Научная статья на тему 'Музей Мирового океана как альтернативная образовательная площадка для популяризации естествознания для детей и молодежи'

Музей Мирового океана как альтернативная образовательная площадка для популяризации естествознания для детей и молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЕЙ МИРОВОГО ОКЕАНА / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИНСТИТУТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОЛОДЕЖЬ / MUSEUM PEDAGOGY / MUSEUM OF THE WORLD OCEAN / POPULARIZATION OF NATURAL SCIENCES / SOCIOLOGICAL RESEARCH / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ROLE-PLAYING GAMES / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубова Оксана Геннадьевна

В современном обществе музей многофункционален, меняются его задачи как социального института. В статье описывается кейс Музея Мирового океана как одной из площадок для популяризации естественных наук, в том числе географии, для дошкольников и школьников. Музей постоянно обновляет свои экспозиции и расширяет территорию, превращаясь в крупнейший культурно-исторический и образовательный комплекс, входящий в популярный туристический маршрут для посещения. Его отличие в том, что различные зоны активностей и специальные выставки созданы на Набережной исторического флота и на территории возрожденных памятников архитектуры ХIX века: Королевских и Фридрихсбургских ворот. Музей Мирового океана многократно удостаивался различных наград и премий, что говорит о признании в обществе его важной роли как центра социокультурной жизни Калининградской области. Метод экспертных интервью позволяет проанализировать успехи и сложности работы музея с детьми и молодежью, определить основные образовательные технологии и форматы деятельности, в том числе и интерактивные, игровые принципы реализации музейной педагогики, составить социальный портрет посетителей, а также спрогнозировать главные векторы дальнейшего развития. В статье рассматриваются механизмы организации обратной связи с посетителями. В проведенном историческом экскурсе видно, что музей за последние 15 лет открыл новые корпуса, намечено строительство уникального центра в форме шара «Планета Океан». Замечается положительная динамика в расширении не только с точки зрения количества, но и инновационных технологий работы. Трансформация музея, как и любого социального института, отражает потребности общества, в частности, в таких площадках, где реализуется просветительская, образовательная и научная работа с детьми и молодежью, позволяющая им в дальнейшем определить свои личные и профессиональные траектории развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM OF THE WORLD OCEAN AS AN ALTERNATIVE EDUCATIONAL PLATFORM POPULARISING SCIENCE FOR CHILDREN AND YOUTH

In modern society, a museum has a number of functions, and its tasks as a social institution are changing. The article presents the case of the Museum of the World Ocean as one of the platforms for promoting natural sciences, including geography, to preschoolers and schoolchildren. The museum has consistently updated its expositions and expanded its facilities, emerging as one of the largest cultural, historical and educational complexes popular with tourists and local visitors. The museum’s special features various activity zones and special exhibitions have been created on the Embankment of the Historical Fleet and in the vicinity of revived 19th-century architectural monuments, the Royal and the Friedrichsburg Gates. The Museum of the World Ocean has received a wide range of awards and prizes, which confirms its recognition as an important social and cultural centre of the Kaliningrad region. The method of expert interviews enabled the researcher to analyse the achievements and the obstacles in the Museum’s work with children and youngsters; to determine the basic educational technologies and activity formats, including interactive and gaming activities, and the principles for implementing museum pedagogy; to construct a social portrait of visitors, and to predict the main areas for further development. The article discusses the means for organising visitor feedback. Over the past 15 years the museum has opened new building and is planning the construction of a unique globeshaped Planet Ocean Centre. A positive dynamic may be observed in the trend for expansion not only in terms of quantity, but also of quality,i.e. innovative approach to work. Like any social institution, the museum in its transformation reflects the needs of society, particularly, in those areas where children and youngsters are involved in educational and scientific work allowing them to determine their personal and professional development paths.

Текст научной работы на тему «Музей Мирового океана как альтернативная образовательная площадка для популяризации естествознания для детей и молодежи»

Комплексные исследования детства, 2019, т. 1, № 3 Comprehensive Child Studies, 2019, vol. 1, no. 3 _www.kid-journal.ru

Статьи

УДК 316.3 ЭОЬ 10.33910/2687-0223-2019-1-3-220-231

Музей Мирового океана как альтернативная образовательная площадка для популяризации естествознания для детей и молодежи

О. Г. Зубова01

1 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, Россия, ГСП-1, г. Москва, Ленинские горы, д. 1

Аннотация. В современном обществе музей многофункционален, меняются его задачи как социального института. В статье описывается кейс Музея Мирового океана как одной из площадок для популяризации естественных наук, в том числе географии, для дошкольников и школьников. Музей постоянно обновляет свои экспозиции и расширяет территорию, превращаясь в крупнейший культурно-исторический и образовательный комплекс, входящий в популярный туристический маршрут для посещения. Его отличие в том, что различные зоны активностей и специальные выставки созданы на Набережной исторического флота и на территории возрожденных памятников архитектуры XIX века: Королевских и Фридрихсбургских ворот. Музей Мирового океана многократно удостаивался различных наград и премий, что говорит о признании в обществе его важной роли как центра социокультурной жизни Калининградской области. Метод экспертных интервью позволяет проанализировать успехи и сложности работы музея с детьми и молодежью, определить основные образовательные технологии и форматы деятельности, в том числе и интерактивные, игровые принципы реализации музейной педагогики, составить социальный портрет посетителей, а также спрогнозировать главные векторы дальнейшего развития. В статье рассматриваются механизмы организации обратной связи с посетителями. В проведенном историческом экскурсе видно, что музей за последние 15 лет открыл новые корпуса, намечено строительство уникального центра в форме шара «Планета Океан». Замечается положительная динамика в расширении не только с точки зрения количества, но и инновационных технологий работы. Трансформация музея, как и любого социального института, отражает потребности общества, в частности, в таких площадках, где реализуется просветительская, образовательная и научная работа с детьми и молодежью, позволяющая им в дальнейшем определить свои личные и профессиональные траектории развития.

Ключевые слова: музейная педагогика, Музей Мирового океана, популяризация естествознания, социологические исследования, институты образования, ролевые игры, интерактивные технологии, молодежь.

Сведения об авторе

Оксана Геннадьевна Зубова, SPIN-код: 6954-1451, Scopus AuthorlD: 5720055, e-mail: zubovaoksana@bk.ru

Для цитирования:

Зубова, О. Г. (2019) Музей Мирового океана как альтернативная образовательная площадка для популяризации естествознания для детей и молодежи. Комплексные исследования детства, т. 1, № 3, с. 220-231.

DOI: 10.33910/2687-0223-2019-13-220-231

Получена 17 сентября 2019; прошла рецензирование 3 октября 2019; принята 20 октября 2019.

Финансирование: Работа поддержана грантом РФФИ № 18-00-00976. Права: © Автор (2019). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Museum of the World Ocean as an alternative educational platform popularising science for children and youth

O. G. Zubova™

ate University, 1 Leninskie Gory, GSP-1, Moscow 119991, Russia

Abstract. In modern society, a museum has a number of functions, and its tasks as a social institution are changing. The article presents the case of the Museum of the World Ocean as one of the platforms for promoting natural sciences, including geography, to preschoolers and schoolchildren. The museum has consistently updated its expositions and expanded its facilities, emerging as one of the largest cultural, historical and educational complexes popular with tourists and local visitors. The museum's special features — various activity zones and special exhibitions have been created on the Embankment of the Historical Fleet and in the vicinity of revived 19th-century architectural monuments, the Royal and the Friedrichsburg Gates. The Museum of the World Ocean has received a wide range of awards and prizes, which confirms its recognition as an important social and cultural centre of the Kaliningrad region. The method of expert interviews enabled the researcher to analyse the achievements and the obstacles in the Museum's work with children and youngsters; to determine the basic educational technologies and activity formats, including interactive and gaming activities, and the principles for implementing museum pedagogy; to construct a social portrait of visitors, and to predict the main areas for further development. The article discusses the means for organising visitor feedback. Over the past 15 years the museum has opened new building and is planning the construction of a unique globe-shaped Planet Ocean Centre. A positive dynamic may be observed in the trend for expansion not only in terms of quantity, but also of quality, i.e. innovative approach to work. Like any social institution, the museum in its transformation reflects the needs of society, particularly, in those areas where children and youngsters are involved in educational and scientific work allowing them to determine their personal and professional development paths.

Keywords: museum pedagogy, Museum of the World Ocean, popularization of natural sciences, sociological research, educational institutions, role-playing games, interactive technologies, youth.

1 Lomonosov Moscow St;

Author

Oksana G. Zubova, SPIN: 6954-1451, Scopus AuthorlD: 5720055, e-mail: zubovaoksana@bk.ru For citation: Zubova, O. G. (2019) Museum of the World Ocean as an alternative educational platform popularising science for children and youth. Comprehensive Child Studies, vol. 1, no. 3, pp. 220-231. DOI: 10.33910/2687-0223-2019-13-220-231

Received 17 September 2019; reviewed 3 October 2019; accepted 20 October 2019.

Funding: The study was supported by RFBR (project no. 18-00-00976). Copyright: © The Author (2019). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Введение

Реформирование системы образования, связанное с изменением количества часов на определенные предметы и появлением новых задач подготовки современных школьников, актуализировало потребность в инновационных форматах обучения и углубления знаний по интересам в определенных предметных областях. Это расширило функции традиционных социальных институтов и их взаимодействий на принципах взаимного сотрудничества и популяризации знаний, необходимых для формирования мировоззренческой картины человека XXI века.

В современном мире многие естественнонаучные музеи имеют богатые ресурсные возможности для проведения просветительской и образовательной деятельности, поэтому они могут

рассматриваться как альтернативные площадки для реализации функции формирования целостной картины современного человека. Просветительская деятельность ведется со всеми категориями населения, но целевую аудиторию прежде всего формируют школьники. Ряд музеев работает и с детьми дошкольного возраста, создавая принцип преемственности в ступенях обучения благодаря музейной педагогике, имеющей метапредметный характер (Янутш 2015). Реализуется другой подход к посетителю как актору, основанный на развивающем характере музейной среды (Столяров 2004).

На примере одного кейса, связанного с деятельностью Музея Мирового океана в Калининградской области, можно рассмотреть, как происходит популяризация естественнонаучных знаний в регионе и устанавливаются взаимодействия различных образовательных инсти-

тутов, какую роль этот процесс играет в повышении популярности географии как науки среди школьников. Обозначенные исследовательские задачи раскрывают цель, связанную с выявлением роли современного музея в популяризации естественнонаучных знаний среди детей и молодежи.

Методология

Для решения поставленных задач используется метод опроса экспертов, работников Музея Мирового океана, осуществляющих разработку и реализацию различных программ для детей дошкольного и школьного возраста. В апреле 2019 года было собрано 4 интервью ключевых экспертов, отобранных по следующим критериям: стаж работы, профессиональные компетенции, связанные с развитием музейной педагогики. Также применялся метод включенного наблюдения и анализа сайта музея, нормативно-правовой базы, существующих направлений и программ работы с детьми и молодежью.

Результаты и дискуссия

Музей Мирового океана был организован 12 апреля 1990 года решением Правительства РСФСР. В Постановлении № 116 говорится о создании музея в городе Калининграде с размещением его экспозиции на научно-исследовательском судне «Витязь» и в зданиях, прилегающих к месту стоянки этого судна (Постановление № 116 1990).

Музей постоянно обновляет свои экспозиции и расширяет территорию, превращаясь в крупнейший культурно-исторический и образовательный комплекс, входящий в популярный туристический маршрут для посещения. Открытие большинства объектов музея было связано с тематическими датами и праздниками.

В настоящее время в состав музейного берегового комплекса в Калининграде входят: главный корпус (открыт к VII Международному конгрессу по истории океанографии в 2003 году), выставочные корпуса «Морской Кенигсберг-Калининград» и «Пакгауз» (торжественное открытие состоялось 13 июля 2007 года и вошло в программу празднования Дня города), павильон военно-морского центра «Куб воды» (открытие состоялось 1 августа 2014 года), фондохранилище с экспозицией «Глубина» (открыт в 2015 году). Отличие музея в том, что здесь располагается Набережная исторического флота, включающая научно-исследовательское судно-музей «Витязь» (1994), подводную лодку-

музей 641-го проекта на плаву «Б-413» (2000), судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев» с музейной экспозицией (2001), рыболовное судно-музей «СРТ-129» (2009) (О нас. Музей Мирового океана).

Музей осуществляет культурную, образовательную и научную деятельность по сохранению, созданию и освоению культурных ценностей. Генеральный директор ФГБУК «Музей Мирового океана» Светлана Сивкова, выпускница географического факультета Калининградского государственного университета, так определяет основные направления деятельности и миссию музея в современном мире:

• техническая (связана с кораблями);

• естественная (соответствующие коллекции);

• этнографическая (история народов в экспозициях);

• историческая (морская история);

• мемориальная (сохраненные помещения кораблей);

• педагогическая (открытие мира и себя) (О нас. Музей Мирового океана).

У музея много партнеров, это научные, культурные, государственные и коммерческие учреждения. Совместная с ними работа позволяет расширять фонды, вести образовательную и научную деятельность, издавать собственные пособия и книги, проводить конференции и другие мероприятия (Иванова 2018).

За свою деятельность в области сохранения культурно-исторического наследия, за популяризацию просветительских идей и продвижение социально важных инициатив Музей Мирового океана неоднократно удостаивался самых разных наград и премий. Все они говорят о признании музея не только как центра культурной жизни Калининградской области, но и как важной составляющей части российской культуры.

В 2018 году Минкульт Российской Федерации принял концепцию развития Музея Мирового океана до 2024 года. Главная задача расширения связана со строительством нового корпуса «Планета Океан» и созданием в нем экспозиции, что увеличит пространственные возможности музея и будет способствовать интеграции всех направлений образовательной деятельности. Это способствует достижению музеем устойчивого развития как многофункционального центра (Каткова 2012).

Через историю становления, образовавшиеся традиции, новации и перспективы дальней-

Рис. 1. Научно-исследовательское судно «Витязь». Ограничивающий знак, связанный с правилами поведения в музее. Фотография О. Г. Зубовой

Рис. 2. Набережная исторического флота. Азбука Морзе. Фотография О. Г. Зубовой Комплексные исследования детства, 2019, т. 1, № 3

ших качественных и количественных изменений прослеживается развитие Музея Мирового океана, отвечающее потребностям регионального развития.

Сегодня музей как социальный институт характеризуется следующими признаками: многофункциональностью; высоким уровнем профессиональных компетенций сотрудников в различных областях; отличительной символикой и традициями; уникальной материальной базой и собственными ресурсами. Первоначально основная миссия музея, отражающая общественную потребность в сохранении достижений человечества, была связана с сохранением и трансляцией культурного наследия. В современном мире функции музея расширяются, и в условиях дисфункций других институтов музей начинает восполнять недостающие задачи (Акулич 2004; Грачева, Муханова 2009). В этом особая роль принадлежит внедрению новых музейных практик и технологий (Киосе, Маркова 2012).

Пространство музея является привлекательным для посетителей не только с точки зрения разнообразия и необычно представленных экспонатов, тематических выставок и коллекций. Большое влияние оказывает фактор комфортности и удобства музейной территории и открытых площадок.

Большое впечатление, особенно при первом «вхождении» на незнакомую территорию, оказывают проводники — музейные работники. Их компетентность, доброжелательность, толерантность, способность к эмпатии, увлеченность своей работой влияют на формирование имиджа и общественного мнения о музее.

В Кодексе профессиональной этики работников музея отражаются принципы, ценности и нормы, создающие облик Музея Мирового океана и определяющие основы взаимоотношений сотрудников между собой и посетителями. Общие правила поведения воспроизводятся в соблюдении следующих принципов: вежливость, скромность, тактичность, причастность и гордость. В общении с посетителями работники должны проявлять доброжелательность, терпимость, избегать конфликтных ситуаций, если надо — предоставлять книгу отзывов, максимально подробно отвечать на заданные вопросы, уделять особое внимание пожилым людям, посетителям с ограниченными возможностями здоровья и детям. В Кодексе перечисляются следующие этические ценности, формирующие идеальный образ работника: добросовестность и ответственность; новаторство, неравнодушие, профессионализм;

эффективность и целеустремленность; преемственность и наставничество; безопасность и порядок; порядочность, честность, конфиденциальность; пунктуальность; бесконфликтность; опрятность (Кодекс профессиональной этики 2019).

В музее созданы условия для посещения людьми с ограниченными возможностями, для них проводятся специальные мероприятия: конференции, круглые столы, методические экскурсии. Например, «Мир с закрытыми глазами» на подводной лодке Б-413, когда незрячие и слабовидящие экскурсоводы показали, как проводить тактильные экскурсии для людей с ОВЗ; также в одном из походов на морских ялах в рамках Международного парусного фестиваля «Паруса духа» приняли участие дети с ОВЗ (О нас. Музей Мирового океана).

Связь с посетителями опосредованно идет через систему знаков: ориентирующих, разрешающих, ограничивающих и т. д. Все они имеют четкую проработанность и направленность на понимающее восприятие, прежде всего, самых юных посетителей музея. Ниже приведены конкретные наблюдаемые примеры (см. рис. 1-4).

В музее организована и обратная связь с посетителями. Это отражается не только в написании отзывов, на которые люди получают ответы, но и в проведенных исследованиях. Так, в 2017 году было опрошено 484 посетителя музея с целью составления социального портрета, разработки методов повышения эффективности экспозиции и совершенствования методики экскурсионной работы, а также повышения уровня комфортности пребывания в музее. Среди участников было 65 % женщин, 35 % — мужчин, в возрасте до 18 лет — 32,2 %, от 18 до 23 — 9,1 %, от 24 до 35 — 29,8 %, от 36 до 45 — 13,2 %, от 46 до 60 — 8,3 %, от 60 — 7,4 %. Территория проживания: Калининград — 31,4 %. Калининградская область — 5 %, другие регионы — 63,6 %. Большая часть посетителей из других регионов — это жители Москвы и Московской области (101 человек), Санкт-Петербурга и Ленинградской области (53 человека). Посетители приезжают со всей России и ближнего зарубежья. Представленная географическая распределенность говорит о популярности туристического маршрута в Калининграде, особенно среди семей с детьми разного возраста, ведь музей предоставляет многообразные форматы отдыха и образования для данной категории, в том числе в каникулярное время и праздничные дни (именно в каникулы и проводилось исследование).

Род деятельности посетителей: учащиеся — 36,3 %, работающие — 39,7 %, пенсионеры — 15,7 %, другие статусы, в том числе домохозяйки, — 8,3 %, что говорит о лояльности и доступности музея для разных категорий граждан.

Среди опрашиваемых респондентов часто музей посещают 38,9 %, иногда — 42,1 %, редко — 5,8 %, впервые — 13,2 %. На такое распределение повлиял фактор того, что в опросе принимали участие не только калининградцы, но и приезжие туристы. Основные источники информации о музее — сайт (28,2 %), наружная реклама (23,3 %) и социальные сети (18,1 %). Меньше оказывают влияние телевидение, радио, турфирмы, печатные издания. Особенно можно выделить официальный сайт, на котором очень подробно в виртуальном пространстве отражается его структура, жизнь и деятельность.

Причины посещения музея: интерес к музеям (22 %), желание приятно провести время (23,5 %), повышение своего культурного уровня (19 %), интересная деятельность музея и его тематика (13,4 %), привлекательная история края (10 %), возможность отдыха, организации досуга (6,95 %), другое (4,63 %).

Музей чаще посещают с семьей (72,2 %), с друзьями (14,3 %), одни (7,9 %), организованной группой (5,6 %). 73,7 % осматривают музей самостоятельно, с экскурсией — 25,6 %, индивидуальная экскурсия — 0,7 %.

Мнение гостей о музее следующее: интересно 33,9 % респондентам и очень интересно 62,9 %. 97,5 % посетителям понравились пояснительные тексты к экспонатам музея, а 98,3 % обязательно посоветуют знакомым и друзьям посетить данный музей.

Рейтинг всех музейных объектов достаточно высок. Лидирующие позиции занимают «Глубина», НИС «Витязь» и Морской выставочный центр в городе Светлогорск (О нас. Музей Мирового океана).

Как показали проведенное исследование и экспертные оценки, составить социологический портрет постоянного посетителя очень трудно, так как деятельность и направленность музея разнообразны, как и возрастные группы, с которыми приходится работать. По мнению одного из экспертов, это получается метафорический образ «марсианина из хроники Р. Бредбери, когда он принимал форму человека, и это как раз такой портрет». В музее много как постоянных посетителей, так и школьников из России и зарубежных стран на каникулах в рамках специально организованных летних программ.

Один из главных вопросов, связанных с возрастной дифференциацией посетителей музея, — как привлекать детей в музей и развивать интерес к изучению естественнонаучных дисциплин (Гимбицкая, Молоканова 2008). По мнению экспертов, здесь важен принцип преемственности, когда дети знакомятся с музеем, становятся его постоянными посетителями, в том числе и на регулярных занятиях, а потом могут работать волонтерами совместно с учителями и родителями. Наиболее заинтересованные могут продолжать свою деятельность под руководством научных сотрудников Института океанологии. «У нас существуют разные формы работы с детьми. Есть сады, с которыми мы сотрудничаем из года в год. Далее идут младшие школьники, средняя школа — это уже более серьезные занятия. Мы работаем с такой специфической аудиторией, как кадеты и курсанты; работаем со среднеспециальными учебными заведениями, которые проходят практику здесь на кораблях, а также на экспозициях. Научная работа связана со школой океанолога. У нас уже есть девочка, которая поступила на специальность «океанология»; есть девочка, которая работала с Институтом и написала научную работу — она выбрала медицинский, но тем не менее это ей помогло, она выполнила большую работу под руководством научных сотрудников Института океанологии». Помогают в привлечении внимания не только занятияв самом музее, но и разработанные выездные программы. Также осуществляется работа на семинарах с учителями через Министерство образования, родителями, например, через Клуб выходного дня, организацию дней рождения в музее.

Кроме того, как отмечает эксперт, «сама атмосфера привлекает музей — это больше эмоции и впечатления, которые имеют значение. Часто мы не вспоминаем информацию, которая обезличена, а вспоминаем то, что вызвало у нас восторг, то, что нам приятно...».

У музея другие возможности и другая предметная база, та, «которую школа не может себе позволить». «У нас был проект "Энергия глубины" по добыче нефти в нашем регионе, и мы создали совместно с одной из фирм солевую пещеру. Здесь были найдены довольно хорошие залежи очень редких, дорогостоящих калийно-магниевых солей, и мы рассказали, откуда у нас соль и т. д. Поэтому для учителей это очень хорошее подспорье, когда дети все видят не просто на картинках, а вживую... Также мы боремся с ложными восприятиями, когда даются неправильные научные трактовки».

Одно из важных направлений работы Музея Мирового океана — это музейная педагогика (Кетова 2012). Специалисты музея убеждены, что взаимодействие музеев и образовательных учреждений оказывает неоценимую помощь в процессе воспитания, способствует максимальному развитию способностей и интересов учащихся, помогает им становиться творческими, разносторонними личностями.

Как отмечает один из экспертов, работников Музея Мирового океана, основная миссия естественнонаучных музеев в современном мире связана именно с образовательной, просветительской и научной деятельностью: «Я считаю, что музей должен занимать одно из ключевых мест в образовании, потому что здесь есть возможность реализовываться не только в каких-то узких заданных рамках. Здесь очень широкий спектр возможностей для ребенка показать себя: это и проектная и научная деятельность, творчество. Я считаю, у музея очень большой потенциал для реализации всех этих проектов. Очень важно, что музеи меняются, развиваются и становятся частью этого образовательного поля, хотя и не являются образовательной организацией. Так как школа переживает кризис, на мой взгляд, помочь ей выйти из него должны именно такие организации».

Одним из факторов, оказывающих влияние на то, что такая деятельность становится возможной, связан с тем, что в музей приходят работать учителя и педагоги в области биологии и географии, у которых есть опыт педагогической и методической работы.

Согласно Уставу, Музей Мирового океана является республиканским центром научных исследований и научно-методической работы в области изучения истории исследования и природы океана. Поэтому основной особенностью педагогической деятельности в Музее Мирового океана является ориентация на естественные науки, краеведение и водный спорт. Для развития этой деятельности в 2007 году в музее был создан детский центр «Океан» (О нас. Музей Мирового океана). Музей предлагает учебным заведениям различные услуги и программы, среди которых особой популярностью пользуются ролевые игры. Они, также как и интерактивные технологии, по мнению экспертов, самые популярные в музее.

Ролевая командная игра «По местам стоять! К погружению!» проходит на дизельной подводной лодке «Б-413» и рассчитана на учащихся средних и старших классов. Проецируется ситуация виртуального плавания, когда все учащиеся как члены экипажа решают ряд про-

фессиональных задач: проводят торпедную атаку, ликвидируют аварию в отсеке и т. д. Использование звуковых эффектов и атмосфера на лодке придают всем действиям большую реалистичность.

Ролевая игра «Большая рыбалка» проходит на рыболовном судне «СРТ-129». Воссоздается сельдевая экспедиция в Атлантику. В процессе игры ребята учатся солить рыбу, драить палубу, вязать морские узлы, передвигаться по палубе в шторм и многим другим навыкам рыбацкого дела (Преподавателям. Музей Мирового океана).

В пространстве музея много различных зон активности для детей разного возраста и даже специальных выставок с интерактивными технологиями. Так, в Главном корпусе размещается интерактивная междисциплинарная выставка «Лаборатория воды», позволяющая сформировать представление о научных опытах как увлекательном занятии в повседневной жизни и тем самым показать неразрывную связь науки с жизнью человека. Задача выставки состоит в комплексном представлении научных знаний о водной оболочке Земли. Интерактивные занятия направлены на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей детей в процессе наблюдения за проведением экспериментов, опытов и анализов; на формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней. Целевая аудитория для посещения выставки — группы дошкольников, учеников младшего и среднего школьного возраста (Преподавателям. Музей Мирового океана).

Размещенный на сайте музея интерактивный обучающий электронный атлас Мирового океана, основанный на данных международной программы океанологических исследований 'ОСЕ, полезен при обучении студентов географических специальностей и школьников, увлекающихся географией. Он позволяет понять, что из себя представляет Мировой океан и какова его роль в жизни современных людей (Преподавателям. Музей Мирового океана).

На интерактивном занятии «Загадки океана» учащиеся могут подержать в руках редчайшие музейные экспонаты, исследовать чучела морских животных и рыб, взглянуть на мир океана через микроскоп и самостоятельно смастерить морское существо на память, что отражает практико-ориентированный подход.

Игра-путешествие «Музейный лабиринт» предлагает пройти детям по научному судну

Рис. 4. Научно-исследовательское судно «Витязь». Занимательные образовательно-проверочные задания на экспозиции. Фотография О. Г. Зубовой

«Витязь», выполнив увлекательные задания, приняв участие в играх, при этом заполняя путеводитель, после проверки которого можно получить заслуженный приз. В интеллектуальном турнире «Морской бой» команды проверяют свои знания о природе и истории изучения океана в морском деле.

Итак, для детей разных возрастов в Музее организованы отдельные мероприятия и циклы занятий образовательно-развлекательного характера. Выбранная форма занятий способствует развитию у детей с раннего возраста познавательного интереса к естествознанию, формирует культуру посещения музея, способствует развитию коммуникативных навыков, командной работы, позволяет сделать уроки, проведенные на территории музея, яркими и незабываемыми (Грачева 2010).

Для школьников создана программа «Один день в музее», которая позволяет провести уроки по отдельным темам в музее с 5 по 11 класс. Программа включает расширение курса биологии и географии, так как сокращается их преподавание в школе. В рамках данного проекта музей предлагает возможность познакомиться с конкретными темами школьной программы в экспозициях музея. В течение одного дня можно освоить несколько тем на занятиях, включающих разные дисциплины: географию, биологию, астрономию, историю, ИЗО и МХК, окружающий мир, физику, ОБЖ. Тематика занятий по окружающему миру разнообразна и может помочь в тех случаях, когда у детей есть хорошая подготовка и интерес, поэтому они хотят больше информации от уроков, и наоборот, когда детям сложно и отсутствует понимание, зачем им нужен данный предмет. Темы разбиты на следующие разделы: природа, родной край, астрономия, рассказы о профессиях, географические знания и открытия, история страны и космонавтики. По географии программа проходит для 5-11 классов и включает темы великих географических открытий и исследований, взаимодействия человека и океана, взгляда на Землю из космоса и ее строение, истории заселения, географии Юго-Восточной Азии, географии Калининградской области, погоды и климата, природы и человека в современном мире. Выбранные темы можно совместить с другими дисциплинами, что позволяет наглядно увидеть межпредметные пересечения и связи (Преподавателям. Музей Мирового океана). Таким образом, музей помогает повышать интерес учащихся к предметам и мотивировать их к самообразованию. Для кого-то сама площадка музея становится фактором, способ-

ствующим увлечению естествознанием, и оказывает влияние на выбор будущей профессии.

Отличительной чертой музея является работа с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста. Для них проходит цикл занятий в музее «Плыву я сквозь волны и ветер», «С голубого ручейка начинается... Океан», благодаря которым юные посетители могут получить первичные представления о судах, истории и морских традициях, а также о многообразии и распределении жизни в Мировом океане. Во время занятий происходит знакомство с правилами поведения в экспозициях, основными музейными объектами и профессиями; дается познавательная информация с интересными фактами и данными о природе Мирового океана; проводятся мастер-классы, когда своими руками ребята могут создать представителей фауны океана из бумаги, пластилина и других материалов. Проведение занятий идет в рамках абонемента или разово в рамках выбранной темы (Преподавателям. Музей Мирового океана).

Не все педагоги могут приезжать с детьми в музей из-за организационных сложностей, поэтому в рамках программы «Океан в саквояже» работники музея проводят цикл выездных занятий; при этом рекомендуется посещение выставок, тема которых соотносится с темой занятия. Например, когда тема урока «Наши большие друзья — китообразные», проводится мастер-класс в технике оригами «Кашалот» и рекомендуется выставка «Морские животные размером ХХХЬ».

В рамках таких занятий проводятся не только мастер-классы, но и викторины, игры-путешествия (например, игра-путешествие по музейному судну «Витязь»), виртуальные путешествия, опыты с водой. Включение детей в различные формы активности, деятельностный подход превращают занятие не в скучный рассказ, а целое интерактивное «погружение».

Еще одно интерактивное мероприятие, популяризирующее науки в необычной форме, — день рождения в музее. В музее существует ряд увлекательных возможностей отметить праздник. Для работы с родителями и детьми открыт Клуб выходного дня. Вместе с бравым капитаном Врунгелем посетители становятся членами команды легендарной «Беды» и отправляются в кругосветное плавание (Преподавателям. Музей Мирового океана).

В музее организуется деятельность различных школ, в том числе и с осуществлением научно-исследовательской функции. Для старших школьников действует Школа экскурсовода, работа-

ющая на базе музейных объектов, которые рассказывают об истории города-порта, об особенностях архитектуры, о научных и географических открытиях и о многом другом.

Музей Мирового океана совместно с Атлантическим отделением Института океанологии РАН им. П. П. Ширшова и БФУ им. И. Канта организуют Школу океанолога «ОКЕАНиЯ» для учащихся 8-10 классов. Для учащихся не только проводятся занятия в музее и осуществляется работа с оборудованием, но и есть возможность принять участие в научных экспедициях на побережье Балтийского моря.

Так как музей позиционирует себя и как научный центр, здесь проходят различные фестивали, конференции и форумы. Одним из самых значимых стал Фестиваль Науки, популяризирующий научные идеи через увлекательные и захватывающие беседы, семинары, мастер-классы ведущих ученых океанологов и деятелей страны, а также эксклюзивные путешествия по музейным объектам, интерактивные выставки, фотопроекты, презентации научно-популярных книг, выставки научных проектов школьников, студентов, аспирантов. Основная цель фестиваля — популяризация научных знаний, развитие у молодежи интереса к научной деятельности; главное требование — научные исследования и проекты в творческом исполнении, доступные и понятные для всех (Преподавателям. Музей Мирового океана).

Организуются интересные встречи с учеными, общественными деятелями и т. д. Среди них легендарный космонавт Алексей Леонов, герой России Анатолий Сагалевич, музеолог, давший жизнь многим интересным проектам, романтик и философ, профессор Томислав Шола — один из самых разносторонних специалистов и признанных профессионалов в области охраны и популяризации культурного наследия, автор концепций новых музеев в различных странах Европы, и многие другие.

Ежегодно для детей музей проводит следующие экологические праздники: Международный день защиты китов (19 февраля), Всемирный день воды (21 марта) и Всемирный день моря (26 сентября). Экологические праздники направлены на сохранение водных ресурсов и морских млекопитающих, а также внедрение экологических сберегающих поведенческих практик, акций по очистке берегов (Преподавателям. Музей Мирового океана). В этом реализуется просветительская и воспитательная функции музея. К работе активно привлекаются волонтеры, в том числе и те, кто посещает разные школы при музее.

Как отмечает эксперт, именно понимание метапредметных связей, практико-ориентиро-ванный подход необходимы в системе современного естественнонаучного образования.

Также в музее отмечаются ежегодно государственные российские праздники, морские праздники. Благодаря музею закладываются традиции в организации народных популярных праздников: День селедки, Праздник длинной колбасы, День тельняшки, Кузнечное воскресенье — праздник огня и ремесел, Неделя прусского кота, Масленица. Это позволяет музею стать важной частью городской жизни, центром возрождения старых традиций и формирования новых.

Реализуются и социальные проекты. Например, «Музей — школам области», когда учащиеся общеобразовательных учреждений могут бесплатно посетить самые популярные музейные объекты. Проходит акция «Ночь в музее» с многочисленными экскурсиями, шоу, прогулками и мастер-классами. Организуются съемки популярных телевизионных шоу, например, «Орел и решка».

Большая работа связана и со средними специальными учебными заведениями. В период летних каникул Музей Мирового океана организует водный поход на ялах по водным артериям Янтарного края для учащихся кадетских классов и морских учебных заведений региона, посвященный определенным событиям. В походах принимают участие и более юные участники — например, одному из них было всего 8 лет, а также дети с ОВЗ. Их цель — получить навыки управления гребно-парусными судами. По сути, эта образовательная программа, созданная по инициативе Музея Мирового океана, направлена еще и на развитие детского туризм и связана с военно-патриотической направленностью (Преподавателям. Музей Мирового океана).

Музей имеет также расширенное виртуальное пространство. На сайте музея много активностей именно для детей, это не только информация о музее, но и интерактивные формы: игры, раскраски, квесты. Виртуальный музей отражает концепцию музейной педагогики, реализуемой на всех объектах Музея Мирового океана (Тимофеева 2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выработанные направления деятельности музея, способствующие популяризации естествознания, основываются на эффективном использовании следующих ресурсов: расширенных возможностей музейных экспозиций; участия в проведении региональных праздников и фестивалей; осуществлении партнерских проектов, сотрудничества с образовательными

учреждениями; применении образовательных интерактивных технологий; работе компетентных и мотивированных к профессиональному и личностному росту музейных сотрудников, осуществляющих коммуникацию с детьми; разработанной многоуровневой системе по включению детей разных возрастов в многообразные формы деятельности и приобщения к музейной культуре. Это определяет специфические черты Музея Мирового океана как социокультурного института, выполняющего культурные, просветительские, социальные и образовательные функции.

Выводы

Итак, экспозиции Музея Мирового океана расширяются и пополняются новыми экспонатами. В проведенном историческом экскурсе видно, что музей за последние 15 лет открыл новые корпуса, намечено строительство уникального центра «Планета Океан» в форме

шара. Замечается положительная динамика в расширении не только с точки зрения количества, но и появления новых форматов работы. Трансформация музея, как и любого социального института, отражает потребности общества, в частности, в подобного рода институтах, выполняющих просветительскую, научную и воспитательную функцию, но при этом не являющихся образовательным учреждением.

Современные изменения в музее касаются технических средств, форматов организации взаимодействий с посетителями, в процессе которых ведется работа по обучению и развитию личности человека, по формированию его мировоззренческой картины, и музей как социальный институт трансформируется в многофункциональный центр.

Источники

Кодекс профессиональной этики работников Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Музей Мирового океана». (2019) [Электронный ресурс]. URL: http://world-ocean.ru/images/ doc/codex_MMO.pdf (дата обращения 11.09.2019).

О нас. Музей Мирового океана. [Электронный ресурс]. URL: https://www.world-ocean.ru/ru/muzej/o-nas (дата обращения 11.09.2019).

Постановление № 116 от 12 апреля 1990 г. «О создании Музея Мирового океана Министерства культуры РСФСР в г. Калининграде Калининградской области». (1990) [Электронный ресурс]. URL: http://www. world-ocean.ru/images/doc/postanovlenie_%E2%84%96_116_ot_12_aprelya_1990_g._o_sozdanii_muzeya. PDF (дата обращения 11.09.2019).

Преподавателям. Музей Мирового океана. [Электронный ресурс]. URL: https://www.world-ocean.ru/ru/ prepodavatelyam (дата обращения 11.09.2019).

Литература

Акулич, Е. М. (2004) Музей как социокультурное явление. Социологические исследования, № 10 (246), с. 89-91.

Гимбицкая, Л. А., Молоканова, Т. В. (2008) Реализация идей музейной педагогики в процессе изучения географии. География в школе, № 6, с. 41-45.

Грачева, Е. С. (2010) Культурно-образовательная деятельность музея: социологический аспект. Молодой ученый, № 10, с. 240-245.

Грачева, Е. С., Муханова, С. А. (2009) Музей как социокультурное явление современного общества. Вестник Саратовского государственного технического университета, т. 3, № 1 (40), с. 262-268.

Иванова, О. В. (2018) Формы взаимодействия музеев и общеобразовательных организаций в условиях информационного общества. Ценности и смыслы, № 6 (58), с. 130-142.

Каткова, К. Ф. (2012) Музей как социокультурный институт в эпоху глобализации. Приволжский научный вестник, № 9, с. 79-84.

Кетова, Л. М. (2012) Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология. Человек в мире культуры, № 4, с. 76-81

Киосе, Н. Д., Маркова, Н. А (2012) Использование информационных технологий в музейной педагогике. Виртуальный музей. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, № 24-2, с. 14-16.

Столяров, Б. А. (2004) Музейная педагогика: история, теория, практика. М.: Высшая школа, 216 с.

Тимофеева, Л. С. (2012) Музейная педагогика или педагогика музея: формирование понятийно-категориального

аппарата. Филология и культура, № 2 (28), с. 287-291. Янутш, О. А. (2015) Тенденции развития культурных индустрий в сфере образования. Интеграция образования, т. 19, № 2 (79), с. 126-131.

Sources

Kodeksprofessional'noj etiki rabotnikov Federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya kul'tury "Muzej Mirovogo okeana" [Code of professional ethics of employees of the Federal state budgetary cultural institution "Museum of the World ocean"]. (2019) [Online]. Available at http://world-ocean.ru/images/doc/codex_MMO. pdf (accessed 11.09.2019). (In Russian) O nas [Who we are]. Muzej Mirovogo okeana [The Museum of the World ocean]. [Online]. Available at: https://

www.world-ocean.ru/ru/muzej/o-nas (accessed 11.09.2019). (In Russian) Postanovlenie № 116 ot 12 aprelya 1990 g. "O sozdanii Muzeya Mirovogo okeana Mnisterstva kul'tury RSFSR v g. Kaliningrade Kalingradskoj oblasti" [Decree no. 116 of April 12, 1990 "On the creation of the Museum of the World ocean of the Ministry of culture of the RSFSR in Kaliningrad, Kaliningrad Region"]. (1990) [Online]. Available at: http://www.world-cean.ru/images/doc/postanovlenie_%E2%84%96_116_ot_12_aprelya_1990_g._o_ sozdanii_muzeya.PDF (accessed 11.09.2019). (In Russian) Prepodavatelyam [For teachers]. Muzej Mirovogo okeana [Museum of the World ocean]. [Online]. Available at: https://www.world-ocean.ru/ru/prepodavatelyam (accessed 11.09.2019). (In Russian)

References

Akoulich, E. M. (2004) Muzej kak sotsiokul'turnoe yavlenie [Museum as a social and cultural phenomenon].

Sociologicheskie issledovaniya — Sociological Studies, no. 10 (246), pp. 89-91. (In Russian) Gimbitskaya, L. A., Molokanova, T. V. (2008) Realizatsiya idej muzejnoj pedagogiki v protsesse izucheniya geografii [Implementation of the ideas of Museum pedagogy in the process of studying geography]. Geografiya vshkole, no. 6, pp. 41-45. (In Russian) Gracheva, E. S. (2010) Kul'turno-obrazovatel'naya deyatel'nost' muzeya: sotsiologicheskij aspekt [Cultural and educational activities of the museum: Sociological aspect]. Molodoj ucheny'j, no. 10, pp. 240-245. (In Russian) Gracheva, E. S., Mukhanova, S. A. (2009) Muzej kak sotsiokul'turnoe yavlenie sovremennogo obshchestva [Museum as a sociocultural phenomenon of a modern society]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta — Vestnik Saratov State Technical University, vol. 3, no. 1 (40), pp. 262-268. (In Russian) Ivanova, O. V. (2018) Formy vzaimodejstviya muzeev i obshcheobrazovatel'ny'kh organizatsij v usloviyakh informatsionnogo obshchestva [The museums and general educational institutions' forms of interaction in the context of the information society]. Tsennosti i smysly — Values and Meanings, no. 6 (58), pp. 130-142. (In Russian) Katkova, K. F. (2012) Muzej kak sotsiokul'turny'j institut v epokhu globalizatsii [The museum as a social and cultural

institute in the era of globalization]. Privolzhskij nauchnyj vestnik, no. 9, pp. 79-84. (In Russian) Ketova, L. M. (2012) Muzejnaya pedagogika kak innovatsionnaya pedagogicheskaya tekhnologiya [Museum

pedagogics as innovative pedagogical technology]. Chelovek v mire kul'tury, no. 4, pp. 76-81. (In Russian) Kiose, N. D., Markova, N. A. (2012) Ispol'zovanie informatsionnykh tekhnologij v muzejnoj pedagogike. Virtual'ny'j muzej [Use of information technologies in Museum pedagogy. Virtual museum]. Psikhologiya ipedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya, no. 24-2, pp. 14-16. (In Russian) Stolyarov, B. A. (2004) Muzejnaya pedagogika: Istoriya, teoriya, praktika [Museum pedagogy: History, theory, and

practice.] Moscow: Vy'sshaya shkola Publ., 216 p. (In Russian) Timofeeva, L. S. (2012) Muzejnaya pedagogika ili pedagogika muzeya: formirovanie ponyatijno-kategorial'nogo apparata [Museum pedagogy or pedagogy of museum: Creation of conceptual terminology]. Filologiya i kul'tura — Philology and Culture, no. 2 (28), pp. 287-291. (In Russian) Yanutsh, O. A. (2015) Tendentsii razvitiya kul'turnykh industrij v sfere obrazovaniya [Trends in cultural industries evolution in education]. Integratsiya obrazovaniya — Integration of Education, vol. 19, no. 2 (79), pp. 126-131. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.