Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА: АНАЛИЗ ПОДХОДОВ, ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ'

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА: АНАЛИЗ ПОДХОДОВ, ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1165
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковшова Анна Александровна

Статья является продолжением научной работы автора в области методической компетентности современного учителя. Актуальность темы подчёркивается новыми изменениями, связанными с квалификационными требованиями к педагогам в соответствии с новым Профессиональным стандартом для педагогов, который вступил в силу в России с 1 сентября 2022 года. Цель исследования - анализ подходов к понятию и структурным элементам методической компетентности учителя как части профессионально-педагогической компетентности. При подготовке статьи были использованы методы анализа, периодизации и прогнозирования. Анализ и периодизация применялись в процессе изучения основных подходов к понятию «методическая компетентность», выделения этапов развития научно-педагогической мысли по теме статьи, их особенностей; метод прогнозирования помог поставить вопрос о будущем системы среднего общего образования в России исходя из нормативных требований, предусмотренных новым Профессиональным стандартом для педагогов. Научная новизна исследования состоит в представлении эволюции научно-педагогической мысли в области методической компетентности в 1990-е, 2000-е, 2010-е годы и начале 2020-х годов. В частности, автор выявил следующую динамику развития темы: от узких представлений исследователей о том, что методическая компетентность учителя сводится лишь к знанию методики преподавания собственного предмета (1990-е годы), до включения в это понятие личностных особенностей педагога (2000-е годы), методологических попыток выделить компоненты методической компетентности (2010-е годы) и измерить (продиагностировать) методическую компетентность педагога, предложив соответствующие методики (2010-е - начало 2020-х годов). Теоретическая значимость заключается в том, что автором уточнено содержание понятия «методическая компетентность педагога»: методическая компетентность педагога отражает системный уровень владения рефлексией, методическими знаниями и умениями, приобретенными в процессе методической деятельности, направленными на обеспечение эффективного и качественного решения педагогических и методических задач с учетом образовательных возможностей и потребностей обучающихся; уточнена структура методической компетентности (наряду с предметно-деятельностным, познавательным (когнитивным), аналитико-рефлексивным, личностным компонентами выделен информационно-технологический структурный компонент). Также теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут послужить основой для написания других научных работ по данной теме. Практическая значимость обусловлена тем, что результаты исследования могут быть использованы при разработке критериально-уровневого комплекса развития методической компетентности педагогов, направленного на выявление уровня развития структурных компонентов методической компетентности, которые выделены автором на основе проведенного анализа: предметно-деятельностный, познавательный (когнитивный), личностный, информационно-технологический, аналитико-рефлексивный. В ходе анализа подходов к понятию и структурным элементам методической компетентности автор приходит к выводу, что методическая компетентность является важным видом профессионально-педагогической компетентности, поскольку именно от неё зависит уровень профессионализма педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковшова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL COMPETENCE OF A TEACHER: ANALYSIS OF APPROACHES, CONCEPT, STRUCTURAL COMPONENTS

The article continues the author's scientific work [1-3] in the field of methodological competence of a modern teacher. The relevance of the topic is emphasized by new changes related to the qualification requirements for teachers in accordance with the new Professional Standard for Teachers, which came into force in Russia on September 1, 2022. The purpose of the study is to analyze approaches to the concept and structural elements of a teacher's methodological competence as a part of professional and pedagogical competence. Methods of analysis, periodization and forecasting were used for this work. Analysis and periodization were used in the process of studying the main approaches to the concept of methodological competence, highlighting the stages of development of scientific and pedagogical thought on the topic of the article and their characteristic features; the forecasting method helped to raise the question of the prospects of the system of secondary general education in Russia, based on the regulatory requirements provided by the new Professional Standard for Teachers. The scientific novelty of the study lies in the presentation of the evolution of scientific and pedagogical thought in the field of methodological competence in the 1990-s, 2000-s, 2010-s and early 2020-s. In particular, the author revealed the following dynamics of the topic development: from the narrow ideas of researchers that the methodological competence of a teacher is reduced only to knowledge of the methodology of teaching one's own subject (1990-s) to the inclusion of the personal characteristics of the teacher in this concept (2000-s), methodological attempts to identify the components of methodological competence (2010-s) and, finally, to measure (diagnose) the methodological competence of the teacher by proposing appropriate methods (2010-s - early 2020-s). The theoretical significance lies in the fact that the author clarified the content of the "methodological competence of a teacher" concept, clarified the structure of methodological competence. Also, the theoretical significance lies in the fact that the results of the study can serve as a basis for writing other scientific papers on this topic. The practical significance is due to the fact that the results of the study can be used in the development of a criteria-level complex for the development of methodological competence of teachers, aimed at identifying the level of development of the structural components of methodological competence, which are identified by the author on the basis of the analysis: subject-activity, cognitive, personal, information technology, analytical and reflexive ones. In the course of analyzing approaches to the concept and structural elements of methodological competence, the author comes to the conclusion that methodological competence is an important type of professional and pedagogical competence, since the level of teacher's professionalism depends on it.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА: АНАЛИЗ ПОДХОДОВ, ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2022, № 10 (октябрь) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 221071 DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11071 УДК 371.134

Методическая компетентность педагога: анализ подходов, понятие, структурные компоненты

Methodological competence of a teacher: analysis of approaches, concept, structural components

Автор статьи

L

Author of the article

L

Ковшова Анна Александровна,

аспирант БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, Россия thebest65@yandex.ru ORCID: 0000-0003-1848-2805

Anna A. Kovshova,

Postgraduate Student, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia thebest65@yandex.ru ORCID: 0000-0003-1848-2805

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Ковшова А. А. Методическая компетентность педагога: анализ подходов, понятие, структурные компоненты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 10. - С. 100-118. - URL:

http://e-koncept.ru/2022/221071.htm. 10.24412/2304-120X-2022-11071

DOI:

A. A. Kovshova, Methodological competence of a teacher: analysis of approaches, concept, structural components // Scientific-methodological electronic journal "Concept". - 2022. - No. 10. - P. 100-118. - URL: http://e-koncept.ru/2022/211071.htm. DOI:

10.24412/2304-120X-2022-11071

Поступила в редакцию Received 23.08.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 28,09.22

Принята к публикации Accepted for publication 28.09.22 Опубликована Published 31.10.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Ковшова А. А., 2022

Аннотация

Статья является продолжением научной работы автора в области методической компетентности современного учителя. Актуальность темы подчёркивается новыми изменениями, связанными с квалификационными требованиями к педагогам в соответствии с новым Профессиональным стандартом для педагогов, который вступил в силу в России с 1 сентября 2022 года. Цель исследования - анализ подходов к понятию и структурным элементам методической компетентности учителя как части профессионально-педагогической компетентности. При подготовке статьи были использованы методы анализа, периодизации и прогнозирования. Анализ и периодизация применялись в процессе изучения основных подходов к понятию «методическая компетентность», выделения этапов развития научно-педагогической мысли по теме статьи, их особенностей; метод прогнозирования помог поставить вопрос о будущем системы среднего общего образования в России исходя из нормативных требований, предусмотренных новым Профессиональным стандартом для педагогов. Научная новизна исследования состоит в представлении эволюции научно-педагогической мысли в области методической компетентности в 1990-е, 2000-е, 2010-е годы и начале 2020-х годов. В частности, автор выявил следующую динамику развития темы: от узких представлений исследователей о том, что методическая компетентность учителя сводится лишь к знанию методики преподавания собственного предмета (1990-е годы), до включения в это понятие личностных особенностей педагога (2000-е годы), методологических попыток выделить компоненты методической компетентности (2010-е годы) и измерить (продиагностиро-вать) методическую компетентность педагога, предложив соответствующие методики (2010-е - начало 2020-х годов). Теоретическая значимость заключается в том, что автором уточнено содержание понятия «методическая компетентность педагога»: методическая компетентность педагога отражает системный уровень владения рефлексией, методическими знаниями и умениями, приобретенными в процессе методической деятельности, направленными на обеспечение эффективного и качественного решения педагогических и методических задач с учетом образовательных возможностей и потребностей обучающихся; уточнена структура методической компетентности (наряду с предметно-деятельностным, познавательным (когнитивным), аналитико-рефлексивным, личностным компонентами выделен информационно-технологический структурный компонент). Также теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут послужить основой для написания других научных работ по данной теме. Практическая значимость обусловлена тем, что результаты исследования могут быть использованы при разработке критериально-уровневого комплекса развития методической компетентности педагогов, направленного на выявление уровня развития структурных компонентов методической компетентности, которые выделены автором на основе проведенного анализа: предметно-деятельностный, познавательный (когнитивный), личностный, информационно-технологический, аналитико-рефлексивный. В ходе анализа подходов к понятию и структурным элементам методической компетентности автор приходит к выводу, что методическая компетентность является важным видом профессионально-педагогической компетентности, поскольку именно от неё зависит уровень профессионализма педагога.

Abstract

The article continues the author's scientific work [1-3] in the field of methodological competence of a modern teacher. The relevance of the topic is emphasized by new changes related to the qualification requirements for teachers in accordance with the new Professional Standard for Teachers, which came into force in Russia on September 1, 2022. The purpose of the study is to analyze approaches to the concept and structural elements of a teacher's methodological competence as a part of professional and pedagogical competence. Methods of analysis, periodization and forecasting were used for this work. Analysis and periodization were used in the process of studying the main approaches to the concept of methodological competence, highlighting the stages of development of scientific and pedagogical thought on the topic of the article and their characteristic features; the forecasting method helped to raise the question of the prospects of the system of secondary general education in Russia, based on the regulatory requirements provided by the new Professional Standard for Teachers. The scientific novelty of the study lies in the presentation of the evolution of scientific and pedagogical thought in the field of methodological competence in the 1990-s, 2000-s, 2010-s and early 2020-s. In particular, the author revealed the following dynamics of the topic development: from the narrow ideas of researchers that the methodological competence of a teacher is reduced only to knowledge of the methodology of teaching one's own subject (1990-s) to the inclusion of the personal characteristics of the teacher in this concept (2000-s), methodological attempts to identify the components of methodological competence (2010-s) and, finally, to measure (diagnose) the methodological competence of the teacher by proposing appropriate methods (2010-s - early 2020-s). The theoretical significance lies in the fact that the author clarified the content of the "methodological competence of a teacher" concept, clarified the structure of methodological competence. Also, the theoretical significance lies in the fact that the results of the study can serve as a basis for writing other scientific papers on this topic. The practical significance is due to the fact that the results of the study can be used in the development of a criteria-level complex for the development of methodological competence of teachers, aimed at identifying the level of development of the structural components of methodological competence, which are identified by the author on the basis of the analysis: subject-activity, cognitive, personal, information technology, analytical and reflexive ones. In the course of analyzing approaches to the concept and structural elements of methodological competence, the author comes to the conclusion that methodological competence is an important type of professional and pedagogical competence, since the level of teacher's professionalism depends on it.

Ключевые слова Key words

компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, профессионально-педагогическая компетентность, методическая компетентность педагога, структура методической компетентности competence, competency, professional competency, professional and pedagogical competence, methodological competence of a teacher, structure of methodological competence

Благодарности Acknowledgements

Автор выражает благодарность С. М. Зыряновой, кандидату педагогических наук, доценту БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет», за помощь в подготовке статьи. The author expresses her gratitude to S. M. Zyryanova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Surgut State Pedagogical University for her assistance in preparing the article.

Введение / Introduction

Российская система образования находится в состоянии постоянного реформирования, в том числе с 2010-х годов - в области предъявления квалификационных требований к педагогам. Так, в 2013 году в России официально был утверждён профессиональный стандарт для педагогов [1]. Однако его введение неоднократно переносили. И только с 2021 года все образовательные организации страны перешли на его обязательное применение.

Признав педагога ключевой фигурой системы образования, Профессиональный стандарт подчеркнул необходимость важных изменений, касающихся наших педагогических кадров: максимально освободить их от формальностей, бумажной работы, тем самым расширить пространство для педагогического творчества.

Профстандарт для педагогов давно назревшая необходимость. Современный педагог уже давно стал своеобразным «универсальным солдатом»: это не только специалист в конкретной дисциплине, но и методист, воспитатель, психолог, а также человек, постоянно повышающий уровень своего профессионализма, способный к нестандартным решениям, проявляющий гибкость в общении с ребятами, родителями, в восприятии новых направлений в образовании.

Главные определения Профстандарта педагога заложены в ст. 3.1 и 3.2: понятиях «квалификация педагога» и «профессиональная компетенция». Первое подразумевает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Второе отражает способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач [2].

Таким образом, квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций. О каких компетенциях идёт речь?

Основной перечень компетенций педагога определен федеральным государственным образовательным стандартом, который разделяет компетенции на профессиональные и личностные. Например, к личностным компетенциям относят персональные, межличностные, социальные и рефлексивные.

Среди профессиональных компетенций - педагогические компетенции (в части процесса обучения, воспитательного и развивающего процесса); ИКТ-компетенции (общепедагогического и предметно-педагогического характера); общие инструментальные компетенции по ФГОС, а также психолого-педагогические, общие и специально-предметные компетенции.

Однако требовать от педагогов соответствовать прописанным в нормативных документах компетенциям часто бывает недостаточно. Одно дело - требовать соблюдения формальностей на рабочем месте. Другое - непосредственная работа с учениками в классе, общение с ними и с их родителями во внеурочное время, коммуникация с коллегами. Таким образом, на первый план выходит необходимость оценить уровень профессиональной компетентности педагога.

Обзор литературы / Literature review

В отечественной и зарубежной научно-педагогической литературе понятие «профессионально-педагогическая компетентность» обычно рассматривается в триаде: компетентность - профессиональная компетентность - профессионально-педагогическая компетентность.

Например, Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова [3] характеризуют компетентность как умение человека разрешать определённые задачи. То есть человека можно назвать компетентным в той или иной области, если он покажет результат разрешения им конкретной проблемной ситуации.

В свою очередь В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко [4] делают акцент на единстве теоретической и практической готовности педагога осуществлять свою деятельность. Таким образом, в данном случае исследователи приравнивают понятие «компетентность» к профессионализму.

Н. В. Кузьмина [5] предлагает рассматривать компетентность с психолого-педагогической точки зрения: компетентность - это способность понимать себя и других, прогнозировать межличностные события.

Зарубежная научная мысль также неоднозначна в определении компетентности.

Например, в 1980-е годы американские исследователи этой темы В. Бланк [6] и Д. Шон [7] рассматривали компетентность в качестве способности к актуальному выполнению деятельности, в основе которой лежат знание и рефлексия.

В 1990-е годы Ф. Чивелли [8] связал компетентность с базовыми характеристиками личности: способностями человека, его личностными чертами и приобретёнными знаниями, а также соответствием результатам деятельности специалиста, предъявляемым профессиональным стандартам. А его коллеги из США - специалисты Центра профессионального образования и подготовки к занятости Университета штата Огайо [9] - под компетентностью понимали конкретные знания, умения и навыки, необходимые для эффективной профессиональной деятельности.

В начале 2000-х британский исследователь К. Уинч [10] предложил выделить в основе компетентности способность выполнить задание в соответствии с определёнными критериями в конкретной ситуации.

Содержательно понятие «компетентность» лежит в основе термина «профессиональная компетентность».

Отечественные исследователи проблем образования О. В. Акулова, В. В. Лаптев, А. П. Тряпицына и другие [11] относят профессиональную компетентность к интегральному качеству личности, которое характеризуется способностью решать профессиональные задачи и проблемы, используя знания, учебный и жизненный опыт, ценности.

В. И. Байденко [12] также настаивает на связи профессиональной компетентности с личностными характеристиками специалиста. Поддерживая Байденко, Н. Н. Хридина [13] включает в понятие «профессиональная компетенция» умение актуализировать имеющиеся опыт и знания, самомобилизацию, а также высокую степень адаптации к изменяющимся условиям трудовой деятельности.

В наши дни большинство современных отечественных исследователей сходятся на том, что формирование профессиональной компетентности происходит только при преодолении профессиональных трудностей, решении задач, поиске выхода из ситуации (В. Е. Казакова [14], Т. И. Пуденко [15] и др.).

Кроме того, уникальные исследования в этой области представлены в англоязычных работах российских исследователей, опубликованных в журналах из международных информационно-аналитических баз Scopus и Web of Science. Так, в 2019 году в журнале "Espacios" была опубликована статья Н. И. Дёмкиной, П. А. Костикова и К. А. Лебедева [16] о подходах к формированию профессиональной компетентности будущих IT-специалистов. В данной работе авторы представили модель профессиональной компетентности, в которую должны войти продвинутые методические комплексы, отвечающие современным требованиям образовательной и научной информационной среды. В целом, по мнению авторов, подобные модели должны в первую очередь отвечать требованиям информационного общества.

В 2022 году в журнале Сибирского федерального университета вышла статья коллектива авторов из Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева (М. Г. Янова, В. В. Янов, С. В. Кравченко, И. В. Ветрова [17]), раскрывающая сущность профессиональной компетентности педагога по физической культуре.

Научная линия зарубежных исследований по вопросам развития профессиональной компетентности во многом совпадает с российской школой: эта тенденция особенно заметна, если обратиться к публикациям в международных журналах с 2019 по 2022 год.

Так, австрийские учёные Элизабет Виндл и Йоханнес Даммерер [18] подчёркивают роль наставничества молодых специалистов в профессиональной адаптации начинающих педагогов. О развитии профессиональной компетентности будущих педагогов в Болгарии упоминает в своих работах исследователь Софийского университета Вяра Т. Гюрова [19]. Исследователи Микела Фреддано и Валерия Пандольфини [20] из Итальянского национального института оценки системы образования в Риме к главной составляющей профессиональной компетентности относят повышение квалификации действующих специалистов системы образования.

В свою очередь украинские коллеги из Национального медицинского университета Ю. Л. Кучин, Р. Л. Скрипник, Н. К. Гребень, Л. В. Лымарь [21] на основе метода анкетирования обращаются к изучению факторов, представляющих профессиональную коммуникативную и академическую коммуникативную компетентности у будущих офтальмологов. Результаты исследования показали очевидную важность сформированной профессиональной и академической компетентности для студентов-офтальмологов с высокой степенью выбора значимости коммуникативной компетентности.

Подчеркнём, что в современной зарубежной научной мысли всё чаще появляются практико-ориентированные работы: исследователи предлагают различные методы развития профессиональной компетентности.

Например, сегодня в нашей стране популярны идеи Джеймса Фергюсона [22] о том, как добиться эффективности на рабочем месте и грамотно работать над развитием собственной компетентности и компетентности своих сотрудников (если речь идёт о руководителях организации). А ценность работ нидерландского исследователя Хьюберта К. Рамперсада [23], доктора менеджмента Технологического университета Эйндховена, заключается в том, что в них предлагается концепция сбалансированной системы показателей (организационной и личной), которую рекомендуется вводить и соблюдать в любой организации. Это не только поможет сделать работу компании более эффективной, но и повысит производительность труда сотрудников.

Кроме того, важный вклад в изучение понятий «компетентность» и «профессиональная компетентность» внесли авторы ежемесячного научно-популярного американского журнала "Harvard Business Review", также входящего в международную базу Scopus: А. Грант, Ф. Джино, Э. Кэтмелл, Д. Келли, Д. Гоулман, П. Друкер, Р. Моборн и др. [24-27]

С 2004 по 2022 год в России издавались на русском языке его переводные версии. Для исследователей компетентностного подхода "Harvard Business Review" представляет особый интерес, поскольку выпускает серии статей по менеджменту, управлению технологиями и инновациями. В частности, в журнале уделяется внимание вопросам развития креативного мышления специалистов, когда приходится действовать по ситуации, воплощать новаторские идеи. Важное место в журнале занимают материалы по компетентному управлению организацией, а также преодолению пассивности работников, повышению уровня их удовлетворённости собственным трудом; о профессиональном развитии руководителя организации и его сотрудников.

Таким образом, анализ зарубежных и отечественных научных работ в области компетентности и профессиональной компетентности позволяет выделить следующие компоненты профессиональной компетентности: знания, умения и владение приёмами профессионального поведения и общения; способность к повышению квалификации и профессиональному росту, реализации себя в выбранной деятельности; способность к саморазвитию и самооценке; адекватное восприятие своих профессиональных возможностей, владение навыками разрешения профессиональных конфликтов; способность к эффективному действию при внезапно складывающихся ситуациях.

В нашем исследовании мы опираемся на то, что профессиональная компетентность входит в область профессиональной деятельности; также это есть круг решаемых вопросов и постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющих выполнять специалистами максимально продуктивно свой конкретный трудовой функционал.

Профессионально-педагогическая компетентность является одним из видов профессиональной компетенции. В той или иной степени изучением проблем профессиональной компетентности учителя занимались и занимаются Л. И. Барбашова, И. А. Зимняя, А. А. Вербицкий, Г. Л. Филиппова и др.

Например, Г. Л. Филиппова [28] считает, что профессиональная компетентность педагога представляется основой педагогического мастерства в целом.

С точки зрения И. А. Зимней [29], профессионально-педагогическая компетентность тесно связана с когнитивно-личностными особенностями того или иного учителя.

Л. И. Барбашова [30], поддерживая И. А. Зимнюю, разработала модель профессиональной компетенции учителя, ключевым элементом которой стали ценностно-смысловые ориентации, раскрывающие личностные возможности педагога.

Глубже всех в проблему профессионально-педагогической компетентности погрузился А. А. Вербицкий [31]. В своих работах исследователь отмечает, что компетентность учителя - это не просто компетенция, реализованная в образовательном процессе, а интегральная характеристика личности педагога, определяющая его профессиональный успех и ответственность.

В целом, синтезировав имеющиеся работы в области профессиональной и профессионально-педагогической компетентности, автор статьи предлагает рассматривать профессиональную компетентность педагога в качестве способности и готовности учителя к действиям, направленным на разрешение определённых профессиональных задач (на основе имеющихся знаний, умений и опыта), а также обеспечивающим достижение им высоких показателей в профессии.

Таким образом, среди основных критериев сформированности профессиональной компетентности педагога собственно педагогические умения учителя (организация образовательного процесса, предметная и методическая подготовка, готовность и умение решать профессиональные задачи, результативность), а также его личностные характеристики (мотивационная готовность, рефлексия, ответственность, ценностно-смысловые установки, коммуникативные умения) [32].

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Существуют различные виды профессионально-педагогической компетентности: психолого-педагогическая, социокультурная, методологическая, предметная, методическая и др.

Особое место среди видов профессионально-педагогической компетентности занимает методическая компетентность, поскольку именно от неё зависит уровень профессионализма учителя.

В отечественном педагогическом знании о методической компетентности учителя заговорили со второй половины 1990-х годов. В это время появляются работы В. И. Земцовой, Н. Л. Стефановой, В. А. Адольф, Т. С. Поляковой.

В. И. Земцова под методической компетентностью понимает свойство личности учителя, выражающееся в наличии глубоких и прочных знаний и умений в области учебного предмета и методики его преподавания [33].

Н. Л. Стефанова [34] также связывает методическую компетентность педагога с его методической образованностью и кругозором.

Доктор педагогических наук Т. С. Полякова [35] в своих работах затрагивает вопрос об использовании историко-методической подготовки учителя математики, основой которого является система знаний по истории школьного математического образования с органически включенными в нее элементами истории методики преподавания математики как научной дисциплины.

В начале 2000-х годов понятие «методическая компетентность» значительно расширяется. Наряду с владением педагогом методов обучения в методическую компетентность стали включать непосредственно личность педагога, его деловые и нравственные качества, способности и готовность к педагогической деятельности в целом (Т. В. Сянина [36], Т. А. Загривная [37]).

В этот же период появляются исследования, посвящённые структурным компонентам методической компетентности. Например, О. В. Тумашева [38] предлагает выделять три компонента методической компетентности педагога: социально-личностный, деятельностный и когнитивный.

При этом в основе социально-личностного компонента, по мнению Тумашевой, находится личность учителя и его личностные качества, необходимые для адекватного взаимодействия с социумом.

Деятельностный компонент включает умение педагога не только выполнять определённую методическую деятельность, но и постоянно её модифицировать, используя анализ и оценку результатов собственной работы.

Когнитивный компонент предполагает владение учителем системой методических знаний и понимание важности и ценности этих знаний как для себя лично, так и для своей профессиональной деятельности, для профессионального роста [39].

Непосредственно занимаясь изучением методической компетентности учителей математики, О. В. Тумашева предлагает обращаться к четырём уровням сформиро-ванности методкомпетентности: нулевому, репродуктивному, продуктивному и творческому.

Нулевым уровнем чаще обладают молодые и неопытные педагоги, которые часто копируют методические приёмы своих старших коллег, или же педагоги, не проявляющие активности, творчества и инициативности в области методического самосовершенствования. Такие педагоги обычно работают по одной и той же, отработанной годами, схеме.

Учитель репродуктивного уровня методической компетентности стремится применить на практике свои знания, однако его деятельность часто ограничена уровнем воспроизведения информации. На данном уровне учитель ощущает потребность в повышении квалификации.

Продуктивный уровень предполагает чётко выраженную собственную методическую позицию педагога, выработанный индивидуальный стиль преподавания. Учитель готов передавать свой опыт ученикам, учиться на чужих методических ошибках.

Самый высокий уровень методической компетентности учителя - творческий -характеризуется: проявлением его творческой активности, способностью к методической импровизации и методической интуиции. На данном уровне у педагогов отлично развита методическая рефлексия; они постоянно стремятся совершенствовать собственную методическую систему.

С 2010-х годов отмечается существенное увеличение работ в области структурных компонентов методической компетентности учителей.

Например, исследователи М. И. Аржакова и К. Е. Егорова [40], разрабатывая методическую систему повышения эффективности реализации образовательных программ в университете, также выделили три основных компонента методической компетентности: процессуально-деятельностный, содержательно-целевой и результативно-оценочный.

Содержательно-целевой компонент включил в себя развитие исследовательских навыков и компетенций.

Процессуально-деятельностный отражает уровень сформированности профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС.

Результативно-оценочный компонент методической системы предполагает разработку адекватной системы контроля, ориентированной на достижение компетенций, способов или механизмов измерения результатов. Формы контроля должны стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя обучающемуся более четко осознавать его достижения и недостатки, корректировать собственную активность [41].

Большую работу по выявлению базовых характеристик методической компетентности учителя проделали в своих работах Н. А. Нагибина и Н. В. Ипполитова [42]. Данные авторы заключили, что методическая компетентность педагога есть вид профессионально-педагогической компетентности; она основана на его общепедагогических и методических знаниях, умениях, навыках, опыте и личностных качествах; а также выражает теоретическую и практическую готовность учителя к эффективному обучению и воспитанию учащихся [43].

Интересно подошли к определению структуры методической компетентности А. Л. Зубков [44] и О. Н. Игна [45], ориентируясь на роль в ней методического мышления, методической культуры и методического творчества учителя. При этом А. Л. Зубков под методическим мышлением понимает мышление, обеспечивающее умение преподавателя применять имеющиеся знания для реализации целей воспитания и обучения в соответствии с методической теорией и конкретными условиями обучения. Методическая культура рассматривается им в качестве предпосылки для возникновения новых методических идей. А методическое творчество есть искусство учителя формировать и развивать знания учеников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О. Н. Игна, в целом поддерживая выделенные А. Л. Зубковым компоненты методической компетентности (методическое мышление, методическое творчество и ме-

тодическая культура), предлагает включить в структуру методической компетентности такие элементы, как владение методической терминологией, критическое мышление, методические умения, знания и навыки, а также культура речи и опыт решения учебно-методических задач.

2016 год - знаковый год для исследователей методической компетентности учителя: выходит диссертация кандидата педагогических наук Н. Г. Масюковой [46], в которой она предлагает своё видение структуры методической компетентности, выделяя личностный, познавательный (когнитивный), предметно-деятельностный и аналитико-рефлексивный компоненты. Данные компоненты были определены ею при анализе положений ФГОС ОО и Профессионального стандарта педагога.

В личностный компонент вошли мотивы и ценностные установки учителя, его инициативность, коммуникативные навыки и эмпатийность.

Когнитивный (познавательный) компонент был связан с предметными знаниями педагога, владением им методиками и технологиями преподавания и методической терминологией; а также знанием особенностей детей с особыми образовательными потребностями и владением навыками работы с ИКТ.

В составе предметно-деятельностного компонента методической компетентности учителя - умение работать в рамках компетентностного подхода с учетом возрастных особенностей учащихся и особенностей детей с особыми образовательными потребностями; умение применять (разрабатывать и осваивать) современные педагогические технологии, в том числе с использованием ИКТ; умение вести собственную научно-исследовательскую деятельность учащихся; творческие способности педагога (в первую очередь для создания новых методических продуктов).

Аналитико-рефлексивный компонент подразумевает, что учитель должен уметь грамотно структурировать образовательный процесс, оптимально подбирать формы занятий, методик, методы и приёмы при работе с учащимися. Кроме того, в этот компонент входят аналитические умения (умение проводить диагностику динамики развития детей, анализ методических документов) и прогностические умения педагога (прогнозирование эффективности используемых в учебном процессе методов, средств и форм) [47].

Также Н. Г. Масюкова в своих работах [48, 49] предлагает критерии и уровни сформированности методической компетентности педагогов: репродуктивный, адаптивный, продуктивный и творческий, разработанные ею в соответствии с Профессиональным стандартом для педагогов и ФГОС ОО.

При этом репродуктивный уровень предполагает сформированность у педагога целостных представлений о том, что представляет собой методическая деятельность. На адаптивном уровне учитель умеет использовать в учебном процессе конкретные методические знания. Продуктивный уровень подразумевает, что учитель не только полностью осознаёт методы и способы собственной методической деятельности, но и использует современные образовательные технологии в своей работе. Творческий уровень подчёркивает продуктивность, эффективную самореализацию педагога и его творческую самостоятельность.

Ею же был разработан диагностический инструментарий для выявления сфор-мированности методической компетентности учителя: содержательный (тесты, проверочные работы), деятельностный (оценки за каждый вид практической работы методической направленности) и коммуникативный (на основе анкет, тестов, анализа и самоанализа).

Свой диагностический инструментарий и в целом методику измерения уровня методической компетентности учителей Н. Г. Масюкова апробировала с 2013 по 2016 год на базе ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования». Позднее именно её методика легла в основу методик других исследователей, занимающихся измерением уровня методической компетентности учителей.

С началом 2020-х годов расширяется спектр практико-ориентированных научных работ в области диагностики (мониторинга) методической компетентности российских педагогов. Среди авторов таких исследований - Н. Г. Гоголина [50], Е. А. Демидова [51], В. Е. Казакова [52], И. Н. Емельянова [53], И. С. Бубнова [54].

Например, И. Н. Емельянова и В. Е. Казакова при выявлении уровня методической компетентности школьного педагога использовали критериально-ориентированные тесты с трёхбалльной оценкой качества педагогической деятельности: 0 баллов - отсутствие показателя; 1 балл - низкий уровень; 2 балла - средний уровень; 3 балла - высокий уровень.

Среди основных показателей методической компетентности данные авторы указали следующие: работа над методоснащением учебно-воспитательного процесса; поиск форм организации познавательной деятельности обучающихся; владение техникой самоанализа занятий; знание и использование современных образовательных технологий (в т. ч. ИКТ); использование дифференцированного подхода; умение работать в микрогруппе и индивидуально и др.

Исследование указанных авторов выявило существенные проблемы в уровне методической компетентности учителей Тюмени: самый большой процент педагогов (65%) показали низкий уровень, а 5% учителей - нулевой уровень методической культуры. Оставшиеся 30% респондентов показали второй уровень развития методической компетентности [55].

Более утешительные показатели выявило исследование Т. А. Жданко, С. В. Гершпигель, А. В. Гуриновича и М. М. Михайловой [56], затронувшее 146 учителей начальных классов из 11 муниципальных образований Иркутской области.

Авторы использовали иную методику диагностики уровня методической компетентности, чем И. Н. Емельянова и В. Е. Казакова: разработанные ими задания непосредственно ориентировались на положения Профессионального стандарта педагога и состояли из двух частей: первая часть оценивала предметные компетенции, вторая -методические компетенции. Максимальное количество баллов, которое мог набрать педагог по результату выполнения диагностических заданий обеих частей, - 31 балл.

Диагностика показала, что более 90% педагогов подтвердили владение методическими и предметными компетенциями не ниже базового уровня; 12% респондентов показали высокий уровень методической компетентности; и около 7% учителей не достигли базового уровня.

Среди исследователей по выявлению уровня методической компетентности особо отметим И. С. Бубнову, подробно изложившую методику и результаты методической компетентности специалистов территориальных методических служб (ТМС) Краснодарского края. Мониторинг проводился в 2021 году Центром научно-методической и инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края. В нём приняли участие 460 специалистов ТМС из 44 муниципальных образований [57].

Сотрудники Центра научно-методической и инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края разработали анкеты, направленные на

диагностику методической компетентности сотрудников (педагогов, специалистов и методистов) территориальных методических служб. Критериями оценки стали: тест по теоретическим основам методической деятельности, оценка компетенций специалиста (педагога, методиста) непосредственным руководителем и самодиагностика.

В целом диагностика показала, что из 44 муниципальных образований Краснодарского края, участвовавших в мониторинге, только один муниципалитет показал нулевой уровень методической компетентности местных специалистов; высокий уровень методической компетентности оказался у специалистов девяти муниципальных образований. Остальные показали средний базовый уровень.

Результаты исследования / Research results

В процессе исследования нами был проведен анализ понятия «методическая компетентность педагога». Данное понятие изучалось нами с разных авторских позиций. Мы пришли к выводу, что авторские определения понятия «методическая компетентность педагога» не противоречат, а дополняют друг друга. Множество подобных определений, которые были подвергнуты анализу, приводят нас к выводу, что все дефиниции сводятся к их множеству и отсутствию одной общепринятой дефиниции и доказывают, что методическая компетентность педагога приобретает особую актуальность в научных работах различных авторов. На основании вышеизложенного мы приходим к выводу, что методическая компетентность как один важнейших структурных компонентов профессиональной компетентности педагога, в связи с изменением ее содержания, нуждается в переосмыслении и уточнении ее специфических черт, что предполагает акцентирование внимания на уточнении ее структурных компонентов.

Проанализировав содержание, структуру, критерии понятия «методическая компетентность педагога», мы уточняем содержание понятия «методическая компетентность педагога» и определяем его как структурный компонент профессиональной компетентности и интегральную профессионально-личностную характеристику педагога, которая отражает системный уровень владения методическими знаниями и умениями, приобретенными в процессе методической деятельности, владение рефлексией, направленные на обеспечение эффективного и качественного решения педагогических и методических задач, с учетом образовательных возможностей и потребностей обучающихся.

На основании анализа теоретического материала, анализа профессиональной деятельности педагога, структуры методической компетентности педагога, предложенной Н. Г. Масюковой, и с учетом особенностей методической компетентности педагогов мы выделяем следующие ее компоненты: предметно-деятельностный, познавательный (когнитивный), аналитико-рефлексивный, личностный и информационно-технологический.

Педагогическая деятельность педагога традиционно связывается с такими видами деятельности, как предметно-методическая и психолого-педагогическая. Информационный этап развития общества апеллирует к рассмотрению в структуре методической компетентности информационно-технологического структурного компонента.

Обоснование важности информационно-технологического структурного компонента методической компетентности на основании анализа нормативно-правовых документов Российской Федерации:

1) во-первых, в национальном проекте «Образование» ставится задача по созданию современной цифровой образовательной среды, которая была бы безопасной

для участников образовательных отношений и обеспечивала бы доступность образования, его высокое качество;

2) во-вторых, Федеральный закон № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» определил важные ориентиры развития образования в вопросах реализации основных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с учетом того, что образовательная организация должна обеспечить информационную безопасность и защиту персональных сведений участников образовательных отношений;

3) в-третьих, одной из стратегических задач, определенных Доктриной информационной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 05.12.2016 года № 646, является обеспечение условий защиты от информации, причиняющей вред здоровью и психическому развитию;

4) в-четвертых, Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования, в которых закладываются основы формирования личности в условиях формирования современного информационного общества на ближайшие десятилетия. В федеральных государственных образовательных стандартах отмечено, что соответствующие ИКТ-средства и достаточный уровень квалификации работников, ее использующих и поддерживающих, должны обеспечивать деятельность электронной информационно-образовательной среды на уровне общеобразовательной организации в соответствии с федеральными законами «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «О персональных данных».

Итак, на основе анализа нормативно-правовых документов, рассмотренных выше, мы сделали выводы, что информационно-технологический структурный компонент методической компетентности основывается на информационной грамотности, компетентности в области дистанционного обучения, компетентности в области информационной безопасности.

Информационная грамотность педагога включает: умения использовать компьютер (поиск, работа с информацией, управление информацией) для решения профессиональных задач; применять ИКТ, информацию из различных источников, направленных на развитие исследовательских, проектных и других навыков обучающихся, на диссеминацию своего опыта, на развитие профессиональной компетентности, включая методическую.

Компетентность в области дистанционного обучения включает знания, умения и практические навыки, которые позволяют проводить уроки в форматах дистанционного обучения: синхронном и асинхронном, коллективную работу в цифровой среде с применением цифровых инструментов совместной работы, умение использовать несколько функций внутри одного и того же сервиса коммуникации, одновременно взаимодействовать с несколькими сервисами и приложениями.

Компетентность в области информационной безопасности основывается на знаниях правовых норм и законов РФ о защите персональных данных, об информационной безопасности и умении ориентироваться в отборе, оценке и защите различной информации, применяемой в образовательном процессе, чтобы уметь распознавать риски и угрозы, связанные с информацией, защитить профессионально значимую информацию и уметь противостоять угрозам информационной безопасности в профессиональной деятельности.

Структура методической компетентности педагога определена на рисунке.

Структура методической компетентности педагога

На наш взгляд, именно данные компоненты методической компетентности педагога имеют непосредственную связь с современной действительностью и являются наиболее полными и исчерпывающими.

В целом можно отметить, что особая ценность и значимость для педагога развития методической компетентности заключается в том, что она позволяет комплексно применить личностные качества и способности, а также предметные, психолого-педагогические, информационно-технологические и другие профессиональные знания при создании дидактического материала по своему профилю деятельности. Методическая компетентность обеспечивает результативность процесса обучения, так как позволяет реализовывать в образовательной практике ведущие дидактические принципы, содержание, формы организации образовательного процесса.

Заключение / Conclusion

В целом анализ исследований в области методической компетентности учителя позволил автору статьи представить эволюцию развития данной проблемы с 1990-х годы по настоящее время.

Так, в работах отечественных исследователей понятие «методическая компетентность» встречается со второй половины 1990-х годов и подразумевает наличие у учителя знаний в области методики преподавания собственных предметов.

В целом данное понятие развивалось параллельно со смежными терминами «профессиональная компетентность» и «профессионально-педагогическая компетентность» в общем русле исследований по психологии труда. Это было не случайно. Во многом предпосылкой стал доклад президента Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке Жака Делоре на тему «Образование: скрытое сокровище», опубликованный в 1996 году [58].

В докладе были сформулированы «четыре столпа», на которых основывается образование (научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться

жить), что, по сути, определило основные глобальные компетентности. Например, А. А. Печеркина в монографии «Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика» приводит высказывание Ж. Делоре: «Научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе» [59].

В начале 2000-х годов появляется Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, в которой основное внимание уделялось модернизации и повышению качества образования в России [60]. В документе прописывалось, что это должно было достигаться в первую очередь через систему повышения квалификации педагогов общего среднего образования. Отсюда - научный интерес к проблеме профессионально-педагогической компетентности учителей. Более того, акцент стал делаться конкретно на методической компетентности. Предпосылками к тому выступили следующие моменты: осознание руководством страны того, что в ситуации непрерывных изменений целей и задач обучения, потребностей общества в первую очередь нужно расширять творческие, методические возможности учителей. Ведь от учителей требуется индивидуальное конструирование уроков в соответствии с содержанием учебной программы, целями конкретного класса (и школы), составом учеников, учебно-методической литературой [61]. Поэтому неудивительно, что с начала 2000-х и в 2010-е годы отечественным научно-педагогическим сообществом понятие «методическая компетентность учителя» существенно пересматривается: под ней стали понимать умение не только владеть методами обучения, но и учитывать личность педагога и его способность к педагогической деятельности.

Актуальность обращения исследователей к теме профессионально-педагогической компетентности в целом и методической компетентности в частности в 2010-е годы подчёркивалась также введением Профессионального стандарта для педагогов.

С началом 2020-х эта тема не теряет своей актуальности. Все происходящие доработки Профессионального стандарта для педагога подчёркивают: от современного педагога требуется высокий уровень квалификации и компетентности, а также огромный набор личностных качеств, которые будут способствовать его профессиональному развитию и личностному росту. Отсюда - значительное увеличение количества научных исследований конкретно по диагностике уровня профессионально-педагогической и методической компетентности учителя, ведь для того, чтобы вырастить поколение, способное работать с огромными потоками разной информации и быстро реагировать на вызовы современности, в первую очередь нужны качественно подготовленные специалисты (учителя), способные решить эту задачу. С низким уровнем методической компетентности это не представляется возможным.

Между тем с 1 сентября 2022 года нас ожидают новые изменения, связанные с квалификационными требованиями к педагогам: вступает в силу новый Профессиональный стандарт для педагогов, который будет действовать до 2028 года [62].

Новый стандарт будет содержать скорректированные требования к учителям системы общего образования: в проекте документа отсутствует требование о наличии среднего профессионального или высшего образования к кандидатам на должность учителя, поскольку теперь к работе допускаются студенты-старшекурсники. Время покажет, каким образом данное нововведение отразится на отечественной системе образования: насколько быстро получится поднять с адаптивного и репродуктивного на продуктивный и творческий уровни методическую компетентность учителей нового поколения.

Ссылки на источники / References

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями от 5 августа 2016 года)». - URL: https://base.garant.ru/70535556/

2. Профессиональный стандарт педагога. - URL: https://kapotnya.mskobr.ru/files/professional_nyj_standart_pedagoga.pdf.

3. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентность^ подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. - 101 с.

4. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с.

5. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1990. - 117 с.

6. Blank W. Handbook for developing Competency-Based Training Programs. - New-Jersey: Prentice Hall, 1982. - 378 p.

7. Shon D. The Reflective Practitioner: How Professionals Think in Action. - L.: Temple Smith, 1983. - P. 50-68.

8. Civelli F. F. New compétences, new organizations in a developing world. Industrial and commercial training. -Milan, 1997. - Р. 226-229.

9. Occupational standards: International perspectives. - Columbus, OH: Center on Education and Training for Employment, the Ohio State University, 1995. - 142 p.

10. Winch C. Education, work and social capital: towards a new conception of vocational education. - L.; N. Y., 2000. - 220 p.

11. Акулова О. В., Лаптев В. В., Тряпицына А. П. Модернизация общего образования: технологии образовательной деятельности. - СПб.: Береста, 2002. - 95 с.

12. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С.34-38.

13. Хридина Н. Н. Понятийно-терминологический словарь: управление образованием как социальной системой. - Екатеринбург: Урал. изд-во, 2003. - 381 с.

14. Казакова В. Е. Методы мониторинга профессиональной компетентности педагогов // Молодой учёный. -

2019. - № 50 (288). - С. 343.

15. Пуденко Т. И. Концептуальные основы модели профессионального роста педагогических работников на основе оценки уровня владения профессиональными компетенциями // Управление образованием теория и практика. - 2019. - № 4 (16). - С. 4-13.

16. Demkina N. I., Kostikov P. A., Lebedev K. A. Formation of professional competence of future specialists in the field of information environment // ESPACIOS. - 2019. - Vol. 40. - № 23. - P. 3.

17. Yanova M. G., Yanov V. V., Kravchenko S. V., Vetrova I. V. Professional competences of physical education teachers: structural and component analysis // Sib. Fed. Univ. Humanit. Soc. Sci. - 2019. - № 15(4). - P. 554-558.

18. Windl E., Dammerer J. Teacher Training in Austria with special consideration of Mentoring in the induction phase // Education and Self Development. - 2019. - Vol. 14. - № 3. - P. 40-47.

19. Gyurova V. T. The Place of Research and Creative Skills in the Training of Future Teachers // Education and Self Development. - 2020. - Vol. 15. - № 3. - P. 120-129.

20. Freddano M., Pandolfini V. Teacher Training on Data Literacy for School Evaluation and Improvement: A Teacher Professional Development Experience in Italy // Education and Self Development. - 2022. - Vol. 17. - № 1. - P. 89-98.

21. Kuchin Yu., Skripnik R., Grben N., Lymar L. Communicative professional and academic competence of medical students developed during their ophthalmological studies // Ophthalmology. Eastern Europe. - 2022. - Vol. 12. - № 1. - P. 10-17.

22. Фергюсон Д. Практическое пособие по развитию компетенций. - М.: Карьера-пресс, 2022. - 640 с.

23. Рамперсад Х. Аутентичный персональный бренд. - М.: Олимп-бизнес, 2017. - 272 с.

24. Грант А., Джино Ф., Кэтмелл Э. и др. Креативность // Harvard Business Review: 10 лучших статей. - 2022. - 240 с.

25. Гоулман Д., Друкер П., Моборн Р. и др. Менеджмент. Главные идеи // Harvard Business Review: 10 лучших статей. - 2020. - 320 с.

26. Гоулман Д., Друкер П., Моборн Р. и др. Корпоративная культура // Harvard Business Review: 10 лучших статей. -

2020. - 250 с.

27. Гоулман Д., Друкер П., Моборн Р. и др. Эмоциональный интеллект // Harvard Business Review: 10 лучших статей. - 2016. - 220 с.

28. Филиппова Г. Л. Профессиональная компетентность педагога в контексте научных подходов // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 5. - С. 48-52.

29. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалиста, 2004. - 42 с.

30. Барбашова Л. И. Развитие профессиональной компетентности учителя как фактор проявления его ценностно-смысловой ориентации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 63-2. - С. 25-31.

31. Вербицкий А. А. Инварианты профессионализма: проблемы. - М.: Логос, 2011. - 288 с.

32. Казакова Т. В. Теоретические подходы к определению профессиональной компетентности педагога // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 2. - С. 440.

33. Земцова В. И. Теоретические основы методической подготовки учителя физики: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. - СПб., 1995. - 310 с.

34. Стефанова Н. Л. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе: дис. ... д-ра педагогических наук: 13.00.02. - СПб., 1996. - 366 с.

35. Полякова Т. С. Историко-методическая подготовка учителей математики в педагогическом университете: автореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Ростов. гос. пед. ун-т. - СПб., 1998. - С. 19.

36. Сясина Т. В. Формирование методической компетентности будущего учителя: на примере подготовки учителя математики: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Комсомольск-на Амуре гос. пед. ун-т. - Комсомольск-на-Амуре, 2005. - 21 с.

37. Загривная Т. А. Становление научно-методической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ин-т образования взрослых РАО. - СПб., 2006. - 23 с.

38. Тумашева О. В. О методической компетентности учителя // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2009. - № 1. - С. 1-5.

39. Тумашева О. В. О методической компетентности учителя. - С. 4.

40. Аржакова М. И., Егорова К. Е. Формирование и оценка методической компетентности бакалавров по направлению «педагогическое образование» в современных условиях (на примере профиля «Биология и химия») // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2018. - № 9(132). - С. 82-90.

41. Аржакова М. И., Егорова К. Е. Формирование и оценка методической компетентности бакалавров по направлению «педагогическое образование» в современных условиях... - С. 89.

42. Нагибина Н. А., Ипполитова Н. В. Методическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности педагога // Наука и школа. - 2013. - № 3. - С. 44-46.

43. Нагибина Н. А., Ипполитова Н. В. Методическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности педагога. - С. 46.

44. Зубков А. Л. Развитие методической компетентности учителей в условиях модернизации общего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / [Место защиты: Рос. гос. проф.-пед. ун-т]. - Екатеринбург, 2007. - 22 с.

45. Игна О. Н. Структура и содержание методической компетентности учителя иностранного языка // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 1. - С. 90-94.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46. Масюкова Н. Г. Развитие методической компетентности учителя в процессе повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова]. - Владикавказ, 2016. - 21 с.

47. Масюкова Н. Г. Развитие методической компетентности учителя. - С. 11-12.

48. Масюкова Н. Г. Методическая компетентность в структуре профессиональной компетентности учителя // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 3 (52). - С. 63-68.

49. Масюкова Н. Г. Педагогическая диагностика в системе дополнительного профессионального образования педагогов // Вестник Академии права и управления. - 2015. - № 3(40). - С. 254-262.

50. Масюкова Н. Г. Развитие методической компетентности учителя в процессе повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова]. - Владикавказ, 2016. - С. 15.

51. Гоголина Н. Г. Уровни формирования методической компетентности учителя начального общего образования // Актуальные проблемы научного знания. Новые технологии ТЭК. - Сургут, 2019. - С. 316-321.

52. Демидова Е. А. Формирование методической компетентности учителя в области развития функциональной грамотности // Развитие цифровых компетенций и функциональной грамотности школьников: лучшие практики дистанционного образования на русском языке. - М., 2020. - С. 48-63.

53. Казакова В. Е. Мониторинг методической компетентности педагогов // Молодой ученый. - 2019. - № 50 (288). - С. 343-347.

54. Бубнова И. С. Методическая компетентность педагога: сущность и диагностика // Педагогическая перспектива. - 2021. - № 3. - С. 77-85.

55. Казакова В. Е. Мониторинг методической компетентности педагогов // Молодой ученый. - 2019. - № 50 (288). - С. 343-347.

56. Жданко Т. А., Гершпигель С. В., Гуринович А. В., Михайлова М. М. Диагностика предметной и методической компетентности педагогов // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30576.

57. Бубнова И. С. Методическая компетентность педагога: сущность и диагностика.

58. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище - UNESCO, 1996. - С. 37.

59. Печеркина А. А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2011. - С. 13.

60. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / М-во образования Рос. Федерации. - М., 2002. - 28 с.

61. Леньшин А. И. О профессиональной компетентности учителя // Молодой учёный. - 2009. - № 10. - С. 362-364.

62. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)" (подготовлен Минтрудом России 31.01.2022)». - URL: https://base.garant.ru/56909182/

1. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 18 oktyabrya 2013 goda № 544n "Ob utverzhdenii profession-al'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, os-novnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel1, uchitel)" (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 5 avgusta 2016 goda)" [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 544n dated October 18, 2013 "On approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" (with amendments and additions dated August 5, 2016)"]. Available at: https://base.garant.ru/70535556/ (in Russian).

2. Professional'nyj standart pedagoga. [Professional standard of a teacher] Available at: https://ka-potnya.mskobr.ru/files/professional_nyj_standart_pedagoga.pdf (in Russian).

3. Ivanov, D. A., Mitrofanov, K. G., & Sokolova, O. V. (2003). Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Problemy, po-nyatiya, instrumentarij [Competence-based approach in education. Problems, concepts, tools], Izd-vo OmGPU, Omsk, 101 p. (in Russian).

4. Slastenin, V. A., Isaev, I. F., & ShHiyanov, E. N. (2013). Pedagogika [Pedagogics], Izdatel'skij centr "Akademiya", Moscow, 576 p. (in Russian).

5. Kuz'mina N. V. (1990). Professionalizm lichnostiprepodavatelya imasteraproizvodstvennogo obucheniya [Personal professionalism of the teacher and the instructor of practical training], Vyssh. shk., Moscow, 117 p. (in Russian).

6. Blank, W. (1982). Handbook for developing Competency-Based Training Programs, Prentice Hall, New-Jersey, 378 p. (in English).

7. Shon, D. (1983). The Reflective Practitioner: How Professionals Think in Action, Temple Smith, London , pp. 50-68 (in English).

8. Civelli, F. F. (1997). New compétences, new organizations in a developing world. Industrial and commercial training, Milan, pp. 226-229 (in English).

9. (1995). Occupational standards: International perspectives, Columbus, OH: Center on Education and Training for Employment, the Ohio State University, 142 p. (in English).

10. Winch, C. (2000). Education, work and social capital: towards a new conception of vocational education, London, New York, 220 p. (in English).

11. Akulova, O. V., Laptev, V. V., & Tryapicyna, A. P. (2002). Modernizaciya obshchego obrazovaniya: tekhnologii obra-zovatel'noj deyatel'nosti [Modernization of general education: technologies of educational activity], Beresta, St. Petersburg, 95 p. (in Russian).

12. Bajdenko, V. I. (2004). "Kompetencii v professional'nom obrazovanii (K osvoeniyu kompetentnostnogo podhoda)" [Competences in professional education (Towards the development of a competence-based approach)], Vysshee obrazovanie v Rossii, № 11, pp.34-38 (in Russian).

13. Hridina, N. N. (2003). Ponyatijno-terminologicheskij slovar': upravlenie obrazovaniem kak social'noj sistemoj [Conceptual and terminological dictionary: management of education as a social system management], Ural. izd-vo, Ekaterinburg, 381 p. (in Russian).

14. Kazakova, V. E. (2019). "Metody monitoringa professional'noj kompetentnosti pedagogov" [Methods for monitoring the professional competence of teachers], Molodoj uchyonyj, № 50 (288), p. 343 (in Russian).

15. Pudenko, T. I. (2019). "Konceptual'nye osnovy modeli professional'nogo rosta pedagogicheskih rabotnikov na os-nove ocenki urovnya vladeniya professional'nymi kompetenciyami" [Conceptual foundations of the model of professional growth of teachers based on the assessment of the professional competences level], Upravlenie obrazovaniem teoriya i praktika, № 4 (16), pp. 4-13 (in Russian).

16. Demkina, N. I., Kostikov, P. A., & Lebedev, K. A. (2019). "Formation of professional competence of future specialists in the field of information environment", ESPACIOS, vol. 40, № 23, p. 3 (in English).

17. Yanova, M. G., Yanov, V. V., Kravchenko, S. V., & Vetrova, I. V. (2019). "Professional competences of physical education teachers: structural and component analysis", Sib. Fed. Univ. Humanit. Soc. Sci, № 15(4), pp. 554-558 (in English).

18. Windl, E., & Dammerer, J. (2019). "Teacher Training in Austria with special consideration of Mentoring in the induction phase", Education and Self Development, vol. 14, № 3, pp. 40-47 (in English).

19. Gyurova, V. T. (2020). "The Place of Research and Creative Skills in the Training of Future Teachers", Education and Self Development, vol. 15, № 3, pp. 120-129 (in English).

20. Freddano, M., & Pandolfini, V. (2022). "Teacher Training on Data Literacy for School Evaluation and Improvement: A Teacher Professional Development Experience in Italy", Education and Self Development, vol. 17, № 1, pp. BBSS (in English).

21. Kuchin, Yu., Skripnik, R., Grben, N., & Lymar, L. (2022). "Communicative professional and academic competence of medical students developed during their ophthalmological studies", Ophthalmology. Eastern Europe, vol. 12, № 1, pp. 10-17 (in English).

22. Fergyuson, D. (2022). Prakticheskoe posobie po razvitiyu kompetencij [Practical Competence Development Guide], Kar'era-press, Moscow, 640 p. (in Russian).

23. Rampersad, H. (2017). Autentichnyj personal'nyj brend [Authentic personal brand], Olimp-biznes, Moscow, 272 p. (in Russian).

24. Grant, A., Dzhino, F., Ketmell, E. et al. (2022). "Kreativnost'" [Creativity], Harvard Business Review: 10 luchshih statej, 240 p. (in Russian).

25. Goulman, D., Druker, P., Moborn, R. et al. (2020). "Menedzhment. Glavnye idei" [Management. Main Ideas], Harvard Business Review: 10 luchshih statej, 320 p. (in Russian).

26. Goulman, D., Druker, P., Moborn, R. et al. (2020). "Korporativnaya kul'tura" [Corporate culture], Harvard Business Review: 10 luchshih statej, 250 p. (in Russian).

27. Goulman, D., Druker, P., Moborn, R. et al. (2016). "Emocional'nyj intellect" [Emotional intellect], Harvard Business Review: 10 luchshih statej, 220 p. (in Russian).

28. Filippova, G. L. (2010). "Professional'naya kompetentnost' pedagoga v kontekste nauchnyh podhodov" [Professional competence of a teacher in the context of scientific approaches], Srednee professional'noe obrazovanie, № 5, pp. 48-52 (in Russian).

29. Zimnyaya, I. A. (2004). Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [Key competences as a result-target basis of the competence-based approach in education], Issle-dovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialista, Moscow, 42 p. (in Russian).

30. Barbashova, L. I. (2008). "Razvitie professional'noj kompetentnosti uchitelya kak faktor proyavleniya ego cen-nostno-smyslovoj orientacii" [The development of the teacher's professional competence as a factor in the manifestation of his value-conceptual orientation], Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta im. A. I. Gercena, № 63-2, pp. 25-31 (in Russian).

31. Verbickij, A. A. (2011). Invarianty professionalizma: problemy, [Invariants of professionalism: problems] Logos, Moscow, 288 p. (in Russian).

32. Kazakova, T. V. (2018). "Teoreticheskie podhody k opredeleniyu professional'noj kompetentnosti pedagoga" [Theoretical approaches to determining the professional competency of a teacher], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 2, p. 440 (in Russian).

33. Zemcova, V. I. (1995). Teoreticheskie osnovy metodicheskoj podgotovki uchitelya fiziki [Theoretical foundations of methodological training of a physics teacher]: dis.... d-ra ped. nauk: 13.00.02, St. Petersburg, 310 p. (in Russian).

34. Stefanova, N. L. (1996). Teoreticheskie osnovy razvitiya sistemy metodicheskoj podgotovki uchitelya matematiki vpedagog-icheskom vuze [Theoretical foundations for the development of a methodological training system for a mathematics teacher in a pedagogical university]: dis.... d-ra pedagogicheskih nauk: 13.00.02, St. Petersburg, 366 p. (in Russian).

35. Polyakova, T. S. (1998). Istoriko-metodicheskaya podgotovka uchitelej matematiki vpedagogicheskom universitete [Historical and methodological training of mathematics teachers at the Pedagogical University]: avtoreferat dis.... d-ra ped. nauk: 13.00.02, Rostov. gos. ped. un-t, St. Petersburg, p. 19 (in Russian).

36. Syasina, T. V. (2005). Formirovanie metodicheskoj kompetentnosti budushchego uchitelya: na primere podgotovki uchitelya matematiki [Building methodological competence of a future teacher: on the example of training a teacher of mathematics]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08, Komsomol'sk-na Amure gos. ped. un-t, Kom-somol'sk-na-Amure, 21 p. (in Russian).

37. Zagrivnaya, T. A. (2006). Stanovlenie nauchno-metodicheskoj kompetentnosti pedagogov v processe professional'noj deyatel'nosti [The formation of scientific and methodological competence of teachers in the process of professional activity]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, In-t obrazovaniya vzroslyh RAO, St. Petersburg, 23 p. (in Russian).

38. Tumasheva, O. V. (2009). "O metodicheskoj kompetentnosti uchitelya" [On the methodological competence of the teacher], Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astaf'eva, № 1, pp. 1-5 (in Russian).

39. Ibid., p. 4.

40. Arzhakova, M. I., & Egorova, K. E. (2018). "Formirovanie i ocenka metodicheskoj kompetentnosti bakalavrov po napravleniyu "pedagogicheskoe obrazovanie" v sovremennyh usloviyah (na primere profilya "Biologiya i himiya")" Formation and assessment of the methodological competence of bachelors in the area of training "pedagogical education" in modern conditions (on the example of the subjects "Biology and Chemistry")], Izvestiya Volgograd-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 9(132), pp. 82-90 (in Russian).

41. Ibid., p. 89.

42. Nagibina, N. A., & Ippolitova, N. V. (2013). "Metodicheskaya kompetentnost' kak sostavlyayushchaya profession-al'noj kompetentnosti pedagoga" [Methodological Competence as a Component of the Teacher's Professional Competence], Nauka i shkola, № 3, pp. 44-46 (in Russian).

43. Ibid., p. 46.

44. Zubkov, A. L. (2007). Razvitie metodicheskoj kompetentnosti uchitelej v usloviyah modernizacii obshchego obra-zovaniya [Development of Methodological Competence of Teachers in the Conditions of General Education Modernization]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08, [Mesto zashchity: Ros. gos. prof.-ped. un-t], Ekaterinburg, 22 p. (in Russian).

45. Igna, O. N. (2010). "Struktura i soderzhanie metodicheskoj kompetentnosti uchitelya inostrannogo yazyka" [The structure and content of the methodological competence of a foreign language teacher], Yaroslavskij pedagog-icheskij vestnik, № 1, pp. 90-94 (in Russian).

46. Masyukova, N. G. (2016). Razvitie metodicheskoj kompetentnosti uchitelya v processe povysheniya kvalifikacii s ispol'zovaniem distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij [Development of methodological competence of a teacher in the process of advanced training using distance learning technologies]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk: 13.00.08, [Mesto zashchity: Sev.-Oset. gos. un-t im. K. L. Hetagurova], Vladikavkaz, 21 p. (in Russian).

47. Ibid., pp. 11-12.

48. Masyukova, N. G. (2015). "Metodicheskaya kompetentnost' v strukture professional'noj kompetentnosti uchitelya" [Methodological Competence in the Structure of Teacher's Professional Competence], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, № 3 (52), pp. 63-68 (in Russian).

49. Masyukova, N. G. (2015). "Pedagogicheskaya diagnostika v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obra-zovaniya pedagogov" [Pedagogical diagnostics in the system of additional professional education of teachers], Vestnik Akademii prava i upravleniya, № 3(40), pp. 254-262 (in Russian).

50. Masyukova, N. G. (2016). Razvitie metodicheskoj kompetentnosti uchitelya v processe povysheniya kvalifikacii s ispol'zovaniem distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij [Development of methodological competence of a teacher in the process of advanced training using distance learn-ing technologies]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk: 13.00.08, [Mesto zashchity: Sev.-Oset. gos. un-t im. K.L. Hetagurova], Vladikavkaz, p. 15 (in Russian).

51. Gogolina, N. G. (2019). "Urovni formirovaniya metodicheskoj kompetentnosti uchitelya nachal'nogo obshchego obrazovaniya" [Levels of formation of methodological competence of primary general education teachers], Ak-tual'nye problemy nauchnogo znaniya. Novye tekhnologii TEK, Surgut, pp. 316-321 (in Russian).

52. Demidova, E. A. (2020). "Formirovanie metodicheskoj kompetentnosti uchitelya v oblasti razvitiya funkcional'noj gramotnosti" [Formation of methodological competence of a teacher in the field of functional literacy development], Razvitie cifrovyh kompetencij i funkcional'noj gramotnosti shkol'nikov: luchshie praktiki distancionnogo obrazovaniya na russkom yazyke, Moscow, pp. 48-63 (in Russian).

53. Kazakova, V. E. (2019). "Monitoring metodicheskoj kompetentnosti pedagogov" [Monitoring of teachers' methodological competence], Molodoj uchenyj, № 50 (288), pp. 343-347 (in Russian).

54. Bubnova, I. S. (2021). "Metodicheskaya kompetentnost' pedagoga: sushchnost' i diagnostika" [Methodological competence of the teacher: essence and diagnostics], Pedagogicheskaya perspektiva, № 3, pp. 77-85 (in Russian).

55. Kazakova, V. E. (2019). "Monitoring metodicheskoj kompetentnosti pedagogov" [Monitoring of teachers' methodological competence], Molodoj uchenyj, № 50 (288), pp. 343-347 (in Russian).

56. Zhdanko, T. A., Gershpigel', S. V., Gurinovich, A. V., & Mihajlova, M. M. (2021). "Diagnostika predmetnoj i metodicheskoj kompetentnosti pedagogov" [Diagnostics of the methodological and subject competence of teachers], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 2. Available at: https://science-education.ru/ru/arti-cle/view?id=30576 (in Russian).

57. Bubnova, I. S. (2021). Op. cit.

58. Delor, Zh. (1996). Obrazovanie: sokrytoe sokrovishche [Education: a hidden treasure] - UNESCO, p. 37 (in Russian).

59. Pecherkina, A. A. (2011). Razvitie professional'noj kompetentnosti pedagoga: teoriya i praktika [Development of professional competence of a teacher: theory and practice], Ural. gos. ped. un-t, Ekaterinburg, p. 13 (in Russian).

60. (2002). Koncepciya modernizacii rossijskogo obrazovaniya na period do 2010 goda [The concept of modernization of Russian education for the period up to 2010], M-vo obrazovaniya Ros. Federacii, Moscow, 28 p. (in Russian).

61. Len'shin, A. I. (2009). "O professional'noj kompetentnosti uchitelya" [On the professional competence of the teacher], Molodoj uchyonyj, № 10, pp. 362-364 (in Russian).

62. Proekt Prikaza Ministerstva truda i social'noj zashchity RF "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (uchitel)" (podgotovlen Mintrudom Rossii 31.01.2022)" [Draft Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation "On approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of primary general, basic general, secondary general education) (teacher)" (prepared by the Ministry of Labor of Russia on 31.01.2022)"]. Available at: https://base.garant.ru/56909182/ (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.