СТИМУЛЯЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ПЕДИАТРИИ
Шангареева З.А., Файзуллина Р.М., Санникова А.В., Викторов В.В.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 450008, г. Уфа, Российская Федерация
Проблемно-ориентированное обучение в педагогике медицинского образования широко обсуждается и признается как активный подход к обучению. Цель - поиск методов стимуляции познавательной активности обучающихся в образовательном процессе на занятиях по факультетской педиатрии. Материал и методы. Приведен опыт применения онлайн-платформ на практических занятиях у обучающихся IV курса педиатрического факультета. С он-лайн-платформами AMRbook и AMRmap можно ознакомиться на сайте AMRhub. Результаты и обсуждение. На примерах описаны некоторые функциональные возможности онлайн-платформ при выборе эмпирической антибактериальной терапии у детей c внебольничными инфекциями мочевыводящих путей. Отдельные элементы анализа возможностей онлайн-платформ дополнены пояснениями и рисунками. При анализе содержания практического занятия установлено, что оно проводится в форме моделирования конкретных профессиональных ситуаций. Обучение проводится по заданным параметрам с созданием любого варианта ситуации. Создается возможность неограниченного повторения необходимого приема, а также отработка индивидуального и группового стиля работы. Заключение. Педагогические приемы практико-ориентированного обучения, формирующие основу профессиональной компетентности, необходимо включать в образовательный процесс медицинского образования.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Шангареева З.А., Файзуллина Р.М., Санникова А.В., Викторов В.В. Стимуляция познавательной активности студентов на занятиях по факультетской педиатрии // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 2. С. 135-144. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-135-144 Статья поступила в редакцию 18.04.2022. Принята в печать 25.05.2022.
Ключевые слова:
образовательный процесс; проблемно-ориентированное обучение; онлайн-платформы AMRmap и AMRbook; антибио-тикорезистентность
STIMULATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE CLASSROOM ON FACULTY PEDIATRICS
Shangareeva Z.A., Fayzullina R.M., Sannikova A.V., Viktorov V.V.
Bashkir State Medical University of the Ministry of Health of Russian Federation, Ufa, 450008, Russian Federation
Problem based learning in the pedagogy of medical education is widely discussed and recognized as an active approach to learning.
The aim is to find methods for stimulating the cognitive activity of students in the educational process in the classroom for faculty pediatrics.
Material and methods. The experience of using online platforms in practical classes for 4th-year students of the pediatric faculty is presented. The operation of the AMRbook and AMRmap online platforms can be found on the AMRhub website. Results and discussion. The examples describe some of the functionality of online platforms when choosing empirical antibiotic therapy in children with community-acquired urinary tract infections. Separate elements of the analysis of the possibilities of online platforms are supplemented with explanations and drawings. When analyzing the content of the practical lesson, it was found that it is carried out in the form of modeling specific professional situations. Training is carried out according to the given parameters with the creation of any variant of the situation. It creates the possibility of unlimited repetition of the necessary technique, as well as the development of individual and group style of work. Conclusion. Pedagogical techniques of practice-oriented learning, which form the basis of professional competence, must be included in the educational process of medical education.
Keywords:
educational process; problem-based learning; AMRmap and AMRbook online platforms; antibiotic resistance
Funding. The study had no sponsor support.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
For citation: Shangareeva Z.A., Fayzullina R.M., Sannikova A.V., Viktorov V.V. Stimulation of cognitive activity of students in the classroom on faculty pediatrics. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2022; 13 (2): 135-44. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-135-144. (in Russian) Received 18.04.2022. Accepted for publication 25.05.2022.
Нормативные документы высшего медицинского образования предъявляют высокие требования к организации процесса обучения будущих врачей-специалистов [1]. Проблемно-ориентированное обучение в педагогике медицинского образования часто обсуждается и широко признается исследователями как преимущественный активный подход к обучению [2-7]. Высокая познавательная активность обучающихся способствует лучшему усвоению материала и «добыче» новых знаний во время решения проблемных задач [2-4, 8]. Наиболее важную роль при активном обучении имеет организация проблемной ситуации, так как она должна имитировать ситуации из будущей профессии [2, 3]. Практико-ори-ентированное обучение позволяет ознакомить обучающихся с кейсами, отражающими реальные клинические случаи, повышая у студента удовлетворенность, уверенность и мотивацию к обучению [2, 4, 8].
Компетенции, вырабатываемые с помощью рабочей программы практико-ориен-тированного обучения на основе индивидуальной и групповой активности, критического мышления, являются ключом для плавного перехода к реальной клинической практике [2].
Цель - поиск методов стимуляции познавательной активности обучающихся в образовательном процессе на занятиях по факультетской педиатрии.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Авторами приведен опыт применения онлайн-платформ на практических занятиях у обучающихся IV курса педиатрического факультета. С онлайн-платформами AMRbook и AMRmap можно ознакомиться на сайте AMRhub. В 2016 г. группой экспертов МАКМАХ и НИИАХ была создана интернет-платформа AMRmap (Anti Microbial Resistance map) (https://amrmap.ru) [9, 10].
В настоящее время AMRmap - база данных об антибиотикочувствительности более 45 тыс. клинических изолятов микроорганизмов из 52 городов РФ за 1997-2019 гг. (https://amrmap.ru).
Несколько позже сотрудники НИИАХ представили интернет-платформу AMRbook (AntiMicrobiaL Reference book) (https://amrbook.ru) [11]. Основные под-страницы платформы AMRbook: терапия, препараты, патогены, природная активность, антибиотикотерапия у беременных. Данная система производит построение схем и алгоритмов антимикробной терапии, учитывая характер патологии и возбудителя. Программа представляет результаты в виде интерактивных форм и позволяет воспроизвести результат на бумажном носителе [11].
На примерах описаны некоторые функциональные возможности онлайн-плат-форм при выборе эмпирической антибактериальной терапии у детей c внебольнич-ными инфекциями мочевыводящих путей (ИМП).
При рациональном выборе антимикробной терапии в качестве объекта исследования выбрана кишечная палочки (Escherichia coli), так как общая доля представителей порядка Enterobacterales у детей с внебольнич-ными ИМП в Российской Федерации составила 93,8%, а частота выделения Escherichia coli - около 80% [12, 13]. Кроме того, в многоцентровом исследовании «ДАРМИС-2018» было продемонстрировано этиологическое сходство внебольничных ИМП среди детей, взрослых, беременных [13].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Профессиональные компетенции будущих врачей-специалистов формируются на основе профессионального стандарта «Врач-педиатр участковый» [14]. Трудо-
вая функция «Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности» формируется через трудовые действия по оказанию медицинской помощи детям при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; оценке эффективности и безопасности медикаментозной и немедикаментозной терапии у детей [14].
Указанные компетенции будущего специалиста формируются благодаря знаниям современных методов медикаментозной терапии болезней и состояний у детей в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи [14], а также умениям составления плана лечения с учетом возраста ребенка, диагноза и клинической картины болезни и анализа действия лекарственных препаратов по совокупности их фармакологического воздействия на организм ребенка [14].
Сохраняющийся уровень заболеваемости ИМП среди детей [12, 13], повсеместно распространенная нерациональная антимикробная терапия пациентов обусловливают важность образовательных программ, в том числе с применением онлайн-платформ AMRbook и AMRmap.
При изучении раздела «Патология детей старшего возраста» и, в частности, темы «Пиелонефриты. Инфекция мочевой системы. Циститы» преподаватели акцентируют внимание обучающихся на актуальности разбираемых вопросов, ссылаясь на практический опыт ведущих специалистов в конкретной области медицины и на современные литературные данные, вызывающие глубокий интерес и желание принять
Этапы занятия с разбором проблемной задачи практического характера
Этап занятия Планируемое время, мин
Постановка преподавателем проблемной задачи практического характера: «Рациональный выбор антибактериальной терапии у конкретного пациента с инфекциями мочевыводящих путей в зависимости от клинической ситуации». (Что будет выбрано исходным пунктом задания, зависит от знаний, которые нужно освоить...) 10
Индивидуальный анализ ситуации с фиксацией в рабочих тетрадях 10
Групповой анализ ситуации с коррекцией в рабочих тетрадях 10
Формирование цели обучающимися совместно с преподавателем 10
Групповое планирование задач 10
Индивидуальное воплощение запланированного в конкретных действиях 30
Групповой анализ выполненных действий. Корректировки планирования на основе анализа выполненных действий 25
Оценка исходного и конечного уровня знаний 2 раза х 15
участие в обсуждении проблемы. При изучении тактики ведения и медикаментозной терапии ИМП у детей заостряется внимание на этиологии и рациональном подборе антибактериальной терапии в условиях возрастающей антибиотикорезистентности, так как это актуальная проблема для врачей всех специальностей. Осознание обучающимися практической значимости выполняемой работы формирует основу будущей профессиональной компетентности.
В качестве примера представлен проект фрагмента практического занятия по дисциплине «Факультетская педиатрия».
Структура организации практического занятия
Тема занятия: «Пиелонефриты. Инфекция мочевых путей. Циститы».
Продолжительность занятия: 6 академических часов.
Время, отводимое на разбор проблемной задачи практического характера: 3 академических часа. Весь процесс происходит в учебном классе с наличием персональных компьютеров с доступом к сети Интернет.
Объект изучения: антибактериальная терапия у пациентов с внебольничной ИМП.
Формы обучения: индивидуальная и групповая.
План и ход занятия представлен в таблице.
Для формирования и закрепления профессиональных компетенций у обучающихся на занятии используются вводная информация в виде мультимедийной лекции, самоподготовка кратких сообщений для обсуждения в группах, индивидуальная работа с интернет-платформами А1^Ьоок и А1^тар с анализом результатов информационных ресурсов и подготовкой отчета по работе.
Обязательное условие решения проблемной задачи практического характера - пред-
варительное теоретическое обсуждение ситуации до начала самостоятельной работы и последующий дебрифинг (разбор, обсуждение, работа над ошибками) по результатам работы в виде мини-конференции для обратной связи.
Ниже будут описаны некоторые возможности онлайн-платформ AMRbook и AMRmap по рациональному выбору антимикробной терапии.
Выбор строки меню «Инфекции мочевой системы» платформы AMRbook позволяет перейти на страницы с основными возбудителями и эмпирической антимикробной терапией баланопостита, перинефраль-ного абсцесса, пиелонефрита, простатита, цистита, эпидидимоорхита. Например, основные возбудители пиелонефрита (острого неосложненного) представлены Enterobacterales, Escherichia coli, описана эмпирическая терапия пиелонефрита с учетом чувствительности указанных возбудителей.
При выборе эмпирической терапии стоит учитывать уровень резистентности возбудителей, которые описаны нами по результатам работы с платформой AMRmap.
Индивидуальный характер заданий разной степени сложности, их практическая направленность и постоянное обновление обеспечивают инициативность, осмысленный поиск решения задач, сводя к минимуму пассивную форму приобретения знаний обучающимися.
Примеры практических заданий: согласно индивидуальному варианту по схемам антимикробной терапии (AMRbook), указать рациональную терапию при ИМП. Данные представить в виде отчета (со скриншотом выполненного задания и выводами).
Цистит: группа риска по инфекциям, передаваемым половым путем.
Цистит: дети (возраст <12 лет).
Цистит: острый неосложненный.
Цистит: после катетеризации.
Цистит: рецидивирующий (>3 раз в год).
Цистит: беременные. Бессимптомная бактериурия и острый цистит.
Пиелонефрит: осложненная ИМП.
Пиелонефрит: острый неосложненный.
Пиелонефрит: уросепсис.
Пиелонефрит: беременные.
На подстранице природная активность платформы AMRbook можно ознакомиться с природной чувствительностью 72 возбудителей к 80 препаратам. На рис. 1 представлена природная чувствительность Escherichia coli, Klebsiella pneumoniae, Pseudomonas aeruginosa, Serratia spp. к наиболее часто назначаемым антимикробным препаратам (АМП).
Примеры практических заданий: согласно индивидуальному варианту по схемам антимикробной терапии (AMRbook), указать природную активность АМП (список прилагается) к основным возбудителям (список прилагается) ИМП. Данные представить в виде отчета (со скриншотом выполненного задания и выводами).
При работе с платформой AMRmap по интересующим параметрам можно изучить региональную ситуацию уровня резистентности основных возбудителей ИМП к различным антимикробным препаратам, что необходимо учитывать при эмпирической терапии.
На примере детского населения с вне-больничной ИМП (хирургический профиль отделения) г. Киров Кировской области на диаграмме (рис. 2) продемонстрирован высокий уровень резистентности Escherichia coli к ампициллину, амоксициллину + клавулано-вой кислоте и триметоприму/сульфаметокса-золу - по 57,14%; к цефотаксиму, цефиксиму
Примечание:
Амоксициллин/клавуланат Использование амоксициллина или амоксициллина/клавуланата из расчета 80-90 мг/кг в сутки (по амоксиклав/клавуанату) является эффективным при инфекции
Фосфомицин Фосфомицина трометамол и нитрофурантоин являются препаратами, преимущественно используемыми при инфекции мочевых путей, вследствие чего указан
Рис. 1. AMRbook [11]: таблица природной чувствительности Escherichia coli, Klebsiella pneumoniae, Pseudomonas aeruginosa, Serratia spp. к антимикробным препаратам (https://amrbook.ru)
Антибиотики(все)(2017-2018)
85,71
% 50
57 |28
57)14 57 1 86- 4278642-78
00
14)29 1,29 ¡И2® 14!2:9
I III И II
/ / / / .
¿¡Г
/ /
^ / 4 é J
/ j? ./
/ / г # «Ü
чг «f
Л^ ЛЛ
^ У У У
^
у у у у
4SV
с-
О'
Рис. 2. AMRmap [9, 10]: уровень резистентности Escherichia coli к антимикробным препаратам [детское население с ИМП (хирургический профиль отделения г. Кирова Кировской области) (https://am rmap. ru)]
и цефтибутену - по 47,86%, к цефтазидиму, цефепиму, гентамицину и тобрамицину - по 28,57% соответственно. Уровень резистентности к перечисленным АМП, к сожалению, очень высок, что следует учитывать при выборе эмпирической терапии.
При этом у Escherichia coli к фосфомицину отсутствует резистентность, а к нитрофуран-тоину уже повысилась до уровня 14,29%.
Для сравнения: у популяции детского населения с ИМП (хирургический профиль отделения) г. Казани Республики Татарстан
(рис. 3) уровень резистентности Escherichia coli к ампициллину составил 30,77%, амок-сициллину + клавулановой кислоте - 23,08%, цефиксиму, цефотаксиму, цефтибутену, цефтазидиму, цефепиму, гентамицину, тобрамицину, нитрофурантоину, фосфамицину -по 7,69% соответственно.
Данные онлайн-платформы AMRmap отражают рост устойчивости к АМП среди внебольничных штаммов Enterobacterales, и в частности Escherichia coli в различных регионах России.
R
Антибиотики (все) (2017-2018)
0 1
100 100
92 31 92 31 92,31 92 31 9Ж1 92Й1 92 31 92,31 9Ж1 9Ж1 92,31
76 92
-6923-
% 50
25
-169 -, 69 -169 -169 |-| 69 69 |-| 69 69 |"1 69 69 69
У .У
Л .V4
^ ^ ^ ^ ^ ^
vf vf
АЛ АЛ
^ -У
# #
tf ^ ^ ^ > / / У
/ У л/ J ^ # #
АЛ Ä
У ^ Л«'
Рис. 3. AMRmap [9, 10]: уровень резистентности Escherichia coli к антимикробным препаратам [детское население с ИМП (хирургический профиль отделения) г. Казани Республики Татарстан) (https://amrmap.ru)]
В многоцентровом исследовании «ДАРМИС-2018» было продемонстрировано, что более половины изолятов Escherichia сoli при ИМП у детей в РФ приобрели устойчивость к ампициллину (51,0%), амокси-циллину + клавулановой кислоте (47,1%) и ко-тримоксазолу (триметоприму/сульфа-метоксазолу) (31,4%) [12, 13].
Уровень резистентности кишечной палочки к цефиксиму, цефотаксиму, цефтази-диму, цефтибутену за последние годы вырос с 6,3 до 23,5% [12, 13].
Самые высокие показатели чувствительности Escherichia coli среди пероральных антибактериальных препаратов продемонстрированы для фосфомицина (97,83%) и ни-трофурантоина (97,83%) [12, 13].
Примеры практических заданий: согласно индивидуальному варианту по карте антимикробной резистентности (AMRmap), указать уровень резистентности возбудителей к основным АМП при вне-больничной ИМП у детей по разным регионам. Данные представить в виде отчета (со скриншотом выполненного задания и выводами).
Таким образом, в рекомендуемых схемах эмпирической терапии без возможностей достоверной микробиологической диагностики следует учитывать результаты регионального мониторинга чувствительности уропатогенов к основным АМП. Планируемый результат применения онлайн-платфор-мы AMRmap подразумевает рациональный выбор эмпирической антибактериальной терапии у пациентов c ИМП.
Корректировка временного и содержательного аспектов изучаемой темы требует использования различных форм контроля. Учебный процесс не будет полноценным без информации о качестве усвоения материала обучающимися. Важно зафиксировать результаты оценочной деятельности в документах (журнал, рабочая тетрадь).
Формы оценочных средств
1. Индивидуальный отчет о проделанной работе (со скриншотом выполненного задания и выводами).
2. Оформленный лист назначения в истории болезни пациента - индивидуальный и групповой продукт совместных действий.
Указанные формы являются эффективным оценочным средством и позволяют адекватно оценить уровень сформирован-ности компетенций.
Организация четкой обратной связи -необходимое условие для решения практических задач. Акцентируется усилие на дебрифинге (разбор, обсуждение, работа над ошибками) по результатам работы в виде мини-конференции, понимание которых способствует формированию клинического мышления будущего врача. Обсуждение с обучающимися предложенных ситуаций и приемов решения практических задач демонстрирует большую заинтересованность и ответственность за предлагаемые варианты действий. Помимо самих знаний, умений и навыков, обучающиеся получают опыт их приобретения и практического применения, осваивают пути и способы самостоятельного поиска решения.
ОБСУЖДЕНИЕ
Нами накоплен опыт использования активных методов обучения, включающих индивидуальную и групповую работу обучающихся, направленную не только на овладение теоретическими знаниями, но и на формирование практических умений по конкретной клинической ситуации.
Постановка проблемной задачи практического характера, побуждение обучающихся к поиску недостающих знаний при выполнении заданий, оценочная деятельность являются основным направлением деятельности педагога при планировании занятия.
Максимальная вовлеченность и активность обучающихся в индивидуальной и групповой деятельности с самоорганизацией процесса рассматривается как планируемый результат обучения.
При разработке заданий разной степени сложности применяется личностно-ори-ентированный подход, обеспечивающий возможность реализации самостоятельности, инициативности, осмысленного поиска решения ситуационных задач, сводя к минимуму пассивную форму приобретения знаний обучающимися.
При анализе содержания практического занятия установлено,что оно проводится в форме моделирования конкретных профессиональных ситуаций. Имитация клинической ситуации позволяет подстроить ситуацию под потребности учебного процесса и возможности обучающихся. Обучение проводится по заданным параметрам с формированием любого варианта ситуации. Создается возможность неограниченного повторения необходимого приема, а также отработка индивидуального и группового стиля работы.
Такой подход к организации учебного процесса позволяет обучающимся успешно осваивать учебный материал и применять свои знания, умения, трудовые действия в профессиональной среде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, практико-ориентиро-ванный подход в обучении обеспечивает возможность полного освоения проблемной ситуации; рациональное сочетание индивидуальной и групповой деятельности; создание условий для творческой деятельности обучающихся; преемственность знаний и непрерывность профессиональной подготовки. Следовательно, педагогические приемы проблемно-ориентированного обучения, формирующие основу профессиональной компетентности, необходимо повсеместно включать в образовательный процесс медицинского образования.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, Уфа, Российская Федерация: Шангареева Зилия Асгатовна (Ziliya A. Shingareeva)* - кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской педиатрии с курсами педиатрии, неонатологии и симу-ляционным центром ИДПО
E-mail: shangareeva2OO10mail.ru https://orcid.org/0000-0001-8745-9989
Файзуллина Резеда Мансафовна (Rezeda M. Fayzullina) - доктор медицинских наук, профессор кафедры факультетской педиатрии с курсами педиатрии, неонатологии и си-муляционным центром ИДПО E-mail: fayzullina0yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-9001-1437
Санникова Анна Владимировна (Anna V. Sannikova) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской педиатрии с курсами педиатрии, неонатологии и симу-ляционным центром ИДПО
E-mail: sannikovanna0yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-1207-8134
Викторов Виталий Васильевич (Vitaliy V. Viktorov) - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой факультетской педиатрии с курсами педиатрии, неонатологии и симуляционным центром ИДПО E-mail: victorov.vv0yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-5260-2319
ЛИТЕРАТУРА
1. Зорина Е.В., Мудрова Л.А. Новый подход к взаимодействию преподавателя и студентов в образовательном процессе медицинского вуза через паттерны // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 8-14. DOI: https://www.doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-8-14
2. Гулзода М.К., Махмудзода Х.Р., Абдуллозода С.М., Али-Заде С.Г. Роль проблемно-ориентированного обучения в медицинском образовании // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 55-64. DOI: https://www.doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-55-64
3. Габдуллина Г.С., Адайбаев Т.А., Сулейменова Ф.М., Тажиметов Б.М., Сагимова Г.К. Применение проблемно-ориентированного обучения в медицинском вузе // Биология и интегративная медицина. 2021. Т. 47, № S1. С. 34-40.
4. Толмачева С.В., Видикер Р.В., Резникова Е.А. Проблемно-ориентированная среда в обучении студентов медицинского вуза // Advanced Science. Пенза, 2020. С. 215-217.
5. Подгрушная Т.С. Практико-ориентированный подход к преподаванию микробиологии в медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 107-114. DOI: https://www.doi. org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-107-114
6. Кузнецова О.Ю., Моисеева И.Е., Дегтярева Л.Н. Инновационные методы преподавания. Проблемно ориентированное обучение и дистанционные технологии // Российский семейный врач. 2019. Т. 23, № 2. С. 27-34. DOI: https://www. doi.org/10.17816/RFD2019227-34
7. Князева Л.И., Князева Л.А., Горяйнов И.И., Борисова Н.А., Степченко М.А., Мещерина Н.С., Безгин А.В., Хар-дикова Е.М., Вавилина Е.С., Мальцева Г.И., Понкратов В.И., Хлебодарова Е.В. Значимость приемов педагогического мастерства преподавателя при обучении клиническим дисциплинам в медицинском вузе // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 2. С. 149-153.
8. Абдулдаева А.А., Досжанова Г.Н. Использование инновационных методов в медицинском образовании на примере НАО «Медицинский университет Астана» // Биология и интегративная медицина. 2021. Т. 47, № S1. С. 20-27.
*Автор для корреспонденции.
9. Кузьменков А.Ю., Виноградова А.Г., Трушин И.В., Эйдельштейн М.В., Авраменко А.А., Дехнич А.В., Козлов Р.С. AMRmap - система мониторинга антибиотикорезистентности в России // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2021. Т. 23, № 2. С. 198-204. DOI: https://www.doi.org/10.36488/cmac.2021.2.198-204
10. Виноградова А.Г., Кузьменков А.Ю. Практическое применение AMRmap: элементы подхода «от общего к частному» на примере Klebsiella pneumoniae // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2019. Т. 21, № 2. С. 181-186. DOI: https://www.doi.org/10.36488/cmac.2019.2.181-186
11. Патент РФ на изобретение №RU 2019615001/25.02.2019 № заявки: 2019612184. Трушин И.В., Кузьменков А.Ю., Авраменко А.А. AMRbook (схемы антимикробной терапии) Тип: свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_39313917_97589547.PDF
12. Инфекции мочевых путей у детей. Клинические рекомендации. Москва : 2021. 82 с.
13. Палагин И.С., Сухорукова М.В., Дехнич А.В., Эйдельштейн М.В., Перепанова Т.С., Козлов Р.С., исследовательская группа «ДАРМИС-2018». Антибиотикорезистентность возбудителей внебольничных инфекций мочевых путей в России: результаты многоцентрового исследования «ДАРМИС-2018» // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2019. Т. 21, № 2. С.134-146. DOI: https://www.doi.org/10.36488/cmac.2019.2.134-146
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 марта 2017 г. № 306н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-педиатр участковый».
REFERENCES
1. Zorina E.V., Mudrova L.A. A new approach to the interaction of the teacher and students in the educational process of a medical university through patterns. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2021; 12 (2): 8-14. https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-8-14 (in Russian]
2. Gulzoda M.K., Makhmudzoda H.R., Abdullozoda S.M., Ali-Zade S.G. Role of problem-based learning in medical education. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2021; 12 (2): 55-64. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-55-64 (in Russian]
3. Gabdullina G.S., Adajbaev T.A., Sulejmenova F.M., Tazhimetov B.M., Sagimova G.K. Application of problem-based learning in higher medical school. Biologiya i integrativnaya meditsina [Biology and integrative medicine]. 2021; 47 (S1): 34-40. (in Russian]
4. Tolmacheva S.V., Vidiker R.V., Reznikova E.A. Problem-oriented environment in teaching medical students. Advanced Science. Penza, 2020: 215-7. (in Russian]
5. Podgrushnaya T.S. Practice-oriented approach to teaching microbiology at medical university. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2021; 12 (2): 107-14. DOI: https:// doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-107-1 14 (in Russian)
6. Kuznetsova O.Y., Degtyareva L.N., Moiseeva I.E. Innovative teaching methods. Problem-based learning and distance-learning technologies. Rossiyskiy semeyny vrach [Russian Family Doctor]. 2019; 23 (2): 27-34. DOI: https://doi.org/10.17816/ RFD2019227-34 (in Russian)
7. Knyazeva L.I., Knyazeva L.A., Goryajnov I.I., Borisova N.A., Stepchenko M.A., Mescherina N.S., Bezgin A.V., Khardikova E.M., Vavilina E.S., Maltseva G.I., Ponkratov V.I., Khlebodarova E.V. Significance of pedagogical excellence patterns of teachers during clinical subject teaching in the medical university. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high-tech technologies]. 2018; (2): 149-53. (in Russian)
8. Abduldaeva A.A., Doszhanova G.N. Use of innovative methods in medical education on the example of NJSC «Medical university Astana». Biologiya i integrativnaya meditsina [Biology and integrative medicine]. 2021; 47 (S1): 20-7. (in Russian)
9. Kuz'menkov A.YU., Vinogradova A.G., Trushin I.V., Ejdel'shtejn M.V., Avramenko A.A., Dekhnich A.V., Kozlov R.S. AMRMAP - antibiotic resistance surveillance system in Russia. Klinicheskaya mikrobiologiya i antimikrobnaya himioterapiya [Clinical microbiology and antimicrobial chemotherapy]. 2021; 23 (2): 198-204. (in Russian)
10. Vinogradova A.G., Kuz'menkov A.Yu. Application of AMRmap: «from the general to the specific» approach by the example of Klebsiella pneumoniae. Klinicheskaya mikrobiologiya i antimikrobnaya himioterapiya [Clinical microbiology and antimicrobial chemotherapy]. 2019; 21 (2): 181-6. (in Russian)
11. RF Patent for invention No. RU 2019615001/25.02.2019 Application No.: 2019612184. Trushin I.V., Kuzmenkov A.Yu., Avramenko A.A. AMRbook (antimicrobial therapy schemes) Type: certificate of state registration of a computer program. [Electronic resource]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_39313917_97589547.PDF (in Russian)
12. Urinary tract infections in children. Clinical recommendations. Moscow: 2021. 82 p. (in Russian)
13. Palagin I.S., Suhorukova M.V., Dekhnich A.V., Ejdel'shtejn M.V., Perepanova T.S., Kozlov R.S., "DARMIS-2018" Study Group. Antimicrobial resistance of pathogens causing community-acquired urinary tract infections in Russia: results of the multicenter study "DARMIS-2018". Klinicheskaya mikrobiologiya i antimikrobnaya himioterapiya [Clinical microbiology and antimicrobial chemotherapy]. 2019; 21 (2): 134-46. (in Russian)
14. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 306n dated March 27, 2017 «On approval of the professional standard «District pediatrician». (in Russian)