интересными людьми, исторические игры, праздники, конкурсы, викторины. В настоящее время в музейной педагогике повышается значение образовательной функции.

Современные реалии заставляют нас задуматься о необходимости наличия музея в каждой образовательной организации, а также о том, какую направленность он должен иметь, как должен быть обустроен, по каким критериям будет определяться его успешность у дошкольников, детей младшего школьного возраста, старшеклассников. Думается, что это будет зависеть не только и не столько от музейных экспозиций и информационного внемузейного пространства, а от тех людей, которые станут в музее работать. Таким образом, мы выходим на проблематику подготовки нынешних студентов — будущих педагогов, которым предстоит работать в музеях при образовательных организациях. Личность педагога, встречающего и сопровождающего ученика, будет мотивировать его деятельность. Для этого студенты педагогического колледжа проходят практику работы в музейном пространстве, входящем в структуру образовательной организации, набираясь опыта в различных видах музейной деятельности и приобретая умения в области музейной педагогики.

Музеи, расположенные на территории образовательных организаций, уникальны благодаря истории своего возникновения и для своей целевой аудитории ставят задачу сохранения, изучения и популяризации исторического и культурного наследия, отраженного в конкретных тематических музейных коллекциях. Таким образом, целью работы музеев при образовательных организациях является активизация познавательной деятельности детей и их активная социализация.

Музейное пространство ПК № 18 носит название «Музей истории Митино» и объединяет две экспозиции историко-патриотической направленности — «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» и «Русская изба». Оно выполняет две равнозначные функции: центра образования и просвещения и центра формирования навыков в области музейной педагогики у будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций и учителей общеобразовательных школ. Примером такой работы служит деятельность музейного пространства по организации экскурсионных программ для дошкольников и школьников.

Работа по подготовке педагогических работников, приобретающих умения в области музейной педагогики, строится поэтапно. Сначала студенты ПК № 18 практикуются в проведении экскурсий для посетителей и студентов образовательного учреждения, а затем допускаются к работе с детской аудиторией.

Традиционно в музейном пространстве проводятся экскурсионные программы по темам: «В гости к барыне-сударыне», «Секреты ткацкого станка», «Народная деревянная игрушка в детском творчестве», «Русское чаепитие», «История района Митино в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «История противовоздушной обороны северо-запада г. Москвы», «История 251-го полка противовоздушной обороны г. Москвы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «Митинцы в обороне Москвы», «Девушки на войне» и др.

Экскурсии проходят в интерактивном формате с использованием игровых (экспозиция «Русская изба») и информационно-коммуникативных технологий (экспозиция «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»). Подготовкой и проведением экскурсионных программ занимаются студенты педагогического колледжа под руководством опытных наставников — преподавателей предметно-цикловых комиссий дошкольного образования и социально-гуманитарного цикла. При реализации данной работы студенты овладевают такими умениями в области музейной педагогики, как:

- использование потенциала и опций музейного пространства в целом и тематических экспозиций в частности для организации культурно-просветительской, культурно-досуговой и игровой деятельности;

- разработка сценариев музейных культурно-просветительских, культур-но-досуговых и игровых программ;

- создание и организация культурно-просветительских игр и игровых мини-программ на основе тематических направлений работы музейного пространства и тематики музейных экспозиций;

- руководство экскурсионным мероприятием в роли или образе определенного персонажа, а также участие в мероприятии в данной роли;

- умение использовать технические средства и мультимедийное оборудование и демонстрировать музейные экспонаты в процессе проведения музейных культурно-просветительских, культурно-досуговых и игровых программ;

- повышение мастерства выступлений перед различной возрастной аудиторией и умения руководить ею.

Таким образом, решается одна из главных задач — подготовка педагогов, умеющих создавать экскурсионные программы с применением игровых и информационно-коммуникативных технологий и руководить ими.

Музейное пространство ПК № 18 выступает органичным звеном системы дополнительного профессионального образования. Его тематические экспозиции отражают историю района Митино г. Москвы и историю русского быта, что способствует профессиональному росту студентов и общественной направленности их воспитания. Воспитательная работа предусматривает становление гражданской позиции молодежи в определении ценностных ориентиров, формирование профессионализма и широкого кругозора, любви к выбранной специальности.

Работа по формированию профессионально-личностных компетенций студентов педагогических специальностей ведется в ПК № 18 на базе музейного пространства по следующим направлениям:

1. Просветительское направление, обеспечивающее ознакомление студентов с историей района Митино г. Москвы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и с русскими традициями, историей русского быта.

1.1. Проведение экскурсий на базе музея:

- для абитуриентов, студентов колледжа;

- гостей образовательной организации;

- учащихся и воспитанников близлежащих образовательных организаций.

1.2. Организация встреч с ветеранами педагогического труда, деятелями науки, мастерами воспитания.

1.3. Организация встреч с молодыми специалистами — выпускниками колледжа (воспитателями детей дошкольного возраста, учителями начальных классов, преподавателями образовательных организаций системы дополнительного образования).

1.4. Организация и проведение дней открытых дверей для школьников Москвы.

2. Профессиональное направление, заключающееся в развитии профессиональных педагогических навыков.

Одной из новых форм работы по музейной педагогике является написание студентами творческих работ по обобщению опыта музейной педагогики.

2.1. Участие в обобщении опыта работы по музейной педагогике — написание проектов творческих типов для последующей реализации на базе педагогического колледжа и образовательной организации, которая выступает базой производственной практики.

2.2. Разработка сценариев разнообразных праздников и досугов для детей дошкольного возраста и учащихся начальных классов.

2.3. Участие в конференциях по проблемам воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных организациях высшего образования Департамента образования и науки г. Москвы.

3. Воспитательное направление, предусматривающее формирование интереса к педагогическому мастерству на основе осуществления деятельности корреспондента, оформителя, экскурсовода.

3.1. Ознакомление с музейной работой в образовательных организациях системы дошкольного и начального общего образования г. Москвы.

3.2. Проведение встреч с интересными людьми в области дошкольного и начального общего образования.

3.3. Разработка содержания экскурсий студентами, получающими подготовку по программе дополнительного образования «Клуб экскурсоводов "Москва студенческая"».

3.4. Работа над содержанием и оформлением экскурсий (обзорных, тематических, посвященных традиционным и современным памятным датам) в рамках подготовки к участию в соревнованиях по компетенции «Музейная педагогика».

3.5. Подготовка и оформление экспозиций, периодических выставок в музейном пространстве педагогического колледжа.

3.6. Оцифровка экспонатов фонда музейного пространства.

3.7. Создание мини-видеороликов по темам экспозиции и отдельным экспонатам и проведение ежегодного конкурса видеороликов по различным номинациям.

3.8. Разработка системы дополненной реальности: создание информационных блоков и текстов для отдельных тематических экспозиций, стендов и для каждого экспоната (генерация QR-кодов).

В заключение отметим, что для успешной работы по формированию у студентов педагогических специальностей умений в области музейной педагогики необходимо предусмотреть планирование на учебный год. Проблематика планирования работы важна в контексте самостимулирования студентов для реализации своей профессионально-личностной компетенции. Предлагаем наше видение примерного планирования работы в музейном пространстве ПК № 18 (табл. 1).

Таблица 1

Планирование работы музейного пространства «Музей истории Митино»

№ Содержание работы Сроки

1 Утверждение состава совета музейного пространства и плана работы на 2022/23 учебный год Сентябрь

2 Организация работы музейного пространства, определение объема работы по полугодиям для студентов колледжа Сентябрь - ноябрь

3 Составление графика проведения экскурсий в музейном пространстве Сентябрь, январь

4 Организация посещения экскурсионных программ в музеях г. Москвы В течение года

5 Подготовка проведения классных часов на базе музейного пространства Октябрь - декабрь

№ Содержание работы Сроки

6 Продолжение работы по сбору и оформлению материалов В течение года

и экспонатов к смене экспозиции музейного пространства

7 Установление контактов и поддержание старых контактов с выпускниками ПК № 18 В течение года

8 Продолжение работы над сбором материалов и оформлением экспозиций: - «Митинцы — участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», - «Войска противовоздушной обороны в битве за Москву в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», - «Девушки на войне», - «Дети войны»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «Быт советского общества», В течение года

- «Встречи с интересными людьми на базе музейного прост-

ранства»,

- «История русских народных праздников»,

- «Памятные даты» — сменные экспозиции,

- «История Митино»,

- «В гости в русскую избу»,

- «Быт москвичей»,

- «Ветераны — гости музея истории Митино»

9 Продолжение работы по оформлению стендов музейного

пространства при сотрудничестве с поисковыми отрядами ДОСААФ России В течение года

10 Проведение исследовательской работы по музейным экспозициям образовательных организаций г. Москвы Сентябрь - май

11 Написание творческих работ по собранным материалам Сентябрь - май

12 Обновление текстов экскурсий по экспозициям музейного пространства Сентябрь - ноябрь

13 Подготовка экскурсоводов по экспозициям музейного

пространства (обзорные, тематические экскурсии) силами В течение года

студентов

14 Продолжение работы по оформлению картотеки и инвен- В течение года

тарной книги экспозиций музейного пространства

15 Продолжение работы с фондами музея — изучение и комплек- В течение года

тация архивных материалов

16 Работа с фотоархивом музея — ознакомление и распреде-

ление материалов архива и оцифровка экспонатов фонда В течение года

музейного пространства

Таким образом, использование музейного пространства образовательной организации для развития профессионально-личностной компетентности будущих педагогических работников представляется актуальным в контексте реализации патриотического и гражданского воспитания молодого поколения, активизации познавательной деятельности и социализации детей дошкольного

и школьного возраста. Это также способствует решению ведущих задач становления личностных компетенций детей, таких как любовь к своей Родине, знание и уважение культуры, народных и духовных традиций своего народа, целенаправленное познание мира, осознание ценности образования и науки, труда и творчества. Музеи, расположенные в образовательных организациях, выступают сегодня в качестве культурно-образовательной среды для обучающихся. И педагогический работник, умеющий организовать воспитательно-образовательную и учебную работу с применением интересных и содержательных практик музейной педагогики, будет востребован на рынке труда.

Список источников

1. Богуславский М. В. Гуманно-личностная педагогика Ш. А. Амонашвили [Электронный ресурс] // Российско-американский форум образования: электронный журнал. URL: http://www.ms-ameedufomm.com/content/ru/?task=art&artide=1000857& iid=10 (дата обращения: 01.12.2022).

2. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д.: Булат, 2016. 351 с.

3. Ванслова Е. Г. Культура и дети. Взгляд музейного педагога. М.: Мегаполис, 2020. 232 с.

4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Перспектива, 2022. 160 с.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Перспектива, 2020. 125 с.

6. Галкина Т. В. Основы классификации музейно-педагогических форм в российских музеях // Вопросы музеологии. 2011. № 2 (4). С. 145-153.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2019. 304 с.

8. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика; сост. Е. И. Соколова. М., 2009. 349 с.

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Российская газета. 2015. 8 июня. URL: https://rg.ru/ documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 30.11.2022).

10. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2004. 216 с.

11. Юренева Т. Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. М.: Академический Проект, 2020. 560 с.

References

1. Boguslavsky, M. V. (2022). Humane and personal pedagogy of Sh. A. Amonash-vili. Russian-American Education Forum: electronic journal. (In Russ.). Retrieved from http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=art&article=1000857&iid=10

2. Bondarevskaya, E. V. (2016). Theory andpractice of personality-oriented education. Rostov-on-Don: Bulat. 351 p. (In Russ.).

3. Vanslova, E. G. (2020). Culture and children. The view of a museum teacher. Moscow: Megapolis. 232 p. (In Russ.).

4. Vygotsky, L. S. (2022). Questions of child psychology. Moscow: Perspektiva. 160 p. (In Russ.).

5. Vygotsky, L. S. (2020). Imagination and creativity in childhood. Moscow: Perspektiva. 125 p. (In Russ.).

6. Galkina, T. V. (2011). Fundamentals of classification of museum-pedagogical forms in Russian museums. Questions of museology, 2 (4), 145-153. (In Russ.).

7. Leontiev, A. N. (2019). Activity. Conscience. Personality. Moscow: Sense. 304 p. (In Russ.).

8. Novikova, L. I. (2009). Pedagogy of education. Selected pedagogical works (edited by N. L. Selivanova, A.V. Mudrika; comp. E. I. Sokolova). M. 349 p. (In Russ.).

9. Rossiyskaya Gazeta. (2015, June 8). Decree of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-r Moscow «Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025». (In Russ.). Retrieved from https://rg.ru/ documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html

10. Stolyarov, B. A. (2004). Museum pedagogy. History, theory, practice. Studies. manual. Moscow: Higher School. 216 p. (In Russ.).

11. Yureneva, T. Y. (2020). Museology. Textbook for higher school. Moscow: Academic Project. 560 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.