Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ВОЗДУХООБМЕНА НА УРОВЕНЬ ПРОСТУДНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ВОЗДУХООБМЕНА НА УРОВЕНЬ ПРОСТУДНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dependence of common cold incidence on the efficacy of air interchange was determined by analysis and statistical treatment of data obtained in studying the effect of various regimes of air interchange op the incidence of catarrhal diseases. When 40 m3 of air was supplied per hour per pupil to a study room during a study year, the incidence of a number of diseases (mainly infections of viral etiology such as influenza, acute rhinitis, acute respiratory illnesses, etc.) was considerably lower than in the case where only 20 m3 of air was supplied. This finding warrants the conclusion that effective air interchange (in the system of aerial heating) in study rooms of schools is an important sanitary and epidemiologic measure directed primarily at reducing the efficacy of mechanisms by which droplet infections are transmitted.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ВОЗДУХООБМЕНА НА УРОВЕНЬ ПРОСТУДНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК в 13.5:628.8]>07:б 16.2-053.5:313.13

Б. 3. Воронова, Е. А. Эльковская

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ВОЗДУХООБМЕНА НА УРОВЕНЬ ПРОСТУДНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ

школьников

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Здоровье и работоспособность детей в значительной степени определяются условиями микроклимата и воздушной среды в жилых и общественных зданиях. До настоящего времени состояние воздушной среды в учебных помещениях школ часто остается неудовлетворительным, особенно при отсутствии организованного притока чистого атмосферного воздуха (3. А. Плужникова).

Воздушная среда закрытых помещений формируется за счет накопления ряда токсичных веществ (антропотоксинов, продуктов деструкции полимерных материалов, загрязнений атмосферного воздуха). Как показали наши исследования (Б. 3. Воронова . и Е. А. Эльковская), подача в учебные помещения 20 м3 воздуха на 1 учащегося младших классов не обеспечивает отвечающих гигиеническим требованиям условий воздушной среды: отмечают содержание углекислого газа, аммиака и органических веществ становится выше ПДК. При подаче 40 м3 воздуха в час на 1 учащегося указанные показатели воздушной среды стабилизируются на уровне ПДК. Существенное влияние на загрязнение воздушной среды оказывает микрофлора. В закрытых помещениях происходит постоянный «обмен» между людьми кишенной и кожной микрофлорой, в том числе условно-патогенными микроорганизмами, что увёличивает возможность возникновения заболеваний (Riely nGall; С. M. Городинский и соавт.). Чрезвычайно мало известно о вирусных популяциях в закрытых системах; па-тогенность вирусов может изменяться под влиянием тонких взаимодействий между газообразной средой и ее обитателями (Giron и соавт.). Уровни бактериальной загрязненности воздушной среды помещений находятся в прямой зависимости от величины воздушного куба (В. В. Дробеня). В литературе имеется небольшое число работ по данной проблеме, где обследованы в основном взрослые. Влияние различных режимов воздухообмена на уровень простудной заболеваемости школьников не изучалось.

Мы исследовали влияние различных объемов подаваемого воздуха на уровень простудной заболеваемости детей младшего школьного возраста. Для этой цели была выбрана общеообразователь-ная школа, оборудованная приточной вентиляцией в системе воздушного отопления. В 2 классных помещениях подавалось 40 и 20 м3 воздуха в час на 1 ребенка: в одном дети весь учебный год занимались при подаче по 40 м3 воздуха в час (экспериментальный класс), в другом — при подаче 20 м3 (контрольный класс). Микроклимат в обоих

учебных помещениях был оптимальным (температура воздуха 20—21 °С, относительная влажность 30—50%, скорость движения воздуха не выше 0,25 м/с). Классы имели одинаковую юго-восточную ориентацию с близкими уровнями' естественного освещения.

Под наблюдением находились дети двух 3-х классов (8—9 лет), занимавшиеся по одинаковому рас-* писанию. В начале и конце учебного года проводили углубленный медицинский осмотр всех детей. Изучали частоту и характер предшествующей и те-, кущей заболеваемости (по обращаемости в поликлинику и путем учета пропусков занятий в школе). При этом вычисляли индекс пропусков:

(сумма пропущенных занятий \

число школьников в классе-число учебных дней 100 1 - ,

Различная интенсивность воздухообмена в данных классных помещениях оказала влияние на уровень острой заболеваемости школьников и в первую очередь на так называемую простудную заболеваемость (табл. 1).

Из табл. 1 видно, что в контрольном классе число случаев гриппа, ОРЗ, острого отита и ангин увеличилось, а острого ринита, фарингита, бронхита по сравнению с прошлым годом практически не изменилось. Ученики экспериментального класса, находившиеся в течение учебного года в условиях улучшенной вентиляции, болели в этом году гораздо реже: частота гриппа и острых респираторных инфекций снизилась по сравнению с предыдущим годом на 67,7%. В 2 раза сократилось число заболеваний острыми ринитами и острыми фарингитами; число случаев острого отита уменьшилось почти в 3 раза. Интересно, что существенное снижение заболеваемости было характерно в

Таблица 1

Динамика простудной заболеваемости учащихся экспериментального и контрольного классов (число случаев на 100 учащихся)

Заболеваемость Эксперимент альиыП класс Контрольный класс

в предшествующем году п текущем году в предшествующем году в текущем году

Грипп, ОРЗ 152,4 90,9 117,5 122,5

Острый ринит 4,8 2,4 5,0 5,0

Острый фарингит 14,3 7,1 2,5 2,5

Ангина 9,5 4,8 15,0 17,5

Острый бронхит 2.4 2,4 5,0 5,0

Острый отит 7,1 2,4 2,5 5,0

Таблица 2

Индекс пропусков в экспериментальном и контрольном классах в течение учебного года

Класс Месяц Всего за год

IX X XI XII I » III IV V

Эксперимен-

тальный 1,4 1.4 — 3,2 3,0 2.4 1.7 0.2 — 1,29

Контроль-

ный 2,2 1.1 5.9 2,8 3,0 0.8 0,4 0,2 1,94

основном для вирусных инфекций. При анализе частоты бактериальных или «смешанных» вирусно-бактериальных инфекций (острого бронхита, пневмоний, ангин и др.) в сравниваемых коллективах выявлены однонаправленные тенденции. По-видимому, это объясняется, с одной стороны, субмикро-скопическими размерами вирусов, их относительной нестойкостью во внешней среде, что способствует более быстрому удалению их с помощью эффективного воздухообмена, а с другой — тем, что более эффективный воздухообмен приводит и к значительному снижению интенсивности реализации ведущего воздушно-капельного механизма передачи при вирусных инфекциях в отличие от бактериальных, при которых сравнительно велика роль контактного механизма передачи.

Как уже указывалось, пропуски занятий оценивали по интегральному показателю — индексу пропусков, который обеспечивает унификацию числа пропусков за определенное время (И. Д. Дубин-ская и соавт.).

В основном пропуски занятий были по болезни. Индекс пропусков в контрольном классе как по отдельным месяцам, так и в среднем за год оказался выше, чем в экспериментальном классе (табл. 2).

Для более углубленного изучения влияния различных режимов воздухообмена на уровень бактериальной загрязненности воздушной среды помещения мы провели эксперимент в специально оборудованной воздушной камере с участием испытуемых младшего школьного возраста (8—9 лет). В оптимальных условиях микроклимата с помощью аппарата Кротова (чашечным методом) изучали общую бактериальную загрязненность воздушной среды экспериментальной камеры при пребывании в ней детей в условиях подачи 20, 40, 60 и 80 м3 воздуха на 1 ребенка в час. Общее время эксперимента для каждого режима вентиляции составляло 3 ч.

Ка^ показали исследования (см. рисунок), при подаче 20 м3 воздуха на 1 ребенка в час уровень бактериальной загрязненности воздуха. экспериментальной камеры достоверно возрастал от начала к концу эксперимента в среднем в 4,3 раза, при подаче 40 м3/ч — в 3,7 раза, при подаче 60 м3/ч — в 1,5 раза; при подаче 80 м3/ч — в 1,2 раза.

Таким образом, была выявлена экспоненциаль-

Уровень общей бактериальной загрязненности воздуха экспериментальной камеры в присутствии испытуемых младшего школьного возраста в течение 3-часового эксперимента. По оси абсцисс — интенсивность воздухообмена (в м'/ч на I учащегося); по оси ординат — прирост обще!) бактериальной загрязненности (в % от фона).

ная зависимость уровня бактериальной обсеменен-ности воздушной среды помещения от количества подаваемого воздуха, а также установлено, что в условиях подачи не менее 80 м3 воздуха в час на 1 учащегося младшего школьного возраста роста микробного загрязнения воздушной среды практически не происходит. Вероятно, это может оказать влияние на снижение уровня простудных заболеваний, вызываемых бактериальной флорой.

Вывод. Подача в учебные помещения школ на протяжении учебного года 40 м3 воздуха в час на 1 учащегося по сравнению с 20 м3 способствует «существенному снижению уровня простудной заболеваемости школьников (в основном инфекциями вирусной этиологии — гриппом, ОРЗ, острым ринитом и др.).

Это позволяет считать эффективный воздухообмен (в системе воздушного отопления) в учебных помещениях школ важным санитарно-противоэпиде-мическим мероприятием, направленным в первую очередь на снижение интенсивности реализации механизма передачи при воздушно-капельных инфекциях.

Литература. Воронова Б. 3., Эльковская Е. А. —

Гиг. и сан., 1980, № 6, с. 31-34.-Городинский С. М., JIсвинский С. В., Щербаков В. JI. —

Там же, 1967, № 1, с. 42. Дубинская И. Д., Черток Т. ЯЗуева Е. Б. — В кн.: Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М., 1975. с. 86—96. Плужникова 3. А. —В кн.: Матер, совещания по вопросам прогнозирования санитарно-гигиенических средств. Киев, 1975. 1

Riely Р. Е„ Gall L. S. Effect of Diet and Atmsfere on Intestinal and Skin Flora (V. 11. Literature Survely. NASA—GR—662). Washington, 1966.

Поступило 20.04.81

Summary. The dependence of common cold incidence on the efficacy of air interchange was determined by analysis and statistical treatment of data obtained in studying the effect of various regimes of air interchange o/i the incidence of catarrhal diseases. When 40m3 of air was supplied per hour per pupil to a study room during a study year, the incidence of a number of diseases (mainly infections of viral etiology such as influenza, acute rhinitis, acute respiratory illnesses, etc.) was considerably lower than.in the case where only 20 тя of air was supplied. This finding warrants the conclusion that effective air interchange (in the system of aerial heating) in study rooms of schools is an important sanitary and epidemiologic measure direcred primarily at reducing the efficacy of mechanisms by which droplet infections are transmitted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.