Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее профессиональное образование / совершенствование системы среднего профессионального образования / улучшение образовательных результатов педагогических работников системы СПО / методическая компетентность педагога СПО / развитие методической компетентности педагогов системы СПО / secondary vocational education / improvement of secondary vocational education system / improvement of educational results of teachers of vocational education system / methodological competence of vocational education teacher / development of methodological competence of teachers of vocational education system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т В. Груднинская

Изучены наиболее характерные черты проектирования технологии развития методической компетентности педагога организации среднего профессионального образования. Прежде всего, термину «методическая компетентность» даётся толкование, учитывающее специфику реализации профессиональных обязанностей преподавателем, занятым в соответствующей сфере. Далее исследуется структура указанного феномена. Говорится о комплексе организационно-педагогических условий, соблюдение которых с определённой вероятностью позволит оптимизировать процесс развития методической компетентности. После их изучения определяются направления, в которых должна вестись работа по её совершенствованию. Демонстрируются конкретные формы работы, которые, по мнению автора, будут способствовать развитию данной черты профессионального портрета у педагогических работников организаций СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL COMPETENCE OF A TEACHER OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The most characteristic features for the secondary vocational education organization teacher methodological competence development technology design are studied. First of all, the term “methodological competence” is interpreted taking into account the specifics of the professional duties implementation by a teacher engaged in the relevant field. Next, this phenomenon structure is investigated. The article also reveals a set of organizational and pedagogical conditions, the observance of which with a certain probability will optimize the methodological competence developing process. After studying them, the directions in which work should be carried out to improve it are determined. Specific forms of work are demonstrated, which, in the author’s opinion, will contribute to this teaching staff professional portrait feature development.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

вается в проектах обучающихся. Город Бийск был не только центром торговли с Горным Алтаем и Монголией, но и центром религиозной жизни [5; 6].

Особенность использования музейной технологии в ходе подготовки обучающихся к профессиональной деятельности определит не только освоение базовых и профессиональных компетенций, но и развитие поликультурной компетентности обучающихся, которая выявляет ориентиры их познания и осознания ценностей культурного наследия, и использование полученных знаний, умений создавать объекты действительности в процессе непрерывного личностного самосовершенствования.

Процесс освоения, понимания, способности оценивания окружающей действительности с точки зрения музейной технологии способствует недопустимости фальсификации исторической правды и искажения культурных идеалов - те ориентиры современного образования, которые, расширив собственные границы, впустили в себя пространство музея, сделав его ближе и понятнее.

Уровень развития поликультурной компетентности студентов зависит от сформированности умений и навыков, то есть практического применения знаний музейной педагогики в период прохождения различных видов практик с учетом графика учебного плана гуманитарного профиля подготовки, а также совершенствования профессиональных умений и навыков в своей профессиональной деятельности.

Для этого обучающимся необходимо научиться разбираться и интерпретировать исторические эпохи и прикоснуться к историко-культурному наследию, сохранять и приумножать через использование в образовательном процессе современных педагогических технологий.

Библиографический список

Приобщение студентов через музейную педагогику к региональной культуре необходимо. Проведенный опрос показал, что 30% студентов гуманитарного профиля глубоко знают культуру своего народа; 35% знают частично; 25% -плохо, а 10% - ее не знают. На сегодняшний день выпускнику для профессионального успеха необходимо постоянное самосовершенствование себя, в любой ситуации неясности принимать творческие решения, обладать коммуникативными способностями. Все эти качества включаются в состав профессиональных и общекультурных компетенций, сформированность которых является результатом высшего образования.

Констатируя вышеизложенное, следует отметить, что в современных условиях качество образования определяется содержанием в нем культурного наследия региона, его народа. Музейные экскурсии могут использоваться не только как объект туристической привлекательности региона, но и с целью обновления содержания образовательного процесса. Анализ результатов исследования показал, что компетентностный подход формирует общекультурные компетенции обучающихся в условиях взаимодействия образовательных организаций с музеями. Музейная среда с использованием различных форм, методов и средств, педагогических технологий (музейной) в учебной и внеучебной деятельности развивает у обучающихся гуманитарного профиля личностные качества, творческие способности, что столь необходимо для современного креативного и компетентного педагога. Следует отметить, что проблема развития профессиональной компетентности средствами музейной педагогики многогранна: вопрос поиска образовательных музейных форм, технологий не однозначен, но интерес к нему несомненен.

1. Агишина Т.И. Программа начального музейного образования «Мир музея». Елабуга, 1999.

2. Болотина Т.В. Формирование поликультурных компетенций педагогов средствами межкультурного диалога в поликультурной образовательной среде Управление образованием: теория и практика. 2014; № 2 (14): 116-129.

3. Казакеева Е.А., Шабалина Е.П. Музейно-образовательная деятельность как основа воспитания современного поколения. Всероссийские педагогические чтения «Педагогическое наследие Степана Павловича Титова». Барнаул, 2010: 143-144.

4. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. Москва. 2004.

5. Виницкая Н.В., Шабалина Е.П. Формирование общекультурных компетенций студентов на основе историко-культурного наследия Алтайского региона. Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2015; № 5 (54): 48-50.

6. Виницкая Н.В., Шабалина Е.П. Этнокультурные традиции как фактор формирования эстетических представлений в современной культуре. Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2023; № 1 (98): 124-126.

References

1. Agishina T.I. Programma nachal'nogo muzejnogo obrazovaniya «Mir muzeya». Elabuga, 1999.

2. Bolotina T.V. Formirovanie polikul'turnyh kompetencij pedagogov sredstvami mezhkul'turnogo dialoga v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2014; № 2 (14): 116-129.

3. Kazakeeva E.A., Shabalina E.P. Muzejno-obrazovatel'naya deyatel'nost' kak osnova vospitaniya sovremennogo pokoleniya. Vserossijskie pedagogicheskie chteniya «Pedagogicheskoe nasledie Stepana Pavlovicha Titova». Barnaul, 2010: 143-144.

4. Stolyarov B.A. Muzejnaya pedagogika. Istoriya, teoriya, praktika. Moskva. 2004.

5. Vinickaya N.V., Shabalina E.P. Formirovanie obschekul'turnyh kompetencij studentov na osnove istoriko-kul'turnogo naslediya Altajskogo regiona. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2015; № 5 (54): 48-50.

6. Vinickaya N.V., Shabalina E.P. 'Etnokul'turnye tradicii kak faktor formirovaniya 'esteticheskih predstavlenij v sovremennoj kul'ture. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2023; № 1 (98): 124-126.

Статья поступила в редакцию 10.01.24

УДК 378

Grudninskaya T.V., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia); Head, Department of Vocational Education

(College), Korolev Branch of International Law Institute (Korolev, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

DESIGNING TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL COMPETENCE OF A TEACHER OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION. The most characteristic features for the secondary vocational education organization teacher methodological competence development technology design are studied. First of all, the term "methodological competence" is interpreted taking into account the specifics of the professional duties implementation by a teacher engaged in the relevant field. Next, this phenomenon structure is investigated. The article also reveals a set of organizational and pedagogical conditions, the observance of which with a certain probability will optimize the methodological competence developing process. After studying them, the directions in which work should be carried out to improve it are determined. Specific forms of work are demonstrated, which, in the author's opinion, will contribute to this teaching staff professional portrait feature development.

Key words: secondary vocational education, improvement of secondary vocational education system, improvement of educational results of teachers of vocational education system, methodological competence of vocational education teacher, development of methodological competence of teachers of vocational education system

Т.В. Груднинская, аспирант, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, зав. отделением

СПО (Колледж) Королевского филиала ОЧУ ВО «Международный юридический институт», г. Королёв, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучены наиболее характерные черты проектирования технологии развития методической компетентности педагога организации среднего профессионального образования. Прежде всего, термину «методическая компетентность» даётся толкование, учитывающее специфику реализации профессиональных обязанностей преподавателем, занятым в соответствующей сфере. Далее исследуется структура указанного феномена. Говорится о комплексе организационно-педагогических условий, соблюдение которых с определённой вероятностью позволит оптимизировать процесс развития методической

компетентности. После их изучения определяются направления, в которых должна вестись работа по её совершенствованию. Демонстрируются конкретные формы работы, которые, по мнению автора, будут способствовать развитию данной черты профессионального портрета у педагогических работников организаций СПО.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, совершенствование системы среднего профессионального образования, улучшение образовательных результатов педагогических работников системы СПО, методическая компетентность педагога СПО, развитие методической компетентности педагогов системы СПО

Актуальность темы, рассматриваемой на страницах настоящей статьи, обосновывается существенной трансформацией в требованиях социума к педагогическим работникам, в том числе занятым в системе СПО [1, с. 65]. Действительно, роль, которую преподаватель играет в образовательном процессе колледжа, ныне меняется [1, с. 67]. Из транслятора будущим специалистам среднего звена совокупности готовых знаний, умений и навыков он превращается в проводника, помогающего учащимся ориентироваться на пути самостоятельного усвоения необходимых компетенций (В.В. Байлук, Н.С. Мурыгин, Ю.С. Тимофеева, Е.А. Уракова, С.А. Цыплакова).

Такие перемены в условиях реализации образовательной деятельности не могут не влиять на его профессиональный портрет. В структуре этого, последнего, фиксируется рост значения методической компетентности [2, с. 226]. Следовательно, сами педагогические работники, администрация и методисты учреждений СПО, а равно исследователи и практики, занимающиеся проблемами дополнительного профессионального образования, должны уделять повышенное внимание вопросам, связанным с её формированием [3, с. 39-40]. Учитывая же ускорение темпов развития современного общества, а значит, и системы среднего профессионального образования, нельзя обойти и проектирование такового [4, с. 45]. Ему будет посвящено наше исследование.

Соответственно, цель статьи - изучить основные черты проектирования технологии развития методической компетентности педагога, занятого в организации, осуществляющей деятельность по программам среднего профессионального образования.

Задачи, решение которых, по мнению автора, представляется необходимым для достижения данной цели, формулируются следующим образом:

- дать понятию «методическая компетентность» определение, максимально учитывающее специфику реализации профессиональных обязанностей преподавателем организации среднего профессионального образования;

- исследовать её структуру;

- рассказать о комплексе организационно-педагогических условий, соблюдение которых позволит оптимизировать процесс развития интересующей нас компетентности;

- определить направления, в которых должна вестись работа по совершенствованию таковой;

- продемонстрировать конкретные формы работы, которые будут способствовать развитию методической компетентности педагогов организаций СПО.

По ходу решения этих задач автором применялись такие методы исследования, как анализ собственного педагогического опыта и изучение специальной литературы, на страницах которой затрагивается соответствующая проблематика.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что понятию «методическая компетентность» было дано определение, в наибольшей степени учитывающее специфику осуществления профессиональной деятельности педагогическим работником, занятым в системе СПО.

Теоретическая значимость состоит в определении ключевых условий, соблюдение которых позволит оптимизировать процесс развития данной черты профессионального портрета современного педагога.

Практическая значимость видится в том, что были предложены конкретные формы работы, могущие поспособствовать развитию методической компетентности педагогов организаций СПО.

Применительно к преподавателю, осуществляющему деятельность в организации среднего профессионального образования, термин «методическая компетентность» может трактоваться как структурный компонент его профессиональной компетентности, в то же время являющийся интегральной профессионально-личностной характеристикой (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов). В обоих этих качествах она отражает системный уровень владения методическими знаниями, умениями и навыками, а также профессиональной рефлексией [3, с. 40]. Реализация методической компетентности всегда направлена на обеспечение эффективного и качественного решения как собственно методических, так и иных педагогических задач при необходимом учёте образовательных возможностей и потребностей студентов [2, с. 225].

Изучая структуру рассматриваемой черты профессионального портрета педагога, занятого в организации СПО, можно выделить пять основных компонентов (табл. 1).

Изучение специальной литературы, а также рефлексия собственного педагогического опыта автора позволяют с определённой долей уверенности заявить, что развитие методической компетентности преподавателя системы СПО будет более успешным при соблюдении комплекса организационно-педагогических условий (Ю.А. Абдраимова, Л.В. Белоусова, Б.И. Бобряшова, Н.Н. Иванова, Е.Г. Матвиевская, Э.Р. Саитбаева, Л.А. Филимонюк). В их число входят:

- рефлексивное управление развитием профессиональной компетентности педагога СПО;

Таблица 1

Структура методической компетентности

Компонент Конкретные компетентности педагога, составляющие основу компонентов

Когнитивный Методические знания [4, с. 47]

Знания по преподаваемым дисциплинам

Предметно-деятельностный Умения и навыки, связанные с эффективной разработкой программ деятельности и принятием адекватных различным ситуациям, в том числе нестандартным, педагогических решений

Компетентность в области формирования мотивации учащихся [2, с. 228]

Знания, умения и навыки, позволяющие успешно решать вопросы, связанные с организацией учебной деятельности (Н.Н. Двуличанская, Н.Н. Иванова, И.В. Кабанова, П.Г Козлов, Н.Ю. Стоюшко, Л.А. Филимонюк)

Способность к обеспечению информационной основы для методической и в целом педагогической работы

Личностный Развитое чувство эмпатии

Коммуникативные умения [4, с. 49]

Мотивационно-ценностная направленность личности педагога

Способность к самоорганизации [5, с. 220]

Аналитико-рефлексивный Прогностические умения [6, с. 7]

Конструктивно-проектировочные умения

Аналитико-синтетические умения [7, с. 81]

Информационно-технологический Способность планировать и реализовывать профессионально-педагогическую деятельность в соответствии с программами дистанционного обучения

Комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих обеспечить приемлемый уровень информационной безопасности субъектов образовательных отношений (Н.Ф. Смурова, Л.А. Филимонюк, А.А. Хилько, Т. Г Яковчук)

Высокий уровень информационной грамотности [5, с. 222]

- организация максимально результативной работы методической службы [8, с. 153];

- формирование субъектной позиции педагогического работника по отношению к развитию данной компетентности [8, с. 154].

Реализация вышеперечисленных условий будет наиболее плодотворной в случае организации методической работы в следующих направлениях:

- организованное ознакомление педагогических работников с опытом коллег из своего и других учреждений [7, с. 83];

- самоанализ деятельности и на его основе - определение проблемных моментов в целях последующей корректировки;

- подготовка методических разработок и рекомендаций с обязательным учётом результатов реализации двух первых направлений [9, с. 24];

- планирование и проведение учебных занятий и иных мероприятий в соответствии с подготовленными разработками и рекомендациями [10, с. 17].

При этом определённая эффективность присуща следующим формам работы:

- организация и проведение для педагогических работников семинаров, конференций и других мероприятий на соответствующую тематику [9, с. 29-30];

- выпуск специализированных методических бюллетеней;

- работа методического совета [10, с. 25];

- работа школ педагогического мастерства [11, с. 134];

- организация выставок методической продукции [8, с. 152];

- различные виды индивидуально-групповой работы методистов с конкретными преподавателями и/или педагогическим коллективом организации СПО [11, с. 72];

- рецензирование и экспертиза методической продукции [6, с. 19].

Дав термину «Методическая компетентность» определение, адекватное задачам настоящей статьи, рассмотрев её структуру, изучив педагогические условия, обеспечивающие развитие данной черты профессионального портрета педагогического работника, занятого в системе СПО, а также направления и кон-

кретные формы работы, имеющие целью их реализацию, необходимо перейти к подведению итогов.

Методическая компетентность является одной из наиболее значимых черт профессионального портрета преподавателя, реализующего свои обязанности в организации среднего профессионального образования. Она носит интегральный характер. Следовательно, и совершенствование этой компетентности представляет собой, по существу, многоаспектный процесс.

Библиографический список

В современной организации, реализующей образовательную деятельность по программам СПО, представляется вполне возможным создание необходимых для этого организационно-педагогических условий. Кроме того, фиксирующееся на сегодняшний день состояние данного сегмента отечественной образовательной системы позволяет реализовывать эффективную работу по важнейшим направлениям, связанным с совершенствованием методической компетентности педагогов.

1. Минина В.В. Историко-педагогический анализ развития отечественной системы профессионального образования. Человек и образование. 2022; № 1: 64-72.

2. Хижная А.В., Цыплакова С.А., Пасечник А.С. Содержание и модель методической деятельности педагога колледжа. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 63-3: 225-229.

3. Гайдунко Ю.А., Макарова С.П. Две системы методической деятельности. Вестник военного образования. 2019; № 1 (16): 38-42.

4. Смирнова О.А., Черненко Ю.В., Петрова И.В., Николаева Ю.В. Реализация практико-ориентированного подхода в подготовке бакалавров образования. Наука и реальность. 2023; № 2 (14): 42-49.

5. Куренкова Т.Н. Уровни готовности педагогических работников к методическому сопровождению цифровой образовательной среды. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 220-223.

6. Крайчинская С.Б., Петров Е.Е., Романова О.А. Подготовка кадров для системы СПО: федеральные и региональные инициативы. Москва: НИУ ВШЭ, 2022.

7. Кагакина Е.А., Лесникова С.Л. Подготовка обучающихся в магистратуре к деятельности по адаптации подростков в образовательном процессе школы: методический аспект. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 80-83.

8. Лесникова С.Л., Кагакина Е.А. Дидактические и методические аспекты поликультурного образования в университете. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 152-154.

9. Есенина Е.Ю. Проблема кадрового обеспечения региональной системы. Профессиональное образование и рынок труда. 2022; № 2: 22-35.

10. Ибрагимов Г.И. Проблема закономерностей и принципов обучения в отечественной педагогике. Казань: Школа, 2018.

11. Занина Л.В., Меньшикова В.П. Основы педагогического мастерства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Minina V.V. Istoriko-pedagogicheskij analiz razvitiya otechestvennoj sistemy professional'nogo obrazovaniya. Chelovek i obrazovanie. 2022; № 1: 64-72.

2. Hizhnaya A.V., Cyplakova S.A., Pasechnik A.S. Soderzhanie i model' metodicheskoj deyatel'nosti pedagoga kolledzha. Problemysovremennogopedagogicheskogoobrazovaniya. 2019; № 63-3: 225-229.

3. Gajdunko Yu.A., Makarova S.P. Dve sistemy metodicheskoj deyatel'nosti. Vestnik voennogo obrazovaniya. 2019; № 1 (16): 38-42.

4. Smirnova O.A., Chernenko Yu.V., Petrova I.V., Nikolaeva Yu.V. Realizaciya praktiko-orientirovannogo podhoda v podgotovke bakalavrov obrazovaniya. Nauka ireal'nost'. 2023; № 2 (14): 42-49.

5. Kurenkova T.N. Urovni gotovnosti pedagogicheskih rabotnikov k metodicheskomu soprovozhdeniyu cifrovoj obrazovatel'noj sredy. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 220-223.

6. Krajchinskaya S.B., Petrov E.E., Romanova O.A. Podgotovka kadrov dlya sistemy SPO: federal'nye i regional'nye iniciativy. Moskva: NIU VSh'E, 2022.

7. Kagakina E.A., Lesnikova S.L. Podgotovka obuchayuschihsya v magistrature k deyatel'nosti po adaptacii podrostkov v obrazovatel'nom processe shkoly: metodicheskij aspekt. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 80-83.

8. Lesnikova S.L., Kagakina E.A. Didakticheskie i metodicheskie aspekty polikul'turnogo obrazovaniya v universitete. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 152-154.

9. Esenina E.Yu. Problema kadrovogo obespecheniya regional'noj sistemy. Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2022; № 2: 22-35.

10. Ibragimov G.I. Problema zakonomernostejiprincipov obucheniya votechestvennojpedagogike. Kazan': Shkola, 2018.

11. Zanina L.V., Men'shikova V.P. Osnovypedagogicheskogo masterstva. Rostov-na-Donu: Feniks, 2013.

Статья поступила в реакцию 27.12.23

УДК 378

Zhao Fei, Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, doctoral postgraduate, Taishan University (China); Smolensk State University (Smolensk, Russia),

E-mail: 11801185@qq.com

PSYCHOLOGICAL TRAINING OF MANAGERS USING VR TECHNOLOGIES. The article provides an overview of current trends in the use of virtual reality (VR) in the context of psychological training of managers. The author considers the practical aspects of integrating VR technologies into corporate training in order to develop strategic management skills. The article highlights specific examples of successful VR applications for training managers in decision-making, emotional intelligence and effective teamwork. Special attention is paid to the analysis of potential environmental risks associated with the production processes of VR technologies, with an emphasis on the need for sustainable and responsible use of virtual resources. The article concludes that the use of VR technologies in training of managers is a promising direction that combines psychology, technology and business goals to create effective and innovative training methods.

Key words: VR technologies, psychological training, managers, training, virtual environments, stress tolerance, decision-making, communication skills, corporate training, professional competence

Чжао Фэй, канд. экон. наук, доц., аспирант, Тайшаньский университет, г. Тайань, ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»,

г. Смоленск, E-mail: lesuya726@gmail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ VR-ТЕХНОЛОГИЙ

Статья «Психологическая подготовка менеджеров с применением VR-технологий» представляет обзор современных тенденций в использовании виртуальной реальности (VR) в контексте психологической подготовки менеджеров. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции VR-технологий в корпоративное обучение с целью развития стратегических управленческих навыков. В статье освещаются конкретные примеры успешного применения VR для тренировки менеджеров в области принятия решений, эмоционального интеллекта и эффективного взаимодействия в команде. Особое внимание уделяется анализу потенциальных экологических рисков, связанных с процессами производства VR-технологий, с акцентом на необходимость устойчивого и ответственного использования виртуальных ресурсов.

Ключевые слова: VR-технологии, психологическая подготовка, менеджеры, обучение, виртуальные среды, стрессоустойчивость, принятие решений, коммуникационные навыки, корпоративное обучение, профессиональная компетентность

Актуальность темы данного исследования заключается в растущем интересе к применению VR-технологий в корпоративном обучении и развитии управленческих кадров. В современном динамичном бизнес-мире, где эффективные стратегии управления и командное взаимодействие становятся ключевыми для успеха, использование инновационных методов, таких как виртуальная реаль-

ность, представляется перспективным подходом. Среди ученых, занимающихся исследованием влияния VR-технологий на психологическую подготовку менеджеров, можно назвать следующих:

- Майкл Шейренс: эксперт в области корпоративного обучения и развития, который исследует эффективность инновационных методов в подготовке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.