УДК 377.12
«ЦИФРОВАЯ ЭПОХА»: ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ
© 2021 Л. И. Переславцева
канд. пед. наук, доцент e-mail: trusheva @ yandex. ru
Белгородский государственный институт искусств и культуры
В статье характеризуются особенности применения цифровых технологий в профессиональном образовании на примере подготовки будущих специалистов сферы искусства и культуры, акцентируется внимание на информационно-коммуникационных технологиях как инструменте формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок, воздействия на мировоззрение человека в целом.
Ключевые слова: педагогика профессионального образования, компетентностный подход в образовании, цифровая эпоха, искусство, информационно-коммуникационные технологии, информационная культура личности, социокультурная сфера.
"DIGITAL AGE": FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF
SPECIALISTS FOR THE SPHERE OF ART AND CULTURE
© 2021 L. I. Pereslavtseva
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor e-mail: trusheva @ yandex. ru
Belgorod State Institute of Arts and Culture
The article describes the features of the use of digital technologies in vocational education on the example of training future specialists in the field of art and culture, focuses on information and communication technologies as a tool for the formation of needs, interests, views, values, impact on the human worldview as a whole.
Keywords: digital age, art, information and communication technologies, information culture of the individual, social and cultural sphere.
По результатам многочисленных исследований, «российская система высшего образования имеет свои уникальные признанные в мире достижения. Эффективность отечественного образования не только не уступает зарубежным аналогам, но и нередко превосходит их (исследования Российской академии образования). Процесс реформирования российского образования с самого начала был направлен как на достижение общемировых стандартов образования, так и на сохранение лучших отечественных традиций. Современная парадигма образования подразумевает, в первую очередь, развитие творческих начал и культуры личности, способной реализовать свой потенциал в изменяющихся социально-экономических условиях, что служит как интересам самой личности, так и интересам общества» [Грибкова 2016: 190].
В последние годы в поле зрения многих исследователей попали проблемы глобализации культуры, становления информационной цивилизации. XXI век по праву называют цифровой эпохой. Цифровая эпоха ознаменовалась не только появлением красиво звучащих терминов (искусственный интеллект, информационные технологии, роботизация и пр.), но и переводом в цифровую сферу государственных услуг, созданием автоматизированных систем коммуникаций, жизнеобеспечения и др. Стремительно развивающиеся информационные технологии позволяют постепенно оцифровать все сферы деятельности человека. Сегодня в России существует стратегия развития цифровой экономики. Но нельзя забывать о том, что «в центре реформ должен стоять Человек, Личность, а не экономика! Не человек - для экономики, а экономика -для человека! Никакие реформы не имеют смысла, если они не направлены на совершенствование самого человека, его развитие, обеспечение более высокого качества его жизни, если в результате реформ не изменяется к лучшему сама жизнь, социальная реальность» [Репринцев 2016]. Современная система подготовки будущих специалистов сферы искусства и культуры в вузе претерпевает существенные изменения. В прошлом оказалась ориентация образования на функционализм в подготовке и мышлении специалиста. В области художественного творчества использование информационно-коммуникационных технологий предусматривает их применение во всех видах деятельности, а именно: образовательном процессе, управлении, методической работе. Сегодня образовательная вреда вуза является очень насыщенной в плане наличия источников информации [Репринцев 2017]. Стал аксиомой тот факт, что электронные образовательные ресурсы и информационно-коммуникационные технологии являются средством повышения эффективности обучения. В подготовке специалистов сферы искусства и культуры этому способствуют электронные профессионально-педагогические образовательные ресурсы, музыкально-компьютерные технологии, официальные сайты деятелей искусства и культуры, мультимедиа-порталы, электронные базы данных (электронные библиотеки, виртуальные музеи), периодические музыкальные интернет-издания и т.д.
Использование информационно-коммуникативных технологий - это эффективный инструмент мотивации и развития обучающихся, расширения их кругозора. Образовательный процесс в творческом вузе во многом, безусловно, требует специальных подходов [Переславцева 2018]. Но использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе предоставляет педагогам дополнительные возможности в подготовке компетентных специалистов, меняя в корне структуру традиционного информационного воздействия. Не определенная сумма знаний, а сформированность компетенций - вот приоритетный результат, к которому стремится преподаватель. Занятия с применением информационно-коммуникационных технологий привлекательны для студентов в плане развития умений работать с информацией, развития исследовательских и коммуникативных способностей. Совместимы ли исполнительские дисциплины и информационно-коммуникационные технологии? Вполне: прослушивание студентами на занятиях редко исполняемых произведений, ценных интерпретаций в аудиоформате, просмотр видеофайлов с мастер-классами, концертами и другим материалом (причем неважно, в каком режиме: онлайн, при нахождении материалов на сайте, или офлайн - при приобретении аудио-, видеозаписей) - вот неполный перечень того, что использует творческий преподаватель, владеющий информационно-коммуникационными технологиями.
Профессиональная среда претерпевает преобразования, при этом источником этих преобразований служат процессы информатизации. Они «...вызывают формирование новых образовательных потребностей студентов музыкально-педагогических специальностей, обусловливают необходимость существенных
изменений в деятельности педагога-музыканта, связанных с созданием и использованием цифровых образовательных ресурсов, широким внедрением приемов и методов сетевого взаимодействия. В условиях функционирования высокотехнологичной информационной образовательной творческой среды становится все более актуальной необходимость совершенствования подготовки выпускников музыкально-педагогических специальностей в области информатики и применения компьютерных технологий в их будущей профессиональной деятельности», - считают ученые РГПУ им. А.И. Герцена (СПб) [Горбунова 2014: 214-215].
Сейчас информационные технологии изучаются будущими специалистами сферы искусства и культуры как дисциплины учебного плана (информационное обеспечение профессиональной деятельности, музыкальная информатика, современные информационные технологии, музыкальные цифровые технологии и т.д.). Персональный компьютер применяется как инструмент творческой деятельности вкупе с программами, которые можно классифицировать по выполняемым функциям (связанные с творческим процессом сочинения и записи музыки, с техническими вопросами записи музыки и звука, программы общего назначения, обучающие, помощники в управлении звуковыми файлами и базами данных, с редко встречающимися функциями и многие другие) [Живайкин 1999].
Практические задачи, которые ставит преподаватель перед студентами в процессе преподавания таких дисциплин, определяют выбор конкретных аппаратно-программных средств обучения. При этом идет постоянный поиск межпредметных связей. Так, например, содержание курса музыкальной информатики строится также таким образом, чтобы студенты получили представление о возможностях дисциплины и ее связях с традиционными музыкально-теоретическими дисциплинами. На занятиях студенты учатся, используя соответствующее программное обеспечение, создавать упражнения для самостоятельного слухового тренинга (интервальные последовательности, аккордовые последовательности, диктанты и пр.). Обучающиеся успешно справляются с операциями транспонирования, с сохранением нотных текстов в формате аудиофайла, конвертируют нотные тексты в документы, распечатывают партитуры и т.д. Не секрет, что подбор материала с помощью традиционных технологий при подготовке к практическим и семинарским занятиям занимает у современного студента достаточно много времени. Электронные образовательные ресурсы, полнотекстовый доступ в электронных библиотечных системах, электронные нотные библиотеки позволяют оптимизировать этот процесс.
Электронные образовательные ресурсы оказывают неоценимую помощь и преподавателю в вопросах применения мультимедийной информации (учет специфики преподаваемой дисциплины, наглядность, адекватность содержания новым достижениям науки, и т.д.). Мультимедийные приложения максимально усиливают образовательный эффект, поскольку учитываются особенности восприятия учебной информации, решают проблему наглядности (таблицы, графические схемы, слайды, видеофильмы, анимационные модели, иллюстрирующих теоретический материал, моделирующих объекты, процессы, явления). Овладев пакетом офисных программ (например, Microsoft Office, Open Office и пр.), преподаватели самостоятельно разрабатывают наглядный материал в виде презентаций.
В процессе подготовки студентов сферы искусства и культуры серьезное внимание обращается на принципы гармонии, которые являются основополагающими для всех видов искусств («...основы гармонии служат художнику и музыканту средством достижения красоты, а в художественном мышлении искусствоведа и музыковеда - ориентиром и критерием оценки произведения» [Кудин 2005: 214]). Профессиональные информационно-коммуникационные технологии успешно
справляются с задачей обучения будущих специалистов сферы искусства и культуры теории композиции: «студентам прививается художественный вкус, создаются условия такого личного творчества, через которое они лучше понимают различие в способах создания красоты», а сами обучающиеся «...обретают способность проводить границы между ними, научаются использовать электронные технологии там, где они помогут создать гармонию» [Кудин 2005: 214]. Таким образом, применение возможностей персонального компьютера помогает решить задачи стилеметрии, синтеза новых мелодий, видоизменения мелодии, анализа музыкальной формы, теории композиции.
Особое место в образовательном процессе занимает использование глобальной сети. В ней размещено огромное количество дистанционных конкурсов, олимпиад, проектов. Интернет дает возможность каждому проявить себя.
Мы решили выяснить, какими источниками информации пользуются будущие специалисты сферы искусства и культуры, насколько интенсивно взаимодействуют с информационной средой, какие сайты, ресурсы, поисковые системы предпочитают. Надо прямо сказать, что взаимодействие студентов с информационной средой не носит системного характера, а связано преимущественно с особенностями ситуации, появившимися запросами или возникшим личным интересом студента. Однако среди наиболее «посещаемых» студенты называют преимущественно социальные сети и тот контент, который они предлагают. Самой востребованной оказалась сеть «ВКонтакте», в которой личные аккаунты имеют практически все студенты. Практически все студенты пользуются популярными мессенджерами Telegram, Viber («Вайбер»), WhatsApp («Ватсап»). Несколько меньше тех, кто имеет аккаунты в Facebook, Twitter, Instagram. Но это только внешние и малоинформативные признания, не раскрывающие реальных интересов студентов, интенсивности их погружения в предлагаемый контент, но самое важное - извлекаемых выводов и представлений о жизни, о ценностях и смыслах бытия человека, о способах реализации им своего творческого потенциала. И эта часть наименее доступна для исследователя - студенты крайне неохотно делились этой информацией, предпочитая оставаться закрытыми от «постороннего взгляда». И все-таки некоторые респонденты, понимая анонимный характер опроса, достаточно откровенно делились тем, что чаще всего просматривают в социальных сетях, на какие сообщества подписаны. Оказалось, что интересы у юношей и девушек заметно отличаются. Так, многие молодые люди признались, что не отказываются от просмотра страничек сообществ с новостями политической жизни, просматривают ленты новостей творческих сообществ, но наибольший интерес представляют сообщества и информация, связанные с возможностями подработки, досуга, строительства отношений со сверстниками, интимных отношений, новостями сферы искусства и культуры, событиями в регионе и в вузе, автомобильная и спортивная тематика. Интересы девушек дополняются различными лайфхаками, способами приготовления вкусной и здоровой пищи, рецептами еды, рекомендациями по уходу за кожей, информацией о стилистике современной одежды, дизайне среды, модной одежды, строительстве отношений с сильной половиной человечества и т.д. Но эти откровения еще н дают представления о том, что выносят для себя молодые люди из погружения в сетевой контент, какая информация и в виде каких представлений, убеждений, ориентаций «оседает» в их сознании. А ведь это наиболее важная часть влияния социальных сетей, но и наиболее закрытая, практически недоступная для анализа. И все-таки некоторые из респондентов дали довольно неожиданные и откровенные признания, которые существенно уточняют интересы молодых пользователей сетей: вопросы техники секса, контрацепции, нормативного поведения в сфере половых отношений, профилактики заболеваний в этой сфере; проблемы и сложности влюбленности, привязанности к человеку и расставания с ним; проблемы
одиночества и непонимания близкими, конфликтов с родителями, с любимыми; устойчиво высок интерес к способам зарабатывания денег, возможностям подработки, позволяющей совмещать учебу и работу и т.д. По сути, такие признания лишь подтверждают те общие предположения, которые преимущественно сопряжены с пониманием возраста студенчества и тех проблем, которыми студенчество традиционно озабочено. Едва ли для тех, кто много лет работает со студентами, в приведенных откровениях содержится что-то новое и неожиданное. Обращает на себя внимание и то, что студенчество не очень интересуется политикой, многие молодые люди скептически относятся к действующим известным политикам и не видят для себя смысла включаться в политические дискуссии, пытаться изменить политическую ситуацию в обществе. Однако есть некоторая часть студентов, кто откровенно настроен на включение в общественно-политическую жизнь, открыто объявляя себя сторонником некоторых оппозиционных общественных деятелей. Эти проявления юношества сложно перевести в формат конкретных цифровых значений и процентов -далеко не все студенты готовы откровенно делиться своими идейными и политическими убеждениями, многие из них хорошо понимают все тонкости и опасности открытого декларирования своих взглядов и политических ориентаций.
Но общей приметой нынешней эпохи, пожалуй, является вполне выразительный «уход» молодежи от книги, от печатного текста. Практически все студенты откровенно признаются в том, что уже не видят смысла обращаться к бумажным печатным изданиям, ибо все есть в электронном виде, в Интернете, в социальных сетях - в них можно найти любое издание, любую информацию, любой источник. При этом студенты особое внимание уделяют лаконичности информации, ее «компактности», доступности (изложения). Иначе говоря, краткость, но и полнота служат основными показателями предпочитаемой молодежью информации. На достоверность, научность такой информации студенты внимания не обращают, их практически не интересует идейная и политическая ангажированность автора информации, его этническая, расовая или религиозная принадлежность. Студенты не очень настроены на критическое восприятие информации, вероятность ошибки или сознательного искажения авторов излагаемых фактов. Печально, что на фоне требований лаконичности и компактности текста практически перестают работать такие параметры, как восприятие и понимание, осмысленное освоение и интерпретация текста. Иными словами, студенты фиксируют только внешний каркас сообщения, его «фабулу», но не скрытые идеи и смыслы. Фактически освоение информации имеет внешний, преимущественно поверхностный характер и не сопряжено с глубокой переработкой информации, ее освоением и запоминанием. Подтверждают этот вывод некоторые исследования, связанные с феноменом понимания текста [Гнедых 2020; Голубченко 2019]. Студенты признаются в том, что мало читают, не посещают библиотеку, не имеют навыков конспектирования, работы с источниками, не имеют навыков тезирования, реферирования текста, семантического анализа.
Поскольку содержательные аспекты погружения в социальные сети и общения студентов в них практически недоступны для внешней оценки, мы решили посмотреть на время пребывания в сетях, интенсивность их коммуникации в сетевых сообществах. Оказалось, что средняя продолжительность пребывания студентов в Сети составляет от 4 до 6-7-8 часов ежедневно ! Есть данные, что продолжительность такого пребывания может быть и больше [Никулова 2016]. По данным С.А. Кравченко, продолжительность пребывания в Сети составляет пять-шесть часов ежедневно [Кравченко 2013]. При этом исследователи отмечают, что сокращается время пребывания в Сети с помощью компьютера, но возрастает время пребывания с помощью смартфона. Как признались наши респонденты, ежедневно более 5 часов
в Сети проводят 23,5% студентов. При этом студенты по-разному оценивают цели пребывания в Сети и в социальных сообществах. Ориентированы на поиск материалов для учебы более 74% студентов; чтение новостей привлекает около 37%; для 43% смысл выхода в Сеть связан с общением с родителями, друзьями, любимым человеком (студенты могли выбрать несколько вариантов ответа). Очевидно, что в приоритете оказывается поиск информации, а Интернет позволяет существенно сократить затраты времени на такой поиск. Причем для студентов старших курсов потребность в поиске важной учебной и профессионально ориентированной информации заметно возрастает - до 82%, что свидетельствует о более взвешенном и рациональном подходе старшекурсников к бюджету своего времени и его использованию.
Однако погружение в пространство Интернета нельзя рассматривать только с точки зрения «пользы», пытаясь найти позитив или негатив. Для достаточно заметной части студентов погружение в Сеть сопряжено с поверхностным восприятием информации, получением обрывочных сведений в ответ на запрос. Немногие студенты являются постоянными посетителями серьезных аналитических сайтов крупных и авторитетных изданий, новостных порталов, для большинства владельцев смартфонов предпочтительными являются облегченные и легкодоступные сетевые сообщества, ленты новостей, форумы. Для таких молодых людей характерно легковесное отношение к жизни, стремление «не перегружать себя ненужной информацией». Это явление достаточно масштабно, чтобы не обращать на него внимание и не замечать: примерно больше половины студентов именно «легко» смотрят на жизнь и стараются «жить весело, беззаботно, не парясь». Для работников сферы искусства и культуры такое отношение к пониманию современных социокультурных реалий непростительно, будущая творческая интеллигенция должна жить пониманием своей ответственной социальной миссии, глубоко осознавая происходящие в обществе процессы и проблемы.
Как показывают итоги нашего опроса, большая часть студентов используют погружение в Сеть для общения со сверстниками, новых знакомств (73,4%), что особенно характерно для студентов младших курсов. На старших курсах время общения со сверстниками студенты тратят заметно меньше (58,3%). Активность в Сети старшекурсников заметно отличается и по интенсивности, и по содержанию. Меньше тратят старшекурсники времени и на развлечения в Сети: игры перестают быть привлекательными для большинства респондентов (28% для первокурсников и 9% для студентов 3 и 4 курса бакалавриата).
Конечно, практически все студенты сегодня погружены в Сеть, в Глобальную паутину. При всех достоинствах и преимуществах, которые такое погружение открывает, надо видеть и понимать таящиеся в этом опасности, риски, угрозы.
И, пожалуй, главная опасность состоит в разрушении традиционного общинно-коллективистского этоса Русского мира. Об этом много и обоснованно пишут А.В. Репринцев, И.С. Сухоруков, справедливо акцентируя внимание на опасности утраты социальности, обеднении опыта живой человеческой коммуникации, способности видеть живую реакцию собеседника на боль и страдания другого человека [Репринцев 2020; 2020а; 2020б; Сухоруков 2020; 2020а; 2020б]. Виртуальная дружба не дают столько живого человеческого тепла, сколько дают прикосновение дружеской руки, дружеские объятья и просто ответная улыбка. Особенно сложно выстраивать истинной интимные, подлинно личностные отношения, не имея возможности обнять, приласкать, разделить боль и страдание близкого человека. Эмоциональный голод, состояние депривации, отсутствие возможности живого общения особенно ярко проявились во время пандемии КОВИД-19. Общение в Сети не смогло заменить теплоты реальных отношений; студенты сполна ощутили эмоциональный голод,
дефицит живого общения. Стало заметно и то, что «дружбы в Сети» редко способны обеспечить устойчивые отношения в реальной жизни: в Сети дружбу легко «заводят», но и легко расстаются с виртуальными друзьями - в Сети не видна боль, не ощутима «ответственность за того, кого приручили». Опасность состоит в «переносе» виртуальных легковесных (и безответственных) отношений в реальную жизнь. Легко вступают в отношения, легко выходят из них, не думая о боли, которую причиняют тем, кто поверил, кто по-настоящему ждал истинной дружбы или любви. Как отмечают А.В. Репринцев, И.С. Сухоруков, сегодня явно существует и возрастает опасность «переноса» упрощенного отношения к дружбе и любви, порождаемой в сетевой среде, на отношения в реальной жизни, когда степень ответственности за друга, за любимого человека существенно снижается и низводится до уровня блокировки, «забанивания» того, кто говорит правду в лицо (и потому неприятен), кто дает жесткую и нелицеприятную оценку поведению и суждениям (не всегда хочется слушать критику в свой адрес) [Репринцев 2020; 2020а; 2020б; Сухоруков 2020; 2020а; 2020б]. Иными словами, социальная ценность, личностная значимость человеческих отношений заметно падает, уступая место прагматизму, индивидуализму, потребительству, гонке за бесконечными наслаждениями, отторжению межпоколенческих связей, социальной аномии [Булатников 2011; 2012; 2012а; 2014; Пашков 2020; 2020а]. Конечно, доступность социальных сетей, простота и удобство использования контента делают их одним из самых мощных агентов влияния на сознание и поведение огромной массы людей (и не только студентов, но и вполне взрослых, зрелых людей). При этом важно иметь ввиду моральную ответственность личности за то, что выкладывается в Сеть, что отражает позицию и взгляды человека, суждения и оценки по самым острым вопросам общественной жизни. Разумеется, общение в Сети не снимает ответственность личности за все сказанное и написанное; свобода личности выражается не в праве говорить и писать все, что хочется - сети являются таким же социальным пространством, как и привычная общественная жизнь! Поэтому ответственность личности не исчезает за вымышленным ником, не растворяется при выплескивании грязи и ложных обвинений на человека, обвинения которого необоснованны и потому могут повлечь юридическую ответственность. Сети стали пространством свободы, но не освобождают от морали, от социальной ответственности. Конечно, студенты особенно ценят открытость общения в Сети, прозрачность взглядов и свободу выражения собственного мировоззрения. Сегодня все больше студентов указывают на своих страничках подлинное имя и фамилию, вуз, факультет; открыто объявляют о том, какую школу окончили и в каком году; социальные сети оставляют за создателем аккаунта право делать свою страницу полностью доступной для всех или ограничить доступ к ней лишь для избранных.
Обратим внимание на важную деталь: многие студенты пытаются вести собственные блоги (около 11%), многие подписаны на блоги известных политиков и общественных деятелей (около 15%). По нашим оценкам, примерно шестая часть студентов все-тки интересуется политикой (но не обязательно является действующим адептом политической партии), что свидетельствует о том, что студенчество не стало полностью «аполитичным», не утратило интерес к общественно-политическим процессам.
Проблема морального облика субъектов сетевого общения - отдельная и очень сложная тема. Студенты понимают, что сети изобилуют обсценной лексикой, внедряют штампы и лексические стереотипы, пропагандируют специфический сленг, юношеское арго. Мы спрашивали респондентов, что их раздражает больше всего в сетях? Судя по их ответам, они вполне сохранили способность критически оценивать проявления людей в сетях, их общекультурный и моральный облик. По сути, раздражение
вызывают как раз те проявления, которые являются «обратной стороной» открытости Интернета, его мнимой «свободы». Студенты отметили, что их раздражает навязывание рекламы (63%); обилие пошлости, вульгарности, ненормативной лексики (34%); примеры безответственного поведения людей, проявления жестокости (26%); необоснованные и негативные суждения о других людях, откровенная клевета (28%); навязывание политических оценок и убеждений (18%). Как видим, студенты хорошо понимают все достоинства и недостатки проявления «свободы» личности в Интернете, вполне адекватно оценивают их, хотя некоторая часть молодых людей позволяет себе определенную степень развязности, сквернословия, грубости. Но количество таких пользователей невысоко. Свобода личностных проявлений в Интернете становится не столько проблемой самой Сети, сколько проблемой нравственной воспитанности личности, ее способности оставаться ответственной личностью, не прячась за вымышленным ником, а достойно и честно проявляясь в общении с большим количеством знакомых и незнакомых людей. Понятно, что всякие попытки юридического преследования свободного самовыражения молодежи в Сети результата не дадут, - здесь важнейшую роль играет воспитанность личности, твердость ее нравственных убеждений и принципов. Конечно, мы являемся сегодня свидетелями сложного и болезненного процесса становления новой виртуальной реальности, в которой личность не только проявляет себя, но и формирует свои представления о том реальном мире, в котором молодым людям предстоит жить и трудиться. Интернет и все его необозримое пространство - не просто отражение социокультурной реальности, но и ее порождение: сами молодые люди являются, по существу, творцами этой реальности, ее субъектами. И все противоречия Сети являются отражением противоречивости нынешнего поколения молодежи, меры ее «окультуренности», эффективности работы всей системы социального воспитания.
«В настоящее время развитие общества диктует ряд изменений не только в структуре и содержании системы образования в целом, но и в самом подходе к образованию. Это выражается в увеличении вклада гуманитарных наук и искусства в общую систему воспитания, в пристальном внимании педагогики к личности всех участников образовательного процесса, а также, что особенно важно, в становлении новой парадигмы образования, в центре которой - развитие культуры личности и ее творческих начал», - отмечает О.В. Грибкова [Грибкова 2017: 62]. В условиях колоссальных объемов информации, особенностей ее восприятия и переработки, общество перестроилось на новый информационный лад. Стала актуальной проблема развития информационной культуры личности, информационной культуры будущего специалиста.
Согласно исследованиям А.Н. Дулатовой и Н.Б. Зиновьевой, содержание информационной культуры личности необходимо рассматривать в нескольких ракурсах: психологическом, морально-этическом, мировоззренческом, технологическом, социальном [Дулатова 2007]. С точки зрения психологов и педагогов, информационная культура личности заключается в сформированности компетенций, связанных с восприятием, анализом, обработкой и усвоением информации в условиях ее избыточности. Работа в морально-этическом ракурсе ориентирована на воспитание личной ответственности обучающегося. Во главу угла ставится деятельность по формированию установок, которые способствуют развитию критического отношения к информации. Мировоззренческий аспект предполагает сформированность представлений об информации и информационных процессах, осмысление личностью роли информации в обществе и его культуре. Технологическая составляющая подразумевает сформированность знаний, умений, владений, позволяющих использовать информационные технологии, адекватные поставленным целям
и задачам. Но все приведенные выше аспекты не имеет смысла рассматривать без социальной плоскости: сформированность информационной культуры - залог успешной социализации личности. И.Е. Булатников справедливо заметил, что в «диалектической связи социального и индивидуального проявляется сам человек, мера освоения им норм общественной морали, готовности к принятию этих норм и добровольному подчинению им, реализации личных, индивидуальных целей общественно приемлемыми средствами. Из отдельных, разрозненных действий воспитанника рождается моральный опыт личности, который опирается на одобрение окружающего коллектива, одобрение взрослых, педагогов» [Булатников 2013: 92].
Повсеместное проникновение цифровых технологий во все сферы жизни и деятельности человека тем не менее не препятствует их критике, для общества стала характерна рефлексия [Репринцев 2018а]. Поэтому закономерно проявление в одном из докладов Римского клуба «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты» настороженности к «экспоненциальным технологиям», так как вполне реальна опасность неконтролируемого развития и неэтичного использования информационных технологий. Трудно не согласиться с тем, что для того, чтобы избежать этой опасности, необходимо решение системой образования задачи формирования у молодежи «futures literacy» (грамотности в отношении будущего). Этому будут способствовать:
- развитие отношений, так как ценность и эффективность информационных технологий и проявляется в интенсификации связей между людьми, результатом чего является активно развивающаяся способность личности не только учиться для самого себя, но и перманентно помогать учиться другим;
- ценностный характер образования (с опорой на универсальные ценности и уважение к культурным различиям);
- развитие не только аналитического, но и интегрального мышления для достижения понимания реальности;
- плюрализм содержания и пр. [Come on].
Очень убедительна в этом контексте мысль И.Е. Булатникова о необходимости предложения воспитанникам достойных образцов для подражания, принятия срочных мер, связанных с укреплением морали, объединения усилий всех субъектов, которые имеют возможность влиять на когнитивную, эмоционально-ценностную и деятельностую сферы личности обучающихся [Булатников 2014: 33].
Библиографический список
Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.
Булатников И.Е. Воспитание ответственности. Курск: Мечта, 2011. 228 с.
Булатников И.Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского государственного университета. 2012а. № 1. С. 146-152.
Булатников И.Е. Деструкция общественной морали как проблема современного социального воспитания молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2012б. Т. II. №5. C. 24-30.
Булатников И.Е. Личность. Мораль. Воспитание: Проблемы социально-нравственного становления личности в условиях глобализации культуры: Избр. тр. И.Е. Булатникова: в 2 т. Т. 1. Курск: ВИП, 2017. 392 с.
Булатников И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности // Психолого-педагогический поиск. 2011а. № 1 (17). С. 79-90.
Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012в. №3 (23). - С. 60-72.
Булатников И.Е. Этические основания социально-педагогической концепции
B.А. Сухомлинского в диалоге эпох и общественных отношений // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 3 (27). С. 86-100.
Булатников И.Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К. Д. Ушинского // Известия РАО. 2014. №3.
C. 14-34.
Булатников И.Е. Этические основы русского образования в философско-педагогической концепции Е.П. Белозерцева // Психолого-педагогический поиск. 2015. №1 (33). С. 110-133.
Гнедых Д.С., Сухоруков И.С. О связи индивидуальных стратегий понимания студентами учебных текстов с качеством их понимания // Письма в Эмиссия. Оффлайн. Электронное научное издание (педагогические и психологические науки). 2020. № 6. С. 2856.
Голубченко А.И., Сухоруков И.С. Успешность обучения у студентов, использующих электронные образовательные ресурсы // Психология - наука будущего: поиск молодых ученых: материалы региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Курск: КГУ, 2019. С. 91-94.
Горбунова И.Б. Творческий проект в процессе обучения информатике студентов-музыкантов (в условиях педагогического вуза) / И.Б. Горбунова, А.А. Панкова // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 3 (86). С. 214-221.
Грибкова О.В. Культурно-образовательная среда в системе музыкального образования высшей школы // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 190-192.
Грибкова О.В. Развитие инновационной образовательной среды в контексте совершенствования профессионально-педагогической подготовки в вузе // Вестник Курган-Тюбинского госуниверситета имени Носира Хусрава. 2017. № 1-1 (43). С. 62-65.
Дулатова А.Н. Информационная культура личности: учебно-методическое пособие / А.Н. Дулатова, Н.Б. Зиновьева. М.: Либерея-Бибинформ, 2007. 171 с. Живайкин П.Л. 600 звуков и музыкальных программ. СПб., 1999. 624 с. Кравченко С.А. Что угрожает студентам в интернете? URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/234651/ (дата обращения: 12.04.2021).
Кудин П.А. Об анализе гармонии в художественном образовании с использованием информационных технологий / П.А. Кудин, И.Б. Горбунова, М.В. Егорова // Информационные технологии в науке, образовании, искусстве: сб. науч. ст. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, Институт информационных технологий, 2005. С. 213-221.
Никулова Г.А., Боброва Л.Н. Студенты переселились в Интернет: присутствие, предпочтения, влияние // ОТО. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studenty-pereselilis-v-internet-prisutstvie-predpochteniya-vliyanie (дата обращения: 27.06.2021).
Пашков С.В. Духовно-нравственное развитие будущих специалистов в совместной деятельности институтов религии и образования // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера. Казань: КГАСУ, 2020. С. 202-208.
Пашков С.В. Этические основы социального взаимодействия подростков и молодежи в информационной среде: от соборности Русского мира - к разобщению? //
Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ, 2020а. С. 248-255.
Переславцева Л.И. Формирование информационной культуры будущих педагогов-музыкантов в системе высшего профессионального образования // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы 12-ой Международной научно-практической конференции: в 2 кн. Кн. 2 / под общ. ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. Казань: Школа, 2018. С. 191-196.
Репринцев А.В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. № 1. С. 88-96.
Репринцев А.В. Образовательная среда вуза в системе факторов формирования этнокультурной идентичности юношества // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы 12-ой Международной научно-практической конференции: в 2 кн. Кн. 1 / под ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. Казань: Школа, 2018. С. 42-48.
Репринцев А.В. Общинно-коллективистский этос традиционного русского мира как альтернатива неолиберальной идеологии социального воспитания // Психология и педагогика социального воспитания / ред. А.Г. Кирпичник, А.Г. Самохвалова. Кострома: КГУ, 2020. С. 33-40.
Репринцев А.В. Проблемы этнической социализации подростков и юношества в контексте формирования отношения молодежи к национальной истории и ее героям // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. науч. ст. Чебоксары: ЧГПУ, 2020а. С. 150-158.
Репринцев А.В. Социализация юношества в современном социокультурном пространстве: остается ли в воспитании место для гуманизма? // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. Саратов, 2016. С. 59-74.
Репринцев А.В. Социально-нравственное развитие личности: от гуманистических традиций Русского мира - к реалиям современного неолиберализма // Гуманизация образовательного пространства: сб. науч. ст. Саратов: СГУ, 2020б. С. 98-107.
Репринцев А.В. Труд в системе факторов этнокультурной социализации современной молодежи: диалектика социального и индивидуального // Ярославский педагогический вестник. 2018а. № 6. С. 31-46.
Репринцев А.В. Этнокультурная социализация молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и тенденции // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сб. ст. Чебоксары: ЧГПУ, 2017. С. 91-96.
Сухоруков И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2020. С. 292-299.
Сухоруков И.С. Клубный коллектив как социально-психологическая среда формирования этнокультурной идентичности подростка // Берегиня. 777. Сова. 2021. №3 (50). С. 216-230.
Сухоруков И.С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодёжи // Инновации и качество профессионального образования / под ред. Р.С. Сафина, И.Э. Вильданова. Казань: Школа, 2021а. С. 136-140.
Сухоруков И.С. Социокультурная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: кто воспитает гражданина и патриота? //
Этнокультурное образование в современном мире: сб. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов, 2017. С. 710-733.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. / под ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: ЯГПУ, 2021б. С. 247-252.
Сухоруков И. С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016. № 2 (29). С. 92-101.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества в контексте становления в России гражданского общества: опыт эмпирического исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016а. Т. 2. №4. С. 53-62.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе. Чебоксары: ЧГПУ, 2020а. С. 196-204.
Come on! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты» -юбилейный доклад Римского клуба [Электронное издание]. URL: http://malakhov.link/come-on-report. (дата обращения: 12.08.2021).
Reprintsev A.V., Zuykov A.V., Shumeyko A.A., Lesnikova S.L., Panfilova V.M. Assessment of specialists' effectiveness within competency- improvement approach (based on quality criteria) // Espacios. 2018. Т. 39. № 33. С. 25.