Научная статья на тему 'ОПЫТ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗРАБОТКИ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

ОПЫТ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗРАБОТКИ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куршев Алексей Владимирович

В статье представлены результаты многолетних исследований автора в области разработки целостной системы гражданского воспитания в студентов вузов. Обозначены современные предпосылки гражданского воспитания, актуализирующие необходимость формирования гражданственности будущих специалистов. На основе историко-педагогического анализа определены дореволюционный, советский и современный этапы становления системы гражданского воспитания студентов в отечественной высшей школе. Проведена корректировка существующего понятийно-терминологического аппарата гражданского воспитания в аспекте понимания сущности гражданственности и ее основных компонентов. Раскрыты концептуальные основы гражданского воспитания, представленные основным кругом гражданских ценностей. Представлены основные элементы целостной системы гражданского воспитания в студентов вузов, а также социально-педагогические и организационно-управленческие условия ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE AND RESULTS OF THE DEVELOPMENT OF A HOLISTIC SYSTEM OF CIVIL EDUCATION IN UNIVERSITY STUDENTS

The article presents the results of many years of research by the author in the development of a holistic system of civil education in university students. The modern prerequisites for civil education are outlined, updating the need to form the citizenship of future specialists. On the basis of historical and pedagogical analysis, the pre-revolutionary, Soviet and modern stages of the formation of a system of civil education for students in the domestic higher school were determined. The existing conceptual and terminological apparatus of civil education was adjusted in terms of understanding the essence of citizenship and its main components. The conceptual foundations of civic education presented by the main circle of civic values are disclosed. The main elements of the integral system of civil education in university students, as well as the socio-pedagogical and organizational and managerial conditions for its implementation, are presented.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗРАБОТКИ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

Полученные данные показали, что после формирующего эксперимента, в КГ количество младших школьников с высоким уровнем увеличилось на 1 человек (3,8 %); средним - не изменилось; низким - уменьшилось на 1 человек (3,8 %). Полученные данные говорят об отсутствии динамики.

Таким образом, полученные и проанализированные данные контрольного этапа показали, что после проведенной работы уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у младших школьников из экспериментальной группы повысился по отношению к исходному, а в контрольной группе практически остался на прежнем уровне.

Выводы. Проблема здоровья является наиболее актуальнейшей для человечества. В младшем школьном возрасте у детей начинает формироваться ответственность за действия и осознанность своего поведения, поэтому педагоги начальной школы, как никто другой, являются ответственным звеном в деле формирования безопасного образа жизни. Это зафиксировано и в нормативных документах, в частности, во ФГОС НОО.

В проведенном исследовании доказана положительная динамика формирования здорового образа жизни путем включения детей в социально-значимую деятельность, нацеленную на акцентуацию знаний детей о здоровом образе жизни, а также активизации спортивно-массовой работы в школе.

Литература:

1. Абаскалова, Н.П. Системный подход в формировании здорового образа субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: монография / Н.П. Абаскалова. - 2-е изд. - Новосибирск: Нева, 2011. - 274 с.

2. Дудченко, З.Ф. Психологическое обеспечение здорового образа жизни личности / З.Ф. Дудченко // Здоровая личность. - СПб.: Речь, 2013. - С. 356-367

3. Зайцев, Г.К. Школьная валеология: педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей / Г.К. Зайцев. - 5-е изд. перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2010. - 327 с.

4. Звездина, М.Л. Разнообразие научных подходов к формированию здорового образа жизни обучающихся / М.Л. Звездина // Научный диалог. - 2013. - № 8 (20). - С. 8-23

5. Кулагина, Л.И. К вопросу совершенствования механизмов формирования здорового образа жизни школьников / Л.И. Кулагина, В.М. Сапунова // KANT. - 2012. - № 1 (4). - С. 54-59

6. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. - 2016. - № 12. - С. 76-90

Педагогика

УДК 378

доцент кафедры физического воспитания и спорта Куршев Алексей Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (г. Казань)

ОПЫТ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗРАБОТКИ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Аннотация. В статье представлены результаты многолетних исследований автора в области разработки целостной системы гражданского воспитания в студентов вузов. Обозначены современные предпосылки гражданского воспитания, актуализирующие необходимость формирования гражданственности будущих специалистов. На основе историко-педагогического анализа определены дореволюционный, советский и современный этапы становления системы гражданского воспитания студентов в отечественной высшей школе. Проведена корректировка существующего понятийно-терминологического аппарата гражданского воспитания в аспекте понимания сущности гражданственности и ее основных компонентов. Раскрыты концептуальные основы гражданского воспитания, представленные основным кругом гражданских ценностей. Представлены основные элементы целостной системы гражданского воспитания в студентов вузов, а также социально-педагогические и организационно-управленческие условия ее реализации.

Ключевые слова: гражданственность, студенты вузов, педагогическая система.

Annotation. The article presents the results of many years of research by the author in the development of a holistic system of civil education in university students. The modern prerequisites for civil education are outlined, updating the need to form the citizenship of future specialists. On the basis of historical and pedagogical analysis, the pre-revolutionary, Soviet and modern stages of the formation of a system of civil education for students in the domestic higher school were determined. The existing conceptual and terminological apparatus of civil education was adjusted in terms of understanding the essence of citizenship and its main components. The conceptual foundations of civic education presented by the main circle of civic values are disclosed. The main elements of the integral system of civil education in university students, as well as the socio-pedagogical and organizational and managerial conditions for its implementation, are presented.

Key words: citizenship, university students, pedagogical system.

Введение. Гражданственность и патриотизм - основные характеристики выпускников вузов России, проявляемые ими, как показывает опыт, в различных исторических периодах нашей страны. Безусловно, способность специалистов, имеющих высшее образование к исполнению гражданских обязанностей формируется в высшей школе всех стран, но именно в РФ она стала имманентным качеством, присущим российскому студенчеству [3].

Становление и развитие гражданственности студентов является одним из важнейших направлений образовательного процесса в вузе, реализуемым как форме учебных занятий, так и во внеаудиторной деятельности [7]. Важно отметить, что в письме Министерства просвещения РФ от 18 июля 2022 г. № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания» проблема гражданского воспитания зафиксирована в качестве приоритетных целей целостного воспитательного процесса.

Тем не менее, несмотря на особую роль гражданственности в высшем профессиональном образовании, многие теоретические и практические аспекты гражданского воспитания все еще остаются нерешенными. Главной причиной этого является неразработанность соответствующего понятийно-терминологического аппарата. К сожалению, многозначность терминов, присущая современным педагогическим исследованиям, серьезно затрудняет понимание, как самой гражданственности, так и способов ее формирования в рамках всего педагогического сообщества.

Терминология гражданского воспитания студентов вузов практически не встречается и в научной литературе по педагогике высшей школы, нет обзорных исследований, посвященных историографии вопроса. Лишь в последнее время стали выпускаться отдельные учебные и методические пособия отражающие отдельные аспекты гражданского воспитания студентов вузов.

Таким образом, значимость задачи формирования гражданственности военнослужащих и недостаточная разработанность этого вопроса в научной литературе обусловили необходимость проведения настоящего исследования, направленного на разработку целостной системы гражданского воспитания в студентов вузов.

Изложение основного материала статьи. Приступая к решению данной задачи, прежде всего, на основе изучения различной литературы (главным образом исторической и педагогической), были определены ключевые этапы становления системы гражданского воспитания в вузах России. Первый из них охватывает период со времени появления первых университетов в России до революции 1917 года, предопределившей смену государственного управления в стране. В данный период гражданское воспитание студентов уже осуществлялось в полной мере, но с научной педагогической точки зрения находилось в зачаточном состоянии. В рамках педагогики, гражданского воспитания, как отдельного направления воспитательной работы еще не существовало, поэтому специально она не осуществлялась. Тем не менее, вопросы формирования гражданственности находили свое место в ходе общения педагогов и студентов вузов, но носили не основной, дополнительный характер. На втором этапе своего развития, хронологически совпадающем со временем существования советского государства, гражданское воспитание в высшей школе являлось важнейшим элементом воспитания студентов, встроенным в систему их идеологической подготовки. В СССР гражданское воспитание студентов всегда было одной из приоритетных задач становления и развития системы вузовского образования, и находилось под пристальным вниманием руководителей сферы образования в течение всего рассматриваемого периода.

В наши дни гражданское воспитание студентов вузов вновь актуализируется в связи с последними событиями на мировой арене, обусловливающем острую необходимость формирования гражданских качеств будущих специалистов [1].

Анализ и теоретическое исследование отличительных особенностей гражданского воспитания студентов вузов различных стран позволяют сделать вывод о том, что за рубежом данной проблеме также уделяется определенное внимание. При этом в каждой из образовательных систем зарубежных стран предполагаются свои задачи, самобытность, традиции и своя особенная система гражданского воспитания студентов [4].

Далее, проведя разносторонний анализ понятия «гражданственность» с точки зрения многих гуманитарных наук, была выявлена многовариантность и сложность его трактовки. В подавляющем большинстве случаев под гражданственностью понимается личностное качество человека. В научной литературе также встречаются ассоциации гражданственности с личностной характеристикой, личностным образованием, компетентностью и т.д.

В то же время получить однозначный и полный ответ на вопрос о том, что такое личностные качества достаточно сложно. Более того, многие известные отечественные психологи: В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др. считали, что личность нельзя охарактеризовать в целом, настолько разнообразны ее проявления в различных областях жизнедеятельности. В тоже время сегодня достаточно затруднительно отграничить личностные качества от других структурных компонентов личности, где они симбиотических соединяются с ее психологическими подструктурами [6]. В этой связи употребление термина «личностное качество» в отношении гражданственности студентов вузов не всегда является верным и точным.

На основании предложенной К.К. Платоновым структуры личности выявлено, что гражданственности наиболее близко понятие «черты характера», представляющей собой особый сплав элементов подструктуры личности, которая состоит из таких элементов, как направленность и опыт.

Дальнейший анализ представленных компонентов гражданственности позволил четко обозначить содержательное наполнение каждого из них. В ходе исследования было разработано поле реализации гражданских навыков, умений и привычек, представляющее собой совокупность областей реализации гражданственности студентов вузов. Поскольку гражданственность проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности будущих специалистов, данное поле образуют учебная, производственная, коммуникативная, экономическая, бытовая и многие другие виды деятельностей в которые вовлечены студенты вузов.

Таким образом, гражданственность имеет многосложную форму существования и может предполагать: осознание ценности гражданских прав и обязанностей как отражающих интересы личности и гражданского общества; наличие сформированных гражданских отношений личности; направленность на реализацию гражданских прав и выполнение обязанностей гражданина; рефлексию, самосознание личностью своей гражданской позиции [11].

Продолжая на этой основе разработку целостной системы гражданского воспитания в студентов вузов, были определены приоритетные направления и перспективы ее модернизации.

В наши дни модернизация гражданского воспитания студентов вузов должна опираться на определенный современный смысловой базис, который в педагогической литературе чаще всего обозначается как концепция или концептуальные основы. Концептуальные основы гражданского воспитания студентов вузов были представлены путем описания сущности, предназначения и ценностных ориентиров основного педагогического замысла в данном направлении. Анализ показал, что основной круг ценностей, свойственных гражданственности будущих специалистов образуют их активность в социуме, личная ответственность за судьбу страны, а также наличие правых знаний [10].

Опора на эти ценности позволяет сформулировать ключевую цель гражданского воспитания студентов вуз, которая заключается в их становлении как граждан правового, демократического государства, способных к созидательному решению личных и общественных проблем в условиях гражданского общества и быстро меняющегося мира [5].

Таким образом, под гражданским воспитанием студентов вузов следует понимать процесс формирования гражданственности личности (ее направленности и опыта и др.), морально-волевых черт характера (намерений, установок, мотивировок, решений и др.) и ориентированного поведения (действий и поступков, навыков и привычек), обусловленных особенностями профессиональной деятельности специалистов. В системе вузовского образования данный процесс осуществляется непрерывно на всем протяжении профессиональной подготовки студентов, пронизывая не только учебно-воспитательный процесс, но и их внеаудиторную деятельность, сферу досуга и т.д.

На основе данных концептуальных положений была разработана педагогическая модель, позволяющая комплексно осуществлять гражданское воспитание студентов вузов [9].

В качестве фундаментальной основы данной модели выступает ее методологическая подсистема, задавая основные характеристики процесса гражданского воспитания путем фиксирования его целей, задач, методологических подходов, принципов.

Практическим аспектам процесса гражданского воспитания студентов вузов посвящена методическая подсистема модели, которая включает характеристику содержания, форм, методов и приемов гражданского воспитания.

Функцию анализа результатов процесса гражданского воспитания студентов вузов выполняет результативная подсистема. В ней представлены критерии, показатели и уровни развития гражданственности, а также прогнозируется дальнейший результат развития данной системы. Тем самым все вышеперечисленные компоненты педагогической модели гражданского воспитания студентов вуз взаимосвязаны и представляют собой целостность.

Наконец, в качестве завершающего компонента разработки целостной системы гражданского воспитания в студентов вузов были определены социально-педагогические и организационно-управленческие условия реализации педагогической системы гражданского воспитания студентов вузов.

Первым таким условием мы считаем образовательную среду вуза, состоящую из трех основных компонентов. Развитие пространственно-предметного компонента образовательной среды в высшей школе предусматривает актуализацию дополнительных педагогических средств обучения наглядного и технического характера [2]. Ими могут явиться плакаты, стенгазеты, буклеты и другие средства наглядной агитации, в том числе использованные нами в ходе опытно-экспериментальной работы.

Развитие социального компонента возможно в ходе осуществления внеаудиторной работы и специально организованной культурно-досуговой деятельности студентов, а развитие дидактического компонента образовательной среды вуза логически видится путем повышения научной составляющей учебно-воспитательного процесса [8].

Другим педагогическим условием выступила психолого-педагогическая подготовка преподавателей. В нашем исследовании был разработан вариант краткосрочной программы повышения квалификации преподавателей вузов в области гражданского воспитания, рассчитанный на 72 часа и включающий теоретический и методический разделы. Его реализация предполагает получение неформального образования главным образом посредством самообразовательной деятельности педагогов высшей школы.

Третье педагогическое условие - информационно-методическое обеспечение гражданского воспитания студентов вузов. Его образуют разработанные автором: методическое пособие для педагогов вузов «Модель гражданского воспитания», авторская программа «Реализация воспитательного потенциала проектной деятельности в гражданском воспитании студентов в рамках внеаудиторной деятельности»; дневник саморазвития гражданственности; диагностическое сопровождение этого процесса и другие материалы. Все эти разработки в полной мере могут стать достаточной методической базой для организации и проведения полноценной систематической работы по гражданскому воспитанию студентов вузов.

Четвертым педагогическим условием эффективности гражданского воспитания студентов вуз является система управления воспитательной работой в вузе, интегрирующая организационный, кадровый, ресурсный компоненты. При этом, поскольку процесс управления воспитательной деятельностью в вузах осуществляется, как правило, централизованно, необходимо обозначить управленческие функции на всех уровнях организации системы образования.

Проведенная автором опытно-экспериментальная работа, позволила выявить эффективность сделанных предположений и получить положительные результаты гражданского воспитания студентов вузов, которые в настоящее время обобщаются.

Выводы. Таким образом, по итогам разработки целостной системы гражданского воспитания в студентов вузов можно сделать ряд выводов:

- периодизация процесса становления и развития гражданского воспитания студентов в высшей школе, включает в себя дореволюционный, советский и современный этапы;

- под гражданственностью студентов вузов следует понимать черту характера образованную направленностью и опытом личности, содержание которых обусловлено спецификой гражданской деятельности;

- теоретически обоснованная концепция и концептуальная модель гражданского воспитания студентов высшей школы включает в себя методологический, методический и результативный компоненты.

Литература:

1. Гурова, И.Г. Формирование общекультурных компетенций студентов - основа гражданственности будущих специалистов / И.Г. Гурова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2016. - № 4. -С. 68-74

2. Дормидонтов, Р.А. Формирование гражданственности студентов педагогического вуза / Р.А. Дормидонтов, В.Н. Долматова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - № 6 (139). - С. 25-29

3. Картавая, Ю.К. Формирование гражданственности студентов - приоритетная задача вуза / Ю.К. Картавая, О.Г. Кравченко // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-2. - С. 93-96

4. Крымшамхалова, Л.С. Гражданственность как фактор формирования социальной устойчивости у студентов вузов / Л.С. Крымшамхалова // Наука и современность. - 2012. - № 15-3. - С. 60-62

5. Кузинбаеава, А.Э. Повышение правовой культуры студентов как фактор воспитания гражданственности / А.Э. Кузинбаеава // в сборнике: Гражданская самореализация личности в современном социуме. Материалы VI Международного Форума. - 2017. - С. 112-118

6. Навитская, Н.С. Феномен гражданственности в репрезентации студентов педагогического вуза / Н.С. Навитская // Вестник КГПИ. - 2017. - № 4 (48). - С. 51-59

7. Пархоменко, А.В. Формирование и развитие гражданственности и патриотизма студентов системы высшей школы / А.В. Пархоменко // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2015. - № 3 (10). - С. 238.

8. Татьянина, Т.В. Педагогические условия формирования компетенции гражданственности у студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности / Т.В. Татьянина, Е.В. Шепелева // Педагогический журнал. - 2020. -Т. 10. - № 3-1. - С. 139-147

9. Шапирова, Р.Р. Моделирование процесса формирования гражданственности студентов педагогического вуза / Р.Р. Шапирова // Вестник Университета Российской академии образования. - 2010. - № 4. - С. 76-78

10. Шестопалова, О.Н. Гражданственность и патриотизм в системе жизненных ценностей студентов / О.Н. Шестопалова // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2017. - № 8. - С. 16-18

11. Щелина, Т.Т. Сущностные характеристики гражданственности и патриотизма как ценностная основа в воспитании студентов / Т.Т. Щелина // Человек. Наука. Социум. - 2021. - № 3 (7). - С. 229-243

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.