Научная статья на тему 'МИКРОКЛИМАТ И МИКРОФЛОРА КЛАССНЫХ КОМНАТ И АЭРОГЕННЫЕ ИНФЕКЦИИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ ТБИЛИСИ'

МИКРОКЛИМАТ И МИКРОФЛОРА КЛАССНЫХ КОМНАТ И АЭРОГЕННЫЕ ИНФЕКЦИИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ ТБИЛИСИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MICROCLIMATE AND MICROORGANISMS IN CLASS-ROOMS AND THE AIRBORNE INFECTIONS AMONG THE SCHOOLCHILDREN OF TBILISI

The author has studied the sanitary conditions of several schools in Tbilisi, the changes of the morbility rate among the schoolchildren and the number of days missed during the different seasons of the year. It has been discovered that the schoolchildren suffered mostly from airborne infections. The incidence of these infections was (directly connected with the hygienic conditions of the school and especially with the intensity of bacteriological contamination of the air. The data obtained show that in addition to the routine sanitary measures, the purification of air in the classrooms had a direct effect on the fall of the incidence of airborne infections among school children.

Текст научной работы на тему «МИКРОКЛИМАТ И МИКРОФЛОРА КЛАССНЫХ КОМНАТ И АЭРОГЕННЫЕ ИНФЕКЦИИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ ТБИЛИСИ»

THE ACTION OF EPOXIC RESIN ON THE SKIN

E. N. Levina, senior scientific collaborator

During the last few years the industry has started the use of a new kind of artificial resins that of epoxic resins, which are the condensation product of epichlorhydri-ne with phenols.

The author has studied the action of pure epoxic resins (condensation product of epichlorhydrine and resorcine: RER resin) or that of dephinylolpropare (ED resin) on the skin of rabbits and guinea pigs.

The RER resin has a more powerful irritating and sensitizing action on the skin-Animal, which have been previously sensitized to the skin allergen, become more sensitive to the action of the epoxic resin on the skin. Resins with a higher content of the epoxic group produce a more acute local, irritating and sensitizing action. The volatile products formed as result of heating the RER resin up to 60—90° C have a pronounced

irritating effect and produce pathological lesions in the lungs of white mice.

* * *

МИКРОКЛИМАТ И МИКРОФЛОРА КЛАССНЫХ КОМНАТ И АЭРОГЕННЫЕ ИНФЕКЦИИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ ТБИЛИСИ

Научный сотрудник О. И. Дедабришвили

Из Научно-исследовательского санитарного института Министерства здравоохранения Грузинской ССР

Воздушный режим классных комнат имеет актуальное значение дл» охраны здоровья учащихся. Пребывание учащихся значительное время в закрытых помещениях вызывает необходимость такого регулирования микроклимата закрытых помещений, которое отвечало бы физиологическим и возрастным особенностям учащихся. Известно, что с изменением воздушной среды классных комнат изменяются в определенных пределах функции организма учащихся, а повторяющиеся изо дня в день функциональные изменения могут вызывать существенные отрицательные сдеиги в еще не сформировавшемся организме учащегося.

С ухудшением физико-химических свойств воздуха в течение учебного дня в классах параллельно нарастает и микрофлора, что имеет немалое значение в распространении аэрогенных инфекций среди учащихся. По данным ряда авторов (А. И. Шафир, Ф. С. Эпштейн и Э. Г. Саламандра, А. И. Канчели и др.), частота заболеваний верхних дыхательных путей связана с ростом микрофлоры закрытых помещений, а одной из основных причин обогащения микрофлоры в классных комнатах является ограничение воздухообмена.

В условиях климата южных районов, в частности Грузии, требуемый воздухообмен в классах может быть обеспечен в продолжении всего учебного года путем правильного режима аэрации с учетом метеорологических условий, оснащения классов соответствующими вентиляционными установками и должной их эксплуатацией.

Целью нашей работы являлос-. изучить существующие условия микроклимата и микрофлоры классных комнат, проследить их связь с движением аэрогенных инфекций и выработать режим аэрации классных комнат для оздоровления воздушной среды, чем способствовать снижению распространения аэрогенных инфекций.

Для разрешения указанной задачи в 3 однотипных школах Тбилиси в 9 классных комнатах мы посезонно изучали микроклимат и микрофлору в течение учебного дня и параллельно вели наблюдения за дви-

жением заболеваемости и пропусками учебных дней учащимися в продолжении всего учебного года. В одной школе были выделены 2 одинаковые классные комнаты с одинаковым числом учащихся, сходных по возрасту, состоянию здоровья и бытовым условиям. Один класс служил контрольным, в нем велась аэрация, обычно практикуемая во всей школе. В другом классе проводили в процессе учебного дня установленный нами режим аэрации.

Физико-химические свойства воздуха определяли по принятой в гигиенической практике методике (психрометром, сухим кататермометром), а общую бактериологическую загрязненность — аспирационным и седиментационным методом.

В воздухе того и другого класса определялось наличие зеленящего и гемолитического стрептококка, учитывая, что они почти всегда присутствуют в носоглотке людей и их концентрация в воздухе имеет санитарное значение для оценки воздушной среды закрытых помещений. Для выращивания указанных микроорганизмов мы пользовались шоколадным агаром наряду с кровяным агаром. При определении стрептококкового индекса учитывали все колонии с зеленым ореолом и гемолизом. Учет заболеваемости среди учащихся вели по справкам, выдаваемым детскими лечебно-профилактическими учреждениями.

Две школы — мужская № 1 и женская. № 6 были расположены на центральных улицах с большим движением, а женская № 1 — на боковой улице с малым движением. В женской школе № 1 имеются, кроме того, хорошие показатели площади и объема на каждого учащегося — 1,8 м2 и 6,4 м3, в двух других школах—0,9—1,4 м2 и 3,4—4,8 м3.

Исследования микроклимата (табл. 1) показали: в зимние месяцы в двух школах с местным отоплением температура до начала занятий колебалась в пределах 13—14°, к концу занятий—в пределах 17—18°, в школе с центральным отоплением соответственно 15,4—16° и до 20—23°. Нужно полагать, что нарастание температуры в классах происходило не только от отопительных приборов, но и за счет теплоотдачи самими учащимися, что подтверждалось повышением влажности, содержания С02 (до 0,14—0,18%) на последних уроках, а также резким ухудшением органолептических свойств воздуха. Воздух становился «спертым», в классах было душно. Весенние наблюдения дали лучшую картину, хотя загрязнение воздуха в процессе учебного дня все еще имело место вследствие слабого воздухообмена.

Число микроорганизмов (колоний) в воздухе классных комнат к концу учебного дня увеличивалось в 3—4 раза.

Как видно из той же табл. 1, нарастание числа микроорганизмов, концентрации СОг воздуха было более резко выражено в мужской № 1 и женской № 6 школах, что, по-видимому, нужно объяснить расположением школ, малыми размерами площади и объема на каждого учащегося.

Заболеваемость учащихся мы изучали в тех же школах посезонно, с учетом пропуска учебных дней. Следует отметить, что частоту заболеваний среди учащихся безусловно нельзя приписывать только лишь санитарно-гигиеническим условиям, в частности воздушной среде классных комнат. Но, как показали предварительно полученные нами данные, частота заболеваний верхних дыхательных путей связана и с состоянием воздушной среды классных комнат. Заболеваемость и пропуск учебных дней среди учащихся в учебном году во всех наблюдавшихся нами школах не давали высоких показателей. На каждого учащегося в году в среднем приходилось 0,9 случаев заболеваний со средним числом пропущенных учебных дней 4,6 (табл. 2).

Приведенные данные показывают, что заболеваемость и пропусх учебных дней с возрастом значительно уменьшаются. Наибольшая

Таблица I

Характерные показатели изменения микроклимата и микрофлоры в классах в продолжении учебного дня при естественной вентиляции

№ школы Дата наблюдения Система отопления Время наблюдения Микроклимат Число колоний на чашках Петри Число колоний в 1 м» воздуха Режим проветгиванпя во время обследования

температура относительная влажность (в процентах) движение возд•ха (в м/сек) со, (в процентах)

Мужская школа № 1 15—17/ХН 1954 г. Печное До начала первой смены 14,2° 38 0,07 0,06 96 1 928 До занятий классы проветриваются. Определенного режима нет

В коние 3-го урока 16° 55 0,07 0,14 203 —

В конце 5-го урока 17,8» 68 0,07 0,18 265 10 920

11-27/11 1954 г. » До начала первой смены 15° 42 0,07 0,09 39 4212 До занятий классы проветриваются. Определенного режима нет

В конце 3-го урока 15,8° 45 0,07 0,11 202 —

В конце 5-го урока 17,2° 58 0,07 0,16 258 12 084

12-17/1У 1954 г. 1 Не отапливалось До начала первой смены 15,2» 46 0,07 0,05 81 3 608 Классы регулярно проветриваются во время перемен

В конце 3-го урока 16» 63 0,07 0,07 150 —

В конце 5-го урока 19.5° 52 0,07 0,07 122 8 200

т

>

Продолжение

Микроклимат

Л» школы Дата наблюдения Система отопления Время наблюдения темпера тура относительная влажность (в процентах) движение воздуха (в м/сек) со, (в процентах) Число колоний на чашках Петри Число колоний в 1 м> воздуха Режим проветривания во время обследования

Женская школа № 1 До начала первой смены 13,4° 35 0,07 0,05 86 5 480

15—17/ХП 1954 г. Печное В конце 3-го урока 15,4» 48 0,07 0,08 102 Классы до начала занятий и н? больших переменах проветриваются

В конце 5-го урока 15,8' 55 0,07 0.1 113 8 472

До начала первой смены 13° 42 0,07 0,06 60 3 324

11—27/11 1954 г. » В конце 3-го урока 13,7° 40 0,07 0,09 89 — Классы до начала занятий и на больших переменах проветриваются

В концр 5-го урока 16,7« 58 0,07 0,11 107 7 902

| | До начала первой смены 15,2« 40 0,07 0,05 72 1 692

12-17/1У 1954 г. Не отапливалось В конце 3-го урока 16,9» 38 0,07 0,05 78 — Классы регулярно проветриваются во время перемен

Ь) В конце 5-го урока 16,4° 52 0,07 0,06 89 5 396

Продолжение

Микроклимат

№ школы Дата наблюдения Система отопления Время наблюдения темпера тура относительная влажность (в процентах) движение воздуха (в мДек) со, (в процентах) Число колоний на чашках Петри Число колоний в 1 м> воздуха Режим проветривания во время обследования

Женская школа № 6 До начала первой смены 15,4° 32 0,07 0,06 109 4 232

15-17/ХИ 1954 г. Центральное В конце 3-го урока 17,8» 40 0,07 0,1 229 — Классы иногда проветриваются до начала занятий

В конце 5-го урока 22» 55 0,07 0.1 258 10 936

До начала первой смены 16» 40 0,07 0,07 67 4 808

11—27/11 1954 г. 1 В конце 3-го урока 18,8» 35 0,07 0,12 199 — То же

В конце 5-го урока 22,8» 58 0,07 0,17 217 10 452

До начала первой смены 15,4» 42 0,07 0,09 50 3 668

12-17/1У 1954 г. Не отапливалось В конце 3-го урока 16,7» 52 0,07 0,05 102 — Классы на перемене иногда проветриваются

В конце 5-го урока 18» 50 0,07 0,08 98 7 928

л

Таблица 2

Заболеваемость учащихся различных классов

Класс Число учащихся Н» одного учащегося в год

4ic.ro за£о левапий число дне| болезни

1—4-й 1 114 1.1 7,2

5—7-й 1 108 0,9 4,5

8—10-й 1 178 0,6 2,5

частота заболеваний наблюдалась в первых четырех классах, а из них больше всего — в 1-м классе. Надо отметить, что из учеников 1-го класса чаще болели дети, поступающие из семей, чем из детского сада. В течение года вог.се не болели 26—32% учащихся. Существенной разницы между мальчиками и девочками как в отношении заболеваний, так и пропуска учебных дней по болезни не отмечалось.

В холодные периоды года как частота заболеваний, так и пропуск учебных дней среди учащихся значительно увеличивались за счет роста аэрогенных инфекций. Больше всего заболеваний отмечено в III четверти, т. е. в зимние месяцы (42%), затем во II четверти (38%) и менее всего в I (12,5%) и IV (7,5%).

Из всех видов заболеваний преобладающее место занимают аэрогенные инфекции (катары верхних дыхательных путей, ангины, бронхиты, трахеобронхиты и др.), составляющие в зависимости от сезона до 80%. Указанные заболевания чаще наблюдаются с ноября, самый высокий показатель получен в декабре, затем в январе и феврале, а с марта число заболеваний резко снижается Из общего числа заболеваний (табл. 3) катар верхних дыхательных путей занимает 42,2%, ангины 23,6%, трахеобронхиты и бронхиты 14,8%.

Острые инфекционные заболевания (скарлатина, дифтерия, корь, свинка) составили лишь 6,1% случаев заболеваний и встречались в основном среди учеников младших классов. Несмотря на то что острые детские инфекционные заболевания отмечаются сравнительно редко, пропуск учебных дней по этим заболеваниям занимает значительное место — до 30% к общему числу.

При сопоставлении данных физико-химических и особенно бактериологических свойств воздуха классных комнат с заболеваемостью мы видим некоторые указания на возможную связь частоты аэрогенных инфекций со степенью загрязнения воздуха. Например, в женской школе № 1, где бактериологическое загрязнение воздуха более низкое, чем в двух других школах, частота аэрогенных инфекций отмечается в меньшей степени.

Путем осуществления в классе установленного нами режима аэрации1 в продолжение всего учебного года мы добились значительного

Таблица 3 Структура заболеваемости учащихся

Название заболеваний Число за(.о. е В (.НИ й %

Катар верхних дыхательных путей 1300 42,2

Ангины.......... 729 23,6

Бронхиты ........... 458 14.8

Корь . ........... 75 2,4

Свинка............. 85 2.7

Скарлатина .......... 15 0.5

14 0.5

Механические травмы..... 46 1.5

Другие заболевания ... . . 364 11,8

Всего . . . 3086 100,0

1 Режим аэрации заключался в следующем: кроме проветривания клтса до начала занятий и во время перемен при температуре наружного воздуха от—2 до+5* в классе в продолжении урока держали открытыми две-три фрамуги и в середине урока на 5—10 минут открывали одну створку переднего окна, при температуре наружного воздуха от 5 до 10°, кроме фрамуг, постоянно держали открытой одну створку вышеуказанного окна; при температуре наружного воздуха, превышающей 10°. одно окно было открыто целиком.

улучшения физико-химических и бактериологических свойств воздуха. При сравнении полученных данных с данными контрольного класса видно, что если содержание углекислоты в классе с установленным режимом аэрации в конце учебного дня составляло лишь 0,07%, то в контрольном классе достигало 0,14%. Если бактериальное загрязнение воздуха в опытном классе к концу учебного дня было незначительным, то в контрольном классе оно повышалось в 3—4 раза как в отношении общей бактериальной обсемененности, так и по содержанию зеленящего и гемолитического стрептококка.

Выводы

1. Заболеваемость и пропуск учебных дней среди учащихся в учебном году не дают высоких показателей и с возрастом уменьшаются; в структуре заболеваемости аэрогенные заболевания занимают превалирующее место.

2. В целях улучшения борьбы с этими заболеваниями необходимо уделить должное внимание дальнейшему оздоровлению воздушной среды классных комнат, что сыграет наряду с закаливанием организма немалую роль в снижении аэрогенных инфекций среди учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

Варищев В. К. Охр. здор. дет. и подростков, 1932, № 1—2, стр. 17—22.— Койранский Б. Б. Простуда и борьба г. ней. Л., 1954.— Краснополь-ский Э. М.. Корошанский Д. Н. Гиг. и здоровье, 1941, Лгв 4, стр. 44—46.— Куликова Л. А. В кн.: Новые данные по гигиене детей и подростков. Л., 1956,. стр. 193—224, —Мац Л. И. Гиг. и сан., 1945, № 3. стр. 48—50. — Р е ч м е н-ский С. С. К проблеме воздушных инфекций М., 1951. — Сальникова Г. П. Гиг. и здоровье, 1941, № 3, стр. 57—59. — Шафир А. И. Аэрогенные инфекционные заболевания и способы их предупреждения. Л., 1951.—Эп штейн Ф. С., Саламандра Э. Г. Гиг. и сан., 1948, № 3, стр. 14. —Эфенди Заде М. М. Гиг. и сан., 1940, № 6, стр. 22.

Поступил» 28/XII 1957 г.

THE MICROCLIMATE AND MICROORGANISMS IN CLASS-ROOMS AND THE AIRBORNE INFECTIONS AMONG THE SCHOOLCHILDREN OF TBILISI

O. Y. Dedabrishvili, scientific collaborator

The author has studied the sanitary conditions of several schools in Tbilisi, the changes of the morbility rate among the schoolchildren and the number of days missed during the different seasons of the year. It has been discovered that the schoolchildren' suffered mostly from airborne infections. The incidence of these infections was (directly connected with the hygienic conditions of the school and especially with the intensity of bacteriological contamination of the air. The data obtained show that in addition to the routine sanitary measures, the purification of air in the classrooms had a direct effect on the fall of the incidence of airborne infections among schoolchildren.

-tr -k -¿Г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.