Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «КЛИНИЧЕСКАЯ БИОХИМИЯ И ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ» В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «КЛИНИЧЕСКАЯ БИОХИМИЯ И ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ» В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / образовательный процесс / высшее медицинское образование / интерактивные методики / distance learning / educational process / higher medical education / interactive methods

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Комарова Екатерина Федоровна, Сафроненко Андрей Владимирович, Додохова Маргарита Авдеевна

В данной работе рассматривается опыт проведения новой дисциплины «Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии» в режиме дистанционного обучения. Дисциплина относится к вариативной части образовательной программы по специальности 31.05.01 «Лечебное дело». Цель – проанализировать опыт внедрения и результаты проведения новой дисциплины «Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии» для оптимизации образовательной деятельности кафедры биомедицины и психофизиологии ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России в режиме дистанционного обучения. Материал и методы. Отображены основные интерактивные методы обучения и результаты заочного анкетирования обучающихся VI курса лечебно-профилактического факультета после прохождения дисциплины. Результатом обработки анкет является вычисление процентных соотношений между различными вариантами ответов. Оценку силы связи между фактором риска и исходом определяли с помощью таблиц сопряженности. Результаты. Опыт использования дистанционного образования на примере дисциплины «Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии» показал, что выбор предпочтительной методики тесно связан с работой контингента обучающихся в лечебных учреждениях в качестве среднего медицинского персонала по совместительству. Обратная связь в виде заочного анкетирования позволяет провести корректировку использования различных интерактивных методов обучения для повышения его эффективности. Заключение. Сформулированы основные комбинации дистанционных технологий в зависимости от вовлеченности обучающихся в медицинскую деятельность в качестве среднего медицинского персонала (по совместительству).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Комарова Екатерина Федоровна, Сафроненко Андрей Владимирович, Додохова Маргарита Авдеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF CONDUCTING THE DISCIPLINE “CLINICAL BIOCHEMISTRY AND THE BASICS OF MEDICAL BIOTECHNOLOGY” IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

This paper examines the experience of conducting a new discipline “Clinical biochemistry and fundamentals of medical biotechnology” in the distance learning mode. The discipline belongs to the variable part of the educational program in the specialty 31.05.01. The aim is to analyze the experience and results of the new discipline “Clinical Biochemistry and fundamentals of medical Biotechnology” in the framework of the activities of the Department of Biomedicine and Psychophysiology of the Federal State Budgetary Educational Institution of the Russian Ministry of Health during the transition to distance learning. Material and methods. The main interactive teaching methods and the results of the survey of students of the VI course of the medical and preventive faculty after passing the discipline are displayed. Results. The experience of using distance education on the example of the discipline “Clinical biochemistry and fundamentals of medical biotechnology” has shown that a combination of modern distance learning methods is a necessary condition for the formation of mandatory competencies, as well as stimulating the active activity of the student both independently and in a team. Feedback in the form of a questionnaire allows you to adjust the use of various interactive teaching methods to increase its effectiveness. The choice of the preferred method is closely related to the subsequent choice of specialty and work in medical institutions as part-time nursing staff. Conclusion. The main combinations of distance technologies are formulated depending on the involvement of students in medical activities as secondary medical personnel.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «КЛИНИЧЕСКАЯ БИОХИМИЯ И ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ» В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «КЛИНИЧЕСКАЯ БИОХИМИЯ И ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ» В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Комарова Е.Ф., Сафроненко А.В., Додохова М.А.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 344022, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

В данной работе рассматривается опыт проведения новой дисциплины «Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии» в режиме дистанционного обучения. Дисциплина относится к вариативной части образовательной программы по специальности 31.05.01 «Лечебное дело». Цель - проанализировать опыт внедрения и результаты проведения новой дисциплины «Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии» для оптимизации образовательной деятельности кафедры биомедицины и психофизиологии ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России в режиме дистанционного обучения.

Материал и методы. Отображены основные интерактивные методы обучения и результаты заочного анкетирования обучающихся VI курса лечебно-профилактического факультета после прохождения дисциплины. Результатом обработки анкет является вычисление процентных соотношений между различными вариантами ответов. Оценку силы связи между фактором риска и исходом определяли с помощью таблиц сопряженности.

Результаты. Опыт использования дистанционного образования на примере дисциплины «Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии» показал, что выбор предпочтительной методики тесно связан с работой контингента обучающихся в лечебных учреждениях в качестве среднего медицинского персонала по совместительству. Обратная связь в виде заочного анкетирования позволяет провести корректировку использования различных интерактивных методов обучения для повышения его эффективности.

Заключение. Сформулированы основные комбинации дистанционных технологий в зависимости от вовлеченности обучающихся в медицинскую деятельность в качестве среднего медицинского персонала (по совместительству).

Ключевые слова:

дистанционное

обучение,

образовательный

процесс, высшее

медицинское

образование,

интерактивные

методики

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Комарова Е.Ф., Сафроненко А.В., Додохова М.А. Опыт проведения дисциплины «Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии» в условиях дистанционного обучения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 4. С. 93-99. DOI: https://doi. org/10.33029/2220-8453-2021-12-4-93-99

Статья поступила в редакцию 10.10.2021. Принята в печать 13.12.2021.

EXPERIENCE OF CONDUCTING THE DISCIPLINE "CLINICAL BIOCHEMISTRY AND THE BASICS OF MEDICAL BIOTECHNOLOGY" IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

Komarova E.F., Safronenko A.V., Dodokhova M.A.

Rostov State Medical University, 344022, Rostov-on-Don, Russian Federation

This paper examines the experience of conducting a new discipline "Clinical biochemistry and fundamentals of medical biotechnology" in the distance learning mode. The discipline belongs to the variable part of the educational program in the specialty 31.05.01.

The aim is to analyze the experience and results of the new discipline "Clinical Biochemistry and fundamentals of medical Biotechnology" in the framework of the activities of the Department of Biomedicine and Psychophysiology of the Federal State Budgetary Educational Institution of the Russian Ministry of Health during the transition to distance learning.

Material and methods. The main interactive teaching methods and the results of the survey of students of the VI course of the medical and preventive faculty after passing the discipline are displayed.

Results. The experience of using distance education on the example of the discipline "Clinical biochemistry and fundamentals of medical biotechnology" has shown that a combination of modern distance learning methods is a necessary condition for the formation of mandatory competencies, as well as stimulating the active activity of the student both independently and in a team. Feedback in the form of a questionnaire allows you to adjust the use of various interactive teaching methods to increase its effectiveness. The choice of the preferred method is closely related to the subsequent choice of specialty and work in medical institutions as part-time nursing staff.

Conclusion. The main combinations of distance technologies are formulated depending on the involvement of students in medical activities as secondary medical personnel.

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

For citation: Komarova E.F., Safronenko A.V., Dodokhova M.A. Experience of conducting the discipline "Clinical biochemistry and the basics of medical biotechnology" in the conditions of distance learning. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2021; 12 (4): 93-9. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-4-93-99 (in Russian)

Received 10.10.2021. Accepted for publication 13.1 2.2021.

Keywords:

distance learning, educational process, higher medical education, interactive methods

В 2019/2020 учебном году учреждения высшего медицинского образования, как в России, так и по всему миру, экстренно перешли на дистанционный режим работы в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, вызванной вирусом SARS-CoV-2 [1]. В этом же году в образовательный процесс на VI курсе

лечебно-профилактического факультета ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России была внедрена новая дисциплина «Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии». Разработка и внедрение новой дисциплины были продиктованы современными тенденциями развития здравоохранения. Так, с одной стороны,

в связи с некоторым перепрофилированием сотрудников в период увеличения коечного фонда инфекционных госпиталей необходимо было расширить образовательный контент, связанный с диагностикой и оценкой неотложных состояний. С другой стороны, в лечебно-диагностический процесс активно внедряются новые методы диагностики и лечения различных инфекционных и неинфекционных заболеваний, повышается роль медицинской биотехнологии не только для провизора (дисциплина основной части образовательной программы 33.05.01 «Фармация»), но и для врачей различных специальностей.

Оперативность в реорганизации образовательного процесса в ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России связана с имеющимся опытом по внедрению элементов дистанционных технологий в очное обучение задолго до возникновения пандемии. Некоторые инновационные подходы были разработаны и апробированы во время обучения по профилю многих дисциплин [2-5]. Последовательное развитие элементов дистанционного обучения в вузе позволило быстро разработать контент и формат дистанционных занятий с применением интерактивных технологий в 2019 г.

Цель настоящей работы - анализ опыта внедрения и результаты проведения новой дисциплины «Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии» для оптимизации образовательной деятельности кафедры биомедицины и психофизиологии ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России в режиме дистанционного обучения.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Сотрудники кафедры разработали рабочую программу и контент дисциплины,

а также авторский опросник, который предлагали для заполнения всем обучающимся после освоения дисциплины. В опросе приняли участие 258 обучающихся VI курса лечебно-профилактического факультета. Анкетирование было добровольным и анонимным с соблюдением принципов Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации в действующей редакции. От каждого участника опроса было получено информированное согласие. Респонденты были разделены на 2 группы: работающие в практическом здравоохранении по совместительству/не работающие по совместительству обучающиеся. Сравнение результатов анкетирования проводили с использованием методов первичной описательной обработки с вычислением процентных соотношений между различными вариантами ответов. Оценку силы связи между фактором риска и исходом определяли с помощью четырехпольных таблиц сопряженности.

В качестве интерактивных методов обучения [6] были использованы:

1) стандартизированный пациент - в качестве пациента выступал преподаватель, в качестве врачей различных специализаций - обучающиеся;

2) кейс-метод - были использованы обучающие кейсы на отработку алгоритма назначения и интерпретации результатов лабораторных анализов при возникновении типовых неотложных состояний и наиболее распространенных в регионе заболеваний;

3) ролевые деловые игры - для ролевых проработок материала, обучающиеся накануне практического занятия разделяются между собой на пары «пациент-врач», преподавателем определяется тема для каждой пары. «Пациент» самостоятельно

Таблица 1. Разделы дисциплины, изучаемые в XII семестре

Количество часов

№ раздела Наименование раздела Всего Контактная работа СРС

Л С ПР ЛР

Семестр XII

1 Клиническая биохимия 56 14 36 6

2 Основы медицинской биотехнологии 16 2 12 II

Форма промежуточной аттестации (зачет) 36

Итого по дисциплине 108 6 || 48 44

Примечание. СРС - самостоятельная работа обучающихся; Л - лекции; С - семинары (в соответствии с рабочим учебным планом, РУП); ЛР - лабораторные работы (в соответствии с РУП); ПР - практические занятия (в соответствии с РУП в них включены клинические практические занятия).

готовит сведения о клинической картине с проработкой симптомокомплекса и особенностей анамнеза. «Врачу» необходимо без подготовки определить объем диагностических мероприятий и возможные уточняющие вопросы к«пациенту»;

4) дебаты - обучающиеся накануне практического занятия разделяются между собой на пары «за-против». В качестве домашнего задания преподавателем обозначается тема и готовятся оспариваемые утверждения. В течение занятия у каждой пары выступающих на дебаты имеется по 10 мин.

Все клинические ситуации были взяты из реальной лечебной практики врачей МБУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи» г. Ростова-на-Дону и ГБУЗ Ростовской области «Ростовская областная клиническая больница», на базе которой развернут ковидный моногоспиталь Ростовской областной клинической больницы. Оппоненты в любой методике подбирались преподавателем по индивидуальной рейтин-

говой оценке, полученной в ходе изучения дисциплины. Уровень знаний систематически проверялся с помощью текущих письменных контрольных работ и оценивался по 5-балльной системе.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Процесс формирования компетенций, дополнительно и углубленно отрабатываемых в ходе изучения дисциплины «Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии», является многоступенчатым и включает следующие области медицины: нормальная анатомия, топографическая анатомия и оперативная хирургия, гистология, эмбриология, цитология, нормальная физиология, микробиология, вирусология, иммунология, фармакология, патологическая анатомия, патологическая физиология, пропедевтика внутренних болезней, внутренние болезни, хирургия, акушерство и гинекология, фундаментальная медицина, психиатрия, медицинская психология и лучевая диагностика.

Таблица 2. Результаты анкетирования обучающихся по вопросу выбора предпочтительном методики преподавания дисциплины

Контингент

обучающихся Обучающиеся, которые работают Неработающие по совместительству обучающиеся (п=96 человек)

Модели образовательного в практическом здравоохранении по совместительству (п=162 человека)

процесса

Монолог преподавателя 7,4% (п=12) 23% (п=22)

Стандартизированный пациент 9,9% (п=16) 32,3% (п=31)

Кейс-метод 28,4% (п=46) 8,3% (п=8)

Ролевые деловые игры 37% (п=60) 29% (п=28)

Дебаты 17,3% (п=28) 7,3% (п=7)

Примечание. Показатели в процентах даны с применением математического округления.

Контент дисциплины «Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии» состоит из 2 разделов (табл. 1).

При подготовке ко всем видам интерактивных занятий преподаватель объясняет обучающимся цели, структуру и предполагаемый формат практического занятия. Разбор каждого клинического случая состоит из дискуссии 2 оппонентов с последующим открытым обсуждением и заключением преподавателя. При необходимости остальные обучающиеся подключаются к дискуссии, имитируя модель консилиума. Ситуации для закрепления теоретического материалы дисциплины максимально приближены к профессиональной деятельности врача.

Приведем результаты сравнительного анализа частоты ответов обучающихся на поставленные в анкете вопросы:1. «Какая модель образовательного процесса, на ваш взгляд, является оптимальной при изучении дисциплины "Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии?"».

2. Назовите преимущества интерактивных методик обучения при сравнении с классическим приемом «Монолог преподавателя».

По результатам статистической обработки материала анкетирования обучающихся по вопросу выбора предпочтительной методики преподавания дисциплины между наличием работы по совместительству и выбором конкретной методики выявлена достоверная связь средней силы (р«0,001, коэффициент сопряженности Пирсона от 0,216 до 0,270).

Главным преимуществом интерактивных методик при ответе на вопросы анкеты обучающимися во всех группах респондентов были отмечены:

1) лучшее усвоение материала занятий -68%;

2) моделирование типовых клинических ситуаций, наиболее близких к практической работе врача,- 20,2%;

3) взаимодействие в группе на уровне профессиональных компетенций с имитацией консилиумов - 7,8%;

4) повышенное чувство ответственности за принятые решения во время интерактивных занятий - 4%.

ОБСУЖДЕНИЕ

Необходимо отметить, что в своем преобладающем большинстве (62,5% опрошенных) обучающиеся на VI курсе лечебно-профилактического факультета являются сотрудниками (средний медицинский персонал) многопрофильных стационаров и ко-видных моногоспиталей. Этот факт свидетельствует об очень высокой вовлеченности обучающихся в медицинскую деятельность.

Современные методологии интерактивного преподавания создают более эффективную основу для повышения компетентности в предоставлении медицинской помощи [7]. Это утверждение согласуется с результатами нашего исследования. При проведении анкетирования выявлено, что обучающиеся отмечают более высокую эффективность применения конкретных ин-

терактивных моделей образовательного процесса. Однако выбор предпочтительной методики обучения связан с наличием опыта работы в практическом здравоохранении в качестве среднего медицинского персонала по совместительству (табл. 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт использования дистанционного образования на примере дисциплины «Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии» показал, что необходимым условием для успешного формирования обязательных компетенций в ходе дистанционного обучения является анализ контингента обучающихся по признаку работы в практическом здравоохранении в качестве среднего медицинского персонала (по совместительству). Обратная связь в виде анкетирования позволяет произвести корректировку использования различных интерактивных методов обучения для повышения эффективности обучения.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, Ростов-на-Дону, Российская Федерация: Комарова Екатерина Федоровна (Ekaterina F. Komarova) - доктор биологических наук, профессор РАН, заведующий кафедрой биомедицины и психофизиологии E-mail: ekaterinafkomarova0gmail.com https://orcid.org/0000-0002-7553-6550

Сафроненко Андрей Владимирович (Andrey V. Safronenko) - доктор медицинских наук, профессор, декан лечебно-профилактического факультета, заведующий кафедрой фармакологии и клинической фармакологии E-mail: andrejsaf0mail.ru https://orcid.org/0000-0003-4625-6186

Додохова Маргарита Авдеевна (Margarita A. Dodokhova)* - кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры биомедицины и психофизиологии E-mail: dodohova0mail.ru https://orcid.org/0000-0003-3104-827X

*Автор для корреспонденции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 8-24. DOI: http://dx.doi.org/10.24411/2220-8453-2020-12001

2. Минаенко Ю.В., Сазонов Н.С., Горбунова М.О., Додохова М.А., Иванова Л.Н. Изучение дисциплины «Общая и неорганическая химия» на фармацевтическом факультете РостГМУ в рамках очной формы обучения по индивидуальному плану // Материалы научно-практической конференции «Химия: достижения и перспективы». Ростов-на-Дону, 2016. С. 242-243.

3. Горбунова М.О., Распопова Е.А., Додохова М.А., Иванова Л.Н. Инновационная форма изучения дисциплины «Физическая и коллоидная химия» на фармацевтическом факультете РостГМУ // Материалы научно-практической конференции «Физическая и коллоидная химия - основа новых технологий и современных методов анализа в химической и пищевой отраслях промышленности». Воронеж, 2016. С. 392-396.

4. Ишихов Ю.А., Горбунова М.О., Додохова М.А., Иванова Л.Н. Инновационная форма изучения дисциплины «Биологическая химия» на фармацевтическом факультете РостГМУ // Материалы научно-практической конференции «Химия: достижения и перспективы». Ростов-на-Дону, 2017. С. 320-322.

5. Щербакова Е.Ю., Сазонов Н.С., Горбунова М.О., Додохова М.А., Метелица И.А. Использование современных информационных технологий в изучении дисциплины «Аналитическая химия» на фармацевтическом факультете РостГМУ // Материалы научно-практической конференции «Химия: достижения и перспективы». Ростов-на-Дону, 2018. С. 363-366.

6. Пинчук Т.В., Орлова Н.В. Интерактивные методы обучения в высшем медицинском образовании (аналитический обзор) // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 102-116. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-13009

7. Shah H.H., Mattana J., Jhaveri K.D. Evidence-based nephrology-rheumatology debates: a novel educational experience during nephrology fellowship training // Ren. Fail. 2013. Vol. 35. P. 911-913.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Alekseeva A. Yu., Balkizov Z.Z. Medical education during the COVID-19 pandemic: problems and solutions. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020; 11 (2): 8-24. DOI: http://dx.doi.org/10.24411/2220-8453-2020-12001 (in Russian)

2. Minaenko Yu.V., Sazonov N.S., Gorbunova M.O., Dodokhova M.A., Ivanova L.N. Study of the discipline «General and Inorganic Chemistry» at the Faculty of Pharmacy of RostSMU in the framework of full-time training according to an individual plan. In: Materials of the scientific and practical conference «Chemistry: Achievements and Prospects». Rostov-on-Don, 2016: 242-3. (in Russian)

3. Gorbunova M.O., Raspopova E.A., Dodokhova M.A., Ivanova L.N. Innovative form of studying the discipline «Physical and Colloidal Chemistry» at the Faculty of Pharmacy of RostSMU. In: Materials of scientific and practical conference: «Physical and Colloidal Chemistry is the Basis of New Technologies and Modern Methods of Analysis in the Chemical and Food Industries». Voronezh, 2016: 392-6. (in Russian)

4. Ishikhov Yu.A., Gorbunova M.O., Dodokhova M.A., Ivanova L.N. Innovative form of studying the discipline «Biological Chemistry» at the Faculty of Pharmacy of RostSMU. In: Materials of the scientific and practical conference «Chemistry: Achievements and Prospects». Rostov-on-Don, 2017: 320-2. (in Russian)

5. Shcherbakova E. Yu., Sazonov N.S., Gorbunova M.O., Dodokhova M.A., Metelitsa I.A. The use of modern information technologies in the study of the discipline «Analytical Chemistry» at the Faculty of Pharmacy of RostSMU. In: Materials of the scientific and practical conference «Chemistry: Achievements and Prospects». Rostov-on-Don, 2018: 363-6. (in Russian)

6. Pinchuk T.V., Orlova N.V. Interactive teaching methods in higher medical education (analytical review). Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020; 11 (3): 102-16. DOI: https://doi.org/10.2441 1/2220-8453-2020-13009 (in Russian)

7. Shah H.H., Mattana J., Jhaveri K.D. Evidence-based nephrology-rheumatology debates: a novel educational experience during nephrology fellowship training. Ren Fail. 2013; 35: 911-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.