Никитина Т. Н. — Кардиология, 1970, № 2, с. 120—124.
Паст у хина Р. И.. Вихриева М. П., Болдовский К. П. — В кн.: Проблемы радиотелеметрии в физиологии и медицине. Свердловск, 1968, с. 207—210.
Folin О.. Denis W„ Smillie W. G.—J. biol. Chem., 1914, v. 17, p. 519—520.
Hodges J. K„ Jones Ai. Т., Stockham M. A. — Nature, 1962, v. 193. p. 1187—1188.
Knauer A.— Z. ges. Neurol, u. Psychiat., 1916, Bd 30, S. 319-353.
Malmiwirta Fr., Mikkonen H. — Skand. Arch. Physiol., 1924, Bd 45, S. 68—73.
Поступила 24.12.81
Summary. ECG changes in students with different academic progress have been recorded during an examination. These changes were far more pronounced in students with lower academic results, particularly, in those students who did not go in for sports. Less marked deviations in the ECG were observed in the students taking up sports. Consequently, excellent and good resuilts in the high-level motor activity are reliable means of making students resistent to cardiac stress.
УДК 613.865-053.5:613.155
Б. 3. Воронова, Е. А. Эльковская
ИЗМЕНЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ МЛАДШИХ школьников В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ
НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва
Интенсификация учебного процесса, увеличение из года в год учебной нагрузки требуют путей оптимизации труда школьников и педагогов. Исследования целого ряда авторов свидетельствуют о существенном влиянии состояния воздушной среды на самочувствие и работоспособность школьников (Е. И. Кореневская и Л. Г. Рогачевская; А. А. Крюкова).
В настоящей работе изучались возможности оптимизации воздушной среды путем регулирования воздухоподачи (в системе воздушного отопления).
Для решения задачи был проведен натурный эксперимент в школе, где изучались состояние воздушной среды и ее влияние на умственную работоспособность школьников при различных режимах воздухоподачи: в один класс (контрольный) в течение учебного года подавалось 20 м3, в другой (экспериментальный) — 40 м3 воздуха в час на 1 ребенка. В обоих классных помещениях создавались оптимальные условия микроклимата. Классы имели одинаковую юго-восточную ориентацию с близким уровнем естественного освещения. Под наблюдением находились дети двух 3-х классов, имеющие одинаковое расписание уроков. Состояние воздушной среды оценивали по содержанию углекислого газа, аммиака и окисляемости воздуха.
В экспериментальном классе концентрация С02 от начала к концу уроков растет в среднем в 1,7 раза; а в контрольном классе —в 4,3 раза и превышает ПДК (рис. 1).
От начала к концу учебного года накопления аммиака не происходит как в экспериментальном, так и в контрольном классе.
Содержание органических веществ в воздухе экспериментального классного помещения в те-
чение учебного дня существенно не меняется. В контрольном классе наблюдается резкое увеличение концентрации органических веществ к концу уроков в среднем в 2 раза, т. е. до верхней границы ПДК.
Таким образом, при подаче воздуха со скоростью 20 м3 в час на 1 учащегося в воздушной среде учебного помещения к концу занятий отмечается накопление углекислого газа и органических веществ выше ПДК. Исследования воздушной среды экспериментальной воздушной камеры, которые проводились параллельно, полностью подтвердили данное положение. Как видно из рис. 1, отмечаются рост большинства исследованных показателей воздушной среды при подаче 20 м3 в час воздуха на 1 школьника и тенденция к стабилизации этих показателей при увеличении воздухоподачи вдвое.
Различия в формировании воздушной среды в исследуемых классных помещениях оказали влияние на работоспособность школьников. Анализ результатов выполнения корректурных проб учащимися обоих классов в течение учебного года позволил выявить существенные различия в характере умственной работоспособности школьников сравниваемых классов. Как видно из рис. 2, динамика работоспособности школьников в течение года изменялась следующим образом: к концу учебного года в экспериментальном классе учащиеся выполняли работу с достаточно высокой скоростью (значительно большей в сравнении с исходной — на 10,2%) и нарастающей в течение года точностью (в среднем на 29,3 % по сравнению с исходной).
Гораздо менее благоприятная динамика работоспособности отмечена у учащихся контрольного класса: при значительном росте скорости вы-
Рис. 1. Изменение показателей воздушной среды в учебных помещениях (А) и в экспериментальной воздушной камере По оси абсцисс: а — 1-й урок, б — 3-Я, в — 4-й, г — начало эксперимента; д — середина, в — конец эксперимента. По оси ординат: 1 — концентрация органических веществ (в мг/мЗ); II — аммиака (в мкг/м'): /// — углекислого газа (в %). / я 4 — изменение концентрации углекислого газа (при скорости подачи воздуха 20 и 40 м3 в час соответственно), 2 и 5 — аммиака, 3 и 6 — органических веществ.
полнения корректурных проб, точность работы оставалась без изменения, а в середине учебного года происходило ее снижение. К концу года в
300 290 280 270 260 250 2<.0 230 220 210 700
290 280 270 260 250 2Ц) 230 220 210 200
16 г
15 •
Н -
13 -
~12 /
11 1
Ю 2- '/
9 V/
8 /
7 -1—/
I Ш Ш I Ш Ш 1 Ш 17 а б В
Рис. 3. Динамика работоспособности учащихся младших
классов в течение учебного дня. По оси абсцисс — уроки 1-й, 3-й, 4-й; по оси ординат: А — число просмотренных знаков; Б — число допущенных ошибок: а — осенний период, б —зимний, в — весенний. I — экспериментальный класс, 2 — контрольный.
обоих классах увеличилось отношение хорошо и отлично выполненных работ к плохим работам: в экспериментальном классе в осенний период коэффициент «П» был равен 1,44; в зимний период — 1,9; а к концу учебного года (весной) — 2,24. В контрольном классе рост коэффициента «П» оказался гораздо менее выражен: 1,85— осенью; 2,5 — зимой; 2,43 — весной.
Интерес представляют данные динамики работоспособности учащихся исследуемых классов в течение учебного дня. На рис. 3 видно, что скорость выполнения заданий учащимися экспериментального класса осенью снижается от 1-го урока к последнему. В контрольном классе она практически не меняется (несколько возрастает на 3-м уроке). В этот период года средняя точность выполнения работ в динамике учебного дня у школьников обоих классов приблизительно одинакова. К концу учебного года учащиеся экспериментального класса ежедневно выполняют задания быстро и точно на протяжении всего учебного дня. В контрольном классе к концу дня скорость выполнения работ существенно уменьшается, а количество ошибок за это время возрастает, что свидетельствует о развитии утомления.
Как видно из таблицы, в экспериментальном классе к концу уроков коэффициент «П» снижается незначительно — в 1,2 раза, а в контрольном — более чем в 2 раза. В динамике неблагоприятных сдвигов существенных различий у школьников 2 исследуемых групп мы не наблюдали.
Было также важно изучить успеваемость
Изменение коэффициента «П» в динамике учебного дня
Рис. 2. Годовая динамика показателей работоспособности
учащихся младшего школьного возраста. По оси абсцисс — периоды года: I — осенний. 2 — зимний. 3 — весенний: по оси ординат — А — число просмотренных знаков. Б — число допущенных ошибок в пересчете на 500 знаков, а — контрольный класс, б — экспериментальный.
Классы Урок
1 -й 3-й 4-1
Эксперименталь-
ный 1,66 1,73 1,35
Контрольный 3,27 2,21 1,57
_i_i_i_ >_i_i-1
II Ш Ш I Л Ш 17
Рис. 4. Динамика успеваемости учащихся экспериментального и контрольного классов в течение учебного года. По оси абсцисс — учебные четверти; по оск ординат — отличные, хорошие и плохие оценки (в %): А — экспериментальный класс, Б — контрольный; а — процент отличных и хороших оценок; б — процент плохих оценок.
школьников, которая является интегральным показателем продуктивности учебной работы и отражает состояние работоспособности. Определяли среднечетвертной, среднегодовой баллы успеваемости в целом, процент отличных, хороших и плохих оценок. Анализ данных показал (рис. 4), что в экспериментальном классе процент отличных и хороших оценок достоверно возрастал от начала к концу учебного года. В контрольном классе он к концу года снижался.
Сходная картина наблюдалась и при анализе количества плохих оценок. В экспериментальном классе отмечается снижение количества плохих оценок к концу года: в I четверти он составлял 5,3%, во II — 3,1 %, в III — 2,9%, в IV — 3,3 %. В контрольном классе к концу года количество плохих отметок увеличилось: в I четверти — 6,1 %, во II — 7,2 %, в III —6,9 %, в IV — 7,9%.
Средний балл в обоих классах в I четверти был приблизительно одинаков: 3,68±0,015 в экспериментальном и 3,64±0,015 в контрольном. В течение учебного года средний балл в экспериментальном классе возрастал от четверти к четверти, особенно высок он был в III четверти (3,89±0,15). К концу учебного года средний балл в экспериментальном классе достоверно увеличился на 4,6 %. В контрольном классе отмечено обратное явление: достоверное снижение этого показателя на 1,7 %.
Таким образом, в экспериментальном классе динамика показателен успеваемости школьников на протяжении учебного года оказалась, несомненно, более благоприятной по сравнению с контрольным. Это согласуется с аналогичной динамикой умственной работоспособности учащихся данного класса.
Как известно, снижение пульсового давления связано с развитием утомления (И. Д. Дубин-ская и соавт.; Ц. Л. Усищева и соавт.). В контрольном классе к концу учебного года резко возрастает число детей, у которых наблюдается снижение пульсового давления; в экспериментальном классе также отмечаются случаи снижения
пульсового давления, но частота их незначительна.
Существенные различия в качестве воздушной среды учебных помещений обусловили разные сдвиги в функциональном состоянии ЦНС школьников двух классов, и, безусловно, влияние этого фактора проявилось значительно меньшим утомлением учащихся экспериментального класса, а также косвенно оказало влияние на формирование более высокого уровня знаний у школьников этого класса.
О функциональном состоянии ЦНС в экспериментальной камере мы судили путем определения латентного периода зрительно-моторной реакции, а также по количеству ошибочных реакций при предъявлении дифференцнровочных раздражителей. Умственную работоспособность оценивали с помощью теста Малкова на кратковременную память, который заключался в счете и запоминании постоянно меняющейся суммы треугольников 3 различных цветов.
Исследования, проведенные в экспериментальной камере, также показали прямую зависимость функционального состояния ЦНС и работоспособности школьников от состояния воздушной среды. При подаче в камеру воздуха со скоростью 20 м3 в час на 1 ребенка у дет,ей наблюдалось нарушение равновесия между процессами возбуждения в коре головного мозга: от начала к концу эксперимента происходило удлинение латентного периода зрительно-моторной реакции (от 189,9 до 205,3); достоверно увеличивалось число случаев срыва дифференцировок (от 40 до 60 %); процент детей, у которых происходило увеличение объема кратковременной памяти от начала к концу 3-часового эксперимента, составлял лишь 60. При увеличении воздухопо-дачи вдвое наблюдалось незначительное укорочение латентного периода зрительно-моторной реакции: число случаев последовательного торможения снижалось в 2 раза по сравнению с фоном (хотя процент все же оставался достаточно высоким), отмечалось незначительное увеличение объема кратковременной памяти и времени работы до 1-й ошибки.
Выводы. 1. При подаче в учебные помещения и помещение экспериментальной камеры воздуха со скоростью 20 м3 в час на 1 учащегося младшего школьного возраста создаются гораздо менее благоприятные, с гигиенических позиций, условия воздушной среды, что приводит к развитию утомления, снижению успеваемости и неблагоприятным сдвигам в функциональном состоянии ЦНС детей.
2. Увеличение скорости воздухоподачи (до 40 м3 в час) обеспечивает стабилизацию показателей, характеризующих состояние воздушной среды, улучшение функционального состояния ЦНС школьников и уже в течение одного учебного года оказывает заметное благоприятное влияние на работоспособность и утомляемость.
Литература. Дубинская И. Д., Черток Т. Я., Зуева Е. Б. — В кн.: Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М„ 1975, 86—96.
Кореневская Е. И., Рогачевская Л. Г. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий. М., 1974.
Крюкова А. А. — В кн.: Гигиена труда и охрана здоровья населения. Минск. 1974, с. 148—151.
Усшцева Ц. Л., Самотолкина Н. Г., Сазанюк 3. И. — В кн.: Работоспособность и здоровье учащихся при обучевии в современной школе. М„ 1974, с. 47—84.
Поступила 12.01.82
УДК 614.3/4(47+57)«
В текущем году советский народ отмечает знаменательное событие — 60-летие образования СССР. В развитии советского Здравоохранения важной исторической вехой явился изданный 60 лет назад, 15/IX 1922 г., декрет Совнаркома РСФСР «О санитарных органах республики». Этим документом было положено начало организации и деятельности санитарно-эпидемиологической службы в нашей стране. Сложности и трудности в ее работе в тот период становятся все более понятными теперь на примере организации мероприятий по санитарному надзору в годы первой пятилетки.
Как известно, первый пятилетний план развития народного хозяйства страны на 1928—1933 гг. был одобрен XVI Всесоюзной партийной конференцией, состоявшейся в апреле 1929 г.
«Первая пятилетка явилась символом революционного преобразования деятельности, высоких темпов экономического роста, научного планирования, трудового подвига народа», подчеркивалось в принятом в марте 1979 г. Центральным Комитетом КПСС постановлении «О 50-й годовщине первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР»
Широкий размах промышленного и гражданского строительства, рост новых городов и поселков, развитие жилищно-коммунального хозяйст-
1 «Правда» от 18/III 1979 г.
Summary. The relationship between fatigue in schoolchildren and air exchange rate has been established by the analysis and statistical treatment of the evidence obtained in studies dealing with the effects of different air conditions on the intellectual work capacity and functional state of the CNS in junior schoolchildren. It has been found that with air intake into school premises and test chambers being 20 m'/hr per 1 pupil, air conditions become extremely unfavourable from the standpoint of hygiene, which, in its turn, brings about fatigue, worsens progress in studies, and causes harmful alterations in the functional state of the CNS of children. Increase in the air intake by 2 times (about 40 m3/hr) ensures stabilization of air indices, improvement in the functional state of the CNS in schoolchildren producing (within one academic year) a marked favourable effect on the work capacity and school results of children.
ва, общественного питания и торговли потребовали значительной перестройки работы органов здравоохранения. При этом особенно ответственные задачи встали перед санитарной организацией. Об этом свидетельствует принятый 19/11 1927 г. Совнаркомом РСФСР новый закон «О санитарных органах республики», а также утвержденное 8/Х 1927 г. Положение о них.
Названные документы значительно расширяли функции и права санитарных органов, устанавливали дифференцированные формы обеспечения районов и городов санитарными кадрами в зависимости от их промышленного значения, вводили нормативы обеспечения страны бактериологическими лабораториями, дезинфекционными станциями. Важнейшим обязательным элементом работы санитарных органов страны стал предупредительный санитарный надзор на всех этапах промышленного и жилищно-граж-данского строительства.
В августе 1929 г. Совнарком РСФСР заслушал вопрос «О санитарном состоянии республики». В принятом постановлении констатировалось снижение общей и детской смертности, снижение заболеваемости рядом эпидемических болезней, отмечалось, что санитарное состояние республики все еще остается низким. Причинами этого, отмечалось в постановлении, являются недостаточная согласованность в работе органов здравоохранения, коммунальных и хозяйственных ор-
Социалымаи гигиена, истории гигиены, организации санитарного дела
1928—1933»
К. И. Акулов, А. А. Корольков
ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА СТРАНЫ СОВЕТОВ И СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА
Минздрав РСФСР, Москва