Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Б.З. Воронова, Л.В. Веремкович, Е.А. Эльковская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Proceeding from the analysis and. statistical processing of the data derived during the study of health dynamics of junior schoolchildren, who studied during an academic year under the conditions of different, air exchange regimes (20 and 40 m³ of air per hr/child), it was established that indoor air medium formed by air supply of 40 m³ per hr/child (compared to 20 m³) even during a year had a favorable impact on the functional state of some body systems and prevalence of acute diseases among schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ»

(например, в 6-х классах учатся дети 12— 15 лет).

Таким образом, изучение гигиенических условий обучения и воспитания детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, их состояния здоровья и общего развития выявило целый ряд важных проблем как медицинского, так и педагогического характера. Результаты такого изучения показали, что необходима целостная система воспитания и оздоровления этих детей начиная с пребывания в домах ребенка до вступления их в самостоятельную трудовую жизнь. Эта система должна предусматривать комплексные педагогические и медицинские мероприятия по коррекции дефектов развития и отклонений в состоянии здоровья детей и подростков, оказание им своевременной помощи на различных этапах обучения и воспитания.

Все учреждения, предназначенные для воспитания детей-сирот, необходимо рассматривать как лечебно-профилактические санаторного типа, предусмотрев в них соответствующие штаты и специальные службы: психологическую, психоневрологическую и дефектологическую, включая логопедическую. Эти службы должны обеспечить разработку индивидуальных подходов к воспитанию, обучению и оздоровлению каждого ребенка. Реализовать поставленные задачи можно лишь при создании условий жизни детей и подростков, максимально приближенных к семейной обстановке.

Большая роль в деле укрепления и охраны детей и подростков принадлежит санитарной службе. Это касается в первую очередь организации условий быта воспитанников детских домов и школ-интернатов. Целенаправленная работа санитарно-эпидемиологической службы должна проводиться на уровне как текущего, так и предупредительного санитарного надзора. В настоящее время выделяются дополнительные денежные средства на строительство новых и реконструкцию существующих учебно-воспитательных учреждений данного типа. В основном для стро-

ительства предлагаются индивидуальные проекты улучшенной планировки, при этом роль санитарной службы на всех этапах предупредительного надзора приобретает особо важное значение.

Необходим и тщательный контроль санитарной службы за организацией питания воспитанников школ-интернатов и детских домов. Правильно организованное питание играет исключительную роль в сохранении и укреплении их здоровья, оно является непременным условием нормального физического и нервно-психического здоровья. Денежные средства, выделяемые в настоящее время на питание детей-сирот, вполне достаточны для организации не только рационального, но и лечебно-оздоровительного питания. Санитарная служба должна оказать всемерное содействие в решении этой важной задачи.

Гигиенически рациональная организация режима дня также должна рассматриваться санитарной службой как важный оздоровительный фактор, способствующий не только поддержанию нормального функционального состояния организма детей и подростков, но и коррекции различных нарушений в состоянии их здоровья. Это относится прежде всего к соблюдению таких важных режимных моментов, как ночной и дневной сон, физкультурно-оздоровительная работа, отдых на воздухе, учебная и трудовая деятельность.

Литература

1. Беренштейн Г. Ф., Караваев А. Г., Нурбаева М. Н., Медведев П. А. // Гиг. и сан. — 1985. — № 10. — С. 88—89.

2. Гигиенические вопросы школы-интерната / Под ред. С: М. Громбаха.— М„ 1964.

3. Кузнецов В. Н. // Всесоюзная конф. по организации психиатрической и неврологической помощи детям. — М., 1980.— С. 23—24.

4. Обросов И. Ф„ Шмидт Д. А. // Проблемы невропатологии и психиатрии. — Пермь, 1973, — С. 143—145.

Поступила И.07.88

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1989 УДК 613.955-02:371.71]-07

Б. 3. Воронова, Л. В. Веремкович, Е. А. Эльковская

оптимизация воздушной среды учебных помещений общеобразовательных школ как фактор улучшения

состояния здоровья школьников

НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков Всесоюзного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава СССР,

Москва

Организм ребенка в большей степени, чем взрослого, подвержен влиянию как благоприятных, так и неблагоприятных факторов, быстрее и острее реагирует на изменения окружающей среды.

По сравнению с наружной все параметры внутренней среды школьного здания вследствие работы систем отопления, вентиляции, ограждающих конструкций и жизнедеятельности человека претерпевают определенные изменения. По-

этому важнейшей задачей гигиены является установление количественной зависимости здоровья человека от степени загрязненности воздуха помещений токсичными веществами экзо- и эндогенного происхождения [5].

В последнее время проблема рационального воздухообмена тесно смыкается с исследованиями по изучению токсичности веществ, формирующих газовый состав воздушной среды помещений (главным образом метаболических выделений человека). Однако такие работы ведутся достаточно широко в основном в области коммунальной гигиены, а также в области космической медицины. Вопрос же о количестве воздуха, необходимого для оптимизации воздушной среды школ, до настоящего времени не решен. Норма воздухоподачи в системе приточной вентиляции (16 м3/ч на 1 человека), установленная действующим СНиПом для школ, не имеет физиолого-гигиенического обоснования.

В настоящей работе проводилось изучение длительного влияния условий воздушной среды учебных помещений на состояние здоровья детей. С этой целью была выбрана общеобразовательная школа, оборудованная централизованной приточной вентиляцией, совмещенной с воздушным отоплением (с автоматическим дистанционным управлением).

В школе были оборудованы два учебных помещения, в одно из которых на протяжении всего учебного года осуществлялась подача 40 м3 воздуха в час на 1 ребенка (так называемый экспериментальный класс), в другое — 20 м3/ч на 1 ребенка (контрольный класс). Классы имели одинаковую (юго-восточную) ориентацию с близкими уровнями естественной освещенности. Учащиеся обоих классов на протяжении всего учебного года занимались по единому расписанию уроков. Учитывая, что важное значение имеет не только состояние воздушной среды, но и другие параметры микроклимата, исследования проводили при строгом постоянстве последних на оптимальных уровнях (температура воздуха 20— 21 °С, относительная влажность 30—50%, подвижность воздуха на рабочих местах не более 0,25 м/с), [3].

Под наблюдением в течение учебного года находилось 75 учащихся младших классов школьного возраста. В начале и конце учебного года был проведен углубленный медицинский осмотр всех детей.

Анкетным методом были изучены материально-бытовые условия, особенности развития детей в период, предшествующий эксперименту. В обоих классах обучались дети, имеющие приблизительно одинаковые материально-бытовые условия.

В основу изучения состояния здоровья школьников положены 4 критерия [1]: 1) наличие или отсутствие у ребенка хронических (длительно текущих) заболеваний; 2) функциональное состояние основных органов и систем; 3) степень ре-

Рис. 1. Динамика показателей воздушной среды в контрольном (Л) и экспериментальном (Б) классах.

По оси абсцисс — номер урока: по осям ординат — концентрации органических веществ, мг/мз (а), аммиака, мкг/м' (б) и углекислого газа, % (в). 1 — углекислый газ; 2—аммиак; 3 — органические вещества.

зистентности организма; 4) уровень физического и нервно-психического развития и степень их гармоничности, которые позволяют дать комплексную оценку состояния здоровья как отдельного ребенка, так и всего наблюдаемого коллектива.

Соматический осмотр с антропометрией дополняли определением отдельных показателей, характеризующих функциональное состояние организма (сердечно-сосудистая система, система крови и др.). При изучении сердечно-сосудистой системы оценивали частоту сердечных сокращений (ЧСС) и уровень артериального давления (АД) в покое, степень учащения сердечных сокращений, изменение пульсового давления (ПД), период восстановления частоты пульса и АД после пробы с нагрузкой и показатели качества реакции (ПКР) по В. П. Кушелевскому [4].

Для характеристики состояния системы крови определяли количество лейкоцитов и эритроцитов, содержание в крови гемоглобина, • скорость оседания эритроцитов (СОЭ).

О резистентности организма судили по частоте и характеру предшествующей и текущей заболеваемости (по обращаемости в поликлинику и путем учета пропусков занятий в школе), при этом вычислялся индекс пропусков.

На протяжении всего учебного года в обоих исследуемых классах контролировали состояние воздушной среды. Качество воздушной среды определяли по содержанию таких антропотоксинов, как углекислый газ, аммиак и органические вещества (окисляемость воздуха).

Как видно из рис. 1, в контрольном классе на протяжении всего учебного года (по средним данным за год) к концу уроков содержание углекислого газа и органических соединений увеличивалось до ПДК и выше. В экспериментальном классе наблюдалась стабилизация указанных показателей воздушной среды в среднем на уровнях ПДК, что свидетельствует об отсутствии накопления в воздухе перечисленных выше антропотоксинов.

Таким образом, на протяжении всего учебного

Таблица 1

Изменение ЧСС у школьников на протяжении учебного года в зависимости от'режима воздухоподачи

Осень Зима Весна

Класс ниже средней средняя выше средней ниже средней средняя выше средней . ниже средней средняя выше средней

абс. % абс. % абс. % " абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

Экспериментальный Контрольный 11 10 30,6 25,6 23 25 63,9 64,1 2 4 5,5 10,3 16 9 48,5 25,7 16 24 48.5 68.6 1 2 3,0 5,7 17 14 43,6 35,0 22 24 56,4 60,0 25,0 —

года состояние воздушной среды в экспериментальном классе оказалось значительно благоприятнее, чем в контрольном.

Различия воздушной среды учебных помещений отразились на функциональном состоянии организма учащихся. При изучении динамики функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей в течение года (дважды — осенью и весной в одни и те же дни и часы) оп-£ределяли число детей, имеющих нормальную • ЧСС, тахикардию и брадикардию

Как видно из табл. 1, в экспериментальном классе число детей с нормальной ЧСС практически не изменялось, число детей с брадикардией несколько увеличилось за счет уменьшения числа детей с тахикардией. В контрольном классе произошло сущетвенное уменьшение числа детей, имеющих нормальную ЧСС, и увеличение числа детей с брадикардией.

Аналогичная закономерность отмечена по показателям АД. Число детей со средним уровнем АД в контрольном классе к концу учебного года снизилось, а школьников с гипертонической реакцией стало больше. Так, в начале года 18 де-/ тей имели нормальный уровень систолического '^давления. К концу года число детей с нормальными показателями систолического давления уменьшилось до 11, число школьников с гипертонической реакцией увеличилось до 17.

В экспериментальном классе к концу учебного года, наоборот, выявлена тенденция к увеличению числа учащихся с нормальным уровнем АД и уменьшению числа детей с гипертонической реакцией.

1 За возрастную норму показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы принимали данные ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР.

Боле выраженные сдвиги в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы у учащихся отмечены при дозированной физической нагрузке (проба «стёп-тест»). Так, в контрольном классе, несмотря на лучшее исходное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, от начала к концу учебного года в 2 раза увеличилось число школьников с плохим ПКР, в то время как в экспериментальном классе, напротив, количество таких детей имело тенденцию к уменьшению с 33,3 до 24,2% (табл. 2). В этом классе уменьшилось также количество детей с недостаточным ПКР — с 21,2 до 6% и существенно возросло количество детей с нормальной реакцией сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку — с 45,5 до 69,7 % (/><0,05), в то время как в контрольном классе количество таких детей несколько уменьшилось— с 78,8 до 63,6%. Таким образом, результаты проведения данной функциональной пробы показали лучшее состояние компенсаторно-приспособительных реакций сердечно-сосуди-стой системы у школьников экспериментального класса.

Большой интерес представляет анализ данных ПД у исследуемых групп учащихся, так как известно, что снижение ПД коррелирует с развитием утомления [2, 6].

Из табл. 3 видно, что в контрольном классе к концу учебного года резко возрастало (с 5,6 до 44,4 %; /7<0,01) количество детей, у которых наблюдается снижение ПД под влиянием физической нагрузки. В экспериментальном классе наблюдалась обратная картина: количество детей со снижением ПД к концу года несколько уменьшалось— с 18,4 до 13,2%, что связано, по-види-

Таблица 2

Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по ПКР в динамике учебного года

Класс Период учебного года Число учащихся ПКР

нормальный недостаточный плохой

абс. % абс. % абс. %

Контрольный Начало 33 26 78,8 3 9,0 4 12,2

Конец 33 21 63,7 ■ 4- 12,0 8 24,3

Экспериментальный Начало 33 15 45,5 7 21,2 11 33,3

Конец 33 23 69,8 2 6,0 8 24,2

Таблица 3

Изменение количества детей со снижением ПД в течение учебного года в зависимости от воздухоподачи в учебное 'помещение

Контрольный класс Экспериментальный класс

Период учебного года число учащихся абс. % число учащихся абс. %

Начало Конец 36 36 2 16 5,6 44,4 38 38 7 5 18,4 13,2

Рис. 2. Внутригрупповые сдвиги в состоянии здоровья учащихся экспериментально- 20 го (/4) и контрольного (Б)

классов. По оси абсцисс — периоды учебного года: / — начало, 2 — конец; по оси ординат — внутри-групповые сдвиги в состоянии Ю здоровья школьников (в %): благоприятные (а), неблагоприятные (б).

1 Z

1 Z

мому, с более благоприятными условиями воздушной среды учебного помещения.

Изменения в функциональном состоянии системы крови были однонаправленными в обоих классах и отражали не столько влияние воздушной среды учебных помещений, сколько сезонные колебания.

Уровень острых заболеваний в контрольном классе в году, предшествующем эксперименту, и в период эксперимента был приблизительно одинаковым — соответственно 117,5 и 122,5 случая на 100 учащихся. В экспериментальном классе, несмотря на более высокий первоначальный уровень острых заболеваний — 264,3, отмечено существенное снижение его за период исследования до 180,9 случая на 100 учащихся. Соответственно и индекс пропусков в этом классе уменьшился за время эксперимента вдвое, а в контрольном классе он практически не изменился.

За период наблюдения количество школьников с астеническими явлениями в контрольном классе увеличилось к концу года в 8 раз, тогда как в экспериментальном классе — только в 3,5 раза.

Различия в интенсивности воздухообмена сравниваемых учебных помещений не оказали существенного влияния на частоту хронических заболеваний и распределение детей по группам здоровья. Однако при этом отмечены некоторые внутригрупповые изменения состояния здоровья (рис. 2). Так, в контрольном классе к концу учебного года у 23,3 % учащихся наблюдалось внутригрупповое ухудшение состояния здоровья, в основном за счет астенических явлений, а в экспериментальном классе — только у 6,8 %. В то же время у 9,3 % школьников экспериментального класса отмечено улучшение здоровья в связи с уменьшением частоты острых заболеваний, в основном простудного характера. В контрольном классе подобные положительные сдвиги не наблюдались.

Таким образом, проведенные исследования показали, что состояние воздушной среды учебных помещений является существенным фактором, способным оказать заметное влияние на детский организм. Механизм данного явления достаточно сложен и связан прежде всего с тем, что при усилении воздухообмена в учебном помещении снижается как абсолютная концентрация загряз-

нений химической и биологической природы, так и эффект их комбинированного воздействия на детский организм. С этих позиций интенсивный воздухообмен в школе можно рассматривать как 2 действенную меру, направленную на уменьшение суммарной токсической нагрузки, снижение напряжения гомеостатических механизмов детокси-кации и связанное с этим улучшение состояния здоровья школьников. £

Выводы. 1. Установлена зависимость состояния здоровья учащихся от качества и количества воздуха, подаваемого в учебные помещения с помощью централизованной системы приточной вентиляции школьного здания.

2. Показано, что оптимизация воздушной среды учебных помещений школ даже на протяжении учебного года способствует существенному снижению уровня острых заболеваний наряду с улучшением функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем.

Литература

1. Г ромбах С. М. // Симпозиум по изучению состояния здо-.А ровья детей и подростков: Материалы. — М., 1965. —О С. 20—34.

2. Дубинская И. Д., Черток Т. Я-, Зуева Е. Б. Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста. — М„ 1975. —С. 86—96.

3. Кореневская Е. И., Рогачевская Л. Г. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.— М., 1974. >

4. Кушелевский Б. П. // Всесоюзный съезд терапевтов, 12-й: Труды, — Л., 1935. —С. 59.

5. Сидоренко Г. И., Губернский Ю. Д. // Гигиена жилых, общественных зданий и лечебно-профилактических учреждений,— М., 1979, —С. 20—24.

6. Усищева Ц. Л., Самотолкина Н. Г., Сазанюк 3. И. // Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе.— М., 1974. — С. 47—84.

Поступила 05.07.88

Summary. Proceeding from the analysis and. statistical processing of the data derived during the study of health dynamics of junior schoolchildren, who studied during an academic year under the conditions of different, air exchange regimes (20 and 40 m3 of air per hr/chi'ld), it was established that indoor air medium formed by air supply of 40 m3 per hr/chil'd (compared to 20 m3) even during a year had a favorable impact on the functional state of some body systems and prevalence of acute diseases among schoolchildren.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.