Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
918
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонюк Людмила Андреевна, Иванова Наталья Николаевна

В статье профессиональная компетентность представлена как интегративная сумма составляющих ее компетенций - предметной, педагогической, проектной, методической, научно-исследовательской, информационно-коммуникационной, рефлексивной, рассмотрено их содержательное наполнение. На примере деятельности ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» показан процесс развития профессиональной компетентности педагога, реализуемый на основе специальных организационно-педагогических условий созданных в техникуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF TEACHERS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

In the article, professional competence is presented as an integrative sum of its constituent competencies - subject, pedagogical, project, methodical, research, information and communication, reflexive, their content is considered. The example of the activities of the Stavropol Construction College shows the process of development of the teacher's professional competence, implemented on the basis of special organizational and educational conditions created in the college.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

физической культуре») // Кундозерова Л.И., Козырева О.А., Елизарова Л.П. - Новокузнецк: Изд-во КБГА, 2006. - 39 с.

3. Михайлова Т.А. Проектная деятельность студентов вуза как фактор повышения качества образования в сфере физической культуры и спорта // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2020. - № 4 (157). - С. 115-128.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 272 с.

5. Полухин О.Н., Бабинцев В.П., Гончарук С.В., Гончарук Я.А. Управление развитием физкультурно-образовательного пространства вуза на основе проектного подхода // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 7. - С. 66-68.

6. Чуб Я.В. Технология учебного проектирования физкультурной деятельности в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 12 (142). - С. 159-164.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна

Федеральное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь), Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); аспирант Иванова Наталья Николаевна

Федеральное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь),

заведующая отделением, преподаватель высшей квалификационной категории

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский строительный техникум» (г. Ставрополь)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье профессиональная компетентность представлена как интегративная сумма составляющих ее компетенций - предметной, педагогической, проектной, методической, научно-исследовательской, информационно-коммуникационной, рефлексивной, рассмотрено их содержательное наполнение. На примере деятельности ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» показан процесс развития профессиональной компетентности педагога, реализуемый на основе специальных организационно-педагогических условий созданных в техникуме.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, развитие, организационные условия, педагогические условия, компетенции, методическая служба, среднее профессиональное образование.

Annotation. In the article, professional competence is presented as an integrative sum of its constituent competencies - subject, pedagogical, project, methodical, research, information and communication, reflexive, their content is considered. The example of the activities of the Stavropol Construction College shows the process of development of the teacher's professional competence, implemented on the basis of special organizational and educational conditions created in the college.

Keywords: professional competence, development, organizational conditions, pedagogical conditions, competence, methodical service, secondary vocational education.

Введение. На сегодняшний день одной из проблем в образовательных организациях среднего профессионального образования является проблема непрерывного развития профессиональной компетентности педагогических работников, поскольку «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число десяти ведущих стран мира по качеству образования» [1], возможно только при наличии высокопрофессионального педагогического сообщества.

В структуру профессиональной компетентности современного преподавателя СПО входят следующие компетенции: педагогическая; предметная; методическая; научно-исследовательская; проектная; информационно-коммуникационная; рефлексивная [8; 9].

Процесс развития профессиональной компетентности преподавателя ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» будет более успешным при реализации необходимого и достаточного комплекса организационно-педагогических условий: 1) организация эффективной деятельности методической службы организации среднего профессионального образования; 2) актуализация субъектной позиции педагога СПО к развитию профессиональной компетентности; 3) рефлексивное управление развитием профессиональной компетентности педагога СПО.

Изложение основного материала статьи. Организация эффективной деятельности методической службы организации среднего профессионального образования является одним из условий успешной реализации модели развития профессиональной компетентности преподавателя СПО [3].

Методическая работа является составной частью деятельности ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» [7]. Структурная организация методической работы техникума включает: методический совет; центр менеджмента качества и методической работы техникума; цикловые комиссии; библиотеку: творческие группы; экспертные группы; школу начинающего преподавателя; школу педагогического мастерства; студенческое исследовательское общество.

Методическую работу в ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» направляет методический совет техникума. Центр менеджмента качества и методической работы техникума (далее - ЦМКиМР) является ведущим звеном в структуре профессиональной образовательной организации - организатором методической помощи педагогам, средоточием методической работы в техникуме. Организуют работу ЦМКиМР методисты, под непосредственным руководством заместителя директора по учебно-методической

работе и качеству. Основная цель работы ЦМКиМР - создание условий для развития профессиональной компетентности преподавателей через развитие включенных в ее структуру компетенций.

Для развития педагогической компетенции СПО ЦМКиМР организует методическую работу в следующих направлениях [41:

• самоанализ профессиональной деятельности и определение проблемных моментов, требующих корректировки;

• подготовка сообщении и выступление в профессиональном сообществе с целью обсуждения, обмена профессиональным практическим опытом: на заседании цикловых комиссий, производственных совещаниях, педагогических советах, в рамках заседания экспертных групп, предметных секций (объединений);

• ознакомление с опытом других образовательных учреждений и педагогов (чтение литературы, общение в сетевых профессиональных сообществах, общение с коллегами, взаимопосещение уроков с дальнейшим обсуждением на заседании цикловых комиссий, методического совета);

• участие в заседаниях Школы начинающего преподавателя и Школы педагогического мастерства;

• подготовка методических разработок занятий, методических рекомендаций с учетом имеющего опыта, знаний; изучение новых образовательных технологий, как для обучающихся, так и для преподавателей;

• подготовка и проведение занятия/мероприятия в соответствии с методической разработкой;

• организация и участие в работе внутренних, городских, региональных семинаров, мастер-классов.

Единая методическая тема, разрабатываемая в техникуме, «Модернизация единой образовательной

среды техникума на основе комплексного использования современных подходов к организации профессионального образования с целью обеспечения качества подготовки квалифицированных кадров в соответствии с передовыми технологиями и международными стандартами» направлена на создание условий реализации образовательной программы (учебно-методическое обеспечение, кадровые условия) для повышения эффективности и качества профессиональной подготовки специалистов.

В процессе работы над темой сотрудники техникума выступают с докладами на заседаниях цикловой комиссии, методического и педагогического советов; публикуют статьи, в том числе в сети Интернет; размещают методические материалы в сборниках научных трудов, педагогического опыта и сети Интернет; демонстрируют достижения в работе над проблемой и полученный опыт посредством участия в конкурсах профессионального мастерства и проведении открытых занятий; осуществляют подготовку и проводят внеурочные мероприятия, кружковую работу; обмениваются опытом на занятиях Школы педагогического мастерства и Школы начинающего преподавателя; участвуют в научно-практических конференциях, семинарах, форумах и т.п.; организовывают проектную деятельность студентов.

Для развития предметной компетенции Центр менеджмента качества и методической работы ГБПОУ ССТ предлагает внутренние и внешние формы повышения квалификации:

1. Внутренние формы повышения квалификации представлены деятельностью по следующим направлениям:

• самообразование в части изучения знаний в области преподаваемого предмета, теоретических вопросов и передового педагогического опыта в области современных образовательных технологий;

• работа с наставниками или в качестве наставника для начинающего педагога, что требует дополнительной самостоятельной работы по освоению преподаваемой дисциплины;

• участие в проведении внутренней содержательной экспертизы рабочих программ дисциплин, практик, модулей по преподаваемым дисциплинам;

• подготовка и проведение открытых учебных занятий и внеурочных мероприятий;

• обобщение и распространение педагогического и управленческого опыта посредством выступления на заседаниях Школы педагогического мастерства с докладами по актуальным вопросам педагогики, современных технологий.

2. К внешним формам повышения квалификации относятся:

• стажировка преподавателей в организациях и предприятиях по профилю специальности;

• обучение на курсах повышения квалификации;

• учеба в ВУЗах (второе и третье высшее образование, обучение в магистратуре, аспирантуре);

• обобщение и распространение педагогического опыта (участие педагогических работников в работе конференций, семинаров, вебинаров, организация масштабных мероприятий);

• организация педагогическими работниками техникума форумов, конференций, семинаров, круглых столов, заседаний предметной секции.

С целью развития методической компетенции преподавателей СПО руководитель и методисты ЦМКиМР ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» выбирают следующие формы методической работы: работа методического совета; организация и проведение семинаров для педагогов (например: «Особенности формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся на уроках иностранного языка», «Преподавание учебной дисциплины «Родной язык» в СПО»); работа Школы начинающего преподавателя и Школы педагогического мастерства; подготовка методических бюллетеней; выставки методической продукции преподавателей техникума; рецензирование и экспертиза методической продукции; разработка методических рекомендаций; различные виды индивидуально-групповой работы методистов с отдельными преподавателями или педагогическим коллективом; заседание цикловых комиссий преподавателей.

Важную роль в подготовке специалистов выполняют учебно-методические издания, методические указания и рекомендации, содержащие материалы по методике преподавания и особенностям изучения учебной дисциплины, междисциплинарного курса, выполнению курсовых и дипломных проектов (работ), по организации самостоятельной работы студентов. Учебно-методические пособия разрабатываются преподавателями в дополнение к основной учебной литературе. Они соответствуют программе учебного курса в целом или ее разделу и содержат в основном систематизированный или новый материал по курсу.

Развитие научно-исследовательской компетенции достигается при разработке педагогами авторских программ, участии в научно-исследовательской работе и организации участия обучающихся, подготовке к научным конференциям, участии в научно-исследовательском движении.

В ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» организована работа Студенческого исследовательского общества - члены студенческого исследовательского общества под руководством

преподавателей принимают участие в различных мероприятиях городского, регионального, всероссийского, международного уровней: конкурсах, форумах, олимпиадах, международных проектах, конференциях, акциях, фестивалях, олимпиадах, чемпионатах профессионального мастерства.

Следует отметить, что, помимо подготовки обучающихся к научной деятельности, руководства обучающимися в рамках подготовки к выше перечисленным мероприятиям, преподаватели самостоятельно принимают участие в подготовке, написании и публикации статей, разработке авторских программ, что формирует их научно-исследовательскую компетенцию. Педагоги ведут активную опытно-экспериментальную и научно-исследовательскую деятельность, в числе педагогов ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» есть студенты магистратуры, аспиранты, кандидаты наук, которые продолжают работу над собственными исследованиями.

Проектная компетенция преподавателей СПО развивается на разных этапах педагогического процесса, в работе с разными группами и категориями обучающихся и выражается в готовности педагога к проектированию и реализации новых образовательных проектов, образовательных программ, индивидуальных программ развития обучающихся; организацию и активное участие в практике проектной деятельности организации, умение управлять полным жизненным циклом образовательного проекта.

Преподаватели являются руководителями индивидуальных исследовательских проектов обучающихся 1 курса. Работа над индивидуальными проектами является сложной отраслью педагогической деятельности, требует тщательной подготовки и контроля со стороны преподавателя, координации деятельности обучающихся в процессе работы над индивидуальным проектом.

Студенты старших курсов (чаще вторых - третьих) выполняют курсовые проекты под руководством преподавателей соответствующих профессиональных дисциплин модулей. Организация работы над курсовым проектом требует от преподавателя необходимости учета индивидуальных особенностей личности обучающихся, его темпа работы и знаний.

Информационно-коммуникационная компетенция педагогических работников является неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности и предполагает свободное владение современными информационно-коммуникационными технологиями; участие в сетевых проектах и образовательных программах (с использованием информационных технологий).

Для реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в техникуме внедрена система дистанционного образования на базе системы управления обучением МооШе [11]. Реализована возможность дистанционной подачи заявления для поступления в техникум с использованием функционала официального сайта техникума. Для студентов и преподавателей техникума в читальном зале и в информационном центре организованы рабочие места с возможностью доступа к электронно-библиотечной системе IPRbooks.

Регулярно Центр информационных технологий техникума проводит обучение педагогического состава по следующим направлениям: «Обучение преподавателей техникума методике работы с программой тестирования MyTest», «Обучение преподавателей техникума методике работы в электронном журнале Аверс», «Обучение преподавателей и сотрудников работе с корпоративной электронной почтой», «Создание электронного учебника».

Рефлексивная компетенция включает умение преподавателей планировать собственную профессиональную деятельность на достаточно продолжительный промежуток времени, равномерно распределив усилия, направленные на личностно-профессиональное развитие; готовность к инновациям в педагогической деятельности, креативность, высокая ответственность и творческая активность [10].

В ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» используются следующие формы методической работы ориентированные на развитие рефлексивной компетенции: работа инициативных творческих групп; семинары, практикумы; выступления педагогов с докладами и сообщениями; опытная и экспериментальная работа; заседание цикловых комиссий преподавателей [51.

В рамках взаимопосещения занятий педагог имеет возможность увидеть на практике применение теоретических знаний. Важно, чтобы условия и режим работы в образовательной организации позволяли коллегам взаимодействовать, обсуждать посещенные занятия, ведь в ходе такого живого общения приходит понимание ошибок, осознание возможных вариантов обучения, рождаются новые идеи. Проникнуть в сущность педагогических явлений, в лабораторию преподавателя далеко не просто, изучение педагогического опыта может осуществляться по-разному: от поверхностного наблюдения, присутствия на занятии, замечания приемов и методов работы до глубокого анализа увиденного [81. Изучение и обобщение педагогического опыта предполагает анализ и синтез полученной информации, наблюдаемых форм и методов обучения, классификацию методов, выделение этапов занятий, определение инновационности опыта, выражение результатов опыта в форме каких-либо выводов, выступления на методических советах, подготовка анализа посещенного занятия. Неотъемлемым компонентом процесса развития профессиональной компетентности является мониторинг [21, который проводится в целях изучения, оценки, анализа и выявления особенностей педагогического процесса. Это дает возможность прогнозировать возможные сложности, своевременно корректировать их, эффективно управлять системой развития профессиональных компетенций педагогических работников. Типичными трудностями, выявленными в процессе мониторинга, являются: отсутствие мотивации к саморазвитию, установки на непрерывное образование, желаемой востребованность нового уровня образования со стороны коллег и социума, неспособность оценивать качество и уровень полученных и имеющихся знаний.

Созданные и реализуемые в техникуме организационно-педагогические условия развития профессиональных компетенций преподавателей в совокупности определяют и развитие профессиональной компетентности педагога СПО, ориентируют на развитие потребности в саморазвитии, самосовершенствовании, творческому отношению к профессиональной деятельности.

Условием успешной реализации модели развития профессиональной компетентности преподавателя СПО является актуализация субъектной позиции педагога СПО к развитию профессиональной компетентности, особенности которой зависят от воздействия объективных факторов, которые, преломляясь через субъективные особенности педагога, формируют его отношение к ней, степень и характер его активности и предполагают: 1) поэтапное формирование внутренней положительной мотивации; 2) прогнозирование и постановку целевых перспектив; 3) актуализацию системы ценностно-смысловых и профессиональных ориентиров; 4) потребность в самостоятельности действий; 5) оптимизацию его волевых

усилий, мобилизацию внутренних потенциальных возможностей. Это обеспечивает дальнейшее освоение педагогом СПО рефлексивных способов действия и продуктивного самоуправления в области развития профессиональной компетентности.

Выводы. Освоение рефлексивного управления развитием профессиональной компетентности педагога СПО является еще одним условием развития его профессиональной компетентности [61. В основу развития профессиональных компетенций входит совершенствование личностных способностей педагогов. Важнейшим показателем, позволяющим определить уровень готовности педагогического работника к дальнейшему саморазвитию и готовности к развитию профессиональных компетенций, является степень активности педагога. Деятельность педагога определяется его целями, установками, мотивами поведения, которые должен четко знать и понимать сам педагог. Определив мотивацию деятельности педагогического работника и его саморазвития, можно побудить педагога к действию, способствовать развитию его субъективных характеристик и профессиональных компетенций. Предварительная оценка знаний, умений, опыта деятельности и уровня развития компетенций помогают определить, какое направление дальнейшего профессионального развития следует выбрать педагогу.

Программа развития профессиональных компетенций педагогических работников, создаваемая для каждого педагогического работника в ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» в соответствии с уровнем образования педагога и личностными потребностями, в своей структуре содержит 3 компонента: организационную часть; содержательную часть; рефлексивную часть. Созданные и реализуемые в техникуме организационно-педагогические условия развития профессиональных компетенций преподавателей в совокупности определяют и развитие профессиональной компетентности педагога СПО, ориентируют на развитие потребности в саморазвитии, самосовершенствовании, творческом отношении к профессиональной деятельности.

Литература:

1. Правительство России. Национальный проект «Образование» - [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/rugovclassifier/833/events/

2. Двуличанская Н.Н. Организационно-педагогические условия повышения профессиональной компетентности обучающихся в системе непрерывного естественнонаучного образования // Наука и образование. - 2011. - № 3. - URL: http://technomag.edu.ru/doc/170201.html

3. Иванова Н.Н., Филимонюк Л.А. Современные проблемы организации целостного педагогического процесса образовательной организации среднего профессионального образования // Успехи современной науки. 2016. - № 12. - Т. 2. - С. 113-116.

4. Иванова Н.Н., Филимонюк Л.А. Развитие профессиональных компетенций педагогов системы среднего профессионального образования в современном образовательном пространстве // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 1 (74) - С. 280-281.

5. Козлов П.Г., Кабанова И.В., Стоюшко Н.Ю. Рефлексивная компетентность современного педагога как фактор, влияющий на качество образовательного процесса // Современная педагогика. - 2016. - № 1. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5351.

6. Козырева О.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. -2015. - № 8.

7. Ставропольский строительный техникум. Планы и отчеты. - [Электронный ресурс]. - URL: httpsV/ставстройтех.рф (xn--80aejpylecgdd1b.xn--p1ai)

8. Смурова Н.Ф., Филимонюк Л.А. Проектирование индивидуального образовательного маршрута профессионального роста педагога // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 162-164.

9. Хилько А.А., Филимонюк Л.А. Проектирование современных форм профориентационной работы // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 1 (80). - С. 91-93.

10. Яковчук Т.Г. Педагогическая рефлексия: учитель о профессиональном росте // Психология, социология и педагогика. - 2013. - № 4.

11. Rezchikov A., Dolinina O., Kushnikov V., Ivaschenko V., Kachur K., Bogomolov A., Filimonyuk L. The problem of a human factor in aviation transport systems // Indian Journal of Science and Technology. - 2016. -Т. 9. - № 46.

Педагогика

УДК 371.06

директор центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Фомина Александра Павловна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); доктор педагогических наук, профессор Тимохина Татьяна Васильевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЙ ПОДРОСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. Целью данной статьи является изучение процесса формирования системы ценностей подростков в образовательных организациях. На примере программ воспитания образовательных организация показаны изменения, которые происходят в способах влияния на ценностные ориентации подрастающего поколения.

Ключевые слова: воспитание, ценности, подросток, образовательная организация.

Anmtation. The purpose of this article is to study the process of forming a system of values of adolescents in educational organizations. The example of educational programs of educational organizations shows the changes that occur in the ways of influencing the value orientations of the younger generation. Keywords: education, values, teenager, educational organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.