Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ'

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаматвалиева Рания Рафаэловна

Актуальность темы исследования связана с реальным состоянием методической готовности педагогов к вынужденной смене профессиональной деятельности в условиях резкого перехода к дистанционным и смешанным формам обучения. Проблема содержания профессиональной, в частности методической, готовности педагога к профессиональной деятельности в условиях современных реалий требует более тщательного изучения. Нужно обратить внимание в первую очередь на те качества, которыми должен обладать современный учитель цифрового мира. Актуальность данного исследования определила ее цель - установить сущность и содержание методической компетентности педагога, отвечающего вызовам современности. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: на основе анализа различных подходов к трактовке понятий «компетенция», «компетентность» и «методическая компетентность педагога» уточнить понятие «методическая компетентность учителя»; выявить и обосновать содержание методической компетентности учителя начальных классов, учитывая требования современного мира к уровню его профессионализма. Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы исследования (анализ, синтез, сравнение при изучении литературы по проблеме исследования; анализ нормативно-правовых документов). Данное исследование может представлять ценность для теории и методики высшего образования в части научного обоснования и отбора содержания методической компетентности учителя начальных классов. Уточнение содержания понятий «методическая компетенция учителя» и «методическая компетентность учителя» дополняют теоретические основы педагогической науки. На основе анализа научно-педагогической литературы по теме исследования были выявлены следующие структурные компоненты методической компетентности учителя начальных классов: личностный, когнитивно-деятельностный. Кроме этого определено содержание каждого из выделенных компонентов. Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы в системе вузовской и послевузовской подготовки учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хаматвалиева Рания Рафаэловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL COMPETENCE OF A TEACHER IN THE CONDITIONS OF MODERN REALITIES (ON THE EXAMPLE OF A PRIMARY SCHOOL TEACHER)

The relevance of the research topic is related to the real condition of methodological readiness of teachers for a forced change of professional activity in the context of a sharp transition to distance and blended forms of education. The problem of the content of the professional, in particular methodological, readiness of the teacher for professional activity in the conditions of modern realities requires a more thorough study. It is necessary to pay attention first of all to the qualities that a modern teacher of the digital world should possess. The relevance of this study determined its goal - to define the essence and content of the methodological competence of a teacher who meets the challenges of modernity. In accordance with the goal, the following tasks were set: based on the analysis of various approaches to the understanding of the concepts “competence”, “competency” and “teacher’s methodological competence”, to clarify the concept of “teacher’s methodological competence”; to identify and substantiate the content of the methodological competence of a primary school teacher, taking into account the requirements of the modern world to the level of his/her professionalism. To solve these tasks, theoretical research methods were used (analysis, synthesis, comparison when studying the literature on the research problem; analysis of legal documents). This study may be valuable for the theory and methodology of higher education in terms of scientific substantiation and selection of the content of the methodological competence of a primary school teacher. Clarification of the content of the "teacher's methodological competence" and "teacher's methodological competency" concepts complements the theoretical foundations of pedagogical science. Based on the analysis of scientific and pedagogical literature on the topic of the study, the following structural components of the methodological competency of a primary school teacher were identified: a personal component, and a cognitive-activity component. In addition, the content of each of the selected components is defined. The practical significance of the study is determined by the fact that the results of this study can be used in the system of university and postgraduate teachers’ training.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2023, № 02 (февраль) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 231010 DOI 10.24412/2304-120X-2023-11010 УДК 371.132

Методическая компетентность учителя начальных классов в условиях современных реалий

Methodological competence of a teacher in the conditions of modern realities (on the example of a primary school teacher)

Автор статьи

L

Author of the article

L

Хаматвалиева Рания Рафаэловна,

старший преподаватель кафедры начального образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0002-5335-4035

Rania R. Khamatvalieva,

Lecturer, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan,

Russian Federation

[email protected]

ORCID: 0000-0002-5335-4035

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Хаматвалиева Р. Р. Методическая компетентность учителя начальных классов в условиях современных реалий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 02. - С. 43-63. - URL: http://e-koncept.ru/2023/231010.htm. DOI 10.24412/2304-120X-2023-11010

R. R. Khamatvalieva, Methodological competence of a teacher in the conditions of modern realities (on the example of a primary school teacher) // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. - No. 02. -P. 43-63. - URL: http://e-koncept.ru/2023/231010.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11010

Поступила в редакцию Received 24.11.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 03.02.23

Принята к публикации Accepted for publication 03.02.23 Опубликована Published 28.02.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Хаматвалиева Р. Р., 2023

Аннотация

Актуальность темы исследования связана с реальным состоянием методической готовности педагогов к вынужденной смене профессиональной деятельности в условиях резкого перехода к дистанционным и смешанным формам обучения. Проблема содержания профессиональной, в частности методической, готовности педагога к профессиональной деятельности в условиях современных реалий требует более тщательного изучения. Нужно обратить внимание в первую очередь на те качества, которыми должен обладать современный учитель цифрового мира. Актуальность данного исследования определила ее цель - установить сущность и содержание методической компетентности педагога, отвечающего вызовам современности. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: на основе анализа различных подходов к трактовке понятий «компетенция», «компетентность» и «методическая компетентность педагога» уточнить понятие «методическая компетентность учителя»; выявить и обосновать содержание методической компетентности учителя начальных классов, учитывая требования современного мира к уровню его профессионализма. Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы исследования (анализ, синтез, сравнение при изучении литературы по проблеме исследования; анализ нормативно-правовых документов). Данное исследование может представлять ценность для теории и методики высшего образования в части научного обоснования и отбора содержания методической компетентности учителя начальных классов. Уточнение содержания понятий «методическая компетенция учителя» и «методическая компетентность учителя» дополняют теоретические основы педагогической науки. На основе анализа научно-педагогической литературы по теме исследования были выявлены следующие структурные компоненты методической компетентности учителя начальных классов: личностный, когнитивно-деятель-ностный. Кроме этого определено содержание каждого из выделенных компонентов. Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы в системе вузовской и послевузовской подготовки учителей.

Ключевые слова

Abstract

The relevance of the research topic is related to the real condition of methodological readiness of teachers for a forced change of professional activity in the context of a sharp transition to distance and blended forms of education. The problem of the content of the professional, in particular methodological, readiness of the teacher for professional activity in the conditions of modern realities requires a more thorough study. It is necessary to pay attention first of all to the qualities that a modern teacher of the digital world should possess. The relevance of this study determined its goal - to define the essence and content of the methodological competence of a teacher who meets the challenges of modernity. In accordance with the goal, the following tasks were set: based on the analysis of various approaches to the understanding of the concepts "competence", "competency" and "teacher's methodological competence", to clarify the concept of "teacher's methodological competence"; to identify and substantiate the content of the methodological competence of a primary school teacher, taking into account the requirements of the modern world to the level of his/her professionalism. To solve these tasks, theoretical research methods were used (analysis, synthesis, comparison when studying the literature on the research problem; analysis of legal documents). This study may be valuable for the theory and methodology of higher education in terms of scientific substantiation and selection of the content of the methodological competence of a primary school teacher. Clarification of the content of the "teacher's methodological competence" and "teacher's methodological competency" concepts complements the theoretical foundations of pedagogical science. Based on the analysis of scientific and pedagogical literature on the topic of the study, the following structural components of the methodological competency of a primary school teacher were identified: a personal component, and a cognitive-activity component. In addition, the content of each of the selected components is defined. The practical significance of the study is determined by the fact that the results of this study can be used in the system of university and postgraduate teachers' training.

Key words

профессиональная компетентность педагога, методи- professional competency of a teacher, methodological

ческая компетентность учителя, модернизация обра- competency of a teacher, modernization of education,

зования, цифровизация образования digitalization of education

Благодарности Acknowledgements

Автор выражает благодарность своему научному руководителю Вере Константиновне Власовой, доктору педагогических наук, профессору кафедры начального образования ФГАОУ ВО КФУ, за ценные советы при планировании исследования и рекомендации по оформлению статьи.

The author expresses gratitude to her scientific supervisor Vera K. Vlasova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Primary Education of the KFU, for her valuable advice concerning planning research and recommendations on the design of the article.

Введение / Introduction

Нестабильная экономическая ситуация в мире, природные катаклизмы, возникающие вновь и вновь вспышки инфекций подвергают все сферы нашей жизнедеятельности кардинальным, стремительным и неожиданным преобразованиям. Система образования в том числе подвергается серьезным испытаниям извне. Проблема сохранения образовательного процесса в эти непростые для страны и мира периоды встает особенно остро. Переход на дистанционные и смешанные формы обучения вынуждают педагогов всех уровней образования внедрять непривычные методики ведения занятий буквально на ходу.

В связи с возросшими требованиями к личностным характеристикам педагога и к его технологическим знаниям и умениям встал вопрос о его готовности к профессиональной деятельности в условиях смешанного и дистанционного обучения. Опираясь на идеи компетентностного подхода, исследователи (И. А. Зимняя [1], М. Д. Ильязова [2] и др.) определяют готовность как одну из характеристик компетентного специалиста.

Исследуя проблему готовности специалиста к нестабильным условиям деятельности, Н. П. Мурзина [3] считает, что на проявление профессионализма педагога, на его готовность решать задачи профессионального характера большое влияние оказывают как внешние факторы (напряженная ситуация в мире на фоне пандемии), так и внутренние (волевые качества личности, эмоциональный настрой, мотивация к профессиональной деятельности).

По результатам исследования Аналитического центра НАФИ было выявлено, что почти четверть российских учителей (26%) отмечают, что они не владеют соответствующими знаниями и навыками для перехода на дистанционное обучение, 55% школьных педагогов и преподавателей высших учебных заведений оценивают собственную методическую готовность к ведению занятий в дистанционном формате лишь удовлетворительно [4].

С. Е. Царева отмечает важность методической подготовки будущего педагога в процессе обучения в вузе [5]. В то же время ряд ученых обращают внимание на проблему развития методической компетентности в условиях послевузовского образования (Н. В. Василенко [6] и др.).

Таким образом, выявленная проблема методической компетентности педагога в условиях напряженной ситуации в мире и определила цель нашего исследования.

Обзор литературы / Literature review

На фоне глобальной цифровизации образования интерес представляют исследования в области развития цифровой грамотности педагогов, изучения преимуществ и недостатков дистанционного образования.

Понятие «цифровая грамотность» впервые было введено в 1997 году Полом Гил-стером [7]. Цифровую грамотность он определил как способность критически понимать и использовать компьютерную информацию из самых разных источников в различных форматах. Аллан Мартин более подробно рассмотрел это определение. Цифровую грамотность он понимал как осведомленность, отношение и способность людей надлежащим образом использовать цифровые инструменты и инструменты для выявления, доступа, управления, интеграции, оценки, анализа и синтеза цифровых ресурсов; создания систем новых знаний и общения с другими для конструктивных социальных действий в контексте конкретных жизненных ситуаций [8].

И. В. Усольцева считает, что информационная грамотность является одной из составляющих методической компетентности педагога и «подготовка специалистов по использованию компьютерных технологий в образовании - новая для отечественной педагогики проблема, связанная с появлением в школе компьютерного обеспечения». В связи с этим она выделяет в структуре методической компетентности учителя как один из компонентов информационно-технологический компонент [9].

В профессиональном стандарте Педагог (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года № 544н) как одно из необходимых умений указано владение ИКТ-компетентностями: общепользовательской, общепедагогической, предметно-педагогической [10].

На важность формирования компетентности в области информационно-коммуникационных технологий указывает Л. М. Исаева, которая рассматривает методическую компетентность педагога в неразрывной связи с его ИКТ-компетентностью [11].

Сегодня, под влиянием цифровой экономики, мы имеем дело с оцифрованной информацией и цифровыми технологиями. Ввиду цифровизации и технологизации образования профессиональная деятельность современного учителя претерпевает необратимые изменения. Теперь его деятельность реализуется в цифровой образовательной среде школы и учителю, для того чтобы оставаться конкурентоспособным, необходимо адаптироваться в условиях цифровых трансформаций.

По статистическим данным НИУ «Высшая школа экономики», наиболее развитыми цифровыми навыками являются: работа с разными редакторами (в основном с текстовыми), отправка электронной почты с прикрепленными файлами. Наименее развитыми цифровыми навыками являются установка и переустановка операционной системы и самостоятельное написание программного обеспечения. Следует отменить, что в сравнении с городским населением процент развития указанных цифровых навыков у сельского населения значительно ниже. Сегодня цифровая грамотность не ограничивается умениями работать с компьютером и пересылать электронные файлы. Цифровая грамотность включает в себя следующие компоненты: информационная грамотность (знание о роли и степени влияния информации на жизнь, умение находить информацию, установки о пользе и вреде информации), компьютерная грамотность (понимание технических составляющих компьютера и принципов их взаимодействия; легкость в использовании цифровых устройств, понимание целей, использования и предназначения компьютера), коммуникативная грамотность (знание отличий живого общения от виртуального), медиаграмотность (помогает человеку ориентироваться в медиапространстве, распознавать неполную и недостоверную информацию) [12].

В статье «Развитие интегративных качеств учителей начальных классов в условиях дистанционного обучения» (В. К. Власова, Р. Р. Хаматвалиева и др.) приведены данные анкетирования учителей об особенностях организации образовательной деятельности в период дистанционного обучения. Так, 70% опрошенных остро нуждались в методической поддержке в этот период. 67,5% опрошенных отметили, что качество профессиональной деятельности заметно пострадало. Больше чем у половины опрошенных (55% ) освоение и использование современных технологий вызвало затруднения [13]. Таким образом, мы видим противоречие между реальной готовностью учителей к профессиональной деятельности в условиях нестабильности и требованиями, которые предъявляют к ним государство и общество.

В. А. Адольф считает, что профессиональная компетентность педагога заключает в себе теоретико-методологическую, культурологическую, предметную, психолого-педагогическую и технологическую готовность к продуктивной педагогической деятельности [14].

А. И. Щербаков систему интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, волевых сторон психики в соотношении с внешними условиями и прогнозируемыми задачами называет психологической готовностью к профессиональной деятельности [15].

Ряд исследователей придерживается подобного мнения, выделяя определенные качества личности педагога как показатели психологической готовности к педагогической деятельности. Так, совокупность компонентов мотивационного, ориентацион-ного, операционального, волевого, оценочного характера определяют как психологическую готовность М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович [16].

Как уровень развития личности психологическую готовность выделяет Я. Л. Ко-ломинский [17].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что результатом сформиро-ванности всех составляющих компетентности учителя является его готовность к профессиональной педагогической деятельности.

Большинство исследователей придерживаются позиции, что методическая компетентность - это интегративная многоуровневая характеристика педагога, которая отражает его готовность к профессиональной педагогической деятельности. Современный цифровой мир диктует свои требования к уровню и содержанию профессиональной готовности педагогов. На основе анализа различных подходов к определению методической компетентности педагога и с учетом требований современного мира к уровню его профессионализма мы определяем методическую компетентность учителя как реализованную интегративную многоуровневую характеристику педагога, отражающую его готовность применять методические знания и умения в самых разных условиях профессиональной педагогической деятельности.

Уточним, что методическая компетентность - это характеристика, реализованная в деятельности, в данном случае в методической.

А. В. Хуторской и Л. Н. Хуторская считают, что компетентностные знания и система компетентностных умений и навыков связаны опытным компонентом. В широком смысле опыт обычно связывают с результатом какой-либо деятельности. Опытную деятельность как составляющую компетентности можно считать компетентност-ным опытом. А компетентностный опыт - это целенаправленный процесс успешного (или неуспешного) выполнения какого-либо вида деятельности (или видов деятельности) при решении ситуативной задачи [18].

По А. В. Хуторскому, компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [19].

Согласно И. А. Зимней, компетенции - это потенциальные, скрытые психологические новообразования, выявляющие компетентности человека в деятельности [20].

По мнению А. А. Илиджева, педагогические понятия «компетенция» и «компетентность» не перекрывают друг друга, а выражают общее и индивидуальное одного и того же явления. Он заключает, что профессиональные компетенции - это наперед заданные и представленные в ФГОС ВПО требования к профессиональной подготовке обучающихся [21].

Из представленных определений можно сделать вывод: компетенция может быть совокупностью качеств личности, требованиями к личности профессионала, скрытыми психологическими новообразованиями или кругом вопросов, в которых человек осведомлен. Однако это говорит лишь о том, что человек может быть потенциальным обладателем компетенций или существует возможность, потенциальная вероятность, что эта компетенция будет реализована в деятельности. Следовательно, мы можем сказать, что методическая компетенция учителя - это потенциальная характеристика педагога.

Для того чтобы определить компоненты методически компетентного педагога, был проведен сравнительный анализ различных подходов к пониманию содержания исследуемой компетентности. Наиболее интересные для нашего исследования точки зрения указаны в таблице ниже.

Содержание методической компетентности педагога

Автор Содержание (компоненты) методической компетентности педагога

А.Л. Зубков [22] Методическая культура, методическое мышление, методическое творчество, мобильность

Т.В. Сясина [23] Аффективный (профессиональная направленность личности педагога), когнитивный (представляет собой совокупность знаний предметных, методических, психолого-педагогических), деятельностный (определяет способность учителя применять знания в субъект-субъектных отношениях)

Н. Г. Масюкова [24] Личностный, познавательный, предметно-деятельностный, аналитико-рефлексивный

Т. Б. Руденко [25] Мотивационно-ценностный, когнитивный, операционный, рефлексивно-оценочный

Е. А. Нагрелли [26] Мотивационно-ценностный, деятельностный, творческий, рефлексивный

Н. В. Соловова [27] Ценностно-мотивационный, когнитивный, технологический, рефлексивный, оценочный

В. С. Шаган [28] Когнитивный, праксиологический, личностный, мотивационно-аксио-логический

И. Ю. Ковалева [29] Научно-теоретический, практический, личностный

Т. А. Загривная [30] Мотивационно-ценностный, планово-прогностический, предметно-деятельностный, социально-ориентационный, оценочно-рефлексивный

И. В. Усольцева [31] Личностный, когнитивный, деятельностный, информационно-технологический, рефлексивный.

Т. Н. Гущина [32] Определяет сформированность методической компетентности как совокупность следующих критериев: мотивационно-целеполагающий, аксиологический, когнитивный, операционный, аналитико-рефлексив-ный, индивидуально-творческий

Н. В. Моргачева [33] Личностный, когнитивно-информационный и деятельностный

С. Н. Макеева [34] Когнитивный (предметные, процедурные и методологические знания), операционно-деятельностный (методические умения) и мотивационно-ценностный (ценностный компонент, мотивационный компонент, личностные качества)

Т. Э. Кочарян [35] Специальные знания, методические знания, умения и личностные качества преподавателя

С. Н. Татарницева [36] Фундаментальные и специфические знания, умения, личностные качества и связь с другими компетенциями (профессионально-коммуникативной, социально-психологической, информационной)

О. В. Лебедева [37] Общепедагогические, дидактические и конкретно-методические

И. В. Кузнецова [38] Мотивационно-ценностный, когнитивный, практико-ориентирован-ный, коммуникативный и рефлексивный

Т. С. Мамонтова [39] Предметная (предметно-математическая), когнитивная, аналитическая, проектировочная, исследовательская, конструктивная, диагностическая, организационная, прогностическая, коммуникативная, мотивационно-ценностная, рефлексивная, культурно-личностная компетенции

Н. А. Кабанова [40] Когнитивный (знаниевый), операциональный (деятельностный), аксиологический (ценностно-мотивационный), личностно-субъективный

Таким образом, из таблицы мы видим, что единой точки зрения по вопросам содержания методической компетентности педагога не существует. Однако мы можем выделить ряд компонентов, относительно существования которых в структуре методической компетентности мнения большинства ученых сходятся. Это личностный (личностные качества или характеристики педагога), деятельностный (операциональный или процессуальный) и когнитивный (или знаниевый) компоненты.

Исследования изменений, связанных с переходом от знаниевой парадигмы к ком-петентностной, а также стандарты нового поколения позволили определиться с требованиями, предъявляемыми к компетентному педагогу, и содержанием его компетентности. Однако на фоне глобальных мировых преобразований возникают справедливые вопросы: каким образом формировать компетентность будущего педагога в нестабильном мире? Какие инструменты, методы и технологии применять для этого? Влияют эти мировые необратимые изменения на содержание компетентности педагога? Исследования последних лет показывают нам, что проблемы методической компетентности и методической подготовки будущих учителей были незаслуженно лишены внимания. Однако на фоне стремительной цифровой трансформации образования стали появляться исследования, преимущественно зарубежные, посвященные:

- описанию опыта распространения веб-инструментов и методических рекомендаций через социальные сети для менее опытных учителей [41];

- разработке и опытно-экспериментальной проверке методических подходов, методик, образовательных онлайн-программ и инструментов развития цифровых и других компетенций педагогов [42];

- применению виртуальных инструментов в университетах с целью повышения качества подготовки будущих педагогов [43];

- оказанию психологической помощи, эмоциональной поддержки педагогам в период их дистанционной профессиональной деятельности [44];

- изучению проблем организации дистанционного обучения в начальной школе, условиям их преодоления [45].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мировая система образования приняла вызов современности и находится в активном поиске оптимальных решений и инструментов повышения компетентности педагогических работников в период нестабильности мировых процессов.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез, сравнение различных подходов к пониманию содержания методической компетентности, анализ ФГОС ВО [46].

На основе изучения трудов, посвященных идеям компетентностного подхода, были уточнены понятия «методическая компетентность учителя» и «методическая компетенция учителя». В результате сравнения различных подходов к пониманию содержания методической компетентности педагога были выявлены компоненты методической компетентности учителя начальных классов и их содержание.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ мировоззренческой, психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования позволил обоснованно прийти к определению составляющих личностного и когнитивно-деятельностного компонентов методической компетентности учителя начальных классов.

На основе идей личностно ориентированного, деятельностного, рефлексивного подходов был выявлен и обоснован личностный компонент методической компетентности учителя начальных классов и его содержание.

На основе идей когнитивно-деятельностного подхода был определен когнитивно-деятельностный компонент методической компетентности учителя. Когнитивно-дея-

тельностный подход позволяет от репродуктивного способа обучения перейти к дея-тельностной парадигме, в которой ключевой компетенцией является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в неопределенных условиях находить нестандартное решение и действовать в неопределенных ситуациях [47].

Результаты исследования / Research results

На основе анализа различных теоретических подходов к пониманию содержания методической компетентности педагога были определены компоненты методической компетентности учителя начальной школы: личностный (мотивационно-ценностная направленность личности, рефлексивно-оценочные способности, психофизиологические функции личности педагога), когнитивно-деятельностный (общеметодические знания, предметно-методические знания; общеметодические и предметно-методические умения) компоненты. Следует отметить, что в процессе формирования методической компетентности все указанные компоненты функционируют только в тесной связи друг с другом. Об этом свидетельствуют исследования ряда ученых.

Из представленных выше определений мы видим, что компетентность представляет собой систему. И, опираясь на системный подход, отметим, что данное явление характеризуется не столько составом элементов, сколько разнообразием связей между ними [48].

Согласно теории Б. П. Теплова, развитие способностей происходит при условии овладения знаниями и умениями [49]. В зависимости от требований деятельности (в нашем случае методической) человек проявляет свои способности в той или иной степени. Выраженность этих проявлений зависит от свойств и качеств личности, которые значимы для определенной деятельности.

Все это свидетельствует о том, что между элементами компетентности должны существовать связи.

Далее будут приведены компоненты методической компетентности учителя и их составляющие.

Личностный компонент методической компетентности педагога представляет собой систему профессионально обусловленных взаимосвязанных качеств личности.

Опираясь на исследования отечественных и зарубежных ученых, мы считаем, что профессиональные качества личности педагога должны включать в себя:

- мотивационно-ценностную направленность личности педагога;

- рефлексивно-оценочные способности педагога;

- развитость определенных психофизиологических функций личности педагога.

Мотивационно-ценностная направленность личности

Направленность личности - это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, чего избегает, против чего готов бороться).

А. К. Маркова называет приоритетной роль личности внутри труда учителя и определяет в структуре личности учителя следующее содержание:

- мотивацию личности (направленность личности и ее виды);

- свойства личности (педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности);

- интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и уникальность личности учителя [50].

И. Ю. Ковалева, определяет три вектора педагогической направленности учителя: на ребенка, на себя (потребность в профессиональном самосовершенствовании) и направленность на более глубокое овладение преподаваемым предметом [51].

А. К. Маркова в направленности учителя выделяет: гражданскую, познавательную и самообразовательную направленности [52].

Дж. Равен в работе «Компетентность в современном обществе», развивая свою модель компетентности, признает системообразующее значение ценностно-мотивацион-ной стороны личности. Относительно мотивации ученый делает следующие выводы:

- поведение определяется мотивацией гораздо больше, чем способностями;

- мотивацию в первую очередь определяют личные ценности;

- способности следует оценивать в совокупности с ценностями, представлениями и ожиданиями [53].

Согласно концепции В. А. Сластенина, центральным звеном профессиональной направленности выступает иерархическая система устойчиво доминирующих мотивов личности в виде совокупности внутренних и внешних условий, вызывающих активность личности и определяющих ее направленность. Данная система включает следующие группы мотивов:

- мотивы понимания предназначения профессии - возникают и развиваются как форма и мера профессиональной направленности, принятия конечных целей обучения;

- мотивы профессиональной деятельности - выражают ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера, привычек и т. п.);

- мотивы профессионального общения - отражают стремление человека утвердиться в профессиональной среде, гордость за коллектив, солидарность в деятельности, стремление к достижению цели;

- проявления личности в профессии - выражают особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессиональной деятельностью (убежденность в собственной востребованности, в обладании творческим потенциалом, в том, что намеченный путь и есть «мое призвание») [54].

Деятельность педагога обусловлена мотивами, и мотивация как компонент методически компетентного педагога проявляется во внутренней мотивации к непрерывному образованию и самообразованию, потребности к развитию методических способностей и педагогической мобильности.

Рефлексивно-оценочные способности педагога

Рефлексия является предметом изучения различных наук: философии, психологии, педагогики, социологии и др.

С точки зрения философии рефлексия - это размышления индивида о самом себе, анализ собственной активности, самоанализ.

С точки зрения психологии рефлексия - это процесс самопознания личностью своих внутренних психических состояний.

А. С. Шаров отводит рефлексии важную роль в психологической структуре личности и выделяет ее неразрывную связь с ценностно-смысловой сферой человека, а также с видами и формами активности [55].

Термин педагогическая рефлексия был введен Б. З. Вульфовым и Н. В. Харькиным и определен ими как взаимосвязь собственного восприятия педагога своей личности,

своих возможностей с требованиями и общепризнанными характеристиками профессии преподавателя [56].

В педагогической науке рефлексия становится объектом исследования в теории деятельности. Этому во многом поспособствовали труды И. Канта, где он выделяет активно-деятельностный характер рефлексивных процессов [57]. Этот подход находит свое развитие в московском методологическом кружке во главе с Г. П. Щедровиц-ким [58]. В предложенной им теории рефлексия рассматривается как процесс в мышлении и деятельности. Это указывает нам на причинно-следственные связи между компонентами методической компетентности педагога.

Формирование педагогической рефлексии у будущих учителей тесто связано с личностными и профессиональными качествами педагога.

Результаты исследования И. К. Прохоровой показывают, что между рефлексивными оценками сформированности профессиональных компетенций и личностными свойствами студентов существует значимая взаимосвязь [59].

С. А. Севенюк считает, что одним из средств формирования профессиональной компетентности будущих педагогов является развитие их рефлексии [60].

Многие ученые придерживаются мнения, что рефлексия способствует активизации личностных ресурсов педагога.

От способности педагога координировать и интегрировать все свои профессиональные качества можно определить степень сформированности его рефлексии. Таким образом, можно сделать вывод о том, что рефлексия присуща сформированному зрелому педагогу, а значит, в системе взаимосвязанных компонентов методической компетентности педагога является незаменимой составляющей.

Мы считаем, что рефлексивно-оценочные способности педагога включают в себя:

- профессиональную самоактуализацию и самосовершенствование;

- обобщение опыта своей практической деятельности и применение опыта других педагогов;

- адаптивность (методическую гибкость);

- анализ педагогической ситуации как части социального пространства;

- самоконтроль;

- целеполагание.

Хотелось бы обратить внимание на выделенную нами составляющую рефлексивно-оценочных способностей - адаптивность.

А. А. Реан [61], А. Г. Маклаков [62] рассматривают адаптивность как способность личности к адаптации в трудных ситуациях.

Адаптивность как педагогическая способность учителя заключается в умении перестроить профессиональную деятельность, в частности процесс обучения, под новые условия. Так, под профессиональной адаптивностью педагога нами понимается инте-гративная характеристика личности, предстающая внутренним фактором ее успешного профессионального становления и отражающая способность к выбору стратегий профессиональной деятельности, отвечающих потребностям самой личности и требованиям государства и общества.

И. Н. Фролов выделяет как важнейшую характеристику методической компетентности «высокую гибкость и способность к адаптации, открытость к инновациям» [63].

Показателем сформированности адаптивных способностей учителя мы считаем его инновационную деятельность и методическую гибкость. Под методической гибкостью педагога нами понимается способность адаптировать имеющиеся ресурсы

(внешние - средства обучения, внутренние - личностные характеристики профессионала) для достижения поставленных целей под любые, в том числе и неблагоприятные, условия профессиональной деятельности.

Педагогическое мышление

Одной из общепринятых психологических характеристик личности педагога А. К. Маркова выделяет педагогическое мышление [64].

В данной статье мы понимаем педагогическое мышление как компонент личностного компонента методической компетентности учителя, направленный на формирование прогностических, аналитико-синтетических, проектировочно-конструктив-ных способностей учителя.

Инициативность

Определяя типы базовых качеств (компетенций), Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер выделяют среди психофизиологических особенностей (или свойств), присущих компетентным специалистам, инициативность [65].

В словаре профессионального образования дано определение инициативности как черты личности, характеризующейся предприимчивостью, способностью и склонностью к самостоятельным, активным действиям; она развивается с помощью системы дидактических методов, приемов и средств в процессе учения [66].

Инициативность является понятием междисциплинарным и, помимо педагогики, используется в психологии и философии. Проблемами исследования инициативы личности и идеями ее развития занимались в свое время такие ученые, как Я. А. Коменский [67], И. Э. Плотниек [68], С. Л. Рубинштейн [69] и др. Интегрированным свойством личности называет инициативность И. Э. Плотниек [70]. С. Л. Рубинштейн относит инициативность к волевым качествам личности [71].

Творческая активность личности

Творческой принято считать ту личность, которая обладает такой характеристикой, как креативность.

Креативность как одно из свойств личности педагога рассматривают в своих исследованиях Х. И. Ибраимов [72], Л. Г. Пузеп [73], В. И. Колесникова [74].

Зависимость креативности от уровня развития рефлексивных способностей раскрывает В. И. Андреев [75].

Д. В. Мирошникова, изучая понятие «креативность будущего учителя», определяет его как профессионально-личностное качество, которое отражает поисково-преобразовательное отношение к педагогической деятельности [76].

Когнитивно-деятельностный компонент методической компетентности учителя

Мы считаем, что деятельностный и когнитивный компоненты нельзя рассматривать отдельно друг от друга, так как они имеют общее содержание.

Для того чтобы определить содержание когнитивно-деятельностного компонента методической компетентности учителя, мы обратились к содержанию педагогической деятельности.

По Н. В. Кузьминой, структура педагогической деятельности состоит из следующих компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организационный, коммуникативный. [77].

И. А. Зимняя считает, что это не компоненты, а функции педагогической деятельности, и выделяет две группы педагогических функций: все вышеперечисленные - организационно-структурные - и вторая группа - целеполагающие. Сюда входят: ориентационная, развивающая, мобилизующая (стимулирующая психическое развитие детей), информационная [78].

Степень сформированности когнитивно-деятельностного компонента определяется успешностью теоретической и практической подготовки в процессе обучения в вузе и в послевузовской подготовке. А содержание когнитивно-деятельностного компонента методической компетентности учителя начальной школы обусловлено требованиями к уровню подготовки будущего учителя.

По мнению Ю. Г. Татур, знания и умения, отраженные в образовательном стандарте, - это есть содержание когнитивного (владение знаниями) и поведенческого аспектов компетентности специалиста [79]. На основе анализа Федерального образовательного стандарта высшего образования были определены знания и умения, которыми должен обладать методически компетентный учитель начальных классов [80].

Мы считаем, что когнитивно-деятельностный компонент состоит из трех подкомпонентов: общеметодических и предметно-методических знаний и умений, цифровой гибкости.

Предполагается, что процессуально-технологический содержит общеметодические и предметно-методические умения, которые отражают следующие способности учителя: прогностические, аналитико-синтетические, проектировочно-конструктив-ные, коммуникативные, организаторские.

Содержательный подкомпонент методической компетентности учителя

Общеметодические знания:

- знание форм и методов организации воспитательных мероприятий;

- знание психолого-педагогических особенностей обучающихся;

- знания об образовательных информационных ресурсах и критериях их подбора;

- знания о современных информационно-коммуникационных технологиях для формирования цифровой образовательной среды на уроке;

- знания о формах и методах профессионального взаимодействия с коллегами;

- знание способов и приёмов организации психолого-педагогического взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам обучения и воспитания с соблюдением требований профессиональной этики;

- знания о формах и методах организации взаимодействия участников образовательного процесса;

- знания о требованиях государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования, о принципах корректировки и индивидуализации форм и методов обучения и воспитания.

Предметно-методические знания:

- знание содержания основной общеобразовательной программы;

- знание основ планирования проведения занятий в соответствии с содержанием основной общеобразовательной программы и с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

- знание широкого комплекса современных методов и технологий организации образовательной деятельности;

- знания о современных образовательных технологиях (в том числе с использованием ИКТ) и методиках обучения.

Процессуально-технологический подкомпонент методической компетентности учителя

Общеметодические умения:

- умение применять современные методики воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;

- умение решать задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам обучения и воспитания с соблюдением требований профессиональной этики;

- умение применять психолого-педагогические знания по организации взаимодействия участников образовательного процесса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- умение оказывать необходимую психолого-педагогическую, социально-педагогическую и коррекционно-развивающую помощь обучающимся в рамках реализации программ психолого-педагогического и коррекционно-развивающего сопровождения;

- умение применять средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач и самостоятельно разрабатывать цифровые образовательные ресурсы;

- умение реализовать свою инновационно-творческую деятельность.

Предметно-методические умения:

- умение применять основные современные методы и технологии организации образовательной деятельности;

- умение применять традиционные, нетрадиционные и инновационные методы и формы обучения младших школьников в своей педагогической деятельности;

- умение подбирать методы, формы и средства обучения младших школьников в соответствии с педагогической задачей и результатами диагностики уровня интеллектуального, морального и волевого развития младших школьников;

- умение выбирать оптимальное сочетание методов, приемов, средств обучения, отбирать эффективные технологии (в том числе с использованием ИКТ) в соответствии с целями обучения, с учетом особенностей учащихся, учебного содержания, условий обучения;

- умение проектировать урок с применением современных информационно-технических образовательных технологий;

- умение проектировать инклюзивную образовательную среду с учетом индивидуальных особенностей и образовательных возможностей и потребностей обучающихся;

- умение осуществлять объективную оценку и проектировать инструменты оценивания образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Цифровая гибкость

Как следствие цифровых трансформаций многих сфер нашей жизни все чаще используется термин «гибкость».

В процессе вынужденного перехода на дистанционное обучение в период вспышки новой коронавирусной инфекции педагоги научились быть гибкими. Помимо коммуникативной и методической гибкости учителя приобрели важные компетенции в цифровой сфере. Они освоили цифровые технологии, научились пользоваться большим количеством цифровых инструментов. Кроме этого они научились анализировать сложившуюся ситуацию и выбирать те или иные цифровые инструменты для решения определенных задач.

В нашем исследовании мы определяем цифровую гибкость как совокупность hard & soft skills учителя начальных классов и мотивирующий импульс, позволяющие динамично преобразовывать его профессиональную деятельность в быстроразвиваю-щейся цифровой среде.

Hard skills - это профессиональные навыки в какой-либо определенной предметной области. Их еще называют жесткие навыки. В деятельности учителя начальных классов hard skills выражаются в навыках планирования, проектирования и организации учебной деятельности учащихся начальной школы, в навыках анализа результатов учебной деятельности младших школьников и т. п.

Soft skills - предметно не ориентированные, но необходимые для специалиста навыки, по-другому, мягкие или гибкие навыки. Именно эти навыки считают особенно важными для успешности индивида в современном цифровом обществе. Эти навыки включают в себя креативность, самоконтроль, самоанализ, межличностные навыки, критическое мышление, гибкость мышления и др. В сложной среде мира, где отсутствует стабильность, актуальны качества, присущие лидеру, профессионалу, обладающему высокой скоростью принятия решений, четким видением своих целей, глубоким пониманием ключевых вопросов, умением структурировать решаемые проблемы. Во все времена ценными профессионально-педагогическими качествами являлись творческий подход, критическое мышление, аналитические умения. Новая реальность акцентирует внимание на наличии у конкурентоспособного специалиста высокоразвитых адаптивных способностей и осознанной готовности совершенствовать актуальные профессиональные способности на протяжении всей жизни. Учитывая это, было бы логично цифровую гибкость назвать совокупностью только soft skills учителя. Однако полипредметная специфика деятельности учителя начальных классов не позволяет исключить важность hard skills для профессиональной деятельности педагога начальной школы. Мы считаем, что совокупность hard и soft skills учителя начальных классов в цифровом образовательном пространстве приобретает новую интерпретацию.

Заключение / Conclusion

После изучения и анализа разных подходов к определению сущности и содержания методической компетентности педагога можно сделать определенные выводы.

Личность педагога является основополагающим гарантом развития его компетентности, самосовершенствования его как профессионала. Об этом свидетельствуют исследования психологов, философов, педагогов разных времен.

Приобретаемые в процессе обучения в вузе методические знания и навыки практической деятельности являются лишь «трамплином», отталкиваясь от которого молодой педагог вступает на путь самосовершенствования, формирования себя как профессионала. Именно профессионально-личностные качества прокладывают траекторию его развития, задают темп к повышению его квалификации в системе непрерывного образования, настраивают на положительное отношение к профессиональной деятельности. Деятельность педагога, не имеющего четкой профессиональной позиции, обречена на неудачу.

Современная система образования нуждается в специалистах инициативных, самостоятельных, способных адаптировать знания, умения и навыки к разным условиям профессиональной деятельности. Цифровая эпоха требует от человека развития навыков самоорганизации, гибкости. Педагог должен не только осознавать высокий потенциал современных технологий и использовать их в своей педагогической деятельности, но и владеть комплектом цифровых стратегий и быть готовым применить их в любой ситуации. Педагог должен иметь желание совершенствовать свои

умения и навыки, целенаправленно и уверенно экспериментировать с новыми цифровыми технологиями, развивать свои практические навыки.

Вынужденный переход на новую, полностью дистанционную, ранее не апробированную форму обучения показал нам все несовершенства и пробелы, существующие в современной образовательной системе. В то же время данная экстремальная ситуация позволила выйти на другой уровень и определиться с новыми векторами развития. Для педагогической науки дистанционный формат обучения предоставил огромный материал для исследований. У ученых появилась возможность исследовать процессы, происходящие в цифровом образовательном пространстве, и анализировать последствия мирового перехода на дистанционный формат обучения.

Сейчас перед государством, обществом и системой образования стоит задача модернизации процесса подготовки действительно универсального специалиста, специалиста, готового к самым неожиданным условиям профессиональной деятельности.

Ссылки на источники / References

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

2. Ильязова М. Д. Формирование инвариантов профессиональной компетентности студента: ситуационно-контекстный подход: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2011. - 38 с.

3. Мурзина Н. П. Профессиональная готовность учителей к дистанционному обучению в условиях напряженной ситуации в обществе и образовании // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2020. - № 2 (27). - С. 152-156.

4. Царева С. Е. Методическая подготовка в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 12 (часть 1). - С. 37-39.

5. Результаты опроса Аналитического центра НАФИ. Половина педагогов оказались не готовы к переходу на дистанционное обучение. - URL: https://nafi.ru/analytics/polovina-pedagogov-okazalis-ne-gotovy-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie/

6. Василенко Н. В. Модель развития методической компетентности педагогов в условиях последипломного образования // Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 7. - URL: https://psychology.snauka.ru/2014/07/3427

7. Gilster P. Digital Literacy. - New York: Wiley and Computer Publishing, 1997. - 276 p.

8. Martin A., Madigan D. Digital literacies for learning. - London: Facet, 2006. - 242 p.

9. Усольцева И. В. Информационная грамотность как одна из составляющих методической компетенции педагога // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2013. - № 3. - С. 182-184.

10. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

11. Исаева Л. М. Формирование методической компетентности преподавателя средних профессиональной образовательной организации в условиях открытого образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2020. - 23 с.

12. Индикаторы цифровой экономики: 2020: стат. сб. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т И60 «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 360 с.

13. Власова В. К., Хаматвалиева Р. Р., Закирова В. Г., Жумабаева А. Е., Садыкова А. В. Развитие интегративных качеств учителей начальных классов в условиях дистанционного обучения // Образование и саморазвитие. - 2022. - Т. 17. - № 3. - С. 187-201.

14. Адольф В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998. - 48 с.

15. Щербаков Ю. И., Могилевская В. Ю. Теоретический анализ феномена психологической готовности студентов к педагогической деятельности // МНКО. - 2016. - № 5 (60). - С. 299-301.

16. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологическая готовность. - М.: Наука, 1986. - С. 49-52.

17. Коломинский Я. Л., Панько А. А. Психологическая готовность к школе // Популярная психология для родителей: учеб.-метод. литература / под ред. А. А. Бодалева и др. - М., 1998. - С. 214-229.

18. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте

компетентностного подхода: межвузовский сб. науч. тр. / под ред. А. А. Орлова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2008. - С. 117-137.

19. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник Института образования человека. - М., 2011. - № 1. - С. 1-13.

20. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования.

21. Илиджев А. А. Сущность и значение профессиональных компетенций по направлению «Юриспруденция» при проектировании компетентностно-ориентированного образовательного процесса в образовательных организациях МВД России // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2015. - № 2 (20). - С. 95-99.

22. Зубков А. Л. Развитие методической компетентности учителей в условиях модернизации общего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2007. - 22 с.

23. Сясина Т. В. Формирование методической компетентности будущего учителя (на примере подготовки учителя математики): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Комсомольск-на-Амуре, 2005. - 21 с.

24. Масюкова Н. Г. Развитие методической компетентности учителя в процессе повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий: монография. - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2018. - 216 с.

25. Руденко Т. Б. Формирование дидактико-методической компетентности будущего учителя начальных классов в современных условиях: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1999. - 181 с.

26. Нагрелли Е. А. Формирование методической компетентности учителей в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2009. - 25 с.

27. Соловова Н. В. Методическая компетентность преподавателя вуза // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2010. - № 5. - С. 52-59.

28. Шаган В. С. Педагогическое сопровождение процесса развития методической компетентности преподавателя колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск, 2010. - 24 с.

29. Ковалева И. Ю. Развитие научно-методической компетентности педагогов в условиях образовательного выбора: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Мурманск, 2007. - 21 с.

30. Загривная Т. А. Становление научно-методической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006. - 23 с.

31. Усольцева И. В. Информационная грамотность как одна из составляющих методической компетенции педагога.

32. Гущина Т. Н. Формирование методической компетентности пед. работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2001. - 22 с.

33. Моргачева Н. В. Формирование методической компетентности будущего учителя естествознания посредством интерактивных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2019. - 24 с.

34. Макеева С. Н. Формирование методической компетенции у будущего бакалавра педагогического образования в процессе профессионально направленного обучения иностранному языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2013. - 27 с.

35. Кочарян Т. Э. Развитие методической компетентности преподавателя среднего профессионального учебного заведения в условиях последипломного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004. - 24 с.

36. Татарницева С. Н. Методическая компетенция учителя и ее формирование в процессе самостоятельной работы студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - 2003. - 22 с.

37. Лебедева О. В. Развитие методической компетентности учителя как средство повышения эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2007. - 25 с.

38. Кузнецова И. В. Развитие методической компетентности будущего учителя математики в процессе обучения математическим структурам в сетевых сообществах: дис. ... д-ра пед. наук. - Архангельск, 2015. - 42 с.

39. Мамонтова Т. С. Формирование профессионально-методической компетентности будущего учителя математики в педвузе средствами курса «Теория и методика обучения математике»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2009. - 23 с.

40. Кабанова Н. А. Формирование информационно-методической компетентности преподавателя иностранного языка технического вуза в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2014. - 23 с.

41. Luik P., Lepp M. Activity of estonian facebook group during transition to e-learning due to COVID-19 // 19th European Conference on e-Learning (ECEL). - 2020. - P. 308-316.

42. Burns E., Silvennoinen E., Kopnov V. A. et al. Supporting the development of digitally competent vet teachers in Serbia and Russia // Obrazovanie i Nauka. - 2020. - Vol. 22. - № 9. - P. 174-203.

43. Betancourt-Odio M. A., Sartor-Harada A., Ulloa-Guerra O., Azevedo-Gomes J. Self-perceptions on digital competences for M-learning and education sustainability: A study with teachers from different countries // Sustainability (Switzerland). - 2021. - Vol. 13. - № 1: 343. - P. 1-12.

44. Fallon L. M., Collier-Meek M. A., Famolare G. M. et al. Electronically Delivered Support to Promote Intervention Implementation Fidelity: A Research Synthesis // School Psychology Review. - 2022. - Vol. 51. - № 2. - P. 221-236.

45. Flores M. A., Machado P. E. A., Alves P., Vieira D. A. Teaching in times of COVID-19: A study of Portuguese elementary and secondary school teachers [Article@Ensinar em tempos de COVID-19: Um estudo com professores dos ensinos básico e secundário em Portugal] II Revista Portuguesa de Educacao. - 2021. - Vol. 34. - № 1. - P. 5-27.

46. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования от 11.01.2016 № 40536. -URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440304.pdf

47. Гильмеева Р. Х. Когнитивно-деятельностный подход в профессиональной подготовке будущих педагогов II Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 6 (131). - С. 37-42.

48. Дидактика и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза и колледжа: руководство для преподавателей I Пензенский гос. ун-т [М. Ю. Ледванов д. м. н., проф. и др.] под ред. М. Г. Романцова, М. Ю. Ледванова, Т. В. Сологуб. - М.: Акад. естествознания, 2010. - 151 с.

49. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2 т. I ред.-сост., авт. вступ. ст. и коммент. Н. С. Лейтес, И. В. Равич-Щербо; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1985. - 360 с.

50. Маркова А. К. Психология труда учителя: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

51. Ковалева И. Ю. Развитие научно-методической компетентности педагогов в условиях образовательного выбора.

52. Маркова А. К. Психология труда учителя: кн. для учителя.

53. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация I пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», 2002. - 396 с.

54. Сластенин В. А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учителя II Magister. - 1995. - № 3. - С. 52-58.

55. Шаров А. С. Онтология рефлексии: природа, функции и механизмы II Рефлексивные процессы и управление. - 2005. - Т. 5. - № 1. - С. 71-92.

56. Рожков М. И. Педагогическая рефлексия Б. З. Вульфова II Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2012. - № 18. - С. 72-74.

57. Кант И. Сочинения: в 6 т. - Т. 5. - М.: Мысль, 1966. - 564 с.

58. Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия /I Исследование речемыслительной деятельности. - Алма-Ата, 1974. - С. 12-28.

59. Прохорова И. К. Взаимосвязь личностных свойств и рефлексии сформированности профессиональных компетенций у студентов педагогического вуза II Вестник ЮУрГГПУ. - 2018. - № 4. - С. 87-95.

60. Севенюк С. А., Шамина Н. П. Формирование педагогической рефлексии в процессе подготовки будущих учителей начальной школы к профессиональной деятельности II СНВ. - 2017. - № 2 (19). - С. 241-244.

61. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.

62. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях II Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.

63. Фролов И. Н. Единое информационно-методическое пространство региона как путь к повышению уровня методической компетентности учителя II Russian Journal of Education and Psychology. - 2011. - № 4. - С. 52.

64. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

65. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе I пер. с англ. - М.: HIPPO, 2005. - 384 с.

66. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

67. Коменский Я. А. Предвестник всеобщей мудрости: избр. пед. соч.: в 2 т. - М.: Педагогика, 1982. - С. 477-528.

68. Плотниек И. Э. Формирование инициативности как черты личности старшего школьника: дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1967. - 230 с.

69. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1998. - 705 с.

70. Плотниек И. Э. Формирование инициативности как черты личности старшего школьника.

71. Рубинштейн С. Л Основы общей психологии.

72. Ибраимов Х. И. Креативность как одна из характеристик личности будущего педагога II Наука, образование и культура. - 2018. - № 3 (27). - С. 44-46.

73. Пузеп Л. Г. Креативность как одна из характеристик личности будущего педагога II ОНВ. - 2007. - № 4 (58). - С. 115-117.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

74. Колесникова В. И. Творческая индивидуальность в структуре личности современного педагога II Вестник ТГПУ. - 2007. - № 7. - С. 45-52.

75. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. - 567 с.

76. Мирошникова Д. В. Педагогическая практика как средство развития креативности будущего учителя: автореф. - Оренбург, 2018. - 24 с.

77. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие I под ред. Н. В. Кузьминой. - М.: Народное образование, 2002. - 207 с.

78. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. - Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.

79. Татур Ю. Г. Компетентность^ подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 16 с.

80. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования от 11.01.2016 № 40536.

1. Zimnyaya, I. A. (2003). "Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya" [Key competences - a new paradigm of educational outcomes], Vysshee obrazovanie segodnya, № 5, pp. 34-42 (in Russian).

2. Il'yazova, M. D. (2011). Formirovanie invariantov professional'noj kompetentnosti studenta: situacionno-kontekstnyj podhod [Formation of invariants of a student's professional competence: situational-contextual approach]: avtoref. dis.... d-raped. nauk, Moscow, 38 p. (in Russian).

3. Murzina, N. P. (2020). "Professional'naya gotovnost' uchitelej k distancionnomu obucheniyu v usloviyah naprya-zhennoj situacii v obshchestve i obrazovanii" [Professional readiness of teachers for distance learning in a tense situation in society and education], Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumani-tarnye issledovaniya, № 2 (27), pp. 152-156 (in Russian).

4. Careva, S. E. (2016). "Metodicheskaya podgotovka v sisteme professional'noj podgotovki uchitelya nachal'nyh klassov" [Methodological training in the system of vocational training of primary school teachers], Mezhdunarod-nyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya, № 12 (chast' 1), pp. 37-39 (in Russian).

5. Rezul'taty oprosa Analiticheskogo centra NAFI. Polovina pedagogov okazalis'ne gotovy kperekhodu na distancion-noe obuchenie [The results of the NAFR Analytical Center survey. Half of the teachers were not ready to switch to distance learning]. Available at: https://nafi.ru/analytics/polovina-pedagogov-okazalis-ne-gotovy-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie/ (in Russian).

6. Vasilenko, N. V. (2014). "Model' razvitiya metodicheskoj kompetentnosti pedagogov v usloviyah poslediplomnogo obrazovaniya" [Model of teachers' methodological competence development in the conditions of postgraduate education], Psihologiya, sociologiya i pedagogika, № 7. Available at: https://psychol-ogy.snauka.ru/2014/07/3427(in Russian).

7. Gilster, P. (1997). Digital Literacy, Wiley and Computer Publishing, New York, 276 p. (in English).

8. Martin, A., & Madigan, D. (2006). Digital literacies for learning, Facet, London, 242 p. (in English).

9. Usol'ceva, I. V. (2013). "Informacionnaya gramotnost' kak odna iz sostavlyayushchih metodicheskoj kompetencii pedagoga" [Digital literacy as one of the components of a teacher's methodological competence], Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova, № 3, pp. 182-184 (in Russian).

10. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n "b utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagog-icheskaya deyatel'nost' vsfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel1, uchitel)" [Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation No. 544n dated 18.10.2013 "On approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)"] (in Russian).

11. Isaeva, L. M. (2020). Formirovanie metodicheskoj kompetentnosti prepodavatelya srednih professional'noj obra-zovatel'noj organizacii v usloviyah otkrytogo obrazovaniya [Building up methodological competence of a teacher of a secondary professional educational organization in the conditions of open education]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, Mahachkala, 23 p. (in Russian).

12. Abdrahmanova, G. I., Vishnevskij, K. O., & Gohberg, L. M. et al. (2020). Indikatory cifrovoj ekonomiki: 2020 [Digital Economy Indicators: 2020]: stat. sb., Nac. issled. un-t I60 "Vysshaya shkola ekonomiki", NIU VSHE, Moscow, 360 p. (in Russian).

13. Vlasova, V. K., Hamatvalieva, R. R., Zakirova, V. G., Zhumabaeva, A. E., & Sadykova, A. V. (2022). "Razvitie integra-tivnyh kachestv uchitelej nachal'nyh klassov v usloviyah distancionnogo obucheniya" [Development of integrative qualities of primary school teachers in the conditions of distance learning], Obrazovanie i samorazvitie, t. 17, № 3, pp. 187-201 (in Russian).

14. Adol'f, V. A. (1998). Teoreticheskie osnovy formirovaniya professional'noj kompetentnosti uchitelya [Theoretical foundations of building up professional competence of a teacher]: avtoref. dis.... d-ra ped. nauk, Moscow, 48 p. (in Russian).

15. Shcherbakov, Yu. I., & Mogilevskaya, V. Yu. (2016). "Teoreticheskij analiz fenomena psihologicheskoj gotovnosti studentov k pedagogicheskoj deyatel'nosti" [Theoretical analysis of the phenomenon of psychological readiness of students for pedagogical work], MNKO, № 5 (60), pp. 299-301 (in Russian).

16. D'yachenko, M. I., & Kandybovich, L. A. (1986). Psihologicheskaya gotovnost' [Psychological readiness], Nauka, Moscow, pp. 49-52 (in Russian).

17. Kolominskij, Ya. L., &Pan'ko, A. A. (1998). "Psihologicheskaya gotovnost' k shkole" [Psychological readiness for school], in Bodalev, A. A. et al. (ed.). Populyarnaya psihologiya dlya roditelej: ucheb.-metod. literatura, Moscow, pp. 214-229 (in Russian).

18. Hutorskoj, A. V., & Hutorskaya, L. N. (2008). "Kompetentnost' kak didakticheskoe ponyatie: soderzhanie, struktura i modeli konstruirovaniya" [Competence as a didactic concept: content, structure and design models], in Orlov, A. A. (ed.). Proektirovanie i organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov v kontekste kompetentnostnogo pod-hoda: mezhvuzovskij sb. nauch. tr., Izd-vo Tul. gos. ped. un-ta im. L. N. Tolstogo, Tula, pp. 117-137 (in Russian).

19. Hutorskoj, A. V. (2011). "Opredelenie obshchepredmetnogo soderzhaniya i klyuchevyh kompetencij kak harakter-istika novogo podhoda k konstruirovaniyu obrazovatel'nyh standartov" [Definition of general subject content and key competences as a characteristic of a new approach to the construction of educational standards], Vestnik In-stituta obrazovaniya cheloveka, Moscow, № 1, pp. 1-13 (in Russian).

20. Zimnyaya, I. A. (2003). Op. cit.

21. Ilidzhev, A. A. (2015). "Sushchnost' i znachenie professional'nyh kompetencij po napravleniyu "Yurisprudenciya" pri proektirovanii kompetentnostno-orientirovannogo obrazovatel'nogo processa v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii" [The essence and significance of professional competences in the field of "Jurisprudence" in the design of a competence-oriented educational process in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii, № 2 (20), pp. 95-99 (in Russian).

22. Zubkov, A. L. (2007). Razvitie metodicheskoj kompetentnosti uchitelej v usloviyah modernizacii obshchego obrazovaniya [Development of teachers' methodological competence in the conditions of general education modernization]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, Ekaterinburg, 22 p. (in Russian).

23. Syasina, T. V. (2005). Formirovanie metodicheskoj kompetentnosti budushchego uchitelya (na primere podgotovki uchitelya matematiki) [Building up methodological competence of a future teacher (on the example of a mathematics teacher training)]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, Komsomol'sk-na-Amure, 21 p. (in Russian).

24. Masyukova, N. G. (2018). Razvitie metodicheskoj kompetentnosti uchitelya v processe povysheniya kvalifikacii s ispol'zovaniem distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij [Development of methodological competence of a teacher in the process of advanced training using distance learning technologies]: monografiya, SKIRO PK i PRO, Stavropol', 216 p. (in Russian).

25. Rudenko, T. B. (1999). Formirovanie didaktiko-metodicheskoj kompetentnosti budushchego uchitelya nachal'nyh klassov v sovremennyh usloviyah [Building up didactic and methodological competence of the future primary school teacher in modern conditions]: dis.... kand. ped. nauk, Volgograd, 181 p. (in Russian).

26. Nagrelli, E. A. (2009). Formirovanie metodicheskoj kompetentnosti uchitelej v sisteme povysheniya kvalifikacii [Building up methodological competence of teachers in the system of advanced training]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, Novokuzneck, 25 p. (in Russian).

27. Solovova, N. V. (2010). "Metodicheskaya kompetentnost' prepodavatelya vuza" [Methodological competence of a university teacher], Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psi-hologiya, № 5, pp. 52-59 (in Russian).

28. Shagan, V. S. (2010). Pedagogicheskoe soprovozhdenie processa razvitiya metodicheskoj kompetentnosti prepodavatelya kolledzha [Pedagogical support of the process of developing the methodological competence of a college teacher]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, Izhevsk, 24 p. (in Russian).

29. Kovaleva, I. Yu. (2007). Razvitie nauchno-metodicheskoj kompetentnosti pedagogov v usloviyah obrazovatel'nogo vybora. [Development of scientific and methodological competence of teachers in the context of educational choice]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, Murmansk, 21 p. (in Russian).

30. Zagrivnaya, T. A. (2006). Stanovlenie nauchno-metodicheskoj kompetentnosti pedagogov v processe profession-al'noj deyatel'nosti [Formation of scientific and methodological competence of teachers in the process of professional activity]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, St. Petersburg, 23 p. (in Russian).

31. Usol'ceva, I. V. (2013). Op. cit.

32. Gushchina, T. N. (2001). Formirovanie metodicheskoj kompetentnosti ped. rabotnikov uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v processe povysheniya kvalifikacii [Building up methodological competence of teachers of institutions of additional education for children in the process of advanced training]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, YAroslavl', 22 p. (in Russian).

33. Morgacheva, N. V. (2019). Formirovanie metodicheskoj kompetentnosti budushchego uchitelya estestvoznaniya posredstvom interaktivnyh tekhnologij [Building up methodological competence of a future natural science teacher through interactive technologies]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, Voronezh, 24 p. (in Russian).

34. Makeeva, S. N. (2013). Formirovanie metodicheskoj kompetencii u budushchego bakalavra pedagogicheskogo obrazovaniya v processe professional'no napravlennogo obucheniya inostrannomu yazyku [Building up methodological competence of the future bachelor of pedagogical education in the process of professionally oriented foreign language learning]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, N. Novgorod, 27 p. (in Russian).

35. Kocharyan, T. E. (2004). Razvitie metodicheskoj kompetentnosti prepodavatelya srednego professional'nogo uchebnogo zavedeniya v usloviyah poslediplomnogo obrazovaniya [Development of methodological competence of a teacher of a secondary vocational educational institution in the context of postgraduate education]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, Stavropol', 24 p. (in Russian).

36. Tatarniceva, S. N. (2003). Metodicheskaya kompetenciya uchitelya i ee formirovanie v processe samostoyatel'noj raboty studentov [Methodological competence of the teacher and its formation in the process of independent work of students]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, 22 p. (in Russian).

37. Lebedeva, O. V. (2007). Razvitie metodicheskoj kompetentnosti uchitelya kak sredstvo povysheniya effektivnosti uchebnogo processa v obshcheobrazovatel'noj shkole [Development of methodological competence of a teacher as a means of improving the effectiveness of the educational process in a secondary school]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, N. Novgorod, 25 p. (in Russian).

38. Kuznecova, I. V. (2015). Razvitie metodicheskoj kompetentnosti budushchego uchitelya matematiki v processe obucheniya matematicheskim strukturam v setevyh soobshchestvah [Development of methodological competence of a future mathematics teacher in the process of teaching mathematical structures in network communities]: dis. ... d-ra ped. nauk, Arhangel'sk, 42 p. (in Russian).

39. Mamontova, T. S. (2009). Formirovanie professional'no-metodicheskoj kompetentnosti budushchego uchitelya matematiki v pedvuze sredstvami kursa "Teoriya i metodika obucheniya matematike" [Building up professional and methodological competence of a future mathematics teacher in a pedagogical university by means of the course "Theory and Methods of Teaching Mathematics"]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, Omsk, 23 p. (in Russian).

40. Kabanova, N. A. (2014). Formirovanie informacionno-metodicheskoj kompetentnosti prepodavatelya inostrannogo yazyka tekhnicheskogo vuza v sisteme povysheniya kvalifikacii [Building up information and methodological competence of a foreign language teacher at a technical university in the system of advanced training]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, St. Petersburg, 23 p. (in Russian).

41. Luik, P., & Lepp, M. (2020). "Activity of estonian facebook group during transition to e-learning due to COVID-19", 19th European Conference on e-Learning (ECEL), pp. 308-316 (in English).

42. Burns, E., Silvennoinen, E., Kopnov, V. A. et al. (2020). "Supporting the development of digitally competent vet teachers in Serbia and Russia", Obrazovanie i Nauka, vol. 22, № 9, pp. 174-203 (in English).

43. Betancourt-Odio, M. A., Sartor-Harada, A., Ulloa-Guerra, O., & Azevedo-Gomes, J. (2021). "Self-perceptions on digital competences for M-learning and education sustainability: A study with teachers from different countries", Sustainability (Switzerland), vol. 13, № 1: 343, pp. 1-12 (in English).

44. Fallon, L. M., Collier-Meek, M. A., Famolare, G. M. et al. (2022). "Electronically Delivered Support to Promote Intervention Implementation Fidelity: A Research Synthesis", School Psychology Review, vol. 51, № 2, pp. 221-236 (in English).

45. Flores, M. A., Machado, P. E. A., Alves, P., & Vieira, D. A. (2021). "Teaching in times of COVID-19: A study of Portuguese elementary and secondary school teachers [Article@Ensinar em tempos de COVID-19: Um estudo com professores dos ensinos básico e secundário em Portugal]", Revista Portuguesa de Educacao, vol. 34, № 1, pp. 527 (in English).

46. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya ot 11.01.2016 № 40536. [Federal State Educational Standard of Higher Education No. 40536 dated 11.01.2016] Available at: http://fgosvo.ru/up-loadfiles/fgosvob/440304.pdf (in Russian).

47. Gil'meeva, R. H. (2018). "Kognitivno-deyatel'nostnyj podhod v professional'noj podgotovke budushchih pedagogov" [Cognitive-activity approach in the professional training of student teachers], Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, № 6 (131), pp. 37-42 (in Russian).

48. (2010). Didaktika i kompetentnost' v professional'noj deyatel'nosti prepodavatelya medicinskogo vuza i kolledzha [Didactics and competency in the professional activity of a medical university and college teacher]: rukovodstvo dlyaprepodavatelej, Penzenskij gos. un-t, Akad. estestvoznaniya, Moscow, 151 p. (in Russian).

49. Teplov, B. M. (1985). Izbrannye Trudy [Selected works]: v 2 t., Pedagogika, Moscow, 360 p. (in Russian).

50. Markova, A. K. (1993). Psihologiya truda uchitelya [Psychology of teacher's work]: kn. dlya uchitelya, Prosvesh-chenie, Moscow, 192 p. (in Russian).

51. Kovaleva, I. Yu. (2007). Op. cit.

52. Markova, A. K. (1993). Op. cit.

53. Raven, Dzh. (2002). Kompetentnost' vsovremennom obshchestve: vyyavlenie, razvitie i realizaciya [Competency in modern society: identification, development and implementation], "Kogito-Centr", Moscow, 396 p. (in Russian).

54. Slastenin, V. A., & Shutenko, A. I. (1995). "Professional'noe samosoznanie uchitelya" [Professional identity of the teacher], Magister, № 3, pp. 52-58 (in Russian).

55. Sharov, A. S. (2005). "Ontologiya refleksii: priroda, funkcii i mekhanizmy" [Ontology of reflection: nature, functions and mechanisms], Refleksivnye processy i upravlenie, t. 5, № 1, pp. 71-92 (in Russian).

56. Rozhkov, M. I. (2012). "Pedagogicheskaya refleksiya B. Z. Vul'fova" [B. Z. Vulfov 's pedagogical reflection], Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika, № 18, pp. 72-74 (in Russian).

57. Kant, I. (1966). Sochineniya [Essays]: v 61., t. 5, Mysl', Moscow, 564 p. (in Russian).

58. Shchedrovickij, G. P. (1974). "Kommunikaciya, deyatel'nost', refleksiya" [Communication, activity, reflection], Is-sledovanie rechemyslitel'noj deyatel'nosti, Alma-Ata, pp. 12-28 (in Russian).

59. Prohorova, I. K. (2018). "Vzaimosvyaz' lichnostnyh svojstv i refleksii sformirovannosti professional'nyh kompetencij u studentov pedagogicheskogo vuza" [The relationship of personal characteristics and reflection of professional competences formation among students of a pedagogical university], Vestnik YuUrGGPU, № 4, pp. 87-95 (in Russian).

60. Sevenyuk, S. A., & shamina, N. P. (2017). "Formirovanie pedagogicheskoj refleksii v processe podgotovki budush-chih uchitelej nachal'noj shkoly k professional'noj deyatel'nosti" [Formation of pedagogical reflection in the process of training future primary school teachers for professional activity], SNV, № 2 (19), pp. 241-244 (in Russian).

61. Rean, A. A., Kudashev, A. R., & Baranov, A. A. (2006). Psihologiya adaptacii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika [Psychology of personal adaptation. Analysis. Theory. Practice], Prajm-EVROZNAK, St. Petersburg, 479 p. (in Russian).

62. Maklakov, A. G. (2001). "Lichnostnyj adaptacionnyj potencial: ego mobilizaciya i prognozirovanie v ekstremal'nyh usloviyah" [Personal adaptive potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions], Psihologicheskij zhurnal, t. 22, № 1, pp. 16-24 (in Russian).

63. Frolov, I. N. (2011). "Edinoe informacionno-metodicheskoe prostranstvo regiona kak put' k povysheniyu urovnya metodicheskoj kompetentnosti uchitelya" [Unified information and methodological environment of the region as a way to increase the level of methodological competence of the teacher], Russian Journal of Education and Psychology, № 4, p. 52 (in Russian).

64. Markova, A. K. (1996). Psihologiya professionalizma [Psychology of professionalism], Mezhdunarodnyj gumani-tarnyj fond "Znanie", Moscow, 312 p. (in Russian).

65. Spenser, L. M., & Spenser, S. M. (2005). Kompetenciina rabote [Competencies at work], HIPPO, Moscow, 384 p. (in Russian).

66. Vishnyakova, S. M. (1999). Professional'noe obrazovanie. Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika [Professional education. Dictionary. Key concepts, terms, actual vocabulary], Moscow NMC SPO, 538 p. (in Russian).

67. Komenskij, Ya. A. (1982). Predvestnik vseobshchej mudrosti: izbr. ped. soch [Harbinger of universal wisdom: selected pedagogical works].: v2 t., Pedagogika, Moscow, pp. 477-528 (in Russian).

68. Plotniek, I. E. (1967). Formirovanie iniciativnosti kak cherty lichnosti starshego shkol'nika [Formation of initiative as a personality trait of a high school student]: dis.... kand. ped. nauk, Kiev, 230 p. (in Russian).

69. Rubinshtejn, S. L. (1998). Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of General Psychology], Piter, St. Petersburg, 705 p. (in Russian).

70. Plotniek, I. E. (1967). Op. cit.

71. Plotniek, I. E. (1967). Op. cit.

72. Ibraimov, H. I. (2018). "Kreativnost' kak odna iz harakteristik lichnosti budushchego pedagoga" [Creativity as one of the personal characteristics of the future teacher], Nauka, obrazovanie ikul'tura, № 3 (27), pp. 44-46 (in Russian).

73. Puzep, L. G. (2007). "Kreativnost' kak odna iz harakteristik lichnosti budushchego pedagoga" [Creativity as one of the personal characteristics of the future teacher], ONV, № 4 (58), pp. 115-117 (in Russian).

74. Kolesnikova, V. I. (2007). "Tvorcheskaya individual'nost' v strukture lichnosti sovremennogo pedagoga" [Creative individuality in the personality structure of a modern teacher], Vestnik TGPU, № 7, pp. 45-52 (in Russian).

75. Andreev, V. I. (1996). Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya [Pedagogy of creative self-development], Izd-vo Ka-zanskogo universiteta, Kazan', 567 p.

76. Miroshnikova, D. V. (2018). Pedagogicheskaya praktika kak sredstvo razvitiya kreativnosti budushchego uchitelya [Pedagogical practice as a means of developing the creativity of a student teacher]: avtoref., Orenburg, 24 p. (in Russian).

77. Kuz'mina, N. V. (ed.) (2002). Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya [Methods of systemic pedagogical research]: ucheb. posobie, Narodnoe obrazovanie, Moscow, 207 p. (in Russian).

78. Zimnyaya, I. A. (2000). Pedagogicheskaya psihologiya [Educational psychology]: ucheb. dlya vuzov, Izd. vtoroe, dop., ispr. i pererab., Izdatel'skaya korporaciya "Logos", Moscow, 384 p. (in Russian).

79. Tatur, Yu. G. (2004). Kompetentnostnyj podhod v opisanii rezul'tatov i proektirovanii standartov vysshego profes-sional'nogo obrazovaniya [Competence-based approach in describing the results and designing standards of higher professional education]: materialy ko vtoromu zasedaniyu metodologicheskogo seminara. Avtorskaya versiya, Is-sledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, Moscow, 16 p. (in Russian).

80. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya ot 11.01.2016 № 40536 [Federal State Educational Standard of Higher Education No. 40536 dated 11.01.2016] (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.