Научная статья на тему 'Опыт институциональной стабилизации и институциональная нестабильность на Северном Кавказе'

Опыт институциональной стабилизации и институциональная нестабильность на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРБУЛЕНТНОСТЬ / TURBULENCE / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / POLITICAL INSTITUTIONS / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTH CAUCASUS / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / SOCIAL STRUCTURE / РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР / RELIGIOUS FACTOR / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абдурахманов Дукуваха Баштаевич

В статье анализируются факторы институциональной турбулентности в регионах Северного Кавказа и факторы стабилизации социально-политической ситуации. Рассматривается динамика этнополитического процесса в постсоветский период и обобщается опыт Чеченской республики и других регионов по профилактике и преодолению терроризма и сепаратизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience Institutional Stabilization AND INSTITUTIONAL INSTABILITY IN THE NORTH CAUCASUS

Relevance of articles defined extension zone of political and institutional turbulence. She is from Africa, the Middle East and Central Asia spread to Ukraine and generates security challenges in southern Russia. The purpose of the article to identify the experience of overcoming the political and institutional turbulence in the North Caucasus, especially in Chechnya in the 90 years of the twentieth century. In this paper we prove that the failure of Russia’s Caucasian policy stem from exaggeration of the role of socioeconomic factors ethnopolitical conflict processes. The author argues that the difficulties associated with the management SKFO features of social structure, mechanisms of formation of local elites, the contradictions between federal law and local customary law. The interaction of these factors creates the conditions for institutional and political turbulence. Analyzed exit strategy institutional turbulence in the Chechen Republic: the violent suppression of separatism and religious extremism, the dialogue between the local population, regional and federal authorities and the creation of new social institutions during the presidency of A.H. and R.A. Kadyrov and Yu. Evkurova in Ingushetia. Found that the most successful scenario to overcome the turbulence in the North Caucasus is the synergy of a strong regional leader, the legitimation of political institutions based on social partnership of federal and regional authorities.

Текст научной работы на тему «Опыт институциональной стабилизации и институциональная нестабильность на Северном Кавказе»

and materials]: In 2 ch. Ch. 2. Moscow: Publishing House of Acad. Sci. USSR, 1963, p. 156.

8. Priazovskiy kray, 1917, 15 Novemver

9. Grazhdanskaya voyna v SSSR [The civil war in the USSR]: In 2 vols. Vol. 1. Moscow: Institute of military history of the USSR, 1980, p. 104.

10. Sovetsko-germanskie otnosheniya ot peregovo-rov v Brest-Litovske do podpisaniya Rappal'skogo dogovora [The Soviet-German relations from the negotiations in Brest-Litovsk before signing Appelscha agreement]: In 2 vols. Vol. 1. Moscow: Politizdart, 1968, pp. 198-199.

11. Vol'nyy Don, 1918, 3 January.

12. Yanov G.P. Donskaya letopis'. Belgrad, 1923, No 3, p. 25.

13. Shchepkin G. Donskoy ataman general ot ka-valerii P.N. Krasnov [The don Cossack army ataman General of cavalry P.N. Krasnov]. Novocherkassk, 1918, p. 33.

14. Priazovskiy kray, 1918, 6 (19) May.

15. Ibid, 8 (21) May.

16. Ibid, 2(15) June.

17. Akhtamzyan A. Ot Bresta do Kilya: Proval antisovetskoy politiki germanskogo imperializma v 1918 godu [From Brest to Kiel: the failure of the anti-Soviet policy of German imperialism in 1918]. Moscow: Publishing House IMO, 1963, p. 127.

18. Priazovskiy kray, 1918. 5 (18) June.

19. Ibid. 6 (19) June.

20. Mel'nikov N.M. Rodimyy kray, 1963, No 45, p. 12.

21. Gosudarstvennyy arkhiv Rostovskoy oblasti [The State archive of the Rostov region]. F. 46. Op. 3. D. 36. L.1.

22. Ibid. F. 865. Op. 1. D. 1. L. 116-117.

23. Priazovskiy kray, 1918, August 19 (1 September).

24. Ibid. 4 (17) August.

25. Ibid, 8 (21) May.

26. Ibid, 13 (26) June.

27. Grazhdanskaya voyna na Ukraine. Sbornik doku-mentov i materialov [The civil war in Ukraine. Collection of documents and materials]: In 3 vols. Vol. 1. Book.1. Kiev: Naukova Dumka, 1967, pp. 266-267.

28. Vneshnyaya politika SSSR. 1917-1920. Sbornik dokumentov [Foreign policy of the USSR. 1917-1920. Collection of documents]: In 2 vols. Vol. 1. Moscow: Pravda, 1944, p. 133.

29. Tragediya kazachestva. Vospominaniya belykh generalov [The tragedy of the Cossacks. Memories white generals]. Moscow: Molodaya Gvardia, 1994, p. 105.

30. Priazovskiy kray, 1918, 22 May (4 June).

31. Denikin A.I. Ocherki russkoy smuty [Essays on Russian troubles]: In 5 vols. Vol. 3. Minsk: Kharvest, 2002, p. 246.

Работа выполнена в рамках программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 32 "Фундаментальные проблемы модернизации полиэтнического макрорегиона в условиях роста напряженности"; проекта 1.1 "Зоны геополитической напряженности на южных границах России: украинский, закавказский, турецкий векторы"

16 апреля 2014 г.

УДК 323.1

ОПЫТ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Д.Б. Абдурахманов

В последние годы политическая и институциональная турбулентность становится знаком времени, охватывая один регион мира за другим: Африка, Ближний Восток, Центральная Азия и, наконец, Украина, что стало серьезной проблемой глобальной и национальной безопасности. В данной статье

Абдурахманов Дукуваха Баштаевич - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Комплексного научно-исследовательского института, г. Грозный, 364051, г. Грозный, Старопромысловское ш., 21а, e-mail: [email protected], т. 8(712)222628.

институциональные процессы на Северном Кавказе рассматриваются с точки зрения перспектив преодоления институциональной турбулентности на основе имеющегося опыта выхода из ситуации нестабильности в Чеченской Республике.

Турбулентность (лат. turbulentus - бурный, беспорядочный) - термин, утвердившийся

Dukuvakha Abdurakhmanov - Interdisciplinary Research Institute in Grozny, 21a, Staropromyslovskoye Highway, Grozny, 364051, e-mail: [email protected], tel. +7(712)222628.

в социальных науках для характеристики современных беспорядочных и противоречивых процессов в экономике, социальной сфере и политике, что связано с кризисом ценностных систем в обществе и распадом привычных институтов.

Опасности, существующие в настоящее время на Северном Кавказе, берут свое начало с середины 1990-х годов, когда произошел распад Советского Союза. Режим Дж. Дудаева провозгласил Чеченскую Республику независимой от Российской Федерации. Исходя из этого факта, Россия начала военную кампанию в Чечне для восстановления конституционного строя. После того как завершилась военная кампания, сам характер сепаратистского движения в Чеченской Республике изменился. Цельное и достаточно организованное движение, которое боролось изначально за отделение, превратилось в движение, которое стало вдохновляться исламистами, в размытую и аморфную повстанческую сеть [1, р. 50]. С другой стороны, фрагментированные и неэффективные органы федеральной и мастной власти, не исполнявшие свои функции, начали действовать более четко и эффективно, что во многом связано с именем первого Президента Чеченской республики А-Х.А. Кадырова.

Именно тот факт, что уже практически в течение 20 лет тема, связанная с Северным Кавказом, не сходит с повестки дня федерального центра, говорит о не совсем адекватной реконструкции ситуации в регионе со стороны властей. Это также свидетельствует о методологических "ловушках" и огрехах, которые уходят своими корнями в советское прошлое. Но вместо системного анализа процессов и явлений применяется подход, который связан с выпячиванием исключительно роли социально-экономической составляющей, как основного фактора, связанного с проблемами в регионе. На периферии анализа оказывается целый блок социокультурных системных связей, что не может позволить получить ясное представление о процессах, которые протекают в регионе.

Между тем трудности управления Северо-Кавказским регионом могут быть связаны с особенностями социальной культуры (нормы, ценности и обычаи) и формирования местной элиты; а также с противоречиями между федеральными законами и нелегитимным, но привычным для местных сообществ правом. Данные различия явно проявились,

только в начале 90-х годов XX в., когда произошел распад Союза и отказ от былых идеологических "скреп". В свою же очередь, это связывается именно с качественно отличной (от общероссийской), социальной структурой, присущей местным обществам. И не только по определенному признаку, - а во всем многообразии признаков: территориальные, демографические, профессионально-образовательные, этнические, конфессиональные, экономические.

В Северо-Кавказском регионе действует достаточно интересный и своеобразный социологический закон "1,5-2-качественной (кратной) разницы", который связан с ключевыми показателями между общероссийской ситуацией и региональной. Концентрация проблем, которые вызываются данными различиями, является значительной. Одни различия, связанные с общероссийской ситуацией, усиливают проблемы в данном регионе, и играют в их решении отрицательную роль. Другие же различия, наоборот, воздействуют положительным образом; третьи различия с трудом можно соотнести по критерию "польза-вред". Абсолютно все зависит от определенного контекста и других параметров. Рассмотрим действие вышеуказанного социологического закона на примере республик Северного Кавказа, неизбежно также затрагивая и другие субъекты Федерации в регионе. Характер определенных проблем, связанных с этническим характером, иногда заставит нас обращаться также и к существующим проблемам, как в Ставропольском, так и Краснодарском краях.

Концепт институциональной стабильности рассматривается нами как упрочение, которое может привести к постоянному устойчивому состоянию или поддержке данного состояния, к примеру, обеспечение постоянства каких-либо процессов. Понятно, что абсолютно любую систему можно представить в виде структуры, т.е. ряд единиц или компонентов, обладающих стабильными свойствами. Но институциональная система включает в себя как события, так и процессы, в рамках которых "происходит нечто", что позволяет изменить определенные свойства и отношения между единицами. Система, - по справедливому замечанию М. Маркедонова, - является наиболее стабильной или же находится в относительном равновесии, если сами свойства и отношения между ее структурой и процессами, которые

протекают внутри нее, и между ней и окружением, являются неизменными [2].

Вопросы, связанные с институциональной турбулентностью, находятся в центре обсуждения глобальных вопросов современности. Однако недостаточная изученность сущности этого внешнего трансформационного фактора и его влияния на процессы, происходящие на Северном Кавказе, не позволяет дать надежные рекомендации органам государственной власти о возможном механизме структурирования политики и характере политических действий в рамках усиления глобальной политической турбулентности.

В 1999 г. на территорию соседнего Дагестана из Чечни вторглась вооруженная международная террористическая группировка, насчитывающая 1 500 человек, а в Буйнакске, Москве и Волгодонске произошли взрывы в жилых домах, организованные террористами, что привело к началу второй крупной военной кампании России в Чечне. В отличие от первой кампании, данная операция была названа контртеррористической. В качестве ее основной цели было выдвинуто не подавление сепаратизма, а истребление внутренних и зарубежных террористов. Начиная с 2000 г., российское правительство утверждает, что глобальный конфликт прекратился, а власти проводят политику "нормализации", которая была направлена на передачу административной власти в руки руководства Чеченской Республики. Но одновременно продолжались контртеррористические действия, направленные на ликвидацию остатков боевиков, которые действуют на чеченской земле. Так произошла самая серьезная институциональная трансформация, которую переживали федеральные и региональные органы власти в России со времен распада Советского Союза. При этом важную и неоднозначную роль в социально-политических и социально-культурных коммуникациях играет религиозный фактор [3].

В период с начала до середины 2000-х годов в рамках данного процесса боевики были вытеснены из Чечни в другие районы Северного Кавказа, в основном в республики Ингушетия, Дагестан и Кабардино-Балкария. В процессе наплыва боевиков в эти районы, где и так были широко распространены социальные неурядицы, бедность, слабое политическое управление и активные действия

спецслужб, произошла эскалация насилия во всем регионе [4]. В настоящее время наблюдается достаточно высокий уровень террористической активности [5]. Одной из основных причин нынешней неустойчивости выступает не сепаратизм, а именно сочетание нестабильности в современном обществе с исламистским экстремизмом. Распространению исламистских террористических ячеек и групп, которые позиционируют себя как "Кавказский эмират" способствовало расширение географии социальных неурядиц в масштабах всего Северного Кавказа. В самом названии террористического сообщества заложена основная цель, касающаяся экстремистского движения - формирование единого исламистского государства на территории России, а также за ее пределами.

Но, несмотря на новые инициативы, само отношение со стороны федеральных властей к Северному Кавказу к ситуации меняется по сравнению с ранними 2000-ми годами неоднозначно. При этом акцент делается на улучшение экономических условий, но замалчиваются проблемы, связанные со слабым политическим управлением, расчитанном лишь на проведение контртеррористических операций. Очевидно, чтобы обеспечить эффективность этой модерниза-ционной стратегии, нужно применить радикальную перестройку российского государства и общества [6, с. 305]. Также понятно, что, помимо разговоров о модернизации, российские власти должны идти на реальную коренную перестройку - как в России в целом, так и конкретно в северокавказском регионе, что стало еще боле очевидным после нарастания западных санкций, введенных по факту воссоединения Крыма с Россией.

Расширение географии деятельности со стороны боевиков означает, что, несмотря на уменьшение количества терактов в самой Чечне в последние годы, общее количество жертв, пострадавших от рук террористов на Северном Кавказе, оставалось высоким на всем протяжении 2000-х годов, а с 2009 года отмечается их рост. По данным неправительственной организации "Кавказский узел", 238 террористических актов было совершено в 2010 г. на Северном Кавказе, жертвами данных актов стали 1 710 человек: 754 убитых и 956 раненых. Количество атак, проводимых на Северном Кавказе, в последнее время остается неизменным, но в настоящее время

прослеживается рост насилия в Кабардино-Балкарии и Дагестане и заметное снижение количества террористических актов на территории Чечни и Ингушетии. Уничтожение ключевых лидеров террористического подполья - Александра Тихомирова в марте 2010 г. (его также называли Саидом Бурятским), Али Тазиева в июне 2010 г. (известного как Магас), Доку Умарова в конце 2013 г., снизило террористическую активность на Кавказе [7, с. 43], но без повышения институциональной эффективности такие изменения могут быть только временными. С точки зрения институциональной турбулентности можно сказать, что террористическая активность проявляется там, где такие институты являются наименее стабильными.

Очень часто, будучи не в состоянии результативным образом решать вопросы, связанные с неудовлетворительной социально-экономической ситуацией, которая включает в себя высокий уровень безработицы, коррупции, а также слабое политическое управление на Северном Кавказе, Москва и некоторые республиканские руководители не могут наладить тесный контакт и взаимодействие с местным населением для решения глобальных социальных проблем и реализации мер борьбы с группами боевиков [8]. В тех немногочисленных случаях, когда налаживается диалог между населением и властью, что сумели сделать президенты Чечни А. Кадыров и Р.А. Кадыров и Ингушетии Ю. Евкуров, масштабы насилия и нестабильности начинают сокращаться, властные институты приобретают необходимую стабильность и выходят из наиболее опасного состояния турбулентности. Такая стратегия не используется по отношению к другим республикам северокавказского региона, а недостаточность, а иногда и полное отсутствие взаимных контактов и консультаций центра и регионов дает благодатную почву для боевиков, в особенности в отношении вербовки разочарованной молодежи.

Северный Кавказ требует прорыва в своем развитии, который, как показали история и практика, не может быть обеспечен в рамках традиционных представлений о подавляющей роли социально-экономических и силовых факторов в решении назревших проблем. Здесь требуется совершенно другой методологический подход, который будет учитывать в комплексе все многообразие факторов и условий, провоцирующих нестабильность в регионе.

Угрозы безопасности распространились по территории всего Северного Кавказа, основные движущие причины насилия в разных республиках являются разными. Драматический рост насилия в Дагестане, например, вызван в большинстве своем разногласиями, связанными с религиозными основаниями. В частности, речь идет о столкновениях между группировками, которые черпают вдохновение из-за рубежа, и последователями более традиционных форм северокавказского ислама, таких как суфизм [9]. Кроме того, в политических практиках излишне упрощенно подходят к проблеме современного исламизма [10]. В самой Ингушетии напряженность и насилие обусловлены главным образом разочарованием в местном руководстве (назначаемом из Москвы). В общественном мнении считалось, что оно действует только на благо себе и в целях личного обогащения, но не в интересах населения республики. До смены самого же республиканского руководства в 2009 г. данная напряженность была особенно острой. В самой Кабардино-Балкарии социальные неурядицы связывались именно с усиливающейся междоусобной враждой между двумя основными этническими группами - кабардинцами и балкарцами, одна из которых обладает властью в республике.

В Чеченской республике, после избрания Р.А. Кадырова президентом в 2007 г., создали более централизованную и эффективную "вертикаль власти", которая обладает определенной степенью автономии и широтой властных полномочий. Создание "вертикали власти" привело к существенному спаду террористической активности. Р.А. Кадыров, в свою очередь, убедил Москву в том, что надо официально объявить о завершении федеральной контртеррористической операции в Чечне, что и было сделано 17 апреля 2009 г. Угроза террористических актов со стороны групп боевиков снизилась, но при этом методы работы властных институтов федерального и регионального подчинения в Чеченской республике, направленные на поддержание порядка в Чечне, существенным образом помогли усилить безопасность и степень защищенности в обществе на разных социальных уровнях.

Рассмотренные сюжеты показывают, что наиболее успешный опыт институциональной стабилизации на Северном Кавказе связан с синергией сильного регионального лидера, который четко и однозначно демон-

стрирует свою лояльность федеральному центру и на которого равняются остальные участники политического процесса и население. Это усиливает легитимность власти и обеспечивает эффективное социальное партнерство региональной власти, бизнеса и общества [11]. С другой стороны, не менее важной является роль самого федерального центра, который демонстрирует свое внимание к территории и готовность принимать четкие управленческие решения, выделяя для этих целей необходимые ресурсы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Vas'kov M.A. The Upper Echelon of the Russian North Caucasus. Regionally Specific Political and Sociocultural Characteristics // Russian Politics and Law. Vol. 48, № 2. March-April 2010. Armonk, NY. USA (США). M.E. Sharpe, Inc.

2. Маркедонов С.М. Турбулентная Евразия: межэтнические, гражданские конфликты, ксенофобия в новых независимых государствах постсоветского пространства. М.: Московское бюро по правам человека, Academia, 2010. 172 c. С. 171.

3. Барков Ф.А., Ляушева С.А., Черноус В.В. Религиозный фактор в межкультурной коммуникации на Северном Кавказе / Южнороссийское обозрение ЦСРИ и П ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН. Вып. 56, Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ. 2009. 204 с. С. 4.

4. Кортунов С.В. Безопасность в глобальном мире: эволюция российской политики. Дис. ... д-ра по-литич. наук. М., 2005. 388 с. С. 212.

5. Добаев И.П., Добаев А.И., Гаджибеков Р.Г. Радикализация ислама в Российской федерации (факторный анализ). М.-Ростов н/Д: Социально-гуманитарные знания. 2013. 332 с.

6. Васьков М.А. Институционально-теоретические основания региональной системы управления. // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 11. С. 305-309.

7. Пащенко И.В. Радикализация и терроризм на Северном Кавказе: вызовы безопасности и стратегия противодействия // Научная мысль Кавказа. 2014. № 1. С. 40-48.

8. Абдурахманов Д.Б., Гапуров Ш.А. Ахмат-Хаджи Кадыров -основоположник современной государственности в Чечне // Конституционное и государственное строительство на Юге России: история и современность. Вторые Кадыровские чтения. Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Грозный: Грозненский рабочий. 2014. 668 с. С. 3-9.

9. См.: Акаев В.Х. Суфийская культура на Северном Кавказе. Грозный. ГУП "Книжное издательство", 2011. 158 с.

10. Дегтярев А.К., Черноус В.В. Исламизм: социологический дискурс. // Научная мысль Кавказа. 2010. № 2. С. 33-39.

11. Крамарова Е.Н. Социальная ответственность бизнеса в сфере культуры (на присере Юга России) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2013. № 5. С. 40-45.

REFERENCES

1. Vas'kov M.A. Russian Politics and Law. 2010, Vol. 48, № 2, pp. 107-119.

2. Markedonov S.M. Turbulentnaya Evraziya: mezhet-nicheskie, grazhdanskie konflikty, ksenofobiya v novykh nezavisimykh gosudarstvakh postsovetskogo prostranstva [Turbulent Eurasia: inter-ethnic and civil conflicts, xenophobia in the newly independent postSoviet States]. Moscow: Moscow Bureau for Human Rights, Academia, 2010. 172 p.

3. Barkov F.A., Lyausheva S.A., Chernous V.V. Re-ligioznyy faktor v mezhkul'turnoy kommunikatsii na Severnom Kavkaze [Religious factor in intercultural communication in the North Caucasus]. In: South-Russian review of TSRI and P. Institute of Southern Federal University and Academy of Sciences. Issue. 56. Rostov-on-Don: Publishing House of the NCSC VSh SFU, 2009. 204 p.

4. Kortunov S.V. Bezopasnost' v global'nom mire: evolyutsiya rossiyskoy politiki. Dissertatsiya na sois-kanie uchenoy stepeni doktora politicheskikh nauk [Security in a globalised world: the evolution of Russian policy. The dissertation for scientific degree of the doctor of political Sciences]. Moscow: Russian Academy of State Service under the President of the Russian Federation, 2005. 387 p.

5. Dobaev I.P., Dobaev A.I., Gadzhibekov R.G. Radi-kalizatsiya islama v Rossiyskoy federatsii (faktornyy analiz) [Radicalization of Islam in the Russian Federation (factor analysis)]. Moscow - Rostov-on-Don: Socio-Humanitarian Knowledge, 2013. 332 p.

6. Vas'kov M.A. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya, 2012, № 11, pp. 305-309.

7. Pashchenko I.V. Nauchnaya mysl' Kavkaza, 2014, No 1, pp. 40-48.

8. Abdurakhmanov D.B., Gapurov Sh.A. Akhmat-Khadzhi Kadyrov -osnovopolozhnik sovremennoy go sudar stvennosti v Chechne [Akhmat-Khadji Kady-rov - the founder of modern statehood in Chechnya]. In: Proc. Sci. and Prac. Conf. "Constitutional and state building in the South of Russia: history and modernity. Second Kadyrov reading". Grozny: the Grozny worker, 2014. 668 p., pp. 3-9.

9. Akaev V.Kh. Sufiyskaya kul'tura na Severnom Ka-vkaze [Sufi culture in the North Caucasus]. Grozny: Publishing Book House, 2011. 158 p.

10. Degtyarev A.K., Chernous V.V. Nauchnaya mysl' Kavkaza, 2010, No 2, pp. 33-39.

11. Kramarova E.N. Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskiy region. Obshchestvennye nauki, 2013, No 5, pp. 40-45.

15 мая 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.