УДК 930Бичурин:[1::316+37]
Э. В. Николаев, Т. Н. Петрова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Н. Я. БИЧУРИНА
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье раскрываются аксиологические основы социально-философских и педагогических идей выдающегося деятеля российской науки, просвещения и культуры ХУШ в. Н. Я. Бичурина, которые открывают новые грани понимания таких общечеловеческих и индивидуально-личностных ценностей, как Человек, Отечество, Природа, Наука, Знания. Анализ научного наследия Н. Я. Бичурина подтверждает, что именно эти понятия в совокупности составляют стержневую основу Гармонии в мире и в душе каждого Человека.
Ключевые слова: аксиология, аксиологические основы, педагогическая концепция, социально-философские и педагогические идеи, народность, ценности и ценностная ориентация, народная культура, научное наследие Н. Я. Бичурина, просветительство.
Актуальность исследуемой проблемы. Никита Бичурин - выдающийся российский деятель науки и просвещения, основоположник русской синологии, первый русский китаевед, получивший общеевропейскую известность. В научной литературе имеются достаточно богатые в информационно-содержательном и описательном плане исследования о его научно-просветительской и миссионерской деятельности. Однако в них отсутствуют концептуальное видение и осмысление социально-философских и педагогических идей ученого, в основе которых лежат аксиологические императивы - Человек, Природа, Наука. Ретроспективный анализ и выявление преемственности социально-философских, педагогических идей и концептуальных положений в научных трудах Н. Я. Бичурина представляют весьма актуальную проблему, а полученные результаты и выводы позволят обозначить ориентиры для реконструкции и внедрения научного наследия великого ученого в современную образовательно-воспитательную практику.
Обращение к проблеме формирования духовности и нравственности Человека с большой буквы еще более актуализируется в условиях кризиса духовной жизни общества, падения социальной ответственности и моральной деградации его членов. В связи
© Николаев Э. В., Петрова Т. Н., 2018
Николаев Эдуард Владимирович - аспирант кафедры педагогики, психологии и философии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Петрова Татьяна Николаевна - доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной работе Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.03.2018
с этим нам представляется, что концептуальным в научных трудах и философии Н. Я. Би-чурина является вопрос о моральных ценностях и идеале образованного Человека с высоким духовно-нравственным уровнем. Высшими же способами самоутверждения Человека являются Знание и Труд как форма Познания.
Материал и методика исследований. В методологическом плане мы опирались на теоретические выводы и обобщения, содержащиеся в трудах, изданных сотрудниками Института Дальнего Востока Российской Академии наук. Основными источниками исследования явились научные труды Н. Я. Бичурина; монографии, научно-популярные труды ученых-исследователей Института Конфуция - международных культурно-образовательных центров, создаваемых для распространения китайского языка за рубежом Государственной канцелярией Министерства образования КНР совместно с зарубежными синологическими центрами; современные периодические издания и критические статьи; материалы научно-практических конференций, семинаров и др. Общую схему исследования обеспечили следующие методы научного познания - реконструктивно-генетическое моделирование; историографический, историко-педагогический и ретроспективный анализы; аксиологический, социально-исторический и культурологический подходы. Целью исследования является раскрытие аксиологической основы социально-философских взглядов и концептуальное представление педагогических идей великого просветителя и деятеля науки ХУШ-Х1Х вв. Н. Я. Бичурина, установление исторической преемственности в развитии гуманистических, прогрессивных идей духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Результаты исследований и их обсуждение. Ученому миру широко известно многогранное научное творчество и миссионерская просветительная деятельность выдающегося ученого-китаеведа, историка и политического деятеля, незаурядной личности и гениального сына чувашского народа Н. Я. Бичурина. Исследованием его трудов занимались такие известные ученые, как П. В. Денисов [7], В. Ф. Каховский, В. С. Григорьев [5], В. Г. Родионов, С. Г. Лузянин, В. С. Мясников [10], В. Н. Кривцов [8] и др. В их работах раскрыта полная биография, научно-просветительская, духовно-миссионерская и преподавательская деятельность ученого, его «личный научный подвиг» (проф. А. И. Макаров-ский) в области востоковедения и синологии.
Человечество на разных этапах своего развития представлено множеством народов с разными культурами, в том числе и педагогическими. Философия любого народа включает в себя духовность, нравственность, сущностные характеристики представлений о судьбе, надежде, вере, чести и достоинстве. Образцом гуманистической и демократической направленности философско-педагогической культуры народов являются древние традиции воспитания, представленные в произведениях фольклора. В них зафиксированы нравственные нормы, этические представления народов. Несмотря на их национальную окрашенность, в них прослеживается присутствие общечеловеческих ценностей, идей добра и зла, светлых и темных сил. Через сказки, легенды и предания происходило усвоение молодым поколением идей гармонии мира, формирование эстетических вкусов, осознание своей человеческой и национальной полноценности, укрепление чести и достоинства [12].
Древнечувашская философия и педагогическая культура чувашского народа уходят своими корнями в народное творчество и имеют в нем главную питательную среду развития, связанную прежде всего с Природой и земледельческой деятельностью. Она во всем своем многообразии и богатстве содержания определяется как синтез национально-особенного и общечеловеческого со своей неповторимостью, уникальностью и само-
бытностью. Эти особенности представляют самую главную и оригинальную модель этнокультурных ценностей, основанных на духовности и нравственности. В ней, как показывает анализ соответствующей литературы и чувашского фольклора, существует общая социальная (общенародная - национально-этническая) и индивидуально-личностная система ценностных ориентаций. Однако есть ценности, которые независимо от их разных аксиологических миров для всех людей являются общезначимыми, общепланетарными -космополитическими. Именно на них ориентировался великий ученый Н. Я. Бичурин в своем мировоззрении: народно-педагогические традиции, по его мнению, как национально-ментальные ценности в контексте мировой цивилизации предстают в качестве ценностей общечеловеческих и становятся явлением глобального социального значения в масштабе нации и человечества. Этим объясняется актуальность возросшего на сегодняшний день научного интереса всего педагогического мира к традициям познания действительности как базы для построения наполненного общепланетарного воспитательно-образовательного пространства.
Н. Я. Бичурин является одним их ярких представителей философско-педаго-гической концепции, напрямую касающейся воспитательной культуры народов, в том числе чувашского. Историко-педагогический и ретроспективный анализы научного наследия и произведений Н. Я. Бичурина показывают, что содержание его социально-философского и педагогического мировоззрения носит ярко выраженный аксиологический, следовательно, международный характер. В нем - человеческая жизнь и направленность его деятельности, т. е. бытие представляется как наивысшая общечеловеческая ценность. В связи с этим в контексте нашего исследования «аксиологическая основа социально-философских и педагогических идей» великого просветителя интерпретируется как понимание ученым проблем аксиологии (ценности) Человека и его жизнедеятельности, сосредоточенного на идеалах, нормах и принципах сознания, в симбиозе с праксиологией, т. е. с формами познавательной и преобразовательной практики Человека, детерминированной национально-этническими, природно-климатическими и социально-культурными факторами. Это подводит нас к выводу о том, что аксиологической основой социально-философских и педагогических взглядов Н. Я. Бичурина является триада - Человек (его разум, саморазвитие, самосовершенствование), Природа (ценностный мир, красота, добро), Наука (познание, труд, деятельность), определенная по сферам бытия, т. е. ценности природы, культуры, социума, науки и искусства. Его педагогика основана на подлинной самоценности, национальном мироотношении, этническом самосознании, национальном характере. При таком подходе реализуется демократическая идея равноправия культур всех народов, их цивилизационного диалога, ведущая к становлению действительно полинациональной, а поэтому общечеловеческой по своей сути, педагогики. Основой их интеграции выступают общечеловеческие и национально-этнические ценности и идеалы воспитания, которые преломляются через национальный менталитет и приобретают неповторимо-самобытное, уникальное звучание.
Через всю призму содержательной глубины научного наследия, сложности жизни и миссионерско-просветительной деятельности Н. Я. Бичурина доминирующей идеей проходит народность, т. е. идеи гуманистической общности и солидарности, развития межнациональных связей духовности и нравственности народов, связанных многовековыми историческими и социокультурными условиями, единым духовно-культурным пространством, общностью народной философии и психологии, взаимовлиянием и ассимиляцией исторических и культурно-педагогических традиций соседствующих народов [12].
Она строилась только в единстве с такими понятиями, как «народная философия», «народная культура и его духовная жизнь», «образование и наука», «народное просвещение» и др., которые красной нитью проходят в научных трудах и произведениях ученого, отличающихся своим глубоко историческим и народным содержанием. Подлинную народность в формировании Человека Н. Я. Бичурин рассматривал только во взаимодействии с общечеловеческими и интернациональными ценностями, каковыми являются, на его взгляд, Природа (как макрокосм в контексте с человечеством), Наука и Образование, обусловленные расширением сферы деятельности Человека, характером культуры и цивилизации. Все эти духовные ценности наполняют человеческую жизнь смыслом, выступая лишь в совокупности. В этом его философская позиция понимания «ценности» во многом совпадает с представлениями древнегреческих мыслителей, которые видели функциональное назначение ценностей, прежде всего, «в благе служения и пользе Отечеству», которое можно достичь только через познание внутренних ценностей [12].
В своих произведениях Бичурин рассуждал о глубинной исторической духовности народов, о бытии, традициях и обычаях, о содержательно-смысловой нагрузке национального языка и культуры. На основе анализа чувашско-русских, российско-китайских духовных связей он пытается вывести общее, чтобы тем самым сделать понятной программу духовно-нравственного совершенствования личности в чувашской народной педагогике - камал (нрав, характер, настроение, душевное состояние, поведение, дисциплина), что показывает широту смысловой и семантической гаммы в зависимости от внешних и внутренних факторов психологического состояния человека [12]. Истинное воплощение программа духовности и нравственности (камал) нашла в педагогических произведениях Н. Я. Бичурина. Ученый считал, что, благодаря таким средствам народного воспитания, как исторические предания, сказки, пословицы, поговорки на воспитательные темы, у человека с детских лет накапливается педагогический опыт.
Для понимания ведущей идеи педагогической концепции Н. Я. Бичурина нам необходимо обратиться к его трактовке понятия «нравы», в котором великий мыслитель раскрыл ментальное содержание, национально-духовные истоки духовности народа как историко-культурной ценности всего общества. Духовность в понимании Н. Бичурина - явление самобытное и уникальное, индивидуальное для каждого и общее для всех, обусловленное природно-климатическими особенностями жизни народа, его культурой, религией, а также генетическим наследием, проявляющимся в своеобразии уклада жизнедеятельности. По этому поводу Н. Я. Бичурин писал: «...Слово ,,нравы" мы берем не в отношении к качествам одного человека, а в отношении к целому народу; и разумеем под оным привычки, поступки, даже самые мнения. Нравы, в сем смысле взятые, составляют панораму общественного и частного народного быта» [2, с. 378].
Отмечая детерминированность формирования личности природно-климатическими, витальными и ментальными факторами, генетическим фондом этносов, Н. Я. Бичурин утверждал: «Нравы получают начало от физического положения обитаемой страны и климата, направляются общественным воспитанием, укореняются законами» [2, с. 378-379]. В то же время жизнь людей в обществе подчиняется и правовым установкам, т. е. законам. При этом Н. Я. Бичурин высоко ценил роль народного воспитания. Так как в его монографии «Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение» уже помещены очерки о китайских нравах (политических, религиозных, гражданских и народных), то он добавляет: «Здесь остается нам бросить общий взгляд на добрые и худые нравы в одном только нравственном отношении, исследовать начало добрых и худых народных качеств» [2, с. 379].
В основе педагогической концепции лежит также идея о социальной и исторической роли народа в создании духовной культуры и традиционной системы воспитания. Этим и объясняется, что воспитательные ценности предшествующих педагогических культур преобразовываются, обогащаются и прогрессируют во времени и в пространстве. Однако они функционируют в определенном временном и социальном пространстве, отражают своеобразие национально-ментальных ценностей, воспитательных традиций, обычаев и обрядов и т. п.
На основе изучения биографических, художественно-литературных произведений и научных изданий нам удалось выявить еще один аксиологический феномен социально-философских и педагогических идей Н. Я. Бичурина - Просвещение и развитие Науки. Основную задачу просветительской общественной мысли ученый, как и его современники демократы-гуманисты, видел в приобщении широких народных масс к общечеловеческой и национальной культуре. Его глубоко волновала проблема развития российской науки и просветительства. По мнению российского историка, востоковеда, китаеведа В. Г. Дацышена, Н. Бичурин, «подняв русское китаеведение на самый высокий уровень, в своих работах продолжал общегуманитарную линию XVIII века» [6].
Концепция просвещенного Человека, гуманиста, общественника и творческого деятеля, каковым был сам Н. Я. Бичурин, ярко отразилась в его оде «Сон», в которой главной темой является идея создания Образа современного учителя, воспитателя, просветителя, обладающего именно той самой гармонией тела и души (чув. камалла). В этом произведении на основе своих духовных устремлений и народных представлений о великом значении Науки и Просвещения, ценности Знаний, о книжном обучении и воспитании юношества, о безмерном уважительном и благодарном отношении к Учителю он создал символический образ народного Просветителя. По документальным данным [11] образовательно-воспитательная и эмоционально-творческая атмосфера в Казанской духовной семинарии, куда в 1785/1786 учебном году был переведен «самый одаренный ученик Свияжской новокрещенской школы Никита Бичурин после обучения нотному пению» [11], была благоприятна для формирования такого образа. Именно в стенах семинарии, в обстановке активного творчества, происходило духовное и личностное развитие самого ученого, формировались его мировоззренческие взгляды и зрела тяга к науке, тем самым происходило осознание цели и непреходящих ценностей жизни.
На одном из мероприятий 1795 года, посвященном встрече с митрополитом Амвросием Подобедовым в честь его именин, в семинарии были устроены «торжества», в ходе которых состоялись творческие выступления слушателей семинарии. Талантливый ученик Никита Бичурин продекламировал два своих стихотворения: «Сон» на русском языке и «Ме^» (Мелос) на греческом, которые впоследствии были напечатаны в сборнике «Торжества Казанской семинарии» (1795). Один из путей обновления социального положения и общественной жизни, духовного раскрепощения народов, развития их национальных культур тогда еще юный Никита видел в Науке и Просвещении. По этому поводу профессор В. С. Григорьев пишет: «... Многие его мысли и социальные новации стали вновь актуальны в современных условиях - о справедливом устройстве общества, роли учителя, науки и религии в судьбе страны, важности взаимодействия культур разных народов и т. д. . Никита Яковлевич Бичурин являлся активным участником сотворения „золотого века" русской культуры XIX в.» [5].
С молодости Н. Бичурин знал и убеждался в том, что источником познания являются только Наука и человеческий разум. Это отражается и в стихотворении «Сон»: «в
сих размышленьях погруженный» поэт видит сон: появившийся вдруг мудрый старец ведет юношу в храм Науки, Знаний. В уста старца-учителя, приобщающего своих воспитанников к высокой Науке, автор вложил идею учености и жажду научного познания:
Что от очей телесных скрыто, Чего вещественно не зрим, То мысленным очам открыто, Не просвещен ты, светом сим. И для сего - то мысль твоя, Вину смешенья от тебя Сокрыту, не могла понять -Но должен ты ее узнать [3, с. 351].
Еще в детстве и в юношеские годы Н. Я. Бичурин мечтал открыть причины и тайны мироздания. Его пытливый ум стремился пробиться сквозь все преграды и приблизиться к реальному познанию окружающего мира. В центре внимания ученого было познание Мира и Вселенной и места человека в ней. В документальной повести «Начало пути» Э. Ф. Кузнецова пишет: «.перед пострижением в монахи 22-летний Никита Бичурин размышляет: „Разве это не радость - познавать мир? Разве это не счастье - отдавать свои знания людям, быть полезным родине?"» [9, с. 125].
В бичуринских стихах нас поражает умение органично сочетать возвышенную эмоциональность и философскую широту мышления, емко и далеко предвосхитить результаты благородной деятельности просвещенного архиепископа Казанско-Свияжской епархии Амвросия Подобедова:
Тобой науки процветают, Тобой растут успехи в нас, Тобой утехи обитают, Тобой красуется Парнас. [3, с. 5].
Впоследствии «благотворный образ учителя стал для Н. Я. Бичурина примером служения просветительному делу, и летом 1802 г. он с большим воодушевлением, со стремлением воплотить в жизнь новаторские находки своего наставника выехал в Сибирь, принял должности настоятеля Иркутского Вознесенского монастыря, ректора Иркутской духовной семинарии и духовный сан архимандрита» [5].
В своих классических произведениях ученый и поэт выразил общечеловеческие идеи и чаяния. В самом Н. Я. Бичурине как просветителе общественной мысли присутствовала в какой-то степени преувеличенная вера во всемогущество Знаний как мощного орудия коренного преобразования мира и общественной жизни народа. В то же время он ясно понимал, что только через прославление знаний, силу просвещения можно вывести народ из тяжелейшего социального положения. Ода «Сон» проникнута высоким этическим содержанием, так как ставит вопрос, в первую очередь, о ценности книжных научных знаний, что является главным духовным богатством человека. Эта мысль сохраняет свою актуальность и до настоящего времени.
Еще одной важной и отличительной чертой социально-философских и педагогических идей Н. Я. Бичурина является понимание Человека как главной ценности и как аналога мира в причастности к сохранению гармонии целого: Вселенной, Природы, Человека. Разрушение внутренней гармонии Человека с жизнью Природы, Вселенной, по
древнечувашским представлениям, могло привести к разрушению всего человечества [4]. В качестве иллюстрации сказанного обратимся к философско-педагогическим произведениям Никиты Бичурина, посвященным озеру Байкал. При активном дружеском содействии А. С. Пушкина в отечественных журналах «Северные цветы» (1832) и «Телескоп» (1833) впервые были напечатаны его путевые записки «Байкал» и «Прогулка за Байкал» (позже они были объединены автором и названы «Отрывки из путешествия по Сибири»). Они проникнуты, как и было свойственно многим философам, глубоким размышлением о ключевых социально-философских проблемах: о человеческой жизни, смысле и ценности пребывания человека на земле, о человеческой деятельности. Наиболее значимые педагогические раздумья отразились в очерке «Байкал», который можно с полным правом считать дидактическим материалам духовного и нравственно-экологического воспитания юношества. Свое миропонимание Н. Бичурин выразил в глубоких философских размышлениях, которые раскрывают принцип природосообразности в развитии человека: «... Природа - не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа оказывает большое влияние на формирование личности человека, оказывает комбинированное воздействие на его чувства, сознание, поведение. В общении с природой человек не только восстанавливает силы, но и черпает новые. И только тот, кто общается с природой, может быть духовно богатым человеком» [1, с. 354]. В этом же очерке Никита Яковлевич представляет читателю глубокие размышления о таинствах природы и восприятие природной человеческой гармонии в мире. Знавший и любивший живопись и умевший хорошо рисовать, Н. Бичурин мощь и величие природы, ее первозданную красоту сравнивает с возможностями искусства и, отвергая соперничество, утверждает, что искусство всегда вторично, оно лишь отражает природу: «... О! Что значат пейзажи славнейших художников в сравнении с подлинниками в природе? Там удивляешься высокому мастерству в подражании и ничего более не чувствуешь. Здесь, напротив, испытываешь в необ-разимых удовольствиях души и, наконец, весь исчезаешь в смиренном благоговении к невидимой некой силе» [1, с. 355]. В его философском представлении Природа и Красота - единое понятие и главные атрибуты божественного бытия, отражающие всеединство Человека, Общества и Природы, его жизнедеятельности и взаимосвязи с окружающим миром, ибо понятия «ценность» и «народная система ценностных ориентаций» создавались и закреплялись всем жизненным опытом народа, всей совокупностью его взаимодействия с внешним миром, Природой.
К философско-педагогическим ценностям Н. Я. Бичурина тесно примыкают эстетические. По-детски любуясь и умиляясь первозданной целомудренной красотой Природы, восхищаясь его силой и величием, он пишет: «.Употребите усилие достигнуть со мною вершин Хаима и с высоты его окиньте взором окрестность во все четыре стороны. Вам представятся горы за горами, одне других выше, одне других темнее, одетые дремучими непрерывными лесами. Отдаленные гольцы кое-где прерывают сие единообразие, белея на мрачных покатах, образуемых вершинами дерев. Сия беспредельная пустота, сие повсеместное безмолвие нечувствительно увлекают воображение до первых времен мира; и после кратковременного мечтания погружают душу в какое-то самозабвение. Здесь природа как будто сохранила первобытную свою девственность. ... С вершин высоких гор представляются величественные виды во все стороны: но всход на оные по причине топкости места и густоты кустарников чрезвычайно труден. Лучшая и обыкновенная прогулка по большой дороге к берегу Байкала, с которого представляются взорам порази-тельнейшие картины. ... Сия картины, отстоящей слишком на сто верст от берега на се-
веро-запад, невозможно изобразить во всем ее величестве» [1, с. 356]. И, отлично понимая естественную природную закономерность и социально-философскую неизбежность приближения земной жизни к концу, ученый с грустью размышляет: «.Но я должен был расстаться с любимою детскою мыслью увидеть огромные древние деревья, современные возрождению нашего мира. Кедр и сосна, лиственница и ель находятся под общими законами природы. Дерева также имеют юность и возмужалость, старость и кончину. Отжившие свой век на высоких местах, пред смертию начинают сохнуть с вершин. Растущие на низких местах чахлы, маловетвисты; мох высасывает из них соки, и они умирают преждевременно. Здесь на отвесных покатостях высочайших каменных громад лежат миллионы кедров и елей, упавших с обрушившимися скалами или опровернутых ураганами; подле них уже начинают возникать новые поколения» [1, с. 356]. Философские размышления Н. Я. Бичурина об истине и справедливости в природе, о целостности природы и человеческой жизни и его завершающие слова звучат полностью в духе возрастной периодизации природосообразной педагогики чувашского народа [11].
Н. Я. Бичурин обладал универсальными знаниями и был страстным поборником развития российской науки, требовал уважительного отношения к русскому языку, которым искренне дорожил. Он справедливо считал, что «.русский язык так богат словами, что без необходимости вовсе не нужно пестрить его иностранными словами . Русские учились у иностранцев всему, что требовалось для просвещения Отечества, но впоследствии исподволь научились следовать всему иностранному безусловно. В настоящее время подражание Западной Европе простерлось до того, что мы не токмо отечественный язык облекаем в формы иностранных языков и без нужды употребляем слова, чуждые русскому языку, но даже тщеславимся усовершенствованною способностью подражать иностранцам Западной Европы, и в этом поставляем высшее достоинство наших умственных способностей и успехов. Никто не может порицать нас за подражание западным европейцам в разных художествах, ни осуждать за усвоение открытий или изобретений. Это и похвально, и полезно; но никак не можно одобрять то, что мы с безусловную доверенностию следуем превратным мнениям западных писателей о таких вещах, нежели к ним, и о которых по этой причине мы с большею основательностью можем судить, нежели западные писатели» [1, с. 205].
Личным жизненным примером Никита Бичурин доказал, что смысл жизни заключается в наиболее полной отдаче своих сил на то дело, которое приносит пользу Отечеству, максимально большему числу людей, занимающихся Наукой. В то же время он понимал, что одной из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, является Свобода. Творчество, созидание возможны только в условиях свободы. Деятельная, творческая жизнь всегда свободна, наполнена смыслом. Потому свобода вместе с личной ответственностью выступают одной из важнейших духовных ценностей выполнения своего нравственного долга. В работах Н. Я. Бичурина мы находим наиболее глубокое решение проблемы свободного творческого научного труда и ответственности перед Отечеством - мерой человечности, критерием высших нравственных начал. Все они связаны у Н. Бичурина с понятиями «долг», «честь», «достоинство» каждой личности.
Духовный облик и индивидуальные качества личности Н. Я. Бичурина проявляются и в других его произведениях. Они раскрывают его социальную активность, научную смелость, гражданскую позицию человека, испытавшего немало трудностей и лишений в жизни, сумевшего выжить в сложных жизненных ситуациях. Это позиция духовно-
развитого, эмоционально зрелого человека, всегда стремившегося к свету, самосовершенству, с большой тягой к знаниям. Всю полноту своей духовности он достиг в научно-творческой и профессиональной деятельности и направлял ее на служение Отечеству.
В письме российскому языковеду, историку, этнографу, путешественнику, основателю финно-угроведения А. М. Шегрену Н. Я. Бичурин представил список 17 рукописных переводов своих научных трудов. И, как бы оправдываясь, что большая часть из них была «вчерне», он пишет: «. По возвращении в Отечество я не имел еще времени, ни способов к окончательному изготовлению оных не было. Впрочем, не теряю надежды быть некогда полезным Отечеству через свои труды... Остаюсь Вашим покорнейшею и усерднейшим слугою монах Иакинф. Ноября 10, 1824. Валаам» [10].
В понятие «Отечество» Н. Я. Бичурин вкладывал очень многое: это земля родная, отчизна, язык, вера, к которой принадлежит человек. Даже свое одиночество, будучи в ссылке в Валаамском монастыре, он заполнял служением Отечеству, неустанным трудом над своими научными работами. Главный критерий служению Отечеству - это верность ему: «.Мое единственное желание - придать своему труду совершенство и чрез то увековечить его для пользы нации» [12, с. 24], - так писал Н. Я. Бичурин 25 февраля 1849 г. О. М. Ковалевскому. Очень емко и вполне правомерно дополнил эту характеристику Н. Бичурина как ученого-патриота академик Г. Н. Волков в своей статье «Отец Иакинф -духовно-нравственная вершина чувашской нации». Он высоко ставит значение не только научной и педагогической деятельности ученого, но и его незаурядной личности. Г. Н. Волков утверждает: «Бичурин велик во многих ипостасях: универсальный китаевед-энциклопедист, поэт (писавший на чувашском, русском, греческом), историк калмыков, географ, просветитель, философ, моралист». В этой же статье академик высказывает интересную мысль о создании монографии «Этнопедагогическая система Никиты Бичури-на», подкрепляя эту идею тем, что Н. Я. Бичурин глубоко исследовал традиционную этно-педагогику народов Китая, что особенно отразилось в его научных трудах «Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение», «Китай в гражданском и нравственном его состоянии», «Троесловие» [4, с. 139-140]. В заключение автор утверждает: «Никита Бичурин -великий сын чувашского народа, гордость России, всего мира. Отец Иакинф - Великая Душа человечества. Чистая душа. Светлая. Лучший из всемирных образцов и человечности и духовности» [4, с. 140-141].
Резюме. Таким образом, краткий анализ научного наследия Н. Я. Бичурина показывает, что в аксиологической основе его социально-философских и педагогических мировоззренческих взглядов лежат универсальные ценности - Человек (как часть Природы и Вселенной, широко образованный и с богатой внутренней духовностью), Наука, Знание и Труд. Особенностью духовных ценностей в социально-философских и педагогических идях Н. Я. Бичурина является то, что они приобретают смысл лишь в контексте с высшими ценностями, которые составляют стержень культуры каждого народа, фундаментальные отношения и потребности людей: общечеловеческие (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные (свобода, справедливость, право, достоинство, честь, слава и т. д.) и эстетические ценности (прекрасное, возвышенное).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бичурин Н. Я. Записки о Монголии, сочиненные монахом Иакинфом, с приложением карты Монголии и разных костюмов : в 2 т. Т. 1. - СПб. : Типография Карло Крайя, 1828. - 476 с.
2. Бичурин Н. Я. Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение. - СПб., 1840. - 378 с.
3. Бичурин Н. Я. Ради вечной памяти. Поэзия. Статьи, очерки, заметки. Письма. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1991. - 352 с.
4. Волков Г. Н. Отец Иакинф - духовно-нравственная вершина чувашской нации // Духовное просвещение (в помощь студентам для изучения и написания рефератов по теме духовного просвещения). - Чебоксары : Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал) СПбГПУ ; ГУП «ИПК „Чувашия"», 2006. - С. 135-141.
5. Григорьев В. С. Н. Я. Бичурин - новатор-педагог, организатор профессионального образования в России конца XVIII - первой половины XIX века // Преемственность просветительских традиций : материалы Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2013. - С. 13-23.
6. ДацышенВ. Г. «Тайна» Петра (Каменского) и российское китаеведение [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.synologia.ru/a/«Тайна»_Петра_(Каменского)_и_российское_китаеведение
7. Денисов П. В. Слово о монахе Иакинфе Бичурине. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2007. - 335 с.
8. Кривцов В. Н. Как я работал над романом «Отец Иакинф» [Электронный ресурс] // Нева. - 2004. -№ 8. - Режим доступа : http://magazines.russ.rU/neva/2004/8/kri16.html.
9. Кузнецова Э. Ф. Начало пути. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1979. - 128 с.
10. Мясников В. С. Избрание отца Иакинфа (Бичурина) в Академию наук // Проблемы Дальнего Востока. - 1996. - № 5. - С. 124-132.
11. Петрова Т. Н. История развития школы и просвещения в Чувашии в XVI-XVIII веках : учебное пособие. - Чебоксары : Новое время, 2010. - 84 с.
12. Хохлов А. Н. Бичурин и его труды о цинском Китае // Статистическое описание Китайской империи. - М. : Восточный дом, 2002. - С. 5-29.
UDC 930EHHypHH:[1::316+37]
E. V. Nikolaev, T. N. Petrova
AXIOLOGICAL FOUNDATIONS OF SOCIO-PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL IDEAS OF N. BICHURIN
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article considers the axiological foundations of socio-philosophical and pedagogical ideas of the outstanding figure of the national science, education and culture of the 18th century N. Ya. Bichurin. These foundations reveal some new aspects of understanding of such universal and individual and personal values as Human, Fatherland, Nature, Science, Knowledge. The analysis of scientific
© Nikolaev E. V., Petrova T. N., 2018
Nikolaev, Eduard Vladimirovich - Post-graduate Student, Department of Pedagogics, Psychology and Philosophy, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
Petrova, Tatiana Nikolaevna - Doctor of Pedagogics, Professor, Prorector for Research and Innovation, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on March 29, 2018
BecmnuK WnY um. K. H. Xrneieea. 2018. № 2(98)
heritage N. Ya. Bichurin confirms that these concepts together form the core basis of the Harmony in the world and in the soul of every Human.
Keywords: axiology, axiological foundations, pedagogical conception, socio-philosophical and pedagogical ideas, people, values and value system, national culture, scientific heritage of N. Bichurin, enlightenment.
REFERENCES
1. Bichurin N. Ya. Zapiski o Mongolii, sochinennye monakhom Iakinfom, s prilozheniem karty Mongolii i raznykh kostyumov : v 2 t. T. 1. - SPb. : Tipografiya Karlo Krajya, 1828. - 476 s.
2. Bichurin N. Ya. Kitaj, ego zhiteli, nravy, obychai, prosveshhenie. - SPb., 1840. - 378 s.
3. Bichurin N. Ya. Radi vechnoj pamyati. Poeziya. Stat'i, ocherki, zametki. Pis'ma. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 1991. - 352 s.
4. Volkov G. N. Otec Iakinf - dukhovno-nravstvennaya vershina chuvashskoj nacii // Dukhovnoe prosveshhenie (v pomoshh' studentam dlya izucheniya i napisaniya referatov po teme dukhovnogo prosveshheniya). - Cheboksary : Cheboksarskij institut ekonomiki i menedzhmenta (filial) SPbGPU ; GUP «IPK „Chuvashiya"», 2006. -S. 135-141.
5. Grigor'ev V. S. N. Ya. Bichurin - novator-pedagog, organizator professional'nogo obrazovaniya v Rossii konca XVIII - pervoj poloviny XIX veka // Preemstvennost' prosvetitel'skikh tradicij : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Cheboksary, 2013. - S. 13-23.
6. Dacyshen V. G. «Tajna» Petra (Kamenskogo) i rossijskoe kitaevedenie [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.synologia.ru/a/«Tajna»_Petra_(Kamenskogo)_i_rossijskoe_kitaevedenie
7. Denisov P. V. Slovo o monakhe Iakinfe Bichurine. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 2007. - 335 s.
8. Krivcov V. N. Kak ya rabotal nad romanom «Otec Iakinf» [Elektronnyj resurs] // Neva. - 2004. - № 8. -Rezhim dostupa : http://magazines.russ.ru/neva/2004/8/kri16.html.
9. Kuznecova E. F. Nachalo puti. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 1979. - 128 s.
10. Myasnikov V. S. Izbranie otca Iakinfa (Bichurina) v Akademiyu nauk // Problemy Dal'nego Vostoka. -1996. - № 5. - S. 124-132.
11. Petrova T. N. Istoriya razvitiya shkoly i prosveshheniya v Chuvashii v XVI-XVIII vekakh : uchebnoe posobie. - Cheboksary : Novoe vremya, 2010. - 84 s.
12. Khokhlov A. N. Bichurin i ego trudy o cinskom Kitae // Statisticheskoe opisanie Kitajskoj imperii. - M. : Vostochnyj dom, 2002. - S. 5-29.