Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
389
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МУЗЕИ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ТАТАРСТАН / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суслов Алексей Юрьевич

Цель исследования - определить особенности формирования и развития музейного пространства Республики Татарстан в последние десятилетия. Характеризуется история развития музеев в республике, начиная с их возникновения в Казанской губернии в начале XIX в., обозначены наиболее важные тенденции, проблемы и перспективы. Научная новизна заключается в системном анализе проблемы развития многообразного музейного пространства как фактора устойчивого развития региона. Полученные результаты свидетельствуют о новой роли музеев в современной ситуации, необходимости комплексной поддержки на государственном, муниципальном и общественном уровнях музеев как центров воспитательной, научной и туристической активности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF MUSEUM SPACE IN TATARSTAN

The paper aims to reveal specificity of museum space development in Tatarstan in recent decades. The author describes history of republican museums from the moment of their origin (Kazan province, the beginning of the XIX century), identifies the key trends, problems and prospects. Scientific originality of the study involves a systemic analysis of the problem of forming large-scale museum space as a factor of the region stable development. The research findings are as follows: the author emphasizes the growing role of museums under the modern conditions, justifies the necessity to provide multi-level support to museums as cultural centres promoting regional education, science and tourism.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

гратото Манускрипт • Manuscript

2021. Том 14. Выпуск 3. С. 433-437 | 2021. Volume 14. Issue 3. P. 433-437

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Формирование и развитие музейного пространства Республики Татарстан

Суслов А. Ю.

Аннотация. Цель исследования - определить особенности формирования и развития музейногс пространства Республики Татарстан в последние десятилетия. Характеризуется история развития музеев в республике, начиная с их возникновения в Казанской губернии в начале XIX в., обозначены наиболее важные тенденции, проблемы и перспективы. Научная новизна заключается в системном анализе проблемы развития многообразного музейного пространства как фактора устойчивого развития региона. Полученные результаты свидетельствуют о новой роли музеев в современной ситуации, необходимости комплексной поддержки на государственном, муниципальном и общественном уровнях музеев как центров воспитательной, научной и туристической активности региона.

EN

Formation and Development of Museum Space in Tatarstan

Suslov A. Y.

Abstract. The paper aims to reveal specificity of museum space development in Tatarstan in recent decades. The author describes history of republican museums from the moment of their origin (Kazan province, the beginning of the XIX century), identifies the key trends, problems and prospects. Scientific originality of the study involves a systemic analysis of the problem of forming large-scale museum space as a factor of the region stable development. The research findings are as follows: the author emphasizes the growing role of museums under the modern conditions, justifies the necessity to provide multi-level support to museums as cultural centres promoting regional education, science and tourism.

Введение

Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения и совершенствования национальной политики в сфере культуры субъектов Российской Федерации. Она опирается на базовые принципы, изложенные в Конституции России 1993 г., гарантирующей в ст. 44 равный доступ к культурным ценностям, пользованию учреждениями культуры, обязанность каждого гражданина сохранять культурное наследие страны, а также в целом ряде иных нормативных актов. Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации». В числе национальных интересов на долгосрочную перспективу выделено сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей (пункт 30 Стратегии). Обеспечение национальных интересов осуществляется посредством реализации различных стратегических национальных приоритетов, к числу которых относится культура (пункт 31). От степени реализации стратегических национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности напрямую зависит состояние национальной безопасности страны (пункт 32). Пункты 76-82 Стратегии посвящены стратегическому национальному приоритету «Культура». Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры являются: сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности; сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны; повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве. Наконец, существует «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года», разработанная в 2015-2016 гг. и утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г., с поправками и дополнениями 2018 г. Она является одним из ключевых нормативных документов, определяющих стратегические направления и задачи этой политики на ближайшее десятилетие, в том числе в сфере музейной и музейно-экспозиционной деятельности.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210113

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

В Республике Татарстан приняты аналогичные документы, отражающие специфику местной культурной политики, направленной на возрождение и сохранение историко-культурного наследия региона. Музеи являются важной частью культурного пространства, осуществляют важную миссию сохранения, изучения и пропаганды культурных ценностей. Современное музейное пространство представляет собой культурно-коммуникативную сферу, которая посредством информационных технологий расширяет свои границы, функции и сферы влияния за пределы традиционных экспозиций. В силу этого изучение истории формирования и развития музейной сети Татарстана, проблем и перспектив ее эволюции представляется важной и значимой научной проблемой.

Задачами работы являются, во-первых, рассмотрение основных этапов развития музейного пространства Казанской губернии - Республики Татарстан в XIX - начале XXI в., выделение их специфики; во-вторых, анализ современного состояния музейной сети региона; в-третьих, выявление перспектив развития музеев Татарстана как центров научной, просветительской и воспитательной работы. В работе использовались проблемно-аналитический и сравнительный методы.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и предложения, сформулированные в исследовании, могут помочь в совершенствовании культурной политики органов государственной и муниципальной власти, активизации общественности в деле поддержки музеев в полиэтничном и многоконфессиональном регионе.

Теоретическая база. Данной проблеме посвящен ряд публикаций Р. А. Айнутдинова, З. З. Гилазева, Г. Р. Назиповой, К. А. Руденко, К. Р. Синицыной и других авторов, рассматривающих как эволюцию музейного пространства Татарстана в последние десятилетия в целом, так и отдельные сюжеты данного процесса [1-3; 5; 8; 10-12; 14; 15; 17]. Стоит отметить соответствующие статьи «Татарской энциклопедии» (Казань, 2002-2014, т. 1-6) [16], иллюстрированную энциклопедию «Населенные пункты Республики Татарстан» (Казань, 2018, т. 1), информационный портал «Музеи Республики Татарстан», который аккумулирует информацию о музейной сети, экскурсионном обслуживании, а также содержит подборку виртуальных выставок («Чудо-остров Свияжск», «Воспоминания о Великом Булгаре», «Иконография Казани» и др.) и объединенный электронный каталог экспонатов [9].

Основные этапы развития музейной сети Республики Татарстан

Татарстан обладает значительным потенциалом в музейной сфере, возникшим еще в конце XIX в. Первые публичные музеи в Казанской губернии были созданы в начале XIX в. при Казанском университете. В конце XIX - начале XX в. в Казани стали открываться городские музеи. Имелись музеи в учебных заведениях: духовной академии, художественной школе, Родионовском институте благородных девиц и др.; при обществах: Древлехранилище историко-археологического общества Казанской епархии, музей пчеловодства Казанского экономического общества и др. Были учреждены Центральный музей мелкой промышленности и профессионального образования при Казанском губернском земстве (1910 г.) и Древлехранилище Казанского дворянского собрания. В 1895 г. открылся Городской научно-промышленный музей (позже - Центральный музей ТАССР, ныне - Национальный музей Республики Татарстан). Уже тогда музеи становились значимыми элементами культурной жизни [14, с. 11-12].

Уникальность республики как многоконфессионального и полиэтничного региона обусловила специфику музейного пространства, отражая тенденции и эволюцию межкультурного взаимодействия в Поволжье. В 1920-е гг. большую роль в развитии музейного дела в республике и в формировании музейного фонда сыграл Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомата просвещения ТАССР (осуществлял учет и отбор историко-художественных ценностей из реквизированного имущества частных лиц, религиозных организаций и передавал их музеям). В начале 1920-х гг. в связи с бурным развитием краеведения значительно возросла роль музеев в культурно-просветительской и научной работе. В 1920-1924 гг. в Казани издавались журналы «Казанский музейный вестник» и «Записки Тетюшского музея», в которых большое внимание уделялось актуальным вопросам музееведения. С конца 1920-х гг. началось свертывание краеведческой работы в СССР: закрывались кантонные и районные музеи, ограничивалась научно-исследовательская и собирательская деятельность Центрального музея ТАССР. В то же время в республике открывались музеи с мемориальными и историко-биографическими экспозициями: Дом-музей В. И. Ленина (1937 г.), Музей В. И. Ленина в с. Ленино-Кокушкино (1939 г.; ныне Музей-заповедник «Ленино-Кокушкино»), Литературно-мемориальный музей А. М. Горького (1940 г.), Музей-квартира Шарифа Камала (1950 г.). Развитие сети новых музеев возобновилось с середины 1950-х гг. В 1958 г. на базе художественных коллекций Государственного музея ТАССР создан Музей изобразительных искусств, в 1956-1970-е гг. - мемориальные музеи: Дом-музей И. И. Шишкина в г. Елабуге, Литературно-мемориальный музей Ярослава Гашека в г. Бугульме.

Постсоветский период ознаменовал начало нового этапа в истории музейного дела Республики, отразив политические и социально-экономические изменения в обществе. Наряду с негативными моментами (падение посещаемости, сокращение финансирования, дефицит кадров), в 1990-е гг. в Татарстане постепенно создается обширная сеть новых краеведческих и мемориальных музеев в административных центрах, городах и сёлах республики в результате инициатив краеведов, поддержанных местными органами управления, а также централизации музейного дела на базе Государственного объединённого музея ТАССР (в настоящее время Национальный музей Республики Татарстан). Сеть музеев сложилась при казанских вузах (медицинский,

технический, технологический университеты, ветеринарная академия), Научно-исследовательском Химическом институте им. А. М. Бутлерова (Музей Казанской химической школы), Институте органической и физической химии им. А. Е. Арбузова (дом-музей А. Е. и Б. А. Арбузовых); были созданы ведомственные музеи -музей связи при Министерстве связи РТ, а также музей МВД; музеи театрального искусства работают при Татарском академическом театре, Казанском Большом драматическом театре, Татарском театре оперы и балета [16]. Уже в XXI в. возникает сеть музеев ветеранского движения (при Республиканской общественной организации ветеранов (инвалидов) «Союз ветеранов Республики Татарстан» - структурном подразделении Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский союз ветеранов»). На данный момент, кроме музея в Казани, открыты музеи боевой славы и ветеранского движения в г. Нижнекамске, а также в Буинском и Кукморском муниципальных районах Татарстана.

Важным стимулом в развитии музейного дела в Республике Татарстан стала подготовка к празднованию 1000-летия Казани. Проведены капитальный ремонт и реконструкция здания Национального музея РТ, на основе новейших достижений музейной практики перестроены его экспозиции. Открыты Билярский историко-археологический и природный музей-заповедник, Елабужский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Иске-Казанский историко-культурный и природный музей-заповедник, Чистопольский историко-архитектурный и литературный музей-заповедник. Большой вклад в развитие музейного дела внесли В. М. Дьяконов, Н. И. Воробьев, Е. Г. Бушканец, М. Н. Елизарова, Ю. И. Петров, Л. Г. Валеева, Г. С. Муханов, С. В. Писарева, Г. А. Могильникова, М. Т. Низамиев, Д. Б. Багаутдинова, Р. Г. Гарифжанова и другие музейные работники, ученые, деятели культуры Татарстана.

Современное музейное пространство Республики Татарстан

Современное музейное пространство очень разнообразно, да и сама концепция музея в конце XX - начале XXI в. претерпела большие изменения. Один из самых крупных сдвигов вызван изменением критериев отбора объектов, подлежащих музеефикации, а также окружающей их среды [12]. Эта тенденция получила развитие в создании музеев-усадеб, музеев-заповедников, особо охраняемых природных территорий и акваторий. Музеи осваивают новые формы работы (резко изменилось отношение к интернет- и PR-технологиям) [7], становятся эффективными инструментами в развитии территорий, формируют объективный образ музея в общественном сознании, чем повышают престиж музейных профессий. Музеи доказывают на практике, что их роль в общественной, культурной и экономической жизни страны возросла многократно.

В законе Республики Татарстан от 14.10.2010 69-ЗРТ «О музеях и музейном деле в Республике Татарстан» (статья 15) содержатся требования к организации и деятельности музеев в Республике Татарстан (в том числе и частных). Так, музеи могут осуществлять свою деятельность при наличии: 1) музейных предметов и музейных коллекций, количество и историко-культурная ценность которых позволяют организовать их публичный показ и публичное представление в форме музейной экспозиции; 2) материально-технической базы (помещение, оборудование, благоустройство, технические средства защиты и безопасности), обеспечивающей условия для хранения и публичного показа музейных предметов и музейных коллекций; 3) музейных специалистов, обеспечивающих все основные виды деятельности; 4) целостных территориальных комплексов культурного и природного наследия - для музеев-заповедников; 5) постоянных источников финансирования деятельности музея [13]. В настоящее время музейная сеть Республики Татарстан насчитывает более 60 музеев, где трудятся почти 2 тысячи сотрудников, обслуживающих около 1 млн 800 тыс. единиц хранения. Наряду с государственными и муниципальными музеями, продолжают работу и открываются новые музеи многочисленных общественных организаций, учреждений и промышленных предприятий (Музей боевой и трудовой славы эксплуатационного депо ст. Агрыз; музей истории НГДУ «Азнакаевнефть»; музей истории Заинской ГРЭС; музей боевой и трудовой славы ОАО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького»; музей истории ОАО «ПОЗиС»; музей трудовой славы ОАО «Казанский вертолетный завод»; музей истории аптечного дела и трудовой славы ГУП «Таттехмедфарм»; музей истории педагогического образования в Казани; музей права в исправительной колонии № 2 в Казани) и целый ряд других. Работает значительное количество школьных музеев [6]. Они выполняют целый ряд дополнительных, по сравнению с обычным музеем, функций, прежде всего дополняя учебный процесс, делая его наглядным и ярким, используя материалы экспозиции на уроках и классных часах. На современном этапе стоит задача организации сетевого взаимодействия школьных музеев, создания специальной целевой программы поддержки музеев в школах и иных учебных заведениях.

Отдельный сюжет - это возникновение и развитие сети частных (негосударственных) музеев в Республике Татарстан. В целом в Российской Федерации, как и в Татарстане, доля частных музеев составляет около 10%. Их создают коллекционеры, любители старины, художники, индивидуальные предприниматели. Именно для этих музеев характерно использование самых современных технологий привлечения посетителей - фактически они являются центрами по предоставлению культурных и зрелищных услуг. Поэтому на конкурентном поле они соревнуются за клиентов скорее не с государственными музеями, а с кинотеатрами, зонами интерактивных развлечений, квестами. В Казани на данный момент это музей авторской игрушки, музей чак-чака, Дом занимательной науки и техники, музей иллюзий, музей велосипедной культуры, музей социалистического быта и музей счастливого детства и др. Частные музеи также вносят свой вклад в сохранение культурных ценностей и должны пользоваться определенной государственной поддержкой.

Заключение

Музейное пространство Татарстана сформировалось начиная с XIX в. как совокупность музеев различного профиля и масштаба. Полиэтничность и многоконфессиональность региона обусловили специфику музейной сети, отражая межкультурное взаимодействие в контексте отношений Запада и Востока. Численный рост музеев, научно-исследовательская работа, подготовка кадров, расширение коллекций позволили Республике Татарстан войти в число лидеров музейного сообщества Российской Федерации.

В современном мультикультурном мире роль музеев возрастает, меняются формы музейной работы. В Манифесте участников Международного музейного форума в Казани (сентябрь 2015 г.) подчеркивалось: «...в последние годы наиболее важными для музеев являются задачи укрепления межкультурного взаимодействия, создание новой культурно-образовательной среды как важного стабилизирующего фактора гражданского общества, снижение межэтнической напряженности, воспитание толерантности в отношениях между представителями различных культур» [4, с. 83]. Эта ключевая миссия работников музеев должна получать системную поддержку как органов государственной и муниципальной власти, так и институтов гражданского общества. Сохраняя национальное достояние, становясь центрами культуры и образования в своих регионах, музеи играют огромную воспитательную и просветительскую роль. В то же время необходимо актуализировать роль музеев как туристических центров, факторов инновационного и устойчивого развития региона, усилив интеграцию музейного пространства в общий туристическо-рекреационный ландшафт, создавая «геокультурный брэндинг» городов и территорий Татарстана. Это особенно важно для малых городов, моногородов, территорий с риском ухудшения социально-экономической ситуации.

Перспективы научного исследования проблемы заключаются в необходимости более тщательного изучения и обобщения опыта музейной работы в Республике Татарстан, выпуска энциклопедического словаря-справочника (в том числе и в электронном виде), который играл бы не только научную, но и информационно-просветительскую роль.

Список источников

1. Айнутдинов Р. А., Гилазев З. З. Литературные музеи Чистопольского музея-заповедника // Казанская наука. 2018. № 6. С. 12-14.

2. Айнутдинов Р. А., Гилазев З. З. Музей К. Насыри: история создания и формирования коллекции // История России и Татарстана: итоги и перспективы энциклопедических исследований: мат-лы итоговой конф. научных сотрудников ИТЭР (г. Казань, 29 мая 2019 г.). Казань: Изд-во АН РТ, 2019. С. 294-297.

3. Вагапова Ф. Г., Нуриева Р. В., Паршукова А. В. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан и его роль в развитии культурно-познавательного туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т. 12. № 1. С. 102-108.

4. Вапнярская О. И. Международный музейный форум в Казани: новые задачи музеев // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. № 4.

5. Гилазев З. З. Музей Каюма Насыри: основные этапы деятельности // Научный Татарстан. 2020. № 3. С. 73-75.

6. Егорова Е. Н. Школьный музей как образовательное пространство // Педагогические и социальные вопросы образования: мат-лы конф. Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2020. С. 162-166.

7. Залялова Г. А. Литературный музей Тукая и PR-технологии // Габдулла Тукай и тюркский мир: мат-лы конф. Казань: Изд-во АН РТ, 2016. С. 209-212.

8. Кариева Л. А. Деятельность музея В. И. Ленина в г. Казани в современных условиях // Историческая истина и «момент гипотетичности» в мемориальном музее: мат-лы конф. Самара: Самарский областной исто-рико-краеведческий музей им. П. В. Алабина, 2001. С. 37-38.

9. Музеи Республики Татарстан [Электронный ресурс]: информационный портал. URL: http://museum.tatar.ru/ museum/ (дата обращения: 18.03.2021).

10. Мухаметшина Л. Т. Краеведческие музеи как трансляторы историко-культурного наследия Республики Татарстан (на примере Буинского краеведческого музея) // История России и Татарстана: итоги и перспективы энциклопедических исследований: мат-лы конф. Казань: АН Республики Татарстан, 2018. С. 264-269.

11. Назипова Г. Р. Музеи Поволжско-Уральского региона в культурной жизни региона (XIX - начало XX в.): исследовательская проблематика // Краеведческие чтения и среды / под ред. Г. Р. Назиповой. Казань: Школа, 2003. Вып. 3. Материалы заседаний, прошедших в Национальном музее Республики Татарстан в 2002- 2003 гг. С. 83-92.

12. Назипова Г. Р. Региональные музеи как национальное достояние России: реалии и перспективы развития Национального музея Республики Татарстан // Музеи и общество: современные модели интеграции: материалы Международного музейного форума в Казани (14-18 сентября 2010 г.): в 2-х т. Казань: Фолиант, 2011. Т. 1. С. 11-17.

13. О музеях и музейном деле в Республике Татарстан [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 14 октября 2010 г. № 69-ЗРТ. URL: https://base.garant.ru/8165298/ (дата обращения: 24.02.2021).

14. Руденко К. А. Этюды по музейной антропологии. Казань: Школа, 2017. 268 с.

15. Синицына К. Р. Полвека музеев Казани и Татарии: очерки истории 1917-1967 годов. Казань: Kazan-Казань, 2002. 277 с.

16. Татарская энциклопедия: в 6-ти т. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2008. Т. 4. М - П. 768 с.

17. Филинова О. Е. Перспективы развития туризма в моногородах (на примере г. Зеленодольска Республики Татарстан) // Региональный туризм: опыт, проблемы, перспективы: мат-лы III Всерос. заочной научной конф. Ижевск: Ижевский институт компьютерных исследований, 2016. С. 149-152.

Информация об авторах | Author information

RU

Суслов Алексей Юрьевич1, д. ист. н., доц.

1 Казанский национальный исследовательский технологический университет; Обособленное подразделение ГНБУ «Академия наук Республики Татарстан» «Институт татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ» (Казань, Россия)

EN

Suslov Aleksei Yuryevich1, Dr 1 Kazan National Research Technology University;

Institute of Tatar Encyclopedia and Regional Studies of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan

1 [email protected]

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 27.02.2021; опубликовано (published): 09.04.2021.

Ключевые слова (keywords): культура; музеи; историко-культурное наследие; Татарстан; туризм; culture; museums; historical and cultural heritage; Tatarstan; tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.