КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ИННОВАЦИОННОСТЬ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ Дзюба Д.Н.
Дзюба Дарья Николаевна - аспирант, кафедра культурологии, социологии и философии, Вятский государственный университет, г. Киров
Аннотация: виртуальные музеи как средство развития образования раскрывают возможности и ценность музея в его прикладном функционировании. Музейные комплексы расширили стандартный набор образовательных институтов и, по сути, превратились в эффективно работающие площадки дополнительного образования. Эмпирической базой для научного исследования послужило многообразие видов музея, к которым следует отнести художественные, естественно-научные, исторические, детские, школьные. Можно сказать, что новые музейные технологии адаптируют музеи к насыщенной информационной деятельности, включая обучение. Ключевые слова: виртуальные музей, образование, информационное пространство, музеи.
УДК 004.94; 069
Говоря о виртуальном музее, нужно иметь в виду его феноменологическую модель (музей как самостоятельный вид) и одновременно как технологию. В каких социальных сферах эта технология дала и продолжает давать свои результаты? Элементы виртуального музея (или виртуальности) наиболее востребованными оказались в образование.
По данным Международного совета музеев (1СОМ), музейные центра и собственно музеи обычно являются некоммерческими организациями и находятся на службе у общества, способствуя их развитию [2, с. 50]. Общество ожидает, что создание, широкое распространение информационных услуг обеспечит дружественное и эффективное образование для всех, в любом месте, в любое время, улучшит взаимопонимание между людьми разных стран, а также новый подход к мировой культуре.
Образование - одна из перспективных областей применения технологий не только в настоящем, но и будущем. Широкое распространение в последние годы получила музейная педагогика - тот сектор дополнительного образования, где виртуальным технологиям уделяется большое внимание. Включение их в программы обучения, по словам И.А. Зеткиной, «отразилось на расширении музейной аудитории, активизации просвещенческого компонента в работе музеев, на росте внимания к музейной педагогике как междисциплинарной отрасли знания» [1, с. 162]. Музейные комплексы расширили стандартный набор образовательных институтов и, по сути, превратились в эффективно работающие площадки дополнительного образования. Это произошло благодаря сотрудничеству между образовательными и культурными учреждениями.
И вновь обратим внимание на то, что ранее процесс включения музеев в педагогический эксперимент произошел на западе. Содержательно и юридически этот опыт был зафиксирован в 1984 г. в канадском Квебеке, когда вышла в свет Декларация «Новой музеологии». Авторы этого документа, акцентировали как раз образовательный аспект, подчеркнув, что «в современном мире, который стремится использовать для своего развития все средства, музеи должны стремиться расширить свои традиционные функции сохранения и образования» [11].
В чём инновационность виртуального музея как образовательной технологии? Прежде всего, в том, что виртуальный музей устанавливает специализированную
контролируемую образовательную среду, которая позволяет проводить исследования. В этой новой виртуальной среде посетитель может свободно выбирать свой собственный путь получения знания, разбираться в противоречивых рассуждениях и формировать собственный опыт. Имея в виду установку на индивидуальную траекторию образования, виртуальные музеи функционируют как места неформального обучения. Участие в этом процессе в большинстве случаев является добровольным и спонтанным, носит личный характер, который имеет отношение к степени внутренней и/или внешней мотивации. Нельзя не согласиться с Е. Рейсснером, который подчеркивает большую востребованность виртуальных технологий «людьми с уже имеющимися знаниями или опытом, а так же схожими интересами и целями, как правило, играют более активную роль при коммуникации с виртуальными музеями с целью обучения» [3, с. 20].
Однако нельзя не заметить, что сфера российского образования (преимущественно государственного) нередко обходит стороной частные виртуальные музеи, которые ничем не уступают виртуальным музеям (или сайтам) крупнейших музеев мира. Взять, к примеру, виртуальный музей посвященный изображениям на спичечных коробоках [4]. Это оригинальный иллюстративный материал для изучения целого ряда тем в предметной области традиционной культуры, географии, истории искусства, прикладного творчества и т.д. Цветные изображения на коробках отражают историю и культуру различных стран и народов. Собственно художественное решение на этих изображениях представляет собой произведения прикладного искусства. На данный момент коллекция этого музея насчитывает более 40 тыс. экземпляров советских и российских этикеток, а также порядка 5 тыс. иностранных. Несмотря на кажущуюся «несерьёзность» мероприятия, сайт, который демонстрирует этот виртуальный музей, переведён на три языка и имеет около 20 международных наград.
Многие онлайн-музеи пошли дальше и имеют специальные образовательные порталы, где связь устанавливается посредством виртуального интерфейса, предназначенного для привлечения аудитории к изучению материала таким образом, чтобы способствовать более глубокому восприятию и пониманию. Образовательные порталы - это цифровая практика, предлагаемая многими музеями (назовём среди них такие, как «Красная студия музея современного искусства» [12] и «Музей Гетти» [14]. Эти сайты представляют собой не просто секции в главном сайте музея, а скорее всего, отдельные интернет-пространства, предлагающие интерактивные элементы (игры, выставки детских художественных работ, создание коллажей).
Игры, как и любая другая интерактивность, широко распространены в педагогике. Сайты крупных музеев нередко используют игровые приложения на своих порталах, оптимизируя через интерактивность познавательный интерес посетителя. В таком игровом контексте он (посетитель) превращается в заинтересованного пользователя.
Похожие интерактивные сегменты есть и на русскоязычных ресурсах, в частности, в виртуальном музее Государственного центрального музея кино [5]. На сайте существует несколько детских спецпроектов, в числе которых - «Хочу стать режиссёром», где можно узнать о процессе создания фильма в до цифровую эпоху благодаря небольшой игре. В одной из крупнейших виртуальных галерей на русскоязычном интернет-портале Gallerix [6] есть целая система разнообразных головоломок и пазлов, которые учителя могут использовать, чтобы вовлечь своих учеников в разнообразные темы по живописи, в то же время, развивая аналитические навыки и память ребенка.
Некоторые виртуальные музеи пошли дальше и создали отдельный образовательный портал с помощью яркого и динамичного визуального интерфейса для детей, который должен заинтересовывать и мотивировать учащихся. Чаще всего визуальный интерфейс построен в виде приключения-путешествия по интерактивной
карте. Примером может служить Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс [7], куда входит 4 музея и 137 панорам, а также детский виртуальный музей на базе Музея мирового океана [9], который предоставляет собой интерактивное меню в виде «хитрой карты», где разработчики предлагают построить юному пользователю свой маршрут-приключение.
Как вариант, формат приключений с помощью интерактивного сегмента достаточно популярен и в зарубежных виртуальных музеях. Передвигаясь по виртуальному музею, можно не только в одиночку, но и с виртуальным персонажем. Одно из таких путешествий с персонажем представлено в виртуальным Музее Прадо [13]. Посетитель в этом музее путешествует вместе с А. М. Хантингтоном, который мечтал о создании испанского музея в Верхнем Манхэттене в Нью-Йорке. Мечта его осуществилась, и эмоция радости передалась от виртуального персонажа к сопровождающему юному пользователю. Музей Прадо в качестве инновационной услуги так же представляет детям визуальный гид - облегченный образовательный ресурс. В данном мультимедийном приложении задаются и решаются различные вопросы, связанные с музеем - его историей, правилами посещения, местоположением, архитектуры здания, персонала и ряда описания некоторых музейных работ.
Новые цифровые технологии позволяют переносить не только музейные артефакты в виртуальную среду, но и работы самих детей с целью трансляции результатов деятельности, в том числе, с возможностью онлайн-голосования, представления результатов конкурсов и выставок. Примером такого виртуального музея является музей, созданный в 2013 году на базе Городского ресурсного центра предпрофессионального образования по направлению «Изобразительное искусство» при МБОУ ДОД «ДХШ N0 1 имени П.П. Чистякова» [8]. В виртуальном музее выкладываются результаты работ учащихся, проводятся конкурсы и дается независимая оценка, что содействует развитию детского художественного творчества и создает оптимальные условия для реализации творческого их потенциала.
Виртуальная платформа - это уникальная образовательная среда для развивающего обучения школьников не только в гуманитарной сфере, но и в естественнонаучной. В качестве примера можно назвать Новосибирский государственный краеведческий музей [10]. Он имеет множество филиалов, предоставляя доступ к артефактам различных научных сфер (геологии, орнитологии, териологии и др). Портал дает возможность увидеть цифровые коллекции посредством виртуального тура с детальным просмотром некоторых из них, включая выставочные проекты и научно-исследовательские работы в области изучения археологических памятников, самих научных сотрудников музея. Очевидным результатом использования такой технологии следует считать рождение научного сообщества, возникающего на базе виртуального музея.
Среди естественнонаучных виртуальных музеев стоит выделить Музей мирового океана [9] - целый музейный комплекс, в который входит научно-исследовательское судно-музей «Витязь» (1994), единственная в стране подводная лодка-музей 641-го проекта на плаву «Б-413» (2000) и многие другие уникальные объекты. Музей Мирового океана, являясь федеральным центром научных исследований и научно -методической работы в области изучения истории исследования и природы океана, предоставляет множество возможностей для изучения флоры и фауны мирового океана, которых нет в традиционных музеях той же тематики (мы имеем в виду онлайн камеры, позволяющие смотреть на объекты в реальном времени).
Для привлечения аудитории к изучению сложных слоев информации, возможно более глубокое понимание и усвоение научной информации через 3Б модели объектов. К одним из таких музеев следует отнести Виртуальный музей молекул и минералов [15], представляющий собой веб-ресурс с интерактивными 3-Б
исследовательскими молекулярными моделями. Какое преимущество даёт такая виртуальная технология? Пользователь может создавать, поворачивать, увеличивать и выделять интересующие части модели молекулы или минерала. Благодаря понятному визуальному интерфейсу образовательные возможности значительно повышаются. Виртуальные музеи естественнонаучной направленности сегодня вполне доступны для студентов, преподавателей, исследователей.
Перспективы развития виртуального музея определяются движением всей системы образования (российского, в том числе) к онлайн курсам, которое заявлено как приоритетное на уровне Правительства Российской Федерации. Эффективен ли этот путь модернизации? - вопрос дискуссионный. Но, в любом случае, виртуальный музей может выступить креативным средством в кластере научно-образовательных и просветительских лекций.
Список литературы
1. Зеткина И.А. Музей образовательного учреждения / И. А. Зеткина // Известия СамНЦ. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2016. Т. 18. №1-2. С. 162-166.
2. Mirogianni-Arvaniti E., The role of museum-educator in Greece / E. Mirogianni-Arvaniti // Archaeology. 1999. № 71. 50-53.
3. Reussner E. Wissensvermittlung im Museum - ein überholtes Konzept / E. Reussner // Kultur und Management im Dialog. 2007. № 5. P. 20-23.
4. Виртуальный музей спичечных этикеток. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://phillumeny.onego.ru/ (дата обращения: 05. 10.2018).
5. Государственный центральный музей кино. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.museikino.ru (дата обращения: 06. 10.2018).
6. Живопись и художники - Gallerix.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: https://gallerix.ru/pazly/ (дата обращения: 15. 10.2018).
7. Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс [Электронный ресурс] Режим доступа: https://n-artemova.livejournal.com/150636.html (дата обращения: 10. 10.2018).
8. МБОУ ДОД «ДХШ №1 имени П.П. Чистякова» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pionerart.ru/ (дата обращения: 15. 10.2018).
9. Музей мирового океана [Электронный ресурс] URL: http://world-ocean.ru/ru/detyam (дата обращения: 19. 10.2018).
10. Новосибирский государственный краеведческий музей. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.youmuseum.ru/about/information/ (дата обращения: 17.10.2018).
11. Declaration of Quebec - Basic Principles of a New Museology 1984. [Electronic resource]. Режим доступа: http://revistas.ulusofona.pt/index.php/cadernosociomuseolog ia/article/viewFile/1641/1306 (дата обращения: 29. 10.2018).
12. MoMA.org, Red Studio: A Site for Teens. [Electronic resource]. Режим доступа: https://www.moma.org/interactives/redstudio/ (дата обращения: 25. 10.2018).
13. Museo Nacional del Prado. [Electronic resource]. Режим доступа: www.museoprado.mcu.es/ (Дата обращения: 25. 10.2018).
14. The J. Paul Getty Trust. [Electronic resource]. Режим доступа: http://www.getty.edu/gettygames/_(дата обращения: 15. 10.2018).
15. Virtual Museum of Molecules and Minerals. [Electronic resource]. Режим доступа: https://virtual-museum.soils.wisc.edu/display/pseudobactin/ (дата обращения: 09.10.2018).