УДК 93/94
О ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2003 - 2004 годах
© 2009 г. А.Д. Осмаев
Комплексный научно-исследовательский институт РАН, Complex Research Institute of RAS,
364051, г. Грозный, Старопромысловское шоссе, 21а 364051, Grozny Staropromislovskoe Highway, 21a
Проанализированы процессы, происходившие в Чеченской Республике в 2003 - 2004 гг. и во многом определившие политическую ситуацию последующих лет: референдум, президентские выборы 2003 и 2004 гг., политика федерального центра.
Ключевые слова: политическая ситуация, референдум, Чеченская Республика, терроризм.
The processes of 2003 - 2004 in Chechen Republic determined the politic situation of the following years: the referendum, the president choice in 2003 and 2004, the politic of the federal centre are analysed in article.
Keywords: рolitical situation, referendum, the Chechen Republic, terrorism.
Чеченская республика и общественно-политические процессы, происходящие в ней, стали предметом специальных исследований как отечественных, так и зарубежных авторов [1].
В данной статье мы ставим задачу показать те процессы, которые происходили в 2003-2004 гг. и во многом определили политическую ситуацию, сложившуюся в последующие годы.
Республика ещё не оправилась от шока, вызванного терактом 27 декабря 2002 г., когда был взорван Дом правительства, а в руководстве Чечни разразился громкий скандал после того, как А. Кадыров принял решение о назначении новым министром финансов Чечни Э. Исаева и освобождении от этой должности С. Абрамова в связи с переходом на другую работу. Федеральный центр в очередной раз продемонстрировал поддержку А. Кадырова, тем более что скоро должен был пройти референдум, а после него и выборы президента ЧР. Поддержка А. Кадырова В. Путиным носила долговременный характер, несмотря на серьезное противодействие даже своего окружения [2]. Однако Путин своего отношения к нему не менял, и не в последнюю очередь важную роль здесь сыграли личные качества А. Кадырова.
Референдум был очень важен для Москвы, которая впервые с начала контртеррористической операции в 1999 г. предприняла конкретные политические шаги по урегулированию ситуации, вместо общих фраз о «диалоге со всем чеченским народом». Планы проведения референдума вызвали жесткую реакцию лидеров сепаратистов и активную критику российских правозащитников и ряда западных политиков, организаций и СМИ, хотя сама идея референдума фактически не оспаривалась.
На наш взгляд, на референдум выносился вопрос не столько о Конституции, сколько о будущем республики.
Продолжающийся же военный конфликт действительно являлся серьезным препятствием для свободного волеизъявления. Однако до референдума российские власти обещали убрать в Чечне блокпосты, ограничивающие свободное передвижение и передать контроль над ситуацией республиканским властям и местным правоохранительным органам. Помимо этих обещаний в под-
готовке референдума были задействованы как местные политики, чеченская диаспора в Москве и других крупных городах России, так и политики федерального уровня.
5 марта был начат частичный вывод воинских подразделений федеральной группировки из Чечни. Министр обороны С. Иванов сообщил, что в ближайшие дни из республики будут выведены 1270 военнослужащих и 200 единиц боевой техники при общей численности группировки около 80 тыс. чел. [3]. Было объявлено о выплате компенсаций за разрушенное жильё и имущество. За несколько дней до проведения референдума с телевизионным обращением к жителям Чеченской Республики выступил и сам В. Путин, призвавший чеченцев идти на референдум. «У граждан республики впервые появился исторический шанс самим решить свою судьбу... Конституция даст народу Чечни возможность самостоятельно налаживать свою жизнь. И реализовать ту самую широкую автономию в составе России, о которой сейчас так много говорят. Для этой же цели будет совместно подготовлен и заключен специальный договор между Федерацией и республикой», - заявил Президент России.
23 марта в республике был проведен референдум, в котором, по официальным данным, критикуемым ПАСЕ и правозащитниками, приняли участие 89,48 % граждан, внесенных в списки для голосования.
Президент РФ В. Путин, комментируя предварительные итоги проведенного в Чечне референдума, заявил, что народ Чечни сделал выбор в пользу мира, позитивного развития вместе с Россией.
Проведение референдума не означало конца противостояния в республике - продолжались боестолкнове-ния с боевиками, в которых всё большее участие стали принимать подразделения МВД и ВС РФ, сформированные из чеченцев. Были осуществлены теракты: 12 мая в райцентре Знаменское, 14 мая - в Илсхан-юрте, 20 июня -у здания РУБОП в Грозном, 5 июля - в Москве, на концерте в Тушино, взорван военный госпиталь в Моздоке, электричка на Ставрополье. Федеральный центр в соответствии с мировой практикой реагирования на такие способы давления не собирался отступать перед терактами и угрозой их совершения в будущем и продолжал курс на политическое урегулирование. Был сформиро-
ван «предпарламент» - Государственный совет ЧР, первое заседание которого состоялось 21 июня 2003 г
4 июля 2003 г. Президент Путин подписал Указ, в соответствии с которым ответственность по руководству региональным оперативным штабом была передана Министерству внутренних дел России.
На пресс-конференции Президент РФ заметил, что его лично в Чечне «устроит тот человек, который будет пользоваться поддержкой народа республики». Эта фраза дала возможность наблюдателям говорить о том, что В. Путин, не назвав ни одной фамилии, дистанцировался от и.о. президента Чечни в рамках принципа «равноуда-ленности», но на самом деле ситуация сложилась несколько иначе.
В начале июля в Москве прошло первое заседание рабочей группы по подготовке договора о разграничении полномочий между федеральным центром и Чеченской республикой. Проект этого документа предоставлял республике невиданные в федеративном государстве полномочия: от эмиссии наличных денег и образования свободных экономических и таможенных зон до передачи республике полного права на реализацию нефтяных и других сырьевых ресурсов. При этом Кремль отнесся и к проекту, и к заявлениям Кадырова более чем толерантно: мол, все обсудим, ничего не будем отвергать с ходу [4].
20 августа избирательная комиссия Чечни прекратила прием документов для регистрации кандидатов на должность президента Чеченской Республики. О намерении баллотироваться на пост Президента заявили 14 человек, хотя реально на голоса избирателей могли рассчитывать только четыре кандидата в этом списке. Интересно, что Р. Хасбулатов 31 июля заявил о своём намерении баллотироваться, но уже 14 августа отказался от участия в выборах, так как не верил в их честность и считал, что они обострят ситуацию в республике.
А. Кадыровым были предприняты шаги, направленные на завоевание доверия избирателей Чеченской республики, в частности, он направил письмо руководителям силовых структур РФ по одной из самых болезненных проблем республики - похищению людей [5].
Накануне президентских выборов был осужден Ю. Буданов, обвиняемый в убийстве 18-летней жительницы с. Танги-чу Э. Кунгаевой, а часть депутатов парламента Ичкерии «отрешила» А. Масхадова от должности. 24 сентября в чеченское отделение «Россельхозбанка» поступили деньги для выдачи компенсации первым 150 заявителям.
Выборы президента ЧР, поначалу сохранявшие интригу из-за участия в них таких политиков, как А. Аслаханов, У Джабраилов, М. Сайдуллаев, после того как благодаря усилиям федеральных и республиканских властей А. Кадыров остался без основных конкурентов, стали вполне прогнозируемы, и якобы поэтому ОБСЕ и Совет Европы отказались посылать в Чечню своих наблюдателей, как и ведущие правозащитные организации России. В итоге в Чечню прибыли более 40 наблюдателей, большая часть которых представляли Лигу арабских государств, Организацию Исламская Конференция, страны СНГ, Хельсинкскую группу, и 5 октября убедительную победу на выборах одержал А. Кадыров.
Квинтэссенцией оценки этих выборов западных СМИ и политиков, которым не чужды двойные стандарты, может служить мнение газеты «Вашингтон пост»: «Пустив в ход насилие, давление и послушную судебную систему, власти оставили за бортом трех наиболее сильных соперников Кадырова, превратив воскресные выборы из состязания в коронацию» [6].
На инаугурации, состоявшейся в Гудермесе 19 октября, А. Кадыров заявил, что с религиозным экстремизмом и терроризмом нужно бороться в самом зародыше и что будет добиваться для республики особого экономического статуса, отметив, что чеченский народ не виноват в том, что республика была разрушена - «это вина тех, кто отдал республику врагам России» [7].
Президенту ЧР досталось тяжелое наследие: продолжающиеся теракты и боестолкновения, похищения людей (за 2003 г. были похищены 574 человека, из которых 19 найдены убитыми и 45 возвращены похитителями), тяжелая криминогенная ситуация, о которой могут дать представление следующие цифры: за октябрь 2003 г. погибли 11 сотрудников милиции и ранены 24, в ноябре убиты 8 и ранены 26, в декабре убиты 9 и ранены 15 сотрудников. Среди мирного населения ЧР за октябрь 2003 г. погибли 38 человек, за ноябрь - 25, в декабре -столько же. Разбойных нападений совершено: в октябре -30, в ноябре - 36, в декабре - 20 [8]. В экономике ситуация также была далека от благополучной. Так, Счетная палата в результате проверки пришла к выводу, что в 2003 г. Федеральная целевая программа фактически профинансирована в сумме 3,44 млрд р., что выше уровня предыдущих лет. При этом ни один из восстанавливаемых объектов промышленности в 2003 г. не введен в эксплуатацию.
30 % территории ЧР отнесено к зоне экологического бедствия, 40 % имеет статус зоны с особо неблагоприятной экологической обстановкой. По данным Минздрава ЧР, лишь 20 % населения республики являются практически здоровыми, более 40 % детей рождается больными, а у 80 % новорожденных обнаруживаются патологии, еще часты случаи мертворождения. Во многих районах отмечен рост онкозаболеваний, числа больных хроническими легочными заболеваниями (включая открытую форму туберкулеза), прогрессируют болезни сердечно-сосудистой, мочеполовой систем, аллергические, кожные и др. Как показывает сравнительный анализ, по 22 (из 23) классам заболеваемость в ЧР значительно выше, чем по РФ, особенно по сахарному диабету - в 10 раз, психическим расстройствам - в 4; пневмонии и болезням органов пищеварения - в 3-4; болезням крови, кроветворных органов и анемии - в 25; болезням нервной системы и врожденным аномалиям - в 5 раз [9].
Однако наиболее серьезной проблемой, на наш взгляд, было отсутствие четких властных полномочий у А. Кадырова в бытность главой администрации и в начале его деятельности как президента ЧР, тем более что военные не хотели всерьез воспринимать гражданскую власть республики и ограничивать своё всевластие здесь. Проблема эта решалась А. Кадыровым при опоре на население Чеченской республики, мусульманское духовенство и поддержке на самом высоком федеральном уров-
не. Тем не менее ряд стратегически важных экономических вопросов, в частности по нефти, так и не был решен, несмотря на неоднократные заявления. В этой связи нельзя не отметить катастрофический размер безработицы (80 %) и вялотекущее, вплоть до назначения председателем правительства ЧР Р. Кадырова, восстановление разрушенного Грозного.
2003 г. закончился проведением выборов в Государственную Думу, депутатом от ЧР по одномандатному округу стал А. Завгаев, а среди партий большинство голосов получила, как и ожидалось, «Единая Россия».
2004 г. начался для Чеченской Республики вполне благополучно, однако изменение статуса А. Кадырова не означало, что военные передали ему полноту власти, он её отвоёвывал по крупицам и с большим трудом. 8 апреля на хуторе Ригахой в результате налета федеральной авиации были убиты 6 человек - мать и 5 детей, но привлечь к ответственности военных, несмотря на все усилия властей республики, так и не удалось.
Одним из первых зарубежных визитов А. Кадырова в ранге президента ЧР стала поездка в Саудовскую Аравию, куда он отправился с личным посланием В. Путина наследному принцу Абдалле, которое упрочило позиции Кадырова в глазах саудовских политиков и предпринимателей и исламского мира в целом. Была достигнута договоренность о помощи образованию и здравоохранению Чечни.
После взрыва 6 февраля в метро г. Москвы, который привел к многочисленным жертвам, во многих городах и селах Чеченской Республики прошли митинги, осуждающие терроризм и поиск во всех преступлениях пресловутого «чеченского следа». Спустя неделю после взрыва в Москве в столице Катара Дохе был убит бывший президент ЧРИ З. Яндарбиев и тяжело ранен его 13-летний сын. 28 февраля в Дагестане был убит известный полевой командир Р. Гелаев, а в марте сдался под гарантии Р. Кадырова бывший министр обороны ЧРИ М. Хамбиев, правда, по сообщениям СМИ, после задержания его родственников.
На наш взгляд, важную роль в укреплении авторитета А. Кадырова как президента республики, сыграла позиция, выраженная им в передаче НТВ «Свобода слова» 20 февраля: «Я должен защищать свой народ, который доверил мне свою судьбу. Я буду это делать и буду защищать их права и со стороны федералов, и со стороны бандитов».
Одновременно шла широкомасштабная работа руководства ЧР по ликвидации палаточных городков в Ингушетии и возвращению живущих там беженцев домой. Использованы были разные средства: от обещаний выплатить им компенсации в первую очередь, предоставить жильё до отключения газа, прекращения финансирования, размещения по соседству военных.
Власти ЧР активно включились в подготовку и проведение выборов Президента РФ, Р. Кадыров был назначен начальником штаба В. Путина в республике, и на выборах 14 марта за действующего Президента, по официальным данным, отдали голоса 92,3 % (521 317 чел.) избирателей, принявших участие в голосовании (92 %, или 564 784 чел). И. Хакамада и Н. Харитонов набрали
чуть больше 2 % голосов каждый, а все остальные кандидаты не получили и по 1 % голосов [10]. Вызывает сомнение количество принявших участие в голосовании, но именно таковы официальные данные Избирательной комиссии Чеченской Республики. По мнению некоторых аналитиков, успешный результат выборов позволил А. Кадырову спустя несколько дней заверить членов правительства ЧР в создании чеченской нефтяной компании, ликвидации блокпостов и открытии аэропорта в Грозном. Через 3 дня после выборов Президента РФ 17 марта на должность председателя правительства ЧР был назначен 32-летний С.Б. Абрамов. Среди основных вопросов, по его мнению, которые предстояло решить в ближайшее время, - восстановление социально-экономической сферы республики в соответствии с объемом программы развития Чечни в 2004 г., составившим 35 млрд р., что было на 5 млрд р. больше, чем в прошлом году. Большая часть средств была выделена из федерального бюджета. Из указанной суммы 10,5 млрд р. -средства бюджета Чеченской республики, который на 85 % формируется за счет федерального бюджета, еще 10 млрд р. - средства федерального бюджета на компенсационные выплаты жителям Чечни, утратившим своё жильё и другое имущество. Кроме того, около 3,5 млрд р. выделялись в рамках государственной инвестиционной программы, а также естественными монополистами: министерством путей сообщения, энергохолдингом РАО «ЕЭС России» и «Газпромом», а около 5 млрд р. выделялись за счёт внебюджетных источников.
Однако по относительно мирному развитию политической ситуации в ЧР (с зачистками, похищениями людей, боестолкновениями, сдачей боевиков в надежде на амнистию) был нанесен сильный удар - 9 мая на стадионе «Динамо» в результате террористического акта погибли президент ЧР А. Кадыров и председатель Госсовета Х. Исаев, тяжело ранен генерал В. Баранов. Многие аналитики и наблюдатели увидели в этом крах путинской политики в отношении Чечни, но сам В. Путин, очевидно, не разделял этого мнения, поскольку кардинальных изменений в этой политике, на наш взгляд, не произошло. 11 мая В. Путин прибыл в Чечню и вручил Звезду Героя России А. Кадырова его сыну Рамзану, а вдове Х. Исаева - орден Мужества. Президент РФ издал указ об увековечении памяти А. Кадырова, отметив, что тот ушел непобежденным и народ, у которого есть такие сыновья, не может не вызывать уважения. Были произведены назначения: С. Абрамов - и.о. президента ЧР, Т. Джабраилов - председатель Госсовета, Р. Кадыров -вице-премьер правительства. В. Путин поручил министру экономического развития и торговли РФ Г. Грефу заняться проблемами восстановления ЧР. Несколько дней спустя Ш. Басаев взял на себя ответственность за теракт на стадионе «Динамо», а А. Масхадов отверг свою причастность к нему. Но ни эти заявления, ни сообщения военных об уничтожении организаторов и исполнителей теракта не смогли убедить общественное мнение республики в том, что выявлены истинные организаторы убийства.
В последний день похоронного обряда по президенту Чечни А. Кадырову в его родном селе Центорой прошло
торжественное построение всех силовых структур республики, отрядов особого и специального назначения и милиционеров. Около пяти тысяч вооруженных людей высказались за то, чтобы назначить преемником А. Кадырова его сына Рамзана. В тот же день Госсовет, правительство, Совет безопасности и муфтият Чечни обратились к В. Путину с просьбой в порядке исключения разрешить Р. Кадырову баллотироваться в президенты Чечни. Сам же Кадыров в категорической форме заявил, что не будет баллотироваться, поскольку «закон и Конституция не позволяют», хотя чуть раньше сказал, что послушает народ. Но и после этого заявления Р. Кадырова в райцентрах республики проходили собрания, где от имени народа просили дать возможность выдвинуть его кандидатуру на пост президента ЧР. Однако в Москве не захотели пойти на изменение Конституции ЧР, принятой на референдуме чуть более года назад, тем более что в республике не было легитимного органа, который бы мог внести эти изменения: Госсовет - своего рода предпарламент, не был сформирован в результате выборов. Тем не менее достаточно очевидным было то, что полнота власти будет сохранена за «командой А. Кадырова», которая, по словам Т. Джабраилова - нового председателя Госсовета, и должна была выдвинуть из своей среды кандидата в президенты. Выдвижение это прошло, скорее всего, после согласования с Кремлем, но интересен тот факт, что решение по кандидатуре А. Алханова, который родом из г. Урус-Мартан, было принято на сходе 10 июня в родном селе А. Кадырова Центорое. Уже 15 июня в Кремле В. Путин принял А. Алханова и после этой встречи практически не осталось сомнений, кто будет президентом ЧР, но тем не менее началась активная работа по созданию имиджа основного кандидата.
Однако боевики также попытались воспользоваться сложившейся ситуацией и предприняли ряд акций, среди которых выделяется нападение на Ингушетию в ночь на 22 июня, когда были атакованы ряд объектов МВД, ФСБ, Министерства обороны и убиты 92 человека, из которых 67 - военные и сотрудники правоохранительных органов. Налицо - явная попытка показать распространение конфликта за пределы ЧР и наличие сил и средств у боевиков. В этом же ряду стоят боестолкнове-ния в с. Автуры Шалинского района, попытка покушения на С. Абрамова 17 июля, нападение на Грозный 21 августа по ингушскому сценарию [11], когда были убиты около 70 сотрудников МВД ЧР, теракты 24 августа, в результате которых разбились два пассажирских самолета и погибли 89 человек. Но попытка давления на Кремль и Грозный путём терактов была бесперспективна, и подготовка президентских выборов в ЧР шла своим ходом, были зарегистрированы 7 кандидатов, но отказано М. Сайдуллаеву, который мог действительно составить конкуренцию А. Алханову, якобы из-за ошибки в паспорте, обнаруженной избиркомом ЧР.
22 августа, накануне дня рождения А. Кадырова, В. Путин прилетел в его родное село Центорой и вместе с Р. Кадыровым и А. Алхановым возложил цветы на могилу, а затем они вместе улетели в Сочи, где речь шла о социально-экономической ситуации в республике, компенсационных выплатах, перечислении средств от экс-
порта чеченской нефти на восстановление республики (это предложение так и осталось нереализованным) [12].
Голосование на досрочных выборах президента ЧР прошло 29 августа, по официальным итогам, в выборах приняли участие 82,25 % избирателей, за А. Ал-ханова проголосовали 73,67 %. Международные наблюдатели от Исполнительного комитета СНГ выступили с заявлением, в котором отметили, что «избирательная кампания в основном соответствовала требованиям законодательства, ...признаём досрочные выборы Президента Чеченской Республики легитимными». Однако позиции ОБСЕ и ПАСЕ в отношении этих выборов были более скептическими.
Через два дня после президентских выборов в ЧР группа террористов захватила школу в г. Беслан, в Чечне прошла волна митингов с осуждением террористов и требованиями освободить заложников, руководство республики обратилось к народу Северной Осетии, осуждая преступление и предлагая посильную помощь, а позже сотрудники МВД ЧР в помощь Бес-лану передали 5 млн р.
5 октября состоялась инаугурация А. Алханова и весьма примечательным было то, что удостоверение президента ему было вручено не председателем избиркома, а вице-премьером Р. Кадыровым. Вместе с должностью президента А. Алханов получил разрушенную экономику, тяжелые социальные проблемы. По данным прокуратуры республики на 1 января 2005 г., с начала контртеррористической операции было возбуждено 1793 уголовных дела по фактам похищения 2503 человек. В 2004 г. возбуждено164 уголовных дела по фактам похищения 218 лиц [13].
Сотрудники УФСБ по Чеченской Республике отчитались, что в 2004 г. ими было предотвращено 62 террористических акта и уничтожено 63 базы боевиков. При проведении специальных операций ликвидировано 267 схронов с вооружением, снаряжением и средствами связи. Инициирована и процессуально закреплена сдача 62 боевиков.
В 2004 г. было зарегистрировано 5599 преступлений, из них 116 случаев бандитизма, 214 фактов терроризма, 357 умышленных убийств и 168 похищений человека.
Вместе с тем в республике продолжалась выплата компенсаций за утерянное жильё и имущество в размере 350 тыс. р., начатая в конце 2003 г. Сопряжена она была с множеством нарушений и злоупотреблений как со стороны чиновников разного ранга, так и любителей поживиться за чужой счет, что привело к расформиро-выванию, и не один раз, комиссии по выплатам компенсаций. Официально включены в списки на получение компенсации были 40 тысяч человек [14], но активизировалась работа по выплате только перед досрочными президентскими выборами.
Таким образом, несмотря на продолжавшиеся бое-столкновения, теракты, нарушения прав человека, Чеченская Республика в 2003-2004 гг. продолжила трудный путь к стабилизации.
Литература
1. Акаев ВХ. Ислам и политика (на материалах современной Чечни) // Южнороссийское обозрение. Вып. 1. Ростов н/Д, 2001; Дегоев В.В. Россия, Кавказ и постсоветский мир: прощание с иллюзиями (Историко-политическая эссеистика). М., 2003; Большая игра на Кавказе: история и современность : статьи, очерки, эссе. 2-е изд., расш. и доп. М., 2003; Трошев Г. Моя война. Чеченский дневник окопного генерала. М., 2002; Его же. Чеченский рецидив. Записки командующего. М., 2003; Гакаев Д. Очерки политической истории Чечни (XX век) : в 2 ч. М., 1997; Его же. Чеченский кризис: истоки, итоги, перспективы (политический аспект). М., 1999; Гродненский Н. Первая чеченская. История вооруженного конфликта. Минск, 2007; Его же. Неоконченная война. История вооруженного конфликта в Чечне. Минск, 2004; Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте. Этнография чеченской войны. М., 2003; Ляховский А. Зачарованные свободой. Тайны кавказских войн. Информация. Анализ. Выводы. М., 2006; Епифанцев С.Н. Этносоцие-тальная трансформация на Северном Кавказе на рубеже XX-XXI вв. Ростов н/Д, 2005; Малашенко А., Тренин Д. Время Юга. Россия в Чечне, Чечня в России. М., 2002; Добаев И.П. Кавказский макрорегион в фокусе геополитических интересов мировых держав: история и современность. Ростов н/Д, 2007; Хасбулатов Р.И. Кремль и российско-чеченская война. Взорванная жизнь. М., 2002; Его же. Власть: меч и коварство. М., 2002; Его же. Размышления о войне и мире. М., 2002; Его же. Большая стратегическая игра. М., 2003; Его же. Чужие (Историко-политический очерк о чеченцах и их государственности). М., 2003; Дзидзоев В.Д. Кавказ конца ХХ века: тенденции этно-политического развития. Владикавказ, 2004; Сурков А., Турчина А. Чечня в пламени сепаратизма. Саратов, 1998; Dunlop J.B. Russia Confronts Chechnya: Roots of a Separatist Conflict. Cambridge, 1998. На русском язы-
Поступила в редакцию
ке: Данлоп Дж. Россия и Чечня: история противоборства. Корни сепаратистского конфликта. М., 1998; Evangelista М. Chechen Wars : Will Russia Go the Way of the Soviet Union? Washington, 2002; Lieven А. Chechnya: Tombstone of Russian Power. L., 1998; Gall С., Waal Т. Chechnya: Calamity in the Caucasus. N.Y., 1998; Bennett V. Crying Wolf: The Return of War to Chechnya. L., 1998 (update edition: 2001); Smith S. Allah's Mountains: Politics and War in the Russian Caucasus. L., 1998. Seely R. Russo-Chechen conflict, 1800-2000: a deadly embrace. L., 2001. Knezys S., Sedlickas R. The War in Chechnya. College Station. Texas, 1999.
2. Известия. 2003. 15 янв.
3. Независимая газета. 2003. 6 марта.
4. Независимая газета. 2003. 3 июля.
5. Известия. 2003. 29 авг.
6. Независимая газета. 2003. 6 окт.
7. Российская газета. 2003. 20 окт.
8. Вести Республики. 2004. 13 февр.
9. Умаров М.У. Экологическая обстановка в Чеченской Республике : состояние и пути оздоровления // Материалы Всерос. науч. конф. «Чеченская Республика и чеченцы: история и современность». М., 2006. С. 480-488.
10. Столица-плюс. 2004. 20 марта.
11. Вести Республики. 2004. 28 сент.; Зов земли. 2004. 13 сент.
12. Комсомольская правда. 2004. 24 авг.
13. «О массовых нарушениях прав человека, связанных с фактами насильственных похищений граждан Российской Федерации на территории Чеченской Республики» : спец. докл. Уполномоченного по правам человека в Чеченской республике Л. Ха-суева // Столица плюс. 2005. 22 июня.
14. Маршо. 2004. 16 апр.
4 марта 2008 г