Научная статья на тему 'ОПЫТ АКТИВИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЗАДАТКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОПЫТ АКТИВИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЗАДАТКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллект / задатки / способности / деятельность / актуализация / задачный подход / сложные интеллектуальные задачи / intelligence / inclinations / abilities / activity / actualization / task approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Ю. Доглаев

Статья раскрывает процесс активизации интеллектуальных задатков и способностей младших школьников в системе дополнительного образования. Современный младший школьник – интеллектуально развитая личность, активизирующая свои задатки и способности в процессе включенности в творческий процесс, создания оригинальных, необычных, нестандартных идей и продуктов деятельности, в процессе освоения игры в шахматы. Автором представлен опыт активизации интеллектуальных задатков и способностей юных шахматистов на базе МАУ МО г. Нягань «СШ им. А.Ф. Орловского». Для достижения предполагаемого результата были определены задачи: выявить исходный уровень задатков и способностей юных шахматистов; определить основные средства развития интеллекта, применяемые в системе дополнительного образования; разработать комплекс шахматных задач, активизирующих интеллектуальные задатки и способности младших школьников. Опытно-экспериментальное исследование позволило заключить, что процесс реализации задатков и способностей юных шахматистов требует создания определенной системы шахматных задач, нацеленных на активизацию мыслительной деятельности, развитие интеллекта. Активизация интеллектуальных задатков и способностей младших школьников на основе задачного подхода, как правило, проводится в процессе написания элементарных партий, конструирования и последовательного решения оригинальных шахматных задач нестандартными способами, знакомства с новыми и увлекательными партиями и шахматными идеями. По итогам проведенного исследования подтверждены предположения о том, что реализация интеллектуальных задатков и способностей младших школьников будет более эффективной, если будут учтены условия, критерии и показатели реализации задатков, способностей, подобраны, разработаны и систематизированы соответствующие задачи и задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN ACTIVATING INTELLECTUAL INCLINATIONS AND ABILITIES JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

The article reveals the process of activating intellectual inclinations and abilities of younger students in the system of additional education. A modern junior schoolchild, an intellectually developed personality, activating his inclinations and abilities in the process of being involved in the creative process, creating original, unusual, non-standard ideas and products of activity, in the process of mastering the game of chess. The author presents the experience of activating intellectual inclinations and abilities of young chess players on the basis of the MAU MO Nyagan “School named after A.F. Orlovsky”. To achieve the expected result, the following tasks are defined: to reveal the initial level of inclinations and abilities of young chess players; to determine the main means of development of intelligence used in the system of additional education; to develop a complex of chess problems that activate the intellectual inclinations and abilities of younger students. Experimental research made it possible to conclude that the process of realizing the inclinations and abilities of young chess players requires the creation of a certain system of chess tasks aimed at enhancing mental activity, the development of intelligence. The activation of intellectual inclinations and abilities of junior schoolchildren using the task approach is usually carried out in the process of writing elementary games, constructing and consistently solving original chess problems in non-standard ways, getting acquainted with new and exciting games and chess ideas. The results of the study show that the assumptions that the implementation of the intellectual inclinations and abilities of younger schoolchildren will be more effective are confirmed, if the conditions, criteria and indicators for the implementation of inclinations, abilities are taken into account, the corresponding tasks and tasks are selected, developed and systematized.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ АКТИВИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЗАДАТКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

названа «учеба и труд» - 23% в гр-А и 21% в гр-К от общего числа респондентов. Второе место среди менее значимых ценностей, обозначенное рангом 6, выступила «безопасность и безопасное поведение» - у 50% в гр-А и 48% в гр-К. Среди менее важных, как и среди более важных, «хорошие вещи, материальное благополучие» были указаны на третьем месте с присвоением 5 ранга у 48% младших школьников гр-А и 43% гр-К. Выявлено, что среди наименее важных ценностей исключены «здоровье и жизнь», а также «любовь, семейная жизнь».

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что общей тенденцией в определении значимости и отношения к жизненным ценностям выступает общение с друзьями и другими людьми, а также материальное благосостояние. В свою очередь, не нашли отражение такие ценности, как забота о здоровье, обеспечение безопасности и безопасное поведение.

Использование методики «Ценностные ориентации» предполагало выявление ценностных ориентаций, определяющих содержательную сторону направленности личности младших школьников. Основу терминальных ценностей составляют убеждения в том, к чему необходимо стремиться, а инструментальных ценностей - убеждения в том, какое свойство личности является предпочтительным в любой ситуации [8, с. 57 - 62]. Обработке подвергались полученные данные по вышеуказанным ценностям с учетом двух переменных: приоритетные (с указанием 1, 2, 3 ранга значимости) и незначимые (с указанием соответственно самых низких рангов значимости).

Проанализировав полученные данные выборки, можно выделить три абсолютно принимаемые ценности, включающие «наличие хороших и верных друзей» у 78% второклассников гр-А и 76% в гр-К, «материально обеспеченная жизнь» - у 60% в гр-А и соответственно 63% в гр-К, «развлечение» - у 53% в гр-А и 50% в гр-К. Замечено, что процент выбора указанных ценностей весьма преобладает над другими и, на наш взгляд, достаточно высок. Выбор «здоровье, жизнь и безопасность» как ценности осуществили 13% от общего количества респондентов в гр-А и 12% в гр-К, но данная ценность не попадает в приоритетный перечень.

К числу незначимых ценностей можно отнести «стремление сделать свое дело качественно, до конца». Такое отношение определилось у 38% от общего количества респондентов в обеих группах. На наш взгляд, это говорит о несфор-мированности способностей к волевым усилиям, неустойчивом протекании психических процессов в растущем организме младших школьников.

Стоит отметить, что также менее всего младших школьников привлекает необходимость «соблюдения правил поведения» в общественных местах. Такое отношение выразили 29% респондентов в гр-А и 25% в гр-К. Полагаем, что это свидетельствует об актуальности проблемы воспитания культуры поведения и развития силы воли младших школьников.

Дальнейший анализ полученных результатов позволил выявить приоритет терминальных ценностей. Так, «независимость» и «свобода» включены в приоритетный список ценностей у 66% от общего количества всех участников эксперимента. Однако при этом умения логически мыслить, принимать обдуманные

Библиографический список

и оптимальные решения, проявляющиеся как «рационализм», а также «самоконтроль» не носят абсолютный характер отверженности и указаны в перечне приоритетных ценностей только у 24% от общего количества испытуемых гр-А и 25% в гр-К.

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что ценности группируются испытуемыми в разные блоки. В связи с этим следует выделить некоторые особенности ценностных ориентаций второклассников.

Высоко значимыми ценностями в данной выборке считаются общение, наличие верных друзей, доброе отношение. В целом можно выделить тенденцию ориентации детей данного возраста на получение хороших оценок, поддержку со стороны родителей, добрые взаимоотношения, в целом - на позитивный фон общения. При этом не исключаются материальное благополучие и развлечения.

К числу не принимаемых, но и не особо отвергаемых ценностей принадлежат познание (возможность расширения своего образования и т.д.), гармония и развитие, уверенность в себе. Причина такого игнорирования нам видится в том, что на данном этапе второклассников интересуют в большей степени оценки, похвала, одобрение со стороны окружающих, а личностный смысл учения и познания находится в стадии формирования.

Культура поведения, культура деятельности слабо отражены в сфере целевых стремлений младших школьников на данном этапе развития.

Исследуемые ценности, такие как здоровье и безопасное поведение, частично включены в иерархию жизненных ценностей младших школьников. К сожалению, здоровью, сохранению жизни, безопасности младшими школьниками не придается большого значения. Это можно объяснить общей особенностью данного возрастного периода развития младших школьников, когда редко имеются проблемы со здоровьем.

Самым ценным человеческим качествам предпочтение отдают большинство опрошенных второклассников, таким как аккуратность, воспитанность (хорошие манеры), независимость и свобода, чуткость (заботливость).

Незначимыми качествами, но имеющими маргинальный характер, были признаны честность (правдивость, искренность), эффективность в делах, ответственность (чувство долга, умение держать слово), смелость.

На основе проведенного анализа полученных результатов можно сделать вывод о том, что такие качества, как терпение, самоконтроль, твердая воля, рационализм, не нашли отклика у респондентов. Возможно, наблюдается слабая значимость этих качеств потому, что они пока не имеют ценности для младших школьников с точки зрения их витагенного опыта.

Проведенное диагностическое исследование имеет практико-ориенти-рованную направленность. Представленный материал может быть значим для дальнейшего рассмотрения проблемы обеспечения педагогических условий, поиска инновационных средств и технологий с целью формирования ценностных ориентаций младших школьников, способствующих в итоге достижению личностных результатов и повышению качества образования.

1. Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии: монография. Москва: Прометей. МПГУ, 2003.

2. Владимирова Е.К. Исследование ценностных ориентаций личности. Психологический журнал. 2001; № 4: 15 - 21.

3. Давыдова Л.Н., Мирзоева Е.В., Мячина В.А., Толстых О.С. Модель воспитания человека культуры младших школьников. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 264 - 270.

4. Овда Л.Г., Кулешова Л.Н. Ценностные ориентации младших школьников на современном этапе научно- технического прогресса. Человек в современном мире. 2018; № 1: 152 - 156.

5. Психология. Словарь. Москва: Политиздат, 1990.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр « Академия», 2008.

7. Современный философский словарь. Москва: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015.

8. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. Москва: ООО «Издательство АСТ», 1997.

References

1. Baeva L.V. Cennostnye osnovaniya individual'nogo bytiya: Opyt 'ekzistencial'noj aksiologii: monografiya. Moskva: Prometej. MPGU, 2003.

2. Vladimirova E.K. Issledovanie cennostnyh orientacij lichnosti. Psihologicheskij zhurnal. 2001; № 4: 15 - 21.

3. Davydova L.N., Mirzoeva E.V., Myachina V.A., Tolstyh O.S. Model' vospitaniya cheloveka kul'tury mladshih shkol'nikov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 264 - 270.

4. Ovda L.G., Kuleshova L.N. Cennostnye orientai mladshih shkol'nikov na sovremennom 'etape nauchno- tehnicheskogo progressa. Chelovek vsovremennom mire. 2018; № 1: 152 - 156.

5. Psihologiya. Slovar'. Moskva: Politizdat, 1990.

6. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr « Akademiya», 2008.

7. Sovremennyj filosofskij slovar'. Moskva: Akademicheskij proekt; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2015.

8. 'Enciklopediya psihologicheskih testov. Lichnost', motivaciya, potrebnost'. Moskva: oOo «Izdatel'stvo AST», 1997.

Статья поступила в редакцию 15.04.21

УДК 371

Doglaev A.Yu, chess coach, MAU MO "Sports School n.a. A.F. Orlovsky" (Nyagan); postgraduate, Kalmyk State University n.a. B.B. Gorodovikov (Elista, Russia), E-mail: [email protected]

EXPERIENCE IN ACTIVATING INTELLECTUAL INCLINATIONS AND ABILITIES JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION. The article reveals the process of activating intellectual inclinations and abilities of younger students in the system of additional education. A modern junior schoolchild, an intellectually developed personality, activating his inclinations and abilities in the process of being involved in the creative process, creating original, unusual, non-standard ideas and products of activity, in the process of mastering the game of chess. The author presents the experience of activating intellectual

inclinations and abilities of young chess players on the basis of the MAU MO Nyagan "School named after A.F. Orlovsky". To achieve the expected result, the following tasks are defined: to reveal the initial level of inclinations and abilities of young chess players; to determine the main means of development of intelligence used in the system of additional education; to develop a complex of chess problems that activate the intellectual inclinations and abilities of younger students. Experimental research made it possible to conclude that the process of realizing the inclinations and abilities of young chess players requires the creation of a certain system of chess tasks aimed at enhancing mental activity, the development of intelligence. The activation of intellectual inclinations and abilities of junior schoolchildren using the task approach is usually carried out in the process of writing elementary games, constructing and consistently solving original chess problems in non-standard ways, getting acquainted with new and exciting games and chess ideas. The results of the study show that the assumptions that the implementation of the intellectual inclinations and abilities of younger schoolchildren will be more effective are confirmed, if the conditions, criteria and indicators for the implementation of inclinations, abilities are taken into account, the corresponding tasks and tasks are selected, developed and systematized.

Key words: intelligence, inclinations, abilities, activity, actualization, task approach.

А.Ю. Доглаев, тренер по шахматам МАУ МО г. Нягань «Спортивная школа им. А.Ф. Орловского», г. Нягань, аспирант ФГБОУ ВО «Калмыцкий

государственный университет имени Б.Б. Городовикова», г. Элиста, Е-mail: [email protected]

ОПЫТ АКТИВИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЗАДАТКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья раскрывает процесс активизации интеллектуальных задатков и способностей младших школьников в системе дополнительного образования. Современный младший школьник - интеллектуально развитая личность, активизирующая свои задатки и способности в процессе включенности в творческий процесс, создания оригинальных, необычных, нестандартных идей и продуктов деятельности, в процессе освоения игры в шахматы. Автором представлен опыт активизации интеллектуальных задатков и способностей юных шахматистов на базе МАУ МО г Нягань «СШ им. А.Ф. Орловского».

Для достижения предполагаемого результата были определены задачи: выявить исходный уровень задатков и способностей юных шахматистов; определить основные средства развития интеллекта, применяемые в системе дополнительного образования; разработать комплекс шахматных задач, активизирующих интеллектуальные задатки и способности младших школьников. Опытно-экспериментальное исследование позволило заключить, что процесс реализации задатков и способностей юных шахматистов требует создания определенной системы шахматных задач, нацеленных на активизацию мыслительной деятельности, развитие интеллекта. Активизация интеллектуальных задатков и способностей младших школьников на основе задачного подхода, как правило, проводится в процессе написания элементарных партий, конструирования и последовательного решения оригинальных шахматных задач нестандартными способами, знакомства с новыми и увлекательными партиями и шахматными идеями.

По итогам проведенного исследования подтверждены предположения о том, что реализация интеллектуальных задатков и способностей младших школьников будет более эффективной, если будут учтены условия, критерии и показатели реализации задатков, способностей, подобраны, разработаны и систематизированы соответствующие задачи и задания.

Ключевые слова: интеллект, задатки, способности, деятельность, актуализация, задачный подход, сложные интеллектуальные задачи.

Актуальность темы статьи определена модернизацией системы образования, активизирующей интеллектуальные задатки и способности индивида, обусловливающей необходимость реализации необходимых умений и навыков адаптации к постоянно изменяющемуся окружающему внешнему миру, определяющей целенаправленную, результативную деятельность личности. Основой интеллектуальной активности личности является объективная потребность в саморазвитии и самореализации.

Сразу после рождения на базе врожденных задатков у ребенка начинают формироваться мозговые механизмы различных индивидуально своеобразных способностей (И.П. Павлов).

Суть и содержание процесса реализации интеллектуальных задатков и способностей личности состоит в том, чтобы в процессе обучения передать ей те способы креативной деятельности, которые можно только развить, преодолевая множество проблем (И.Я. Лернер).

Младший школьный возраст является благоприятным для реализации интеллектуальных задатков и способностей, именно в этом возрасте дети любознательны, с огромным желанием познания окружающей действительности, что является предпосылкой для будущей активной интеллектуальной деятельности. Современный младший школьник - интеллектуально развитая личность, активизирующая свои задатки и способности в процессе включенности в творческий процесс, создания оригинальных, необычных, нестандартных идей и продуктов деятельности.

Проблеме актуализации интеллектуальных задатков и способностей личности посвящены исследования многих ученых (Б.П Ананьев [1]; Л.С. Выготский [2, с. 157 - 173], В.В. Давыдов [3], Л.В. Занков [4], З.И. Калмыкова [5, с. 103], В.В. Онишина [6], С.Л. Рубинштейн [7], А.Э. Симановский [8], Б.М. Теплов [9], Д.Б. Эльконин [10]

А.Н. Леонтьев утверждал, что развитие способностей идёт в силу как бы «вовлечённости» задатков в деятельность, служащих общими внутренними предпосылками формирования и развития способностей [11]. Способности - это качества работающих систем, реализующих некоторые психические функции, обладающих субъективной мерой выраженности, обнаруживающихся через успех, осуществляющихся в любой деятельности [12, с. 120], характеризующихся успешностью её выполнения.

Технология активизации и реализации природных задатков и способностей особенно популярна на Западе и в Японии, что говорит о желании людей в технологически развитых странах изменить свою жизнь к лучшему [13, с. 27], полностью реализовать себя в этой жизни и др.

На современном этапе способности трактуются как особенности личности, имеющие отношение к формированию знаний и умений, успешному выполнению деятельности и формирующиеся в ней. Личность проявляется и развивается в

деятельности, представляющей собой специфическую активность человека, которая направлена на преобразование и совершенствование внешнего мира и себя [14].

Особенно актуальна проблема активизации задатков и способностей младших школьников в системе дополнительного образования, в процессе активной игровой деятельности, направленной на освоение этносоциокультурного опыта [15, с. 21].

Шахматы - вечная игра, формирующая сложный интеллект, который, состоит из навыков решения когнитивных задач и обработки информации («книжный ум») [16, с. 102], развивающая основные структурные компоненты интеллектуальных задатков и способностей, навыки самостоятельного обоснования выбора нестандартного решения возникающих проблем, предполагающая знакомство с новыми идеями в различных областях знаний. Проблема активизации задатков и способностей младших школьников представляется особенно актуальной, рассматривается как технологический этап, продвигающий юных шахматистов на более высокий уровень деятельности.

Опыт активизации интеллектуальных задатков и способностей юных шахматистов был наработан нами в шахматной школе на базе МАУ МО г. Нягань «СШ им. А.Ф. Орловского».

Цель предпринятого нами исследования - определить возможности активизации интеллектуальных задатков и способностей младших школьников в процессе обучения игре в шахматы.

Для достижения поставленной цели были определены задачи: выявить исходный уровень задатков и способностей юных шахматистов; определить основные средства развития интеллекта, применяемые в системе дополнительного образования; разработать комплекс шахматных задач, активизирующих интеллектуальные задатки и способности младших школьников. Достижение цели реализации интеллектуальных задатков и способностей юных шахматистов происходит в процессе использования задачного подхода, интенсивно развивающего сознание, логическое мышление, пространственное воображение, внимание и память, реализующего ФПОС, проблемного, развивающего обучения, основанного на деятельностном подходе к обучению [17].

По результатам проведенного анализа была разработана и внедрена в учебный процесс система шахматных задач.

Процесс реализации интеллектуальных задатков и способностей младших школьников в системе обучения игре в шахматы обеспечивается созданием в шахматных школах креативно-образовательной среды; использованием в образовательном процессе системы шахматных задач, являющихся главными источниками технологии обучения шахматам, способствующих овладению младшими школьниками содержанием задач, и новыми мыслительными приемами, выработки умений мыслить нестандартно. Особое внимание уделяется отбору

материала для занятий, которые способствуют повышению общего интеллектуального уровня обучаемых. Активно используются интеллектуальные игры, задания, которые проводились как на занятиях, так и во время соревнований, мультимедийные технологии, демонстрируются учебные, научно-популярные фильмы, привлекаются мастера, чемпионы, организуются тематические экскурсии и др. Интеллектуальная деятельность включает в себя участие в школьных, городских, окружных, всероссийских и международных соревнованиях.

Интеллектуальная активность предполагает знакомство обучающихся с увлекательными партиями и шахматными идеями, в процессе которых важно было пронаблюдать, каков уровень (высокий, средний, низкий) подготовленности младших школьников к интеллектуальной и другой разнообразной деятельности.

Обучение игре в шахматы - это последовательное решение системы шахматных задач, требующих овладения новыми способами действий, новыми мыслительными приемами, вызывающих активные действия, выступающих как разновидность опережающего управления когнитивной деятельностью, определяющих интеллектуальное пространство, в котором ученик готовится выполнять мыслительные действия нестандартным, креативным способом.

Активизация интеллектуальных задатков и способностей младших школьников, как правило, проводится в процессе написания элементарных партий, конструирования оригинальных шахматных задач, их решение нестандартными способами, при наличии внешних и внутренних условий. Если внешние условия не зависят о самой личности, то к внутренним, субъективным условиям относится готовность юного шахматиста к реализации своих задатков и способностей, изменению своего внутреннего мира, что определяет в дальнейшем его инициативность и активность. Главное - активная деятельность ребёнка.

Интеллектуальная активность предполагает умение следовать от традиционного решения задач к другому - оригинальному, нестандартному, имеющему склонность к интуиции, а также способность к анализу, умение «увидеть» неочевидное.

Основным показателем реализации задатков и способностей младшего школьника, включенность в деятельность является наличие у него разума, перспективного мышления, интуиции, способности к анализу.

Активизация интеллектуальной деятельности юных шахматистов осуществляется при наличии жизненной цели к достижению шахматных высот; реализации творческих задач как важного элемента в системе шахматной подготовки. Выбор учащимися заданий - это технология формирования мотивации к достижению и оптимизации уровня притязаний, может означать повышение интеллектуального уровня учащегося и рост мотивации. Показателем является максимальное количество вариантов правильных решений; создание в школах шахмат креативной среды; задачный метод обучения, способствующий выработке у школьников умений мыслить нестандартно; авторские методические разработки «Реши шахматную задачу несколькими способами», «Задачи по шахматам с пошаговым ростом уровня трудности», технология приобретения опыта решения нестандартных шахматных задач; игра «Нестандартные приемы решения шахматных задач»; педагогические технологии, способствующие развитию интеллектуальной активности младших школьников.

Мат в 2 хода. Ход белых

V- Ж1ф i

± д i

Д Hü

L . .

А gg

А 'Ä

А - ,jmwr ■ А

Я ■ §1 1

Ответ: Ф:7 + Л:7 2.Ле8Х

Интеллектуальная активность младших школьников реализуется в процессе моделирования и решения нестандартных шахматных задач; научно-методического сопровождения и психолого-педагогической диагностики её результатов; в деятельности, направленной на развитие личностных качеств; методами педагогического воздействия; реализации жизненной цели к повышению шахматного мастерства. В качестве примера приведём одну из задач, предлагаемых юным шахматистам, активизирующих реализацию интеллектуальных задатков и способностей, мотивирующих к самосовершенствованию.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами были внедрены технологии, способствующие реализации интеллектуальных задатков и способностей младших школьников в системе обучения игре в шахматы, решены задания с возрастающим уровнем трудности, позволившие научить выполнять задачи нестандартным методом.

В ходе проведенных исследований были определены условия активизации интеллектуальных задатков и способностей младших школьников в системе обучения игре в шахматы: наличие жизненной цели к овладению шахматным мастерством; реализация творческих заданий как важного элемента в системе подготовки; наличие конкретных обстоятельств в игровых и событийных моментах.

Исследование позволило заключить, что процесс реализации задатков и способностей младших школьников, развитие умений и навыков, способности активно наблюдать, обнаруживать и замечать закономерности, строить умозаключения, производить обобщения необходимо использовать как систему оригинальных заданий; сопоставлять итоги с результатами овладения учащимися обусловленного раздела преподаваемого материала; донести до ребенка позицию автора шахматной партии с помощью привлечения мастеров, чемпионов к выступлениям перед учениками; использования мультимедийной техники, сеансов одновременной игры, интернет-турниров, игр «вслепую» и др. Интеллектуальное пространство включает в себя исследовательскую деятельность, участие в школьных, городских всероссийских и международных соревнованиях. Полученные результаты позволяют зафиксировать определенный уровень интеллектуальных задатков и способностей младших школьников. У детей формировались такие качества, как внимание, память, школьники активно тренировали смекалку, догадливость, а также слуховую и зрительную память [18, с. 192]. Школьники, активизируют свой ум, стремятся индивидуально решить задачу. При проведении анализа и обобщении, интерпретации результатов тестирования мы обращали внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов (составляющие творчества). Проявились интеллектуальные задатки и способности юных шахматистов: глубина, гибкость, оригинальность, аналитичность, перспективность мышления. Реализация интеллектуальных задатков и способностей юных шахматистов на основе задачного подхода в системе дополнительного образования значительно повышает качество их подготовки. Проделанная нами работа показала, что постепенное усложнение шахматных задач содействует созданию у учащихся устойчивой мотивации, стремлению к постоянному поиску, саморазвитию и реализации своих интеллектуальных задатков и способностей: дети научились находить существенные признаки предметов, сравнивать и обобщать, возросла концентрация внимания.

В результате с 2013 по 2020 гг. на Первенстве Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по решению шахматных композиций юные шахматисты МАУ МО г. Нягань «СШ им. А.Ф. Орловского» постоянно завоевывали золотые, серебряные и бронзовые медали. По итогам проведенного исследования мы подтвердили свои предположения о том, что реализация интеллектуальных задатков и способностей младших школьников в шахматной школе будет более эффективной, если будут учтены условия, критерии и показатели развития творческих задатков, способностей учащихся, подобраны, разработаны и систематизированы соответствующие задачи и задания.

Таким образом, в содержание педагогической деятельности по реализации интеллектуальных задатков и способностей детей вошли такие формы работы, как проведение анкетирования детей и соответствующего анализа их уровня реализации задатков и способностей к интеллектуальному творчеству, а также обсуждение результатов анкетирования с родителями младших школьников, применение игры «Нестандартные приемы решения шахматных задач», задачный подход, акцентирование внимания на концептуальном потенциале шахматных дисциплин.

Осуществленный анализ состояния разработанности проблемы реализации интеллектуальных задатков и способностей младших школьников в системе обучения игре в шахматы показал, что суть и содержание развития состоит в том, что появляется внутренняя деятельность личности младшего школьника, представляющая собой комплекс интеллектуальных действий.

Наш опыт реализации интеллектуальных задатков и способностей младших школьников в системе дополнительного образования в процессе обучения игре в шахматы показал, что для этого требуется создание определенной системы шахматных задач, нацеленной на активизацию мыслительной деятельности, способности активно сопоставлять, обнаруживать и замечать закономерности, строить умозаключения, производить обобщения, активизацию деятельности младшего школьника.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г Психология и проблемы человекопознания. Воронеж, 1996.

2. Выготский Л.С. Проблема развития высших психических функций. Психология способностей: хрестоматия. Москва: МПСУ; Воронеж: МОДЕК, 2012.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Москва, 1986.

4. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. Москва,1996.

5. Калмыкова З.И. К вопросу о критериях умственного развития. Обучение и развитие. Москва, 2000.

6. Онишина В.В. Развитие интеллекта младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности. Академия социального управления. 2016; № 1: 363 - 369.

7. Рубинштейн С.Л. Способности. Available at: http://www.psychologyonline.net/articles/doc-171.html

8. Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников: монография. Москва, 2018.

9. Теплов Б.М. Избранные труды. Москва, 1985; Т. 1 - 2.

10. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии. 1971; № 4.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва, 1975.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. Москва, 1994.

13. Экман П., Далай-лама. Мудрость Востока и Запада. Психология равновесия. Санкт-Петербург, 2017.

14. Волков Б.С. Психология младшего школьника. Москва, 2002.

15. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям педагогического направления. Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательский дом «РАО», 2006.

16. Стернберг Р Интеллект успеха. Москва: Попурри, 2015.

17. Доглаев А.Ю. Реализация интеллектуальных способностей юных шахматистов на основе задачного подхода. Известия ВГПУ. Серия: Педагогические науки. 2020; № 4 (147): 91 - 95.

18. Metcalf F. Gallagher Bj. Being Buddha at Work 108 Ancient Truths on Chags, Stress, Money, and Success. First published by Berrett-Koehler Publishers, Inc., San Francisco, CA, USA. All Rights Reserved, 2012.

References

1. Anan'ev B.G. Psihologiya iproblemy chelovekopoznaniya. Voronezh, 1996.

2. Vygotskij L.S. Problema razvitiya vysshih psihicheskih funkcij. Psihologiya sposobnostej: hrestomatiya. Moskva: MPSU; Voronezh: MODEK, 2012.

3. Davydov V.V. Problemy razvivayuschego obucheniya. Moskva, 1986.

4. Zankov L.V. Izbrannye pedagogicheskie trudy. Moskva,1996.

5. Kalmykova Z.I. K voprosu o kriteriyah umstvennogo razvitiya. Obuchenieirazvitie. Moskva, 2000.

6. Onishina V.V. Razvitie intellekta mladshego shkol'nika v urochnoj i vneurochnoj deyatel'nosti. Akademiya social'nogo upravleniya. 2016; № 1: 363 - 369.

7. Rubinshtejn S.L. Sposobnosti. Available at: http://www.psychologyonline.net/articles/doc-171.html

8. Simanovskij A.'E. Razvitie sposobnosti k intellektual'nomu tvorchestvu u mladshih shkol'nikov: monografiya. Moskva, 2018.

9. Teplov B.M. Izbrannye trudy. Moskva, 1985; T. 1 - 2.

10. 'El'konin D.B. K probleme periodizacii psihicheskogo razvitiya v detskom vozraste. Voprosy psihologii. 1971; № 4.

11. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva, 1975.

12. Shadrikov V.D. Deyatel'nost'isposobnosti. Moskva, 1994.

13. 'Ekman P., Dalaj-lama. Mudrost' Vostoka iZapada. Psihologiya ravnovesiya. Sankt-Peterburg, 2017.

14. Volkov B.S. Psihologiya mladshego shkol'nika. Moskva, 2002.

15. Pan'kin A.B. Formirovanie 'etnokul'turnoj lichnosti: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po special'nostyam pedagogicheskogo napravleniya. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut; Voronezh: Izdatel'skij dom «RAO», 2006.

16. Sternberg R. Intellekt uspeha. Moskva: Popurri, 2015.

17. Doglaev A.Yu. Realizaciya intellektual'nyh sposobnostej yunyh shahmatistov na osnove zadachnogo podhoda. Izvestiya VGPU. Seriya: Pedagogicheskie nauki. 2020; № 4 (147): 91 - 95.

18. Metcalf F. Gallagher Bj. Being Buddha at Work 108 Ancient Truths on Chags, Stress, Money and Success. First published by Berrett-Koehler Publishers, Inc., San Francisco, CA, USA. All Rights Reserved, 2012.

Статья поступила в редакцию 05.05.21

УДК 373.1

Zima V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Kolesnikova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Preschool and Primary Education, Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Selyukova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Preschool and Primary Education, Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

INDIVIDUALIZATION AND DIFFERENTIATION OF EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE PRIMARY EDUCATION. The article examines features of application of individualization of the educational process in primary school. Individualization of learning, adaptation of the impact of the school to the diverse needs of students is the task facing the education system in accordance with the Federal State Educational Standard. Scientific research related to the individualization of teaching has a long history and numerous descriptions in the literature. Nevertheless, as school reality shows, this issue requires further study. Currently, a significant assessment of the individualization of teaching and its rank in the learning process at the initial educational stage requires, first of all, the unification of teachers' views on this process in teaching. In individual teaching, the teacher directs his attention to individual students and adjusts the teaching in accordance with their predispositions. In this mode, each student in the class works at their own pace and at the appropriate level. It is hard not to see the advantages of using it - everyone is different, has different needs and opportunities. Therefore, teachers must take into account individualization in lessons, starting from primary school.

Key words: individualization of teaching, educational needs, methods and methods of teaching,

В.А. Зима, канд. пед. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

Т.В. Колесникова, канд. пед. наук, ст. преп., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь,

E-mail: [email protected]

Е.А. Селюкова, канд. пед. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

В статье рассматриваются особенности применения индивидуализации образовательного процесса в начальной школе. Индивидуализация обучения, адаптация воздействия школы к разнообразным потребностям учащихся - задача, стоящая перед нашей системой образования в соответствии с ФГОС. Научные исследования, связанные с индивидуализацией преподавания, имеют долгую историю и многочисленные описания в литературе. Тем не ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.