Научная статья на тему 'МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ Г. КАЗАНИ)'

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ Г. КАЗАНИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суслов Алексей Юрьевич

Статья посвящена анализу роли и места музейной педагогики как научной дисциплины в образовательной системе. Раскрываются содержание и подходы к музейной педагогике с учетом ее междисциплинарного характера на примере музеев образовательных учреждений. Рассматривается роль музеев в воспитании обучающихся на примере образовательных учреждений г. Казани как части общего городского культурного пространства. Отмечается, что музеи образовательных учреждений как часть музейного пространства Российской Федерации и Республики Татарстан представляют собой феномен отечественной культуры и образования. Обращается внимание на специфику школьных музеев, их роль как центров патриотического воспитания и развития личности. Анализируются основные подходы к музейной педагогике как научной дисциплине на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающей музей как образовательную систему. На конкретных примерах музеев образовательных учреждений г. Казани подчеркивается, что музейная педагогика как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности может быть рассмотрена как инновационная педагогическая технология. В качестве вывода отмечается, что музеи всех профилей решают важные педагогические задачи, будучи наиболее доступными учреждениями культуры для обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM PEDAGOGY AS THE BASIS OF THE ACTIVITY OF MUSEUMS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS (ON THE EXAMPLE OF KAZAN)

The article is devoted to the analysis of the role and place of museum pedagogy as a scientific discipline in the educational system. The article reveals the content and approaches to museum pedagogy, taking into account its interdisciplinary nature, using the example of museums of educational institutions. The role of museums in the education of students is considered on the example of educational institutions of Kazan as part of the general urban cultural space. It is noted that the museums of educational institutions as part of the museum space of the Russian Federation and the Republic of Tatarstan are a phenomenon of national culture and education. Attention is drawn to the specifics of school museums, their role as centers of patriotic education and personal development. The main approaches to museum pedagogy as a scientific discipline at the intersection of museology, pedagogy and psychology, which considers the museum as an educational system, are analyzed. On concrete examples of museums of educational institutions of the city of It is emphasized that museum pedagogy as an integrative and qualitatively new sphere of educational activity can be considered as an innovative pedagogical technology. As a conclusion, it isnoted that museums of all profiles solve important pedagogical tasks, being the most accessible cultural institutions for students.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ Г. КАЗАНИ)»

МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

УДК 371.3

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ Г. КАЗАНИ)

Суслов Алексей Юрьевич1,

д-р ист. наук, доцент, e-mail: fsgtkstu@yandex.ru,

Обособленное подразделение ГНБУ «Академия наук Республики Татарстан»

Институт татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, г. Казань, Россия

Статья посвящена анализу роли и места музейной педагогики как научной дисциплины в образовательной системе. Раскрываются содержание и подходы к музейной педагогике с учетом ее междисциплинарного характера на примере музеев образовательных учреждений. Рассматривается роль музеев в воспитании обучающихся на примере образовательных учреждений г. Казани как части общего городского культурного пространства. Отмечается, что музеи образовательных учреждений как часть музейного пространства Российской Федерации и Республики Татарстан представляют собой феномен отечественной культуры и образования. Обращается внимание на специфику школьных музеев, их роль как центров патриотического воспитания и развития личности. Анализируются основные подходы к музейной педагогике как научной дисциплине на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающей музей как образовательную систему. На конкретных примерах музеев образовательных учреждений г. Казани подчеркивается, что музейная педагогика как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности может быть рассмотрена как инновационная педагогическая технология. В качестве вывода отмечается, что музеи всех профилей решают важные педагогические задачи, будучи наиболее доступными учреждениями культуры для обучающихся.

Ключевые слова: музейная педагогика, образование, воспитание, инновационная педагогическая технология

MUSEUM PEDAGOGY AS THE BASIS OF THE ACTIVITY OF MUSEUMS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS (ON THE EXAMPLE OF KAZAN)

Suslov A.Yu.1,

doctor of historical sciences, Associate Professor, e-mail: fsgtkstu@yandex.ru,

1Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan Institute of Tatar Encyclopedia and Regional Studies of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

The article is devoted to the analysis of the role and place of museum pedagogy as a scientific discipline in the educational system. The article reveals the content and approaches to museum pedagogy, taking into account its interdisciplinary nature, using the example of museums of educational institutions. The role of museums in the education of students is considered on the example of educational institutions of Kazan as part of the general urban cultural space. It is noted that the museums of educational institutions as part of the museum space of the Russian Federation and the Republic of Tatarstan are a phenomenon of national culture and education. Attention is drawn to the specifics of school museums, their role as centers of patriotic education and personal development. The main approaches to museum pedagogy as a scientific discipline at the intersection of museology, pedagogy and psychology, which considers the museum as an educational system, are analyzed. On concrete examples of museums of educational institutions of the city of It is emphasized that museum pedagogy as an integrative and qualitatively new sphere of educational activity can be considered as an innovative pedagogical technology. As a conclusion, it is

32

Образовательные ресурсы и технологии. 2021. № 2 (35)

МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

noted that museums of all profiles solve important pedagogical tasks, being the most accessible cultural institutions for students.

Keywords: museum pedagogy, education, upbringing, innovative pedagogical technology

DOI 10.21777/2500-2112-2021-2-32-37

Введение

Музеи образовательных учреждений как часть музейного пространства Российской Федерации и Республики Татарстан представляют собой феномен отечественной культуры и образования. Они составляют многочисленную группу музеев разных типов и представляют эффективное средство обучения и воспитания, приобщения обучающихся к краеведческой работе, истории, культуре и природе родного края. Целью данной статьи является анализ роли и места музейной педагогики как научной дисциплины в образовательной системе, раскрытие ее содержания с учетом междисциплинарного характера на примере музеев образовательных учреждений города Казани Республики Татарстан.

Традиция создания музеев образовательных учреждений относится еще к дореволюционному периоду, а в годы Советской власти она получила новый импульс на государственном уровне. Музейная педагогика, как и педагогика в целом, направлена на задачи воспитания и развития личности.

С 1974 г. в СССР осуществлялся учёт музеев образовательных учреждений и проводилась их паспортизация с выдачей свидетельства. Проводились научные исследования, в частности, проблемной группой «Музей и образование», организованной в ранге научно-исследовательского коллектива при Министерстве образования СССР в 1980-х гг. В 1984 г. при НИИ культуры Министерства культуры СССР был создан постоянно действующий Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение».

После 1991 г. в России длительное время отсутствовала правовая регламентация деятельности музеев образовательных учреждений. Лишь в 2003 г. заместитель министра образования Российской Федерации Е.Е. Чепурных подписала письмо «О деятельности музеев образовательных учреждений» и утвердила «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)»1, содержащее основные подходы к организации и деятельности музея, его функции, правила учета и обеспечения сохранности фондов музея. Отмечалось, что вопросы эффективного использования потенциала музеев в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений еще не стали предметом пристального внимания и осмысления в педагогических коллективах, методических службах органов управления образованием. Работа педагогов-энтузиастов музейного дела не всегда находит должное внимание и поддержку со стороны администрации образовательных учреждений, педагогов. В связи с этим рекомендовалось образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятнико-охранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Позднее Министерство культуры России выпустило методические рекомендации по организации фондовой работы в школьных музеях1 2.

Методы и задачи исследования

Музейная педагогика является перспективным направлением учебно-воспитательной деятельности. По мнению Т.Е. Васильевой и О.Г. Панченко, это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями. Основная цель музейной педагогики заключается в приобщении к музеям подрастающего поколения, а также развитие личности [1]. Можно рассматривать музейную педагогику и как научную дисциплину на стыке музееведения,

1 Официальные документы в образовании. - 2003. - № 12.

2 Фондовая работа в школьном музее: (методические рекомендации) / М-во культуры Российской Федерации, ФГУК «Гос. центральный музей современной истории России»; [сост. Денисова Е.В.]. - М.: ГЦМСИР, 2009. - 90 с.

Образовательные ресурсы и технологии. 2021. № 2 (35)

33

МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

педагогики и психологии, рассматривающую музей как образовательную систему. В настоящее время идет процесс переосмысления научным сообществом роли и места музейной педагогики с учетом ее междисциплинарного характера [2, 3].

Сложилась определенная историографическая традиция изучения формирования и деятельности музеев образовательных учреждений Татарстана. Данная проблема привлекала внимание как историков, так и педагогов, организаторов учебно-воспитательной работы в учебных заведениях. Так, еще в 1920 г. известный историк М.Г. Худяков обратился к теме школьных исторических музеев в Казани [4]. Преподаватели Казанского педагогического института, краеведы И.М. Абдрашитова и К.Р. Синицына выпустили в 1973 г. методическое пособие для будущих педагогов по задачам, организации и формам работы школьных музеев3.

В 2004 г. был опубликован путеводитель по музеям Казани, где содержались сведения о некоторых наиболее значимых музеях средних учебных заведений и учреждений дополнительного образования города4. В 2005 г. увидел свет «Путеводитель по школьным музеям Республики Татарстан», составленный на основе документов, поданных школами в Республиканский методический центр туризма, краеведения и экскурсий учащихся «Сэяхэт» на 1 июня 2004 г.5

Ряд авторов исследует отдельные аспекты функционирования музеев образовательных учреждений Татарстана. Известный археолог и музеевед К.А. Руденко, анализируя ситуацию с хранением и экспонированием археологических артефактов в школьных и муниципальных музеях в Республике, отмечает, что многие из них имеют интересные коллекции по археологии, собранные в конце ХХ столетия, до сегодняшнего дня они остаются очень слабо изученными и практически не учтенными [5]. Е.Н. Егорова рассмотрела организацию работы школьных музеев в Аксубаевском районе Республики Татарстан [6], а Ф.А. Ахметшина - в Азнакаевском районе [7].

Педагогическое сообщество Татарстана главным образом акцентирует внимание на роль музеев в учебном процессе и гражданско-патриотическом воспитании учащихся. Можно выделить кандидатскую диссертацию [8] и монографию М.Ю. Билалова [9], изучившего деятельность школьных музеев на базе Чепчуговской средней школы Высокогорского района Республики Татарстан и школы-лицея №149 г. Казани.

Таким образом, музеи образовательных учреждений как часть музейного сообщества Татарстана и Казани нуждаются в обобщающем исследовании, создании обновленного справочника-путеводителя с целью получения целостной картины их тематики и профиля деятельности.

На данный момент (июнь 2021 г.) в Казани действует 96 школьных музеев, а также музеи в подведомственных Министерству образования и науки Татарстана Казанском педагогическом колледже, авиационно-техническом колледже и автотранспортном колледже. Эти музеи различаются по времени создания, занимаемым площадям и богатству экспозиции, однако, несомненно, представляют ценность как явление культуры и должны участвовать (и участвуют) в реализации целого ряда важных культурно-просветительных и педагогических задач. Большинство музеев посвящено локальной истории, связано с историей учебных заведений, историей Великой Отечественной войны, выдающимися персоналиями (Л.Н. Толстой, В.П. Аксенов, С.А. Ахтямов, М. Хусаин, Н.Г. Жиганов и др.).

Результаты исследования

Часть образовательных учреждений г. Казани имеют музеи, основанные в советский период и обладающие обширными фондами и устоявшимися традициями музейной деятельности. Так, музей «Музей интернациональной дружбы» гимназии №36, созданный еще в 1967 г., занимает три зала (общее количество экспонатов - 762). Зал «Немецкая диаспора в Казани» посвящен ранней истории поволж-

3 Абдрашитова, И.М. Школьный музей (задачи, организация, основные формы работы): метод. пособие для учителей, студентов пединститутов и педучилищ / И.М. Абдрашитова, К.Р. Синицына; М-во просвещения РСФСР. Казан. гос. пединститут. -Казань, 1973. - 63 с.

4 Все музеи Казани. Справочник-путеводитель. - Казань: Заман, 2004. - 256 с.

5 Путеводитель по школьным музеям Республики Татарстан / М-во образования и науки РТ; Респ. метод. центр туризма, краеведения и экскурсий учащихся «Сэяхэт». - Казань: Школа, 2005.

34

Образовательные ресурсы и технологии. 2021. № 2 (35)

МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

ских немцев, представителям немецкой интеллигенции в Казани, немецким аптекарям. Зал «История контактов с немецкими школами» содержит информацию о создании школы с углубленным изучением немецкого языка, началам международных контактов с ГДР и ФРГ, школах-партнерах, в целом об истории и сотрудничестве детских и молодёжных организаций СССР и ГДР. Зал «Антифашистское движение» рассказывает о немецких антифашистах в рядах Советской Армии в годы Великой Отечественной войны, сопротивлении фашизму в Европе. Кроме «Музея интернациональной дружбы» в гимназии в период пандемии открылся «Музейный уголок» в рекреации второго этажа гимназии, посвященный поэту Фатиху Кариму (открытие состоялось 12 февраля 2021 г.).

Также с 1967 г. функционирует музей истории Ново-Татарской слободы в татарской гимназии №1 им. Г. Тукая. Музей отражает историю Ново-Татарской слободы и историю 1-й татарской гимназии (в прошлом 35-й школы). Имеет целый ряд разделов («Наш край в далеком прошлом», «Булгарский период истории родного края», «Возникновение Татарской слободы», «Интерьер дома купца слободы» и др.) и ценные археологические и этнографические экспонаты. Например, о современнике Г. Тукая, человеке, принимавшем участие в издании газеты «Эльислах» В. Бахтиярове, о бывшем выпускнике школы, профессоре института Дружбы народов Г.С. Галиуллине, о герое документального фильма «Возрожденная легенда» Г. Гимадутдинове, поэте-фронтовике М. Садри и многих других известных личностях. Среди экспонатов музея имеются экземпляры первых учебников географии, истории, физики, ученическая сумка, грифельная доска, перо и пенал XVIII в. и др. Экскурсии школьников вдоль берега Волги позволили пополнить фонды музея уникальными находками: кости бивня мамонта и бизона, зубы мамонта и др.

Музей истории среднего профессионального образования г. Казани был открыт в 2001 г. к 125-летию Казанского педагогического колледжа. Он содержит около 700 единиц основного фонда, имеет ряд разделов: Казанская татарская учительская школа (КТУШ); Татарская учительская семинария; Татарский учительский техникум; выдающиеся педагоги КТУШ; выдающиеся выпускники; Казанское педагогическое училище; Казанский педагогический колледж. Схожую структуру имеет музей Казанского авиационно-технического колледжа им. П.В. Дементьева, открытый в 2002 г. Основной фонд составляет 677 единиц, в двух залах развернуты экспозиции об истории становления колледжа, посвященные Великой Отечественной войне и преподавателям колледжа, ушедшим добровольцами на фронт; стенд о Герое России А.В. Козине, обучавшемся в колледже.

Часть образовательных учреждений города присоединилась к музейному движению недавно и испытывает естественные проблемы роста и становления. Пока это даже не музеи, а музейные уголки или комнаты, по определению их создателей. Совсем молодой музей Л.Н. Толстого расположен в галерее 2-го этажа гимназии № 7 им. Героя России А.В. Козина Ново-Савиновского района г. Казани. Он основан в 2016 г., фонд насчитывает пока 71 единицу хранения. Музей «Генералы и адмиралы Татарстана» татарско-русской школы № 113 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя России М.Р. Ахметшина создан в 2010 г. Музей «Боевой и трудовой славы работников образования Приволжского района» в гимназии №21 основан в 2015 г. к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Музей образования Вахитовского района Казани открылся 13 декабря 2019 г. в учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» (ул. Лево-Булачная, д. 48/1) и пока не имеет разделов экспозиции (стоит подчеркнуть, что само здание Центра, построенное в 1835 г., является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) федерального значения).

В целом деятельность музеев образовательных учреждений Казани развивается по нескольким направлениям. Это работа с музейным фондом (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения; учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов); поисковая, научно-исследовательская работа; экскурсионно-просветительская работа, создание постоянных и передвижных экспозиций; работа с ветеранами и выпускниками; развитие сетевого взаимодействия и так далее. Современная музейная педагогика использует различные формы, методы и технологии. Это экскурсии, лекции, консультации, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клубы (кружки, студии), конкурсы (олимпиады, викторины), встречи с интересными людьми, концерты (литературные вечера, театрализованные представления, киносеансы), праздники, исторические игры. Практически все имеющиеся формы работы с аудиторией могут осуществляться в электронном режиме, и к тому же инфор-

Образовательные ресурсы и технологии. 2021. № 2 (35)

35

МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

мационные технологии породили новые формы, активно входящие в жизнь музеев. Иными словами, все пять задач культурно-образовательной деятельности музеев - воспитательная, информационная, обучающая, коммуникационная, развлекательная - успешно и эффективно решаются при применении электронных ресурсов [10, С. 10].

Приобщение подрастающего поколения к культурным и историческим ценностям, приближение прошлого в глазах и сознании учащихся к настоящему дает большие возможности для реализации образовательных и воспитательных целей.

Заключение

В работе определено понятие “музейная педагогика” как научная дисциплина. Музейная педагогика представлена как инновационная педагогическая технология и раскрыто основное ее содержание на примерах музеев образовательных учреждений г. Казани. Показана роль музейной педагогики для воспитания и развития личности обучающихся. Отмечены различные формы, методы и технологии музейной педагогики и классифицированы задачи, решаемые на ее основе. Показаны роль и место музейной педагогики с учетом ее междисциплинарного характера в образовательной системе.

Список литературы

1. Васильева, Т.Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно-нравственных ценностей / Т.Е. Васильева, О.Г. Панченко // Воспитание школьников. - 2011. - № 4. - С. 37-41.

2. Сапанжа О.А. Музейная педагогика в системе высшего образования: итоги и перспективы // Искусство и культура. - 2018. - № 1 (29). - С. 37-41.

3. Шляхтина Л.М. Музейная педагогика в современных реалиях // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2019. - №3(40). - С. 109-112.

4. Худяков М.Г. Школьные исторические музеи в Казани // Казанский музейный вестник. - 1920. -№ 7-8. - С. 48-59.

5. Руденко К.А. Археологические материалы в школьных, муниципальных музеях и музеях в библиотеках в Татарстане // Археология евразийских степей. - 2019. - №5. - С. 41-47.

6. Егорова Е.Н. Школьный музей как образовательное пространство // Педагогические и социальные вопросы образования: мат. Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 7 авг. 2020 г.) / ред. кол.: Ж.В. Мурзина [и др.]. - Чебоксары: Среда, 2020. - С. 162-166.

7. Ахметшина Ф.А. Школьные музеи Азнакаевского района Республики Татарстан // Межэтническое взаимодействие в поликультурном образовательном пространстве: проблемы языкового взаимодействия и межкультурной коммуникации: мат. Всерос. науч. - прак. конф. (Чебоксары, 26-27 ноября 2018 г.). -Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет. - С. 125-129.

8. БилаловМ.Ю. Социализация личности средствами музейной педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ин-т сред. проф. образования Рос. акад. образования. - Казань, 2003. - 16 с.

9. Билалов М.Ю. Музейная педагогика в патриотическом воспитании учащихся. - Казань: ИСПО РАО, 2001. - 212 с.

10. Иванова, С.В. Музейная педагогика как область педагогической науки: сборник научно-методических трудов / С.В. Иванова, К.Ю. Милованов, Е.Е. Никитина, О.В. Иванова; под общей ред. доктора философских наук, профессора С.В. Ивановой. - М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2012. - 72 с.

References

1. Vasil’eva, T.E. Muzejnaya pedagogika kak sredstvo formirovaniya duhovno-nravstvennyh cennostej / T.E. Vasil’eva, O.G. Panchenko // Vospitanie shkol’nikov. - 2011. - № 4. - S. 37-41.

2. Sapanzha O.A. Muzejnaya pedagogika v sisteme vysshego obrazovaniya: itogi i perspektivy // Iskusstvo i kul’tura. - 2018. - № 1 (29). - S. 37-41.

3. Shlyahtina L.M. Muzejnaya pedagogika v sovremennyh realiyah // Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul’tury. - 2019. - №3(40). - S. 109-112.

36

Образовательные ресурсы и технологии. 2021. № 2 (35)

МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

4. HudyakovM.G. Shkol’nye istoricheskie muzei v Kazani // Kazanskij muzejnyj vestnik. - 1920. - № 7-8. -S.48-59.

5. Rudenko K.A. Arheologicheskie materialy v shkol’nyh, municipal’nyh muzeyah i muzeyah v bibliotekah v Tatarstane // Arheologiya evrazijskih stepej. - 2019. - №5. - S. 41-47.

6. Egorova E.N. Shkol’nyj muzej kak obrazovatel’noe prostranstvo // Pedagogicheskie i social’nye voprosy obrazovaniya: mat. Vseros. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 7 avg. 2020 g.) / red. kol.: Zh.V. Murzina [i dr.]. - Cheboksary: Sreda, 2020. - S. 162-166.

7. Ahmetshina F.A. Shkol’nye muzei Aznakaevskogo rajona Respubliki Tatarstan // Mezhetnicheskoe vzaimodejstvie v polikul’turnom obrazovatel’nom prostranstve: problemy yazykovogo vzaimodejstviya i mezhkul’turnoj kommunikacii: mat. Vseros. nauch. - prak. konf. (Cheboksary, 26-27 noyabrya 2018 g.). -Cheboksary: Chuvashskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. - S. 125-129.

8. Bilalov M.Yu. Socializaciya lichnosti sredstvami muzejnoj pedagogiki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / In-t sred. prof, obrazovaniya Ros. akad. obrazovaniya. - Kazan’, 2003. - 16 s.

9. Bilalov M.Yu. Muzejnaya pedagogika v patrioticheskom vospitanii uchashchihsya. - Kazan’: ISPO RAO, 2001. - 212 s.

10. Ivanova, S.V Muzejnaya pedagogika kak oblast’ pedagogicheskoj nauki: sbornik nauchno-metodicheskih trudov / S.V. Ivanova, K.Yu. Milovanov, E.E. Nikitina, O.V. Ivanova; pod obshchej red. doktora filosofskih nauk, professora S.V. Ivanovoj. - M.: FGNU ITIP RAO, 2012. - 72 s.

Образовательные ресурсы и технологии. 2021. № 2 (35)

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.