Научная статья на тему 'ВЫПУСКНИК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА О ДИСТАНТЕ: ГОТОВНОСТЬ К НОВОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ФОРМАТУ'

ВЫПУСКНИК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА О ДИСТАНТЕ: ГОТОВНОСТЬ К НОВОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ФОРМАТУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
110
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НАВЫК / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫПУСКНИК / ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гацура Оксана Алексеевна, Дерюшкин Владимир Геннадьевич, Голосова Алла Николаевна, Гацура Сергей Владимирович

В статье представлены результаты исследования, посвященного оценке сформированности некоторых профессиональных навыков у выпускников лечебного факультета медицинского вуза. Необходимость внесения научно обоснованных предложений по корректировке учебного плана подготовки будущих врачей в режиме дистанционного обучения определила цель данной работы. В добровольном анонимном опросе, проведенном весной 2020 г., приняли участие 252 выпускника лечебного факультета ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России. Респонденты оценивали собственную уверенность владением профессиональных навыков. Самую низкую оценку получил навык, связанный с правильным оформлением медицинской документации. Группа респондентов с более высокой самооценкой полагает, что в дистанционном режиме можно отработать все анализируемые навыки, за исключением навыка соблюдения временных рамок при приеме пациента. Таким образом, проблемы дистанционного формата обучения в медицинском вузе сохранили свою актуальность и в 2021/2022 учебном году. Система онлайн-образования претерпела существенные изменения, оставив, в частности, приоритетным положение о необходимости эффективной обратной связи, позволяющей студенту получать необходимую информацию, в том числе по корректировке образовательного маршрута и критериев усвоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гацура Оксана Алексеевна, Дерюшкин Владимир Геннадьевич, Голосова Алла Николаевна, Гацура Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL GRADUATE ABOUT DISTANCE LEARNING: READINESS FOR A NEW EDUCATIONAL FORMAT

This paper presents the results of a study on assessment of some professional skills building in medical university graduates. This work was aimed at elaboration of scientifically sound proposals to adjust existing curriculum for training future doctors to distance learning mode. In a voluntary anonymous survey conducted in spring 2020 total 252 graduates of the Moscow State Medical University named after A.I. Evdokimov medical faculty assessed their own confidence in possession of certain professional skills. The skills associated with correct filling out of medical forms received the lowest rating. The group of respondents with higher self-confidence believed that all the skills assessed could be acquired remotely, with the exception of fitting time frames for a patient's appointment. Thus, the problems of distance learning at a medical university have retained their relevance in the 2021/2022 academic year. The online education system has undergone significant changes, including priority provision on the need for effective feedback that allows the student to obtain necessary information particularly on adjusting his own educational route and learning criteria.

Текст научной работы на тему «ВЫПУСКНИК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА О ДИСТАНТЕ: ГОТОВНОСТЬ К НОВОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ФОРМАТУ»

ВЫПУСКНИК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА О ДИСТАНТЕ: ГОТОВНОСТЬ К НОВОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ФОРМАТУ

Гацура О.А., Дерюшкин В.Г., Голосова А.Н., Гацура С.В.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Минздрава России, 127473, г. Москва, Российская Федерация

В статье представлены результаты исследования, посвященного оценке сфор-мированности некоторых профессиональных навыков у выпускников лечебного факультета медицинского вуза. Необходимость внесения научно обоснованных предложений по корректировке учебного плана подготовки будущих врачей в режиме дистанционного обучения определила цель данной работы. В добровольном анонимном опросе, проведенном весной 2020 г., приняли участие 252 выпускника лечебного факультета ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России. Респонденты оценивали собственную уверенность владением профессиональных навыков. Самую низкую оценку получил навык, связанный с правильным оформлением медицинской документации. Группа респондентов с более высокой самооценкой полагает, что в дистанционном режиме можно отработать все анализируемые навыки, за исключением навыка соблюдения временных рамок при приеме пациента. Таким образом, проблемы дистанционного формата обучения в медицинском вузе сохранили свою актуальность и в 2021/2022 учебном году. Система онлайн-образования претерпела существенные изменения, оставив, в частности, приоритетным положение о необходимости эффективной обратной связи, позволяющей студенту получать необходимую информацию, в том числе по корректировке образовательного маршрута и критериев усвоения.

Ключевые слова:

дистанционное

образование;

профессиональный

навык; медицинское

образование;

выпускник; лечебный

факультет

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Гацура О.А., Дерюшкин В.Г., Голосова А.Н., Гацура С.В. Выпускник медицинского вуза о дистанте: готовность к новому образовательному формату // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 2. С. 62-69. Р01: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-62-69 Статья поступила в редакцию 07.04.2022. Принята в печать 25.05.2022.

MEDICAL GRADUATE ABOUT DISTANCE LEARNING: READINESS FOR A NEW EDUCATIONAL FORMAT

Gatsura O.A., Deriushkin V.G., Golosova A.N., Gatsura S.V.

A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry of the Ministry of Health of the Russian Federation, 127473, Moscow, Russian Federation

This paper presents the results of a study on assessment of some professional skills building in medical university graduates. This work was aimed at elaboration of scientifically sound proposals to adjust existing curriculum for training future doctors to distance learning mode. In a voluntary anony-

mous survey conducted in spring 2020 total 252 graduates of the Moscow State Medical University named after A.I. Evdokimov medical faculty assessed their own confidence in possession of certain professional skills. The skills associated with correct filling out of medical forms received the lowest rating. The group of respondents with higher self-confidence believed that all the skills assessed could be acquired remotely, with the exception of fitting time frames for a patient's appointment. Thus, the problems of distance learning at a medical university have retained their relevance in the 2021/2022 academic year. The online education system has undergone significant changes, including priority provision on the need for effective feedback that allows the student to obtain necessary information particularly on adjusting his own educational route and learning criteria.

Keywords:

distance education; professional skill; medical education; graduate; medical faculty

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

For citation: Gatsura O.A., Deriushkin V.G., Golosova A.N., Gatsura S.V. Medical graduate about distance learning: readiness for a new educational format. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2022; 13 (2): 62-9. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-62-69 (in Russian) Received 07.04.2022. Accepted for publication 25.05.2022.

Весной 2020 г. во время дебюта пандемии коронавирусной инфекции тема вынужденного перехода на электронное обучение с применением дистанционных технологий (дистант) стала доминирующей в средствах массовой и профессиональной информации. Период самоизоляции и вынужденный переход на онлайн-обучение отчетливо показали не только технологическое несовершенство интернет-коммуникаций, но и выявили педагогические и психологические проблемы онлайн-об-разования.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 27 мая 2020 г. представил результаты опроса выпускников школ, колледжей, техникумов и вузов. Респонденты отвечали на вопросы об уровне учебной нагрузки и о возможных последствиях для качества образования из-за перехода на удаленный формат обучения. Результаты показали, что более половины опрошенных студентов оценили организацию и качество преподавания в дистан-

ционном формате как высокие, несмотря на возросшую нагрузку на всех участников образовательного процесса [1].

Широкомасштабный опрос, проведенный Минобрнауки России совместно с Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС среди 33 987 преподавателей вузов (15% генеральной совокупности профессорско-преподавательского состава) показал, что преподаватели скептически относятся к дистанционному формату обучения. «Результаты исследования показали, что преподаватели организационно готовы к переходу на дистанционные форматы обучения, однако психологически не принимают столь резкий разрыв с традиционным очным обучением.Скептический настрой к происходящему обусловлен как особенностями преподаваемых дисциплин, так и консервативными взглядами на природу обучения», - говорится в сообщении, опубликованном на сайте Минобрнауки [2].

В соответствии с приказом Минздрава России медицинские вузы также перешли

на дистанционное обучение, что привело к исключению личных контактов студентов с преподавателями и пациентами. Дистант стал вынужденной временной мерой организации учебного процесса и, по мнению абсолютного большинства преподавателей медицинских вузов, не смог полноценно заменить традиционных форм обучения [3, 4].

Следует отметить, что на протяжении последних 10 лет дистанционные образовательные технологии успешно внедрялись и хорошо зарекомендовали себя на факультетах последипломного образования медицинских вузов. Вместе с тем на факультетах высшего медицинского образования предпочтение обоснованно оставалось за очным форматом преподавания.

Вынужденный радикальный переход на дистанционные технологии предсказуемо вызвал неприятие преподавателей предложенными формами реализации педагогического процесса. Недовольство в значительной степени связывалось не столько с потерями в эффективности подготовки студентов, сколько с разрушением привычного уклада профессиональной жизни и необходимостью искать новые подходы к преподаванию в дистанте. В условиях спада мотивации студентов к обучению, дефицита технологической оснащенности, эмоциональных стрессов была проведена работа по переформатированию занятий, внедрению методик по управлению вниманием виртуальной аудитории, организации эффективной обратной связи, в том числе онлайн-оценивания в рамках промежуточной и итоговой аттестации.

В настоящее время можно смело утверждать, что дистант, поначалу казавшийся нереализуемым форматом учебно-педагогического процесса не только для профессорско-преподавательского состава, но

и для студентов, при всех его недостатках, несомненно, спас учебный год в вузах.

По мере освоения технологий дистанта мнение преподавателей и студентов менялось от полного неприятия с яркой эмоциональной окраской до спокойной сосредоточенности и уверенности в неизбежности закончить учебный год в таком формате.

В самом сложном положении оказались студенты выпускных курсов медицинских вузов, к которым в сложившихся обстоятельствах, вызванных пандемией коронавиру-сной инфекции, было как никогда приковано внимание профессионального сообщества.

Добровольный анонимный опрос выпускников VI курса лечебного факультета ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России, стоящих в шаге от самостоятельной профессиональной деятельности, показал их техническую, моральную и познавательную готовность работать в дистанте и завершить освоение компетенций, предусмотренных программой специалитета ФГОС ВО [5].

Результаты исследования авторы планировали использовать для внесения научно обоснованных предложений с целью корректировки учебного плана подготовки выпускников лечебного факультета в условиях продолжающейся пандемии С0УЮ-19.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В исследовании, которое проводилось в мае-июне 2020 г. в режиме онлайн, приняли участие 252 студента VI курса лечебного факультета ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России. В 1-й части исследования респондентам предлагалось ответить на вопросы об уровне овладения определенными навыками, которые формируются в рамках освоения дисциплины «общественное здоровье и здравоохране-

ние», во второй части студенты оценивали возможность приобретения данного навыка в режиме дистанционного обучения. Социально-демографическая характеристика участников исследования ограничивалась пунктами о возрасте, половой принадлежности и планируемой врачебной специальности респондентов.

Для оценки ответов на вопросы об уверенности в овладении тем или иным навыком использовали лайкертоподобную 7-балльную шкалу, где 1 балл означал «абсолютно не уверен», 7 баллов - «абсолютно уверен».

Респондентам предлагалось оценить свою уверенность в овладении конкретными врачебными компетенциями, а именно:

(1) укладываться во временные рамки приема пациента в амбулаторных условиях;

(2) правильно оформлять первичную медицинскую документацию (ПМД); (3) проводить экспертизу временной нетрудоспособности (ЭВН); (4) критически оценивать статистические показатели в научных статьях и отчетах медицинских организаций (МО); (5) организовывать работу среднего медицинского персонала; (6) эффективно взаимодействовать с руководителями, коллегами, врачами-консультантами; (7) предотвращать и разрешать возможные конфликтные ситуации с пациентами и их родственниками.

Версия опросника не вызвала затруднений у респондентов и показала высокую внутреннюю согласованность (а Крон-баха = 0,84).

Критерий Колмогорова-Смирнова показал неправильное распределение ответов респондентов. Для дальнейшего анализа использовался непараметрический Ц-критерий Манна-Уитни. Средние величины выражали в виде медианы (Ме) с межквар-тильным размахом. Различия считали ста-

тистически достоверными при р<0,05. Для статистической обработки данных использовали пакет программного обеспечения Б1а11з11са 13.0.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Из 252 опрошенных студентов VI курса женщин было 194 (77,0%), мужчин - 58 (23,0%). Средний возраст выпускников -23,1±3,5 года. За несколько недель до завершения обучения в вузе 182 (72,2%) выпускника выбрали терапевтические специальности, 53 (21,0%) - хирургические, трое (1,2%) студентов хотели бы посвятить свою профессиональную жизнь проблемам общественного здоровья и здравоохранения, в то время как оставшиеся 14 (5,6%) респондентов еще не определились в выборе специальности.

Данные, полученные в ходе исследования, показали невысокую уверенность выпускников в овладении перечисленными выше навыками. Сравнивая ответы студентов, выбравших хирургические специальности, с ответами их однокурсников, ориентированных на терапевтический профиль будущей деятельности, удалось выявить статистически достоверные различия (р=0,05) в пользу будущих хирургов по 2 навыкам:

• правильно оформлять медицинскую документацию - 5 (3) против 4 (2);

• критически анализировать статистические данные - 4 (2) против 3 (2).

По остальным пунктам анкеты показатели собственной уверенности респондентов в овладении соответствующим навыком статистически не различались.

С целью более дифференцированной оценки уверенности респондентов в возможности приобретения изучаемых навыков в дистанционном режиме результаты опроса были отдельно проанализированы для вы-

пускников, высоко (от 5 до 7 баллов) оценивших свою готовность к применению каждого из рассматриваемых навыков (1-я группа) в сравнении с показателями респондентов, оценивших свою готовность в диапазоне от 1 до 3 баллов (2-я группа). Лица с медианным 4-балльным ответом из дальнейшего анализа были исключены. Результаты проведенного сравнения представлены в таблице.

В частности, респонденты, составившие 1-ю группу, достоверно чаще (р=0,000) считают, что можно отработать в дистанционном режиме навыки по оформлению ПМД, проведению ЭВН, оценке статистических данных профессиональной литературы. По их мнению, дистант не является помехой для приобретения навыков по организации работы среднего медицинского персонала, эффективному взаимодействию с администрацией медицинской организации, коллегами, консультантами, а также по предотвращению и разрешению возможных конфликтных ситуаций с пациентами и их родственниками.

Выпускники, составившие 2-й группу, характеризуются достоверно более низкими баллами в оценке возможности дистантного освоения целого ряда ключевых для практикующего врача навыков в сравнении с их более уверенными товарищами.

Исключение составляет умение укладываться во временные рамки приема пациента - по солидарному мнению всех респондентов, приобрести этот навык в дистанционном режиме практически невозможно (см. таблицу).

Отдельно остановимся на принципиальном для успешного функционирования в системе практического здравоохранения навыке оформления ПМД.

К обязательному минимуму ПМД были отнесены следующие учетные формы: «Ме-

дицинская карта стационарного больного № 003/у»; «Статистическая карта выбывшего из стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении, дневного стационара при ам-булаторно-поликлиническом учреждении, стационара на дому № 066/у-02»; «Медицинская карта больного, получающего помощь в амбулаторных условиях, 025/у»; «Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов 025-2/у»; «Медицинское свидетельство о смерти по форме № 106/у»; «Рецептурные бланки»; «Извещение о нежелательной реакции или отсутствии терапевтического эффекта лекарственного препарата»; «Экстренные извещения об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку 058/у».

Полученные данные показали невысокую степень уверенности респондентов в собственной готовности правильно оформить ПМД. По каждой форме ПМД медиана составила 4 балла из 7 возможных. Ниже всего была оценена уверенность в правильном заполнении Протокола установления смерти человека № 950, которую выпускники в среднем оценили всего в 3 балла. Авторы полагают, что этот провал обусловлен отсутствием практического навыка и/или негативным эмоциональным контекстом оформления подобной документации [6].

Таким образом, респонденты, продемонстрировавшие высокую самооценку по рассматриваемым компетенциям (1-я группа), уверены, что в дистанте можно отработать все анализируемые навыки, за исключением навыка соблюдения временных рамок при приеме пациента в амбулаторных условиях. Авторы полагают, что эту группу составили студенты, которые научились эффективно

Оценка собственной уверенности респондентов в возможности формирования отдельных профессиональных навыков в дистанте

1-я группа 2-я группа

Навык, предлагаемый для отработки в дистанте Ме (межквартиль-ный размах) n Ме (межквартиль-ный размах) n

Укладываться во временные рамки приема пациента в амбулаторных условиях 2 (2) 104 2 (2) 108

Правильно оформлять первичную медицинскую документацию 5 (3) 144 2 (2)* 108

Проводить экспертизу временной нетрудоспособности 4 (1) 87 2 (2)* 122

Критически оценивать статистические показатели в научных статьях и отчетах медицинских организаций 5 (1) 100 2,5 (2)* 102

Организовывать работу среднего медицинского персонала 4 (2) 162 2 (2)* 102

Эффективно взаимодействовать с руководителями, коллегами, врачами-консультантами 4 (1) 202 3 (1)* 31

Предотвращать и разрешать возможные конфликтные ситуации с пациентами и их родственниками 4 (2) 176 3 (1)* 31

* р<0,000

использовать разнообразные источники информации и критически ее анализировать. Обращает на себя внимание, что самую низкую оценку респонденты поставили собственной уверенности в компетенции правильного оформления ПМД, практически не делая различий в конкретных учетных формах.

Вместе с тем выпускники, выбравшие хирургические специальности, как правило, оценивают свою готовность к правильному оформлению ПМД, равно как и анализировать статистические данные выше, чем студенты, выбравшие терапевтические специальности. Эта находка, несколько неожиданная для авторов, несомненно, заслуживает дальнейшего изучения.

Не может не настораживать тот факт, что каждый 20-й выпускник за месяц до завершения обучения в вузе не определился со своей будущей врачебной специальностью, что является плохим прогностическим признаком в части сохранения кадрового потенциала системы здравоохранения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В конце 2020 г. на Ежегодном совещании кафедр организации здравоохранения и общественного здоровья, проводимом под эгидой Минздрава России, авторами был представлен доклад, посвященный проблемам дистанта в медицинском вузе с точки зрения преподавателей. Кроме хорошо известных положительных и отрицательных

сторон дистанта обсуждались в том числе вопросы технического оснащения и методологии преподавания, включая формат аттестации студентов [7].

Участники совещания отмечали, что основу дистанта составляет самостоятельная работа студентов. На этом концептуальном положении была отстроена и откалибрована в сложившихся условиях вся система дистанционного образования,приоритетными положениями которой стали:

• детальное планирование и организация учебного процесса, четкие цели и задачи каждого занятия или курса;

• качественные учебные материалы и их адекватный объем;

• наличие эффективной обратной связи, позволяющей студенту получать необ-

ходимую информацию, в том числе по корректировке образовательного маршрута и критериев усвоения [8]. Текущий 2021/2022 учебный год не избавил медицинские вузы от необходимости проведения части занятий в дистанте (гибридный формат) и по-прежнему воспринимается всеми участниками образовательного процесса как вынужденная мера.

С течением времени и получением неутешительных результатов по итогам онлайн-образования стало очевидным, что назрела необходимость вернуться к очному обучению, а единое мнение профессорско-преподавательского состава о том, что только очные аудиторные занятия позволят повысить качество подготовки врачей, ждет своего подтверждения [9].

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России, Москва, Российская Федерация:

Гацура Оксана Алексеевна (Oksana A. Gatsura) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения лечебного факультета E-mail: goa0koziz.ru https://orcid.org/0000-0002-1053-9224

Дерюшкин Владимир Геннадьевич (Vladimir G. Deryushkin)* - старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения лечебного факультета E-mail: dvg@koziz.ru https://orcid.org/0000-0001-5218-8648

Голосова Алла Николаевна (Alla N. Golosova) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной терапии № 1 лечебного факультета E-mail: golosovaalla0mail.ru https://orcid.org/0000-0002-2562-9839

Гацура Сергей Владимирович (Sergey V. Gatsura) - доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной терапии № 1 лечебного факультета E-mail: svgats0mail.ru https://orcid.org/0000-0002-1513-5149

*Автор для корреспонденции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выпускники школ и студенты высказали мнение о дистанционном образовании // ВЦИОМ. [Электронный ресурс]: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vypuskniki-shkol-i-studenty-vyskazali-mnenie-o-distanczionnom-obrazovanii (дата обращения 02.03.2022].

2. Большинство педагогов не приобрели достаточных навыков для «удаленки» // Вести образования. [Электронный ресурс]: https://vogazeta.rU/articles/2020/7/3/distant/13748-bolshinstvo_pedagogov_ne_priobreli_dostatochnyh_navykov_ dlya_udalenki (дата обращения 02.03.2022].

3. Об организации начала 2020/21 учебного года в подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации // Приказ Минздрава РФ от 31.08.2020 N 922. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362156/ (дата обращения 22.03.2022].

4. Методические рекомендации. МР 3.1/2.1.0205-20. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования // утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2020. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358801/ (дата обращения 22.03.2022].

5. Гацура О.А., Дерюшкин В.Г., Гацура С.В. Начинающий врач на пороге клинической ординатуры: ожидания и вызовы // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 3. С. 64-71. DOI: https://www.doi. org/10.24411/2220-8453-2019-13007

6. Гацура О.А., Дерюшкин В.Г., Гацура С.В. О проблеме правовой грамотности практикующих врачей // Здравоохранение Российской Федерации. 2019. Т. 63, № 3. С. 159-165. DOI: https://www.doi.org/10.18821/0044-197X-2019-63-3-159-165

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Кочеткова И.О., Гацура О.А., Дерюшкин В.Г. Дистант 2020. Вынужденный и спасительный // Совещание кафедр общественного здоровья и здравоохранения 2020. Москва, 2020. [Электронный ресурс]: https://kafedroziz.ru/news/ conference_2020 (дата обращения 28.03.2022].

8. Лисовский О.В., Гостимский А.В., Лисица И.А., Карпатский И.В., Гавщук М.В. Возможности дистанционного обучения практическим навыкам в условиях пандемии COVID-19 // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 1, № 1. С. 54-65. DOI: https://www.doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-1-54-65

9. Зверкова А.Ю., Омельченко Е.А. Отношение студентов вуза к процессам цифровизации профессиональной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 7. С. 45-61. [Электронный ресурс]: http://e-koncept.ru/2021/21 1050.htm (дата обращения 02.04.2022]. DOI: https://www.doi.org/10.24412/2304-120X-2021-1 1050

REFERENCE

1. School graduates and students expressed their opinion about distance education. VTSIOM [VCIOM]. [Electronic resource]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vypuskniki-shkol-i-studenty-vyskazali-mnenie-o-distanczionnom-obrazovanii (Access 02.03.2022]. (in Russian]

2. Most teachers have not acquired sufficient skills for «remote». Vesti obrazovaniya [Conduct of education]. [Electronic resource]. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/7/3/distant/13748-bolshinstvo_pedagogov_ne_priobreli_dostatochnyh_ navykov_dlya_udalenki (Access 02.03.2022]. (in Russian]

3. About the organization of the beginning of the 2020/21 academic year in organizations subordinate to the Ministry of Health of the Russian Federation engaged in educational activities in the conditions of preventing the spread of a new coronavirus infection (COVID-19] on the territory of the Russian Federation. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of 31.08.2020 N 922. [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362156/ (access 22.03.2022]. (in Russian]

4. Methodological recommendations. MR 3.1/2.1.0205-20. Recommendations for the prevention of a new coronavirus infection (COVID-19] in educational institutions of higher education. Approved by Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation 29.07.2020. [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358801/ (access 22.03.2022]. (in Russian]

5. Gatsura O.A., Deryushkin V.G., Gatsura S.V. Starting physician on the clinical residency threshold: expectations and challenges. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (3]: 64-70. DOI: https://www.doi.org/10.2441 1/2220-8453-2019-13007 (in Russian]

6. Gatsura O.A., Deriushkin V.G., Gatsura S.V. To the problem of legal literacy of practicing doctors. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii [Health care of the Russian Federation]. 2019; 63 (3]: 159-65. DOI: https://www.doi.org/10.18821/0044-197X-2019-63-3-159-165 (in Russian]

7. Kochetkova I.O., Gatsura O.A., Deriushkin V.G. Distant 2020. Vynuzhdennyy i spasitel'nyy Soveshchanie kafedr obshchestvennogo zdorov'ya i zdravookhraneniya 2020 [Forced and saving. Meeting of the Departments of Public Health and Public Health 2020]. Moscow, 2020. URL: https://kafedroziz.ru/news/conference_2020 (access 28.03.2022] (in Russian]

8. Lisovskii O.V., Gostimskii A.V., Lisitsa I.A., Karpatskii I.V., Gavshchuk M.V. Distance learning opportunities for training in practical skills in the COVID-19 pandemic. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2021; 12 (1]: 54-65. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-1-21-54-65 (in Russian]

9. Zverkova A.Yu., Omelchenko E.A. The attitude of university students to the processes of vocational training digitalization. Nauchno-metodicheskiy zhurnal «Kontsept» [Scientific-methodological electronic journal «Concept». 2021; (7]: 45-61. [Electronic resource]. URL: http://e-koncept.ru/2021/21 1050.htm (access 02.04.2022]. DOI: https://doi. org/10.24412/2304-120X-2021-1 1050 (in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.