Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование медицинских и фармацевтических работников: традиции, преемственность, будущее'

Дополнительное профессиональное образование медицинских и фармацевтических работников: традиции, преемственность, будущее Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
969
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / CONTINUING MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шашмурина В.Р., Нарезкин Д.В.

История повышения квалификации врачей в России насчитывает более полутора веков. Смоленский государственный медицинский университет реализует программы дополнительного профессионального образования (ДПО) медицинских работников с 1984 г. Деятельность факультета ДПО основана на принципах сохранения традиций университета, преемственности профессионального и дополнительного профессионального образования, практической ориентированности и актуальности программ ДПО, модульном обучении, внедрении стажировки, дистанционных и симуляционных образовательных технологий. Будущее ДПО неразрывно связано с национальной системой квалификаций и непрерывного медицинского и фармацевтического образованиия, подразумевающего переход от обучения раз в пять лет к ежегодному повышению квалификации по отдельным компетенциям и аккредитации специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шашмурина В.Р., Нарезкин Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF MEDICAL AND PHARMACEUTICAL WORKERS: TRADITIONS, SUCCESSION, FUTURE

The history of advanced training of doctors in Russia has more than a century and a half. Smolensk State Medical University has been implementing additional professional education (APE) programs for medical workers since 1984. Activities of the APE Faculty are based on the principles of preserving the university’s traditions, providing professional and supplementary professional training, practical orientation and relevance of APE programs, module training, introduction of internships, distance learning and simulation educational technologies. The future of APE is inextricably linked with the national system of qualifications and continuing medical and pharmaceutical education, which implies a transition from training every five years to annual advanced training in certain competencies and accreditation of specialists.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование медицинских и фармацевтических работников: традиции, преемственность, будущее»

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 УДК 61:378.17(09)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ: ТРАДИЦИИ, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, БУДУЩЕЕ

Шашмурина В.Р., Нарезкин Д.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.

Shahmurina@yandex.ru - Шашмурина Виктория Рудольфовна

Резюме: История повышения квалификации врачей в России насчитывает более полутора веков. Смоленский государственный медицинский университет реализует программы дополнительного профессионального образования (ДНО) медицинских работников с 1984 г. Деятельность факультета ДНО основана на принципах сохранения традиций университета, преемственности профессионального и дополнительного профессионального образования, практической ориентированности и актуальности программ ДНО, модульном обучении, внедрении стажировки, дистанционных и симуляционных образовательных технологий. Будущее ДНО неразрывно связано с национальной системой квалификаций и непрерывного медицинского и фармацевтического образованиия, подразумевающего переход от обучения раз в пять лет к ежегодному повышению квалификации по отдельным компетенциям и аккредитации специалистов.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, непрерывное медицинское образование.

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF MEDICAL AND PHARMACEUTICAL WORKERS: TRADITIONS, SUCCESSION, FUTURE

Shashmurina V.R., Narezkin D.V.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28 Shahmurina@yandex.ru - Shashmurina Victoria Rudolfovna

Summary: The history of advanced training of doctors in Russia has more than a century and a half. Smolensk State Medical University has been implementing additional professional education (APE) programs for medical workers since 1984. Activities of the APE Faculty are based on the principles of preserving the university's traditions, providing professional and supplementary professional training, practical orientation and relevance of APE programs, module training, introduction of internships, distance learning and simulation educational technologies. The future of APE is inextricably linked with the national system of qualifications and continuing medical and pharmaceutical

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 education, which implies a transition from training every five years to annual advanced training in certain competencies and accreditation of specialists. Keywords: additional professional education, continuing medical education.

Начало развития системы повышения квалификации врачей в России было положено Николаем Ивановичем Пироговым, создавшим в 1858 году «врачебный институт усовершенствования в науках». Затем в 1885 году открылся Еленинский (впоследствии Ленинградский ордена Ленина) институт усовершенствования врачей им. С.М. Кирова.

Правовые основы системы усовершенствования врачей положены в 1927 году Постановлением СНК РСФСР «О научных командировках врачей» и рядом законодательных актов Правительства. В соответствии с решением Правительства РСФСР 1 декабря 1930 года был открыт Центральный институт усовершенствования и специализации врачей и организаторов здравоохранения. В 1931 году Наркомздравом РСФСР закреплена его головная роль в государственной системе усовершенствования врачей. В 1994 году на базе ЦОЛИУВ создана Российская медицинская академия последипломного образования (РМАПО).

Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 - 1975 годы предусмотрено осуществить меры, направленные на повышение качества специализированной медицинской помощи и уровня подготовки медицинского персонала. Законодательством СССР и союзных республик на органы здравоохранения возложена разработка и проведение мероприятий по специализации и совершенствованию профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников. В 1971 г. Минздравом СССР издаётся приказ N810 «Об улучшении организации и качества специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием в институтах усовершенствования врачей и других соответствующих учреждениях здравоохранения».

За данную пятилетку была налажена координация взаимодействия между институтами, открыто 70 новых кафедр, значительно укрепилась и расширилась методическая и материально-техническая база институтов усовершенствования врачей. В 1975 году повышение квалификации медицинских и фармацевтических кадров проводилось в 13 институтах усовершенствования врачей и на 23 факультетах усовершенствования при медицинских факультетах.

В 80-х годах прошлого столетия возникла необходимость в увеличении количества факультетов усовершенствования врачей в медицинских вузах. В Смоленском государственном медицинском институте (ректор - Козлов Николай Борисович) факультет усовершенствования врачей (ФУВ) открыт на основании приказа Минздрава РСФСР (№115 от 11.03.84). Первые врачи были приняты на учёбу в сентябре 1984 года. Усовершенствование врачей про-

5

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 водилось на кафедрах, проводящих обучение студентов. Однако, согласно действующему законодательству, факультеты усовершенствования врачей «должны были иметь самостоятельные кафедры и доцентские курсы». Не допускалось проведение занятий со слушателями и студентами силами одних и тех же преподавателей, а также одновременное преподавание слушателям и студентам. Для повышения эффективности преподавания в 1985 году по приказу Минздрава РСФСР №458 от 06.06.85 «Об организации и реорганизации кафедр и курсов на факультетах усовершенствования врачей в медицинских и фармацевтических учебных заведениях МЗ РСФСР» в Смоленском государственном медицинском институте организованы кафедры терапии, стоматологии, педиатрии, неврологии и психиатрии, а также курс хирургии, в обязанности которых входило повышение квалификации медицинских работников. Деканом факультета усовершенствования врачей стал фронтовик, кандидат медицинских наук, доцент Николай Васильевич Спиридонов. На протяжении семнадцати лет факультет был его детищем.

Большой вклад в воспитание и подготовку нескольких поколений врачей внесли основатели факультета: Афанасенкова Татьяна Ивановна, Васькин Виктор Захарович, Воронин Владимир Сергеевич, Гинали Вильян Николаевич, Иванян Александр Николаевич, Кузнецова Эмилия Васильевна, Коленко Раиса Григорьевна, Лебедева Галина Васильевна, Литвинов Александр Васильевич, Маслова Лариса Фёдоровна, Молоканов Николай Яковлевич, Сево-стьянов Геннадий Дмитриевич, Степанова Наталья Семёновна, Терёшкина Людмила Викторовна, Устинов Павел Юрьевич, Филимоненкова Валентина Фёдоровна, Шеметов Виктор Филиппович, Юдельсон Яков Борисович.

В 1997 году Минздравом РФ издаётся важнейшиё организационный документ - Приказ №148 «Об утверждении Типового положения о факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов». В связи с этим в 1997 году приказом ректора Смоленской государственной медицинской академии Владимира Григорьевича Плешко-ва (№55 от 29.08.97) структурное подразделение академии «факультет усовершенствования врачей» переименован в «факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов».

С 2001 по 2008 гг. руководство факультетом было возложено Анатолия Васильевича Овсянкина (кандидат медицинских наук, доцент). Важный вклад А.В.Овсянкин внес в развитие внебюджетной деятельности факультета и увеличении количества организуемых выездных сертификационных курсов повышения квалификации в регионах. За это время ежегодное количество слушателей, прошедших обучение на факультете, увеличилось в 1,5 раза. В настоящее время Анатолий Васильевич руководит кафедрой травматологии и ортопедии, ежегодно проводящей курсы повышения квалификации врачей.

6

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019

С 2009 по 2014 гг. руководство факультетом было возложено на Андрея Петровича Ра-чина (доктор медицинских наук, профессор). В это период факультетом решались задачи увеличения количества программ дополнительного профессионального образования, совершенствование нормативной и методической базы.

Приказом ректора Смоленского государственного медицинского университета Игоря Викторовича Отвагина (№ 137 от 25.06.2015) структурное подразделение «факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» переименован в «факультет дополнительного профессионального образования» (факультет ДПО) в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации».

В настоящее время (с 01.09.2013) в состав факультета входят кафедра терапии, ультразвуковой и функциональной диагностики (зав. кафедрой - профессор В.А.Милягин); кафедра педиатрии (зав. кафедрой - профессор А.А.Яйленко); кафедра стоматологии (зав. кафедрой -профессор В.Р.Шашмурина); кафедра неврологии, физиотерапии и рефлексотерапии (зав. кафедрой - профессор Н.П.Грибова); психиатрии, наркологии и психотерапии (зав. кафедрой -профессор С.В.Ваулин); кафедра акушерства и гинекологии (зав. кафедрой - профессор Т.А.Густоварова); курс хирургии в составе кафедры общей хирургии лечебного факультета (зав. курсом - профессор В.С.Забросаев). Непосредственное руководство работой осуществляет проректор по клинической работе и дополнительному профессиональному образованию Дмитрий Васильевич Нарезкин (доктор медицинских наук, профессор) и декан Виктория Рудольфовна Шашмурина (доктор медицинских наук, профессор). Факультет ДПО как структурное подразделение университета находится в административном подчинении, определённом Уставом СГМУ Принятие решений о деятельности факультета ДПО осуществляет выборный представительный орган - совет факультета ДПО. В совет факультета ДПО входят представители всех его кафедр, а также кафедры общей врачебной практики с курсом поликлинической терапии и кафедры общественного здоровья и здравоохранения. Координирует работу деканат факультета ДПО.

В реализации обучения по дополнительным профессиональным программам принимают участие другие подразделения СГМУ: кафедры (лечебного, педиатрического, фармацевтического, психолого-социального, стоматологического факультетов, факультета медико-биологического и гуманитарного образования), научно-исследовательский институт антимикробной химиотерапии, проблемная научно-исследовательская лаборатория «Диагностические исследования и малоинвазивные технологии», методический отдел. С привлечением преподавателей этих структурных подразделений факультет организует обучение медицинских и фармацевтических работников с высшим медицинским образованием, медицинских и

7

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 фармацевтических работников со средним медицинским образованием, медицинских работников с высшим немедицинским образованием, медицинских работников со средним немедицинским образованием, педагогических работников по специальностям: аллергология и иммунология, анестезиология-реаниматология, бактериология, гематология, гериатрия, дерматовенерология, детская хирургия, инфекционные болезни, клиническая фармакология, клиническая лабораторная диагностика, лечебная физкультура и спортивная медицина, нео-натология, медицинская психология, общая гигиена, онкология, офтальмология, организация здравоохранения и общественное здоровье, оториноларингология, патологическая анатомия, педагогика, рентгенология, семейная медицина, скорая медицинская помощь, судебная медицина, травматология и ортопедия, трансфузиология, управление сестринской деятельностью, урология, управление и экономика фармации, фармация, фтизиатрия, эндокринология. Вклад данных структурных подразделений составляет ежегодно около 20 - 30% от общего количества слушателей по программам ДПО.

Направлениями деятельности факультета ДПО являются: обучение медицинских и фармацевтических работников по программам дополнительного профессионального образования; методическое обеспечение и контроль качества образовательного процесса; совместная работа с Департаментами (Министерствами) здравоохранение регионов; научная и инновационная деятельность; проведение сертификационного экзамена и экзамена для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ.

Факультет развивается в ногу с историческими вехами страны. На протяжении 35 лет сохраняет традиции и внедряет современные образовательные технологии.

Факультет проводит повышение квалификации и профессиональную переподготовку медицинских и фармацевтических работников по 68 специальностям. Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательными программами, разработанными и утвержденными СГМУ с учетом типовых образовательных программ, профессиональных стандартов, квалификационных требований, современных достижений медицинской науки; потребностей лица (организации), по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Факультет ДПО работает в соответствии с утверждённым учебно-производственным планом. За последние 3 года средний процент выполнения плана составляет 103%. Количество обучающихся в год возросло с 200 человек (1984 г.) в год до 2913 - 3644 (2014 - 2018 гг).

Современные тенденции дополнительного профессионального образования подразумевают деятельность в рамках национальной системы квалификаций (профессиональных

8

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 стандартов, квалификационный требований), модульное обучение, выбор индивидуальной траектории профессионального развития специалиста, интерактивное взаимодействие специалиста с образовательной организацией, практическую ориентированность и соответствие программ клиническим рекомендациям.

Всего реализуется 214 программ дополнительного профессионального образования, из них 44 программы профессиональной переподготовки. В соответствии с пожеланиями обучающихся и работодателей в дополнительные профессиональные программы включаются стажировка и симуляционное обучение.

Созданы условия для дистанционного обучения и применения электронных образовательных технологий с использованием порталов smolgmu.ru и sdo.smolgmu.ru.

В 2013 г. стартовал пилотный проект: непрерывное медицинское образование (НМО). Модернизация существующей системы ДПО отвечает потребностям нового уровня здравоохранения и направлена на повышение качества медицинской помощи в целом. Концепция развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации определена приказом Минздрава России от 21 ноября 2017 г. N 926н. Смоленский медицинский университет одним из первых образовательных учреждений принял участие в реализации проекта НМО. На портале edu.rosminzdrav.ru создан личный кабинет СГМУ, размещены 99 дополнительных профессиональных программ с модулями электронного обучения, возможностью их реализации с применением образовательного сертификата и формирования портфолио для аккредитации. Переходный этап создал ряд сложностей для обучающихся, работодателей, университета. Факультет ДПО уделяет первоочередное внимание их решению.

В связи с потребностью практического здравоохранения регионов в подготовке кадров широкое распространение получило проведение выездных курсов повышения квалификации специалистов. Количество слушателей, обучающихся на выездных курсах, составляет 38 -44% от их общего количества за последние пять лет.

Важным разделом работы является внедрение в практическое здравоохранение новых методов диагностики, лечения, профилактики заболеваний; анализ эффективности лечебно-диагностических мероприятий. Ежегодно факультет ДПО проводит международные, межобластные, областные конференции, симпозиумы и семинары. В рамках межведомственного взаимодействия по вопросам охраны психического здоровья ФГБОУ ВО СГМУ принимает участие в Межведомственном координационном совете по формированию здорового образа жизни и профилактике хронических неинфекционных заболеваний на территории Смоленской области и реализации программ: профилактики аффективных расстройств (депрессии); первичной профилактики инсультов в трудовых коллективах. Факультет ДПО оперативно ре-

9

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 агирует на изменение потребностей практического здравоохранения в подготовке медицинских кадров по той или иной тематике, корректирует свою работу в соответствии с системой менеджмента качества образовательных услуг. Тысячи докторов - наших слушателей трудятся в самых разных уголках Смоленской области и нашей страны.

Миссия факультета ДПО неизменна: оказание образовательных услуг на высоком уровне, преумножение опыта медицинской науки и практики, преемственность обучения, реализация государственной политики в обеспечении здоровья нации, прогрессивное развитие, интеграция в межвузовское образовательное и медицинское сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.