Научная статья на тему 'БИОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МИОКАРДА СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ'

БИОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МИОКАРДА СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БИОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МИОКАРДА СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ»

рабочих мест, достаточности заложенных в проект объемов вентиляции для ликвидации или уменьшения вредных факторов производства.

На втором этапе освоения раздела студенты работают уже с натурными проектами. В качестве учебного материала преимущественно используются типовые проекты относительно небольших промышленных объектов (гаражей, мастерских по ремонту сельхозтехники, кирпичных заводов, котельных и т. п.).

Для обеспечения полноты рассматриваемого матерна ла типовые проекты привязываются к местности, т. е тем самым дополняются разделом ситуационного плана Ввиду того что чаще всего используются устаревшие ти повые проекты, обычно в них обнаруживается достаточ ное количество несоответствий действующим саннтарным нормам.

Выбор типовых проектов не случаен. Большим достоинством типовых проектов является относительно короткая пояснительная записка по всем разделам, вследствие чего студенты вынуждены находить нужные сведения в чертежах. Тем самым закрепляется их уменье работать с графическим материалом, первично полученное при работе с адаптированными проектами. Кроме того, студенты вынуждены знакомиться и с разделами проекта,

которые им вначале кажутся не имеющими прямого отношения к гигиенической экспертизе, в частности со смет-но-финансовым расчетом, так как нередко только там можно обнаружить данные о численном составе работающих, балансе сырья и готовой продукции, полупродуктах и отходах и прочие сведения, необходимые для гигиенической оценки проект». Таким образом, проводя экспертизу натурного проекта, студент знакомится с возможными отклонениями от идеального проекта, получает навыки поиска нужных для гигиенической оценки сведений, закрепляет умение ориентироваться в графическом текстовом и расчетном материале.

Как показал опыт, субординаторы, прошедшие такую двухстадийную подготовку, намного успешнее справляются с экспертизой проектов при работе в санэпидстанциях, где подчас им предлагаются для оценки довольно сложные проекты строительства или реконструкции промышленных предприятий. Но этим не ограничивается эффективность такой подготовки. По нашим наблюдениям, студенты, проведшие экспертизу натурных проектов, более квалифицированно подходят к гигиенической оценке условий труда в цехах, обследуемых ими во время занятий по текущему промсакнадзору, более грамотно формулируют предложения по оздоровлению условий труда.

ЛИТЕРАТУРА. Шевченко А. М., Борисенко Н. Ф.,

II ушка рев М. П. — Гиг. труда, 1976, № 10, с. 32—35.

Поступила 13.10.80

УДК 612.172.4-057.875-06:378.146

Канд. биол. наук Н. Я■ Волкинд

биоэлектрическая активность миокарда студентов

во время сдачи экзаменов

Красноярский педагогический институт

Мы поставили задачу проследить биоэлектрическую активность миокарда студентов при сдаче курсовых и государственных экзаменов. Обследованы 60 студентов факультета физического воспитания института в возрасте 20—22 лет, преимущественно юноши — третьекурсники и выпускники с более или менее одинаковой физической тренированностью, спортсмены I разряда. Такой отбор <5ыл продиктован тем, что половые различия, степень тренированности и учебный возраст сами по себе изменяли напряжение сердечной деятельности и могли бы маскировать влияние на сердце сдачи курсовых и государственных экзаменов.

О напряжении сердечной деятельности экзаменующихся судили по сдвигам ЭКГ. Применялся электрокардиограф модели 061. При записи биотоков использовали 3 стандартных отведения. Контрольный милливольт был равен 10 мм. Биотоки сердца записывались в положении сидя. Контрольным функциональным состоянием служил относительный покой. Статистическую обработку экспериментальных данных производили в вычислительном центре Института физики Сибирского отделения АН СССР.

Сердечно-сосудистая система студентов во время сдачи курсовых и государственных экзаменов была напряжена, что проявлялось в уменьшении длительности интервалов К — Я и Г — Р\ в превышении фактических электрической систолы и систолического показателя по отношению нормы, в повышении амплитуды зубца Р, в уплощении зубца Т и смещении сегмента 5 — Т ниже изолинии. Эти изменения ЭКГ экзаменующихся обеих групп были особенно явными на ответственных этапах экзаменов: перед получением экзаменационного билета, сразу после его получения, в начале и конце ответа. Начало ответа, длящееся десятки секунд, всегда было связано с наибольшим нервно-эмоциональным напряжением. Дальше следовал период адаптации к экзаменатору, к его присутствию и речевому контакту с ним. После объявления экза-

менационной оценки прослеживался быстрый возврат элементов ЭКГ к уровню покоя. Период подготовки к ответу, как правило, характеризовался ослаблением напряженного состояния экзаменующихся. Это можно объяснить некоторой их изоляцией от экзаменатора и обдумыванием учебного материала, подавляющим нервно-эмоциональное напряжение.

У сдающих курсовые экзамены сердечная деятельность была менее напряженной, чем у сдающих государственные. Об этом свидетельствовали меньшие изменения ЭКГ у первых, чем у вторых.

Интервалы Я — /? и Т — Р по длительности были более продолжительными в 1-й группе, чем во 2-й. На ответственных этапах экзаменов нх длительность значительно уменьшалась, особенно у лиц 2-й группы, что свидетельствовало о большой тахикардии. У отдельных студентов тахикардия была настолько значительной, что зубец Р последующего сердечного щикла наслаивался на зубец Т предшествующего, что имело место в начале ответа. Различия между обеими группами испытуемых по указанным показателям были достоверны (Р<0,05).

У лиц, сдающих курсовые и государственные экзамены, фактический систолический показатель на всех этапах экзаменационного периода превышал норму. В обеих группах экзаменующихся это превышение было достоверным (Р<0,05), однако оно было более явным у сдающих государственные экзамены, особенно на ответственных их этапах. Так, перед самым получением студентом экзаменационного билета, сразу после его получения, в начале и конце ответа превышение фактической величины над должной в 1-й группе экзаменующихся составляло соответственно 5,65, 9,90, 10,50, 6,75%; во 2-й — 9,90, 10,80. 12,85, 9,15%; фактический систолический показатель у лиц обеих групп составил соответственно 2,15 и 2,40%. Отклонение фактического систолического показателя от должного больше чем 5% свидетельствует об ухудшении функционального состояния миокарда (Л. А. Бутченко).

О высоком напряжении сердечной деятельности у экзаменующихся студентов обеих групп свидетельствовала и постепенно нараставшая величина фактического систолического показателя по мере роста стрессового состояния у испытуемых с приближением времени ответа. Так, перед и после получения экзаменационного билета, в начале и конце ответа этот показатель у сдающих курсовые' экзамены достигал соответственно 48,30±2,44, 48,70±3,91, 56,65±4,54, 50,50±3,81% (в покое —39,15± ±1,08%); у сдающих государственные экзамены—соответственно 56,40±3,18, 57,80±2,79, 61,95±3,95, 55,50± ±3,48% (в покое — 39,20± 1,35%). Динамика фактического систолического показателя во время сдачи экзаменов аналогична изменениям интервалов R — R и Т — Р. Различия между обен.ли группами экзаменующихся студентов по этой величине были достоверны (Р<0,05) на всех этапах экзаменационного периода, кроме момента начала ответа.

Электрическая систола также свидетельствовала об огромном напряжении сердечной деятельности во время сдачи экзаменов, особенно государственных, что видно по превышению фактической величины Q — Т должного уровня на ответственных этапах экзаменационного периода. Так, перед и после получения экзаменационного билета, в начале и конце ответа это превышение у сдающих курсовые экзамены составляло соответственно 0,046 0,041, 0,063 и 0,046 с (в покое — 0,022 с), у сдающих государственные экзамены — соответственно 0,061 ;0, 066; 0,069; 0,055 с, (в покое — 0,023 с). Отклонение фактической электрической систолы от должной больше чем на 0,04 с говорит о ее выходе на пределы нормы (Л. А. Бут-ченко; Г. Я. Дегтярь). Итак, у лиц, сдающих курсовые экзамены, напряжение сердечной деятельности ниже, чем у сдающих государственные. Если у первых фактическая электрическая систола на всех этапах экзаменационного периода (кроме начала ответа) всегда укладывалась в норму, то у вторых она всегда превышала ее.

Была обнаружена явная тенденция к увеличению амплитуды зубца Р на ответственных этапах. У студентов, сдающих курсовые экзамены, она была менее выраженной, чем у сдающих государственные экзамены. Так, перед и после получения билета, в начале и конце ответа амплитуда зубца в 1-й группе достигала соответственно 1,40± ±0,25, 1,42±0,23, 1,40±0,20 и 1,32±0,20 мм, во 2-й— 1,48±0,25, 1,52±0,23, 1,65±0,28 и 1,52±0,23 мм. В покое она составляла в обеих группах соответственно 0,98± ±0,14 и 1,10±0,14 мм. Различия по амплитуде зубца между ответственными этапами экзаменов и покоем были достоверны (Р<0,05).

Прослеживалось значительное уплощение зубца Т у студентов во время сдачи курсовых и особенно государственных экзаменов. Оно было наибольшим на ответственных их этапах. Так, перед и после получения билета, в начале и конце ответа амплитуда зубца Г в 1-й группе экзаменующихся достигала соответственно 2,68±0,48, 2,75±0,46, 2,10±0,42 и 2,32±0,43 мм, во 2-й — 1,65±

ЛИТЕРАТУРА. Андрущенко Е. В. — Врач, дело,

1957, № 5, с. 533-535. Белоусов В. Е. Математическая электрокардиология.

Минск, 1969, с. 111. Бутчснко Л. А. Электрокардиография в спортивной медицине. Л., 1963, с. 38—39.

±0,40, 1,68±0,42, 1,30±0,39 и 1,68±0,41 мм (в покое — соответственно 4,12±0,58 и 3,60±0,47 мм). После ответа амплитуда зубца быстро нарастала и достигала максимальной величины в покое. Итак, у сдающих курсовые экзамены наблюдалось меньшее сглаживание Т, чем у сдающих государственные. Различия между обеими группами по этому показателю были достоверны (Я<0,05). Уплощение зубца Т на фоне высокого эмоционального напряжения наблюдали и другие авторы (Е. В. Андрущенко; М. Н. Валуева; В. П. Соловьева). Сглаживание зубца Т в сочетании с увеличением амплитуды зубца Р говорит о превалировании симпатической нервной системы над парасимпатической (В. Е. Белоусов).

Наблюдалось и смещение сегмента 5 — Т ниже изолинии у студентов, сдающих курсовые и государственные экзамены. Перед и после получения билета, в начале, конце ответа и в покое это смещение у первых достигало соответственно 0,90±0.38, 0,98±0,40, 1,08±0,40, 0,75± ±0,26 и 0,15±0,11 мм, у вторых — 0,82±0,23, 1,05±0,30, 1,10±0,30, 0,90±0,25 и 0,38±0,18 мм. Различия между ответственными этапами и покоем по этому показателю были достоверны (Я<0,05). У отдельных испытуемых 5 — Т во время ответа снижался на 2—3 мм. Смещение сегмента ниже изолинии на фоне высокого эмоционального напряжения обнаружили и другие авторы (Е. В. Андрущенко; М. Н. Валуева, и др.).

Динамика фактических систолического показателя и электрической систолы на разных этапах экзаменационного периода, отражая напряженное состояние сердечной деятельности экзаменующихся, свидетельствует о том, что сдача экзаменов не представляет опасности для сердца. Следует констатировать, что превышение фактических величин этих показателей над должными во время сдачи курсовых экзаменов почти всегда укладывается в норму или незначительно выходит за ее пределы. Исключение составляет только момент начала ответа на экзаменационный билет — для него типично значительное превалирование фактических величин над должными. Но этот этап длится только десятки секунд и поэтому не может быть опасным своей высокой напряженностью для миокарда. Государственные же экзамены, вызывающие значительное отклонение фактических систолического показателя и электрической систолы от нормы, свидетельствующее о высоком напряжении сердечной деятельности на этом фоне, также не представляют опасности для сердца, ибо они являются завершающим периодом многолетнего обучения студентов в вузе. Надо еще учесть, что для подготовки каждого из этих выпускных экзаменов предоставляются большие сроки — до 10 дней, что дает студентам возможность не работать с большой нагрузкой. Кроме того, число таких экзаменов часто ограничивается 3; ограничен и период государственной экзаменационной сессии — обычно она длится только I мес. Необходимо помнить и то, что у экзаменующихся после ответа ЭКГ быстро норм?лизуется. Таким образом, общие рассуждения об опасности экзаменов для сердца лишены основания.

Валуева М. Н. — В кн.: Нервное напряжение и деятельность сердца. М., 1969, с. 210—227. Дехтярь Г. Я■ Электрокардиографическая диагностика.

М., 1966, с. 64. Соловьева В. П. — В кн.: Физиологическая характеристика умственного и творческого труда. М., 1969, 120—122.

Поступила 03.11.80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.