Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы интеграции специалистов со средним медицинским образованием в систему непрерывного профессионального развития'

Современное состояние и перспективы интеграции специалистов со средним медицинским образованием в систему непрерывного профессионального развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
236
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное профессиональное развитие / непрерывное медицинское образование / повышение квалификации / медицинские работники / средний медицинский персонал / professional development / continuing medical education / advanced training / medical worker / nursing staff

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Касимовская Наталия Алексеевна, Ивлева Светлана Анатольевна

В Российской Федерации исторически сложилась система повышения квалификации медицинских работников, которая реализуется образовательными организациями в виде циклов с периодичностью 1 раз в 5 лет. С 2013 г. в стране стартовал проект отработки основных принципов непрерывного медицинского образования, в который поэтапно были введены специалисты с высшим медицинским образованием, а с 2019 г. и специалисты со средним медицинским и фармацевтическим образованием. В статье проанализирован процесс становления системы непрерывного медицинского образования в Российской Федерации. Изучена готовность среднего медицинского персонала системы здравоохранения Москвы к профессиональному развитию и дана оценка факторам, влияющим на процесс интеграции специалистов со средним медицинским образованием в систему непрерывного профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Касимовская Наталия Алексеевна, Ивлева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT sTATE AND PRosPECTs For INTEGRATIoN of specialists with secondary medical education into continuing professional development system

In the Russian Federation a system of advanced training for medical workers has historically established. It is implemented by educational organizations in form of cycles with a frequency of one time in five years. Since 2013, a project to refine the basic principles of continuing medical education was launched, in which specialists with higher medical education and (from 2019) specialists with secondary medical and pharmaceutical education were introduced in stages. In the article the process of establishing the system of continuing medical education in the Russian Federation was analyzed. The readiness of the nursing staff of Moscow's healthcare system for professional development has been studied and factors influencing the process of integration of specialists with secondary medical education into the system of continuing professional development have been evaluated.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы интеграции специалистов со средним медицинским образованием в систему непрерывного профессионального развития»

современное состояние и перспективы интеграции специалистов со средним медицинским образованием в систему непрерывного профессионального развития

Касимовская Н.А., Ивлева С.А.

Федеральное автономное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет имени и.М. Оеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (сеченовский Университет), 119991, г. Москва, Российская Федерация

В Российской Федерации исторически сложилась система повышения квалификации медицинских работников, которая реализуется образовательными организациями в виде циклов с периодичностью 1 раз в 5 лет. С 2013 г. в стране стартовал проект отработки основных принципов непрерывного медицинского образования, в который поэтапно были введены специалисты с высшим медицинским образованием, а с 2019 г. - и специалисты со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

В статье проанализирован процесс становления системы непрерывного медицинского образования в Российской Федерации. Изучена готовность среднего медицинского персонала системы здравоохранения Москвы к профессиональному развитию и дана оценка факторам, влияющим на процесс интеграции специалистов со средним медицинским образованием в систему непрерывного профессионального развития.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Касимовская Н.А., Ивлева С.А. Современное состояние и перспективы интеграции специалистов со средним медицинским образованием в систему непрерывного профессионального развития // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 153-160. DOI: 10.2441 1/2220-8453-2020-13013

Статья поступила в редакцию 09.07.2020. Принята в печать 07.09.2020.

Ключевые слова:

непрерывное

профессиональное

развитие,

непрерывное

медицинское

образование,

повышение

квалификации,

медицинские

работники, средний

медицинский

персонал

CURRENT STATE AND PROSPECTS FOR INTEGRATION OF SPECIALISTS WITH SECONDARY MEDICAL EDUCATION INTO CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM

Kasimovskaya N.A., Ivleva S.A.

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Sechenov University), 119991, Moscow, Russian Federation

In the Russian Federation a system of advanced training for medical workers has historically established. It is implemented by educational organizations in form of cycles with a frequency of one time in five years. Since 2013, a project to refine the basic principles of continuing medical education was launched, in which specialists with higher medical education and (from 2019) specialists with secondary medical and pharmaceutical education were introduced in stages. In the article the process of establishing the system of continuing medical education in the Russian Federation was analyzed. The readiness of the nursing staff of Moscow's healthcare system for professional development has been studied and factors influencing the process of integration of specialists with secondary medical education into the system of continuing professional development have been evaluated.

Keywords:

continuing professional development, continuing medical education, advanced training, medical worker, nursing staff

Том 11, №3 2020

кадровое развитие

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

For citation: Kasimovskaya N.A., Ivleva S.A. Current state and prospects for

integration of specialists with secondary medical education into continuing

professional development system. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe

razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020; 11 (3): 153-60.

DOI: 10.24411/2220-8453-2020-13013 (in Russian)

Received 09.07.2020. Accepted for publication 07.09.2020.

В современном обществе здравоохранение призвано обеспечить населению доступность медицинской помощи гарантированного объема и качества. В условиях реформирования системы здравоохранения на протяжении последних десятилетий удалось добиться ряда успехов, основными из которых стали снижение смертности, повышение рождаемости и увеличение продолжительности жизни населения страны [1]. Однако, несмотря на достигнутые успехи, эффективность системы здравоохранения остается низкой [2].

Одной из стратегических задач для повышения эффективности современной системы здравоохранения остается совершенствование системы медицинского образования и кадрового обеспечения отрасли на основе постоянного повышения профессионального уровня и расширения квалификации медицинских работников, достигаемых за счет развития системы непрерывного медицинского образования [3].

«Непрерывное медицинское образование» - термин, прочно вошедший в жизнь медицинского сообщества с конца 2013 г., когда стартовал пилотный проект Минздрава России. Целью пилотного проекта стала апробация новой модели повышения квалификации медицинских работников, стремление сделать ее современной, гибкой и удобной, а самое главное - отвечающей актуальным запросам практического здравоохранения [4]. Правовой основой реализации данного проекта стал вступивший в силу с 01.09.2013 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», который ввел понятие «не-

прерывное образование» - образование в течение всей жизни (ст. 10), а для медицинского и фармацевтического образования - непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации (ст. 82).

Интеграция специалистов в систему медицинского и фармацевтического образования, как и правовое обеспечение данного процесса в Российской Федерации, происходили поэтапно [5].

В пилотном проекте, рассчитанном на период с 01.12.2013 по 31.01.2015, на добровольной основе было предложено участвовать врачам, у которых действие сертификата специалиста завершалось в 2014-2015 гг. [6]. Из предусмотренных дополнительной профессиональной программой повышения квалификации 144 ч образовательным организациям было выделено 108 ч, профессиональным некоммерческим организациям по соответствующей специальности - 36 ч, из которых освоение 16 ч осуществлялось через участие врачей в очных или учебных онлайн-мероприятиях, а 20 ч было отведено для самостоятельного изучения заранее разработанных электронных учебных модулей. Результаты пилотного проекта позволили проанализировать готовность медицинского сообщества к вхождению в систему непрерывного медицинского образования и наметить основные пути ее оптимизации [5, 7]. Однако апробацию модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования проходили только врачи, готовность среднего медицинского персонала не исследовалась.

154

Медицинское образование и профессиональное развитие

Касимовская Н.А., Ивлева С.А. современное состояние и перспективы интеграции специалистов со средним медицинским образованием в систему непрерывного профессионального развития

Федеральным законом от 29.12.2015 № 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2016 была введена новая система допуска к медицинской и фармацевтической деятельности - аккредитация специалистов, которая с 01.01.2021 должна будет полностью заменить систему сертификации. Приказом Минздрава России от 25.02.2016 № 127н были утверждены сроки и этапы аккредитации специалистов, а также определены категории лиц, подлежащих аккредитации.

Приказом Минздрава России от 09.06.2015 № 328 срок реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования был продлен до 31.12.2020. В систему непрерывного медицинского образования на этом этапе вовлекаются специалисты с высшим медицинским образованием всех специальностей, получившие сертификат специалиста, а также прошедшие процедуру первичной и первичной специализированной аккредитации после 01.01.2016. В 2016 г. вступает в силу приказ Минздрава России от 02.06.2016 № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов», которым устанавливается условие прохождения периодической аккредитации - предоставление отчета о профессиональной деятельности за последние 5 лет, включающего сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации (портфолио).

В 2017 г. Минздрав России приказом от 21.11.2017 № 926 утверждает «Концепцию развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 г.» - документ, в котором сформулированы система взглядов на содержание, принципы и основные приоритеты госу-

дарственной политики, направленной на обеспечение совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянного повышения ими своего профессионального уровня и расширения квалификации.

С 01.01.2019 в рамках реализации федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций здравоохранения квалифицированными кадрами» в соответствии с Концепцией развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в систему непрерывного медицинского образования вовлекаются специалисты со средним медицинским и фармацевтическим образованием [8].

Несмотря на планомерную политику Минздрава России в вопросе интеграции специалистов медицинской сферы в систему непрерывного медицинского образования и с учетом того, что до введения процедуры периодической аккредитации остается полгода, нормативно-правовая база актуализирована не полностью. Так, до сих пор отсутствует ведомственный приказ, детально регламентирующий порядок и сроки повышения квалификации специалистов сферы здравоохранения после 01.01.2021, а также требования к формированию портфолио.

В апреле 2019 г. Минздрав России подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», позволяющий устранить правовые пробелы непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Обращает на себя внимание предложение заменить формулировку ставшего привычным и используемого в предшествующих нормативных правовых актах Минздрава России понятия «непрерывное медицинское образование» на «непрерывное профессиональное развитие».

том 11, №3 2020

КАДРОВОЕ РАЗВИТИЕ

Во многих странах Европы и США используют не только термин «непрерывное медицинское образование» (НМО), но и термин «непрерывное профессиональное развитие» (НПР). При этом подразумевается, что НПР несколько шире, чем НМО, и включает, кроме совершенствования профессиональных знаний и умений по своей специальности, получение дополнительных компетенций с учетом меняющихся условий профессиональной деятельности практикующего специалиста [6]. Можно сказать, что НПР - это расширенная и углубленная система НМО, в котором последняя дополнена внутренними потребностями и мотивацией медицинского работника к самообразованию. Таким образом, в ближайшее время специалисты сферы здравоохранения будут строить свою образовательную траекторию уже в рамках НПР.

Однако если у специалистов с высшим медицинским образованием на отработку новой модели повышения квалификации дается 6 лет, а на формирование порт-фолио - 5 лет, то специалисты со средним медицинским образованием оказались в несколько ином положении: для лиц, подлежащих периодической аккредитации в 2021 г., сформировать портфолио за 5 лет не представляется возможным. Кроме этого, в аналогичных исследованиях выявлен ряд факторов, препятствующих безболезненному вхождению среднего медицинского персонала в новую систему, в связи с чем требуется изучение готовности потенциальных участников периодической аккредитации и системы непрерывного профессионального развития среди специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в современных условиях.

Цель исследования - определить готовность среднего медицинского персонала системы здравоохранения к профессиональному развитию в системе непрерывного медицинского образования (на примере г. Москвы).

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Исследование проведено в период с 10.04.2019 по 10.12.2019 на базе ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 7» - ведущей образовательной организации, осуществляющей подготовку среднего медицинского персонала по дополнительному профессиональному образованию (мощность - 20 000 работников г. Москвы со средним медицинским и фармацевтическим образованием в год). В исследовании приняли участие 420 специалистов со средним медицинским образованием.

В исследовании применялся социологический метод. Согласием о добровольном участии в проведении исследования считалась передача респондентом заполненной анкеты исследователю. Анкета авторская, одобрена этическим комитетом ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), протокол № 05-19 от 10.04.2019. Анализ результатов исследования проведен на основе методов описательной статистики с применением пакета программ Microsoft Office Excel 2019.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Непрерывное медицинское образование (НМО) - новая форма повышения квалификации для среднего медицинского персонала, привыкшего к контактному обучению с периодичностью совершенствования профессиональных навыков 1 раз в 5 лет. НМО отличают непрерывность, использование инновационных технологий (дистанционные, электронные, симуляционные технологии), а также персонификация - возможность выбора траектории профессионального развития, что обеспечивает получение компетенций, соответствующих индивидуальным потребностям и занимаемой должности специалиста [7]. Система НМО включает: освоение образовательных программ повышения квалификации в организациях, осуществляющих образовательную дея-

Касимовская Н.А., Ивлева С.А.

современное состояние и перспективы интеграции специалистов со средним медицинским образованием в систему непрерывного профессионального развития

тельность («формальное образование»), обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций («неформальное образование») и индивидуальную познавательную деятельность («самообразование»).

Готовность к повышению квалификации в системе НМО изучалась на 420 респондентах (87,6% женщин и 12,4% мужчин), преимущественно со средним медицинским образованием (95,5%). В возрастной структуре преобладали лица в возрасте 40-49 лет (35,2%) и 30-39 лет (28,6%), доли лиц других возрастных групп составили соответственно 20-29 лет - 12,9%, 50-59 лет - 15,7%, 60 лет и старше - 7,6%. Все опрошенные - работники медицинских организаций системы здравоохранения г. Москвы, указавшие в качестве основного места работы больницы, в том числе детские (41,4%), поликлиники, в том числе детские (20,0%), медицинские организации скорой медицинской помощи и переливания крови (12,1%), специализированные больницы (в том числе по профилю медицинской помощи) (11,7%), центры (в том числе детские) (9,8%), другие медицинские организации (5,0%). Основу выборки составили медицинские сестры - 78,6%, фельдшера - 12,3%, руководители сестринских служб - 7,9%, специалисты других должностей - 1,2%. Общий медицинский стаж респондентов составил 20,9±11,7 года.

В процессе проведенного исследования установлено, что большинство из опрошенных (72,6%) осведомлены о происходящих изменениях в системе дополнительного профессионального образования, считают, что уровень профессиональной компетентности зависит от качества обучения по программам повышения квалификации (78,1%), уверены, что система НМО позволит повысить качество профессиональной деятельности среднего медицинского персонала (80,0%).

Выявлено, что источниками информации о проводимой реформе для специалистов со средним медицинским образова-

нием в Москве являются: Интернет и СМИ (51,7%), курсы повышения квалификации (49,5%), старшая медицинская сестра (31,0%), коллеги из числа среднего медицинского персонала (22,6%), заведующий отделением (19,8%), главный врач или его заместитель (11,0%), коллеги из числа врачебного персонала (5,5%). При этом исследование выявило, что 40,9% респондентов не понимают организацию системы НМО.

Особенностью НМО стала персонификация специалистов. Для реализации этого принципа создан портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России (портал НМО, https://edu.rosminzdrav.ru/), который в настоящее время содержит образовательные элементы, соответствующие всем компонентам НМО и обеспечивает для зарегистрированных пользователей электронный учет образовательной активности.

Для повышения квалификации в новой системе специалист должен пройти регистрацию на портале НМО и сформировать свой индивидуальный 5-летний план обучения. Как показало исследование, на портале НМО зарегистрирован только каждый 2-й из респондентов (50,5%). Исследование факторов, повлиявших на регистрацию специалистов со средним медицинским образованием в новой системе повышения квалификации, выявило, что ведущим фактором стало желание профессионально развиваться (47,9%), 22,6% отметили, что им было интересно войти в новую систему повышения квалификации, 9,3% вдохновил пример коллег. Однако практически каждый 5-й респондент (17,6%) регистрируется из-за страха увольнения или непрохождения аккредитации, 9,3% заставила зарегистрироваться главная или старшая медицинская сестра, а 21,7% опрошенных считают, что регистрироваться в системе НМО им нет необходимости.

С целью непрерывного совершенствования профессиональных навыков и расширения квалификации, а также для формирования портфолио специалистам

том 11, №3 2020 J^

кадровое развитие

здравоохранения рекомендуется обучение с общим минимальным суммарным объемом различных компонентов НМО 250 зачетных единиц (ЗЕТ) за 5-летний период с ежегодным обучением в объеме около 50 ЗЕТ. Рекомендуемый ежегодный объем освоения программ повышения квалификации, суммарный объем обучения на очных образовательных мероприятиях и освоения интерактивных образовательных модулей составляют примерно 36 и 14 ЗЕТ соответственно. Исследование выявило, что каждый 3-й респондент считает приемлемым такое количество ЗЕТ (32,9%). Практически каждый 2-й респондент (40,5%) считает, что 250 ЗЕТ за 5 лет - слишком большой объем для повышения квалификации среднего медицинского персонала.

Система НМО подразумевает информатизацию образовательного процесса, в связи с чем в исследовании оценивалось обеспечение респондентов компьютером или ноутбуком с выходом в Интернет. Более половины опрошенных сообщили, что обеспечены выходом в Интернет на рабочем месте (50,7%), на отсутствие выхода в Интернет указали 30,5%. В домашних условиях имеют компьютер с выходом в Интернет 88,1%. Не имеют компьютера ни на рабочем месте, ни дома 18,8% и 8,1% респондентов соответственно.

Один из отличительных признаков новой системы повышения квалификации - применение в образовательном процессе электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Выявлено, что только половина респондентов готовы к обучению с применением ЭО и ДОТ в полном объеме (53,1%), в то время как другая половина считает возможным сопровождение образовательного процесса дистанционными технологиями только частично (46,9%).

Важное место в системе НМО отводится самообразованию. Под самообразованием следует понимать целенаправленную индивидуальную познавательную деятельность, управляемую самой личностью для приоб-

ретения системных знаний в сфере своих профессиональных интересов [9, 10]. Эта деятельность может заключаться в самостоятельном изучении литературных источников, таких как статьи в научных журналах, интернет-ресурсы, открытые онлайн-курсы и др. В исследовании источников информации для самообразования среди специалистов со средним медицинским образованием отмечено, что основным источником служат интернет-ресурсы (информация, размещенная на профессиональных медицинских сайтах) - 75,2%, практически половина респондентов пользуются печатными изданиями (справочники, учебные пособия, учебники) - 49,8%, мобильные приложения используют 22,6%, информацию из периодических изданий (журналы, газеты) получают 9,8%.

Значимым фактором для интеграции специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием является источник финансирования повышения квалификации в системе НМО. Исследование готовности специалистов со средним медицинским образованием выявило, что более половины респондентов относятся негативно к финансированию обучения за счет личных средств (65,0%), каждый 3-й готов разделить финансовые затраты с работодателем (32,4%) и лишь 2,6% готовы обучаться полностью за счет личных средств. За счет личных средств специалисты со средним медицинским образованием готовы обучаться в основном по программе повышения квалификации в объеме 36 ч со стоимостью до 2 тыс. руб. (63,1%).

заключение

Средний медицинский персонал системы здравоохранения г. Москвы демонстрирует готовность и мотивацию к непрерывному профессиональному развитию. Современный специалист со средним медицинским образованием ставит профессиональную компетентность в прямую зависимость от качества образовательных программ, проявляет интерес к новой си-

Касимовская Н.А., Ивлева С.А.

современное состояние и перспективы интеграции специалистов со средним медицинским образованием в систему непрерывного профессионального развития

стеме повышения квалификации, выражает желание профессионально развиваться и уверен, что система НМО положительно повлияет на оказание медицинской помощи населению. Вызывает обеспокоенность, что не все специалисты обеспечены компьютером и выходом в Интернет на рабочем месте и в домашних условиях. Обращает на себя внимание и недостаточная информационная поддержка специалистов, в первую очередь со стороны руководителей сестринских служб медицинских организаций -главных и старших медицинских сестер.

Таким образом, при адекватном информационном сопровождении реформы, обеспечении выполнения специалистами со средним медицинским образованием 5-летнего плана образовательной активности с минимальными для них финансовыми затратами, оснащении рабочих мест компьютерами с выходом в Интернет интеграция специалистов среднего звена в систему непрерывного профессионального развития на основе непрерывного медицинского образования возможна в короткий срок.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Касимовская Наталия Алексеевна (Nataliya A. Kasimovskaya)* - кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой управления сестринской деятельностью и социальной работы Института психолого-социальной работы ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Российская Федерация

Е-mail: kasimovskaya_n_a@staff.sechenov.ru https://orcid.org/0000-0002-1046-4349

Ивлева Светлана Анатольевна (Svetlana А. Ivleva) - аспирант кафедры управления сестринской деятельностью и социальной работы Института психолого-социальной работы ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Российская Федерация E-mail: ivleva_s_a@staff.sechenov.ru https://orcid.org/0000-0002-4856-6551

ЛИТЕРАТУРА

1. Голубенкова В.А. О некоторых проблемах управления здравоохранением в Российской Федерации // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2018. № 6 (4). С. 607-61 1.

2. Ветшева Н.Н., Трофименко И.А., Морозов С.П., Низовцова Л.А., Ким С.Ю., Фисенко Е.П. Повышение качества медицинской помощи за счет усовершенствования системы непрерывного медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2017. № 2-3 (28-29). С. 60-68.

3. Лазаренко В.А., Комиссинская И.Г., Степченко А.А., Гаврилюк В.П. Возможности непрерывного профессионального развития медицинских работников на последипломном этапе в Курском государственном медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2017. № 1 (11). С. 100-109.

4. Свистунов А.А., Улумбекова Г.Э., Балкизов З.З. Непрерывное медицинское образование для улучшения качества медицинской помощи // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014. № 1 (15). С. 21-31.

5. Малов И.В., Калягин А.Н., Щербатых А.В., Горяев Ю.А., Бараховская Т.В. Современные тенденции непрерывного медицинского и фармацевтического образования // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2017. № 2. С. 53-55.

6. Шашмурина В.Р., Мишутина О.Л., Ковалева Н.С., Волченкова Г.В., Федосеев А.В. Опыт внедрения электронной образовательной среды в систему обучения врачей-стоматологов // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 3. С. 185-190.

* Автор для корреспонденции.

Том 11, №3 2020 Ц^

КАДРОВОЕ РАЗВИТИЕ

7. Свистунов А.А., Сизова Ж.М., Трегубов В.Н. Аккредитация специалиста здравоохранения как стартовая площадка непрерывного медицинского образования // Анестезиология и реаниматология. 2016. № 61 (4). С. 253-256.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Национальный проект «Здравоохранение»: выступление С.А. Краевого, зам. Министра здравоохранения Российской Федерации от 23.07.2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.roszdravnadzor. ru/documents/53487 (дата обращения: 02.06.2020)

9. Трегубов В.Н., Сизова Ж.М. Формирование индивидуальной траектории самообразования врача-специалиста в системе непрерывного медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014. № 4 (18). С. 91-99.

10. Чернышева Т.С. Непрерывное образование как основа профессионального развития специалиста медицинского профиля // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 89-90.

REFERENCES

1. Golubenkova V.A. On some problems of healthcare management in Russian Federation. Nauka molodykh (Eruditio Juvenium) [Science of Young (Eruditio Juvenium)] 2018; 6 (4): 607-11. (in Russian)

2. Vetsheva N.N., Trofimenko I.A., Morozov S.P., Nizovtsova L.A., Kim S.Yu., Fisenko E.P. Improving quality of care via continuous medical education refinement. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2017; 2-3 (28-29): 60-8. (in Russian)

3. Lazarenko V.A., Komissinskaya I.G., Stepchenko A.A., Gavrilyuk V.P. Opportunities of continuous professional development of medical workers at the post-diploma stage at the Kursk state Medical University. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020; 11 (1): 100-9. (in Russian)

4. Svistunov A.A., Ulumbekova G.E., Balkizov Z.Z. Continuing medical education for improving the quality of medical care. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2014; 1 (15): 21-31. (in Russian)

5. Malov I.V., Kalyagin A.N., Scherbatikh A.V., Goryaev Yu.A., Barakhovsky T.V. Modern trends of continuing medical and pharmaceutical education. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal (Irkutsk) [Siberian Medical Journal (Irkutsk)]. 2017; (2): 53-5. (in Russian)

6. Shashmurina V.R., Kovaleva N.S, Volchenkova G.V., Mishutina O.L., Fedoseev A.V. The experience of implementing the electronic educational environment in the system of traning of dentists. Smolenskiy meditsinskiy al'manakh [Smolensk Medical Almanac]. 2019; (3): 185-90. (in Russian)

7. Svistunov A.A., Sizova Zh.M., Tregubov V.N. Accreditation of the health professional as a launch pad for continuing medical education. Anesteziologiya i reanimatologiya [Anesthesiology and Reanimatology]. 2016; 61 (4): 253-6. (in Russian)

8. National project "Health Care": speech by S. A. Kraevoy Deputy Minister of health of the Russian Federation from 23.07.2018. [Electronic resource]. URL: http://www.roszdravnadzor.ru/documents/53487. (date of access June 02, 2020) (in Russian)

9. Tregubov V.N., Sizova Zh.M. The formation of the individual trajectories of self-education specialist in the system of continuing medical education. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2014; 4 (18): 91-9. (in Russian)

10. Chernyshova T.S. Continuing education as a basis for professional development of specialist of medical profile. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture, Education]. 2015; 3 (52): 89-90. (in Russian)

160

Медицинское образование и профессиональное развитие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.