Научная статья на тему 'ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА EDUSCRUM В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ У АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА EDUSCRUM В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ У АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUSCRUM / «МЯГКИЕ» НАВЫКИ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АСПИРАНТЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябова Татьяна Владимировна, Утеева Эльмира Наильевна

Актуальность данного исследования обусловлена проблемой значительных изменений медицинского образования в период пандемии, необходимостью сочетания классических и инновационных практико-ориентированных технологий. Цель данной статьи - анализ опыта использования метода eduScrum в образовательном процессе у аспирантов медицинского вуза. Ведущий метод исследования - психолого-педагогический эксперимент по применению eduScrum, а также методы тестирования, анкетирования, статистической обработки количественных результатов исследования. Исследование доказало эффективность методики eduScrum у аспирантов. Происходит успешное освоение универсальных, профессиональных, мета-предметных компетенций. EduScrum способствует формированию профессионально значимых личностных качеств и «мягких» навыков (коммуникативная компетентность, умение работать в команде, креативность, критическое мышление и др.), повышению мотивации, заинтересованности, вовлеченности в педагогический процесс. Материалы статьи могут быть полезны профессорско-преподавательскому составу для повышения эффективности обучения и качества подготовки будущих медицинских преподавателей и специалистов здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябова Татьяна Владимировна, Утеева Эльмира Наильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF USING THE EDUSCRUM TECHNIQUES IN EDUCATIONAL PROCESS IN MEDICAL UNIVERSITY POST-GRADUATES

The urgency of this research is caused by the problem of considerable changes in medical education in pandemic period, necessity of combining classical and innovative practice-oriented technologies. The aim of this article is to analyze the experience of using the eduScrum techniques in the educational process in post-graduates of Medical University. The key research method was a psychological and pedagogical experiment on the eduScrum application, as well as testing and questionnaire methods, statistical processing of quantitative results of the research. The study proved the efficiency of the eduScrum techniques in post-graduates. Successful grasping of universal, professional, metasubject competencies takes place. The еduScrum contributes to formation of professionally significant personality traits and «soft skills» (communicative skills, teamwork skills, creativity, critical thinking, and etc.), growth of motivation, interest and involvement in the pedagogical process. The materials of the article can be of use for the higher-education teaching personnel to improve the learning efficiency and the quality of future medical teachers' and healthcare professionals' training.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА EDUSCRUM В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ У АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА EDUSCRUM В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ У АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Рябова Т.В., Утеева Э.Н.

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 420012, г. Казань, Российская Федерация

Актуальность данного исследования обусловлена проблемой значительных изменений медицинского образования в период пандемии, необходимостью сочетания классических и инновационных практико-ориентированных технологий. Цель данной статьи - анализ опыта использования метода ес1и5сгит в образовательном процессе у аспирантов медицинского вуза. Ведущий метод исследования - психолого-педагогический эксперимент по применению ес1иБсгит, а также методы тестирования, анкетирования, статистической обработки количественных результатов исследования. Исследование доказало эффективность методики ес1иБсгит у аспирантов. Происходит успешное освоение универсальных, профессиональных, мета-предметных компетенций. Ес1иБсгит способствует формированию профессионально значимых личностных качеств и «мягких» навыков (коммуникативная компетентность, умение работать в команде, креативность, критическое мышление и др.), повышению мотивации, заинтересованности, вовлеченности в педагогический процесс.

Материалы статьи могут быть полезны профессорско-преподавательскому составу для повышения эффективности обучения и качества подготовки будущих медицинских преподавателей и специалистов здравоохранения.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Рябова Т.В., Утеева Э.Н. Опыт использования метода ес1иБсгит в образовательном процессе у аспирантов медицинского вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 1. С. 7179. й01: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-71-79 Статья поступила в редакцию 21.01.2022. Принята в печать 25.05.2022.

Ключевые слова:

eduScrum;

«мягкие» навыки;

медицинское

образование;

аспиранты;

инновационные

методы обучения

EXPERIENCE OF USING THE EDUSCRUM TECHNIQUES IN EDUCATIONAL PROCESS IN MEDICAL UNIVERSITY POST-GRADUATES

Ryabova T.V., Uteeva E.N.

Kazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 420012, Kazan, Russian Federation

The urgency of this research is caused by the problem of considerable changes in medical education in pandemic period, necessity of combining classical and innovative practice-oriented technologies.

The aim of this article is to analyze the experience of using the eduScrum techniques in the educational process in post-graduates of Medical University.

The key research method was a psychological and pedagogical experiment on the eduScrum application, as well as testing and questionnaire methods, statistical processing of quantitative results of the research.

The study proved the efficiency of the eduScrum techniques in post-graduates. Successful grasping of universal, professional, metasubject competencies takes place. The eduScrum contributes to formation of professionally significant personality traits and «soft skills» (communicative skills, teamwork skills, creativity, critical thinking, and etc.), growth of motivation, interest and involvement in the pedagogical process.

The materials of the article can be of use for the higher-education teaching personnel to improve the learning efficiency and the quality of future medical teachers' and healthcare professionals' training.

Keywords:

eduScrum; soft skills; medical education; post-graduates; innovative teaching methods

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

For citation: Ryabova T.V., Uteeva E.N. Experience of using the eduScrum techniques in educational process in Medical University post-graduates. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2021; 12 (4): 71-9. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-12-2-71-79 (in Russian)

Received 21.01.2022. Accepted for publication 25.05.2022.

Актуальность данной статьи обусловлена значительными изменениями медицинского образования в период пандемии COVID-19 [1]. По мнению Р.М. Хардена и Д.М. Лейдлоу, медицинский преподаватель «должен реагировать на происходящие в образовании изменения и быть восприимчивым к постоянным переменам» [2]. Еще в доковидный период, до форс-мажорного перехода в дистанционный, а затем гибридный/смешанный формат обучения, в медицинском образовании внедрялись инновационные технологии, методы и формы обучения [3-5]. В настоящий момент своевременная трансформация образования с преобладанием практи-ко-ориентированного и конкурентоспособного обучения на основе agile-принципов, выпуск специалистов с актуальными компетенциями в полной мере отвечают вызовам современности [6].

Одним из подходов agile-практик является метод Scrum, и его разновидность aduScrum активно используется в сфере

образования как способ организации процесса обучения, активной формы сотрудничества [7]. Преподаватель определяет задания, направляет, корректирует, а обучающиеся планируют и определяют собственную деятельность, следят за прогрессом, становятся ответственными за учебный процесс [8]. C помощью еduScrum в педагогическом процессе можно адаптировать работу с каждым конкретным студентом [9]. Это особенно важно при обучении студентов - представителей поколения Z, которые предпочитают активные, творческие методы обучения [10]. Кроме того, система обучения eduScrum «предполагает организацию учебного процесса таким образом, что ответственность за сам образовательный процесс передается от преподавателя к слушателям» [11, 12]. Возможности Scrum как метода управления созданием образовательных продуктов имеют некоторые ограничения [13]. Однако анализ зарубежной литературы по использованию гибких методологий agile в современном образовании при изучении

различных предметов показывает преобладание преимуществ метода [14].

Перечисленные многоаспектные исследования послужили теоретической основой для разработки и использования нами метода eduScrum в образовательном процессе у аспирантов медицинского вуза. Анализ полученного опыта использования этого инновационного метода стал целью статьи.

Для достижения данной цели были сформулированы задачи: проанализировать опыт отечественных и зарубежных вузов по внедрению eduScrum; провести сравнительный анализ надпрофессиональных «мягких» навыков до и после применения методики eduScrum; выявить положительные и отрицательные стороны применения технологии eduScrum в образовательном процессе аспирантов медицинского вуза.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Ведущий метод исследования - психолого-педагогической эксперимент по применению eduScrum в рамках изучения дисциплины «психология и педагогика высшей школы», а также методы тестирования, анкетирования, статистической обработки количественных результатов исследования.

Исследование опиралось на анализ педагогических и психологических источников, периодических профессиональных изданий, общенаучные идеи системного и деятель-ностного подходов.

На I этапе проводили изучение научной литературы по проблеме.

На II этапе осуществляли проведение методики eduScrum, анкетирование, беседы, психодиагностическое тестирование, итоговое тестирование знаний аспирантов по курсу.

На III этапе проводили интерпретацию полученных результатов исследования,

оформление и статистическую обработку результатов исследования, уточняли выводы.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в Казанском государственном медицинском университете (Казанский ГМУ) на базе кафедры психиатрии и медицинской психологии при методическом сопровождении учебно-методического управления. В исследовании приняли участие 30 аспирантов первого года обучения (квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь») различных направлений подготовки. Использовали психодиагностические методики (до и после проведения методики eduScrum):

• тест «Самооценка профессионально-педагогической мотивации Н.П. Фе-тискина (в модификации Т.В. Рябовой) с целью определения готовности к преподавательской деятельности [15];

• тест «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина [16];

• тест К. Томаса-Р. Килманна [17];

• оригинальный, разработанный Т.В. Рябовой чек-лист на определение над-профессиональных, «мягких» навыков (soft-skills).

Выбор методик обусловливался осваиваемыми при изучении курса компетенциями:

• универсальной компетенцией УК-1 (способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях);

• универсальной компетенцией УК-5 (способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития);

• общепрофессиональной компетенцией ОПК-2 (готовностью к преподаватель-

ской деятельности по основным образовательным программам высшего образования); • профессиональной компетенцией ПК-3 (способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности в целях саморазвития и профессионального роста). Для успешного формирования компетенций и освоения материала обучающимся предлагалось осуществить образовательный проект еСиБсгит (в течение 2 нед). Для его создания от аспирантов требовалось прослушивание лекций, изучение литературы, тренинговые упражнения на командообразование, проведение сприн-тов, подготовка командного продукта, его презентация, ретроспектива. Аспиранты самостоятельно сформировали 5 команд, сформулировали темы, касающиеся актуальных проблем психологии и педагогики медицинского образования. В нашей работе были выбраны следующие темы: «Применение современных (инновационных) технологий в медицинском образовании»; комплексная модель «Университет современного доктора»; проект «МеСЕСи4*»; «Современный преподаватель/педагог»; «Этапы становления медицинского специалиста». Преимуществом гибкой методики еСиБсгит является работа с вопросами, проблемами и вызовами быстро меняющегося мира [18], что подтверждается выбором предложенных аспирантами тем.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

По окончании проведения методики аспиранты анализировали результаты собственной деятельности в целях саморазвития и профессионального роста (ПК-3). Обучение по методике еСиБсгит понравилось 90% опрошенных, 6% опрошенных данный метод

не понравился, так как они привыкли получать «готовые» знания от преподавателя.

По мнению 87% опрошенных, методика способствует командообразованию, сплоченности и вовлеченности. Проведение методики способствовало пониманию ролей в команде, а также развитию лидерства участников процесса (отметили 63% участников). Интересно отметить, что аспиранты, которые вначале выбрали позицию «лидер команды», в процессе еСиБсгит меняли свою роль (например, на «генератора идей»), и наоборот. Трансформация ролей в кросс-функциональных командах позволяет эффективно реализовывать личностный, профессиональный, творческий потенциал в соответствии со стратегическими целями команды [19].

До проведения технологии еСиБсгит аспиранты не считали себя способными генерировать оригинальные идеи, значения по шкале «креативность» были ниже остальных (рис. 1).

После окончания курса средние значения по шкале «Креативность» повысились, раскрылся творческий потенциал аспирантов, что способствовало освоению УК-1 (способность к генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач). В реальных условиях врачу, особенно в период пандемии, приходится действовать «не по плану», спонтанно, поэтому креативность является когнитивным ресурсом в лечебной деятельности, особенно начинающих врачей [21]. В процессе освоения еСиБсгит у аспирантов формируется творческое отношение как к профессии врача, так и к преподавательской деятельности.

Повышение показателей по шкале «Критическое мышление» свидетельствует о развитии критического анализа, составляющего УК-1 (рис. 2). После проведения методики

Креативность

Когнитивная гибкость

Комплексное многоуровневое решение проблем

Критическое мышление

Эмоциональный интеллект. Понимание и управление другими...

Эмоциональный интеллект. Знание себя, управление собой

1

32

38

58

60

74

70

66

58

70

86

80

0 20 40 60 80 100

] После eduScrum, в % Q До eduScrum, в %

Рис. 1. Результаты анализа чек-листа soft-skills до и после применения технологии eduScrum

аспиранты склонны признавать и оценивать другие точки зрения, отделять информацию от фактов, проверять все идеи на наличие недостатков.

Самооценка профессионально-педагогической мотивации (тест Н.П. Фетиски-на) до проведения eduScгum показала, что у будущих медицинских преподавателей невысокая потребность овладевать основами педагогического мастерства (составляющая компетенции ОПК-2). Однако после окончания спринтов показатели средних величин по шкале «Профессиональная потребность» оказались высокими у 93%, по шкале «Функциональный интерес» у 86%, что свидетельствует о повышении готовности к преподавательской деятельности.

Анализ результатов теста Д.В. Люси-на (в начале эксперимента) показал, что средние показатели по шкале «Внутри-личностный эмоциональный интеллект» ниже, чем показатели по шкале «Меж-

личностный эмоциональный интеллект» (15,1 и 24,2 балла соответственно, различия достоверны при р>0,05). Другими словами, аспиранты считали, что они лучше понимают и управляют эмоциями других людей, чем собственными. После окончания эксперимента показатели внутри- и межличностного интеллекта повысились до уровня выше среднего (23,2 и 28,4 балла соответственно). Методика способствовала развитию УК-5.

До проведения методики eduScгum у аспирантов наиболее высокие средние значения были у стратегий «Компромисс» (7,5 балла) и «Избегание» (6,3 балла), средние значения были у стратегии «Сотрудничество» (6,4 балла) (по результатам теста К. Томаса-Р. Киллмана). После использования техники eduScгum аспиранты чаще стали использовать стратегии «Сотрудничество» (8 баллов). Незначительно повысились значения по шкале «Соперничество»

13

13

40

33

27

33

27

33

67

60 60 60

10 20 30 40 50 60 70 80

0

| После проведения eduScrum, в % Ц До проведения eduScrum, в %

Рис. 2. Результаты анализа чек-листа по шкале «Критическое мышление» до и после применения технологии eduScrum

(от 5,2 до 6,3 балла), скорее всего это связано с конкуренцией с другими командами.

Проведенное с целью оценивания результатов обучения в виде знаний в конце курса итоговое тестирование показало, что 70% аспирантов освоили и углубили знания по предмету, получили оценку «отлично» (продемонстрировали 90-100% правильных ответов), у 17% оценка «хорошо» и 13% дали 70-79% правильных ответов. Аспиранты продемонстрировали устойчивые систематизированные теоретические знания по дисциплине.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, по окончании проведения еСиБсгит у аспирантов повысились профессиональная потребность и готовность к преподавательской деятельности. Методика способствовала развитию эмоционального интеллекта, творческих способностей, использованию различных стратегий поведения в конфликтах, освоению компетенций, необходимых для достижения конкурентоспособности современному медицинскому специалисту [21].

Несмотря на положительную оценку результатов внедрения технологии еСиБсгит, половина аспирантов-участников эксперимента сомневаются, будет ли возможность внедрить еСиБсгит на занятиях, особенно по клиническим дисциплинам, так как для этого потребуется разрешение администрации вуза, заведующих кафедрами; нужна помощь опытных наставников. Внедрение инновационного метода в процесс обучения осложняется отсутствием учебно-методического обеспечения [22].

В медицинском вузе методика еСиБсгит может особенно успешно использоваться при изучении теоретических дисциплин, при фронтальном расписании, когда курс длится один или два семестра. А при проведении цикловых занятий в течение нескольких дней возможно применять модификацию, использовать некоторые элементы и приемы еСиБсгит, которые повысят вовлеченность студентов и эффективность усвоения компетенций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный психолого-педагогический эксперимент демонстрирует положительный опыт внедрения инновационной технологии eduScrum. Будучи моделью практико-ориентированного обучения, eduScrum делает акцент на развитие ме-тапредметных компетенций, что позволяет обучающимся осваивать будущую специальность с точки зрения решения практических задач.

Использование методики еduScrum не вступает в противоречие с рабочими программами, происходит успешное освоение универсальных, общепрофессио-

нальных и профессиональных компетенций. EduScrum формирует у аспирантов не только компетенции, обозначенные в ФГОС ВО, но и профессионально значимые личностные качества: коммуникативную компетентность, умение работать в команде, креативность, критическое мышление, конструктивное поведение в конфликтах и др.

Agile-технологии внедряются во многие отрасли экономики (в том числе и в здравоохранение), а благодаря раннему погружению обучающихся в философию agile ускоряется адаптация к профессиональной деятельности на основе гибких подходов после трудоустройства.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Рябова Татьяна Владимировна (Tatiana V. Ryabova)* - доцент, кандидат психологических наук, руководитель Центра исследования медицинского образования ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, Казань, Российская Федерация E-mail: tatry0rambler.ru https://orcid.org/0000-0002-2199-2251

Утеева Эльмира Наильевна (Elmira N. Uteeva) - заместитель начальника учебно-методического управления, старший преподаватель кафедры экономической теории и социальной работы ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, Казань, Российская Федерация, сертифицированный учитель eduScrum E-mail: umo@kazangmu.ru https://orcid.org/0000-0002-8636-991 1

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11. № 2. С. 8-24. DOI: https://www.doi. org/10.2441 1/2220-8453-2020-12001

2. Харден Р.М., Лейдлоу Д.М. Ключевые навыки медицинского преподавателя: введение в преподавание и изучение медицины. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. 376 с.

3. Кулакова Е.Н., Кондратьева И.В. «Перевернутое обучение» в медицинском образовании // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2015. № 2. С. 39-46.

4. Перепелица С.А. Интеллект-карта - один из методов формирования компетенций // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11. № 4. С. 98-107. DOI: https://www.doi.org/10.2441 1/2220-8453-2020-14007

5. Orshanskyi L., Krasnopolskyi V., Fednova I., Vysochan L., Novalska T., Ivantsiv O. Interactive teaching methods as a change in the purpose of modern education // Systematic Reviews in Pharmacy. 2020. Vol. 11, N 10. P. 549-555. DOI: https://www.doi.org/10.31838/srp.2020.10.82

'Автор для корреспонденции.

6. Молодчик Н.А., Нагибина Н.И. Формирование и внедрение модели практико-ориентированного обучения в университете на основе agile-принципов // Вестник ПНИПУ «Социально-экономические науки». 2019. № 1. С. 44-54.

7. Сайт eduScrum Россия - представители автора eduScrum в России. URL: https://eduscrum.com.ru/

8. Дроженко Г.Г. Особенности применения образовательной методики eduScrum // Педагогическая наука и практика. 2020. № 1 [27]. С. 65-69.

9. Старкова Д.А., Рогова Е.А. Гибкие методы формирования навыков и умений самостоятельной работы студентов // Педагогическое образование в России. 2019. № 1. С. 24-30.

10. Eckleberry-Hunt J., Lick D., Hunt R. Is Medical Education Ready for Generation Z? // Journal of Graduate Medical Education. 2018, N 10 [4]. Р. 378-381. DOI: https://www.doi.org/10.4300/JGME-D-18-00466.!

11. Яшина М.Н. Формирование системы непрерывного образования на основе гибких технологий // Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 [74]. С. 127-130.

12. Duvall S., Hutchings D., Kleckner M. Changing Perceptions of Discrete Mathematics Through Scrum-Based Course Management Practices // Journal of Computing Sciences in Colleges. 2017, N 33 [2]. Р. 182-189.

13. Лукашенко М.А., Телегина Т.В. Управление созданием образовательных продуктов с помощью метода Scrum // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8, № 2 [27]. С. 223-226.

14. Афзалова А.Н. Использование гибких методологий Agil в современном образовании. Анализ зарубежной литературы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 36-39.

15. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва : Институт психотерапии, 2002. 362 с.

16. Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект. Москва : Когито-Центр, 2009. 350 с.

17. Кардашина С.В., Шаньгина Н.В. Психометрические характеристики русскоязычной версии Опросника К. Томаса -Р. Килманна // Педагогическое образование в России. 2016, № 11. С. 216-228.

18. Neumann M., Baumann L. Agile Methods in Higher Education: Adapting and Using eduScrum with Real World Projects // IEEE Frontiers in Education Conference [FIE]. 2021. DOI: https://www.doi.org/10.1109/FIE 49875.2021.9637344

19. Давыдова А.П. Основные характеристики трансформации кросс-функциональных команд // Вестник науки и образования. 2020, № 8-1 [86]. С. 114-116.

20. Кашапов М.М., Скакунова О.А. Креативность как когнитивный ресурс в лечебной деятельности начинающих врачей // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 27. С. 16-31.

21. Таптыгина Е.В. Процесс формирования soft-skills в медицинском вузе // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018, № 2. С. 68-74. DOI: https://www.doi.org/10.2441 1/22208453-2018-12005

22. Лукашенко М.А., Телегина Т.В. Научить студента думать: SCRUM как метод продуктивного обучения в учебном заведении // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8, № 2 [27]. С. 138-142.

REFERENCES

1. Alekseeva A. Yu., Balkizov Z.Z. Medical education during the COVID-19 pandemic: problems and solutions. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020; 11 (2): 8-24. (in Russian). DOI: https://www.doi.org/10.2441 1/2220-8453-2020-12001

2. Harden R.M., Laidlaw D.M. Key Skills for a Medical Educator: An Introduction to the Teaching and Learning of Medicine. Moscow: GEOTAR-Media, 2021. 376 p. (in Russian)

3. Kulakova E.N., Kondratieva I.V. «Flipped Learning» in Medical Education. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2015; (2): 39-46. (in Russian)

4. Perepelitsa S.A. Mind map is one of the methods of competence formation. Meditsinskoe obrazovanie

i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020; 1 1 (4): 98-107. DOI: https://www.doi. org/10.2441 1/2220-8453-2020-14007 (in Russian)

5. Orshanskyi L., Krasnopolskyi V., Fednova I., Vysochan L., Novalska T., Ivantsiv O. Interactive teaching methods as a change in the purpose of modern education. Systematic Reviews in Pharmacy. 2020; 1 1 (10): 549-55. DOI: https://www.doi. org/10.31838/srp.2020.10.82

6. Molodchik N.A., Nagibina N.I. Formation and implementation of a model of practice-oriented learning at the university based on agile principles. Vestnik PNIPU Sotsialno-ekonomicheskie nauki [PNRPU sociology and economics bulletin]. 2019; 1: 44-54. (in Russian)

7. Website eduScrum Russia - representatives of the eduScrum author in Russia. URL: https://eduscrum.com.ru/

8. Drozhenko G.G. Features of the application of the educational methodology eduScrum. Pedagogicheskaya nauka i praktika [Pedagogical science and practice]. 2020; 1 (27): 65-9. (in Russian)

9. Starkova D.A., Rogova E.A. Flexible methods of forming skills and abilities of students' independent work. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rosii [Pedagogical education in Russia]. 2019; 1: 24-30. (in Russian)

10. Eckleberry-Hunt J., Lick D., Hunt R. Is Medical Education Ready for Generation Z? Journal of Graduate Medical Education. 2018; 10 (4): 378-81. DOI: https://www.doi.org/10.4300/JGME-D-18-00466.!

11. Yashina M.N. Formation of a system of continuous education based on flexible technologies. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsialno-ekonomicheskogo universiteta [Vestnik of Saratov State Socio-Economic University]. 2018; 5 (74): 127-30. (in Russian)

12. Duvall S., Hutchings D., Kleckner M. Changing Perceptions of Discrete Mathematics Through Scrum-Based Course Management Practices. Journal of Computing Sciences in Colleges. 2017; 33 (2): 182-9.

13. Lukashenko M.A., Telegina T.V. Managing the creation of educational products using the Scrum method. Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravlenie [Azimut of Scientific Research: Economics and Management]. 2019; 8 (2 [27]]: 223-6. (in Russian]

14. Afzalova A.N. The use of Agile methodologies in modern education. Analysis of foreign literature. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2019; 65 [2]: 36-9. (in Russian]

15. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups. Moscow: Institute of Psychotherapy, 2002. 362 p. (in Russian]

16. Lyusin D.V., Ushakov D.V. Social and emotional intelligence. Moscow: Kogito-Centre, 2009. 350 p. (in Russian]

17. Kardashina S.V., Shangina N.V. Psychometric characteristics of the Russian version of the Questionnaire of K. Thomas -R. Kilmann. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. 2016; 11: 216-28. (in Russian]

18. Neumann M., Baumann L. Agile Methods in Higher Education: Adapting and Using eduScrum with Real World Projects. IEEE Frontiers in Education Conference (FIE]. 2021. DOI: https://www.doi.org/10.1109/FIE 49875.2021.9637344

19. Davydova A.P. The main characteristics of the transformation of cross-functional teams. Vestnik nauki i obrazovaniya [Bulletin of Science and Education]. 2020; 8-1 (86]: 114-6. (in Russian]

20. Kashapov M.M., Skakunova O.A. Creativity as a cognitive resource in the medical activity of novice doctors. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Psikhologiya [Bulletin of the Irkutsk State University. Series Psychology]. 2019; 27: 16-31. (in Russian]

21. Taptygina E.V. The process of forming soft-skills in a medical university. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2018; 2: 68-74. DOI: https://www.doi.org/10.2441 1/222084532018-12005. (in Russian]

22. Lukashenko M.A., Telegina T.V. Teaching a student to think: SCRUM as a method of productive learning in an educational institution. Azimut nauchnikh issledovaniy. Ekonomika i upravlenie [Azimut of Scientific Research: Economics and Management]. 2019; 8 (2 (27]]: 138-42. (in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.