Научная статья на тему 'Музейная педагогическая деятельность по реализации идей великого ученого Н. Я. Бичурина (из опыта работы)'

Музейная педагогическая деятельность по реализации идей великого ученого Н. Я. Бичурина (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. Я. БИЧУРИН / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / МУЗЕЙНАЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ / ПРИНЦИПЫ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / N. YA. BICHURIN / SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL AND LITERARY HERITAGE / RECONSTRUCTION / MUSEUM CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY / IMPLEMENTATION OF IDEAS / PRINCIPLES OF MUSEUM PEDAGOGICAL ACTIVITY / INNOVATIVE MUSEUM TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев Эдуард Владимирович

В статье представлена комплексная система (цель, задачи, направления, формы, методы и принципы работы, музейные педагогические технологии) педагогической культурно-просветительской и образовательной деятельности музея «Бичурин и современность» по реализации научного и философского наследия великого ученого Н. Я. Бичурина. На основе фактического материала обобщен опыт музейной деятельности и раскрыто воспитательное значение содержания и основных направлений работы данного учреждения как открытой и доступной образовательно-воспитательной среды для населения, в том числе и для обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM PEDAGOGICAL ACTIVITY ON REALIZATION OF IDEAS OF THE GREAT SCIENTIST N. YA. BICHURIN (FROM HIS WORK EXPERIENCE)

The article presents a comprehensive system (purpose, objectives, directions, forms, methods, principles, and museum pedagogical technologies) of pedagogical cultural and educational activities of the Museum «Bichurin and Modernity» on the implementation of scientific and philosophical heritage of the great scientist N. Ya. Bichurin. On the basis of the factual material, the author summarizes the experience of the Museum activity and reveals the educational value of the content and main directions of the Museum as an open and accessible educational environment for the public and students.

Текст научной работы на тему «Музейная педагогическая деятельность по реализации идей великого ученого Н. Я. Бичурина (из опыта работы)»

УДК [37.013:069]:929Бичурин(470) DOI 10.26293/chgpu.2019.102.2.022

Э. В. Николаев

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ВЕЛИКОГО УЧЕНОГО Н. Я. БИЧУРИНА

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье представлена комплексная система (цель, задачи, направления, формы, методы и принципы работы, музейные педагогические технологии) педагогической культурно-просветительской и образовательной деятельности музея «Бичурин и современность» по реализации научного и философского наследия великого ученого Н. Я. Бичурина. На основе фактического материала обобщен опыт музейной деятельности и раскрыто воспитательное значение содержания и основных направлений работы данного учреждения как открытой и доступной образовательно-воспитательной среды для населения, в том числе и для обучающихся.

Ключевые слова: Н. Я. Бичурин, научно-педагогическое и литературное наследие, реконструкция, музейная культурно-просветительская деятельность, реализация идей, принципы музейной педагогической деятельности, инновационные музейные технологии.

Е. V. Nikolaev

MUSEUM PEDAGOGICAL ACTIVITY ON REALIZATION OF IDEAS OF THE GREAT SCIENTIST N. YA. BICHURIN (FROM HIS WORK EXPERIENCE)

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article presents a comprehensive system (purpose, objectives, directions, forms, methods, principles, and museum pedagogical technologies) of pedagogical cultural and educational activities of the Museum «Bichurin and Modernity» on the implementation of scientific and philosophical heritage of the great scientist N. Ya. Bichurin. On the basis of the factual material, the author summarizes the experience of the Museum activity and reveals the educational value of the content and main directions of the Museum as an open and accessible educational environment for the public and students.

Keywords: N. Ya. Bichurin, scientific-pedagogical and literary heritage, reconstruction, museum cultural and educational activity, implementation of ideas, principles of museum pedagogical activity, innovative museum technologies.

Актуальность исследуемой проблемы. В современных условиях значительно возрастает роль личности выдающихся в истории развития страны деятелей, самоотверженно работавших во благо священных идеалов науки и просвещения. В связи с этим в историко-педагогических исследованиях проблемы истории российской науки и просвещения в общем и освоения наследия великих ученых российской и зарубежной школ в частности остаются в числе актуальных.

История российского образования хранит бесчисленное множество великих имен, которые внесли свой вклад в педагогическую науку, просвещение и по праву имеют большие заслуги перед обществом и наукой [11]. Новое поколение ученых-педагогов стремится к возможно более полному изучению исторического опыта народов, выявлению накопленного педагогической мыслью научного потенциала и определению воз-

можностей его использования в целях решения актуальных культурно-образовательных задач. Это в свою очередь вызывает необходимость изучения и осмысления научно-педагогических и философских взглядов в наследии Н. Я. Бичурина и их реконструкции в современной культурно-просветительской и образовательно-воспитательной деятельности, в том числе и в музейной.

Н. Я. Бичурин (Отец Иакинф) (1777-1853) - выдающийся ученый-энциклопедист, исследователь восточных языков и культур, историк, этнограф, философ, основоположник российской синологии, член-корреспондент Российской академии наук, друг и «духовный отец» (Г. Н. Волков) великого русского поэта А. С. Пушкина. Он оставил богатое научное, литературное наследие (публицистические труды и переводы, в которых ярко выражены педагогические идеи духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, саморазвития и самосовершенствования личности на основе научного знания, формирования поликультурной личности, которые являются весьма актуальными для современной культурно-просветительной и воспитательной практики). Поэтому важно осмыслить и реконструировать этот богатейший педагогический потенциал, который приобретает сегодня новый смысл и ценностное значение.

Цель исследования - на основе обобщения опыта работы музея «Бичурин и современность» показать особенности эффективной воспитательной деятельности по сохранению и пропаганде наследия великого ученого, земляка автора данной статьи и оценить по достоинству роль этого учреждения как координационного центра в формировании культурно-просветительного пространства Чувашской Республики.

Материал и методика исследований. Материалом для изучения послужили труды Н. Я. Бичурина, монографические издания и научные статьи историков-бичуриноведов [1], [5], [6], [7], [8], [9], опыт работы педагогов образовательных организаций и сотрудников культурно-образовательного учреждения Чувашской Республики - музея «Бичурин и современность» - по реализации идей великого ученого, материалы периодической печати и др. Методологическую основу исследования составило комплексное изучение главных источников - трудов Н. Я. Бичурина - с целью переосмысления наследия ученого и поиска новых возможностей реконструкции и реализации его идей в современной культурно-образовательной практике. Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и специальных методов: периодизация, систематизация, классификация, ретроспективный метод, метод исторической актуализации проблемы, аксиологический анализ, обобщение опыта музейной деятельности и др.

Результаты исследований и их обсуждение. Научно-педагогический и образовательно-воспитательный потенциал научного наследия Н. Я. Бичурина все глубже проникает в современный культурно-просветительский и образовательный процесс, основными целями которого являются реализация и реконструкция идей ученого, информирование обучающихся и населения в целом о его научном наследии, жизненном и профессиональном опыте беззаветного служения Отечеству, науке и образованию, развитие диалога культур между государствами и народами [10].

В научной литературе отмечается, что культурно-просветительская деятельность -это комплекс мер, направленных на организацию различного типа мероприятий, связанных с развитием патриотического духа, приобщением к культуре народа и его устоям, а также формированием у членов общества активной социальной позиции. Именно эти типы мероприятий и деятельность различных организаций позволяют сплотить молодежь и старшие поколения. Культурно-просветительская музейная деятельность в контексте проблемы данного исследования понимается нами как разновидность неформального образования и совокупность информационно-просветительных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научно-педагогических и философских идей великого ученого Н. Я. Бичурина, социально-значимых сведений из его биографии с целью

формирования у обучающихся и взрослого населения общей, в том числе интеллектуальной, культуры, развития патриотических качеств и чувств, укрепления основ мировоззрения и взглядов на многие проблемы общественного и социокультурного развития в разнообразных формах познавательной деятельности.

Практика показывает, что в последние десятилетия значительно усилился интерес исследователей к наследию Н. Я. Бичурина, имевшего значительный жизненный и педагогический опыт. Подтверждая эту мысль, историк В. Д. Димитриев в своих трудах отмечает, что общественность Чувашской Республики «...достойно чествует своего знаменитого земляка, сознавая огромное воспитательное значение жизненного пути, научной и общественной деятельности незаурядного ученого» [7].

В обобщении опыта организации теоретической и практической музейной деятельности по реализации концептуальных идей ученого Н. Я. Бичурина важное значение имеет комплексная система (цель, задачи, направления, формы, методы и принципы работы, музейные педагогические технологии) как методологическая основа. Только через междисциплинарное осмысление содержания деятельности музея как образовательной среды можно достичь поставленной цели.

Анализ деятельности образовательных и культурно-просветительных учреждений Чувашской Республики, осуществляющих активную культурно-просветительскую работу по актуализации и реализации бичуринских идей среди обучающейся молодежи и населения в целом, показал, что она ведется по конкретной целевой установке: направить му-зейно-педагогическую работу на формирование активной, творческой, инициативной личности, способной вступать в диалог и проявлять самостоятельный научно-исследовательский познавательный интерес к наследию Н. Я. Бичурина, ученого-синолога мировой известности, нашего земляка. В связи с этим положением данная работа должна быть организована научно и методически грамотно, системно, последовательно, целостно и интерактивно и основана на следующих принципах:

- ориентация на ценности (общечеловеческие, национальные и личностные) и идеалы (Отечество, природа, наука, знание и др.) в научно-педагогическом наследии Н. Я. Бичурина;

- широкая доступность информационно-просветительских мероприятий, проводимых в рамках пропаганды идей ученого всем категориям обучающихся и населению в целом;

- системно-информационный подход при интерпретации отдельных фактов из жизни Н. Я. Бичурина;

- достоверность сообщаемых сведений и их документальное подтверждение;

- интегративность теоретического познания и практической направленности форм и методов реализации идей Н. Я. Бичурина и др.

Координатором реализации бичуринских идей является Бюджетное учреждение культуры «Музей „Бичурин и современность"», открытый в 2001 г. в Чебоксарском районе Чувашской Республики. 22 февраля 2018 г. музей был удостоен диплома «За партнерство в реализации экскурсионных программ» и награжден памятным сувениром - статуэткой. Особое внимание уделяется музеем оптимальному выбору содержания работы и ее грамотному методическому сопровождению, соответствующему познавательно-интеллектуальным возможностям и интересам подростков. Это способствует эффективному формированию личности будущего ученого-исследователя, высококвалифицированного специалиста, патриота Отечества, развитию его интеллектуальной и социальной компетентности.

Уже более пятнадцати лет идеи Н. Я. Бичурина активно претворяются в социально-культурной и педагогической деятельности сотрудников этого учреждения через новое содержание и инновационные технологии. Бессменным (более 10 лет) директором данного уникального центра культуры и образования является педагог, бичуриновед, творческая личность И. В. Удалова. В экспозиции музея, насчитывающей около 5 тысяч единиц,

бережно хранятся и научные изыскания самого Н. Я. Бичурина, и экспонаты, посвященные истории языка, духовной и материальной культуре Чувашского края. Коллекция музея постоянно пополняется и расширяется. Здесь есть предметы археологии, этнографии, быта и обихода, рукописи и уникальные документы, личные вещи известных деятелей науки и культуры, функционирует динамичная выставка работ местных художников. Для ученых особую актуальность представляет уникальный зал-читальня под названием «Научный подвиг Бичурина».

Особым творческим подходом к работе отличается коллектив сотрудников музея «Бичурин и современность», у которого есть своя культурно-просветительская программа, то есть комплекс планируемых мероприятий, целевая аудитория, объем, содержание, практические результаты, организационно-технические условия, традиционные и инновационные формы работы, музейные технологии ее реализации, которые представлены соответствующими методическими материалами. Музей тематически многогранен: история, археология, этнография, краеведение, культура.

Культурно-просветительные мероприятия по сохранению, экспонированию и популяризации литературного и историко-культурного наследия Н. Я. Бичурина в музее «Бичурин и современность» проходят с использованием современных информационных, электронно-цифровых и других технологий в следующих традиционных и инновационных формах:

- всероссийские и межрегиональные конференции, сопровождающиеся докладами и сообщениями ученых-историков, педагогов-практиков, молодых исследователей, студентов и учащихся школ республики;

- круглые столы и встречи с учеными, деятелями культуры и искусства, музыки и литературы, театра и кино, почетными гражданами, участниками и ветеранами войны и труда;

- ежегодные Бичуринские чтения с разнотематическими секциями («Труды Н. Я. Бичурина - достояние мировой науки», «Учитель - мудрец жизни» и др.);

- виртуальные экскурсии, конкурсы презентаций («Отец Иакинф: человек, открывший Европе лик Востока», «Никита Бичурин - вершинная фигура нации») и литературных произведений («Им восхищался весь ученый мир»);

- интернет-викторины («Отец Иакинф и дело его жизни», «Бесценное наследие ученого Н. Я. Бичурина»);

- мастер-классы по китайскому языку, показ кинофильмов, аудио и видео и т.д.

Обобщение опыта работы музея «Бичурин и современность» показало, что основной заслугой его деятельности является концентрация трудов и исследовательских материалов об ученом, повышение интереса творческой молодежи, школьников и студентов к пассионарной (Л. Н. Гумилев) значимости личности их земляка, сына чувашского народа, ученого-синолога мирового значения, дальнейшее развитие и совершенствование культурно-исторического и воспитательного потенциала его научного наследия, а также расширение гуманитарного знания о современном Китае, народах Азии, что решает проблемы межкультурной коммуникации и межцивилизационного диалога культур и закладывает основы толерантного отношения к другим культурам в современном российском обществе [10].

Музей представляет собой информационно-культурный, научный и художественный, воспитательно-просветительный центр для жителей поселка - людей различных возрастных, социальных, профессиональных и этнических групп.

Практика показывает, что наибольшей популярностью среди посетителей музея пользуется экспозиция «Научный подвиг Бичурина». Она составлена в хронологическом порядке, начиная с родословной ученого, все этапы творчества проиллюстрированы фотодокументальными материалами.

Экспозиции музея постоянно находятся в процессе комплектования, пополнения новыми материалами, изданиями и трудами Н. Я. Бичурина, показывающими его жизненные ценности, установки, мировоззрение. Особо ценным достоянием явился ранее не опубликованный перевод Н. Я. Бичурина «Древней китайской истории» (древнекитайский текст оригинала с автографом на черновике перевода, транскрипция и факсимиле рукописи 1822 г. с переводом «Шу цзина»). Он издан Институтом Дальнего Востока Российской академии наук в 2014 г., главный редактор - известный бичуриновед А. Е. Лукьянов.

Особым достоянием музея также явилось новое поступление: «Солнце российской китаистики - Н. Я. Бичурин» - перевод с китайского на русский язык книги пекинского профессора Ли Вэйли из серии «Сокровища мысли Великого чайного и шелкового пути» [4], [5]. В ней речь идет о путешествии Н. Я. Бичурина в Китай, его работе в г. Пекине и о том, как он, монах Иакинф, стал великим синологом [5].

Огромный интерес у посетителей вызывают, наряду с научными трудами Н. Я. Бичурина, произведения изобразительного искусства и скульптуры известных художников и скульпторов Чувашии: «Научный подвиг Бичурина», «Жизнь монаха Иакинфа Бичурина», «Архимандрит Иакинф», «Александро-Невская лавра. Благовещенская Церковь», «Великая Китайская стена», «А. С. Пушкин и Н. Я. Бичурин», «Гоголь Н. В. поздравляет Н. Я. Бичурина с вручением демидовской премии 1834 г.» и др.

Гостей особо привлекает читальный зал музея, где можно посмотреть получасовой научно-популярный фильм «Непокорный монах Иакинф Бичурин», снятый в 1985 г. на Свердловской киностудии. Авторами сценария являются В. Л. Кагарлицкий и научный консультант фильма, доктор исторических наук, профессор В. С. Мясников [8], которые раскрыли «научный подвиг» Н. Я. Бичурина средствами кинематографии.

Музей также координирует работу по популяризации наследия великого ученого Н. Я. Бичурина у чувашской диаспоры в регионах Российской Федерации. К примеру, традиционными стали чтения в формате Всероссийской научно-практической конференции «Бичуринские чтения: история, культура и религия чувашей» в г. Тюмени, инициированные Ассоциацией чувашей «Таван» и поддержанные областным комитетом по делам национальностей. В работе этого масштабного форума Урало-Сибирского региона участвуют историки, филологи, этнографы, культурологи, искусствоведы, краеведы, представители национально-культурных автономий и общественных объединений из городов Тюмени, Сургута, Нефтеюганска, Чебоксар, Казани, Ульяновска, Челябинска, Уфы, Красноярска, Екатеринбурга.

Особенным событием для общественности г. Тобольска стало недавнее открытие на здании духовной семинарии Знаменского мужского монастыря памятной доски со следующим текстом: «Здесь в Знаменском монастыре жил и преподавал в Тобольской духовной семинарии (1806-1807) великий сын чувашского народа Никита Яковлевич Бичурин (29.08.1777-11.05.1853), в монашестве - архимандрит Иакинф, выдающийся ученый-востоковед, один из основоположников российского китаеведения» [12].

К знаменательной дате - 240-летию со дня рождения Н. Я. Бичурина - Омская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина представила книжно-иллюстративную выставку из 158 изданий [12] «Востоковедение России: столпы китаеведения». Читатели смогли познакомиться с историей русских духовных миссий в г. Пекине в XIX в., которые положили начало развитию научного российского китаеведения. Как церковное представительство Российской Империи в Китае, Русская духовная миссия в г. Пекине являлась также и неофициальным дипломатическим представительством.

В читальном зале музея можно увидеть редкие и ценнейшие материалы - научные труды Н. Я. Бичурина, которые поступили из отдела внешнего обслуживания Российской национальной библиотеки г. Санкт-Петербурга. Творческая группа в составе директора музея И. В. Удаловой и сотрудника О. В. Павловой вела кропотливую работу в отделе

редких книг Российской национальной библиотеки и Национальной библиотеки Чувашской Республики, в архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук. Так, в отделах редких книг им удалось скопировать уникальные труды Н. Я. Бичурина: «История Тибета и Хухунора с 2282 года до Р.Х. до 1227 года по Р.Х. с картою на разные периоды истории» (1833) [3], «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» (1851), «Историческое обозрение ойратов или калмыков с 15 столетия до настоящего времени» (1834), «Описание Тибета в нынешнем его состоянии» (1828), «Описание Пекина с приложением плана сей местности» (1829), «Описание Чжунгарии и Восточного Туркестана в древнейшем и нынешнем его состоянии» (1829). Перечисленный материал - фундамент для создания синологического центра на базе музея.

Музей представляет собой доступную и открытую систему и для обучающихся, и для населения, и для специалистов разного профиля. За возможность ознакомиться с богатейшим творческим наследием Н. Я. Бичурина и получить обширную специализированную информацию по Востоку местные журналисты называют музей «Бичурин и современность» «маленьким Китаем в поселке Кугеси» [12].

Под творческим руководством директора И. В. Удаловой сотрудники музея ведут весьма результативные научно-поисковые исследования по многим проектам: «Валаамское заточение отца Иакинфа», «Бичуринские места в Санкт-Петербурге» (О. Н. Ижеде-рова), «Бичурин в литературном кругу Санкт-Петербурга» (Е. В. Матросова), - по итогам которых накопленные материалы о Н. Я. Бичурине обобщены и опубликованы в ежегодном альманахе под названием «Иакинф Бичурин - первый российский синолог». Он представляет собой сборник научных статей, публикаций периодики, рассказывающих о жизни и деятельности основоположника русского востоковедения, в него также вошли в сокращенном виде труды самого ученого-синолога «Очерки истории Китая» и «Китай в гражданском и нравственном состоянии» [12].

Во время музейных экскурсий неподдельный интерес у обучающихся и слушателей вызывают факты связи Н. Я. Бичурина с этнической родиной: слушатели задают вопросы, насколько часто ученый бывал на родной стороне, есть ли у него родственники и потомки, если есть, где они проживают в настоящее время, и т. п. Ответы на эти и другие вопросы мы находим в трудах профессора В. Д. Димитриева: «Трудясь в 20-х - начале 50-х гг. XIX в. в основном в Петербурге, Никита Яковлевич не терял связей с родственниками, с Чувашией. Проезжая через Чувашию в 1821 г. по пути из Китая в Петербург, в 1830 и 1831 гг. из Петербурга в Забайкалье и обратно, в 1835 и 1838 гг. из Петербурга в Кяхту и обратно, он мог посещать родные места, встречаться со своими родственниками и знакомыми, деятелями чувашского просвещения и культуры, исследователями чувашского языка и этнографии. В 1821 г. он был, вероятно, в с. Абашево Чебоксарского уезда у священника Василия Прокофьева, умершего в 1823 г. Его имя и фамилия, адрес были занесены в записную книжку Н. Я. Бичурина. В 1838 г. он последний раз побывал на могилах матери и отца» [7].

В рамках культурно-образовательной музейной деятельности систематически проводятся тематические учебные экскурсии и открытые уроки для школьников по темам «Эхо древней культуры Среднего Поволжья: сокровища абашевских курганов», «Пушкин и Бичурин. Знакомство с творчеством русского поэта и наследием востоковеда-синолога. История их дружбы», «Наука и культура 18 века. Научный подвиг Бичурина - члена-корреспондента Российской академии наук (1828). Российское востоковедение», «Русская литература. Гоголь и Бичурин», «Восточные цивилизации. Китай. Очаровательный Пекин», «Возникновение городов и ремесел. Чувашская вышивка», «Культура и быт народов Поволжья ХУ1-ХУШ вв.», «Традиции и обычаи чувашского народа», «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «Защитники Отечества. Герои войны - наши земляки» и др.

Популярными среди школьников стали тематические конкурсы художественного творчества «Взгляд Бичурина на Восток», «Китай глазами детей» и пр. Это воспитательно-образовательное направление в музейной работе особым авторитетом пользуется у руководителей учреждений дополнительного образования - детских школ искусств, художественных, музыкальных школ и домов творчества. По их отзывам, музей превратился в подлинный педагогический и культурный центр республики.

Содержательную и широкоплановую культурно-досуговую работу ведет музей с семьями, детьми и их родителями. При этом его основными целями являются организация детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики и приобщение к научному подвигу Н. Я. Бичурина, культурно-историческому достоянию родного Чебоксарского района как этнической родины ученого, патриотическое воспитание подрастающего поколения. Для обучающихся школ п. Кугеси систематически проводятся тематические лекции по ознакомлению с основными этапами жизнедеятельности великого ученого-синолога: «Книга Н. Я. Бичурина „Китай в гражданском и нравственном состоянии"», «Великая дружба А. С. Пушкина и Н. Я. Бичурина», «Об истории Тибета и Хухунора по книге Н. Я. Бичурина [3]: к 190-летию со дня избрания Н. Я. Бичурина членом-корреспондентом Академии наук» и др.

В последнее десятилетие в связи с активным российско-китайским взаимодействием во многих сферах общественной жизни увеличивается количество людей, интересующихся китайским языком, для которых в музее организован клуб «Путешествие в загадочный Китай», где проходят бесплатные занятия по китайскому языку и знакомство с китайской культурой. Наиболее эффективными формами этого направления музейной педагогической деятельности стали виртуальные заочные путешествия в Китай, которые проводятся средствами новейших систем - аудиогида с использованием QR-кодов. Аудиогид - это персональный электронный экскурсовод, его появление в залах музеев стало возможным благодаря развитию микроэлектроники. Музей в рамках стратегии развития для улучшения условий приема посетителей и создания благоприятной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья внедряет в свою работу систему Маугри -современный вид сервиса. Принцип работы Маугри основан на популярной технологии распознавания QR-кодов. Система доступна для всех типов устройств: iOS и Android, а также как WEB-версия для других платформ, она устанавливается бесплатно и доступна на AppStore и GooglePlay. Этот инструмент позволяет пользователям смартфонов прослушать интересную познавательную информацию по залу «Научный подвиг Бичурина», «Зал этнографии», «Зал археологии». QR-коды были выбраны не случайно, поскольку эта современная мобильная технология не требует больших материальных затрат и проста в использовании. Экскурсию можно будет прослушать как на чувашском и русском, так и на английском и китайском языках [12]. Практика показала, что такой способ получения познавательных фактов нравится посетителям, и руководство музея видит большие перспективы в использовании QR-кодов в качестве аудиогидов.

Среди приоритетных направлений в плане социально-воспитательной деятельности музея по реализации наследия Н. Я. Бичурина и его воспитательного потенциала можно особо выделить патриотическое воспитание и формирование гражданской позиции, воспитание любви к родному краю и людям науки и труда. В произведениях Н. Я. Бичурина ярко выражена идея патриотического, духовно-развитого, социально зрелого, всегда стремившегося к саморазвитию и самосовершенствованию, направленного к знаниям человека. Его жизнь и многогранная деятельность являются примером для подражания молодежи, идеи его произведений оказывают важное положительное влияние на содержание и характер становления личности. С этой позиции в музее в рамках месячника оборонно-массовой и спортивной работы регулярно проводятся конкурс сочинений («Я -патриот своей страны»), традиционные уроки мужества и патриотизма (в рамках Дня Ге-

роев Отечества, Дня Победы, встреч с представителями старшего поколения, ветеранами труда и Великой Отчественной войны, участниками боевых действий в Афганистане и на Кавказе, Дня защитника Отечества и Дня воина-интернационалиста), просмотр фильмов в рамках акции «Мы помним наших героев» из фондов БУ «Государственный архив электронной и кинодокументации Чувашской Республики», фестиваль военно-патриотических фильмов («Служа Отечеству», посвященный 72-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., совместно с БУ «Киностудия „Чувашкино"» и Архивом электронной кинодокументации Минкультуры Чувашии) и др.

Памятной для учащихся школ и их родителей осталась встреча с автором книги «Дети войны» Г. С. Соловьевой. В День воина-интернационалиста в музее вспомнили историю необъявленной войны и узнали о памятниках, посвященных героям этой войны в Чебоксарском районе. Познакомились ребята и с фронтовыми письмами из фондов музея «Бичурин и современность» и узнали о подвигах земляков в годы Великой Отечественной войны. Периодически свои встречи проводят здесь ветераны Группы советских войск в Германии, Совет ветеранов войны и труда Чебоксарского района.

Музей «Бичурин и современность» присоединился к Всероссийскому ежегодному проекту «День в музее для российских кадетов». В День Неизвестного солдата посетители музея встретились с бойцами поискового отряда «Память» ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, которые рассказали о своих экспедициях в Смоленскую, Калужскую и Ленинградскую области и находках.

Н. Я. Бичурин был истинным патриотом и в отношении сохранения в первозданной чистоте русского языка, требовал к нему уважительного отношения, что является неопровержимым фактом гражданственности и русского патриотизма, проявления гордости за богатство языка: «...русский язык так богат словами, что без необходимости вовсе не нужно пестрить его иностранными ...». Он был против засорения национального языка иностранными словами и, духовно сопротивляясь этому явлению среди ученых и творческих людей, подчеркивал: «...Русские учились у иностранцев всему, что требовалось для просвещения Отечества, но впоследствии исподволь научились следовать всему иностранному безусловно. В настоящее время подражание Западной Европе простерлось до того, что мы не токмо отечественный язык облекаем в формы иностранных языков и без нужды употребляем слова, чуждые русскому языку, но даже тщеславимся усовершенствованною способностью подражать иностранцам Западной Европы и в этом поставляем высшее достоинство наших умственных способностей и успехов. Никто не может порицать нас за подражание западным европейцам в разных художествах, ни осуждать за усвоение открытий или изобретений. Это и похвально, и полезно; но никак не можно одобрять то, что мы с безусловною доверенностию следуем превратным мнениям западных писателей о таких вещах, нежели к ним, и о которых по этой причине мы с большею основательностью можем судить, нежели западные писатели» [2].

Небывалый интерес среди слушателей и участников экскурсий вызывают факты знакомства Н. Я. Бичурина с другими известными учеными: историком-востоковедом, русским дипломатом, балтийским немцем по происхождению П. Л. Шиллингом (1786-1837), естествоиспытателем, географом и путешественником А. Гумбольдтом (1769-1859), который рекомендовал труды Н. Я. Бичурина (Иакинфа) французскому синологу С. Жюльену. В марте 1831 г. Иакинф, благодаря переводам основных его книг и статей на французский язык, был избран почетным иностранным членом Парижского Азиатского общества: «Благодаря о. Иакинфу передовые люди России получили широкое представление о странах и народах, истории, экономике и культуре Азии» [цит. по 1].

В рамках этнопедагогического просвещения посетителей музея (обучающихся, учителей и др.) используются сведения об уважительном отношении Н. Я. Бичурина к обычаям и культурным достижениям других народов. Во время путешествий он наблю-

дал за народными традициями и вел записи («Записки о Монголии»), которые являются для педагогов достоверным иллюстративным материалом для обсуждений: «Летом... начинают монголы свои празднества. Молодые люди, которые со своим вином и баранами, отправляются к священным обо, при которых поклоняются духам - покровителям окрестных мест. Перед сими обо ламу ставят низкие столики, садятся за оные на тюфяках и совершают священнослужение под открытым небом. Потом сходят в долины, где вообще празднество их обыкновенно украшается соперничеством в конных ристаниях, в стрелянии из лука и в борьбе. Победители получают определенную от общества награду. Потом начинают домашние празднества и посещают друг друга» [2].

Практика использования научно-литературного наследия Н. Я. Бичурина в современной культурно-образовательной и воспитательной музейной работе с обучающимися показывает, что детально описанные ученым погребальные ритуалы и обряды весьма информативны, содержательны и интересны для этнографов, этнопедагогов и обучающихся: «Владетельных князей и их супруг, также царевен и царских зятьев хоронят по обыкновениям китайским с шаманскими обрядами. Полагают их в гроб оболоченных в одежду и содержат на кладбище до прибытия посланника от китайского двора для принесения жертвы покойной особе. После сего погребают; и сыновья со внуками ежегодно делают поклонение и приносят жертвы над их прахом в предписанные законами времена... Из прочих как скоро кто умрет, оболокают его в любимое им хорошее платье, потом обвертывают войлоками в протяженном положении. Похоронят по гаданию лам, или полагая труп на сучьях дерева, или зарывая несколько в землю, или обкладывая каменьями на поверхности земли, но только всегда от своих юрт к северу» [2]. Тысячелетняя традиционная культура духовно-нравственного воспитания для И. Я. Бичурина представляла особый пласт научного познания, несущий мощный заряд духовности.

Сотрудники музея знакомят всех посетителей и юных поисковиков-краеведов с ис-торико-этнографическими сведениями о монгольских племенах, которые с увлечением собирал Н. Я. Бичурин и включил в свой сборник «Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии». Активно наблюдая за их жизнью, ученый узнавал о ритуалах как символах веры и послушания, а затем подробно излагал их в своих путевых записках о Монголии.

В рамках проведения бесед по религиоведению весьма полезно, как показывает практика, использование материала из личного рассуждения ученого по поводу верования монголов: «Поклонение Богу в частях мира, наиболее являвших его силу и премудрость, и обоготворение славных мужей по смерти составляли древнюю монголов религию, которую ныне называют шаманством, а пророчества составляли часть богослужения. Сию же саму религию более сорока веков исповедует и Китай; но китайцы от прочих народов всегда отличались тем, что употребление особливых жрецов признавали суеверием. У них приношение жертв славным мужам возложено на местных начальников; а приношение жертв предкам предоставлено старейшине в роде или семействе. Нынешнее шаманство у тунгусов есть не что иное, как искаженный остаток общей религии, существовавшей в Азии в древнейшие времена» [2].

При обсуждении этих текстов старшеклассники оживленно проводят чувашско-монгольские историко-духовные параллели в массовом сознании двух народов: значимости символической цифры «семь» и для монголов в совершении ритуала богослужения, священнодействия и молитвословия, особенностей песнопения и т. п.: «...Знатные и достаточные люди пред погребением покойника приглашают лам для чтения молитв. Пространное моление о упокоении умершего продолжается семью семь, или, по нашему счету, семь недель...» [2].

Большой интерес среди обучающихся вызывают также информативно-лаконичные тексты И. Я. Бичурина о священнодействиях, совершаемых в сопровождении определен-

ных проповедей: «Ламы совершают богослужение три раза в день: утреннее и полуденное на голосах, при чем между расстановками бьют в литавры, а вечернее - на духовых музыкальных орудиях. Зов к богослужению приводится трубным звуком в большие морские раковины. Ламы, собравшись в храм, садятся на тюфяки, по полу разложенные на правой и левой стороне. Они сидят лицом друг к другу и читают нараспев однотонным голосом священные книги, лежащие перед ними на длинных низких столах...» [2].

Интересно также символическое смысловое значение строения храмов и их расположения, описанное ученым: «Образ построения монастырей не менее замечателен. В окружности храма каждый лама имеет свой домик с моленною или небольшим храмом и содержит учеников, которые считаются духовными детьми его... Монгольские храмы имеют вход с южной стороны, и сей самый вход составляет лицевую сторону их. Сии храмы вообще мрачны; весьма слабый просвет сквозь дверь и огонь лампы освещают их внутренность» [2].

Резюме. Таким образом, разнообразие форм массовой культурно-просветительской и воспитательной работы на основе педагогики сотрудничества, научно-исследовательских проектов по изучению и пропаганде огромного потенциала наследия великого ученого Н. Я. Бичурина способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, самосознания, становлению активной жизненной позиции, совершенствованию умения успешно адаптироваться в окружающем мире, формированию личности как носителя этнокультуры в условиях современного образовательного пространства [11], духовно-нравственных идеалов и ценностной ориентации (патриотизма и гражданственности, жизни и человеческого счастья, семьи и любви к ближнему и др.), привитию чувства уважения к своим этническим корням и толерантности по отношению к другим культурам, формированию этнокультурной компетентности, повышению межкультурного взаимодействия и т. д. Основными направлениями реализации бичуринских идей в современной культурно-просветительской и образовательной музейной деятельности являются: научно-поисковое, исследовательское, культурно-образовательное, социально-воспитательное, патриотическое, духовно-нравственное, культурно-досуговое, просветительное, этнокультурное и пр.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштам А. И. Н. Я. Бичурин (Иакинф) и его труд «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» : в 3 т. Т. 1. - М. ; JI. : Ин-т этнографии АН СССР им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1950.-382 с.

2. Бичурин Н. Я. (Иакинф). Записки о Монголии, сочиненные монахом Иакинфом : в 2 т. Т. 1. - СПб. : Тип. К. Крайя, 1828.-231 с.

3. Бичурин Н. Я. (Иакинф). История Тибета и Хухунора с 2282 года до P. X. до 1227 года по P. X. с картою на разные периоды истории. - СПб. : Тип. Имп. акад. наук, 1833. - 235 с.

4. Григорьев В. С. Новые книги об основоположнике российского научного китаеведения Иакинфе Бичурине // Проблемы Дальнего Востока. - 2017. - № 1. - С. 136-141.

5. Григорьев В. С. Педагогическая деятельность академика-синолога Н. Я. Бичурина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение // Вопросы теории и практики. - 2012. - № 12(26). - С. 65-68.

6. Денисов П. В. Жизнь монаха Иакинфа Бичурина. - Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1997. - 272 с.

7. Димитриев В. Д. Востоковед Н. Я. Бичурин и Чувашия. - Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 2002. - 59 с.

8. Мясников В. С. Творческое наследие Н. Я. Бичурина и современность // Проблемы Дальнего Востока. - 1977. - № 3. - С. 168-177.

9. Никитин А. С. Рожденный небом и землей. Встречь солнца: Цинская империя и отец Иакинф. - Чебоксары : Ин-т туризма и сервиса, 2008. - 368 с.

10. Николаев Э. В., Петрова Т. Н. Аксиологические основы социально-философских и педагогических идей Н. Я. Бичурина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2018. - № 2(98). - С. 220-230.

11. Петрова Т. Н., Арсалиев Ш. М.-Х. Актуализация системы формирования личности как носителя этнокультуры в условиях современного образовательного пространства // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2018. - № 3(99). - С. 134-142.

12. Удалова И. В. Наследие Н. Бичурина в музейном пространстве // Преемственность просветительских традиций : сборник научно-практической конференции / сост. и науч. ред. В. С. Григорьев. - Чебоксары, 2013. - С. 85-90.

Статья поступила в редакцию 02.04.2019

REFERENCES

1. Bernshtam А. I. N. Ya. Bichurin (Iakinf) i ego trud «Sobranie svedenij о narodah, obitavshih v Srednej Azii v drevnie vremena» : v 3 t. Т. 1. - M. ; L. : In-t etnografii AN SSSR im. N. N. Mikluho-Maklaya, 1950. - 382 s.

2. Bichurin N. Ya. (Iakinf). Zapiski о Mongolii, sochinennye monahom Iakinfom : v 2 t. Т. 1. - SPb. : Tip. K. Krajya, 1828.-231 s.

3. Bichurin N. Ya. (Iakinf). Istoriya Tibeta i Huhunora s 2282 goda do R. H. do 1227 goda po R. H. s kartoyu na raznye periody istorii. - SPb. : Tip. Imp. akad. nauk, 1833. - 235 s.

4. Grigor'ev V. S. Novye knigi ob osnovopolozhnike rossijskogo nauchnogo kitaevedeniya Iakinfe Bi-churine // Problemy Dal'nego Vostoka. - 2017. - № 1. - S. 136-141.

5. Grigor'ev V. S. Pedagogicheskaya deyatel'nost' akademika-sinologa N. Ya. Bichurina // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie // Voprosy teorii i praktiki. - 2012. -№ 12(26). - S. 65-68.

6. DenisovP. V. Zhizn' monaha Iakinfa Bichurina. - Cheboksary : Chuvash, kn. izd-vo, 1997. - 272 s.

7. Dimitriev V. D. Vostokoved N. Ya. Bichurin i Chuvashiya. - Cheboksary : Chuvash, kn. izd-vo, 2002. - 59 s.

8. Myasnikov V. S. Tvorcheskoe nasledie N. Ya. Bichurina i sovremennost' // Problemy Dal'nego Vostoka. -1977. -№3. -S. 168-177.

9. Nikitin A. S. Rozhdennyj nebom i zemlej. Vstrech' solnca: Cinskaya imperiya i otec Iakinf. - Cheboksary : In-t turizma i servisa, 2008. - 368 s.

10. Nikolaev E. V., Petrova T. N. Aksiologicheskie osnovy social'no-filosofskih i pedagogicheskih idej N. Ya. Bichurina // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. -2018. - № 2(98). - S. 220-230.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Petrova T. N, Arsaliev Sh. M.-H. Aktualizaciya sistemy formirovaniya lichnosti kak nositelya et-nokul'tury v usloviyah sovremennogo obrazovatel'nogo prostranstva // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2018. - № 3(99). - S. 134-142.

12. Udalova I V. Nasledie N. Bichurina v muzejnom prostranstve // Preemstvennost' prosvetitel'skih tradicij : sbornik nauchno-prakticheskoj konferencii / sost. inauch. red. V. S. Grigor'ev. - Cheboksary, 2013. - S. 85-90.

The article was contributed on April 02, 2019 Сведения об авторе

Николаев Эдуард Владимирович - аспирант кафедры педагогики, психологии и философии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Author information

Nikolaev, Eduard Vladimirovich - Post-graduate Student, Department of Pedagogics, Psychology and Philosophy, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.