Научная статья на тему 'Чеченская Республика: факторы успеха в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом в ХХI в'

Чеченская Республика: факторы успеха в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом в ХХI в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2617
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ОПЫТ / БОРЬБА / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / ЗАКОН / НАРОД / ЭКОНОМИКА / РЕЛИГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / CHECHEN REPUBLIC / THE EXPERIENCE / THE FIGHT AGAINST TERRORISM / EXTREMISM / STATE / LAW / PEOPLE / ECONOMY / RELIGION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сайдумов Джамбулат Хамидович

В статье впервые систематизирован и представлен успешный опыт Чеченской Республики и её народа в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом. Подробно изложены и проанализированы факторы, способствовавшие форсированному выходу Чеченской Республики из военной и поствоенной ситуации, позволившие Российской Федерации защитить свой суверенитет и обеспечить безопасность на южных рубежах государства. Проанализирован обширный круг событий, от военной до социально-экономической ситуации, сложившейся в регионе с начала ХХI в. Сделаны конкретизирующие выводы относительно «чеченского военного и политического феномена», вводимого автором в научный оборот в связи с указанными событиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHECHEN REPUBLIC: THE FACTORS OF SUCCESSFUL IN THE STRUGGLE AGAINST INTERNATIONAL TERRORISM AND EXTREMISM

In the article the first time systematized and presented the successful experience of the Chechen Republic and its people in the struggle against international terrorism and extremism. Details are set out and analyzed the factors that contributed to the forced exit of the Chechen Republic of the war and postwar situation, which allowed the Russian Federation to protect its sovereignty and ensure security on the southern borders of the state. It analyzed a wide range of events from the military to the socio-economic situation prevailing in the region since the beginning of the twenty-first century. Made specifying conclusions regarding the "Chechen military and political phenomenon," the author introduced into scientific circulation in connection with the above events.

Текст научной работы на тему «Чеченская Республика: факторы успеха в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом в ХХI в»

УДК 347.6

ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ФАКТОРЫ УСПЕХА В БОРЬБЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ В ХХ1 В.

Сайдумов доктор юридических наук, профессор

Джамбулат Хамидович кафедры гражданского права и процесса

юридического факультета Чеченского государственного университета; доцент, старший научный сотрудник Комплексного научно-исследовательского института им. Х.И. Ибрагимова Российской академии наук, Ученый секретарь института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской Республики

(364051, Россия, г. Грозный, Старопромысловское

шоссе, 21 а)

E-mail: bulatto@mail.ru

Аннотация

В статье впервые систематизирован и представлен успешный опыт Чеченской Республики и её народа в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом. Подробно изложены и проанализированы факторы, способствовавшие форсированному выходу Чеченской Республики из военной и поствоенной ситуации, позволившие Российской Федерации защитить свой суверенитет и обеспечить безопасность на южных рубежах государства. Проанализирован обширный круг событий, от военной до социально-экономической ситуации, сложившейся в регионе с начала ХХ1 в. Сделаны конкретизирующие выводы относительно «чеченского военного и политического феномена», вводимого автором в научный оборот в связи с указанными событиями.

Ключевые слова: Чеченская Республика, опыт, борьба, терроризм, экстремизм, государство, право, закон, народ, экономика, религия, образование.

Началом контртеррористической операции в Чеченской Республике принято считать 23 сентября 1999 г., когда Президентом РФ Б. Ельциным был подписан указ о создании объединенной группировки войск и сил (ОГВ) на Северном Кавказе и подготовке контртеррористической операции на территории республики. 16 октября 2009 г. контртеррористическая операция закончилась. В дневном подсчете она длилась 3493 дня. Количество федеральных сил в начале операции составляло 93 тыс. человек. По статистике Минобороны, с 1999 г. по сентябрь 2008 г. при исполнении служебных обязанностей в республике погибли 3684 военнослужащих. По данным главного управления кадров МВД, потери внутренних войск в августе 1999 - августе 2003 гг. составили 1055 человек. Потери МВД Чечни, по данным на 2006 год, оценивались в 835 человек убитыми. Также сообщалось, что в 1999 - 2002 годах в Чечне погибли 202 сотрудника ФСБ. Из этого следует: потери федеральных силовых ведомств, по данным, имеющимся в открытом доступе, оцениваются не менее чем в 6 тыс. человек [1]. С 1999 г. по ноябрь 2002 г. погибло 230 сотрудников УВД МВД РФ по Чеченской Республике. По официальным данным за 8 месяцев 2001 г. от рук боевиков погибли 12 руководителей органов местной власти, 24 чеченских милиционера и 3 священнослужителя [2. С. 233]. В 2001 г. и в первом квартале 2002 г. было убито 9 имамов мечетей и один похищен, совершено 53 преступления в отношении руководите-

лей и сотрудников республиканских и районных администраций и членов их семей [3. С. 92].

Если опираться на открытые источники, то в 1999 - 2002 гг., по данным штаба ОГВ, уничтожено 15,5 тыс. боевиков. За последующий период, с 2002 по 2009 гг., силовики отчитались о ликвидации еще около 2100, основная часть в 2002 году (600) и 2003 г. (700). Жертвы среди мирного населения правозащитная организация «Мемориал» в 2004 году оценивала в 10-20 тыс. человек, не считая 5 тыс. пропавших без вести [1]. Контртеррористическая операция по своему пространственному размаху оказалось соизмеримой с общевойсковой (корпусной и даже армейской) операцией. Зона активных действий охватывала всю территорию Республики - до 100 км по фронту и 150 км в глубину. Эти показатели сопоставимы с общевойсковой операцией. Объединенная оперативная группировка войск (ОГВ) состояла из соединений, частей и подразделений от всех силовых структур, а также - самолетов, вертолетов, бронетанковой техники (танки, БМП и БТРы), артиллерии (включая РСЗО), частей обеспечения - разведывательных, РЭБ, связи, инженерных, технических, тыловых [4]. Были задействованы новейшие виды вооружений, к примеру, современные на тот период времени боевые вертолеты Ка-50 («Черная акула»), вооруженные новыми огневыми средствами. В составе БУГ (Боевой ударной группы) были летчики снайперы [5]. Вертолеты совершили в Чечне 14 боевых вылетов, в ходе которых совершили более ста заходов на цель, израсходовав 929 80-мм НУРС и 16 30-мм снарядов, а также три ПТУР «Вихрь-1» [6].

Весна - лето 2000 г. медленно, но верно приблизили чеченский народ ко времени, когда день за днем началась кропотливая работа по возвращению республики в политико-правовое пространство страны. Особое значение в рамках данного исследования приобретают конкретные действия политического руководства в лице В. В. Путина. Нам хотелось бы выделить его обращение от 13 апреля 2000 г. «Заявление в связи с нарушением прав человека в ходе контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации». По сути, заявление послужило серьезным сигналом предупреждения к тем, кто не был заинтересован в установлении мира на чеченской земле, (в т. ч. и к отдельным военным, нарушающим своими действиями нормы федерального и международного законодательства). Восстановление на территории республики правопорядка, уважения к правам человека - один из приоритетов российской государственной политики. Избавляя российское общество от скверны терроризма, мы опираемся на общенациональное согласие, выполняем свои обязательства перед международным сообществом как в области защиты прав своих граждан, так и многих иностранцев, ставших жертвами произвола бандитов в Чечне.....Все факты нарушений прав человека и злоупотреблений в ходе контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации, кем бы они ни совершались, тщательно расследуются, и в случае подтверждения виновные будут наказаны по всей строгости закона [7]. 8 июня 2002 г. В.В. Путин подписал указ № 1071 «Об организации временной системы органов исполнительной власти в Чеченской Республике», и одноименное Положение, с внесением в Федеральное Собрание и Государственную Думу одноименного закона. Одновременно на правительственном уровне вышло Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2000 г. № 520 «О мерах по обеспечению деятельности администрации Чеченской Республики». 12июня 2000 г., указом Президента РФ В.В. Путина № 1100 Ахмат-Хаджи Кадыров был назначен главой администрации Чеченской Республики [8. С. 14]. 19 января 2001 г. указом Президента Российской Федерации № 52 «О системе органов власти Чеченской Республики» был исключен статус «временного» в административном управлении республикой. Доверие В.В. Путиным республики, охваченной пожаром войны, лежащей в руинах с массой социально-политических проблем человеку, бывшему длительное время религиозным лидером, без управленческого опыта, вызывало неоднозначную реакцию в стране. Но в этом и заключался успех политического союза «Путин-Кадыров» [9. С. 142 - 148; 10. С. 449 - 459; 11.

С. 338 - 344; 12. С. 213 - 218; 13. С. 401 - 409]. По административно-государственному делению Чеченская Республика состояла из 15 районов, 2-х городов республиканского подчинения и 4-х горрайонов, 337 населенных пунктов. Было сформировано 236 администраций из них: 19 районных, 2 республиканского уровня, 2 районного подчинения, 231 сельских [14. С. 70]. На деле это означало, что до июня 2000 г. всем этим в Чеченской Республике руководили военные и говорить о политическом урегулировании в республике было чрезвычайно сложно или, если быть более категоричным, - неуместно. Тем не менее, с назначением А.А. Кадырова у руля республики «партия войны» состоящая из различных военно-политических сил внутри страны и за ее пределами, начала терпеть поражения, приближая окончание войны. Это назначение было жизненно необходимо для народа, поставленного в т. ч. и по вине отдельных своих же соплеменников на грань полного уничтожения.

Специальные действия (СД) в КТО по мнению исследователей И. Воробьева, В. Киселева были разделены на следующие виды: противодиверсионные, противоразведыва-тельные, противопартизанские, информационно-психологические, поисково-спасательные, по обеспечению внутренней безопасности граждан России и иностранных государств, защиты их собственности и прав [4]: при этом исследователи совершенно обоснованно сделали в целом правильный вывод о том, что действия войск в КТО не вписывались «в рамки «классических» военных канонов. Здесь нет четко выраженной линии фронта, а также монолитной группировки НВФ, отсутствует ярко выраженное противостояние сторон.

Опыт показал, чтобы умело вести борьбу с «неуловимым» коварным противником, надо личному составу многому научиться» [4]. В этой связи, хотелось бы в свою очередь обозначить нашу принципиальную позицию, выраженную в осознании политическим руководством страны понимания того, что многотысячная армейская группировка вооруженная самым современным оружием не справилась бы с этой ситуацией без самих чеченцев, которых в отличие от личного состава группировки не требовалось учить азам военного искусства, не просто противостоять, но и безоговорочно побеждать в схватке с коварным противником в лице сил международного терроризма и экстремизма, - это и есть главный фактор военной составляющей успеха в завершении контртеррористической операции в Чеченской Республике. Доверие чеченским подразделениям наиболее опасных участков в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом было оправдано качественными ювелирно выверенными точечными операциями, проводившимися ими не только в самой Республике, но и сопредельных республиках, куда международные террористы и экстремисты стали «мигрировать», после того, как у них под ногами запылала чеченская земля. Особым приоритетом в работе А.А. Кадырова стоит обозначить его принципиальную позицию о необходимости создания республиканского милицейского ведомства. В конце 1999 г. руководством МВД России было принято решение о создании Управления внутренних дел МВД Российской Федерации по Чеченской Республике. Приказом МВД России в декабре 1999 г. было создано Управление внутренних дел МВД Российской Федерации по Чеченской Республике (г. Моздок Республики Северная Осетия -Алания). С апреля 2000 г. Управление внутренних дел с штатной численностью свыше 1000 сотрудников милиции передислоцировалось в г. Гудермес. 10 ноября 2002 г. приказом МВД РФ № 1088 Управление внутренних дел МВД РФ по ЧР в целях совершенствования управления деятельностью органов и подразделений внутренних дел, повышения эффективности борьбы с преступностью и обеспечения правопорядка в Чеченской Республике было реорганизовано в Министерство внутренних дел Чеченской Республики. В настоящий момент в данной системе насчитывается 20 городских и районных отделов внутренних дел, ОМОН, Управление по борьбе с организованной преступностью, полк патрульно-постовой службы полиции специального назначения имени А.-Х.Кадырова, полк ППСМ при МВД по Чеченской Республике, полк полиции по охране объектов нефтеком-плекса УВО при МВД по ЧР, Управление ГИБДД.

В 2000 г. одним из первых строевых подразделений, участвовавших в специальных и боевых операциях против сил международного терроризма и экстремизма был именно «чеченский» отряд милиции особого назначения (ОМОН). Личный состав насчитывал около 300 бойцов. В целях активизации борьбы с бандитизмом и похищениями людей в августе 2005 г. в структуре республиканского МВД было создано Управление по борьбе с организованной преступностью, на которое в числе других, возлагались функции по противодействию терроризму, борьбе с бандитизмом и похищениями людей [15].

На 1 января 2005 г. с начала контртеррористической операции было возбуждено 1793 уголовных дела по фактам похищения 2503 человек [16. С. 92]. В период с 2003 по 2008 гг. включительно общее число преступлений, зарегистрированных на территории Чеченской Республики, сократилось на 36.4 % (с 7 188 преступлений до 45733), в том числе тяжких и особо тяжких - на 63,3 % (с 3689 до 1353) умышленных убийств - на 84,4 % (с 705 до 110), разбойных нападений - на 87, 5% (с 296 до 37). Количество зарегистрированных преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, снизилось за указанный период на 82. 8 % (с 1536 преступлений до 264). В 2003 г. в республике было совершено 327 террористических актов, то в 2008 г. не допущено совершения ни одного теракта [17. С. 9]. На территории Чеченской Республики с 2000 по 2008 гг, было совершено террористических актов в 2000 г. - 179, в 2001 г. - 401, в 2002 г. - 401, в 2003 г. - 327, в 2004 г. -162, в 2005 г. - 54. В 2006 г. - 9, в 2007 г. - 1, в 2008 г - 0 [18. С. 16].

В 2008 г., в результате оперативно-розыскных, профилактических и специальных контртеррористических мероприятий из незаконного оборота было изъято 267 единиц огнестрельного оружия, более 42 тысяч различных боеприпасов, более тонны взрывчатых веществ [18. С. 17]. Органами внутренних дел Чеченской Республики в 2008 г. пресечена деятельность 324 лидеров и активных участников организованных преступных групп и обществ. За январь - декабрь 2008 г. выявлено 506 (10.1 %) преступлений связанных с организацией преступного сообщества. Было ликвидировано 5 бандгрупп и уничтожен, при оказании сопротивления, 61 боевик (в том числе 5 главарей бандгрупп), задержано 324 участника бандподполья, пришли с повинной 93 участника и пособника незаконных вооруженных формирований [18. С. 17]. Только за 3 месяца 2009 г. было задержано 65 участников незаконных вооруженных формирований. При оказании вооруженного сопротивления уничтожено семь членов бандгрупп, среди них один бандглаварь. В 2009 г. общее число преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, сократилось на 20 % [19. С.105]. Всего на территории Чеченской Республики по состоянию на 2009 г. было определено 39 критически важных и 202 потенциально опасных объектов, 52 объекта жизнеобеспечения, 1011 мест с массовым пребыванием граждан [19. С. 105]. Данные цифры к 2015 г. претерпели значительные изменения ввиду увеличения введенных в эксплуатацию объектов, поскольку в Чеченской Республике вводятся новые объекты, то следует ожидать, что количество таких объектов будет ежегодно возрастать. Результатами эффективных действий сотрудников МВД по Чеченской Республике стали не только высокие цифры ликвидированных террористических группировок, но и перевод ситуации в стадию, когда международный террористический спрут утратил способность крупномасштабного и взаимосвязанного, цельно организованного центра противодействия и был переведен в разряд общеуголовной зачатую разобщенной структуры. Так, согласно статистическим данным к 2008 г. «в Чеченской Республике отмечался один из наиболее высоких уровней общей раскрываемости преступлений (количество раскрытых преступлений превысило остаток нераскрытых в 4.6 раза). Раскрыто 3822 преступления (- 18,9 %), общая раскрываемость составила 87,8 %» [18. С. 18]. Министр внутренних дел по Чеченской Республике генерал-лейтенант полиции Р.Ш. Алханов сформулировал курс, обозначенный первым Президентом Чеченской Республики, героем России А.А. Кадыровым проводимый в Чеченской Республике на основе 6 ключевых принципов: 1. Беспощадная борьба с терроризмом и экстремизмом. 2. Консолидация общества, опора на национальные и религиоз-

ные традиции. 3. Духовно нравственное и патриотическое воспитание молодежи. 4. Соблюдение прав граждан и законности в деятельности правоохранительных органов и структур. 5. Забота о людях, повышение уровня благосостояния и социального обеспечения граждан. 6. Развитие экономики республики на основе инновационных технологий и современного производства [20. С. 4] .

Всего за 9 месяцев 2012 г. на территории Чеченской Республики было зарегистрировано 3027 уголовно наказуемых деяний, что на 8,8 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Сократилось количество особо тяжких (на 25,7 %) и тяжких (на 24 %) преступлений, в том числе убийств (на 28,6 %) и посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов (на 55 %).....В результате совместных оперативно-розыскных и

специальных мероприятий на территории Чеченской Республики задержано 80, пришли с повинной 6, уничтожено при оказании вооруженного сопротивления 35 участников и пособников бандформирований. Выявлено 102 и раскрыто 85 преступлений, связанных с участием в НВФ или их организацией. По 59 преступлениям данной категории уголовные дела были направлены в суд. Обнаружено и ликвидировано 39 тайников (схронов) с оружием и боеприпасами и 6 баз НВФ. Из незаконного оборота изъято 124 единицы огнестрельного оружия, около 11 тысяч единиц различных боеприпасов, 196 снарядов, мин и фугасов, 400 гранат и гранатометных выстрелов, 10 СВУ, 415,5 кг взрывчатых веществ. Выявлено 145 преступлений, связанных с незаконным сбытом, хранением или ношением оружия. Принимаемые меры по борьбе с незаконным оборотом оружия и боеприпасов способствовали сокращению преступлений, совершенных с применением оружия (на 6,7 %), в том числе огнестрельного (на 9,3 % [21]. В первом квартале 2013 г. не было допущено совершения терактов, экстремистских акций и других массовых нарушений общественного порядка. Приоритетным направлением совместной оперативно-служебной и служеб-но-боевой деятельности оставалась борьба с терроризмом и экстремизмом. В их результате на территории Чеченской Республики при оказании вооруженного сопротивления уничтожено 23 участника бандформирований, в том числе 3 бандглаваря (Гакаев Х.В., Хушалаев А.К. и Лорсанов Т.М.). Склонён к явке с повинной 1 член НВФ. Задержано 14 пособников бандподполья. Ликвидированы 2 бандгруппы, действовавшие в Веденском районе. Выявлено 22 и раскрыто 34 преступления, связанные с организацией или участием в незаконных вооруженных формированиях. Обнаружено и ликвидировано 5 схронов с оружием и боеприпасами, а также 2 базы НВФ. Из незаконного оборота изъято 66 единиц огнестрельного оружия, более 4-х тысяч различных боеприпасов, 21 снаряд, мин и фугасов, 57 гранат и ВОГ, одно СВУ и 5 кг взрывчатых веществ [22].

Согласно сведениям, озвученным прокурором Чеченской Республики Владимиром Кузнецовым, за весь период проведения контртеррорестической операции в Чеченской Республике было возбуждено 1969 уголовных дел по похищениям людей. Из 2752 похищенных было найдено 507 человек, из них наибольшее количество похищений приходится на 2002 и 2003 гг. За период с 2000 - 2006 гг. в суд направлено 93 уголовных дела в отношении 137 обвиняемых в похищении людей [23]. Согласно сведениям электронного ресурса МВД по Чеченской Республике по состоянию на 9 ноября 2015 г. 11 сотрудников ведомства удостоены, вышей награды страны Герой России, 85 сотрудников МВД по ЧР, награждено орденами Мужества, 137 сотрудников МВД по ЧР, награждено орденами «Мужества» (посмертно) [24]. Председатель Парламента Чеченской Республики Д.Б. Аб-дурахманов, характеризуя борьбу против международного терроризма, отмечал, что международный терроризм был представлен в республике террористами из 50 государств, в борьбе с ним отдали жизни: 1187 чеченских милиционеров, более 100 религиозных деятелей, 4 главы района, тысячи руководителей разного звена - начиная от глав сел, заканчивая директорами ведомств и учреждений, погибли за мир на Кавказе и единство российского государства [25. С. 228]. За этими цифрами стоят спасенные человеческие жизни многих людей. Статистический свод сведений, собранных из различных источников отно-

сительно результатов борьбы с международным терроризмом и экстремизмом позволяет нам сделать определенные выводы.

Проведение специальных операций в Чеченской Республике подразделениями, сформированными из числа чеченцев, на наш взгляд, способствовало следующему:

- изменилась тактика проведения зачисток, в результате которых ранее исчезали мирные жители; теперь они стали адресными при их проведении участвовали представители правоохранительных органов Чеченской Республики; прекратилось хаотичное движение армейской колесной и гусеничной бронетехники, ранее были инциденты наездов на гражданские машины и автобусы военнослужащими, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, без надобности перемещающихся из пункта «а» в пункт «б»;

- знание местности при проведении специальных мероприятий способствовало точечным действиям в населенных пунктах при проведении адресных мероприятий, что позволило ликвидировать и нейтрализовать членов террористического бандитского подполья, в первую очередь, благодаря не только информативной помощи местного населения, но и его участия в качестве сил народного ополчения;

- оперативная информация, получаемая от граждан из населенных пунктов в которых скрывались или бесчинствовали в ночное время суток террористы, имела достоверный и транспорентый характер, что позволяло сотрудникам спецслужб реагировать молниеносно;

- созданные специальные мобильные группы из числа чеченцев в составе милицейских, армейских подразделений эффективно отрабатывали работу в городской и сельской местности, избегая жертв со стороны гражданского населения;

- было налажено и реализовано эффективное взаимодействие и координация задач между УФСБ по Чеченской Республике, МВД по Чеченской Республике;

- тактика проведения боевых операций заключалась в привлечении к выполнению боевых задач наименьшего количества людей, в основном повзводно, в отдельных случаях поротно и батальонно. Акцент делался на эффект внезапности, знание маршрутов возможного отхода террористов или же учета участков возможного прорыва к ним других членов террористического подполья; высокая снайперская и антиснайперская подготовка чеченских подразделений не давали никаких шансов победить наемникам, прибывшим в Чеченскую Республику в боестолкновениях с чеченцами;

- уничтожение террористов и экстремистов сказалось на резком сокращении количества прибывающих дополнительно наемников из различных государств. Многие из них были уничтожены или переданы правосудию. Одним из примеров является суд над алжирским наемником. В Верховном суде Чеченской Республики в 2006 г. был вынесен обвинительный приговор в отношении алжирского наемника, Бурахли Ка-мело воевавшего в Чечне и задержанного в сентябре 2004 г. на территории Дагестана. Он был признан виновным в незаконном переходе государственной границы, в незаконном обороте оружия, в терроризме, а также в захвате заложника - помощника коменданта Веденского района С.К. Бареева, который впоследствии был убит. Алжирец был осужден на 24 года лишения свободы [26. С. 78].

Успешная борьба с силами международного терроризма и экстремизма, осуществляемая силами чеченских правоохранителей, лишила возможности получения новых рекрутов для террористов, за счет неправомерных действий, имевших место при проведении зачисток со стороны федеральных сил. В Чеченской Республике идея мира и стабильности стало главной целью борьбы с деструктивными силами.

В мае 2007 г. Р.А. Кадыров возглавил антитеррористическую комиссию республики. Был подписан указ о мерах противодействия терроризму на территории Чеченской Республики. Согласно данным комиссии, с момента её образования (апрель 2007 г.) спецпод-

разделениями МВД по Чечне и УФСБ по Чеченской Республике были нейтрализованы 12 полевых командиров и 60 боевиков, задержаны 444 участника незаконных вооружённых формирований и их пособника, ликвидировано 283 базы, 452 тайника с оружием и боеприпасами [27]. Справедливым и объективным нам видится сделанное в рассматриваемый период заявление председателем Национального антитеррористического комитета директора ФСБ Российской Федерации Н.П. Патрушева от 15.07.2006, в котором он подчеркивал: «успех антитеррористической борьбы зависит не только от действий силовых структур.....Только совместными усилиями государственных органов, общественных организаций и бизнес-сообщества можно добиться серьезных позитивных перемен по всем этим направлениям» [28. С. 4].

Безусловно, объявленная амнистия участникам НВФ - это еще один фактор, способствовавший завершению войны в Чечне. Нормативный механизм амнистирования выглядел следующим образом. При решении вопроса о привлечении либо об освобождении от уголовной ответственности добровольно явившихся с повинной участников незаконных вооруженных формирований правоохранительные органы руководствовались нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК России). Статьей 142 УПК РФ регламентировался порядок принятия заявления о явке с повинной - добровольного сообщения лица о совершенном им преступлении. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принималось и заносилось в протокол в порядке, установленном частью третьей статьи 141 УПК России. Вместе с тем, принимая во внимание политическую значимость добровольной явки с повинной лиц, являвшихся участниками незаконных вооруженных формирований, при строгом следовании нормам УПК России правоохранительным органам одновременно надлежало руководствоваться следующим: добровольные заявления лиц о явке с повинной незамедлительно оформлять документально; указанные лица должны оперативно доставляться в органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности или органы прокуратуры для принятия соответствующих процессуальных решений и применения мер процессуального принуждения или мер пресечения;.. ..в отношении указанных лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение других преступлений, в случае их активной помощи следствию изыскивать возможности применения положений УК России, связанных со смягчением наказания [29. С. 18 - 20].

Однако главным для бывших членов НВФ, их возвращения к мирной жизни, адаптации в социальной среде, были гарантии руководства Чеченской Республики в части обеспечения их возвращения к мирной жизни, если они не запятнали себя кровью. Наблюдалась высокая эффективность постановлений Правительства Чеченской Республики № 2, 27 и 97 - 2004 гг., на основании которых только за 2008 г. жителями Чеченской Республики добровольно сдано на возмездной основе 66 единиц огнестрельного оружия, 53 гранаты, свыше 6000 снарядов, 3 мины, около 5000 различных боеприпасов, 1 т взрывчатых веществ. За данные предметы вооружения населению выплачено 24,2 млн руб. Положительными факторами достижения таких результатов являлись: состоявшаяся в 2006 - 2007 гг. широкомасштабная амнистия бывших участников НВФ, добровольно отказавшихся от преступной деятельности и явившихся с повинной; запрещение на территории ЧР игрового бизнеса всех видов; в ведение ограничений на торговлю спиртными напитками [17. С. 8 -9]. В целом нормативно-правовая базой антитеррористической комиссии в Чеченской Республики являются: указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму»; указ Президента Чеченской Республики от 28 апреля 2007 года № 170 «О мерах по противодействию терроризму на территории Чеченской Республики»; указ Президента Чеченской Республики от 29 декабря 2009 года № 397 «Об утверждении Типового положения о постоянно действующих рабочих группах Антитеррористической комиссии Чеченской Республики, Типового положения, Типового регламента и Типового состава антитеррористической комиссии муниципального образования Чечен-

ской Республики»; указ Президента Чеченской Республики от 29 декабря 2009 г. № 398 «Об утверждении рабочих групп Антитеррористической комиссии Чеченской Республики»; федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; Положение об Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утвержденное Национальным антитеррористическим комитетом 7 июля 2006 г.). На территории республики развёрнута деятельность 26 рабочих органов АТК ЧР: 17 антитеррористических комиссий муниципальных образований (городов и районов), 9 постоянно действующих рабочих групп, возглавляемых главами муниципальных образований и отраслевыми министрами Правительства Чеченской Республики. Основной задачей этих комиссий являются реализация на местах принятых решений республиканской комиссией, а также отдельных указаний НАК и АТК в области противодействия терроризму [30]. По поручению Президента РФ, Национальным антитеррористическим комитетом были внесены изменения в организацию антитеррористической деятельности на территории Чеченской республики.

Председателем комитета, директором ФСБ России А. Бортниковым с ноля часов 16 апреля 2009 г. был отменен приказ, объявляющий территорию республики зоной проведения контртеррористических операций». С указанного времени «мероприятия по борьбе с терроризмом в данном субъекте РФ начали осуществляться в соответствии с общим порядком, действующим в других регионах страны. Это решение способствовало дальнейшей нормализации обстановки в республике, восстановлению и развитию ее социально-экономической сферы. Оперативному штабу Чечни были даны поручения, направленные на оптимизацию состава сил и средств Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, совершенствования порядка их применения в современных условиях [31]. В заявлениях Р.А. Кадырова подчеркивалось: лучший итог войны - прочный мир [32], процветающая, мирная Чеченская Республика станет фактором стабильности в целом на юге страны, ожидания граждан оправдались [33]. Мы имеем совершенно уникальную ситуацию, когда осознанное решение политического руководства страны в лице В.В. Путина о доверии чеченскому народу навести порядок в регионе и покончить с международным терроризмом, предопределило успех окончания чеченской войны.

Другим фактором успеха является одновременное решение социально-экономических вопросов, не дожидаясь полного решения военной составляющей. Хотя именно у последнего варианта было больше противников, безосновательно считавших, что Чеченская Республика «съедает деньги налогоплательщиков страны». Однако именно для них в данном исследовании приведем некоторые цифры. Если руководствоваться подсчетами специалистов, то в ноябре 2002 г. заместитель председателя комитета Федерального Собрания Государственной Думы России по обороне А. Арбатов сообщил, что в период активных боевых действий (осень 1999 - зима 2000 гг.) на контртеррористическую операцию уходило 20 - 30 млрд руб. в год, затем расходы снизились до 10 - 15 млрд руб. В докладе одного из ведущих экономистов в стране Руслана Хасбулатова и бывшего депутата Ивана Рыбкина «Экономические аспекты войны в Чечне» от апреля 2003 года сообщалось: на развертывание войск и боевые действия с сентября 1999 года до конца 2000 г. ушло $ 10 - 12 млрд, в 2001 году - $11 - 13 млрд, в 2002 году - $10 - 12 млрд, за три месяца 2003 года - около $3 млрд [1]. Очевидно, что у тех кто ратовал за то, чтобы Чечне не выделяли деньги, была задача подменить истинное положение ситуации. По лживой логике недоброжелателей из числа проживающих в стране следует, что лучше тратить деньги на войну, гибель гражданских и военных, чем созидать и укреплять мир. На практике направление только одного сводного милицейского подразделения из региона страны означало, что они должны быть передислоцированы в регион со своей техникой, провиантом и вооружением, задействуя авиационный или железнодорожный транспорт. Это приводило к большим финансовым затратам для бюджета страны. С созданием чеченской милиции помимо основ-

ных задач, в том числе решалась указанная обременительная задача для федерального бюджета.

Поскольку завершение войны в Чечне и восстановление её после военных событий решало не одну, а группу задач - от внутриполитических до внешне политических: перестали гибнуть военнослужащие и милиционеры, откомандированные из регионов России, вместо них, защищая интересы своего народа и России, гибли сотни чеченских милиционеров, остановился поток внутренней миграции, когда спасавшиеся от войны граждане тысячами перемещались внутри страны, решение чеченской проблемы лишило страны Запада и Ближнего Востока возможность «дипломатически попрекать» Россию и пытаться шантажировать страну нарушением прав человека на международной арене.

Ключевой боевой составляющей в Чеченской Республике при проведении специальных операций являются подразделения специального назначения укомплектованные именно чеченцами по национальности. Современный чеченский спецназ это подразделения специального назначения в системе МВД по ЧР, Министерства обороны Российской Федерации, в которые входят лучшие бойцы из всех силовых подразделений республики. Свое мастерство и профессионализм, отточенные в реальных боевых операциях, они с успехом демонстрируют и в военно-спортивных состязаниях среди аналогичных специальных подразделений, как в стране, так и за ее пределами. Выступление сборной команды России на королевском чемпионате мира среди силовых спецподразделений в 2015 г. в Иордании, показало, что чеченские бойцы являются лучшими в мире по боевой и специально-тактической подготовке. Команда под руководством Д. Мартынова стала четырехкратным золотым призером, двукратным серебряным и трехкратным бронзовым призером чемпионата в различных состязаниях. В чемпионате принимали участие 43 команды из десятков стран мира, включая мировые державы. Соревнования проходили в Королевском Центре подготовки подразделений специального назначения (The King Abdullah II special operations training center) [34]. После победы российского спецназа «чеченского происхождения» перенимать опыт первыми в республику в 2015 г. приехали коллеги из Казахстана. Данное подразделение способно решать любую оперативно-тактическую задачу на суше, на море, бойцы успешно прошли десантно-парашютную подготовку, свободно владеют всеми видами стрелкового оружия отечественного и иностранного образца, минно-взрывным делом. Каждый из бойцов, входящий в состав этого специального подразделения, обладает навыками инструкторского мастерства, таким образом может готовить на профессиональном уровне универсальных бойцов высокого уровня для других армейских, полицейских подразделений Российской Федерации.

В Чеченской Республике впервые на советском и постсоветском пространстве по распоряжению Главы ЧР, Героя России Р.А. Кадырова были осуществлены меры, повысившие профессиональный имидж и статус работника ГИБДД (в том числе и внутри самих правоохранительных структур). Все сотрудники силовых ведомств в Чеченской Республике обязаны неукоснительно соблюдать требования инспекторов ГИБДД МВД по ЧР по соблюдению правил дорожного движения, предъявлять к досмотру транспорт, служебные удостоверения, предписания. Одновременно было произведено оснащение данной службы самой современной автомобильной техникой (УАЗ «Патриот», форд «Фокус», тойота «Камри», Мерседес-Бенц E- 211, Е- 212), позволяющей слаженно и эффективно выполнять служебные задачи. Автопарк и техническое оснащение ГИБДД МВД ПО ЧР является по праву лучшими среди субъектов Российской Федерации. Для обеспечения указанных задач был сформирован элитный специальный батальон «Грозный» .

Религиозный фактор. Открытие Российского исламского университета имени Кунта-Хаджи в столице Чеченской Республике, открытие школ-хафизов по республике, проведение регулярных международных научно - практических конференций, одна из последних «Суфизм-безопасность для человека и стабильность в государстве» 27-29 августа 2014 г., есть еще одна важная составляющая в борьбе с лжетечениями и идеологиями в простран-

стве Российской Федерации. Россия многонациональная и многоконфессиональная страна, правильное понимание этих характеристик позволит и власти и обществу обезопасить себя от проникновений на территорию страны деструктивных элементов, не прекращающих попытки заполнить с одной стороны имевший место идеологический вакуум с 1990-х гг, с другой стороны - противостоять навязыванию идей чуждых мусульманам страны.

Открытием крупнейшей мечети в Грозном 2008 г. «Сердце Чечни», крупного научно-образовательного центра Российского исламского университета имени Кунта-Хаджи, школ хафизов (учебных заведений для детей и подростков по изучению Корана), строительством крупных мечетей в каждом городе и районном центре, восстановлением священных для чеченцев зияртов шейхов и эвлиа, передачей на хранение реликвий пророка Мухамада (С.ГВ) был нанесен идеологический урон, который лишил с одной стороны возможности обвинять Чеченскую Республику и её власть в отсутствии должного отношения к религии со стороны экстремистов, второй, более важный момент чем первый, в силу своего стратегического содержания, заключается в подготовке высоко образованных молодых специалистов в области теологии - представителей национальностей, проживающих у нас в стране (не только чеченцев, но и других национальностей РФ), получающих образование не через призму видимого и невидимого давления ближневосточных наставников за пределами своей Родины (большой и малой), а у себя на Родине. Следовательно, получать ответы и искать истину в глубоком просветительском смысле религии добра и мира ислама. Чеченская Республика, выступая с открытым забралом, защищает мусульман от циничных нападок как внутри, так и извне, отреагировав массовой и беспрецедентной акцией на кощунственные карикатуры французского издания Шарли Эбдо: 19 января 2015 г. свыше миллиона человек вышли на улицы Грозного, чтобы выразить свое возмущение против карикатур на пророка Мухаммада (С.ГВ); вставая на защиту священных писаний от судейского произвола, когда судья Южно-Сахалинского суда Н. Перченко признала экстремистским материалом книгу «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в Исламе». Защищая интересы многомиллионной уммы верующих в стране, Чеченская Республика в лице её главы Р.А. Кадырова молниеносно отреагировала, не только сначала смело выразив общее мнение по этой деятельности представителя фемиды, но и юридически смогла добиться логического результата. Чеченская Республика по праву стала мусульманской столицей многонациональной и многоконфессиональной России.

Акцентированное внимание к развитию суфизма есть выстраивание жесткого заслона на пути международного терроризма и экстремизма. Вывод, сделанный на одной из научно-практических конференций председателем Совета улемов Чеченской Республики Х-А.-Х. Кадыровым о том, что «суфизм помог нам выдворить из нашей республики экстремизм, радикализм и опровергнуть обвинение в неправильности исповедования религии. Суфизм стал знаменем свободы, знаменем победы, знаменен справедливости [35. С. 28]» -есть идеологическое ядро противодействия ИГ (Иблисскому государству).

По нашему мнению, Чеченская Республика именно поэтому с первых дней возрождения (А. А. Кадыров) и перехода к развитию (Р.А. Кадыров) делает перманентный акцент на истинное религиозное обучение и воспитание именно в Северо-Кавказском регионе. Ведь если задуматься, не вдаваясь даже в глубинные трактаты, именно суфизм, являющийся базой тарикатов стал основоположником и распространителем ислама, в некогда древнем языческом обществе чеченцев. Столица Чеченской Республики, г. Грозный (по аналогии с северной столицей России, г. Санкт-Петербург), стал своеобразной «мусульманской столицей» России. И это есть стратегически правильная реализация национальной политики федеративного государства, где единство сформировано прежде всего на многообразии культур и религий. Представляется, что для этого необходимо в дальнейшем развивать созданный в республике потенциал, а именно, нам видится необходимость строительства крупнейшей исламской библиотеки и академии ислама в Грозном, поскольку научно -образовательная составляющая данного вопроса должна развиваться в поступательном на-

правлении. Борьба с терроризмом и экстремизмом имеет эффективный результат, когда помимо профилактических мероприятий по «горячим следам» ведется целенаправленная упреждающая воспитательная политика. Невежество можно победить только развитием, образованием и наукой. Чеченская Республика, долгое время бывшая сама своеобразной мишенью на международной арене, перманентным упреком со стороны Запада и Востока к России в конце первого десятилетия XXI в., стала не просто главным оплотом и форпостом российской государственности по всему периметру страны, но и, выступая составной частью многонационального государства, стала заметным участником внешнеполитической деятельности. Вряд ли исследователи и рядовые граждане страны в 90- е годы XX столетия могли предположить, что в XXI в. именно Чеченская Республика станет центром противодействия экстремизму и терроризму не только на оперативных просторах, узких горных тропах или в урбанизированных городских кварталах региона, когда бойцы чеченских специальных подразделений будут эффективно бороться и уничтожать террористов, и не только в стране. Чеченская Республика достойно заявила о себе на международной политической арене, освобождая заложников из числа российских граждан на Украине (освобождение 25 мая 2014 г. телеоператора «Lifenews» Марата Сайченко и журналиста Олег Сидякина), в Ливии (12 октября - 18 декабря 2015 г., членов экипажа российского танкера «Механик Чеботарев»). Были проведены чрезвычайно важные для страны мероприятия международного значения. К таковым отнесем следующие:

18 января 2004 г. Президент Чеченской Республики А.А. Кадыров в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) встретился с королем Саудовской Аравии Абдаллой. 2 ноября 2008 г. во время визита ливийского лидера в Москву он встретился с президентом Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым. Это был первый с 1985 г. визит в нашу страну. В ходе встречи лидер ливийской революции подчеркнул правильность и значимость курса руководства Чеченской Республики, направленного на мирную и созидательную жизнь в составе Российской Федерации, определенного в свое время еще первым президентом ЧР Ахмадом Кадыровым. В этой связи ливийский руководитель отметил, что быть в составе РФ в интересах, прежде всего, самой Чеченской Республики и это абсолютно верно и правильно понял и определил первый президент ЧР. Каддафи напомнил, что Ахмад Кадыров входил в генсовет Всемирной Исламской Организации «Созыв», и «теперь это место по праву занимает его сын, который продолжил дело отца и делает на этом пути значительные успехи» [36].

21 декабря 2008 г. г. Грозный посетил с визитом глава Палестинской национальной автономии Махмуд Аббас. Его визит связан с желанием увидеть успехи чеченского народа в борьбе с силами международного терроризма.

23 апреля 2014 г. в г. Грозный под председательством секретаря Совета безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушева состоялось выездное заседание Комитета секретарей советов безопасности государств-членов Организации договора о коллективной безопасности. Результатом стало подписание документов, касающихся вопросов развития системы коллективного реагирования государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности на чрезвычайные ситуации, взаимодействия по противодействию преступной деятельности в информационной сфере, совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки органов управления и формирований сил и средств системы коллективной безопасности [37].

19 июня 2014 г. король Иордании Абдалла II прибыл в Грозный для встречи с главой Чеченской Республики, Героем России Р.А. Кадыровым. Во время поездки он посетил подразделения специального назначения МВД по Чеченской Республике, имеющие опыт борьбы с международным терроризмом.

5 октября 2015 г. первый вице-президент Афганистана, генерал Абдул Рашид Дустум в Грозном встретился с главой Чеченской Республики Р. А. Кадыровым. Дустум отметил, что у Чеченской Республики есть реальный опыт борьбы с терроризмом [38].

15 октября состоялась в Грозном встреча между главой Чеченской Республики Рам-заном Кадыровым и премьер-министром Ливии Халифом Аль-Аввелем. Особое внимание было уделено вопросу урегулирования ситуации вокруг экипажа танкера «Механик Чеботарев» [39].

Чеченская Республика стала центром культурно-просветительского кластера. В республику, некогда считавшуюся «горячей точкой», приезжают звезды первой величины. Это тоже элемент грамотной имиджевой политики руководства по созданию благоприятного климата и инвестиционной привлекательности региона, ведь за годы хаоса и беспредела у республики не без помощи средств массовой информации был успешно сформирован имидж самого опасного региона. На современном этапе ценой невероятных усилий в том числе и благодаря грамотной РЯ политике удалось сделать Грозный желанным местом посещения как звезд первой величины, так и простых граждан различных государств.

Социально-экономический фактор. До назначения Р.А. Кадырова Председателем Правительства Чеченской Республики ситуация с безработицей в регионе была критической, её уровень превышал 70 %, фронтальное наступление на решение не только военных и поствоенных проблем, но и социально-экономических вопросов позволили в несколько раз снизить безработицу в регионе с полностью разрушенной экономикой и инфраструктурой. Если в 2006 г. рост валового регионального продукта в Чеченской Республике составил 11,9 %, то в 2007 - 26,4 % [40] . Согласно данным министерства экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики Уровень регистрируемой безработицы в 2015 г. сократился до 15,3 %. Главой ЧР Рамзаном Кадыровым перед региональными властями обозначена приоритетная задача - свести к 2018 г. безработицу к 5 % уровню. По данным Минэкономтерразвития ЧР, в результате реализации комплекса мер только в 2015 г. было создано 20535 рабочих мест [41]. Создание рабочих мест, высокий уровень занятости населения в совокупности способствует решению задачи противодействию распространения терроризма и экстремизма, в том числе приводит к исключению вербовки в террористические организации по причине отсутствия социальной реализации молодых людей в Чеченской Республике. В настоящий момент в Чеченской Республике созданы беспрецедентные условия для развития личности в различных направлениях от образовательной и научной до спортивной: построена крупнейшая национальная библиотека, спортивные залы, бассейны, развлекательные центры.

Способность власти консолидировать вокруг себя чеченскую бизнес-элиту, активно включившуюся в возрождение республики, - есть еще один фактор, который можно присовокупить к единой работе в данном направлении. Привлечение руководством Чеченской Республики крупных инвестиций, создание реального инвестиционного интереса к Чеченской Республики позволили реализовать такие крупные проекты, как: «Грозный-сити», «Гудермес-сити», «Шали-сити», строительство уникальных сооружений «Сердце Чечни», «Сердце матери», комплекса «Грозненское море», спортивно-туристического комплекса «Кезеной-Ам», крупнейшего автодрома на юге страны «Крепость-Грозный», комплекса «Коллизей» и целого ряда крупных объектов различного назначения. Все это тоже в совокупности является элементом эффективной борьбы с международным терроризмом и экстремизмом. Развитие остальных городов Республики, помимо Грозного, свидетельствует о том, что регион в ближайшие годы будет флагманом не только Северного Кавказа, но и всего юга конкурируя с Ростовом-на-Дону, Краснодаром, Волгоградом, которые по отдельным параметрам он превосходит и сегодня. Этому в немалой степени способствует кадровая политика, связанная с формированием эффективных менеджеров среднего звена подготовленных в том числе в ведущих вузах страны и зарубежья с 2007 - 2015 гг., которые постепенно внедряются в те или иные производственные отрасли. Эффективная политика руководства Чеченской Республики в области строительства, безопасности, создания благоприятной инфраструктуры повсеместно положительно влияет и на другие регионы (в первую очередь близлежащие к Чеченской Республике) способствуя внедрять нечто по-

хожее с «чеченским» опытом у себя в регионах. Но здесь очень важно подчеркнуть очень значимый аспект Чеченская Республика изначально находилась в позиции, даже не совместимой с аутсайдерской, инфраструктура была разрушена на 90 %. Следовательно, речь шла не о модернизации, какую переживают сегодня регионы, что делает также их положение значительно лучшим, чем состояние Чеченской Республики в начале 2000-х гг., столкнувшейся в первую очередь с процессом «расчистки завалов» на всей своей территории. Тем не менее, данная задача была решена и регион по многим показателям уровня жизни сегодня уверенно опережает другие регионы.

С 2013 года были привлечены инвестиции в объёме 128 млрд руб. Благодаря этой работе безработица снизилась в 2013 г. с 27 до 18 % [42]. Ежегодно стала возрастать цифра налогов собранных в Чеченской Республике. В 2005 г. в Чечне было собрано налогов на сумму 8 млрд руб. В 2006 г. было собрано 10 млрд 44 млн налогов в федеральный бюджет. Впервые удалось перешагнуть барьер в 10 млрд руб. [43]. Только за семь месяцев 2007 г. в бюджетную систему РФ по Управлению Федеральной налоговой службы России по Чеченской Республике поступило 6736,1 млн руб. В сравнении с аналогичным периодом 2006 г. объем поступлений вырос на 639,6 млн руб. с темпом роста 110,5 %. В федеральный бюджет (с учетом единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) поступило 3410,7 млн руб. Дополнительно в федеральный бюджет поступило налогов и сборов в сумме 36,2 млн руб. В консолидированный бюджет Чеченской Республики поступило 2208,3 млн руб., из них в местные бюджеты - 940,9 млн руб. По сравнению с 2006 г. объем поступлений вырос на 439,8 млн руб. с темпом роста 124,9 %. В государственные внебюджетные фонды поступило 1117,1 млн руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем поступлений вырос на 325,8 млн руб. с темпом роста 141,2 % [44]. В январе - декабре 2008 г. налоговыми органами Чеченской Республики мобилизовано в бюджетную систему Российской Федерации свыше 16,5 млрд руб. в виде налогов, сборов и иных обязательных платежей [45].

За 4 месяца 2010 г. в бюджет республики налогов поступило на 1 млрд 736 млн руб. За аналогичный период 2009 г. было 1 млрд 638 млн руб. [46]. За пять месяцев 2011 г. от Чеченской Республики в бюджетную систему страны налогов, сборов и иных обязательных платежей поступило на сумму, превышающую 4,4 млрд руб. Соотношение поступлений к аналогичному периоду 2010 г. составили 13,3 % (519,5 млн руб.). Произошло пополнение федерального бюджета на 1,8 млрд руб., что на 15 % (232,4 млн руб.) больше, чем в прошлом году). В консолидированный бюджет Чеченской Республики мобилизовано свыше 2,6 млрд руб. Пополнение казны республики составило 18 % (398,6 млн руб.). Индикативные показатели по федеральной казне, доведенные Федеральной налоговой службой, и консолидированному бюджету Чеченской Республики были исполнены на 110,5 и 110,5 % соответственно [47].

В научном исследовании А. А. Кадырова [48] в свое время были сделаны глубокие выводы и предложения по нормализации ситуации в регионе. Анализ данной работы на современном этапе приводит современных исследователей к выводу, что многое из изложенного им в заключении данной работы нашло практическое применение в 2003 - 2015 гг. Главной задачей в урегулировании конфликта в Чеченской Республике А.А. Кадырову виделся перевод ситуации из неправовой (незаконной) в правовую (законную). Предполагалось создание реального механизма функционирования Конституции РФ в Чеченской Республике. Вывод о том, что чеченский социум неизбежно обретет свою структуру, когда будет выстроена вертикаль законной власти с её институтами и атрибутикой и начнутся процессы восстановления её экономики на основе новых политических и экономических отношений является примером точного прогнозирования ситуации [48]. На наш взгляд заслуживает особого внимания глубокий по своему значению и предвидению развития ситуации в стране и в мире в целом, вывод ученого А.А. Кадырова, нашед-

шего свое подтверждение в свете событий на международной политической арене в 2008 -2015 гг. Противостояние России и Чечни никогда не возобновится, если будет укреплена Российская государственность, а сама Россия станет политически и экономически независимой страной, вернет себе утраченный статус великой державы [48].

Литература и комментарии

1. См.: Итоги контртеррористической операции в Чечне http://www.kommersant.ru/doc/1156661. Дата обращения 03.01.2016.

2. Осмаев А.Д., Мукаева Т.Ш. , Котиева Л.Р., Сугаипова А.М. Роль А.-Х. Кадырова в становление российской модели государственности в Чеченской Республике. От беззакония и хаоса к порядку и закону (Об исторической роли Ахмат-Хаджи Кадырова в новейшей истории Чеченской Республики. Материалы региональной научно-практической конференции. Грозный, 10 июня 2010 г.).

3. См. Орга, № № 17 - 18,1.09.2002 г. Цит. По: Гакаев Х.А. Роль А.-Х. Кадырова в стабилизации военно-политической ситуации в Чечне. С. 87. От беззакония и хаоса к порядку и закону (Об исторической роли Ахмат-Хаджи Кадырова в новейшей истории Чеченской Республики. Материалы региональной научно-практической конференции. Грозный, 10 июня 2010 г.). С. 92.

4. См.: Воробьев И., Киселев В. Контр террористическая операция: анализ, уроки и выводы. http://observer.materik.ru/observer/N02_00/02_16.HTM. Дата обращения 04.02.2016.

5. Kamov Ka-50 "Black Shark" in action. Новости 2001 года. Боевые вылеты вертолётов Ка-50 "Чёрная акула" в Чечне. Репортаж НТВ. https://www.youtube.com/watch?v=Zy4IKDdbUG4; также https://www.youtube.com/watch?v=s7at2IMuFDI. Дата обращения 03.02.2016.

6. Младенов А. О вертолете Ка-52 «Аллигатор». http://periscope2.ru/2012/05/17/5941/. Дата обращения 04.02.2016.

7. Заявление в связи с нарушением прав человека в ходе контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации. http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24066. Дата обращения 10.02.2016

8. Байханов И.Б., Тааев И.Д. Ахмат-Хаджи Кадыров и становление избирательной системы Чеченской Республики. От беззакония и хаоса - к порядку и закону (об исторической роли Ахмат-Хаджи Кадырова в новейшей истории Чеченской Республики).

9. См.: СайдумовД.Х. Политический союз В.В. Путина и А.А. Кадырова - решающий фактор в стабилизации политической обстановки и налаживании мирной жизни в Чеченской Республике. Материалы научного симпозиума «В.В. Путин и А.А. Кадыров - архитекторы новой России», посвященной 60-летию со дня рождения Первого Президента Чеченской Республики, Героя России А.А. Кадырова. Москва. Президент-отель. 14 августа 2011. Грозный, 2012.

10. Сайдумов Д.Х. Государственно-правовое развитие Чеченской Республики в рамках российской государственности (2000 - 2012 гг.). В сборнике: Послевоенная реконструкция в Чеченской Республике и мировой опыт. 1 -е Кадыровские чтения Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летию Дня республики (Дня гражданского согласия и единения). Главный редактор Ш.А. Гапуров / Отв. ред. С. С. Магомадов. 2013.

11. Сайдумов Д.Х. Государственно-правовое развитие Чечни в конце ХХ - начале ХХ1 вв.: Историко-правовой взгляд на вопросы прошлого и настоящего. В сборнике: Национально-государственное строительство в Чечне: история и современность Материалы региональной научной конференции, посвященной 90-летию автономии Чечни / Отв. ред. С. Р. Тепсуев. 2013.

12. Сайдумов Д.Х. Государственно-правовое развитие Чечни в начале XXI в.: этапы возрождения и развития в правовом пространстве Российской Федерации. В сборнике: Труды КНИИ РАН Батаев Д.К.С. Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН; Под редакцией Батаева Д.К-С.. Грозный, 2012.

13. Сайдумов Д.Х., Оздамирова Л.М. Роль выдающихся политических деятелей в государственно-правовом развитии Чечни. В сборнике: Ахмат-Хаджи Кадыров и актуальные проблемы истории Чеченской Республики и России сборник материалов, посвященный 60-летию со дня рождения Первого Президента Чеченской Республики, Героя России А.-Х. А. Кадырова. Правительство Чеченской Республики, Академия наук Чеченской Республики; Ответственный редактор Ш. А. Гапуров. 2011.

14. Кадыров. А. А. Выбор пути . Б/г.

15. Наша история. https://95.mvd.ru/press/Kontakti/history. Дата обращения 25.02.2016.

16. См.: Столица плюс. № 49 .22.06.2005 г. Гакаев Х.А. Роль А.-Х. Кадырова в стабилизации военно-политической ситуации в Чечне. С. 87. От беззакония и хаоса к порядку и закону (Об исторической роли Ахмат-Хаджи Кадырова в новейшей истории Чеченской Республики. Материалы региональной научно-практической конференции. Грозный, 10 июня 2010 г.). С. 92.

17. Алханов Р.Ш. Деятельность органов государственной власти Чеченской Республики по предупреждению преступлений. Основные направления совершенствования системы предупреждения преступлений в Северо-кавказском регионе. М. , 2009.

18. См.: Совершение террористических актов (фактически) Рис 7. Криминальная ситуация и тенденции её развития в Чеченской республике. Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора С.И. Гирько. М. , 2009.

19. Бобырев С.В. Об организации совместной деятельности субъектов системы профилактики правонарушений в Чеченской Республике. Основные направления совершенствования системы предупреждения преступлений в Северо-Кавказском регионе. М., 2009.

20. См.: Алханов Р.Ш. Предисловие. Криминальная ситуация и тенденции её развития в Чеченской республике. Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора С И. Гирько. М., 2009.

21. См.: Отчет министра внутренних дел по Чеченской Республике генерал-лейтенанта полиции Р.Ш. Алханова. https://95.mvd.ru/document/1075580. Дата обращения 14.02.2016.

22. См.: Доклад начальника штаба МВД по ЧР М-Э.У. Джамалдаева на совместном заседании оперативного совещания ВОГОиП МВД России и коллегии МВД по ЧР за I квартал 2013г. (23/04/2013). https://95.mvd.ru/document/1080077. Дата обращения 150.031.2016.

23. См.: ИбаеваМ. Проблема похищения людей в Чечне под особым контролем. События. Факты. Мнения. Комментарии. Проблемы. Криминальная хроника. № 9 (сентябрь, 2006). Грозный - информ.

24. См.: Наши герои . https://95.mvd.ru/gumvd/heroes. Дата обращения 22.02.2016.

25. Парламент Чеченской Республики. Законотворческая и общественная деятельность. 2010- 1 полугодие 2011 года. Грозный. 2011.

26. См.: Наемник из Алжира Бурахли Камело приговорен к двадцати годам лишения свободы. События. Факты. Мнения. Комментарии. Проблемы. Криминальная хроника. № 9 (май, 2006). Грозный - информ.

27. 1^/^^.1^^=10430. Дата обращения 07.02.2016.

28. Обращение Председателя Национального антитеррористического комитета Директора ФСБ Российской Федерации Н.П. Патрушева. Под гарантии государства. Сборник официальных документов. Грозный, 2006.

29. Разъяснения участникам незаконных вооруженных формирований, явившихся с повинной. Под гарантии государства. Сборник официальных документов. Грозный, 2006.

30. sovbezchr.ru/.../ Методическое%20пособие%20о%20деятельности%

31. Режим контртеррористической операции в Чеченской Республике отменен. http://chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=5162. Дата обращения 23.03.2016

32. См.: Обращение Президента Чеченской Республики Р.А. Кадырова к народу в связи с отменой режима контртеррористической операции. http://chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=5173. Дата обращения 18.02.2016

33. См.: Кадыров Р. Отмена режима контртеррористической операции будет содействовать экономическому росту Чеченской Республики. http://chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=5163. Дата обращения 18.02.2016.

34. См.: В чемпионате принимали участие 43 команды из десятков стран мира http://tass.ru/obschestvo/1927226. Дата обращения 19.02.2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Выступление Хож-Ахмад-Хаджи Кадырова. Суфизм-безопасность для человека и стабильность в государстве. Материалы международной конференции. Грозный 2014.

36. См.: Кадыров встретился в Москве с Каддафи и пригласил его в Чечню. http://www.newsru.com/russia/02nov2008/ramzan.html. Дата обращения 19.02.2016.

37. Ситуацию в регионе коллективной безопасности обсудили в Грозном на выездном заседании Комитета секретарей советов безопасности государств-членов ОДКБ. http://www.odkb-csto.org/news/detail.php?ELEMENT_ID=3345&SECTION_ID=91. Дата обращения 25.02.2016

38. См.: Р. Кадыров и генерал Дустум в Грозном обсудили вопросы противодействия ИГ http://www.chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=17130.

39. Российские моряки смогут вернуться домой в ближайшее время. Кадыров достиг договоренности по освобождению моряков в Ливии. http://izvestia.ru/news/593301. Дата обращения 24.01.2016.

40. Социально-экономическая политика Рамзана Кадырова. http://sta-sta.ru/?p= 10430

41. См.: В Чеченской Республике уровень регистрируемой безработицы снизился до 15,3 процента http://www.chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=16636. Дата обращения 26.01.2016.

42. См.: Чеченцы России. http://che.rus4all.ru/city_msk/20140408/725051468.htm 1. Дата обращения 25.01.2016.

43. См.: Безрукова Людмила 10 млрд. 44 млн. рублей собрано в Чечне в федеральный бюджет. http://www.trud.ru/article/21-12-2006/197195_10_mlrd_44_mln_rublej_sobrano_v_chechne_v_federaln.html . Дата обращения 19.02.2016

44. См.: Налоговые органы Чеченской Республики пополнили государственную казну на 6 млрд. рублей. http://www.chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=2697. Дата обращения 20.03.2016

45. УФНС России по Чеченской Республике обнародовало предварительные итоги по сборам налогов в 2008 году http://www.grozny-inform.ru/main.mhtml?Part=9&PubID=10672. Дата обращения 22.03. 2016.

46. См.: Руководитель УФНС по ЧР отчитался Р. Кадырову о налоговых сборах за первый квартал 2010 год http://www.chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=7469 . Дата обращения 20.02.2016 .

47. См.: Чеченские налоговики увеличили сбор налогов на 13,3 процента. http://www.klerk.ru/inspection/229513/ Дата обращения 20.01.2016.

48. Кадыров А.А. Российско-чеченский генезис, сущность, пути решения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2003.

Saydumov DzMambulat Khamidovich, Doctor of Law, Professor of Civil Law and Procedure Law Faculty of the Chechen State University, Associate Professor, Senior Researcher of the Integrated Science Research Institute named after H.I. Ibragimov, Russian Academy of Sciences, Scientific Secretary of the Institute of Humanitarian Studies of the Academy of Sciences of the Chechen Republic

E-mail: bulatto@mail.ru

THE CHECHEN REPUBLIC: THE FACTORS OF SUCCESSFUL IN THE STRUGGLE AGAINST INTERNATIONAL TERRORISM AND EXTREMISM

Abstract

In the article the first time systematized and presented the successful experience of the Chechen Republic and its people in the struggle against international terrorism and extremism. Details are set out and analyzed the factors that contributed to the forced exit of the Chechen R e-public of the war and post-war situation, which allowed the Russian Federation to protect its sovereignty and ensure security on the southern borders of the state. It analyzed a wide range of events from the military to the socio-economic situation prevailing in the region since the beginning of the twenty-first century. Made specifying conclusions regarding the "Chechen military and political phenomenon," the author introduced into scientific circulation in connection with the above events.

Keywords: Chechen Republic, the experience, the fight against terrorism, extremism, state, law, law, people, economy, religion, education.

References

1. Sm.: Itogi kontrterroristicheskoy operacii v Chechne. http://www.kommersant.ru/doc/1156661. Data obrascheniya 03.01.2016.

2. Osmaev A.D., Mukaeva T.Sh. , Kotieva L.R., Sugaipova A.M. Rol' A.-H. Kadyrova v stanovlenie rossiyskoy modeli gosudarstvennosti v Chechenskoy Respublike. Ot bezzakoniya i haosa k poryadku i zakonu (Ob istoricheskoy roli Ahmat-Hadzhi Kadyrova v noveishey istorii Chechenskoy Respubliki. Materialy regional'noy nauchno-prakticheskoy konferencii. Grozniy, 10 iyunya 2010g.).

3. Sm. Orga, № № 17 - 18. 1.09.2002 g. Cit. Po: Gakaev H.A. Rol' A.-H. Kadyrova v sta-bilizacii voenno-politicheskoy situacii v Chechne. S. 87. Ot bezzakoniya i haosa k poryadku i zakonu (Ob istoricheskoy roli Ahmat-Hadzhi Kadyrova v noveishey istorii Chechenskoy Respubliki. Materialy regional'noy nauchno-prakticheskoy konferencii. Grozniy, 10 iyunya 2010 g.). S. 92.

4. Sm.: Vorobiev I., Kiselev V. Kontr terroristicheskaya operaciya: analiz, uroki i vyvody. http://observer.materik.ru/observer/N02_00/02_16.HTM. Data obrascheniya 04.02.2016.

5. Kamov Ka-50 "Black Shark" in action. Novosti 2001 goda. Boevye vylety vertoletov Ka-50 "Chernaya akula" v Chechne. Reportazh NTV. https://www.youtube.com/watch?v=Zy4IKDdbUG4; takzhe https://www.youtube.com/watch?v=s7at2IMuFDI. Data obrascheniya 03.02.2016.

6. 6.Mladenov A. O vertolete Ka-52 «Alligator». http://periscope2.ru/2012/05/17/5941/. Data obrascheniya 04.02.2016.

7. Zayavlenie v svyazi s narusheniem prav cheloveka v hode kontrterroristicheskoy operacii v Severo-Kavkazskom regione Rossiyskoy Federacii. http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24066. Data obrascheniya 10.02.2016

8. Baihanov I.B., Taaev I.D. Ahmat-Hadzhi Kadyrov i stanovlenie izbiratel'noy sistemy Chechenskoy Respubliki. Ot bezzakoniya i haosa - k poryadku i zakonu (ob istoricheskoy roli Ahmat-Hadzhi Kadyrova v noveishey istorii Chechenskoy Respubliki).

9. Sm.: Saidumov D.H. Politicheskiy soyuz V.V. Putina i A.A. Kadyrova - reshayuschiy faktor v stabilizacii politicheskoy obstanovki i nalazhivanii mirnoy zhizni v Chechenskoy Respublike. Materialy nauchnogo simpoziuma «V.V. Putin i A.A. Kadyrov - arhitektory novoy Rossii», posvyaschennoy 60-letiyu so dnya rozhdeniya Pervogo Prezidenta Chechenskoy Respubliki, Geroya Rossii A.A. Kadyrova. Moskva. Prezidentotel'. 14 avgusta 2011. Grozniy 2012.

10. Saidumov D.H. Gosudarstvenno-pravovoe razvitie Chechenskoy Respubliki v ramkah rossiyskoy gosudarstvennosti (2000 - 2012 gg.). V sbornike: Poslevoennaya rekonstrukciya v Chechenskoy Respublike i mirovoy opyt. 1-e Kadyrovskie chteniya Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschennoy 10-letiyu Dnya respubliki (Dnya grazhdanskogo soglasiya i edineniya). Glavniy redaktor -Gapurov Sh.A., otvetstvenniy redaktor Magomadov S.S. 2013.

11. Saidumov D.H. Gosudarstvenno-pravovoe razvitie Chechni v konce HH - nachale HHI vv.: Istoriko-pravovoy vzglyad na voprosy proshlogo i nastoyaschego. V sbornike: Nacional'no-gosudarstvennoe stroitel'stvo v Chechne: istoriya i sovremennost' Materialy regional'noy nauchnoy konferencii, posvyaschennoy 90-letiyu avtonomii Chechni. Otvetstvenniy redaktor Tepsuev S.R. 2013.

12. Saidumov D.H. Gosudarstvenno-pravovoe razvitie Chechni v nachale XXI v.: etapy vozrozhdeniya i razvitiya v pravovom prostranstve Rossiyskoy Federacii. V sbornike: Trudy KNII RAN Bataev D.K.S. Kompleksniy nauchno-issledovatel'skiy institut im. H.I. Ibragimova RAN; Pod redakciey Bataeva D.K-S.. Grozniy, 2012.

13. Saidumov D.H., Ozdamirova L.M. Rol' vydayuschihsya politicheskih deyateley v gosu-darstvenno-pravovom razvitii Chechni. V sbornike: Ahmat-Hadzhi Kadyrov i aktual'nye problemy istorii Chechenskoy Respubliki i Rossii sbornik materialov, posvyaschenniy 60-letiyu so dnya rozhdeniya Pervogo Prezidenta Chechenskoy Respubliki, Geroya Rossii A.-H. A. Kadyrova. Pravitel'stvo Chechenskoy Respubliki, Akademiya nauk Chechenskoy Respubliki; Otvetstvenniy redaktor Sh. A. Gapurov. 2011.

14. Kadyrov. A. A. Vybor puti . B/g.

15. Nasha istoriya. https://95.mvd.ru/press/Kontakti/history. Data obrascheniya 25.02.2016.

16. Sm.: Stolitsa plus. № 49 .22.06.2005 g. Gakaev H.A. Rol' A.-H. Kadyrova v stabilizacii voenno-politicheskoy situacii v Chechne. S. 87. Ot bezzakoniya i haosa k poryadku i zakonu (Ob istoricheskoy roli Ahmat-Hadzhi Kadyrova v noveishey istorii Chechenskoy Respubliki. Materialy regional'noy nauchno-prakticheskoy konferencii. Grozniy, 10 iyunya 2010g.). S. 92.

17. Alhanov R.Sh. Deyatel'nost' organov gosudarstvennoy vlasti Chechenskoy Respubliki po preduprezhdeniyu prestupleniy. Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya sistemy preduprezhdeniya prestupleniy v Severo-kavkazskom regione. M., 2009.

18. Sm.: Sovershenie terroristicheskih aktov (fakticheski) Ris 7. Kriminal'naya situaciya i tendencii ee razvitiya v Chechenskoy respublike. Pod obschey redakciey doktora yuridicheskih nauk, professora S.I. Gir'ko. M., 2009.

19. Bobyrev S.V. Ob organizacii sovmestnoy deyatel'nosti subjektov sistemy profilaktiki pravonarusheniy v Chechenskoy Respublike. Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya sistemy preduprezhdeniya prestupleniy v Severo-Kavkazskom regione. M., 2009.

20. Sm.: Alhanov R.Sh. Predislovie. Kriminal'naya situaciya i tendencii ee razvitiya v Chechenskoy respublike. Pod obschey redakciey doktora yuridicheskih nauk, professora S.I. Gir'ko. M., 2009.

21. Sm.: Otchet ministra vnutrennih del po Chechenskoy Respublike general-leitenanta policii R.Sh. Alhanova. https://95.mvd.ru/document/1075580. Data obrascheniya 14.02.2016.

22. Sm.: Doklad nachal'nika shtaba MVD po ChR M-E.U. Dzhamaldaeva na sovmestnom za-sedanii operativnogo soveschaniya VOGOiP MVD Rossii i kollegii MVD po ChR za I kvartal 2013g. (23/04/2013). https://95.mvd.ru/document/1080077. Data obrascheniya 150.031.2016

23. Sm.: Ibaeva M. Problema pohischeniya ludey v Chechne pod osobym kontrolem. Soby-tiya. Fakty. Mneniya. Kommentarii. Problemy. Kriminal'naya hronika. №9 (sen-tyabr', 2006). Grozniy  inform.

24. Sm.: Nashi geroi . https://95.mvd.ru/gumvd/heroes. Data obrascheniya 22.02.2016.

25. Parlament Chechenskoy Respubliki. Zakonotvorcheskaya i obschestvennaya deyatel'nost'. 2010- 1 polugodie 2011 goda. Grozniy.2011.

26. Sm.: Naemnika iz Alzhira Burahli Kamelo prigovoren k dvadtsati godam lisheniya svobody. Sobytiya. Fakty. Mneniya. Kommentarii. Problemy. Kriminal'naya hronika. № 9 (may, 2006). Grozniy - inform.

27. http://sta-sta.ru/?p=10430. Data obrascheniya 07.02.2016.

28. Obraschenie Predsedatelya Nacional'nogo antiterroristicheskogo komiteta Direktora FSB Rossiyskoy Federacii N.P. Patrusheva. Pod garantii gosudarstva. Sbornik oficial'nyh dokumentov. Grozniy 2006.

29. Razjasneniya uchastnikam nezakonnyh vooruzhennyh formirovaniy, yavivshihsya s povinnoy. Pod garantii gosudarstva. Sbornik oficial'nyh dokumentov. Grozniy 2006.

30. sovbezchr.ru/.../ Metodicheskoe%20posobie%20o%20deyatel'nosti%

31. Rezhim kontrterroristicheskoy operacii v Chechenskoy Respublike otmenen. http://chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=5162. Data obrascheniya 23.03.2016

32. Sm.:Obraschenie Prezidenta Chechenskoy Respubliki R.A. Kadyrova k narodu v svyazi s otmenoy rezhima kontrterroristicheskoy operacii. http://chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=5173. Data obrascheniya 18.02.2016

33. Sm.: Kadyrov R. Otmena rezhima kontrterroristicheskoy operacii budet sodeystvovat' ekonomicheskomu rostu Chechenskoy Respubliki. http://chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=5163. Data obrascheniya 18.02.2016.

34. 34.Sm.: V chempionate prinimali uchastie 43 komandy iz desyatkov stran mira http://tass.ru/obschestvo/1927226. Data obrascheniya 19.02.2016.

35. Vystuplenie Hozh-Ahmad-Hadzhi Kadyrova. Sufizm-bezopasnost' dlya cheloveka i stabil'nost' v gosudarstve. Materialy mezhdunarodnoy konferencii. Grozniy 2014.

36. Sm.: Kadyrov vstretilsya v Moskve s Kaddafi i priglasil ego v Chechnu. http://www.newsru.com/russia/02nov2008/ramzan.html. Data obrascheniya 19.02.2016.

37. Situaciyu v regione kollektivnoy bezopasnosti obsudili v Groznom na vyezdnom zasedanii Komiteta sekretarey sovetov bezopasnosti gosudarstv-chlenov ODKB. http://www.odkb-csto.org/news/detail.php?ELEMENT_ID=3345&SECTION_ID=91. Data obrascheniya 25.02.2016

38. Sm.: R. Kadyrov i general Dustum v Groznom obsudili voprosy protivodeistviya IG http://www.chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=17130.

39. Rossiyskie moryaki smogut vernut'sya domoy v blizhaishee vremya. Kadyrov dostig dogovorennosti po osvobozhdeniyu moryakov v Livii. http://izvestia.ru/news/593301. Data obrascheniya 24.01.2016.

40. Social'no-ekonomicheskaya politika Ramzana Kadyrova. http://sta-sta.ru/?p=10430

41. Sm.: V Chechenskoy Respublike uroven' registriruemoy bezrabotitsy snizilsya do 15,3 procenta http://www.chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=16636. Data obrascheniya 26.01.2016.

42. Sm.: Chechentsy Rossii. http://che.rus4all.ru/city_msk/20140408/725051468.htm l. Data obrascheniya 25.01.2016.

43. Sm.: Bezrukova Ludmila 10 mlrd. 44 mln. rubley sobrano v Chechne v federal'niy budzhet. http://www.trud.ru/article/21-12-2006/197195_10_mlrd_44_mln_rublej_sobrano_v_chechne_v_federaln.html . Data ob-rascheniya 19.02.2016

44. Sm.: Nalogovye organy Chechenskoy Respubliki popolnili gosudarstvennuyu kaznu na 6 mlrd. ШЬ^У. http://www.chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=2697. Data obra-scheniya 20.03.2016

45. Rossii po Chechenskoy Respublike obnarodovalo predvaritel'nye itogi po sboram nalogov v 2008 godu http://www.grozny-inform.ru/main.mhtml?Part=9&PubID=10672. Data obrascheniya 22.03. 2016.

46. Sm.: Rukovoditel' UFNS po ChR otchitalsya R. Kadyrovu o nalogovyh sborah za perviy kvartal 2010 god http://www.chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=7469 . Data ob-rascheniya 20.02.2016 .

47. Sm.: Chechenskie nalogoviki uvelichili sbor nalogov ш 13,3 procenta. http://www.klerk.ru/inspection/229513/ Data obrascheniya 20.01.2016.

48. Kadyrov А.А. Rossiysko-chechenskiy genezis, suschnost', puti resheniya. Dissertaciya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata politicheskih nauk. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.