Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ'

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барышникова Ирина Александровна, Абикенова Фатима Самитовна, Жиенбаева Кымбат Мураткызы, Сулейменова Бахыт Маратовна, Карипова Асима Муратовна

Данная статья является отражением опыта дистанционного обучения базовым медицинским дисциплинам с использованием активных методов обучения. Цель работы - ознакомить с принципами проблемно-ориентированного обучения и его применением в качестве нового метода на дистанционных обучающих платформах. Высокое качество образования, желание достижения поставленных целей, креативность, готовность решать коммуникативные задачи - это реальные требования в современной жизни. Поэтому медицинский университет несет ответственность за качество подготовки и формирование общеобразовательных, базовых, профессиональных компетенций у молодых специалистов. Поскольку дистанционное образование становится неотъемлемой частью высшего образования, информационно-коммуникационные и компьютерные технологии расширяют возможности для получения качественных знаний и компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барышникова Ирина Александровна, Абикенова Фатима Самитовна, Жиенбаева Кымбат Мураткызы, Сулейменова Бахыт Маратовна, Карипова Асима Муратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES OF USING REMOTE PLATFORMS FOR PROBLEM-ORIENTED LEARNING

This article is a reflection of the experience of distance learning in basic medical disciplines using active learning methods. The aim of the work is to introduce the principles of problem-based learning and its application as a new method on distance learning platforms. The high quality of education, the desire to achieve goals, creativity, willingness to solve communication problems are real requirements in modern life. Therefore, the medical university is responsible for the quality of training and the formation of general educational, basic, professional competencies among young specialists. Since distance education is becoming an integral part of higher education, information, communication and computer technologies expand opportunities for obtaining high-quality knowledge and competencies.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ»

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ

Барышникова И.А., Абикенова Ф.С., Жиенбаева К.М., Сулейменова Б.М., Карипова А.М.

Некоммерческое акционерное общество «Медицинский университет Караганды», 100003, г. Караганда, Республика Казахстан

Данная статья является отражением опыта дистанционного обучения базовым медицинским дисциплинам с использованием активных методов обучения. Цель работы - ознакомить с принципами проблемно-ориентированного обучения и его применением в качестве нового метода на дистанционных обучающих платформах.

Высокое качество образования, желание достижения поставленных целей, креативность, готовность решать коммуникативные задачи - это реальные требования в современной жизни. Поэтому медицинский университет несет ответственность за качество подготовки и формирование общеобразовательных, базовых, профессиональных компетенций у молодых специалистов. Поскольку дистанционное образование становится неотъемлемой частью высшего образования, информационно-коммуникационные и компьютерные технологии расширяют возможности для получения качественных знаний и компетенций.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Барышникова И.А., Абикенова Ф.С., Жиенбаева К.М., Сулейменова Б.М., Карипова А.М. Преимущества использования дистанционных платформ в проблемно-ориентированном обучении // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 2. С. 115-122. DOI: https://doi. org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-1 15-122

Статья поступила в редакцию 25.02.2022. Принята в печать 25.05.2022.

Ключевые слова:

проблемно-

ориентированное

обучение;

дистанционное

образование;

образовательные

платформы; методика

проведения;

рефлексия

ADVANTAGES OF USING REMOTE PLATFORMS FOR PROBLEM-ORIENTED LEARNING

Baryshnikova I.A., Abikenova F.S., Zhienbayeva K.M., Suleymenova B.M., Karipova A.M.

Karaganda Medical University, 100003, Karaganda, Republic of Kazakhstan

This article is a reflection of the experience of distance learning in basic medical disciplines using active learning methods.

The aim of the work is to introduce the principles of problem-based learning and its application as a new method on distance learning platforms. The high quality of education, the desire to achieve goals, creativity, willingness to solve communication problems are real requirements in modern life. Therefore, the medical university is responsible for the quality of training and the formation of general educational, basic, professional competencies among young specialists.

Keywords:

problem-based learning; distance education;

educational platforms;

methodology;

reflection

Since distance education is becoming an integral part of higher education, information, communication and computer technologies expand opportunities for obtaining high-quality knowledge and competencies.

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

For citation: Baryshnikova I.A., Abikenova F.S., Zhienbayeva K.M., Suleymenova B.M., Karipova A.M. Advantages of using remote platforms for problem-oriented learning. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2022; 13 (2): 115-22. DO I: https://doi. org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-1 15-1 22 (in Russian) Received 25.02.2022. Accepted for publication 25.05.2022.

Наиболее перспективные пути подготовки будущего специалиста интегрируют принципы проблемности и моделирования профессиональной деятельности.

Новое поколение - новое восприятие информации, а значит, есть необходимость практичного метода обучения, развивающего критическое мышление у современного студента. Этому соответствуют новые образовательные технологии: проблемно-ориентированное обучение (problem-based learning, PBL), командно-ориентированное обучение, обучение на основе клинического случая и базированное на симуляционных технологиях [1, 2].

PBL дает обучающимся возможность решать сложные задачи, искать, анализировать, синтезировать и применять информацию, чтобы решить проблемы, поставленные перед ними в самом начале.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая способствует развитию навыка самостоятельной деятельности, креативному мышлению и самостоятельному решению проблем.

На кафедре патологии на III курсе специальности «медицина» изучаются следующие дисциплины: механизмы болезни дыхательной,сердечно-сосудистой,

кроветворной, эндокринной, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной и мочевыделительной системы. Кейсы (сценарии клинических ситуаций) составлены согласно разработанным методическим указаниям и загружены в интернет-платформу Open Labyrinth. Каждый кейс включает разные сценарии возникновения, течения, возможных исходов, лечения и профилактики того или иного клинического случая.

Для дистанционного обучения имеется большой выбор современных платформ. Мы используем рекомендованные университетом платформы Webex и McTeams.

Cisco WebEx - это платформа для проведения любых web-конференций, позволяющая участникам иметь совместный доступ к рабочему столу, клавиатуре и мыши, документам MS Office и другим программным приложениям, видео, чатам и обмену личными сообщениями, запись web-сессии, голосование, средства аннотации и многое другое [3].

Teams-платформа также позволяет организовывать текстовые и голосовые чаты и видеосвязь. К этим мероприятиям можно присоединять как отдельных сотрудников, так и всю команду целиком. Ресурсами Teams можно делать видеоролики и обучающие вебинары без помощи внешних программ. Имеется доступ к файловому

Преимущества использования дистанционных платформ в проблемно-ориентированном обучении

хранилищу OneDrive, сервису Sharepoint, почтовому ящику Outlook и т.д. Это дает возможность практически в реальном времени реагировать на любые запросы студентов, коллег или руководства [3].

Методика проведения занятия

1. Студенты подключаются к дистанционной платформе и автоматически распределяются по виртуальным классам (не более 6-8 человек).

2. Студентам поясняют, как они будут дистанционно работать по клиническому случаю (кейсу), знакомят с требованиями, расписанием и оценочными листами.

3. Лидер руководит командой в течение всего процесса, управляет динамикой группы, регулирует последовательность работы на виртуальной доске, умеет организовывать и дисциплинировать команду при обсуждении.

4. В командной работе студенты анализируют конкретную информацию, выделяют ключевые факты, определяют и обосновывают проблемы, формулируют рабочие гипотезы и вопросы для самостоятельного изучения, прослеживают причинно-следственные связи.

5. Тьютор в дистанционном ведении занятий по методу PBL решает вопросы подключения, мониторит дисскусию, способствует самонаправленному приобретению знаний студентов, помогает правильно сформулировать вопросы для изучения; прослеживает причинно-следственную связь и при необходимости направляет студентов в нужное русло; помогает сформулировать сфокусированные четкие проблемные вопросы с акцентом на механизм развития патологии; указывает источники информации. Вся информация фиксируется на онлайн-доске, минимум в 4 позициях:

• правила работы (для плодотворной и результативной работы в команде);

• ключевая информация (краткое представление пациента, дополняется с каждым слайдом);

• гипотезы (изменение по системам и органам, клинические синдромы);

• вопросы для домашнего изучения. Обсуждение кейса начинается демонстрацией слайдов с предоставлением общего доступа к контенту. Студенты рассматривают проблему, дискутируют, делятся идеями, выдвигают гипотезы. В конце 1-го занятия PBL проводится обратная связь со студентами, анализируется их командная и индивидуальная работа, выслушивается мнение каждого участника. Тьютор предлагает поиск материала для изучения возникших вопросов в мультимедийной библиотеке вуза и в других электронных ресурсах. Вся информация по работе студентов по клиническому случаю, рабочие записи сохраняются в папках (файлах) обучающей платформы (каждая папка подписывается группой и доступна), что позволяет в следующую встречу быстро найти информацию по виртуальному пациенту и продолжить дальнейший разбор кейса.

Следующее занятие PBL начинается с напоминания ключевой информации по кейсу.

Подготовленные студентами вопросы для изучения представляются в виде презентаций, таблиц, схем с выводом на экран. Дальнейшее обсуждение клинического случая (кейса) фокусируется на проблеме пациента и уже имеющихся рабочих гипотезах, которые в процессе обсуждения и в свете новой информации могут изменяться.

По завершению клинического случая проводится брифинг с практикующими

Ш «Морфология и физиология»

«Патология» I I «Введение в клинику»

Рис. 1. Результаты итогового тестирования студентов в процентах (n=211)

специалистами в данной области, которые приглашаются на конференцию по ссылке обучающей платформы Webex и McTeams. В итоге каждый студент узнает что-то новое, получает опыт решения профессиональной проблемы и учится работать в команде и самостоятельно, что помогает подготовиться к будущей карьере.

Оценивание

По окончании изучения проблемы (кейса) проводится тестирование по оценке приобретенных знаний на дистанционных платформах Webex и McTeams или же на платформе MOODLE. В тестировании принимали участие 211 студентов III курса по специальности «медицина», в том числе обучающиеся на казахском языке - 128 студентов, на русском языке - 83 студента. В результате итоговых заданий, которые включают мини-задачи с интегрированными тестовыми вопросами по смежным дисциплинам, было выявлено следующее: средняя оценка по дисциплине «морфология и физиология» (анатомия, гистология, физиология) - 90 (34,2%); средняя оценка по дисциплине «патология» (патологическая физиология, патологическая анатомия, биохимия) - 85 (32,3%); средняя оценка по

дисциплине «введение в клинику» (пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика, фармакология) - 88 (33,5%) (рис. 1).

По этим данным определяется тесная взаимосвязь между базовыми и клиническими дисциплинами, что, следовательно, стимулирует студентов к изучению клинических компетенций.

Для этапа рефлексии были разработаны анкеты для мониторинга элементов технологии в сравнении с традиционными методами проведения практических занятий.

При анкетировании по выявлению мнения студентов по шкале Лайкерта о проведении РВ1_-занятий приняли участие 211 человек. Получены следующие результаты: «очень нравится» - 74 человека (35,07%); «нравится» - 121 человек (57,3%), «затрудняюсь ответить» - 14 человек (6,6%), «не нравится» - 2 человека (0,9%), «совсем не нравится» - 0 человек (рис. 2).

Преобладающему количеству студентов - 195 из 211, что составило 92,4±3,3%, обучение PBL на дистанционных платформах понравилось. Ответ «совсем не нравится» не встретился ни разу; при этом «Не нравится» - только у 2 студентов. Эти

Преимущества использования дистанционных платформ в проблемно-ориентированном обучении

0,90%

Ш Очень нравится

I Нравится

I I Затрудняюсь ответить

I I Не нравится

I Совсем не нравится

Рис. 2. Результаты анкетирования студентов в процентах (n=211)

результаты можно объяснить скептическим отношением респондентов, что является неотъемлемой частью инновационных идей. Помимо этого, на оценивание повлияли плохой Интернет, недостаточное техническое обеспечение, информационная неграмотность.

ОБСУЖДЕНИЕ

PBL как метод обучения изучается для качественной усвояемости информации, повышения уровня и глубины овладения студентами знаний и навыков и применения их на практике.

В своей статье мы опирались на работы S.A. Seibert (проблемно-ориентированное обучение как путь развития критического мышления) [4], Е.Е. Virtue, B.N. Hinnant-Crawford (эффективные подходы к проблемно-ориентированному обучению с междисциплинарной точки зрения и реализация полученных знаний в реальных условиях) [5], D. Mahmood, Н. Jacobo (эффективные методы оценивания в проблемно-ориентированном обучении) [6], В.Т. Culclasure, К.С. Longest, Т.М. Terry

(проблемное обучение - одно из средств развития ключевых знаний и навыков у студентов при построении карьеры) [7]; L.T. Car; B.M. Kyaw (использование цифровых технологий в проблемно-ориентированном обучении и применение в медицинском образовании) [8].

Наиболее сложной задачей в процессе ведения проблемно-ориентированного обучения PBL на дистанционных платформах является обучение преподавателей, так как многие специалисты нуждаются в повышении квалификации или переквалификации. По результатам было установлено, что проведение PBL на дистанционных платформах требует огромных усилий со стороны преподавателей в плане подготовки клинических случаев и их сопровождения (видеоролики, публикации, интернет-ресурсы). Справиться с трудностями такого перехода преподавателям вуза помогают обучающие тренинги. Также к недостаткам можно отнести отсутствие личного контакта между студентами и тьютором, в результате наблюдается слабая управляемость деятельностью обучающихся. Отсутствие

непосредственного общения с другими студентами, конечно, не мешает проводить дискуссии, но все-таки влияет на мотивацию и самовыражение.

Современные условия глобализации приводят к необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс и должны затронуть как содержание, так и структуру медицинского образования. В Государственных программах развития здравоохранения и медицинского образования Республики Казахстан эти вопросы определены как приоритетные [9, 10].

Технический прогресс и растущий динамизм жизни требуют от человека повышения уровня мобильности, адаптивности к постоянно изменяющимся условиям. Современному студенту необходимо за короткий период находить, получать и усваивать необходимую ему информацию, а также использовать полученные знания в конкретной ситуации после окончания учебы [11]. Он должен научиться выдвигать гипотезы, проверять их, анализировать и обобщать результаты своей деятельности, используя современные информационные технологии. Когда в нашу жизнь плотно вошло дистанционное обучение, эти навыки должны быть пересмотрены и расширены: к ним надо добавить умение учиться и самостоятельно разрешать проблемные ситуации, возникающие в процессе обучения [3].

В настоящее время в Медицинском университете Караганды проводится большая организационная работа по подготовке специалистов для успешного внедрения РВ1_ на дистанционных платформах: проведение семинаров и тренингов для преподавателей,составление подробных методических указаний для тьюторов и студентов, оснащение учебных аудиторий не-

обходимым оборудованием, подготовка качественных кейсов по дисциплинам.

ВЫВОДЫ

Преимущества PBL-обучения:

• самостоятельное приобретение знаний путем собственной исследовательской деятельности, так как для решения проблемы студентам требуется гораздо большее количество информации, а следовательно, увеличивается объем работы по поиску необходимого материала;

• у студентов формируются способность ориентироваться в междисциплинарных ситуациях, умение находить и перерабатывать необходимый материал посредством использования различных информационных источников;

• заинтересованность в конечных результатах, а значит, высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления;

• с первых курсов приходят понимание практических аспектов своей будущей профессии и подготовка студентов к решению реальных задач;

• коммуникативные навыки у обучающихся совершенствуются эффективнее, при этом раскрываются и развиваются личные качества каждого студента. Таким образом, кафедра патологической

физиологии пришла к выводу, что дистанционное обучение и умение правильно использовать платформы для проблемно-ориентированного обучения - это один из самых удобных способов визуализировать стандартизированного пациента, что позволяет качественно усвоить и закрепить материал, расширить знания, а это является необходимым фактором качественного образования в медицинском университете.

Преимущества использования дистанционных платформ в проблемно-ориентированном обучении

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

НАО «Медицинский университет Караганды», Караганда, Республика Казахстан: Барышникова Ирина Александровна (Irina A. Baryshnikova)* - преподаватель-тьютор кафедры патологии

E-mail: Barishnikova.pf0mail.ru https://orcid.org/0000-0001-6455-9653

Абикенова Фатима Самитовна (Fatima S. Abikenova) - кандидат медицинских наук, ассоциированный профессор кафедры патологии E-mail: Abikenova.pf@mail.ru https://orcid.org/0000-0001-6871-303X

Жиенбаева Кымбат Мураткызы (Kymbat M. Zhienbayeva) - магистр медицины, ассистент профессора кафедры патологии E-mail: Zhienbaeva.pf0mail.ru https://orcid.org/0000-0003-0563-7214

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сулейменова Бахыт Маратовна (Bakhyt M. Suleymenova) - магистр медицины, преподаватель-тьютор кафедры патологии E-mail: Suleimenova.pf@mail.ru https://orcid.org/0000-0001-9203-2429

Карипова Асима Муратовна (Assima M. Karipova) - преподаватель-тьютор кафедры патологии

E-mail: Karipova.pf0mail.ru https://orcid.org/0000-0003-1956-5717

ЛИТЕРАТУРА

1. Нуртазин С.Т., Базарбаева Ж.М., Есимсиитова З.Б. Инновационный метод «проблемно-ориентированного обучения» (problem-based learning-PBL) // Успехи современного естествознания. 2013. № 5. С. 112-114.

2. Панина О.А. Роль инновационных образовательных технологий в обучении студентов медицинских вузов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. № 3. С.96-97.

3. Таласпекова Ю.П., Абдикадирова Х.Р., Чергизова Б.Т. Дистанционное обучение студентов медицинского ВУЗа с использованием платформ MCTEAMS и CISCO WEBEX // Архивариус. 2020. № 8 (53). С. 14-15.

4. Seibert S.A. Problem-based learning: A strategy to foster generation Z's critical thinking and perseverance [Электронный ресурс]. 2021. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S 1557308720301049

5. Virtue E.E., Hinnant-Crawford B.N. We're doing things that are meaningful: Student Perspectives of Project-based Learning Across the Disciplines. [Электронный ресурс]. 2019. URL: https://docs.lib.purdue.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1809&context=ijpbl

6. Mahmood D. Grading for Growth: Using Sliding Scale Rubrics to Motivate Struggling Learners. [Электронный ресурс]. 2019. URL: https://docs.lib.purdue.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1844&context=ijpbl

7. Culclasure B.T. Project-Based Learning (Pjbl) in Three Southeastern Public Schools: Academic, Behavioral, and Social-Emotional Outcomes. [Электронный ресурс]. 2019. URL: https://docs.lib.purdue.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1842&context=ijpbl

8. Car L.T. Digital Problem-Based Learning in Health Professions: Systematic Review and Meta-Analysis by the Digital Health Education Collaboration. [Электронный ресурс]. 2019. URL: https://www.jmir.org/2019/2/e12945/PDF

9. Поздеева С.И. Проблемное и проблемно-ориентированное обучение (Problem-based learning): сравнительный анализ // Ciberian pedagogical Journal. Cер. Comparative Pedagogics 2016. № 2. С. 95-99.

10. Жаутикова С.Б., Медведева И.В., Жиенбаева К.М., Аринова С.М., Барышникова И.А. Преимущества использования проблемно-ориентированного обучения (PBL) в учебном процессе // Образование и наука в современном мире. Инновации. Пенза. 2020. № 4 (29). С. 7-15. ISSN 2414-3448

11. Kek M.Y.C.A., Huijser H. Problem-based Learning into the Future: Imagining an Agile PBL Ecology for Learning. [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://www.pdfdrive.com/problem-based-learning-into-the-future-imagining-an-agile-pbl-ecology-for-learning-d188789896.html

'Автор для корреспонденции.

REFERENCES

1. Nurtazin S.T., Bazarbayeva Zh.M., Yesimsiitova Z.B. Innovative method of «problem-based learning» (problem-based learning-PBL). Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [Successes of modern natural science]. 2013; (5): 112-4. (in Russian)

2. Panina O.A. The role of innovative educational technologies in teaching students of medical universities. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2012; (3): 96-7. (in Rissian)

3. Talaspekova Yu. P., Abdikadirova Kh.R., Chergizova B.T., Zhautikova S.B. Distance learning for students medical university using platforms STEAM and CISCO WEBEX. Arkhivarius [Archivist]. 2020; 8 (53): 14-5. (in Russian)

4. Seibert S.A. Problem-based learning: A strategy to foster generation Z's critical thinking and perseverance. [Electronic resource]. 2021. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii7S 1557308720301049

5. Virtue E.E., Hinnant-Crawford B.N. We're doing things that are meaningful: Student Perspectives of Project-based Learning Across the Disciplines. [Electronic resource]. 2019. URL: https://docs.lib.purdue.edu/cgi/viewcontent. cgi?article=1809&context=ijpbl

6. Mahmood D. Grading for Growth: Using Sliding Scale Rubrics to Motivate Struggling Learners. [Electronic resource]. 2019. URL: https://docs.lib.purdue.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1844&context=ijpbl

7. Culclasure B.T. Project-Based Learning (Pjbl) in Three Southeastern Public Schools: Academic, Behavioral, and Social-Emotional Outcomes. [Electronic resource]. 2019. URL: https://docs.lib.purdue.edu/cgi/viewcontent. cgi?article=1842&context=ijpbl

8. Car L.T. Digital Problem-Based Learning in Health Professions: Systematic Review and Meta-Analysis by the Digital Health Education Collaboration. [Electronic resource]. 2019. URL: https://www.jmir.org/2019/2/e12945/PDF

9. Pozdeeva S.I. Problem and problem-based-learning: the comparative analysis. Ciberian pedagogical Journal. Cep. Comparative Pedagogics. 2016; (2): 95-9.

10. Zhautykova S.B., Medvedeva I.V., Zhienbayeva K.M., Arinova S.M., Baryshnikova I.A. Advantages of using a problem oriented learning (PBL) in the educational process. Obrazovanie I nauka v sovremennom mire. Innovatsii. Penza [Education and science in the modern world. Innovation. Penza]. 2020; 4 (29): 7-15. ISSN 2414-3448 (in Russian)

11. Kek M.Y.C.A., Huijser H. Problem-based Learning into the Future: Imagining an Agile PBL Ecology for Learning. [Electronic resource]. 2017. URL: https://www.pdfdrive.com/problem-based-learning-into-the-future-imagining-an-agile-pbl-ecology-for-learning-d188789896.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.