Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ САНИТАРНОГО НАДЗОРА'

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ САНИТАРНОГО НАДЗОРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ САНИТАРНОГО НАДЗОРА»

дов), связано с ослаблением сократительной функции миокарда (Т. Н. Никитина).

У низкоуспевающих студентов эмоциональное напря-« жение на фоне воображаемых экзаменационных ситуаций было большим, чем у высокоуспевающих. Это четко прослеживалось по частоте пульса и уплощению зубца Т. Так, частота пульса на ответственных этапах мнимых экзаменов у первых составляла соответственно 84,70±8,11, 91,20±10,94, 93,00±8,63 в минуту, в покое — 62,00±4,85 в минуту, у вторых — соответственно 78,70±8,56, 81,70± ±7,26, 81,30±5,98, в покое — 62,20±3.51 в минуту. Амплитуда зубца Т на этих же этапах экзаменационного периода у низкоуспевающнх студентов достигала соответственно 1,80±0,48, 1,60±0,53, 1,55±0,46 мм, в покое — 2,65±0,48 мм, у высокоуспевающих — соответственно 2,60±0,79, 2,65±0.84, 2.45±0,68 мм, в покое — 3,20± ±0,68 мм. Большее эмоциональное напряжение у низкоуспевающих студентов, чем у высокоуспевающих, мы наблюдали во время сдачи ими и реальных государственных экзаменов.

Эмоции, формировавшиеся у студентов при воображаемых ситуациях, проявлялись в изменениях ЭКГ, характерных для напряжения людей, занятых нервно-эмоциональным трудом (Е. В. Андрющенко; И. М. Волкова; Р. И. Пастухина, и др.).

Разные интенсивность и скорость угасания эмоционального напряжения на фоне мысленно представляемого и реального труда, отягощенного эмоциями, прослежены и при физической работе (Н. Я. Волкинд и В. М. Стани-славчук). Воображаемые соревновательные ситуации, вызванные сложными второсигиальными раздражителями и связанные с определенными этапами хода реальных спортивных соревнований, всегда вызывали у спортсменов меньшее напряженное состояние, чем реальные состязания; эмоции при этих ситуациях также были минутными, при соревнованиях — длительными.

В заключение необходимо отметить, что воображаемая сдача экзаменов интересна не только тем, что в ней прослеживается эмоциональное напряжение, правда, слабое и скоропреходящее. Воображаемый компонент при сдаче экзаменов еще важен тем, что он обеспечивает высокое качество ответа студента на экзаменационный билет, значительно снижает его стресс при встрече с экзаменатором, вызывающей высокое напряжение сердечной деятельности.

Большинство студентов при подготовке к ответу на билет не продумывают «в уме», его содержание, свою предстоящую беседу с экзаменатором, а стараются пользоваться готовым учебным материалом, взятым из книги, напряженно строча на бумаге заученное на память и отвечая, пользуясь своими записями. Такая подготовка не учит думать студента, не развивает его абстрактное мышление, не формирует у него прочные, глубокие знания, являясь аппеляцией к его памяти, а не к уму. Стоит преподавателю изменить формулировку своего вопроса и экзаменующийся начинает теряться при ответе. Такая подготовка вызывает высокий, длительно сохраняющийся стресс, не обеспечивает высокое качество ответа.

Продумывание «в уме» учебного материала делает студентов более уверенными в своих знаниях при речевом контакте с экзаменатором, а следовательно, уменьшает их напряженное состояние, делает их ответ более качественным. Поэтому на экзаменах мы всегда должны рекомендовать студентам при подготовке составлять план ответа (для этого экзаменующиеся всегда могут пользоваться программами изучаемых дисциплин, лежащими на экзаменационном столе) и этот план тщательно продумывать до встречи с преподавателем. Воображаемый компонент важен и при многодневной подготовке к экзаменам, обеспечивает высокое качество такой подготовки.

Выводы. 1. При воображаемых экзаменационных ситуациях, соответствующих определенным этапам реального экзаменационного периода, обнаруживаются ослабленные, скоропреходящие эмоции (длятся минутами); реальные же государственные экзамены вызывают у студентов сильное, длительно сохраняющееся эмоциональное состояние.

2. Ответственные этапы экзаменационного периода, связанные с получением студентом экзаменационного билета и его ответом, всегда более отягощены эмоциями, чем другие этапы. Это прослеживается и при мннмых, и при реальных экзаменах.

3. У низкоуспевающих студентов на фоне мнимых и реальных экзаменов эмоции более ярко выражены, чем у высокоуспевающих.

Литература. Андрущенко Е. В. — Врач, дело, 1957, № 5, с. 533—535.

Бутченко Л. А. Электрокардиография в спортивной медицине. Л., 1963, с. 38—39.

Валуева М. Н. — В кн.: Нервное напряжение и деятельность сердца. М„ 1969, с. 210—227.

Волкинд Н. Я. — Ж. высш. нервн. деят., 1975, № 6, с. 1181— 1187.

Волкинд Н. #., Станиславчук В. М. — В кн.: Проблемы физического воспитания, физиологии, социалогии спорта. Красноярск, 1973, с. 43—49.

Волкова И. М. — В кн.: Физиология труда. М., 1973, с. 74— 76.

Гаккель Л. Б. — В кн.: Научная конф. по вопросам совместной деятельности первой и второй сигнальных систем в норме и патологии. Тезисы. М., 1957, с. 21.

Никитина Т. Н. — Кардиология, 1970, № 2, с. 120—124.

Павлов И. П. Полное собрание трудов. М.—Л., 1947, т. 4, а 337.

Пастухина Р. И. — В кн : Физиологическая характеристика умственного и творческого труда. М., 1969, с. 94—96.

Русалова М. Н. Физиология человека, 1976, № 2, с. 273— 281.

Федоров Б. М. Эмоции и сердечная деятельность. М., 1977, с. 141.

Фролов М. В., Свиридов Е. П. — Ж- высш. нервн. деят., 1974, № 5, с. 1052.

Поступила 04.11.81

УДК 613.95:614.39

Г. Л. Туровец

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ САНИТАРНОГО НАДЗОРА

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Накопленные научные данные о влиянии различных факторов на растущий организм позволили сформулировать представление о множестве отдельных факторов риска и их сочетаний, предопределяющих более высокий уровень заболеваемости детского населения. И хотя не все закономерности формирования здоровья ребенка еще изучены.

большинство исследователей сходятся в том, что среди этнологических моментов целого ряда предотвратимых заболеваний важнейшее место принадлежит неблагоприятным санитарно-гигиеническим условиям (Г. Н. Сердюковская).

На основании многократно проведенного в разных условиях анализа результатов массовых исследований со-

стояния здоровья детей различных возрастных групп установлена реально существующая связь между качеством окружающей среды и состоянием их здоровья — важнейшим атрибутом качества населения (В. К. Овчаров и В. А. Быстрова). При оценке состояния здоровья сейчас принято пользоваться совокупностью объективных цифровых показателей, характеризующих изучаемый коллектив в медицинском отношении на фоне и в связи с конкретными социально-гигиеническими условиями труда и быта данной группы населения (Н. А. Виноградов и соавт.).

Для гигиены детей и подростков и санитарной практики, которая, согласно «Положению о государственном санитарном надзоре» (1973), должна осуществлять контроль за проведением санитарно-гигиенических, санитарно-проти-воэпндсмических и других мероприятий, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости детакого населения, динамические сведения о состоянии здоровья приобретают особое значение. Они являются основой планирования всей работы отделения гигиены детей и подростков СЭС, объективным критерием эффективности проведенных мероприятий, наиболее важным аргументом при обосновании финансирования целенаправленных оздоровительных программ.

Чтобы сведения о состоянии здоровья детей отвечали многообразным направлениям профилактической работы, недостаточно только данных о заболеваемости. Применительно к задачам гигиены детей и подростков понятие «здоровье детского населения» включает еще и характеристику функционального состояния основных органов и систем, сопротивляемости, уровня достигнутого развития н степени его гармоничности (С. М. Громбах, 1973). Такая оценка состояния здоровья, конкретизированная санитарным врачом в связи с реальными условиями жизни, обучения, воспитания и труда в детских коллективах, приобретает комплексный характер и дает возможность определить содержание и организацию всей работы по санитарному надзору за учебно-воспитательными учреждениями. Принцип ежегодного анализа показателей здоровья организованного детского населения следует считать ключевым в работе санитарного врача по гигиене детей и подростков.

Между тем, согласно инструкции о работе СЭС по гигиене детей и подростков (1976), этот раздел работы четко не оговорен. В параграфе 7 этой инструкции сказано, что при обследовании учреждения проверяется «...своевременность и полнота проведения предварительных и периодических медицинских осмотров», а в параграфе 10 записано, что СЭС в своей работе применяет «... статистический метод обработки ... данных заболеваемости, состояния здоровья и физического развития детей и подростков». В отчетной форме № 36 о работе СЭС за год отсутствует какое-либо упоминание о результатах деятельности в этом направлении.

Отсутствие четких указаний на обязательность анализа состояния здоровья детей и подростков санитарными врачами в подконтрольных объектах района обслуживания привело к тому, что этот важный раздел работы по-суще-ству «выпал» из их должностных обязанностей. Длительное изучение деятельности более 100 СЭС разного уровня свидетельствует, что работа отделений гигиены детей и подростков в этом направлении сводится в основном к надзору за медицинским обеспечением детей в учебно-воспитательных учреждениях н к выборочному контролю за проведением регламентированных углубленных осмотров без достаточного анализа и обобщения их результатов по всей территории обслуживания. Затраты рабочего времени в течение года на этот раздел работы составляют 1,5— 2 %. Справедливости ради следует сказать, что большинство опытных санитарных врачей, с которыми приходилось обсуждать эти вопросы, не считают такое положение нормальным. Может быть поэтому в ряде СЭС указанный объективный показатель санитарного состояния детского населения все же положен в основу оценки эффективности гигиенических мероприятий и используется для перспективного планирования.

Результаты фотохронометражных наблюдений за 30 санитарными врачами по гигиене детей и подростков и таким же количеством их помощников свидетельствуют, что при существующих сейчас требованиях почти не остается времени на проведение серьезной работы по контролю за состоянием здоровья детских коллективов. Это в первую очередь относится к персоналу районных (сельских и городских) СЭС. Дефицит времени связан здесь и с рядом обстоятельств. Во-первых, идет постоянный рост сети детских учреждений, подлежащих санитарному надзору. Только за истекшее 10-летие сеть детских объектов в целом по стране выросла на 25 %, а количество организованных детей увеличилось в них на 35 %. Между тем штатное расписание специалистов по гигиене детей и подростков остается неизменным с 1969 г. Во-вторых, усложнился характер н методический уровень санитарного надзора, а вместе с ними и объем оперативной работы. В-третьих, не до конца определены возможности кооперации и разделения труда с эпидемиологами, в результате чего собственно гигиеническим вопросам в деятельности санитарного врача отводится более скромное место.

Не соответствует требованиям сегодняшнего дня и организация труда специалистов по гигиене детей и подростков. Половину годового бюджета времени занимает текущий санитарный надзор за объектами. Это неоправданно много, если учесть, что для решения целого ряда санитарных вопросов достаточно компетенции помощника санитарного врача. Большое место в структуре затрат времени принадлежит организационно-методической работе, объем которой может быть заметно уменьшен; в первую очередь за счет упорядочения делопроизводства.

Таким образок, даже в рамках общепринятого условного расчленения должностных обязанностей санитарного врача по гигиене детей и подростков отчетливо выявляются резервы времени, необходимого для работы по оценке состояния здоровья детских коллективов. Резервы эти могут стать еще более значительными, а результаты работы еще более плодотворными, если планировать деятельность врача с позиций системного подхода, в основу которого должна быть положена динамическая информация о состоянии здоровья.

В созданной в нашей стране системе динамического контроля за состоянием здоровья детского населения должны быть четко определены задачи специалистов по гигиене детей и подростков. Прежде всего следует сформулировать принципы организованного взаимодействия между ними и педиатрами. Врач по гигиене детей и подростков должен не только уметь направлять усилия детских врачей на планомерную профилактическую работу в детском учреждении, наряду с лечебной, но и всячески содействовать четкой организации декретированных медицинских осмотров, диспансеризации, контролировать оптимальное сочетание лечебно-оздоровительных мероприятий и режимных моментов для больных и ослабленных детей.

Анализ опыта некоторых районных СЭС, осуществляющих целенаправленную деятельность по контролю за состоянием здоровья детских коллективов, показал, что именно на основе такого содружества эта работа и строится. В основе ее лежит комплексный план, в котором четко разграничены самостоятельные и общие задачи санитарной и педиатрической служб. Значительную долю организационных мероприятий берет на себя санитарный врач. Они включают контроль за сроками и условиями проведения углубленных санитарных осмотров, за обеспечением и стандартизацией антропометрического инструментария, полнотой ■ охвата детей, за выполнением специальных лечебно-оздоровительных мероприятий для диспансерных групп (диетическое питание, специальные физические упражнения, регламентация трудового обучения) и др. Совместно с педиатром детского учреждения проводится оценка первичных результатов медицинских осмотров в каждом детском коллективе с последующей разработкой комплексных профилактических мероприятий, включая оздоровление внешней среды. Материалы таких углубленных медицинских осмотров по каждому детскому учреждению концентрируются в СЭС, где совместно с районным педиатром прово-

дятся их обобщение и анализ в масштабе обслуживаемой территории.

Обязательным условием при сопоставлении материалов осмотров является единая методика оценки состояния здоровья. Разработка такой методики проведена в Институте гигиены детей и подростков Минздрава СССР уже более 10 лет назад (С. М. Громбах, 1970). Она прошла серьезную научную проверку и получила высокую оценку специалистов. Предложенная схема распределения детей и под-

Ь ростков по 5 группам здоровья 1 позволяет охватить всех без исключения организованных детей — и абсолютно здоровых, и имеющих в состоянии здоровья факторы повышенного риска, и страдающих хроническими заболеваниями. Такое распределение детей, основанное на способности каждого ребенка или подростка выполнять присущие ему социальные функции, имеет глубокий гигиенический смысл. Появляется возможность четкой регламентации санитарно-гигиенических условий для каждой из групп, облегчается планирование целенаправленных оздоровительных мероприятий в организованных детских коллективах и контроль за их эффективностью. Комплексный подход к оценке состояния здоровья значительно упрощает обобщение и анализ результатов углубленных медицинских ос^-мотров.

Разумеется, качество первичных материалов о состоянии здоровья индивидуума и соответственно последующий уровень анализа данных о коллективе в целом зависят от унифицирования методических приемов, применяемых при медицинских осмотрах. Необходимы единые детализированные указания по методике организации медицинских осмотров всех возрастных групп детей и подростков, что I создаст предпосылки для их качественного проведения и возможности контроля.

1 1-я группа — здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем основных функций; 2-я группа — здоровые дети, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; 3-я группа — дети, страдающие хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохранением функциональных возможностей организма; 4-я группа — дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

УДК 613.5:

Гигиенистами и офтальмологами доказано, что недостаточное освещение учебных помещений является решающим условием . развития миопической рефракции среди школьников (Э. С. Аветнсов; Е. М. Белостоцкая; Н. М. Данциг, и др.). Создание оптимального освещения в школах, т. е. освещения с наиболее благоприятными условиями для высокой общей и зрительной работоспособности и формирования эмметропической рефракции детей, — основной гигиенический путь профилактики миопин (Е. М. Белостоцкая; Ю. Д. Жилов; Т. А. Кожомкулов и Е. 3. Маневич, 4< др.). Многолетними исследованиями, проведенными в Институте гигиены детей и подростков, показано, что зона оптимальной освещенности учебных помещений начинается от 500—600 лк (Ю. Д. Жилов; М. А. Шарова), однако в существующих строительных нормах и правилах (СНиП) допускается освещенность на учебных местах в классах и кабинетах в 300 лк. Понимая большую социальную зиачи-

При этих условиях можно рассматривать контроль за состоянием здоровья детских коллективов как элемент санитарного надзора, результаты его ежегодного анализа — как качественный показатель деятельности отделений гигиены детей и подростков (Г. Л. Туровец и Н. Н. Сморч-кова).

Уже указывалось выше, обобщение данных о состоянии здоровья организованных детей в пределах района (городского нли сельского) проводится совместно районным педиатром и санитарным врачом по гигиене детей и подростков. В отделении гигиены детей и подростков СЭС II и III уровня (городских, в городах с районным делением, и областных — краевых) можно было бы концентрировать сведения, полученные из районных СЭС, и проводить их анализ. Здесь для этого есть все условия. Это дало бы возможность включать комплекс оздоровительных мероприятий в план социального развития области (края)

Наличие в каждой области и территории динамических сведений о состоянии здоровья детей и подростков как части общих показателей здоровья всего населения имеет огромное общегосударственное значение и является основой совершенствования профилактической помощи.

Исходя из анализа сегодняшней деятельности СЭС по разделу гигиены детей и подростков, мы считаем, что высказанные соображения требуют дальнейшей глубокой научной проработки, которая поможет сформулировать основополагающие критерии эффективности и качества работы по охране здоровья подрастающего поколения.

Литература. Виноградов Н. А., Георгиевский А. С., Поляков Л. Е. — В кн.: Методические основы изучения здоровья населения. М., 1938, с. 5—45.

Громбах С. М. — В кн.: Всероссийская конф. детских врачей. Тезисы докладов. Челябинск, 1970, с. 19—21.

Громбах С. М. — Вопр. охр. мат., 1973, № 7, с. 3—7.

Овчаров В. К., Быстрова В. А. — Сов. здравоохр., 1981, № 10, с. 11—15.

Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М., 1979.

Туровец Г. Л., Сморчкова Н. Н. — В кн.: Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М., 1981, с. 26—28.

Поступила 17.12.81

мость оптимизации школьного освещения для охраны детского зрения, в институте разработан экспериментальный проект школьного здания на 33 класса с улучшенной осветительной установкой (С. П. Соловьев и соавт.).

Отличительными особенностями экспериментальной осветительной установки являются: 1) повышение уровня освещенности в классах и кабинетах в 1,7 раза — до 500 лк вместо существующих 300 лк, 2) улучшение цветопередачи за счет использования новых люминесцентных ламп типа ЛЕ, 3) улучшение качественных показателей освещения учебных помещений и понижение вуалирующего отражения на рабочих поверхностях путем использования новейших светильников ЛПО-23 (М. Ю. Каплинская), 4) понижение неравномерности освещения во времени путем автоматического регулирования искусственного освещения. Расчеты показали,.что при оснащении школ экспериментальными осветительными установками несколько

[644.3:727.1

Е. 3. Маневич, Г. В. Грибов

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГИГИЕНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ

Центральный научно-исследовательский н проектный институт типового и экспериментального проектирования школ, дошкольных учреждений, средних и высших учебных

заведений, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.