Научная статья на тему 'МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА: ТЕХНОЛОГИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ'

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА: ТЕХНОЛОГИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МУЗЕЙНЫЙ ПЕДАГОГ / ЭКСКУРСОВОД / МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Лобанова Ольга Борисовна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Современное педагогическое образование имеет тенденцию к непрерывности, объединяя все основные этапы: профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка, дополнительное образование взрослых. В спектре технологий профессионального педагогического образования музейная педагогика появилась недавно и интерес к ней возрастает. Теория и практика музейной педагогики как технологии профессионального педагогического образования находит свое отражение в исследования, в то время как аспекты непрерывного и дополнительного образования остаются малоизученными. Цель исследования. Характеристика компонентов музейной педагогики как технологии непрерывного профессионального педагогического образования, построение ее модели, выделение инвариантного «ядра» для основных этапов непрерывного образования и особенностей реализации на каждом из них и составляет цель исследования. Методология (материалы и методы). Предлагаемая статья является одной из цикла статей по музейной педагогике как технологии профессионального образования. Авторы в своей работе опирались на идеи Б. А. Столярова и М. Ю. Юхневича и на общую схему описания образовательной технологии Г. К. Селевко, построили модель музейной педагогики как технологии профессионального педагогического образования. Изучение результатов апробации предлагаемой модели было выполнено с помощью метода экспертных оценок и метода самооценки, лонгитюдного наблюдения, анализа продуктов деятельности (рефлексивных отчетов, материалов, подготовленных к экспозиции и экскурсии), анкетирования. Результаты. Научная новизна - разработана модель музейной педагогики как технологии непрерывного профессионального педагогического образования. Теоретическая новизна - описана модель музейной педагогики как технологии непрерывного профессионального образования педагога согласно модели описания образовательной технологии и дана характеристика алгоритма. Практическая новизна - апробирована разработанная модель на практике и получены эмпирические результаты, показывающие динамику сформированности компетенций слушателей на этапе повышения квалификации и переподготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Лобанова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM PEDAGOGY: TECHNOLOGY OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AND ADDITIONAL PEDAGOGICAL PROFESSION

The research problem and the rationale for its relevance. Modern pedagogical education tends to be continuous, combining all the main stages: vocational training, advanced training and retraining, additional adult education. Museum pedagogy has recently appeared in the spectrum of technologies for professional pedagogical education and interest in it is growing. The study of the theory and practice of museum pedagogy as a technology of professional pedagogical education, including continuous education, attracts more and more researchers. The goal of research. Description of the main components of museum pedagogy as a technology of continuous pedagogical vocational education, the construction of its model, the allocation of an invariant “core” for the main stages of lifelong education and the features of implementation at each of them is the purpose of the study. Methodology. This article is one of a series of articles on museum pedagogy as a technology of vocational education. The authors in their work relied on the ideas of B. A. Stolyarov and M. Yu. Yukhnevich and the general scheme for describing educational technology by G.K. Selevko built a model of museum pedagogy as a technology of vocational education. The study of the results of approbation of the proposed model was carried out using the method of expert assessments and the method of self-assessment, longitudinal observation, analysis of the products of activity (reflective reports, materials prepared for the exposition and excursion), questioning. Results. Scientific novelty - a model of museum pedagogy as a technology of vocational education has been developed. Theoretical novelty - the model of museum pedagogy is described as a technology of vocational education according to the model of description of educational technology and the characteristics of the algorithm are given. Practical novelty - the developed model has been tested in practice and empirical results have been obtained showing the dynamics of the formation of the competencies of listeners at the stages of professional training and advanced training.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА: ТЕХНОЛОГИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ»

УДК 37.013:069.13+378.091.398

Музейная педагогика: технология дополнительного профессионального образования и дополнительная педагогическая профессия

З. У. Колокольникова

https://orcid.org/0000-0003-0851-8616 [email protected]

О. Б. Лобанова

[email protected] https://orcid.org/0000-0003-3243-7816

Museum pedagogy: technology of additional professional education and additional pedagogical profession

Z. ^ Kolokolnikova O. B. Lobanova

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Современное педагогическое образование имеет тенденцию к непрерывности, объединяя все основные этапы: профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка, дополнительное образование взрослых. В спектре технологий профессионального педагогического образования музейная педагогика появилась недавно и интерес к ней возрастает. Теория и практика музейной педагогики как технологии профессионального педагогического образования находит свое отражение в исследования, в то время как аспекты непрерывного и дополнительного образования остаются малоизученными.

Цель исследования. Характеристика компонентов музейной педагогики как технологии непрерывного профессионального педагогического образования, построение ее модели, выделение инвариантного «ядра» для основных этапов непрерывного образования и особенностей реализации на каждом из них и составляет цель исследования.

Методология (материалы и методы). Предлагаемая статья является одной из цикла статей по музейной педагогике как технологии профессионального образования. Авторы в сво-

ей работе опирались на идеи Б. А. Столярова и М. Ю. Юхневича и на общую схему описания образовательной технологии Г. К. Селевко, построили модель музейной педагогики как технологии профессионального педагогического образования.

Изучение результатов апробации предлагаемой модели было выполнено с помощью метода экспертных оценок и метода самооценки, лонгитюдного наблюдения, анализа продуктов деятельности (рефлексивных отчетов, материалов, подготовленных к экспозиции и экскурсии), анкетирования.

Результаты. Научная новизна - разработана модель музейной педагогики как технологии непрерывного профессионального педагогического образования. Теоретическая новизна -описана модель музейной педагогики как технологии непрерывного профессионального образования педагога согласно модели описания образовательной технологии и дана характеристика алгоритма.

Практическая новизна - апробирована разработанная модель на практике и получены эмпирические результаты, показывающие динамику сформированности компетенций слушателей на этапе повышения квалификации и переподготовки.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. Modern pedagogical education tends to be continuous, combining all the main stages: vocational training, advanced training and retraining, additional adult education. Museum pedagogy has recently appeared in the spectrum of technologies for professional pedagogical education and interest in it is growing. The study of the theory and practice of museum pedagogy as a technology of professional pedagogical education, including continuous education, attracts more and more researchers.

The goal of research. Description of the main components of museum pedagogy as a technology of continuous pedagogical vocational education, the construction of its model, the allocation of an invariant "core " for the main stages of lifelong education and the features of implementation at each of them is the purpose of the study.

Methodology. This article is one of a series of articles on museum pedagogy as a technology of vocational education. The authors in their work relied on the ideas of B. A. Stolyarov and M. Yu. Yukhnevich and the general scheme for describing educational technology by G.K. Selevko built a model of museum pedagogy as a technology of vocational education. The study of the results of approbation of the proposed model was carried out using the method of expert assessments and the method of self-assessment, longitudinal observation, analysis of the products of activity (reflective reports, materials prepared for the exposition and excursion), questioning.

Results. Scientific novelty - a model of museum pedagogy as a technology of vocational education has been developed. Theoretical novelty - the model of museum pedagogy is described as a technology of vocational education according to the model of description of educational technology and the characteristics of the algorithm are given. Practical novelty - the developed model has been tested in practice and empirical results have been obtained showing the dynamics of the formation of the competencies of listeners at the stages of professional training and advanced training.

Ключевые слова: музейная педагогика, технология профессионального образования, непрерывное образование, педагогическое образование, дополнительное образование, профессиональная социализация, музейный педагог, экскурсовод, музейная экспозиция.

Keywords: Museum pedagogy, professional education technology, continuing education, teacher education, additional education, professional socialization, museum teacher, guide, museum exposition.

Введение

Современное профессиональное образование развивается и совершенствуется по нескольким направлениям: по пути стандартизации (активно идет разработка и принятие профессиональных стандартов, стандартов профессионального образования); по пути появления новых профессий, в том числе и в образовании (педагогический дизайнер, музейный педагог, медиапедагог, тьютор и др.); по пути совершенствования технологий профессионального образования и цифровизации образовательного процесса; по пути расширения спектра дополнительных профессий и возможностей их получения на протяжении всей профессиональной жизни. Актуальным тезисом в организации профессионального образования выступает идеи «освоения профессии через всю жизнь» и «освоения профессии через технологии профессиональной деятельности». На этапе профессионального обучения и подготовки (переподготовки, повышения квалификации и др.) используются именно те технологии, которые нужно освоить как профессиональный инструмент, в качестве образовательной технологии (средства).

Одной из активно обсуждаемых технологий профессионального образования педагога на сегодня выступает музейная педагогика. Музейная педагогика как наука о воспитании средствами музея в отечественной музеологии исследовалась в рамках проекта Государственного Русского музея и работы творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела АПРИКТ с 1990-х гг. (И. М. Коссова [1], Е. Б. Медведева [2], С. И. Сотникова [3], Б. А. Столяров [4], А. А. Сундиева [1], М. Ю. Юхневич [5] и др.). В этих работах рассматривается «встреча посетителя с музейным экспонатом или музейной экспозицией».

Все больший интерес приобретают проекты по созданию в музее среды для активного творчества. Однако разработке технологической составляющей музейной педагогики как образователь-

ной технологии, реализуемой «вне стен музея», внимание исследователей обращается совсем недавно. Ресурс музея и музейной педагогики в решении воспитательных и образовательных задач по отношению к детям исследуется и применяется достаточно давно, в частности, при решении задач патриотического воспитания и ценностного отношения к прошлому (Т. С. Абдулаева [6], С. В. Асташкин [7], А. Г. Вагапова [8], О. М. Гор-деева [9], Х. С. Даурбеков [10], Л. А. Журавлева [11], Е. В. Зарубина [11], Т. Ю. Кумилина [9], Т. И. Кружкова [11], Д. И. Прокопова [12], И. А. Романенко [6], В. Н. Синько [11], Т. И. Тол-донова [12], Т. И. Чащина [6], И. П. Чупина [11] и др.).

Музейная педагогика как средство профессиональной подготовки педагога - малоизученная проблематика и разработанность этой проблематики, на наш взгляд, недостаточна. Описание основных компонентов музейной педагогики как технологии непрерывного педагогического профессионального образования, построение ее модели, выделение инвариантного «ядра» для основных этапов непрерывного образования и особенностей реализации на каждом из них и составляет цель проведенного исследования. Мы предлагаем рассмотреть музейную педагогику как технологию дополнительного профессионального образования педагога и показать тенденцию к освоению музейной педагогики как дополнительной педагогической профессией.

Обзор литературы

Концептуальные основания музейной педагогики активно обсуждаются в современной педагогической периодике и проходят экспериментальную проверку в рамках диссертационных исследований, обсуждаются на научных семинарах и конференциях.

На сегодняшний день нами найдено всего несколько монографических исследований, посвященных разным аспектам музейной педагогики.

Например, в монографии М. И. Решетниковой «Музейная педагогика и школа в единой воспитательно-образовательной системе Якутии» (2009 г.) [15] представлен синтез музейной педагогики и школы в региональном образовательном пространстве Якутии. В монографическом исследовании А. А. Тартышнова и В. Л. Климентова «Музейная педагогика: тра-

диции и инновации» (2014) [16] рассматриваются традиции и перспективы развития музейной педагогики, обосновано возрастание роли музейной педагогики в современном образовании, в обучении и воспитании.

В основном монографические исследования посвящены организации музейного дела в России и за рубежом, анализу музея как социокультурного института, характеристике музейных стандартов, организации музейных экспозиций и др.

Так, коллективная монография «Музейное дело России» (2003) [1] подготовлена музееведами крупных научных и учебных центров; освещает проблемы истории музейного дела, анализируют проблемы музейного мира на рубеже тысячелетий.

В монографии Е. М. Акулича «Музей как социальный институт» (2009) [17] представлен анализ ключевого понятия с позиции социокультурного подхода; показано, что музей служит средством межкультурной коммуникации; охарактеризована культурно -историческая среда музея. В одноименном монографическом исследовании М. А. Лаптевой «Музей как социальный институт» (2010) [18] автор рассматривает вопросы становления музея как социального института, анализирует инновационные музейные практики. Коллективная монография «Музейные стандарты: международный опыт» (2019) [19] освещает вопросы формирования и использования систем музейных стандартов в мировой практике; анализирует не только общетеоретические вопросы, но и рассматр ивает опыт стран мира в этом вопросе.

В монографии Т. П. Полякова «Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия» (2019) [20] рассматриваются методы и технологии создания музейно-выставочных экспозиций, особенности музейных экспозиций в контексте новых технологий XXI в. В большинстве диссертационных исследований музейная педагогика рассматривается как средство воспитания (гражданского, патриотического, эстетического и др.), как фактор приращения социального опыта, использование средств музейной педагогики в деятельности педагога.

В контексте нашего исследования важно отметить работы Б. А. Столярова «Теория и прак-

тика образовательной деятельности художественного музея» (1998-2019), где автор обстоятельно описывает практику и моделирование системы взаимодействия музея и образовательной организации, анализирует формирование музейной педагогики как области междисциплинарного знания и как части педагогической науки, описывает профессиональную подготовку музейного педагога, в том числе и в условиях послевузовского образования [4; 13; 21].

Можно отметить, что большинство существующих исследований, рассматривает музейную педагогику как педагогическую науку и образовательную технологию «встраивания» музея в социокультурное пространство и создание условий для решения спектра воспитательных, развивающих и образовательных задач, безотносительно возраста. Значение музейной педагогики в подготовке педагога отражено в исследованиях таких ученых как Р. М. Ахмадуллина [22], Н. Р. Валиахметова [22], З. У. Колокольникова [23-25], О. Б. Лобанова [23-25], Е. П. Мандебура [25], Т. М. Стручаева [26], С. Л. Троянская [27], А. В. Штыров [28], Е. Н. Яковлева [23-25] и др. Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей рассматривается в исследованиях Н. Ф. Ломовой (2002) [29]. Здесь впервые музейная педагогика анализируется как средство подготовки учителя (курсив авторов). Диссертационных и монографических работ, исследующих музейную педагогику как технологию профессионального образования педагога, технологию дополнительного профессионального педагогического образования или как дополнительную педагогическую профессию авторами не обнаружено.

Предлагаемая статья является одной из цикла статей по музейной педагогике как технологии профессионального образования. Авторы, опираясь на идеи Б. А. Столярова [4; 13; 21] и М. Ю. Юхневича [5; 14], используя общую схему описания образовательной технологии Г. К. Селевко [30], описали музейную педагогику как технологию профессионального образования педагога и отразили в ряде статей и монографий, начиная с 2010 года («Музейная педагогика как технология профессионального образования педагога», «Музейная педагогика как технология активного обучения будущего учителя на этапе профессиональной подготовки», «Музейная педагогика как инновационная технология активно-

го обучения в профессиональном образовании будущего учителя» и др.) [23-25]; апробировали музейную технологию при формировании компетенций педагога. Опираясь на обозначенные концептуальные основы, провели исследование музейной педагогики как технологии дополнительного профессионального педагогического образования на этапах переподготовки и повышения квалификации.

Методология (материалы и методы)

Музейная педагогика в широком смысле, как наука о воспитании человека средствами музея, по мнению Б. А. Столярова и М. Ю. Юхневича, изучает «формы музейной коммуникации», технологии использования музейных экспонатов (артефактов, экспозиции и т. п.) «в передаче и восприятии информации» [13; 14]. Для построения модели музейной педагогики как технологии непрерывного профессионального педагогического образования и выделения ее инвариантного «ядра» для каждого этапа непрерывного образования, определимся с понятием «Музейная педагогика» и основными компонентами описания технологии. Музейную педагогику как технологию непрерывного профессионального образования педагога возможно реализовать при систематической работе музея (желательно в образовательной организации), участии обучающихся (слушателей) в различных видах музейной деятельности: аналитической (по сбору, каталогизации и подготовке к экспонированию музейных экспонатов), экспозиционной (по подготовке музейных экспозиций) и экскурсионной (проведению экскурсий). Теоретически может быть использован любой музей (краеведческий, художественный, вузовский, школьный и др.). В последнее десятилетие наряду с краеведческими музеями, вузовскими и школьными музеями появляются музеи истории образования, но это явление пока малораспространенное.

Модель описания музейной педагогики как технологии непрерывного профессионального образования педагога (табл. 1) включает следующие структурные компоненты (по Г. К. Селевко): «название, целевые ориентации технологии, концептуальные основы педагогической технологии, содержание учебно-воспитательного процесса, процессуальная характеристика, программно-методическое обеспечение, экспертиза» [30, с. 47-49].

Таблица 1

Модель музейной педагогики как технологии непрерывного профессионального

педагогического образования

Название - Музейная педагогика

Технология профессионального образования Цель: формирование трудовых функций и профессиональная социализация Технология дополнительного профессионального образования

Задачи

Формирование спектра универсальных (УК), общепедагогических (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций будущего педагога (ФГОС ВО 3++) Усвоение социальных и культурных ценностей, реализация своей профессиональной активности и профессиональное саморазвитие (программа повышения квалификации (ППК) Формирование знаний (З), умений (У) и трудовых действий (ТД), согласно профессиональному стандарту педагога (проф-стандарт педагога)

Концептуальные основы

- личность будущего педагога развивается в квазипрофессиональной деятельности в ходе музейной работы; - идея включения будущих педагогов в исследовательскую и проектную деятельность - единство процессов образования, воспитания и саморазвития; - идея включения педагогов в творческо-поисковую деятельность; - деятельностный и событийный подход; - коллективно-деятельностный подход (И. П. Иванов); - создание ситуаций встречи человека со свидетельством прошлого - личность педагога развивается в профессиональной деятельности и в процессе музейной работы; - идея включения педагогов в творческо-поисковую профессиональную деятельность

Содержание образовательного процесса

- система компетенций: (УК), (ОПК) и (ПК); - умения по организации музейных экспозиций и экскурсий - историко-педагогические знания, технологии активного обучения, технологии исследовательской и проектной деятельности; - профессиональная социализация; осознание социальной значимости и ответственности в профессии педагога - система профессиональных знаний и умений и трудовых действий; - трудовые действия по организации музейных экспозиций и экскурсий; - сертификация трудовых действий

Процессуальная характеристика

- тематика экскурсии (экспозиции); - темы исследовательских проектов 1. Организационный - тематика экскурсии (экспозиции)

- видеофильм, презентация, сценарий (технологическая карта) 2. Исследовательский - наглядные материалы, технологическая карта экскурсии

- экскурсионная деятельность 3. Экспозиционный - экскурсионная деятельность

- анализ и рефлексия 4. Экспертный - анализ и рефлексия

Экспертиза-диагностика сформированное™ компетенций, трудовых действий

Разработанная нами модель музейной педагогики как технологии непрерывного профессионального педагогического образовании апробирована при подготовке и повышении квалификации педагогов. В нашем случае для реализации концептуальной идеи и разработан-

ной модели на базе ЛПИ-филиала СФУ был создан Музей истории развития образования [23-25]. В Красноярском крае можно выделить два подобных музея: Музей ЛПИ - филиала СФУ и музей Красноярского института повышения квалификации. Тематика организо-

ванных выставок, экспозиций и экскурсий за 10 лет работы Музея насчитывает более 60 наименований. Музейная педагогика при формировании всего спектра компетенций (УК, ОПК, ПК) педагога имеет хороший потенциал. Результаты апробации представленной модели отражены в статьях и докладах конференций различного уровня [23-25]. При изучении сформированности компетенций нами были использованы: метод экспертных оценок и метод самооценки (каждая компетенция имела критерии и уровни), лонгитюдное наблюдение, анализ продуктов деятельности (рефлексивных отчетов, материалов, подготовленных к экспозиции и экскурсии), анкетирование.

Результаты и их описание

Идея непрерывного профессионального образования в течение всей жизни актуальна в условиях интенсивного развития социально-экономической жизни страны, проникновения цифровых технологий во все аспекты жизни человека. Процесс становления субъектами экономической жизни через реализацию профессиональной деятельности называют профессиональной социализацией. Компонентами профессиональной социализации называют усвоение социальных и культурных ценностей, реализация своей профессиональной активности и профессиональное саморазвитие. Важно понимать, насколько профессиональная активность и компетенции профессионального саморазвития влияют на различные аспекты успешной профессиональной социализации педагога в течение всей профессиональной жизни: на этапе профессионального обучения и подготовки в вузе (студенты), на этапе работы в образовательной организации (работающие педагоги) и на этапе дополнительного образования взрослых или перехода в смежные профессии, в том числе в связи с уходом на пенсию (представители непедагогических профессий, пенсионеры и др.). Модель музейной педагогики как технологии непрерывного профессионального педагогического образования, включая дополнительное, имеет общее инвариантное ядро: целевые ориентиры, концептуальные основы и алгоритм процессуальной части и алгоритм диагностики результатов.

Важным этапом профессиональной социализации педагога выступает период профессиональной деятельности в образовательной орга-

низации, профессиональная переподготовка и повышение квалификации (ППК) на этом этапе. Опыт реализации программ дополнительного педагогического образования существует на факультете дополнительного образования ЛПИ-филиала СФУ. Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации позволяют реализовать переход из непедагогической профессии в педагогическую или внутри педагогической профессии сменить профиль (например, учитель математики после переподготовки получает профессию учителя физической культуры, учитель истории - дополнительную профессию музейного педагога и т. д.). Программы профессиональной переподготовки «Музейная педагогика» или «Музейное дело» чаще всего востребованы при переходе на работу в музей, чем наоборот. Программы повышения квалификации (72 часа) «Музейная педагогика», «Музейная педагогика как технология активного обучения», «Музейная педагогика как технология организации внеурочной деятельности», «Музейная педагогика как технология развивающей деятельности» предлагают многие вузы, образовательные и издательские центры (например, «Юрайт»). Многие программы реализуются в дистанционном или смешанном формате, имеют гибкие графики записи на курс, методическое сопровождение. Слушатели этих программ ориентированы на получение достаточно «узких» умений и компетенций, на возможность увидеть различные варианты реализации технологии и осуществления профессиональной пробы. Приведем пример освоения слушателями - классными руководителями программы дополнительного профессионального образования по музейной педагогике «Музейная педагогика как технология организации внеурочной деятельности» в ЛПИ - филиале СФУ.

Значительный потенциал для непрерывного профессионального образования и социализации слушателей курсов ППК имеет освоение педагогических технологий и формирование технологической составляющей профессиональной компетентности. Формат курсов и содержание программы ППК ориентирован на ознакомление с сущностью технологии музейной педагогики и формирование представлений о сущности и спектре исторических и историко-педагогических знаний, необходимый в органи-

зации внеурочной деятельности средствами музейной педагогики. Компетентностный подход и требования профстандарта педагога предполагают получение не только знаний и умений, но и формирование собственного опыта реализации технологии музейной педагогики в реальной образовательной практике. Ресурс для подобного освоения педагогической технологией создается через показ экскурсии, разработку экспозиции и участие в проведении экскурсии.

При подготовке музейных экспозиций (на организационном и исследовательском этапах) обучающиеся (слушатели) проходят через целе-полагание, изготавливают экспонаты (воспроизведение артефактов) либо осуществляют поиск необходимых предметов, проектируют экспозицию и технологическую карту экскурсии. Слушатели в ходе подготовки музейной экспозиции включены в различные виды учебной деятельности (от научно-исследовательской до продуктивной) на фоне профессиональной коммуникации. Музейная педагогика как технология профессионального педагогического образования включает в себя как локальные, технологии организации различных видов деятельности, тем самым подтверждая результативность тезиса «освоения профессии через технологии профессиональной деятельности».

Большую роль в повышении квалификации и профессиональной социализации слушателей играет экспозиционный этап, т. е. оформление экспозиции и непосредственная экскурсионная работа со школьниками и студентами на базе Музея истории развития образования ЛПИ -филиала СФУ. Разновозрастной состав посетителей (школьники, студенты, взрослые) музея предполагает адаптацию рассказа слушателя-экскурсовода к возрастным интересам. В условиях такой активной экскурсионной деятельности, в реальной практике протекает формирование спектра знаний (З), умений (У) и трудовых действий (ТД) слушателя ППК.

Описание методики диагностики сформиро-ванности компетенций, соотношение отдельных компетенций (в соответствии с профстан-дартом педагога) и компонентов профессиональной социализации мы отразили в статьях [23, с. 150].

На экспертном этапе слушатели заполняют анкету, в которой отмечают собственный уро-

вень сформированности знаний (З), умений (У) и трудовых действий (ТД) педагога, согласно профессиональному стандарту педагога, выполняют рефлексивные отчеты. Метод экспертных оценок показал положительную динамику в формировании компетенций слушателей около 15-25%. Нами были опрошены 50 слушателей курсов ППК ЛПИ - филиала СФУ. Нужно отметить, что, согласно опросу слушателей, все группы З, УиТД педагога, в той или иной мере формируются в процессе подготовки и проведения музейных экскурсий для детей и взрослых посетителей. 90% обучающихся на курсах ППК слушателей, отмечают, что работа с историческим материалом, создает особые условия для усвоения культурных ценностей, связанных с педагогической профессией, расширяет кругозор и способствует профессиональному саморазвитию. Небольшая выборка объясняется тем, что апробация музейной педагогике в формировании профессиональных компетенций педагога на этапе переподготовки и повышения квалификации только началась, и мы публикуем первые результаты. Исследование нужно продолжить и отслеживать методом экспертных оценок и лонгитюдного наблюдения, что, несомненно, составит перспективу нашего дальнейшего исследования. Рефлексивный отчет включал описание достижения поставленной цели и сформированности компетенций, отзывы и впечатления по созданию музейной экспозиции и проведению экскурсии. Почти все слушатели оценивали свою деятельность в музее как привлекательную и практико-ориентированную, полезную. На этом этапе обычно рождается тематика музейных экспозиций и экскурсий, например: «Какой он - сибирский гимназист(ка) начала ХХ века», «Как готовили сибирского учителя», «От скаутов и пионеров до РДШ: история и современность», «История новогодней елки», «Школа в годы ВОВ», «Детская игрушка как свидетельство эпохи и феномен детства», «Секреты школьного портфеля», «Один день советского школьника», «История школьной формы гимназистки: история и современность», «Поощрение и наказание в истории школы» и др.

Каждый классный руководитель, помимо ознакомления с теоретическими основаниями музейной педагогики, посещения музея Истории образования ЛПИ - филиала СФУ и уча-

стия в экскурсии, которую ведут преподаватели курса, разрабатывал классные часы в технологии музейной педагогики. Для слушателей определенный интерес представляла помощь преподавателей в оформлении содержания и логики классного часа. Помимо работ по предложенной технологии, слушатели предлагали и свои варианты использования музейной педагогики, в частности создание «живых картин». Педагогом подбирается художественное произведение изобразительного искусства, предлагается для просмотра и обсуждения школьниками, затем с использование подготовленного реквизита картина воссоздается и фотографируется. Сравнивается полученный вариант с репродукцией оригинала. Подобные варианты использования музейной педагогики вполне укладываются в созданную нами модель технологии профессионального педагогического образования, включая дополнительное, и показывают варианты развития и пополнения ресурса музейной педагогики как технологии. Нам представляется возможным такое пополнение с учетом особенностей функционирования различных типов музея.

Актуальным вызовом современному образованию стало распространение COVID-19 и необходимость сохранить образовательный процесс. Большинство вузов, образовательных сред и педагогов не были готовы в кратчайшие сроки перейти на дистанционные технологии и спешно осваивали доступные варианты и платформы (Modlle, Zoom, Vebinar, онлайн-трансляции VK, Skype и др.) Одной из задач, которые в этих условиях решали педагоги, стала выработка подходов, при которых привычная обучающимся образовательная технология (их совокупность, система) переносилась в цифровую образовательную среду, с максимальным сохранением качества образования.

В 2020 году ситуация с распространением COVID-19 не позволила организовать работу со слушателями по технологии музейной педагогики в привычном режиме, но дистанционные технологии дали возможность начать работу как в части изучения теоретической части курса ППК, так и в практической части. Был апробирован формат онлайн-трансляции экскурсий, фото и видеоотчеты проведенных онлайн-экскурсий, взаимопосещение слушателями он-лайн-экскурсий, организована работа по видео-

записи отдельных компонентов музейной экспозиции и монтаж в единый медиапродукт, который был доступен всем желающим в рамках международного проекта Европейские дни наследия «Наследие и образование» (англ. Heritage and Education). При всех оптимистических оценках работы педагогов в сложных условиях использования дистанционных технологий и в целом положительной оценки педагогическим сообществом успешности собственной профессиональной адаптации к новым условиям слушатели неоднозначно оценили стихийный эксперимент с внедрением дистанционных технологий и решением задач переноса технологии профессионального педагогического образования (музейной педагогики) в цифровую образовательную среду. Около 60% опрошенных отметили, что работа не может быть результативна на 100%, не хватает живого общения с преподавателями и студентами. Оценивая удобство обучения с использованием ЭОиДОТ, 20% слушателей считают, что им удобнее учиться удаленно, но 50% опрошенных, отмечают, что для них важно живое общение и им трудно адаптироваться; около 30% учатся, как и учились, им нет особой разницы, учиться дистанционно или нет. Нужно отметить, что слушатели курсов ППК по музейной педагогике к использованию в повышении квалификации дистанционных технологий относятся скорее как к вынужденной необходимости и предлагают разумное сочетание онлайн и офлайн-обучения. Теоретическая часть вполне может быть освоена в дистанционном формате, если будут использованы платформы Zoom и Vebinar, а музейная коммуникация должна жить организована в формате «живого общения». Отдельные знания (З), умения (У) и трудовые действия (ТД) основных четырех трудовых функций педагога в соответствии с профессиональным стандартом педагога (проф-стандарт педагога) указывают на ресурсные возможности освоения музейной педагогики как технологии дополнительного профессионального педагогического образования. Важным этапом профессиональной социализации педагога выступает этап дополнительного образования взрослых, как период принятия решения о переходе в смежную профессию (в том числе с выходом на пенсию), ее освоение и получение этого опыта. Серьезным стрессом для

педагогов зачастую выступает предпенсионный этап, когда необходимо принять решение о продолжении работы или ее смене. Если о репетиторстве как продолжении профессиональной жизни, сказано достаточно много, то об освоении профессии экскурсовода написано достаточно мало, в то время как большое количество педагогов выбирает ее либо как дополнительную профессию (в летнее время, во время отпуска), либо как профессию на замену собственно педагогической. Привлекательность этого выбора заключается в том, что основу работы педагога и экскурсовода составляет коммуникация, а технология музейной педагогики достаточно быстро позволяет освоить эту профессию. Для того чтобы работать экскурсоводом, достаточно разработать экскурсионный маршрут с технологической картой и защитить его, пройти сертификацию и получить документы (аттестат соответствия экскурсии, свидетельство о квалификации экскурсовода специальный бейдж с указанием свидетельства, квалификации и тематики экскурсии).

При подготовке экскурсовода на организационном этапе в теоретическую часть включают ознакомление с нормативно-правовым обеспечением деятельности экскурсовода, знакомство с профессиональным стандартом «Экскурсовод», практикум, включающий наблюдение за модельным вариантом экскурсии с обсуждением и объяснением приемов работы. Исследовательский этап включает тренинги профессиональных компетенций, с поиском темы и программы экскурсии, с разработкой технологической карты экскурсии. На экс-

позиционном этапе проводится защита технологической карты экскурсии (пешеходной или в стационарной экспозиции музея) с проведением экскурсии. Аналитический этап включает итоговое тестирование, заполнение листов оценки и обратной связи.

Обсуждение. Проведенное исследование показывает состоятельность музейной педагогики как технологии профессионального педагогического образования на всех этапах профессиональной социализации педагога. Особенностью музейной педагогики является потенциальная возможность обеспечивать непрерывность профессионального педагогического образования и расширение освоенных педагогических профессий, что усилит мобильность и социализированность современного педагога (табл. 2).

В качестве перспективы начатого исследования возможны продолжение лонгитюдного наблюдения сформированности компетенций студентов и слушателей, разработка программ переподготовки и повышения квалификации, разработка идей психолого-педагогического сопровождения непрерывного педагогического образования (от педагогических классов до педагогов-пенсионеров) и др. Новизна проведенного нами исследования заключается в разработке и описании модели музейной педагогики как технологии профессионального педагогического образования в условиях непрерывности образования. Практическая значимость заключается в апробации разработанной авторами модели в практике профессиональной подготовки и переподготовки студентов и слушателей.

Таблица 2

Особенности технологии непрерывного профессионального педагогического образования

Профессиональное педагогическое образование Дополнительное профессиональное образование Получение дополнительной педагогической профессии

Подготовка будущих педагогов (учитель, тьютор, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-психолог и др.) ППК и переподготовка педагогов (учитель, классный руководитель, советник по воспитательной работе, педагог-психолог, педагог дополнительного образования) Музейный педагог, экскурсовод

Дисциплины «История педагогики и образования», «История социальной педагогики», «История дошкольной педагогики» и др. Подготовка выставки и музейной экспозиции для школьников ППК по программам «Музейная педагогика как технология активного обучения», «Музейная педагогика как технология организации внеурочной деятельности», «Музейная педагогика как технология развивающей деятельности» Подготовка и сертификация экскурсовода

Заключение

Анализ научных работ (статей и монографий) показал, что музейная педагогика исследовалась как ресурс просветительской работы с детьми и взрослыми, как средство решения задач воспитания. Интерес к музейной педагогике как средству подготовки педагога и технологии профессионального педагогического образования проявился не так давно и еще недостаточно изучен. Авторы статьи показали, что разработанная нами модель музейной педагогики как технологии профессионального образования педагога в единстве компонентов описания технологии показала свою состоятельность и результативность в формировании как компетенций на этапе профессиональной подготовки, так и на этапе переподготовки и повышения квалификации, имеет определенную привлекательность на этапе завершения профессиональной деятельности и тем самым подтверждают, что нами построена модель музейной педагогики как технологии непрерывного педагогического профессионального образования, дана характеристика основных компонентов, выделено инвариантное ядро (целевые ориентиры, концептуальные основы и алгоритм процессуальной части и алгоритм диагностики результатов) и показаны особенности реализации технологии на каждом этапе (конкретизация задач и содержания, особенности диагностики результатов). Музейная педагогика может быть рассмотрена и реализована как технология профессионального педагогического образования в условиях непрерывного дополнительного образования педагога и с учетом цифровизации профессионального дополнительного образования.

Библиографический список:

1. Музейное дело России / под ред. М. Е. Каулен (ответственный редактор), И. М. Коссовой, А. А. Сундиевой. - Москва : Издательство «ВК», 2003. - 614 с. - Текст : непосредственный.

2. Медведева, Е. Б. О значении термина «музейная педагогика» в теории и практике современной деятельности российских музеев / Е. Б. Медведева. - Текст : непосредственный // Музей. Образование. Культура: Процессы интеграции : сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музей-

ного дела АПРИКТ. Вып. 3. - Москва : «ИКАР», 1999. - 120 с.

3. Сотникова, С. И. Музеология / С. И. Сот-никова. - Москва : Дрофа, 2004. - 192 с. -Текст : непосредственный.

4. Столяров, Б. А. К вопросу об истории развития и определениях в музейной педагогике / Б. А. Столяров. - Текст : непосредственный // Художественный музей в образовательном процессе : сб. статей под ред. Б. А. Столярова. -Санкт-Петербург : РГПУ им А. И. Герцена, 1998. - 319 с.

5. Медведева, Е. Б. Музейная педагогика как новая научная дисциплина / Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич. - Текст : непосредственный // Культурно-образовательная деятельность музеев : сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела АПРИКТ. Вып. 1. - Москва : «ИКАР», 1997. - 128 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Абдулаева, Т. С. Музей как центр духовно-нравственного и патриотического воспитания в начальной школе / Т. С. Абдулаева, И. А. Романенко, Т. И. Чащина. - Текст : непосредственный // Ямальский вестник. - 2017. -№ 4 (10). - С. 60-62.

7. Асташкин, С. В. Музейная педагогика в патриотическом воспитании учащихся / С В. Асташкин. - Текст : непосредственный // Дискуссия. - 2017. - № 3 (77). - С. 68-72.

8. Вагапова, А. Г. Патриотическое воспитание детей с ОВЗ посредством музейной педагогики / А. Г. Вагапова. - Текст : непосредственный // Образование и воспитание. - 2016. -№ 5 (10). - С. 122-124.

9. Гордеева, О. М. Технология музейной педагогики как средство патриотического воспитания старших дошкольников / О. М. Гордеева, Т. Ю. Ку-милина. - Текст : непосредственный // Педагогический форум. - 2019. - № 1 (3). - С. 23-26.

10. Даурбеков, Х. С. Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников / Х. С. Даурбеков. - Текст : непосредственный // Аллея науки. -2017. - Т. 2. -№ 10. - С. 261-264.

11. Журавлева, Л. А. Опыт формирования патриотического сознания студенческой молодежи средствами музейной педагогики / Л. А. Журавлева, Е. В. Зарубина, Т. И. Кружко-ва и др. // Образование и право. - 2020. - № 8. -С. 297-302.

12. Прокопова, Д. И. Музейная педагогика: патриотическое воспитание младших школьников / Д. И. Прокопова, Т. И. Толдонова. -Текст : непосредственный // Начальная школа. - 2020. - № 6. - С. 18-20.

13. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика / Б. А. Столяров. -Москва : Высшая школа, 2004. - 216 с. - Текст : непосредственный.

14. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей / М. Ю. Юхневич. - Москва : Российский институт культурологии, 2001. - 223 с. - Текст : непосредственный.

15. Решетникова, М. И. Музейная педагогика и школа в единой воспитательно-образовательной системе Якутии : монография / М. И. Решетникова. - Москва : Компания Спутник+, 2009. - 163 с. - Текст : непосредственный.

16. Тартышнов, А. А. Музейная педагогика: традиции и инновации: монография / А. А. Тар-тышнов, В. Л. Климентов. - Москва : Музей космонавтики, 2014. - 160 с. - Текст : непосредственный.

17. Акулич, Е. М. Музей как социальный институт : монография / Е. М. Акулич. - Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2009. - 279 с. - Текст : непосредственный.

18. Лаптева, М. А. Музей как социальный институт : монография / М. А. Лаптева. - Красноярск : СФУ, 2010. - 130 с. - Текст : непосредственный.

19. Музейные стандарты: международный опыт : коллективная монография / под ред. И. А. Гринько; М. Б. Гнедовского. - Москва : Перспектива, 2019. - 97 с. - Текст : непосредственный.

20. Поляков, Т. П. Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия : монография / Т. П. Поляков. -Москва : Вечер. 2019. - 587 с.

21. Столяров, Б. А. Музей в контексте формирования нового культурно-образовательного пространства / Б. А. Столяров. - Текст : непосредственный // ДУМский вестник: теория и практика дополнительного образования. -2014. - № 1 (3). - С. 149-151.

22. Ахмадуллина, Р. М. Роль музейной педагогики в формировании этнической идентичности студентов - будущих педагогов / Р. М. Ах-мадуллина, Н. Р. Валиахметова. - Текст : непо-

средственный // Филология и культура. Philology and culture. - 2018. - № 2 (52). -С.208-213.

23. Колокольникова, З. У. Формирование культурно-просветительской компетентности будущего учителя посредством музейной педагогики / З. У. Колокольникова, О. Б. Лобанова, Е. Н. Яковлева. - Текст : непосредственный // Образование и наука. - 2013 - № 2. -С. 147-156.

24. Колокольникова, З. У. Музейная педагогика как технология профессионального образования педагога / З. У. Колокольникова, О. Б. Лобанова, Е. Н. Яковлева. - Текст : непосредственный // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям : сб. статей по материалам Международ. науч.-практ. конф. -Ч. 1. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - С. 221-226.

25. Колокольникова, З. У. Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения в профессиональном образовании будущего учителя / З. У. Колокольникова, О. Б. Лобанова. - Текст : непосредственный // Инновации в образовании. - 2016. - № 1. -С.46-55.

26. Мандебура, Е. П. Модель формирования готовности будущих учителей начальных классов к использованию средств музейной педагогики / Е. П. Мандебура, Т. М. Стручаева. -Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 7 (85). - С. 10-14.

27. Троянская, С. Л. Экспериментальная технология развития общекультурной компетентности студентов через музейно-педагогический процесс / С. Л. Троянская. -Текст : непосредственный // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2005. - № 9. - С. 122-136.

28. Штыров, А. В. Повышение квалификации специалистов по музейной педагогике через систему дистанционных семинаров / А. В. Штыров. - Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - № 1 (96). - С. 35-38.

29. Ломова, Н. Ф. Музейная педагогика в системе профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства /

Н. Ф. Ломова. - Москва : ИОО МО РФ, 2002. -188 с. - Текст : непосредственный.

30. Селевко, Г. К. Воспитательные технологии. - Москва : Народное образование, 2005. -320 с. - Текст : непосредственный.

References:

1. Museum business in Russia [Muzejnoe delo Rossii], Ed. By Kaulen M. E., Kossova I. M., Sun-dieva A. A., 2003. 614 p.

2. Medvedeva, E. B. The meaning of the term "museum pedagogy" in the theory and practice of modern activities of Russian museums [O znache-nii termina «muzejnaya pedagogika» v teorii i praktike sovremennoj deyatel'nosti rossijskih mu-zeev], Museum. Education. Culture: Processes of integration: Proceedings of works of the creative laboratory "Museum Pedagogy" of the Department of Museum Affairs. Issue 3, 1999, 120 p.

3. Sotnikova, S. I. Museology [Muzeologiya], 2004, 192 p.

4. Stolyarov, B. A. The issue of the history of development and definitions in museum pedagogy [K voprosu ob istorii razvitiya i opredeleniyah v muzejnoj pedagogike], Art Museum in the educational process: collection of articles, ed. B. A. Stolyarov, Saint Petersburg: Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, 1998. 319 p.

5. Medvedeva, E. B., Yukhnevich, M. Yu. Museum pedagogy as a new scientific discipline [Muzejnaya pedagogika kak novaya nauchnaya disciplina], Cultural and educational activities of museums: Collection of works of the creative laboratory "Museum pedagogy" of the department of museum affairs, Issue 1, 1997. 128 p.

6. Abdulaeva, T. S., Romanenko, I. A., Chash-china, T. I. Museum as a center for spiritual, moral and patriotic education in primary school [Muzej kak centr duhovno-nravstvennogo i patriotich-eskogo vospitaniya v nachal'noj shkole], Yamal Bulletin, 2017, No. 4 (10), pp. 60-62.

7. Astashkin, S. V. Museum pedagogy in the patriotic education of students [Muzejnaya peda-gogika v patrioticheskom vospitanii uchash-chihsya], Discussion, 2017, No. 3 (77), pp. 68-72.

8. Vagapova, A. G. Patriotic education of children with disabilities through museum pedagogy [Patrioticheskoe vospitanie detej s OVZ posredstvom muzejnoj pedagogiki], Education and upbringing, 2016, No. 5 (10), pp. 122-124.

9. Gordeeva, O. M., Kumilina, T. Yu. The technology of museum pedagogy as a means ofpatriotic education of senior preschoolers [Tekhnologiya muzejnoj pedagogiki kak sredstvo patrioticheskogo vospitaniya starshih doshkol'nikov], Pedagogical Forum, 2019, No. 1 (3), pp.23-26.

10. Daurbekov, Kh. S. Museum pedagogy as a means of patriotic education of schoolchildren [Muzejnaya pedagogika kak sredstvo patrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov], Alley of Science, 2017, Vol. 2, No. 10, pp. 261-264.

11. Zhuravleva, L. A., Zarubina, E. V., Kru-zhkova, T. I., Sinko, V. N., Chupina I.P. The experience of forming patriotic consciousness of student youth by means of museum pedagogy [Opyt formirovaniya patrioticheskogo soznaniya stu-dencheskoj molodezhi sredstvami muzejnoj pedagogiki], Education and law, 2020, No. 8, pp.297-302.

12. Prokopova, D. I., Toldonova, T. I. Museum pedagogy : patriotic education of younger schoolchildren [Muzejnaya pedagogika: patrioticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov], Primary school, 2020, No. 6, pp. 18-20.

13. Stolyarov, B. A. Museum pedagogy. History, theory, practice [Muzejnaya pedagogika. Istori-ya, teoriya, praktika], 2004. 216 p.

14. Yukhnevich, M. Yu. I'll take you to the museum [Ya povedu tebya v muzej], 2001. 223 p.

15. Reshetnikova, M. I. Museum pedagogy and school in the unified educational and educational system of Yakutia: monograph [Muzejnaya pedagog-ika i shkola v edinoj vospitatel'no-obrazovatel'noj sisteme YAkutii: monografiya], 2009. 163 p.

16. Tartyshnov, A. A. and Klimentov, V. L. Museum pedagogy: traditions and innovations: monograph [Muzejnaya pedagogika: tradicii i in-novacii: monografiya], 2014. 160 p.

17. Akulich, E. M. Museum as a social institution: monograph [Muzej kak social'nyj institut: monografiya], 279 p.

18. Lapteva, M. A. Museum as a social institution: monograph [Muzej kak social'nyj institut: monografiya], Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2010.130 p.

19. Museum standards: international experience: collective monograph [Muzejnye standarty: mezhdunarodnyj opyt: kollektivnaya monografiya], ed. By I. A. Grinko; M. B. Gnedovsky, 2019. 97 p.

20. Polyakov, T. P. Museum exposition: methods and technologies of cultural heritage actual-

ization: monograph [Muzejnaya ekspoziciya: metody i tekhnologii aktualizacii kul'turnogo naslediya: monografiya], 2019. 587 p.

21. Stolyarov, B. A. Museum in the context of the formation of a new cultural and educational space [Muzej v kontekste formirovaniya novogo kul'turno-obrazovatel'nogo prostranstva], Palace of Students of St. Petersburg Bulletin: theory and practice of additional education, 2014, No. 1 (3), pp.149-151.

22. Akhmadullina, R. M., Valiakhmetova, N. R. The role of museum pedagogy in the formation of the ethnic identity of students - future teachers [Rol' muzejnoj pedagogiki v formirovanii etnich-eskoj identichnosti studentov - budushchih peda-gogov], Philology and Culture. Philology and culture, 2018, No. 2 (52), pp. 208-213.

23. Kolokolnikova, Z. U., Lobanova, O. B., Yakovleva, E. N. Formation of cultural and educational competence of the future teacher through museum pedagogy [Formirovanie kul'turno-prosvetitel'skoj kompetentnosti budushchego uchitelya posredstvom muzejnoj pedagogiki], Education and Science, 2013, No. 2, pp. 147-156.

24. Kolokolnikova, Z. U., Lobanova, O. B., Yakovleva, E. N. Museum pedagogy as a technology of professional education of a teacher [Muzejnaya pedagogika kak tekhnologiya profes-sional'nogo obrazovaniya pedagoga], Continuous pedagogical education in the modern world: from research search to productive solutions. Sat. articles on materials of International. scientific-practical conf. Part 1. Saint Petersburg: Publishing house of the Russian State Pedagogical University im. A. I. Herzen, 2013, pp. 221-226.

25. Kolokolnikova, Z. U., Lobanova, O. B. Museum pedagogy as an innovative technology of ac-

tive learning in the professional education of the future teacher [Muzejnaya pedagogika kak inno-vacionnaya tekhnologiya aktivnogo obucheniya v professionalem obrazovanii budushchego uchitelya], Innovations in education, 2016, No. 1, pp.46-55.

26. Mandebura, E. P., Struchaeva, T. M. Model of the formation of the readiness of future primary school teachers to use the means of museum pedagogy [Model' formirovaniya gotovnosti budushchih uchitelej nachal'nyh klassov k ispol'zovaniyu sredstv muzejnoj pedagogiki], Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University, 2009, No. 7 (85), pp. 10-14.

27. Troyanskaya, S. L. Experimental technology for the development of general cultural competence of students through the museum-pedagogical process [Eksperimental'naya tekhnologiya razvitiya obshchekul'turnoj kompe-tentnosti studentov cherez muzejno-pedagogicheskij process], Bulletin of the Udmurt University. Philosophy Series. Psychology. Pedagogy. 2005, No. 9, pp. 122-136.

28. Shtyrov, A. V. Advanced training of specialists in museum pedagogy through the system of distance seminars [Povyshenie kvalifikacii spe-cialistov po muzejnoj pedagogike cherez sistemu distancionnyh seminarov], News of the Volgograd State Pedagogical University, 2015, No. 1 (96), pp. 35-38.

29. Lomova, N. F. Museum pedagogy in the system of professional training of the future teacher of fine arts [Muzejnaya pedagogika v sisteme professional'noj podgotovki budushchego uchitelya izobrazitel'nogo iskusstva], 2002. 188 p.

30. Selevko, G. K. Educational technologies [Vospitatel'nye tekhnologii], 2005. 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.