Научная статья на тему 'ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО И ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО И ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Учебная программа / программы бакалавриата / общее образование / междисциплинарное обучение / общеобразовательные дисциплины / фундаментальные исследования / межкультурное образование / межкультурные компетенции. / Curriculum / undergraduate programs / general education / interdisciplinary education / general education disciplines / basic research / intercultural education / intercultural competences.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шнайдер Ф. Г.

В статье представлены междисциплинарные и общеобразовательные учебные программы по основам фундаментального образования. При этом описаны пути увеличения количества межкультурных образовательных программ университета для слушателей всех факультетов. Описывается способ интеграции межкультурного образования в программы бакалавриата (инженерные, социальные, естественные науки и экономика). Ряд источников предоставляет дополнительную информацию о состоянии общего образования в университетах и вузах Саксонии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE AND PROBLEMS OF INTEGRATION OF MULTICULTURAL AND FUNDAMENTAL EDUCATION OF STUDENT YOUTH

The article presents interdisciplinary and general educational curricula on the basics of fundamental education. At the same time, ways of increasing the number of intercultural educational programs of the university for students of all faculties are described. Describes a way to integrate intercultural education into undergraduate programs (engineering, social sciences, natural sciences and economics). A number of sources provide additional information on the state of general education at universities and colleges in Saxony.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО И ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 37.013

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО И ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© 2021 Ф. Г. Шнайдер

профессор, руководитель отдела фундаментального образования, почетный профессор Костромского государственного университета

e-mail: f.schneider@hszg. de

Университет прикладных наук Циттау /Гёрлиц Федеративная республика Германия

В статье представлены междисциплинарные и общеобразовательные учебные программы по основам фундаментального образования. При этом описаны пути увеличения количества межкультурных образовательных программ университета для слушателей всех факультетов. Описывается способ интеграции межкультурного образования в программы бакалавриата (инженерные, социальные, естественные науки и экономика). Ряд источников предоставляет дополнительную информацию о состоянии общего образования в университетах и вузах Саксонии.

Ключевые слова: учебная программа, программы бакалавриата, общее образование, междисциплинарное обучение, общеобразовательные дисциплины, фундаментальные исследования, межкультурное образование, межкультурные компетенции.

EXPERIENCE AND PROBLEMS OF INTEGRATION OF MULTICULTURAL

AND FUNDAMENTAL EDUCATION OF STUDENT YOUTH

© 2021 F. G. Schneider

Professor, Head of the Department of Fundamental Education, Honorary Professor of Kostroma State University e-mail: f.schneider@hszg.de

University of Applied Sciences Zitau / Görlitz Federal Republic of Germany

The article presents interdisciplinary and general educational curricula on the basics of fundamental education. At the same time, ways of increasing the number of intercultural educational programs of the university for students of all faculties are described. Describes a way to integrate intercultural education into undergraduate programs (engineering, social sciences, natural sciences and economics). A number of sources provide additional information on the state of general education at universities and colleges in Saxony.

Keywords: curriculum, undergraduate programs, general education, interdisciplinary education, general education disciplines, basic research, intercultural education, intercultural competences.

Современное образование сегодня находится в мучительном поиске новых идей, способных обеспечить разрешение противоречий между растущими требованиями к качеству образования, его интенсификации, соответствием «вызовам времени» и экстенсивным характером практики образования, медленно осваивающим новые образовательные технологии, не успевающим за реальными изменениями

общественной жизни и технического прогресса. Сегодня многие авторитетные лидеры образования признают серьезный кризис системы образования, продолжающего по инерции формировать человека будущего, опираясь на идеи XIX в., восходящие к работам Гумбольдта. Вот и ректор ведущего российского университета В.А. Садовничий прямо говорит о том, что «мы заменили фундаментальное образование компетенциями» [Садовничий]. И главный упрек, который сами лидеры образования выдвигают современной образовательной теории и практике, состоит в том, что образование утрачивает фундаментальный характер, становится более «приземленным», приближенным к реалиям профессиональной деятельности, к конкретным технологиям, а не к развитию мышления, кругозора будущего профессионала, формированию его социально-нравственных качеств [Белозерцев 2013; 2014; 2015; Булатников 2011; 2012; 2012а; 2012б; 2012в; 2012г; 2012д; 2012е; 2013; 2013а; 2014; 2014а; 2017; Репринцев 2011; 2012; 2012а; 2013; 2016; 2016а; 2017; 2018; 2019; 2020; Сухоруков 2016; 2016а; 2020; 2020а; 2020б; 2021; 2021а]. Среди главных причин утраты фундаментальности образования и его большей ориентированности на прикладные умения и навыки личности многие исследователи называют информатизацию, которая, очевидно, должна заменить «устаревшего» педагога как важнейший источник информации о мире и внедрить современные и более совершенные информационные, мультимедийные средства в процесс образования. Между тем, как справедливо пишет Е. Брызгалина, «высокое качество образования традиционно связывали с последовательным и систематическим изучением как профильных прикладных, так и фундаментальных гуманитарных и естественно -научных предметов. В ходе реформ российского высшего образования взаимосвязь науки и образования меняется: глобальным вопросам и теориям отводятся роли второго плана, даже относительно собственно научных теорий возникает дискуссия об их месте в образовании» [Брызгалина].

Конечно, современная информационная среда существенно изменила суть взаимоотношений преподавателя и студента, учителя и ученика, но никуда не исчезла проблема формирования Личности, освоившей не только некоторый объем «компетенций», но и обладающей внятной жизненной позицией, системой гуманистических ценностей, способной жить в сложном и поликультурном мире. «Фундаментальность противопоставляется или профессиональной (практической) направленности обучения, или его доступности. Однако бинарная схема не просто недостаточна, она опасна. Одни понимают фундаментальное образование как более углубленную подготовку по заданному направлению, изучение сложного круга вопросов по основополагающим проблемам избранной сферы, которое требуется не каждому работающему в конкретной области ("образование вглубь"). Но таковым и должно быть качественное образование. Другие понимают фундаментальное как образование, в котором сочетаются гуманитарное и естественно-научное знания на основе изучения широкого круга вопросов ("образование вширь")» [Там же].

В современной европейской педагогике высшей школы преобладает мнение о том, что фундаментальный характер образования остался в прошлом, а образование следует строить на основе сочетания естественно-научных и гуманитарных знаний, диалога культур. Как считают философы и педагоги, прикладное образование (появился даже термин «прикладной бакалавриат»!) стремительно устаревает, в течение жизни каждый выпускник университета (а университет давал универсальное образование!) вынужден будет 5-6 раз переучиваться и получать новую профессию..., чтобы успеть в бесконечной «гонке за знаниями», обновлять свой собственный профессиональный багаж и компетентно включаться в производственную и общественную жизнь. Поиск условий гармонизации фундаментального и прикладного аспектов в образовании сегодня

представляет наиболее актуальную проблему для педагогической науки. При этом теоретики от педагогики не должны забывать о том, что обществу нужен не просто «носитель компетенций» - человек с набором профессиональных функций, а мыслящий, думающий гражданин, социально активная и ответственная личность, способная жить в сложном и поликультурном социуме. Именно поэтому важно искать возможность для укрепления фундаментального характера профессионального образования. Фундаментальное образование - стартовая база для социализации личности, устойчивая привычка учиться; «языковая подготовка» - средство получения социальной и профессиональной информации и общения в полиэтничном мире; владение основами точных и естественных наук - предпосылка понимания закономерностей развития природы и общества, способность прогнозировать отсроченные последствия человеческих деяний; знание в гуманитарной сфере - основа отношения личности к национальной и общечеловеческой культуре и т.д. Без этих фундаментальных основ профессионал неизбежно превращается в андроида, носителя узкого набора профессиональных функций. Это и есть путь к дегуманизации культуры, к расчеловечиванию человека!

Не случайно В.А. Садовничий откровенно признает несовершенство «Болонской системы» и прямо говорит о достоинствах советской системы образования: «Система образования в Советском Союзе была уникальна, она себя показала. А потом мы потеряли фундаментальность нашего образования, его заменили понятием "компетенции". Мы всегда были сильны тем, что учили студента не запоминать и не каким-то компетенциям, а размышлять, думать, доказывать, сомневаться, преодолевать. Тогда он и становится ученым или специалистом. Это помогло нам в космосе и в других направлениях» [Садовничий].

Модернизация системы образования в Российской Федерации показывает наличие тех же проблем, которыми «больна» система образования в Евросоюзе. Немецкие университеты также находятся в поиске новой модели организации образовательной деятельности, которая позволит соединить традиции фундаментального (в гумбольдтовском смысле) образования с прикладным, учесть изменения в социальном, этническом составе немецкого общества, приведя систему образования к необходимости готовить будущего специалиста жить и трудиться в поликультурной, полиэтничной среде. В подобном поиске находится и университет прикладных наук Циттау/Гёрлица.

Общеобразовательная программа

На фундаментальном этапе обучения в университете прикладных наук Циттау/Гёрлиц предлагаются общеобразовательные и специализированные учебные курсы. Учеба организуется в рамках основополагающей идеи фундаментального образования. В 1993 г. именовавшийся тогда институтом техники, экономики и социального дела Циттау/Гёрлиц в качестве первого учебного заведения высшего образования в Саксонии ввел фундаментальное обучение. Оно стало обязательным для всех направлений обучения. «Прежде всего, его образцовой чертой в сравнении с другими университетами остается степень обязательности для всех направлений обучения» [Delakowitz 2008: 297]. Подробное описание 15-летней практики преподавания можно найти в целом ряде наших публикаций [ Delakowitz 2008: 299; Schneider 2007: 31]. Фундаментальное образование прочно закрепилось на факультете математики и естествознания. Этот факультет отвечает за целый ряд общеобразовательных учебных курсов в рамках всего университета.

Далее мы остановимся на культурном и межкультурном компонентах содержания образования на инженерном, экономическом и естественно-научном

направлениях подготовки. Соответствующие учебные программы на культуроведческом и искусствоведческом факультетах не рассматриваются.

Образовательная миссия университетов

Культурные компетенции можно рассматривать как составную часть более широкого понятия «ключевая компетенция». В ходе продолжающейся интернационализации мира профессий и связанной с этим интернационализацией в системе высшего образования в последние годы появилось понятие «интеркультура». «Поскольку вопросы культуры тем самым не являются обязательной задачей высших учебных заведений, связанные с вопросами культура учебные курсы, имеющие более эмпирический характер, не попадают в сферу ответственности университетов. Напротив, могут возникнуть подобные курсы, которые основываются на передаче знаний. Однако эти курсы, как правило, носят факультативный характер; т.е. слабо или вообще не представлены в учебном плане. Особым случаем является обучение иностранному языку» [Schneider 2006: 32].

Позиции в образовательной политике

Общество немецкой науки (перевод условный), рассматривающее себя в качестве координационного органа ведущих концернов Германии, проиллюстрировало в своей программе действий «Ключевые квалификации плюс» на период 2005/2006 гг. требования, предъявляемые немецкой экономикой к выпускникам университетов. «У вузов есть функции социализации, ориентации на деятельность, функции формирования личности, которые должны быть отражены в их образовательных целях и учебных планах ... Это как никогда актуально, потому что школы все хуже и хуже справляются с выполнением своей задачи по обеспечению всеобщего образования и социализации» [Stifterverband 2006: 3]. В нескольких документах, излагающих позицию фундаментального образования в Саксонии, подчеркивается важность формирования культурных компетенций в учебе. Целью фундаментального образования становится «развитие и продвижение социальной, культурной и этической компетенции» [Gemeinsame 2001: 1]. Фрейбергерская декларация 2005 г. в качестве исходной задачи фундаментального образования приводит «формирование исторической и направленной в будущее точки зрения, основ экологии и развитие социальной, культурной и этической компетентности» [Freiberger 2005: 1].

«Глобализация рынков труда предполагает, что студенты не остаются в пределах своих профессиональных границ, а получают междисциплинарную и межкультурную квалификацию. Только тогда они могут получить дифференцированное представление о своей профессии» [Robertson: 2] Эти позиции фундаментальное образование разделяет с самого начала. Формирование культурных компетенций является одной из четырех основ этого образования. С 2005/2006 уч. г. большая часть преподавания ведется в рамках общеуниверситетского обязательного модуля «Общенаучные основы (ОНО)». «Модуль ОНО является детищем идеи фундаментального образования. В этом смысле студентам нужно обеспечить возможность в приобретении учебной, а также социальной, (меж)культурной и экологической компетентности» [ Schneider 2006: 33]. Подробное описание модуля «Общенаучные основы (ОНО)» можно найти в « Sci entific Reports Nr. 5 (2005)» [Schneider 2005: 47].

Культура vs интеркультура

«Глубокая рефлексия себя и других с учетом культурных стандартов и представлений. Адекватное общение с людьми иноязычных культур на основе интереса и приятия других культур. Мотивация активной позиции для разрешения

незнакомых ситуаций» - таковы цели учебной программы «Интеркультура» [ Steinert 2005: 6]. С учетом высокой гетерогенности числа первокурсников в центре внимания все больше оказывается вопрос: не требует ли формирование межкультурной компетенции в первую очередь наличия компетенции культурной? Не выходит ли культура на первый план?

Усиление (меж)культурного образования

В дополнение к широкому спектру образовательных программ, служащих для повышения культурной компетентности студентов, в течение последних пяти лет фундаментальное образование в Университете прикладных наук в Циттау / Гёрлиц получило в практике преподавания следующие дополнительные импульсы.

• Сохранение широкого спектра учебных программ фундаментального образования (занятия в объеме 1,5 ECTS) в области музыкальной культурной компетенции.

• 2007 г. Введение серии лекций «Интеркультура» (1,5 ECTS), включая формы прямого общения (экскурсии), для студентов всех факультетов.

• 2009 г. Внедрение модулей электронного обучения «Межкультурное обучение (по странам назначения), межкультурные базовые знания».

• 2010 г. Возможность занять место почетного профессора по специальности «интеркультура».

• Начиная с 2011 г. ежегодное проведение Летней школы «Межкультурная неделя» / «Международная неделя» (Кострома) в сотрудничестве с Костромским государственным университетом.

• 2015 г. Ежегодный совместный германо-российский учебный сертификат по направлению «Межкультурное взаимопонимание, межкультурная коммуникация и страноведение».

• 2017 г. Ежегодная дополнительная программа «Межкультурная неделя» / «Международная неделя» (Гёрлиц) в Университете прикладных наук Циттау / Гёрлиц.

Перспективы

Представленное краткое изложение призвано дать обзор межкультурных учебных программ на фундаментальном этапе обучения в Университете прикладных наук Циттау / Гёрлиц. Задача будущего состоит в практической реализации проектов проведения экзаменов («массовые экзамены»), а также в интеграции в разрабатываемые заново учебные модули (общий объем 5 ECTS) будущего центра междисциплинарного образования.

Библиографический список

Ассоциированное сообщество «Лаборатория межкультурных исследований» (ЛАБИК) при участии около 24 членов из шести стран. URL: https://www.hszg.de/studium/dein-weg-durchs-studium/studium-fundamentale/labik-labik.html (дата обращения: 09.09.2021).

Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. 2-е изд. Курск: Мечта, 2013. 464 с.

Брызгалина Е. Образование: от фундаментальности к практике или путь в никуда. URL: https://echo.msk.ru/blog/bryzgalina_elena/786465-echo/(дата обращения: 09.09.2021).

Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.

Булатников И.Е. Воспитание ответственности: развитие социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов железнодорожного транспорта в воспитательной системе образовательного учреждения: монография. Курск: Мечта, 2011. 228 с.

Булатников И.Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012а. Т. 18. № 1-1. С.146-152.

Булатников И.Е. Деструкция общественной морали как проблема современного социального воспитания молодежи // Ярославский педагогический вестник. Т. II. 2012б. №5. C. 24-30.

Булатников И.Е. Концепция социально-нравственного воспитания личности в педагогическом наследии А.С. Макаренко: диалектика социального и индивидуального // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 2 (26). С. 99-113

Булатников И.Е. Личность. Мораль. Воспитание: Проблемы социально-нравственного становления личности в условиях глобализации культуры // Булатников И.Е. Избр. тр.: в 2 т. Т. 1. Курск: ООО «Издательский дом ВИП», 2017. 392 с.

Булатников И.Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. 2012в. №4 (24). С. 23-35.

Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012г. №3 (23). С. 60-72.

Булатников И.Е. Этические основания социально-педагогической концепции

B.А. Сухомлинского в диалоге эпох и общественных отношений // Психолого -педагогический поиск. 2013а. №3 (27). С. 86-100.

Булатников И.Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К.Д. Ушинского // Известия РАО. 2014. №3.

C.14-35.

Булатников И.Е. Этические основы философско-педагогической концепции // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014а. № 3 (264). С. 28-33.

БулатниковИ.Е., Исаев И.Ф. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого -педагогический поиск. 2012д. № 4 (24). С. 23--35.

Булатников И.Е., Репринцев А.В. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования // Психолого -педагогический поиск. 2012е. № 22. С. 19-34.

ОсиповаС.И., ТерещенкоЮ.А., КлимовичЛ.В. Фундаментальное образование для «цифрового поколения» // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6788 (дата обращения: 13.08.2019).

Рабочая группа фундаментального образования. URL: http://www.hs-zi gr. de/fundamentale/ak (дата обращения: 13.08.2020).

Репринцев А.В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. 2013. №1(25). С. 26-39.

Репринцев А.В. Методологические проблемы современного социального воспитания молодежи или есть ли сегодня социальный заказ на воспитание коллективистов? // Вестник Костромского гос. университета. 2011. №4. С. 131-137.

Репринцев А.В. Развитие теории социально-нравственного воспитания молодёжи в исследованиях И.Е. Булатникова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 2 (46). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/2544/ (дата обращения: 13.08.2021).

Репринцев А.В. Риски и противоречия социализации студенческой молодежи в условиях «модернизации» системы профессионального образования // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: в 2 кн. Кн. 2 / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017. С. 85-90.

Репринцев А.В. Рыночный тип личности как «социальный заказ» современному социальному воспитанию: традиции этноса и дебри «модернизации» // Ярославский педагогический вестник. Т. II. 2012. №5. С. 18-23.

Репринцев А.В. Социализация и воспитание современной молодежи сквозь призму «модернизации» и обеспечения безопасности страны // Известия РАО. 2012а. №2 (22). С. 18-25.

Репринцев А.В. Социализация и воспитание современной молодежи сквозь призму идеологии "модернизации" духовной сферы общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века. Кострома: КГУ, 2016. С.196-208.

Репринцев А.В. Социализация юношества в современном социокультурном пространстве: остается ли в воспитании место для гуманизма? // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. Саратов, 2016 а. С. 59-74.

Репринцев А.В. Труд как социокультурный и педагогический феномен в традиционном Русском мире: механизмы и факторы формирования этнокультурной идентичности личности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1 (49). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3005/ (дата обращения: 22.09.2021).

Репринцев А.В. Человек и культура в условиях становления постиндустриального мира: диалектика нравственного и эстетического в современной социальной практике // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: II Междунар. науч.-практ. конф. Ереван, 2020. С. 628-648.

Репринцев А.В., Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017а. Т.33. №7 (256). С. 142-149.

Садовничий В.А. «Мы заменили фундаментальное образование "компетенциями"» URL: https://chr.aif.ru/voronezh/people/rektor_mgu_my_zamenili_fundamentalnoe_obrazovanie_yami (дата обращения: 12.07.2021).

Совместная преамбула саксонских вузов по вопросам фундаментального образования (Хемниц 2001) URL: http://www.tu-

chemnitz.de/verwaltung/ studentenamt/abt 13/dokumente/praeambel .pdf (дата обращения: 20.08.2021).

Сообщество «General Studies International» под эгидой Центра прикладных культурных исследований и общего образования технологического института Карлсруэ (KIT). URL: http://www.zak.kit.edu.

Сухоруков И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления

дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2020. С. 292-299.

Сухоруков И.С. Миссия институтов социального воспитания в формировании этнокультурной идентичности подростков и юношества // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. Саратов: СГУ, 2016. С. 857-877.

Сухоруков И.С. Мотивационно-оценочные характеристики дифференциации «своих» и «чужих» в полиэтничной подростковой среде // Вестник Костромского государственного университета. 2020а. Т. 26. № 4. С. 14-24.

Сухоруков И.С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодёжи // Инновации и качество профессионального образования / под ред Р.С. Сафина, И.Э. Вильданова. Казань: Школа, 2021а. С. 136-140.

Сухоруков И.С. Проблемы формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества в зеркале педагогической социологии: опыт эмпирического исследования // Вестник Костромского гос. ун-та. 2016а. Т. 22. № 4. С. 258-263.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. / под ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: ЯГПУ, 2021. С. 247-252.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе. Чебоксары: ЧГПУ, 2020б. С. 196-204.

Сухоруков И.С. Этнокультурная идентичность и дифференциация «своих» и «чужих» в подростковой среде: особенности этнической социализации подростков в условиях глобализации культуры // Берегиня. 777. Сова. 2021а. №4 (51).

Фрейбергерская декларация по вопросам фундаментального образования в высших учебных заведениях и университетах (ТУ Горная академия Фрейберг 2005) URL: http://www.hs-zigr.de/fundamentale/generale2005 (дата обращения: 22.09.2021).

Университет прикладных наук Циттау / Герлиц, факультет математики и естествознания, фундаментальное образование. URL: http:// www.hs-zigr.de/fundam ental e (дата обращения: 13.08.2021).

Delakowitz B., Dierich P., Schneider F. Studieren ist mehr - Das Studium fundamentale an der Hochschule Zittau/Görlitz; in: Wer, wo, wie und wie viele Schlüsselkompetenzen; Brinker, T. u.a. (Hrsg.), Institut für Zukunftsorientierte Kompetenzentwicklung, Bochum, 2008.

Freiberger Erklärung zum „Studium generale" an Hochschulen und Universitäten; Tagungsveröffentlichung „universitas - quo vadis?" (TU Bergakademie Freiberg 2005). URL: http://www.hs-zigr.de/fundamentale/generale2005 (дата обращения: 14.06.2021).

Gemeinsame Präambel der sächsischen Hochschulen für das Studium generale (Chemnitz 2001) http://www.tu-chemnitz.de/verwaltung/studentenamt/abt13/dokumente/praeambel.pdf (дата обращения: 22.05.2021).

Robertson-von Trotha C. Netzwerk "General Studies International" unter Federführung des Zentrum für Angewandte Kulturwissenschaft und Studium generale, Karlsruher Institut für Technologie (KIT). URL: http://www.zak.kit.edu.

Schneider F. Allgemeinwissenschaftliche Grundlagen // Scientific Reports. Journal of the University of Applied Sciences Mittweida. 2005. Nr. 5

Schneider F. Integriert und Addiert - ein (Königs-)Weg zur Erlangung von Schlüsselqualifikationen; SQ-Forum // Schlüsselqualifikationen in Lehre, Forschung und Praxis. Bochum, 2007. Nr. 2

Schneider F. Interkulturalität in der Lehre // Scientific Reports. Journal of the University of Applied Sciences Mittweida. 2006. Nr. 7.

Senatsbeschluss vom 23. Mai 2005 zur „Einbindung der Allgemeinwissenschaftlichen Grundlagen (AWG) und der Fremdsprachenausbildung in die Bachelor und Masterstudiengänge", Hochschule Zittau/Görlitz, Zittau, 2005.

Steinert E. Interkulturalität - Lehrfachbeschreibung Studium fundamentale Wintersemester2005/06), Veröffentlichung der Hochschule Zittau/Görlitz, Zittau 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Stifterverband für die Dt. Wissenschaft, Aktionsprogramm „Schlüsselqualifikationen plus" (2005-2006) Tagung „Schlüsselbildung" Schluesselbildung_resumee.ppt, Essen, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.