ВОЗМОЖНОСТИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ НА ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ЭТАПЕ В КУРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Лазаренко В.А., Комиссинская И.Г., Степченко А.А., Гаврилюк В.П.
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 305041, г. Курск, Российская Федерация
Решение обозначенной федеральным проектом «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» кадровой задачи базируется на создании эффективной системы непрерывного профессионального развития медицинских и фармацевтических работников, направленного на непрерывное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, постоянное повышение профессионального уровня и расширение компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Цель работы - проанализировать опыт реализации дополнительных профессиональных программ в ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России и оценить вклад университета в реализацию системы непрерывного медицинского образования на уровне субъектов Российской Федерации, регламентированной национальным проектом «Здравоохранение». В публикации представлены результаты анализа работы факультета последипломного образования ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки за 2013-2019 гг. Авторы определили возможности постоянного повышения профессионального уровня и расширения квалификации медицинских работников на последипломном этапе путем обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в том числе по программам, реализуемым через портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Лазаренко В.А., Комиссинская И.Г., Степченко А.А., Гаврилюк В.П. Возможности непрерывного профессионального развития медицинских работников на последипломном этапе в Курском государственном медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 1. С. 100-109. doi: 10.24411/2220-8453-2020-11007. Статья поступила в редакцию 30.12.2019. Принята в печать 25.02.2020.
OPPORTUNITIES OF CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF MEDICAL WORKERS AT THE POST-DIPLOMA STAGE AT THE KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
Lazarenko V.A., Komissinskaya I.G., Stepchenko A.A., Gavrilyuk V.P.
I.Kursk State Medical University (KSMU), 305041, Kursk, Russian Federation
The solution of the indicated personnel problem is based on the creation of an effective system for the continuous professional development of medical and pharmaceutical workers, aimed at the continuous improvement of professional knowledge and skills, the continuous improvement of the professional level
Ключевые слова:
непрерывное
профессиональное
развитие,
дополнительные
профессиональные
программы,
повышение
квалификации
возможности непрерывного профессионального развития медицинских работников на последипломном этапе в курском государственном медицинском университете
and the expansion of competencies necessary for professional activities. The purpose of the work is to analyze the experience of implementing additional professional programs at the Kursk State Medical University and evaluate the contribution of the Kursk State Medical University to the implementation of the system of continuing medical education at the level of the constituent entities of the Russian Federation, regulated by the national project "Healthcare". The publication presents the results of an analysis of the work of the faculty of postgraduate education at Kursk State Medical University on the implementation of additional professional continuing education programs and professional retraining for 2013-2019. The authors identified the possibilities of continuous professional development and expanding the qualifications of medical workers at the postgraduate stage by implementing additional professional continuing education and retraining programs, including programs implemented through the portal of continuing medical and pharmaceutical education of the Russian Ministry of Health edu.rosminzdrav.ru, in Kursk State Medical University.
Funding. The study had no sponsor support.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.
For citation: Lazarenko V.A., Komissinskaya I.G., Stepchenko A.A., Gavrilyuk
V.P. Opportunities of continuous professional development of medical workers
at the post-diploma stage at the Kursk State Medical University. Meditsinskoe
obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional
Development]. 2020; 11 (1): 100-9. doi: 10.2441 1/2220-8453-2020-1 1007. (in
Russian)
Received 30.12.2019. Accepted for publication 25.02.2020.
Keywords:
continuous
professional
development,
additional
professional
programs, advanced
training
Характерная особенность современного этапа развития российского здравоохранения - значительное повышение внимания к социальной сфере в общем и к системе охраны здоровья граждан в частности. Указом президента России определены национальные цели и стратегические задачи в области здравоохранения, направленные на рост численности населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни [1]. В рамках национального проекта «Здравоохранение» медицинские работники приступили к реализации 8 федеральных проектов, среди которых проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» [2].
Решение обозначенной кадровой задачи базируется на создании эффективной системы непрерывного профессионального развития медицинских и фармацевтических работников, направ-
ленного на непрерывное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, постоянное повышение профессионального уровня и расширение компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности [3, 4]. При этом важнейшая роль в непрерывном профессиональном развитии медицинских работников на последипломном этапе отводится реализации образовательными организациями адаптивных, практико-ориентированных и гибких дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (ДПП ПК) и профессиональной переподготовки (ДПП ПП), основанных на использовании инновационных образовательных технологий (проблемного, дистанционного, электронного, симуляционного обучения и др.) [5, 6]. Объективная потребность постоянной оптимизации системы медицинского образования обусловлена поступательным
инновационным характером преобразования отечественного здравоохранения, что выражается в формировании пациентоориентированной модели деятельности, внедрении передовых современных методов диагностики и лечения заболеваний, использовании в медицинских организациях информационных систем и цифровых технологий и других нововведений [7-9].
Следовательно, непрерывное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, а также повышение профессионального уровня и расширение компетенций медицинских работников служат необходимым условием обеспечения стабильного поступательного развития системы российского здравоохранения [10-12].
Цель исследования - проанализировать опыт реализации дополнительных профессиональных программ в ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России (далее - КГМУ) и оценить вклад КГМУ в реализацию системы непрерывного медицинского образования на уровне субъектов Российской Федерации, регламентированной национальным проектом «Здравоохранение».
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
В работе представлены сведения о работе факультета последипломного образования (ФПО) КГМУ по реализации ДПП ПК и ДПП ПП за 2013-2018 гг. и I полугодие 2019 г. Дана оценка структуры образовательного контента и динамики численности медицинских работников по видам программ последипломного образования, в том числе по программам, реализуемым через портал непрерывного медицинского и фармацевтиче-
ского образования Минздрава России за 2016-2019 гг.
Оценка количественных и качественных показателей основана на объективных данных, представленных на официальном портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России (Ьирз://еЬи. rosminzdrav.ru): в разделе «Реестры», подразделах «Программы ПК и циклы» (314 программ) и «Специалисты здравоохранения» (3486 медицинских работников); в разделе «Отзывы», в подразделе «Циклы ПК: оценки и отзывы» (420 оценок и 162 отзыва); в разделе «Отчеты».
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Повышение квалификации (ПК) и профессиональная переподготовка (ПП) в КГМУ в настоящее время осуществляется по 436 ДПП в рамках 76 специальностей. Основную часть образовательного контента (91%) составляют ДПП ПК, имеющие продолжительность от 18 до 144 ч.
Непосредственно на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru в настоящее время размещены 314 образовательных программ продолжительностью 18, 36 и 54 ч (это 79,1% общего числа ДПП ПК).
Важнейшим механизмом ликвидации кадрового дефицита и дисбаланса врачебных кадров в субъектах РФ служит профессиональная переподготовка, которая осуществляется по 39 специальностям посредством обучения в объеме 288 и 500 ч (9,0%).
Общая ежегодная численность медицинских и фармацевтических работ-
возможности непрерывного профессионального развития медицинских работников на последипломном этапе в курском государственном медицинском университете
10000 8000 6000 4000 2000 0
2013 2014 2015 2016 2017 2018
2019, I п/год.
щ Численность слушателей, всего (ПП+ПК), чел.
Численность слушателей за и счет бюджетных ассигнований, всего (ПП + ПК), чел. Численность слушателей на платной основе, всего (ПП + ПК), чел.
у/, в том числе ПК НМО
Рис. 1. Динамика численности медицинских и фармацевтических работников по дополнительным профессиональным программам в 2013-2019 гг. (I полугодие)
ПП - профессиональная переподготовка; ПК - повышение квалификации; НМО - непрерывное медицинское образование.
ников, прошедших обучение в течение последних 6 лет, изменяется от 7481 слушателя в 2014 г. (min) и до 10 972 слушателей в 2015 г. (max) (рис. 1). В 2018 г. наблюдается уменьшение числа обуча-
ющихся до 8471 специалиста (на 17,3% по сравнению с предыдущим годом).
Государственное задание по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов
Курская область - 3575 чел. (88,3%)
Субъекты РФ - обучение на платной основе 474 чел. (11,7%)
304; 7%
73; 2%
401;
9,7%
Всего: 4051 чел.
- технология «Образовательный 77 чел.: Курская другие субъекты
- технология «О сертификат» 377 чел.: Курская ТггшгЛ обл. - 304 чел.; другие субъек РФ - 73 чел.
■ - экспорт ДПО (Республика Казахстан) 2 чел. (0,1%)
1. Республика Башкортостан
2. Республика Карелия
3. Республика Коми
4. Республика Мордовия
5. Республика Саха
6. Удмуртская Республика
7. Республика Хакасия
8. Чувашская Республика
9. Алтайский край
10. Краснодарский край
11.Красноярский край
12. Приморский край
13. Амурская область
14. Астраханская область
15. Белгородская область
16. Брянская область
17. Владимирская область
18. Волгоградская область
19. Воронежская область
20. Калининградская область
21. Калужская область
22. Камчатский край
23. Костромская область
24. Курганская область
25. Ленинградская область
26. Липецкая область
27. Магаданская область
28. Московская область
29. Мурманская область
30. Нижегородская область
31. Омская область
32. Орловская область
33. Псковская область
34. Ростовская область
35. Саратовская область
36. Сахалинская область
37. Тамбовская область
38. Тульская область
39. Челябинская область
40. Ярославская область
41. Ханты-Мансийский автономный округ
42 Чукотский автономный округ
43. Республика Крым
44. Севастополь
Рис. 2. Численность медицинских работников, прошедших обучение в ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в 2016-2019 гг. (I полугодие) на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России (http://www.edu. rosminzdrav.ru)
ДПО - дополнительное профессиональное образование.
2
здравоохранения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета ежегодно выполняется на 100+2%. По договорам об оказании платных образовательных услуг в 2018 г. прошли обучение 6970 медицинских и фармацевтических работников, то есть 82,3% общего контингента (см. рис. 1).
За 2016-2019 гг. (I полугодие) в системе НМО прошли обучение 4051 медицинский работник из 45 субъектов РФ и Республики Казахстан (рис. 2). Большую часть специалистов, обучавшихся в КГМУ по ДПП ПК, размещенным на портале Минздрава России edu.rosminzdrav. т, составляют медицинские работники
244
2359
350 300 250 200 150 100 50 0
Л9 <0 <0 г<о
^ ^ У ^
144
Курская область
Другие субъекты РФ (76)
^ о?
сг
Л-
Ж
С? ^
Оренбургская область 16
Челябинская область 15
Свердовская область 13
Ростовская область 13
Владимирская область 12
г. Санкт-Петербург 12
Саратовская область 12
Республика Коми 11
Алтайский край 10
Ульяновская область 10
Республика Крым 9
Мурманская область 9
Тамбовская область 8
Тюменская область 8
Приморский край 8
Новосибирская область 8
Удмуртская Республика 7
Пензенская область 7 Республика Башкортостан 7
Астраханская область 6
Ярославская область 6
Чеченская Республика 6
Республика Дагестан 6
Омская область 6
Архангельская область 5
Ямало-Ненецкий АО 5
Кемеровская область 4
Костромская область 4
Чувашская Республика 4
Пермский край 4
Рязанская область 4
Республика Хакасия 4
Республика Мордовия 4
Амурская область 3
Вологодская область 3
Красноярский край 3
Курганская область 3
Ставропольский край 3
Сахалинская область 3 Республика Саха (Якутия) 3 Республика Северная
Осетия - Алания 3
Республика Карелия 3 Ненецкий
автономный округ 3
Нижегородская область 3 Забайкальский край 2 Иркутская область Камчатский край Смоленская область Республика Марий Эл Республика Адыгея Республика Бурятия Волгоградская область г. Севастополь Кабардино-Балкарская Республика Карачаево-Черкесская Республика Чукотский автономный округ Тверская область Томская область Республика Калмыкия
Ленинградская область 1
Новгородская область Хабаровский край
Рис. 3. Количество медицинских работников, выбравших КГМУ в качестве приоритетной образовательной организации
возможности непрерывного профессионального развития медицинских работников на последипломном этапе в курском государственном медицинском университете
Как вы оцениваете качество организации обучения (л=162)?
35 18%
35; 18%
Как вы оцениваете качество использованных учебных материалов (л=162)?
27; 17%
высокое среднее низкое
высокое среднее
Как вы оцениваете полноту раскрытия заявленной темы (л=162)?
16; 10%
4; 2%
в полном объеме частично I не раскрыта
Как вы оцениваете качество проведения стажировки (при наличии в паспорте программы) (п=98)?
I 2; 2%
высокое среднее низкое
Как вы оцениваете качество обучения с использованием симуляционных технологий (л=101)?
3; 3%
высокое среднее низкое
Как вы оцениваете качество электронных
образовательных материалов (при наличии в паспорте программы) (п=162)?
высокое среднее низкое
Рис. 4. Анализ удовлетворенности медицинских работников циклами ПК в КГМУ (человек/%)
Курской области (88,3%), еще 11,7% слушателей - из других субъектов Российской Федерации.
Важным количественным показателем оценки востребованности предоставляемых КГМУ ДПП, размещенных на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, является количество медицинских работников, выбравших КГМУ в качестве приоритетной образовательной организации (рис. 3).
Так, из 3486 работников, выбравших КГМУ в качестве приоритетной образовательной организации, 2359 работников
(68%) - медицинские работники г. Курска и Курской области, тогда как 1127 работников (32%) - это специалисты из других 76 субъектов РФ, в том числе из таких отдаленных, как Хабаровский край, Республика Саха, Алтайский край и др. (см. рис. 3).
Средний возраст медицинских работников, выбравших КГМУ в качестве приоритетной образовательной организации, составляет 43,5 года, тогда как самому молодому медицинскому работнику - 23 года, а самому возрастному - 84 года.
Оценивая качественную составляющую предоставленных КГМУ ДПП,
размещенных на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, необходимо остановиться на оценке медицинских работников, прошедших данные программы. Так, на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России имеется 417 положительных оценок и только 3 отрицательные, при этом имеются программы, такие как «Актуальные вопросы диагностики и лечения заболеваний щитовидной железы (18 часов)» с 18 положительными оценками и «Лечение сахарного диабета и его осложнений: современные подходы (36 часов)» с 14 положительными отзывами.
Анализ удовлетворенности медицинских работников ДПП, размещенных на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, показал высокую оценку программ, представленных КГМУ (рис. 4).
Так, качество организации обучения 64% респондентов отметили как высокое, а 18% человек - среднее (см. рис. 4). Качество использованных учебных материалов 83% медицинских работников отметили как высокое (см. рис. 4). Из 162 респондентов 88% по окончании обучения отметили, что заявленная тема была раскрыта полностью (см. рис. 4).
Качество проведения стажировки оценили как высокое 72% медицинских работников, высокое качество электронных образовательных материалов отмечают 79% респондентов, а высокое качество обучения с использованием симуляционных технологий - 62% опрошенных (см. рис. 4).
Отвечая на самый главный вопрос, медицинские работники, прошедшие
ДПП, размещенные на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, - «Как, по вашему мнению, изменился уровень ваших знаний?», только 6% респондентов ответили, что уровень не изменился, а 65% медицинских работников отметили, что их уровень повысился значительно.
Сопоставление представленных выше показателей деятельности ФПО КГМУ с ключевыми целями и ожидаемыми результатами Паспорта национального проекта «Здравоохранение» по целевому показателю «Число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» [2] показывает, что КГМУ за 2016-2019 гг. (I полугодие) с каждым годом увеличивает количественные и качественные показатели в отношении предлагаемых на портале ДПП ПК.
В настоящее время в КГМУ сформированы и успешно внедрены концептуальные методические подходы к реализации программ дополнительного профессионального образования медицинских работников, направленных на повышение вовлеченности в систему НМО. Они основаны на широком внедрении инновационных образовательных технологий и реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также стажировки. ДПП с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий востребованы не только медицинскими работниками Курской области и Центрального федерального округа, но и таких отдаленных субъектов Российской Федерации,
Возможности непрерывного профессионального развития медицинских работников на последипломном этапе в Курском государственном медицинском университете
как Камчатский край, Республики Хакасия, Коми, Башкортостан, Крым, Мурманская, Архангельская, Калининградская, Ленинградская области и др.
Для ведения образовательной деятельности по программам непрерывного профессионального развития медицинских работников на сайте КГМУ постоянно функционирует образовательный портал «НМО КГМУ». На портале с использованием платформы Moodle создана электронная информационно-образовательная среда, включающая образовательные информационные ресурсы ДПП. Образовательный контент ДПП ПК НМО, реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий, включает более 1100 презентаций, около 800 уникальных авторских видеолекций сотрудников КГМУ общей продолжительностью около 1100 учебных часов, разработанных и записанных совместно с отделом дистанционного обучения в образовании Центра информатизации КГМУ.
Содержательная часть методического обеспечения образовательного процесса основана на современных клинических рекомендациях (протоколах лечения), стандартах медицинской помощи, порядках оказания медицинской помощи, а также на результатах научных исследований, проводимых профессорско-преподавательским составом КГМУ.
Полученные результаты объясняются созданием в КГМУ условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающих:
• информационные ресурсы;
• образовательные ресурсы;
• совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соот-
ветствующих технологических средств, обеспечивающих освоение образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [13, 14].
Ведущими направлениями работы КГМУ по реализации концепции, проведенной сотрудниками деканата, кафедр и курсов ФПО, факультета повышения квалификации и Центра информатизации были:
• организация процессов ведения, учета и хранения результатов образовательной деятельности при реализации ДПП ПК и ДПП ПП с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
• обеспечение соответствующего применяемым образовательным технологиям уровня подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников;
• оптимизация работы отдела дистанционного обучения в составе Центра информатизации КГМУ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ключевое место в непрерывном совершенствовании профессиональных знаний, умений и навыков, а также в повышении профессионального уровня и расширении компетенций медицинских работников в КГМУ отводится разработке, реализации и постоянному совершенствованию ДПП ПП и ПК, направленных в первую очередь на потребности медицинских работников субъектов Российской Федерации в рамках решения задачи обеспечения медицинских организаций системы здравоохранения высококвалифицированными кадрами.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, Курск, Российская Федерация:
Лазаренко Виктор Анатольевич (Viktor A. Lazarenko) - доктор медицинских наук, профессор, ректор
E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-2069-7701
Комиссинская Ирина Геннадьевна (Irina G. Komissinskaya) - доктор фармацевтических наук, профессор, проректор по непрерывному образованию и международному сотрудничеству
E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-4193-1376
Степченко Александр Александрович (Alexander A. Stepchenko) - доктор медицинских наук, доцент, и.о. проректора по лечебной работе и взаимодействию с клиническими базами
E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0001-5672-9341
Гаврилюк Василий Петрович (Vasiliy P. Gavrilyuk)* - доктор медицинских наук, доцент, и.о. декана факультета последипломного образования E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-4792-1862
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
2. Паспорт национального проекта «Здравоохранение». Протокол президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16.
3. Указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года».
4. Приказ Минздрава России от 21.11.2017 № 926 «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года».
5. Малов И.В., Калягин А.Н., Щербатых А.В., Горяев Ю.А., Бараховская Т.В. Современные тенденции непрерывного медицинского и фармацевтического образования // Сибир. мед. журн. 2017. № 2. С. 53-55.
6. Клигуненко Е.Н., Кравец О.В., Площенко Ю.А., Сединкин В.А. и др. Современный подход к образованию врачей: концепция непрерывного медицинского образования и непрерывного профессионального развития // Медицина неотложных состояний. 2018. № 5 (92). С. 169-172.
7. Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Долгина И.И., Сумин С.А. и др. Эффективность использования системы объективного контроля качества в симуляционном обучении // Мед. образование и вузовская наука. 2016. № 1 (8). С. 6-10.
8. Природова О.Ф., Лазаренко В.А., Никишина В.Б., Кузнецова А.А. Оценка установочного компонента когнитивной задачи по структурно-динамическим характеристикам движения глаз преподавателя вуза // Мед. образование и проф. развитие. 2019. Т. 10, № 1. С. 73-83.
9. Пикало И.А., Акудович Н.В., Анкудинов А.С., Мельников В.А. Опыт организации обучения на кафедре медицинской симуляции с центром аккредитации // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2017. № 6. С. 143-146.
*Автор для корреспонденции.
возможности непрерывного профессионального развития медицинских работников на последипломном этапе в Курском государственном медицинском университете
10. Полунина Н.В., Алексеева Е.И., Буслаева Г.Н., Чистякова Е.Г. Согласованность высшего медицинского образования и профессиональной среды - основа эффективного развития системы здравоохранения // Мед. образование и вузовская наука. 2018. № 2 (12). С. 33-37.
11. Проняева А.И., Рыбакова А.И. Непрерывное образование как один из показателей качества образования в России // Новое поколение. 2017. № 12. С. 50-55.
12. Запалацкая В.С. Мотивация к интеллектуальным достижениям в образовательных средах. М., 2016. 118 с.
13. Петрова В.Н. Роль педагогики в процессе обучения ординаторов // Мед. образование и вузовская наука. 2017. № 1 (9). С. 39-42.
14. Гельман В.Я. Непрерывное образование и старение населения // Мед. образование и проф. развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 40-49.
REFERENCES
1. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No. 204 «On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024». (in Russian)
2. Passport of the national project «Healthcare». Protocol of the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects dated December 24, 2018 No. 16. (in Russian)
3. Decree of the President of the Russian Federation dated 06.06.2019 No. 254 «On the strategy for the development of healthcare in the Russian Federation for the period until 2025». (in Russian)
4. Order of the Ministry of Health of Russia dated November 21, 2017 No. 926 «On approval of the Concept for the development of continuing medical and pharmaceutical education in the Russian Federation for the period until 2021». (in Russian)
5. Malov I.V., Kalyagin A.N., Shcherbatykh A.V., Goryaev Yu.A., Barakhovskaya T.V. Current trends of continuous medical and pharmaceutical education. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal [Siberian Medical Journal]. 2017; (2): 53-5. (in Russian)
6. Kligunenko E.N., Kravets O.V., Ploschenko Yu.A., Sedinkin V.A., et al. Modern approach to the education of doctors: the concept of continuous medical education and continuous professional development. Meditsina neotlozhnykh sostoyaniy [Emergency Medicine]. 2018; 5 (92): 169-72. (in Russian)
7. Lazarenko V.A., Kalutsky P.V., Dolgina 1.1., Sumin S.A., et al. Efficiency of using the system of objective quality control in simulation training. Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka [Medical Education and University Science]. 2016; 1 (8): 6-10. (in Russian)
8. Prirodova OF, Lazarenko V.A., Nikishina V.B., Kuznetsova A.A. Evaluation of the installation component of the cognitive task of structural and dynamic characteristics of the movement of the eyes of the teacher of the university. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (1): 73-83. (in Russian)
9. Pikalo I.A., Akudovich N.V., Ankudinov A.S., Melnikov V.A. Experience in organizing training at the department of medical simulation with an accreditation center. Sistema menejmenta kachestva: opyt i perspektivy [Quality Management System: Experience and Prospects]. 2017; (6): 143-6. (in Russian)
10. Polunina N.V., Alekseeva E.I., Buslaeva G.N., Chistyakova E.G. Consistency between higher medical education and the professional environment is the basis for effective development of the health care system. Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka [Medical Education and University Science]. 2018; 2 (12): 33-7. (in Russian)
11. Pronyaeva A.I., Rybakova A.I. Continuing education as one of the indicators of the quality of education in Russia. Novoe pokolenie [New Generation]. 2017; (12): 50-5. (in Russian)
12. Zapalatskaya V.S. Motivation for intellectual achievement in educational environments. Moscow, 2016: 118 p. (in Russian)
13. Petrova V.N. The role of pedagogy in the training of residents. Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka [Medical Education and University Science]. 2017; 1 (9): 39-42. (in Russian)
14. Gelman V.Ya. Continuing education and the aging of the population. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (2): 40-9. (in Russian)