руется устойчивая группа лиц с дисфункцией АД (26%), среди которых преобладают гипотензивные (19,2%) реакции. У 5,4% студентов выявлена стойкая гипертензия, у 2,4 % — гипертоническая болезнь. Это связано с неблагоприятным влиянием суммарной учебной нагрузки за весь период обучения, когда обеспечение высокой работоспособности достигается ценой напряжения сердечно-сосудистой системы.
Математический анализ результатов исследований, направленный на изучение зависимости успеваемости студентов от показателей функционального состояния организма и типологических особенностей высшей нервной деятельности, позволил выявить ряд закономерностей. В частности, было установлено, что успеваемость студентов в значительной мере (на 22%) определяется быстротой условно-двигательных реакций, объемом и скоростью переработки информации, объемом кратковременной памяти. При развитии эмоционального напряжения увеличиваются достоверные внутри- и межкомпонентные связи. Множественный корреляционный и регрессионный анализ (расчет уравнения регрессии) позволил прогнозировать уровень академической успеваемости студентов с различными показателями функций высшей нервной деятельности и сердечно-сосудистой системы. У лиц со слабым типом высшей нервной деятельности (удельный вес их 12,3%) она на 0,8 балла ниже, чем у лиц с сильным типом; у студентов с уравновешенным типом средний балл успеваемости составлял 4,3, с тормозным — 4,1 и с возбудимым — 3,75. Полученные данные в известной мере подтверждают целесообразность дифференцированного подхода к студентам при оценке их знаний и определении объема учебной нагрузки. Это, по-видимому, можно использовать для повышения работоспособности и успеваемости студентов.
Длительные динамические наблюдения за одним и тем же контингентом студентов в течение всего периода обучения их в медицинском вузе позволили изучить особенности и закономерности процессов адаптации организма к условиям и режиму обучения, разработать комплекс мероприятий, направленных на их улучшение.
В этом плане целесообразно строго регламентировать равномерность распределения учебной нагрузки студентов в течение учебного семестра и года, для чего крайне необходимо дальнейшее совершенствование расписаний учебных занятий. Необходимо разрабатывать и внедрять комплекс мероприятий, направленных на улучшение санитарно-гигиенических условий обучения применительно к каждой учебной аудитории, лаборато- ч рии и т. п.
Одним из средств оптимизации учебной работы студентов, повышения их работоспособности и ускорения адаптации является систематическое усиление контроля со стороны кафедр за регулярностью внеаудиторной работы студентов над учебным материалом. В этой связи кафедры должны постоянно контролировать подготовку студентов к лекциям и практическим занятиям.
Необходимо коренное улучшение организации физического воспитания студентов, введение обязательной утренней гимнастики, оборудование спортплощадок для спортивных игр и т. п., проведение на территории учебных корпусов производственной гимнастики, широкое вовлечение студентов в работу спортивных секций. Важно широко пропагандировать среди студентов гигие- , нические основы рационального режима дня, труда и отдыха, использовать целенаправленные формы отдыха студентов в каникулярный период (спортивный лагерь, пешие прогулки, походы), широко привлекать студентов к участию в трудовом семестре. Необходимы также углубленные медицинские осмотры студентов в течение всего периода обучения в вузе, регулярное наблюдение за диспансерными группами, организация не менее 2 раз в год профилактических стоматологических осмотров с последующей санацией.
Поступила 22.12.81
Summary. Studies on the dynamics of work capacity and functional potentialities of 200 students during their 6-year training period made it possible to elucidate the characteristics of adaptation to the routine and conditions of training in a higher medical institution, as well as to develop hygienic recommendations concerning their optimization. A correlation between academic results and the functional state and the type of the higher nervous activity in students has been established.
УДК 616.12-057.875-07:613.867
Н. Я■ Волкинд
НАПРЯЖЕНИЕ СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ СТУДЕНТОВ
Красноярский педагогический институт
Сдача экзаменов является нервно-эмоциональным трудом высокого напряжения, оказывающим глубокое влияние на организм студентов (Н. Я- Волкинд; Н. П. Волкова; Б. А. Кудряшов и соавт.; В. Н. Марголин и соавт.; Е. А. Марко-
ва и В. В. Каптюх; Г. С. Мокиенко; Р. И. Пасту-хина и соавт.; Folin и соавт.; Hodges и соавт.; Knauer; Malmiwirta и Mikkonen).
Глубина влияния экзаменационного стресса на организм зависит от различных факторов экза-
электрической систолы и систолического показателя, увеличением амплитуды зубца Р, уплощением зубца Т, смещением сегмента 5—Т ниже изолинии. Наибольшим это напряжение было на ответственных этапах экзамена: перед получением экзаменационного билета, сразу после этого, в начале и конце ответа. Начало ответа вызывало наибольшие сдвиги на ЭКГ. После объявления оценки следовал быстрый возврат последней к уровню покоя.
У физически тренированных студентов обнаруживалось умеренное напряжение сердечной деятельности во время сдачи экзаменов. Однако у удовлетворительно успевающих спортсменов оно было значительно большим, чем у отлично успевающих.
Так, при низкой успеваемости укорочение интервалов 7?—Я и Т—Р у студентов на разных этапах экзаменационного периода было явно большим, чем при высокой (см. таблицу). Различия между группами спортсменов по этим показателям были достоверны (Р<0,05) только на острых этапах экзаменов, связанных с получением билета и ответом.
Фактическая электрическая систола у экзаменующихся явно преобладала над должной, что ярко прослеживалось в начале и конце ответа. Это превалирование было достоверно (Р-<0,05). У спортсменов с низкой успеваемостью превышение фактической ее величины над должной было большим, чем у спортсменов с высокой успеваемостью. Так, перед и после получения студентом билета, в начале и конце ответа это превышение в покое у первых составляло соответственно 0,043, 0,044, 0,069, 0,049, 0,020; у вторых—0,041, 0,040, 0,065, 0,046, 0,021 с. Преобладание фактической электрической систолы над
Динамика интервалов /?—Л и Т—Р (в с) на разных этапах курсового экзамена у тренированных и нетренированных
студентов при различной успеваемости
Этапы экзамена Испытуемые Тренированные студенты (п = 20) Нетренированные студенты (п = 20)
Т —Р Т—Р
М±т М±т •М ±т М±т
Перед получением НУ 0,722± 0,071 0,206± 0,057 0,535± 0,065 0,040± 0.023
Р <0,05 <0,05 >0,05 <0,05
ЭБ ВУ 0,818±0,065 0,301± 0,058 0,620± 0,064 0,116±048
После получения НУ 0,712±0,072 0,187± 0,056 0,545± 0,054 0,052± 0,025
Р <0,05 <0,05 >0.05 >0,05
ЭБ ВУ 0,826± 0,070 0,306± 0,064 0,590± 0,067 0,098± 0,062
В начале ответа НУ 0,602± 0,056 0,098±0,045 0,460± 0,028 0,030± 0,010
Р >0,05 <0,05 <0,05 >0.05
ВУ 0,661± 0,052 0,169± 0,055 0,525± 0.039 0,046± 0,020
В конце ответа НУ 0,680± 0,057 0,158±0,048 0,540±0,041 0,054± 0,036
Р ВУ >0,05 <0,05 >0,05 >0,05
0,734± 0,064 0.250± 0,046 0,590± 0.050 0,084± 0,037
В ожидании оценки НУ 0„768± 0,067 0,249± 0,052 0,590± 0,079 0,092± 0,058
Р < 0,05 <0.05 >0.05 >0,05
ВУ 0,872± 0,059 0,337± 0,044 0,645± 0.052 0,138± 0,048
Относительный покой НУ 0,962± 0,052 0,393± 0,039 0,795± 0,057 0,262± 0.052
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
ВУ 1,040± 0,050 0,449± 0,045 0,845± 0,066 0,276± 0,038
Примечание. ЭБ —экзаменационный билет; НУ — низкоуспевающие; ВУ — высокоуспевающие студенты.
I I
менационной обстановки (Н. Я. Волкинд). В настоящем исследовании мы прослеживали напряжение сердечной деятельности у экзаменующихся студентов различной академической успеваемости на фоне высокой и низкой двигательной активности. Испытуемыми служили 90 студентов факультета физического воспитания и биолого-географического факультета института в возрасте 18—22 лет, преимущественно юноши, из чис-' ла спортсменов — одинаково тренированные (перворазрядники). Курсовые экзамены были одинаковые по объему и сложности учебной информации. Строгий выбор испытуемых обусловливался тем, что на напряжение их сердечной деятельности влияют половые различия, физическая тренированность, учебный возраст, характер экзаменов и другие факторы, которые могли бы маскировать влияние успеваемости на это напряжение. Студентов исследовали на разных этапах экзаменационного периода. Об изменениях их сердечной деятельности во время экзаменов судили по сдвигам на ЭКГ.
При обследовании студентов применяли электрокардиограф модели 061. Запись биотоков сердца осуществляли в положении сидя. Контролем служило состояние покоя, на утро следу-► ющего дня, когда исследуемые были уже свободны от экзаменационного стресса и не занимались умственным и физическим трудом. Статистическую обработку экспериментальных данных производили в Институте физики СО АН СССР. Обработке были подвергнуты данные, полученные у 2/з испытуемых.
Как показали исследования, напряжение сердечной деятельности у студентов во время экзаменов проявлялось укорочением интервалов /?—Р и Т—Р, превышением фактических величин
должной больше чем на 0,040 с свидетельствовало о выходе данного показателя за пределы нормы (Л. А. Бутченко). В наших исследованиях это превалирование, свидетельствовавшее о напряжении сердечной деятельности экзаменующихся, после ответа быстро исчезало.
Фактический систолический показатель по мере усиления эмоционального напряжения студентов с приближением ответа значительно увеличивался. При низкой успеваемости это увеличение у спортсменов было намного больше, чем при высокой. Так, в начале ответа его фактическая величина достигала у первых 61,65±4,43, у вторых — 54,05±3,58 % (должные величины у тех и других составляли 49,35±2,46, 45,85± 2,12%). Фактический систолический показатель на всех этапах экзамена превышал должный — достоверно (Р<0,05) в обеих группах. При низкой успеваемости преобладание его фактической величины над должной перед и после получения билета, в начале и конце ответа у спортсменов составляло в покое соответственно 9,09, 8,35, 12,30, 8,80 и 1,85 %, при высокой успеваемости — 4,15, 3,35, 8,20, 4,50 и 1,55%. Превышение фактического систолического показателя над должным свыше 5 % свидетельствовало о выходе этого показателя за пределы нормы, об ухудшении функционального состояния сердца (Л. А. Бутченко). Из приведенных данных видно, что у студентов с низкой успеваемостью его фактическая величина всегда выходила за пределы нормы, а с высокой — почти всегда (кроме начала ответа) укладывалась в ее пределы. Это свидетельствует о значительно большем напряжении сердечной деятельности у первых, чем у вторых.
Амплитуда зубца Р обнаруживала явную тенденцию к повышению на фоне экзаменов. При низкой успеваемости эта тенденция у спортсменов была более выраженной, нежели при высокой успеваемости. Так, перед получением билета и после получения, в начале и конце ответа и в покое она составляла у первых 1,45±0,25, 1,32±0,23, 1,50±0,20, 1,30±0,22 и 0,92±0,14, у вторых 1,15±0,26, 1,28±0,21, 1,40±0,26, 1,18± ±0,23 и 0,95±0,18 мм соответственно. Различия этого показателя между ответственными этапами экзамена и покоем были достоверны (Р<С <0,05). Повышение амплитуды зубца Р свидетельствовало о возбуждении симпатической нервной системы.
Наблюдались значительные изменения амплитуды зубца Т у экзаменующихся спортсменов с низкой и высокой успеваемостью. Эти изменения часто проявлялись ее снижением. У первых они были больше, чем у вторых. Сдвиги в амплитуде зубца четко прослеживались на ответственных этапах экзамена, особенно в начале ответа: при низкой успеваемости они составляли 1,75±0,43, 1,58±0,39, 1,30±0,45 и 1,70±0,37, при высокой успеваемости — 2,32±0,58, 2,60± ±0,56, 1,96±0,44 и 2,08±0,45 мм соответствен-
но. После ответа студента зубец Т быстро нарастал, достигая в покое у студентов с низкой н высокой успеваемостью 3,28±0,51 и 3,65± ±0,57 мм соответственно. Различия этого показателя между обеими группами испытуемых достоверны (Р<0,05).
Чем большим было эмоциональное напряжение экзаменующихся, тем большим было и уплощение зубца, что обнаруживалось в начале ответа в обеих группах испытуемых. Уплощение зубца Т свидетельствует об ослаблении сократительной функции миокарда (Т. Н. Никитина).
Наблюдалось и смещение сегмента 5—Т ниже изолинии у спортсменов с низкой и высокой успеваемостью. У первых оно было несколько большим, чем у вторых. Так, в начале ответа это смещение в 1-й группе составляло 1,22±0,39, в покое — 0,20±0,07, во 2-й — 0,98±0,29, в покое — 0,35±0,18 мм. Различия между ответственными этапами экзамена и покоем по этому показателю были достоверны (Р<0,05). Напряжение сердечной деятельности у нетренированных студентов оказалось значительно большим, чем у тренированных. При низкой успеваемости у студентов, не занимающихся спортом, оно было выражено резче, чем при высокой успеваемости.
Так, интервалы Я—и Г—Р у экзаменующихся резко укорачивались (см. таблицу). Их укорочение было наиболее внушительным на ответственных этапах экзамена. О более высоком напряжении сердечной деятельности у низкоуспевающих студентов, нежели у высокоуспевающих, свидетельстсвовало более резкое укорочение у них указанных интервалов.
Фактическая электрическая систола значительно преобладала над должной. Так, перед получением и после получения билета, в начале и конце ответа, в покое превышение фактической ее величины над должной у низкоуспевающих студентов составляло 0,078, 0,071, 0,076, 0,070 и 0,040, у высокоуспевающих —0,062, 0,063, 0,071, 0,058, 0,027 с соответственно. Резкое отклонение фактической величины от должной свидетельствовало о высоком напряжении сердечной деятельности нетренированных лиц, ибо после ответа это напряжение вскоре исчезало.
О крайне напряженной деятельности сердца неспортсменов свидетельствовал и фактический систолический показатель. Он постепенно увеличивался по мере усиления их напряженного состояния, а после ответа начинал падать. У плохо успевающих студентов изменения его фактической величины были намного большими, чем у успевающих. Так, в начале ответа она составляла у первых 71,30±2,29 %, у вторых — 66,70± 5,51 % (должные величины достигали у тех и других 55,60± 1,55 и 53,00±2,86 % ). Фактический систолический показатель значительно преобладал над должным, особенно у студентов с низкой успеваемостью. Так, перед получением и
после получения билета, в начале и конце ответа, в покое превышение фактической величины над должной у плохоуспевающих студентов составляло 14,00, 12,30, 15,70, 12,90 и 5,00, у успевающих — 9,90, 10,70, 13,30, 9,20 и 2,80% соответственно.
Зубец Р у нетренированных студентов обнаруживал большее увеличение своей амплитуды, чем у спортсменов. Так, перед получением билета, после его получения, в начале и конце ответа в покое амплитуда зубца у студентов с низкой успеваемостью составляла 1,60±0,33, 1,65±0,38, 2,20±0,56, 1,70±0,42 и 1,15±0,24, с высокой успеваемостью — 1,50±0,39, 1,35±0,34, 2,05± ±0,43, 1,70±0,35 и 1,10±0,15 мм соответственно.
Изменения амплитуды зубца Т были намного больше у нетренированных студентов, нежели у тренированных. Они проявлялись более частым и выраженным уменьшением амплитуды у первых, нежели у вторых. У плохоуспевающих студентов эти изменения были больше, чем у успевающих. Особенно ярко они проявлялись на ответственных этапах экзамена, достигая соответственно у студентов с низкой успеваемостью 1,20±0,64, 1,30±0,68, 1,05±0,43 и 1,35±0,61, в покое — 2,40±0,50, с высокой — 1,40±0,73, 1,70±0,83, 1,25±0,51 и 1,60±0,67, в покое — 2,70±0,59 мм. У нетренированных студентов амплитуда зубца Т была низкой и в спокойном состоянии, что говорит об ослаблении у них сократительной функции миокарда.
Смещение сегмента 5—Т ниже изолинии у нетренированных экзаменующихся превышало это смещение у спортсменов. При низкой успеваемости оно было большим, чем при высокой. Наибольшим оно было в начале и конце ответа, составляя у первых 1,70±0,48, 1,40±0,53, у вторых — 1,40±0,58, 1,20±0,61, в покое — 0,50± ±0,24, 0,25±0,13 мм. Снижение увеличивалось с ростом напряженного состояния испытуемых. Уплощение зубца Т, смещение ниже изолинии сегмента 5—Т рассматриваются как следствие глубоких дистрофических процессов в миокарде, вызванных тяжелой и длительной перегрузкой сердца (Л. А. Бутченко).
Таким образом, при низкой успеваемости студентов напряжение сердечной деятельности студентов во время экзаменов было значительно большим, чем при высокой успеваемости, что видно по большим сдвигам ЭКГ у первых, чем у вторых. У спортсменов с разной успеваемостью это напряжение было намного меньшим, чем у нетренированных ллц.
Следовательно, низкая успеваемость на фоне недостаточной двигательной активности обусловливает высокое нервно-эмоциональное напряжение у экзаменующихся. Высокий же экзаменационный стресс в свою очередь тормозит умственную деятельность (явление отсроченного восстановления в памяти учебного материала во время ответа на экзаменах, называемое в психо-
логии реминисценцией), что еще больше снижает их успеваемость. При низкой успеваемости этот стресс у спортсменов ослаблен. По литературным данным, регулярные физические упражнения повышают тонус симпатико-ингиби-торных механизмов, тонус вагуса, т. е. создают условия для ослабления эмоционального стресса.
Итак, только систематическая работа студентов в течение учебного года над теоретическими дисциплинами, т. е. регулярное посещение лекций, практических и семинарских занятий, активное участие в них, серьезная самостоятельная работа над учебной литературой на дому, иначе говоря, дробное изучение учебного материала плюс регулярные физические упражнения (ежедневная утренняя зарядка, обязательные ежедневные прогулки на свежем воздухе, катание на лыжах и коньках в выходные дни т. д.) будут способствовать снижению экзаменационного стресса и повышению успеваемости.
Дробное изучение учебного материала дает возможность осмыслить его, закрепить в памяти, делает знания глубокими и прочными (отсюда и уверенность экзаменующихся в своих знаниях и ослабление стресса). Учеба же «залпом», т. е. работа над учебной дисциплиной только в течение 2—3 дней во время экзаменационной сессии, в течение одного вечера во время подготовки к семинару и коллоквиуму, да еще по кратким и нередко искаженным по содержанию лекционным конспектам (за отсутствием времени работать над книгой) дает студентам неглубокие, отрывочные знания, не учит их думать, овладевать литературным русским языком, столь необходимым будущему специалисту с высшим образованием. Следует также учесть, что экзаменационная сессия многопредметна и протекает на фоне острого утомления экзаменующихся (ведь экзамены обычно планируются в конце полугодия или в конце учебного года), что не позволяет им работать в полную силу. К тому же подготовка к экзаменам, семинарам и коллоквиумам нередко протекает по ночам на фоне бессонницы, что, безусловно, снижает усвоение учебного материала. Бессонница ведет к тяжелым последствиям для экзаменующихся, к полным провалам памяти во время ответа и к отрицательным оценкам.
Литература. Бутченко Л. А. Электрокардиография в
спортивной медицине. Л., 1963, с. 38—39, 119. Волкинд Н. Я. — Гиг. н сан., 1981, № 8, с. 28^30. Волкинд Н. Я. — Ж. высш. нервн. деят., 1975, т: 25, № 6; с. 1181—1187.
Волкова II. П. — В кн.: Физиологическая характеристика,
умственного н творческого труда. М.. 1969, с. 32—33. Кудряшов Б. А.. Подольская О. В., Ляпина Л.'А. — Кардиология, 1971, № 7. с. 105—108. Марголин В. //.. Пиунова Н. А.. Ермолова А. ' С. — В кн.:
Физиология труда. М., 1973, с. 232. , •
Маркова Е. А., Каптюх В. В. — Гиг. и сан., 1978. № 2,-с. 45—47.
Мокиенко Г. С. — В кн.: Физиология труда. М„ 1973, с. 251—252.
Никитина Т. Н. — Кардиология, 1970, № 2, с. 120—124.
Паст у хина Р. И.. Вихриева М. П., Болдовский К. П. — В кн.: Проблемы радиотелеметрии в физиологии и медицине. Свердловск, 1968, с. 207—210.
Folin О.. Denis W„ Smillie W. G.—J. biol. Chem., 1914, v. 17, p. 519—520.
Hodges J. K„ Jones Ai. Т., Stockham M. A. — Nature, 1962, v. 193. p. 1187—1188.
Knauer A.— Z. ges. Neurol, u. Psychiat., 1916, Bd 30, S. 319-353.
Malmiwirta Fr., Mikkonen H. — Skand. Arch. Physiol., 1924, Bd 45, S. 68—73.
Поступила 24.12.81
Summary. ECG changes in students with different academic progress have been recorded during an examination. These changes were far more pronounced in students with lower academic results, particularly, in those students who did not go in for sports. Less marked deviations in the ECG were observed in the students taking up sports. Consequently, excellent and good resuilts in the high-level motor activity are reliable means of making students resistent to cardiac stress.
УДК 613.865-053.5:613.155
Б. 3. Воронова, Е. А. Эльковская
ИЗМЕНЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ МЛАДШИХ школьников В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ
НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва
Интенсификация учебного процесса, увеличение из года в год учебной нагрузки требуют путей оптимизации труда школьников и педагогов. Исследования целого ряда авторов свидетельствуют о существенном влиянии состояния воздушной среды на самочувствие и работоспособность школьников (Е. И. Кореневская и Л. Г. Рогачевская; А. А. Крюкова).
В настоящей работе изучались возможности оптимизации воздушной среды путем регулирования воздухоподачи (в системе воздушного отопления).
Для решения задачи был проведен натурный эксперимент в школе, где изучались состояние воздушной среды и ее влияние на умственную работоспособность школьников при различных режимах воздухоподачи: в один класс (контрольный) в течение учебного года подавалось 20 м3, в другой (экспериментальный) — 40 м3 воздуха в час на 1 ребенка. В обоих классных помещениях создавались оптимальные условия микроклимата. Классы имели одинаковую юго-восточную ориентацию с близким уровнем естественного освещения. Под наблюдением находились дети двух 3-х классов, имеющие одинаковое расписание уроков. Состояние воздушной среды оценивали по содержанию углекислого газа, аммиака и окисляемости воздуха.
В экспериментальном классе концентрация С02 от начала к концу уроков растет в среднем в 1,7 раза; а в контрольном классе —в 4,3 раза и превышает ПДК (рис. 1).
От начала к концу учебного года накопления аммиака не происходит как в экспериментальном, так и в контрольном классе.
Содержание органических веществ в воздухе экспериментального классного помещения в те-
чение учебного дня существенно не меняется. В контрольном классе наблюдается резкое увеличение концентрации органических веществ к концу уроков в среднем в 2 раза, т. е. до верхней границы ПДК.
Таким образом, при подаче воздуха со скоростью 20 м3 в час на 1 учащегося в воздушной среде учебного помещения к концу занятий отмечается накопление углекислого газа и органических веществ выше ПДК. Исследования воздушной среды экспериментальной воздушной камеры, которые проводились параллельно, полностью подтвердили данное положение. Как видно из рис. 1, отмечаются рост большинства исследованных показателей воздушной среды при подаче 20 м3 в час воздуха на 1 школьника и тенденция к стабилизации этих показателей при увеличении воздухоподачи вдвое.
Различия в формировании воздушной среды в исследуемых классных помещениях оказали влияние на работоспособность школьников. Анализ результатов выполнения корректурных проб учащимися обоих классов в течение учебного года позволил выявить существенные различия в характере умственной работоспособности школьников сравниваемых классов. Как видно из рис. 2, динамика работоспособности школьников в течение года изменялась следующим образом: к концу учебного года в экспериментальном классе учащиеся выполняли работу с достаточно высокой скоростью (значительно большей в сравнении с исходной — на 10,2%) и нарастающей в течение года точностью (в среднем на 29,3 % по сравнению с исходной).
Гораздо менее благоприятная динамика работоспособности отмечена у учащихся контрольного класса: при значительном росте скорости вы-